голландская методика тренировок по футболу
Как готовят молодежь в Голландии, Испании и Англии
Рууд Гуллит в своей книге «Как смотреть футбол» рассказывает о системе подготовки молодых футболистов в Голландии, Испании и Англии.
Нидерланды
Сейчас мой сын Максим играет в команде АФК дивизиона В1 против молодежных команд «Аякса», ПСВ, АЗ и «Фейеноорда», так что я каждую неделю имею дело с голландским молодежным футболом. Удивительно, что, как и на высшем уровне футбола в Нидерландах, основой менталитета здесь не является стремление победить: никто не пытается добиться победы любой ценой, а после поражения мир не рушится.
Недостаток психологии победителей в той же мере стал следствием особенностей тренировок, обучения и подбора игроков, что и результатом работы судей, которые не допускают проявления такой ментальности. Я не имею в виду, что юниоры должны с бешеными глазами косить всех направо и налево или гоняться за соперниками и судьями. Нет, я хочу, чтобы они проявляли желание бороться. Я этого просто не вижу. А такое желание необходимо, если вы намерены играть на высшем уровне. Им в полной мере обладали такие игроки, как Найджел де Йонг, Яп Стам и Марк ван Боммел.
«Нам нужно тренировать детей. Делать из них футболистов», — возражают мне на это обычно. Но футбол — это не только контроль мяча и тактика. Силовая борьба тоже должна быть элементом тренировок.
Установите награды за тренировки. Пусть ребята всегда играют не просто так, а за что-то. И если они, например, проигрывают в упражнении по ударам или передачам, за этим должно следовать какое-то символическое наказание: пусть побежденные бегут дополнительный круг, делают десять дополнительных отжиманий, неделю носят мячи на тренировки и выполняют другую мелкую работу, которая не нравится никому, даже самым юным игрокам. В то же время стоит вознаграждать ребят, которые победили или сделали что-то особенно удачно.
В современных Нидерландах футбольные таланты не до конца реализуют свой потенциал. Более того, отсутствует как раз жизненно необходимый элемент в игре — недостает борьбы, страсти, психологии победителя. В центрах подготовки растят каких-то клонов. Слишком однообразно. Кроме того, дело еще и в том, что дети больше не могут играть на улицах. Раньше мы именно там учились игре, выбирали команды, брали на себя инициативу, стараясь играть как можно лучше, чтобы найти путь к победе. Ответственность здесь должны разделить и компьютерные игры, мобильные телефоны.
Пусть дети в тренировочных центрах сами выбирают себе команды. Можно, например, организовать расстановку, в которой игрок должен коснуться мяча трижды: посмотрим, что дети сделают в таких условиях. Сейчас обычно на тренировках обязывают играть в одно или два касания, а мне хотелось бы посмотреть, как полузащитники отреагируют на необходимость тронуть мяч трижды, и только уже тогда думать, что делать дальше. Думать о том, как сохранить мяч, как развернуться и не потерять его в условиях противодействия со стороны соперников. Это учит игроков действовать быстрее, лучше выбирать позицию, освобождаться от опекуна, уметь физически постоять за себя в единоборстве.
Потенциальных вариантов тренировки тысячи, но вы почти ничего из них не увидите в Нидерландах. Голландская тренировка — это передачи, передачи и еще раз передачи. Пас, снова пас — и никто никуда не идет. И все это так скучно и предсказуемо.
Испания
В футбольном клубе «Барселона» тренировочная программа поставлена на высочайшем уровне: от второй команды два шага до главной, так что игроки из молодежки действительно порой привлекаются к игре в первой команде. Каждый испанец готов с гордостью указать на это, но при тщательном рассмотрении заметно, что за последнюю пару лет новых талантов, в общем-то, не появилось. Только Серхи Роберто иногда подпускают к основе, однако только в играх, где уже ничего не решается или где шансов на поражение изначально практически нет. Кто может стать новой звездой уровня «Барселоны»? Со времен Лионеля Месси, Андреса Иньесты и Серхио Бускетса я не заметил, чтобы в рамках тренировочной программы клуба с «Ноу Камп» появился какой-то исключительный талант.
Англия
Глядя в том же критическом ключе на Англию, могу заметить, что слишком мало внимания уделяется подготовке молодых техничных футболистов — игроков, которые могут решить судьбу эпизода и матча каким-то нестандартным техническим приемом.
