голос ангела в храме
Не только в Вифлееме пели ангелы
Имя «ангел» значит «вестник», ибо ангелы возвещали людям волю Божию. Но ангелы – не только вестники, а еще и певцы, регенты мира небесного. Песнь – гармония звуков и слов, мыслей и чувств. Песнь – воскликновение из глубин сердечных. От избытка сердца говорят уста (Мф.12, 34), а от преизбытка сердца уста поют. У ангелов – преизбыток благ, полнота райской радости. И люди поют, когда радуются, либо когда хотят разогнать тоску, чтобы вернуть себе радость. Ангелы поют, потому что не могут не петь.
Пение ангелов – ликование Неба. Ангелы на небесах всегда видят лице Отца Небесного (Мф. 18, 10), Ангелы всегда с Богом, а разве может не ликовать тот, кто с Богом? И наши земные радости выражаются в пении. Но наше пение, даже самое вдохновенное, лишь слабая тень радости на Небесах.
В Ветхом Завете ангелы не пели. Точнее, Господь не сподоблял людей слышать ангельского пения. Ибо как услышит тот, кто духовно глух, как поймет гармонию Неба тот, кто привык лишь, по Лермонтову, к «скучным песням земли»?
Только праведному многострадальному Иову Сам Господь приоткрыл тайну: Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов. 38, 7) – радость жизни, радость бытия ангелы встретили чудным хором славословия Божия. Да еще пророк Исаия созерцал высший ангельский чин – серафимов, предстоявших величественному престолу Божию: Взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 3).
В Ветхом Завете Ангелы являли людям свое неприступное величие и превосходящую мощь. Херувим с пламенным мечом грозно охранял затворенный для людей Рай (Быт. 3, 24). Ангел Господень в одну ночь умертвил 185 тысяч ассирийцев, осаждавших Иерусалим (4 Цар. 19, 35). И даже поразивший немотой священника Захарию архангел Гавриил действовал по правилам Ветхого Завета – то было лишь преддверие Нового Завета.
И только когда родился Христос, когда ученые волхвы шли вслед за чудесной звездой, а простые пастухи стерегли стадо кротких овечек, ангельское пение озарило наш земной, дольний мир чудным славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Бог стал человеком, Небо явилось на земле, и потому люди обретают родство с ангелами. Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред ангелами: славой и честью увенчал его (Пс. 8, 5–6). Весь смысл христианской жизни в том, чтобы мы оказались там, где сейчас ангелы. Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Вот почему в Новом Завете ангелы поют для чистых сердцем людей, а людям Господь дал возможность говорить ангельскими языками.
Но ангельское пение – принадлежность не только святых строк Писания. Священное Писание дано нам для жизни, и ангелы являют себя в жизни людей. Святой Игнатий Богоносец († 107) в видении созерцал ангельские хоры, воспевавшие в антифонах Пресвятую Троицу, и по подобию ангелов ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви. В V веке во время землетрясения в Константинополе люди собрались для общего моления. Согласно преданию, один мальчик был невидимой силой поднят на небо, затем он вернулся и рассказал, что слышал, как ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Народ, повторив эту молитву, добавил: помилуй нас, – и землетрясение прекратилось.
Ангельское пение дается как утешение, как свидетельство того, что рядом с нами наши небесные покровители. Они – соучастники Божественных служб, и они певцы чудного Промысла Божия.
Вот какой случай произошел у нас в Николо-Угрешском монастыре, связанный с преподобным Пименом Угрешским. Собственно, и сам преподобный Пимен, приехав в обитель в 1834-м году, слышал в Успенском храме ангельское пение. Это отразилось в посвященном ему акафисте:
Радуйся, прибыв в Угрешскую обитель, ангельское пение услышавый.
Радуйся, сие пение, яко благодать, до кончины в сердце сохранивый.
Вот так получилось, что преподобный Пимен слышал пение ангелов, приехав в Николо-Угрешский монастырь, а на месте его собственного погребения слышали то же самое пение. Теперь там стоит посвященный преподобному Пимену храм – место, где ангелы незримо присутствуют и воспевают Бога.
Ангельское пение невозможно передать при помощи человеческих описаний, известного нам звукоряда и земной фонетики. Невозможно записать его на аудио, ибо пение ангелов – не действие голосовых связок, не колебание воздуха, которое улавливает диктофон, а духовный глас, являемый по воле Божией людям, да и то весьма редко. Остережемся фальсификаций, которых в Интернете пруд пруди.
Недавно на богословских курсах мы обсуждали тему, посвященную ангелам. Кто-то упомянул, что на Афоне якобы записали ангельское пение. Но при знакомстве с записью стало понятно, что к ангелам данное пение не имеет никакого отношения. В записи чувствуется человеческая страстность и резкость, на душе остается неприятное ощущение, разве могут звуки Небес быть такими?
Людям дается услышать ангельское пение, когда они этого специально не ждут. Если пение идет из Небесного Царства, то это не может оставить никого равнодушным или произвести неприятное впечатление. Рай влечет душу так, что угасают страсти и сама душа наполняется неземной гармонией, испытывает благодатную радость и утешение. А если кто-то бежит за диктофоном, то он лишается созерцания, потому что всё его внимание обращено к земному.