Посмотрите на центральных полузащитников в больших клубах: вы не найдете англичан в роли плеймейкеров. Они захлебываются в борьбе. Но футбол — это не только конфронтация и единоборства. Пока развитие техники остается на втором или третьем плане, англичане не должны жаловаться на то, что костяк, ось самых успешных команд премьер-лиги составляют ведущие зарубежные футболисты.
Возьмем команды-лидеры. Вратари? В «Манчестер Сити» в воротах стоит Джо Харт*, но в «Челси», «Ливерпуле», «Арсенале», «Тоттенхэме» и «Манчестер Юнайтед» все голкиперы из-за рубежа. А не стоит забывать, что у английских вратарей хорошая репутация: среди них такие исторически значимые фигуры, как Гордон Бэнкс, Питер Шилтон, Рэй Клеменс и Дэвид Симэн.
Составьте соответствующие списки оборонительных и атакующих полузащитников и нападающих — и вы придете к тому же выводу. Среди англичан есть центральные защитники, но в целом английские игроки недостаточно представлены на ключевых позициях в топ-клубах АПЛ. И решать эту проблему нужно начиная с детского футбола.
Каким бы сложным ни казалось это решение, нужно заключить джентльменское соглашение и установить квоту на минимальное число доморощенных игроков на поле. Если их нужно просто иметь в составе, как сейчас, то на поле их выпускать не обязательно. Конечно, я понимаю, что реализовать эту идею трудно, но если условиться перейти на такую систему через три года, то я уверен, что вскоре к вершинам прорвутся многие английские футболисты, которые займут место посредственных игроков из-за рубежа, мало дающих английскому футболу. К сожалению, лучшим английским клубам не хватает терпения на молодых игроков. Они должны начинать хорошо играть сразу, а такие ожидания нереалистичны. Фавориты требуют от всех свежеприобретенных, не имеющих достаточного опыта футболистов давать результат сразу — или уходить.
Возьмем «Манчестер Юнайтед», где эпидемия травм вынудила тренера Луи ван Гала обратиться к молодым воспитанникам клуба. Неожиданно в команде сразу же дебютировали юные, но уверенные в себе английские футболисты — Маркус Рэшфорд, Джесси Лингард, Кэмерон Бортуик-Джексон. Задействовал ли ван Гал этих молодых игроков во имя будущего «Манчестер Юнайтед» и всего английского футбола? Возможно, и так, но дело не только в этом. Ван Гал всегда предпочитал работать с молодыми, формирующимися футболистами. Это его конек. С опытными мастерами ему обычно приходится нелегко. В «Барселоне» он ругался с Ривалдо и Фигу, а в «Баварии» конфликтовал с Рибери, Лукой Тони и Марком ван Боммелом. Неудивительно, что его взаимоотношения с Анхелем Ди Марией в «Манчестер Юнайтед» не стали исключением.
Открытым, однако, остается вопрос о том, могут ли молодые футболисты выигрывать матчи. Мой ответ — да, если они окружены опытными игроками соответствующего класса. В «Манчестер Юнайтед» все сработало не так, как надо, потому что часто молодых игроков на поле оказывалось слишком много, а давление в АПЛ очень серьезное. Игры в премьер-лиге интенсивнее, чем где-либо еще.
Вот почему клубы, которые должны побеждать здесь и сейчас, например «Челси» и «Манчестер Юнайтед», несмотря на отличные центры подготовки молодежи и прекрасно функционирующие футбольные академии, предпочитают покупать уже состоявшихся игроков. Иногда кажется, что они готовят футболистов не для себя, а для других клубов. А жаль: я бы предпочел, чтобы такие игроки, как Рубен Лофтус-Чик, чаще появлялись в составе «Челси».
Терпение — не та добродетель, которую часто встретишь на «Стэмфорд Бридж» или «Этихаде», даже несмотря на то что тратить кучу денег на покупку опытных игроков для успеха не всегда обязательно: вспомните, что таблицу премьер-лиги в сезоне-2015/16 возглавили «Лестер Сити» и «Тоттенхэм Хотспур».
* Кстати, в следующем сезоне и харта из ворот «Манчестер Сити» вытеснил чилийский вратарь Клаудио Браво. Прим. пер.
Отрывок из книги «Как смотреть футбол» (Издательство МИФ)
Секреты в детском футболе и голландские технологии в футболе
Интервью с основателем детских футбольных лагерей “Лига” – Артемом Гордеевым.
– Рассказывай о себе и своем пути к своим проектам.
Артем: Мой путь к тренерству лежал через футбол. Я начал им заниматься с 10-11 лет. Прошел сложную ступень детско-юношеского футбола, ощутил все на себе. В дальнейшем мне это помогло, как тренеру. Я занимался не только большим футболом – мини-футболом, пляжным, футбольным фристайлом. С последнего я и начал тренировать: финты, техника, какие-то трюки, элементы интересные. Обучал детей со спортшкол, а также любителей.
– Когда тебя «потянуло» на тренера и что было маркером?
Артем: В 20 лет, но я еще играл, поэтому начал параллельно совмещать для себя. Хотелось научить детей каким-то трюкам, потому что на тот момент футбольный фристайл был многим непонятен в России.
– Почему ты пошел дальше?
Артем: Потом я перешел в индивидуальную подготовку спортсменов, занимался с футболистами, которым не хватало техники. В школах зачастую не уделяли внимания обучению техническим моментам – и этого не хватало детям. Детей талантливых много, но им нужно помогать.
– С какой аудитории ты сначала начал работать?
Артем: С ребятами со спортшкол, потому что на тот момент не было такого количества коммерческих ФШ. Все дети приходили ко мне за техникой, финтами – фристайлом. Он несет в себе определенные полезные качества для футболиста: креатив, творчество, координация, ловкость, умение владеть своим телом.
– После индивидуальной тренировки, что заставило тебя идти в групповую? Как складывался дальше твой путь?
Артем: Перешел я с индивидуальной подготовки на футбольный лагерь. Мы их организовываем уже на протяжении 8 лет. Это был мой следующий этап: в этих лагерях мы продолжили развивать детей. Нацеленность была на техническую составляющую, потому что на тот момент ее не хватало российским детям. Важны были индивидуальные подходы: обучить тем же финтам, как правильно обводить и не боятся это делать.
– Что хотели решить за время лагеря детишки? Почему они выбирали вас?
Артем: В первую очередь, нас стали выбирать не сами детишки, а их родители. По нашему анализу, нас выбирали именно за индивидуальный подход и техническую базу. Дети действительно прибавляют в технике очень сильно.
– Что вы делаете такого крутого в лагере, что это заставляет людей туда ехать?
Артем: У нас большой опыт: 8 лет мы занимаемся лагерями. Каждый год мы не делаем одинаковую программу, а что-то добавляем, желая стать лучше и качественнее. Мы хотим быть более эффективными для детей, индивидуально для каждого ребенка, потому что, несмотря на то, что мы даем командные моменты, в первую очередь, нужно развивать каждого конкретно взятого игрока в структуре команды.
– Какой тайминг лагеря вы делаете?
Артем: Лагерь длится две недели. Подъем в районе 8 часов, а отбой в 22. Две-три тренировки в день на поле, плюс бывает теория в определенные дни.
– Не перегружаются дети от такого объема получаемой информации?
Артем: Наш опыт и знания за 8 лет позволяют смотреть динамику на протяжении всей смены: когда нужно прибавить нагрузку, когда дать паузу. В общении с каждым ребенком, если мы видим, что ему надо перезагрузиться немного, отдохнуть от футбола, постараемся его подвести к отдыху. Когда дети восстанавливаются, они получают новую мотивацию, потому что нагрузка большая: 2 недели в подобном режиме – это тяжело и физически, и эмоционально, и психологически. Мы все это обязательно учитываем при проведении тренировок.
– На основе чего строится ваша программа? Сколько вы обучений прошли?
Артем: Мы прошли несколько обучений в Европе, в частности, в Голландии. Задействовали несколько стажировок, съездили в «Аякс», вообще посмотрели футбол по стране. Также заехали в Центр тестирования футболистов, оттуда, собственно, и привезли нашу версию, по которой мы тестируем. Из обучений это, прежде всего, обучение по методике Барселоны. Оно будет в структуре нашей программы этого лета. Это очень сильная вещь, не похожая ни на что.
– Что такого в барселонском обучении было?
Артем: Они вообще смотрят на футбол немного с другой высоты, со всех сторон. Берут в расчет индивидуальность каждого спортсмена и рассчитывают ее по различным структурам человека. На основании этого и строятся тренировки, в том числе командные. Там все просчитано до мелочей и очень много нюансов. Еще проходя обучение, мы уже в марте проводили небольшие лагеря с этой методикой. Результат есть, и я им очень доволен.
– Правда ли то, что в Голландии главное научить ребенка проигрывать? Что это значит?
Артем: Нужно правильно общаться с ребенком, подводить его к каждой ситуации. Проиграли – нужно ему объяснить, замотивировать, помочь сделать выводы из сложившейся ситуации. Они учат правильно воспринимать победы и проигрыши. Но настрой в любом случае на победу. Просто на этом не делают акцент.
– Как правильно донести детишкам, что проигрыш – это часть игры?
Артем: Тренер всегда должен перед игрой общаться, ставить цели на тренировку. На игру у ребенка должны быть определенные задачи, которые он должен решить. Итог подводится после игры, вне зависимости от того, выиграли или проиграли.
– Посредством чего происходит прирост, который вы даете за 2 недели – сравнительно небольшой срок?
Артем: Стараемся дать максимум каждому ребенку за эти 2 недели. У нас программа строится на все 14 дней. Могут в процессе происходить корректировки из-за того, что мы видим, какого уровня дети приезжают, а это происходит только после, а не до встречи. Тестируем, даем поиграть, потренироваться – и исходя из этого достраиваем программу.
У нас есть 2-3 тренировки в день, как я уже говорил. Первая направлена на техническую составляющую: развитие техники, дриблинг, чувство мяча, скорость, переключение с атаки на защиту. Дети должны думать, как делать то или иное движение, выйти из определенной ситуации, но при этом им не дается четкое решение. Важно, чтобы они пришли к нему сами – это один из моментов методики Барселоны, где не решают за ребенка, как сыграть в конкретной ситуации. Ребенок сам должен к этому прийти, чтобы голова работала, потому что на поле он играет, а не мы.
– Как ты сейчас видишь детский футбол в России?
Артем: Думаю, что мы движемся вперед. Наверное, не так быстро, как хотелось бы, потому что для нас это новое направление. Во-первых, появляются молодые тренеры и многие могут нести новое направление. Хотелось бы, чтобы они не просто получали новые знания в Европе, но и применяли их на практике. Т.к. мы много разных обучений проходили в России, можно заметить, что тренер получает знания, выходит, но продолжает тренировать так, как раньше. Но новое поколение, по крайней мере, стремится за развитием, получением знаний. Я знаю тренеров, которые хорошо применяют этот опыт. Хотелось бы чтобы на этом не останавливались.
Во-вторых, турниры появляются, у детей есть где поиграть. Раньше это можно было сделать только во дворе, а сейчас есть коммерческие турниры, где можно найти команду. Плюс коммерческие школы, где ребята до определенного момента получают знания, а потом идут дальше.
В-третьих, появляется тестирование. Также сейчас популярная тема – питание. Это еще и очень важно, потому что от него зависит 50% успеха детей, то, как они будут расти и себя чувствовать. Риск получения травм во время тренировок тоже зависят от питания.
– В вопросе питания надо курсы специальные проходить? Надо обращаться тренеру и родителю к специалисту?
Артем: Скорее всего, тренер не будет специалистом в этой области, но он должен получать знания во всех структурах – и физической подготовке, и тактической, и в технической, и в питании, и в психологии. Если говорить о питании, то хотя бы основные моменты надо знать, помогать родителям. Если родители понимают, что их ребенок плохо ест, то они тоже должны обращаться к специалисту и получать какие-то знания.
– Сейчас роль родителей стала высокой. Она деструктивна или конструктивна? Как сделать лучше?
Артем: Мы должны общаться с родителями. Я называю это «золотой треугольник»: родитель – тренер – ребенок – родитель. Потому что тренер с ребенком проводит 1-1,5 часа и не каждый день, а родитель постоянно. Поэтому именно родитель должен помогать своему чаду любить футбол. Но его нужно приучить любить не футбол, в первую очередь, а мяч. Если ребенок любит мяч, он будет тренироваться, играть в футбол и развиваться. Футбол – это мяч.
– С какой периодичностью должна вестись работа с родителями?
Артем: Есть темы, которые необходимо раз в месяц затрагивать. А если речь идет, например, о целях на игру, то на каждую игру нужно скидывать информацию. Родитель должен понимать, зачем ребенок приехал на игру – не просто выиграть, а решить определенные задачи. Важно, чтобы родитель смотрел на игру с другой стороны – это очень важно. Где-то почаще нужно общаться, с кем-то реже – взрослые люди тоже разные. Есть быстро принимающие советы, а есть те, кто тяжело к этому идет. По своей практике я знаю, что с родителями можно найти общий язык, чтобы они правильно себя вели на тренировках, играх, даже общении в машине. Ведь родитель должен понимать, что можно говорить ребенку до игры, что нельзя. То же самое после.
– В каждой стране есть обучающая платформа, но привязанная к ментальности и географии. Как тебе удается переносить иностранный опыт на российскую землю?
Артем: Через общение. Менталитет есть в каждой стране, но с ним можно работать, создавать его. Больше общения с родителями, детьми – и это поможет сменить точку зрения. Не все ее примут, но готовые это сделать, идут с нами.
“Тренировочный процесс основывается на знаниях, полученных в Голландии и на знаниях, полученных в ФК «Барселона». Начинается все с эффективности и развития – имеется ввиду, методология, на которой должен строится цикл.”
– Покажи свою методологию.
Артем: Тренировочный процесс основывается на знаниях, полученных в Голландии и на знаниях, полученных в ФК «Барселона». Начинается все с эффективности и развития – имеется ввиду, методология, на которой должен строится цикл. Она должна нести максимум информации, полезной для ребенка. Второе – это интерес и мотивация, т.е. здесь мы возьмем за основу отдельно взятую тренировку, которая должна нести для ребенка интерес, т.к. он приходит получить удовольствие и эмоции. Мотивация – это задача тренера, который должен общаться и с командой, и индивидуально. Нужно, чтобы ребенок не боялся, ему было интересно делать упражнения. Все это в совокупности и создает третью составляющую – атмосферу, достигаемую не только на тренировке, но в раздевалке, при общении с тренером. Можно придумать определенные фишки, чтобы было все ярко, красиво, использовать оригинальный инвентарь.
То, к чему я хочу подвести ребенка на каждой тренировке:
Я разрабатываю задачи с определенными целями – и делаю это посредством следующих составляющих:
Благодаря всем этим шести пунктам можно достичь максимальной оптимизации всех структур спортсмена и сделать тренировку максимально эффективной не только для команды, но и для каждого спортсмена.
– Где базируется ваш лагерь?
Артем: Основная наша база – это Подмосковье. Там потрясающая инфраструктура, особенно футбольная. Манеж, открытое поле в любую погоду. Для футболиста поле – это самое главное.
– Что у вас с питанием?
Артем: У нас все хорошо: шведский стол, трехразовое питание на любой выбор и вкус. Дети всегда наедаются, мы следим за этим. Стараемся помогать в выборе, чтобы ребята правильно питались, ведь важно восстановление спортсмена.
– Лагерь «Лига» только для ребят, которые суперпро, или он открыт для каждого?
Артем: Мы открыты всем, вне зависимости от уровня подготовки. Готовы развивать каждого игрока. Поэтому у нас идет разделение – на любителей, скажем так, или более подготовленных детей. Также есть классификация по возрастным группам.
– Какая-то работа после лагеря есть?
Артем: Если брать саму программу, то там есть финальный матч, на который приезжают родители. Это некий итог, показывающий, чему дети научились. После этого тренеры готовы к обратной связи, оказать помощь талантливым футболистам. Мы готовы оказать родителям всю необходимую помощь, провести консультации. Есть дети, которые с нами и после программы: кто-то тренируется в командах, кто-то получает игровую практику. Дети приезжают с разных уголков России и даже мира. Мы хотим, чтобы все, чему удалось научить, оставалось с ними всегда, максимально стремимся помочь ребятам. Обидно, если они уедут и все забудут.
Метод Корвера. Можно ли успешно перенести европейский опыт в Россию?
Чем обучение в Европе отличается от российского, какие детали в воспитании футболистов удивили больше всего в Германии и Нидерландах. Интервью с Артемом Гордеевым – основателем ProFootball Academy
– Рассказывай о себе и своей футбольной школе.
Артем: Меня зовут Гордеев Артем. Я являюсь одним из руководителей и главным тренером футбольной академии ProFootball Academy. Я играл, как в большой, так и мини-футбол, а также в пляжный. С 10 класса увлекся таким направлением, как футбольный фристайл и уличный футбол. Для меня техника – одно из важнейших качеств футболиста. У меня 13-летний тренерский опыт. Начинал с индивидуальной подготовки футболистов. У нас существует лагерная программа. Затем мы создали академию, которой на данный момент 6-й год. У меня есть тренерская лицензия УЕФА, диплом, полученный в Голландии. Сейчас проходим подготовку и обучение в ФК Барселоны удаленно. Обучение проходит 3-4 месяца. Постоянно развиваюсь и получаю новые знания: смотрю обучающие программы, вебинары.
– Каков был путь к открытию ProFootball Academy?
Артем: С 10 класса я начал увлекаться футбольным фристайлом и футбольной техникой. Мой первый опыт был в частной школе: начинал работать, потому что мне нравится техника и креатив с мячом – индивидуальные качества. Начал преподавать финты, фристайл, начал заниматься индивидуально со спортсменами из разных академий. Потом мы перешли на создание футбольного лагеря. После двух лет пришла идея создать академию, потому что приезжают ребята из разных клубов. Мы им могли дать только 2 недели подготовки, а хотелось больше, чтобы они занимались по нашей методике. На этом мы и создали свою академию ProFootball Academy.
– В чем была идея лагеря, там были дети высокого уровня?
Артем: Нет, приезжали дети совершенно разного уровня: от любителей, которые мало занимались до ребят из разных стран и городов – английские, испанские команды, например.
– Как их привлечь?
Артем: Если отойти назад, то мы попали в тот момент, когда коммерческих футбольных лагерей было мало. Один из самых громких – «Аякс», я немного сотрудничал с их тренерами. Старались делать свой лагерь с похожим подходом, акцентом на технику. Мы работаем на качество: обращаем внимание на детали и нюансы, чтобы каждый футболист получил максимум за 2 недели. У нас хорошее сарафанное радио и большой процент возврата ребят.
“Мы постоянно добавляем что-то новое. Изначально делали акцент на технику: ребята очень сильно поднимали свои технические качества – и родители это видели. У нас есть финальный день, футбольный праздник, когда приезжают родители и смотрят, чему научились дети за 2 недели. На тот момент таких финальных дней я особо не знал и их никто не проводил.”
– Что уникального в вашем лагере?
Артем: Мы каждый год что-то меняем. Если проходим обучение сразу пытаемся внедрить интересные фишки, изменить программу к лучшему. Мы постоянно добавляем что-то новое. Изначально делали акцент на технику: ребята очень сильно поднимали свои технические качества – и родители это видели. У нас есть финальный день, футбольный праздник, когда приезжают родители и смотрят, чему научились дети за 2 недели. На тот момент таких финальных дней я особо не знал и их никто не проводил. Поэтому интересная история получилась для родителей: они могут пообщаться с тренерами, получить обратную связь по ребятам. Мы не просто приехали/посмотрели/уехали. Мы стараемся идти на контакт, рассказать про каждого ребенка, особенно заинтересованным родителям. Это такой первый этап – акцент на технику.
Сейчас мы внедряем тренировки по ОФФП, теоретические занятия, по питанию, по тактике. Также мы ввели профессиональное тестирование, которое тоже привезли из Голландии, когда были на стажировке. Нам удалось попасть в Центр, который занимается тестированием спортсменов. Привезли международное оборудование из Европы и Канады. Сейчас и в лагере, и в академии тестируем ребят по этим тестам на нашем оборудовании. Это тоже уникально для нашего российского футбола.
Это помогает не только показать каждому ребенку, как он тренировался и выкладывался на поле, но и показать родителю, как развивался игрок. Жаль, что многие навыки, приобретенные в лагере, дети теряют в командах, потому что идет сосредоточение на командном взаимодействии, а не на индивидуальных качествах футболиста. Мы стараемся в своей академии максимально каждого игрока поднять на уровень. Никогда ни от кого не отказываемся.
– Классная тема. Что можешь сказать на то, что в детском футболе оцифровка – не главное?
Артем: На примере обучения Барселоны, которое уже месяц проходит, у них написано: «Самое главное – создание индивидуальной карточки игрока, где будут отображены все сильные качества и недостатки». На основании карты игрока нужно развивать. Следовательно, и технологии нужны. Это очень важно.
“Наша задача – подключить не только детей, но и родителей, помогать и информировать их, ведь многие не имеют отношения к спорту. Мы стараемся донести важную информацию по ребенку: на что смотреть, как развивать и т.п.”
– Что сейчас представляет собой ProFootball Academy? Где вы располагаетесь?
Артем: У нас на данный момент существует три отделения. Одно – метро Технопарк, второе в районе Молодежной, Славянского бульвара и третье находится в Ивантеевке Московской области. Возрастные группы начинаются с 4-5 лет, в каждом отделении разное количество детей. Всего около 80-90 учеников и большие планы на следующий сезон, сейчас активно готовимся. Будет 4 отделение в Москве открыто. Мы проводим разные дополнительные мероприятия для ребят: родительские сборы, игры для родителей, тренировки, новогодние мероприятия. Наша задача – подключить не только детей, но и родителей, помогать и информировать их, ведь многие не имеют отношения к спорту. Мы стараемся донести важную информацию по ребенку: на что смотреть, как развивать и т.п.
– Это пришло из Европы, что надо соединять всех?
Артем: Это и европейский опыт, и мой личный – и как игрока, и как тренера. Когда я занимался футболом, например, не хватало обратной связи от тренера ни мне, ни моим родителям. Мы ездили по Германии, Голландии, Бельгии, смотрели, как у них тренируют в академиях. Это совершенно другой подход и к родителям, и от родителей к процессу тренировок. Потихонечку сюда внедряем.
– Можешь выделить несколько моментов из голландского или испанскго детского футбола?
Артем: По Голландии могу сказать. Несмотря на то, что страна маленькая, у них везде есть футбольные поля. И это не просто одно поле, а минимум 3 больших и максимум 9. Вне зависимости от того, большой город или маленький. Везде есть поля. Сразу видно, что футбольная страна.
По Испании пока мало что могу сказать, потому что мы только начали обучение, позже, наверное, подробнее могу рассказать. Что касается Германии, то если возвращаться к командам, которые не представляют Премьер Лиги, у них есть оцифровка, современное оборудование. Они также тестируют всех футболистов в небольших академиях, командах.
– Много слышал о методе Корвера. Ты прошел лицензирование, у вас в академии учат этому методу. Что это вообще такое, в чем суть?
Артем: Был такой футболист, в честь которого названа академия. Ей больше 30 лет, 50 филиалов по всему миру. Занимались футболисты, которые сейчас играют на топ-уровне. Тренировки направлены на индивидуальное развитие каждого игрока. Работа с мячом, работа с мячом на правую и левую ногу, быстрое переключение из атаки в оборону. Всегда должна быть цель у игрока на любой позиции, он должен быстро переключаться. Это интересный опыт, много работы с мячом и на скорости. Ставится много промежуточных задач во время исполнения упражнения.
В целом отношение к футболистам с точки зрения психологии уникальное: четко прописано, сколько тренер может сделать поправок, если что-то не получается в процессе тренировок. После трех поправок игрок начинает закрываться, переживает о том, что не получается. На следующей тренировке можно попробовать его исправить, и на следующей – и так навык будет исправлен. Есть отличия от традиционного футбола. В Голландии тренеры Корвера говорят, что у них много тренеров, которые приближены к нашим российским. У них тоже есть проблемы в подготовке детей: они могут кричать, давать больше физики.
В чем отличие метода Корвера от традиционного футбола? Все тренеры обязательно показывают, демонстрируют все на себе, ставят во главу свой пример, как должно выполняться то или иное упражнение или движение. Внимание идет на индивидуальное развитие и качества футболиста. Корверу важно, чтобы в команде все игроки технически развитые. Соответственно, на этом можно строить тактику и какие-то победы. Если техничный только нападающий, защитники умеют выбивать мяч, то команды целиком не получится.
Также важна постоянная работа с мячом – в каждом упражнении мяч присутствует обязательно. Много целей – еще одно преимущество. Если в традиционном это А и В, то в Корвере А+В+С – две-три цели должно быть обязательно. Это можно перенести на игровую ситуацию, когда ребята играют 1 на 1, 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 – тогда всегда есть много целей, куда можно отдать, куда можно пробить. Т.е. не одни ворота, а минимум двое-трое у каждой из команд – тем самым они развивают мышление, например, могут развернуть атаку вправо или влево, назад, в зависимости от игровой ситуации. После приезда из Голландии, вообще перестал давать ребятам игры в одни ворота. Если это маленький формат, то обязательно должны присутствовать как минимум двое ворот у одной и второй команды – это обязательно.
Еще одна интересная особенность, которую вынесли из Корвера: когда осуществляются разминочные упражнения с мячом, тренеры могут создавать соревновательную деятельность, чтобы избавиться от монотонности в работе. Например, кто быстрее сделает развороты. Так идет постоянная мотивация игроков, соревновательный эффект с другими ребятами. Должны быть максимальные скорости, поэтому стараемся это применять.
Также отличительная особенность – создание креатива и творчества. Важно, чтобы дети проявляли себя, им ничто не запрещается. Какие-то вещи во многих европейских академиях встречаются, не только в Корвере. Возможно, произошел обмен опытом.
Креатив, творчество, свобода для ребенка и всегда обратная связь, контакт с каждым игроком – это главные составляющие. Каждому ребенку нужно уделить внимание, что-то сказать в процессе или в конце тренировки, чтобы ребенок понимал, что его видят и хотят помочь. Это помогает детям почувствовать уверенность. Также дается время подумать каждому игроку: могут задаваться наводящие вопросы и спросить, например, кто делает этот финт. Каждый может назвать своего игрока, а тренер сказать: «Да, вы правы». Каждый начинает визуализировать этого игрока, его действия. Мне кажется, это тоже сильный инструмент.
У Корвера, в их методике, есть четкая структура тренировки. Тренер понимает, что у него начало не на определенные качества. Например, это разминка с мячом, потом задание на скорость, затем изучение финта или игра один в один, потом – командное взаимодействие, передачи, переходящие в игровой формат. В конце обязательно домашнее задание.
– Получилось в России это сделать?
Артем: Не скажу, что мы в течение всего года это делаем, но периодически делаем.
“Обучение детей – процесс долгий. Для меня победа неважна. Хочу видеть улучшения, которые мы делаем в течение недели. Я не подсказываю во время игры, не кричу на поле. Для этого есть целая неделя, когда можно исправить недочеты. Мы тренируем, а дальше дети показывают то, что они вынесли, чему научились. Что-то не получилось – еще неделю сделаем акцент. И шаг за шагом придем к тому, что нам нужно. Мне кажется, это правильное развитие.”
– А ребята как реагируют, ведь надо в соцсети все выкладывать?
Артем: На данный момент нам в основном все скидывают в личные сообщения – и уже просматриваем, корректируем. Тут нужно общение с родителями и ребенком. Ребенку нужно объяснять, для чего ему это нужно, а родителю – помочь мотивировать ребенка, потому что каждому футболисту, в первую очередь, нужно внимание родителя, его похвала. Это необходимо для того, чтобы выработалось желание заниматься, автоматизм действий.
Можно выделить отдельно работу с родителями, какую–то философию нашей игры. У нас есть своя философия, которую мы стараемся привить. Много играем на турнирах и видим, как работают многие тренеры. У нас более европейская философия, по которой мы стараемся играть и учить. Не всегда это быстро происходит. Нужно время, чтобы дети приучились к этому. Приучаем и родителей, которые должны знать философию игры, а не просто выбить мяч из защиты. Многие из школ приходили приученные к тому, что защитник должен подальше выбить мяч.
У нас все четко: в любой ситуации контроль мяча. Даже защитник может вводить, но понимать, когда это нужно делать. Стиль игры, который мы в итоге хотим видеть – все это четко прописано. Должна быть четкая игра, к которой должны прийти, чтобы забить гол.
Обучение детей – процесс долгий. Для меня победа неважна. Хочу видеть улучшения, которые мы делаем в течение недели. Я не подсказываю во время игры, не кричу на поле. Для этого есть целая неделя, когда можно исправить недочеты. Мы тренируем, а дальше дети показывают то, что они вынесли, чему научились. Что-то не получилось – еще неделю сделаем акцент. И шаг за шагом придем к тому, что нам нужно. Мне кажется, это правильное развитие.
– Литература для детей про футбол: что рекомендуешь?
Артем: В основном это опыт футболистов. Литература, касающаяся учебного процесса, больше родителям подойдет для общего понимания. Детям будет интересно почитать про именитых футболистов.
– Как находить внутри себя столько желания учиться?
Артем: Это на самом деле внутренняя мотивация. Она есть не у каждого человека, не у каждого тренера. Если мы берем футболистов: кто-то приходит с внутренней мотивацией заниматься, его не нужно заставлять. Не все тренеры предрасположены к обучению детей. Они занимаются, потому что закончили с футболом, хотят зарабатывать – разные причины. Нужно, в первую очередь, заниматься своим делом – и тогда будет внутренняя мотивация и желание учиться. Может, еще спортивный опыт, ведь есть конкуренция между школами. Хочется быть достойным в подготовке футболистов. Характер внутри позволяет это все делать: отдавать детям лучшее, перенимая хороший опыт и внедряя его в наше развитие. Я постоянно хочу чему-то учиться. В прошлом году из-за пандемии появилось много программ, по чуть-чуть выношу что-то полезное.
– Российское/иностранное обучение: на каком делаешь акцент?
Артем: Да, у нас многие берут с Европы и продают здесь. Современные материалы в России – я не знаю, что сказать… Поэтому мы учимся в Европе. Они не останавливаются на месте, всегда что-то изучают, у них все научно изучается. Они развиваются – и их опыт получать интересно. В чем разница между получением лицензии в Европе и России? У них есть модуль, после которого задания на проверку знаний. У нас есть экзамен, практическое занятие, которое ты должен показать.