Когда мы обсуждали эту тему, одна из наших слушательниц, Елена, решила поделиться историей из своей жизни. Она не рассказывала об этом никому на протяжении многих лет, и только поднятая на лекции тема подвигла ее поведать, что с ней было. В 2008-м году она ездила вместе с тринадцатилетним сыном Никитой в паломническую поездку на Синай. Таких поездок-экскурсий в наши дни совершается множество, а целью ставится посещение, среди прочих святых мест, самой вершины Синая, где, по преданию, Бог явил Себя Моисею, а сейчас там находится храм Святой Троицы.
Бедуины, сопровождавшие группу, выделили для всех участников верблюдов, чтобы они поднимались на гору. Когда Елена села на своего верблюда, то у нее начался приступ аллергии. Она давно страдала аллергией, которая приобрела уже характер астматический. Другие участники группы, видя ее состояние, недовольно говорили: «Что же ты не взяла лекарства с собой?» Она оправдывалась: «Я же не знала, что у меня на верблюда аллергия начнется». Елена задыхалась и кашляла, ехать на верблюде становилось в принципе невозможно, и она решила добираться до вершины горы с сыном вдвоем пешком, тогда как остальная группа поехала на верблюдах по другой, подходящей для животных тропе.
Путь пролегал по тропинке ввысь, скоро стемнело, бездонное небо раскинуло свой широкий шатер. Но, словно вопреки всей этой красоте и тишине бескрайнего неба, аллергический приступ не проходил, Елена шла и мучилась. Вот они прошли половину пути, и Елена почувствовала, что больше не может. Она останавливалась, задыхалась, понимала, что наверх подняться уже не может, и сказала сыну: «Сынок, я больше не могу, иди дальше один, а я буду как-нибудь потихоньку вниз спускаться». Когда она совсем так смирилась, Никита вдруг сказал: «Мама, так мы же почти пришли, храм рядом, слышишь, пение раздается». Она прислушалась и тоже услышала. Это было пение, явно относящееся к Божественной службе, но какое-то совершенно особое, слов она впоследствии передать не могла. Пение влекло к себе, вселяло в душу тепло и покой. И еще, сердцу настолько хотелось быть там, где это пение, что Елена с сыном тут же поднялись и поспешили наверх, как будто и не было никакой усталости. Она уже и не заметила, как приступ аллергии исчез, словно его и не было. До храма оказалось не так близко, как они думали, но чудное пение влило в них силы, достаточно скоро они поднялись к храму, опередив группу, поднимавшуюся на верблюдах. Им так хотелось оказаться там, откуда шло это пение, что в храм они не просто вошли, а буквально ворвались – и поразились царившей там тишине, никакой службы не было, и пение больше не слышалось.
Не исцеление от приступа аллергии сохранилось в памяти Елены, а прежде всего райская песнь, в сравнении с которой блекнут земные утехи и наслаждения и которая свидетельствует только об одном: счастье человека лишь в Боге.
Почему кому-то дается знамение, а кому-то нет – вопрос трудноразрешимый. Но справедливо одно – в любом храме есть ангелы, они воспевают Бога и становятся близки смиренной душе. Когда мы вступаем в священные своды православного храма, вспомним, что и здесь ангелы поют: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.
Ангелы на Афоне
Об этом событии стало известно в 2006 году. С тех пор это обсуждалось на многих форумах, люди верили и не верили, но мало кто оставался безразличен. Вот и я не остаюсь в стороне и хочу поведать вам об этой то ли легенде, то реальном событии. Несколько лет назад в интернет попала аудиозапись, которую выдавали за голоса ангелов, подробнее дальше.
Один юноша во время паломничества на святую гору Афон остановился в гостинице одного из монастырей. Ночью он услышал доносящиеся из храма песнопения. Он подумал, что началась служба, и спустился к храму, однако двери храма были заперты на ключ. Тогда он заглянул в окно и увидел поющих ангелов. Он быстро побежал в свою комнату, взял магнитофон и через окно храма записал голоса ангелов, которые в тот момент пели Херувимскую песнь. Это были древние византийские песнопения на первый глас.
Два грека, отец и сын, приехали на Святую Гору по приглашению знакомого, с тем, чтобы пожить некоторое время в его кельи. Когда они, вместе со встречающим их монахом, поднимались по тропинке в келью, мальчик, который отошёл далеко вперёд от взрослых, вдруг услышал пение. Он пошёл на звук и через некоторое время вышел к небольшой заброшенной церкви.
Из храма были слышны песнопения, и было очевидно, что там идёт Литургия. Мальчик попытался войти в храм, но не смог, так как дверь была заколочена. Тогда он записал пение на мобильный телефон, стоя рядом с храмом. Когда через некоторое время отец мальчика и монах догнали его, пение уже прекратилось. На его слова о том, что в церкви только что была Литургия, монах ответил, что в этом храме уже 40 лет не было ни одной службы.
Как видим, повествования достаточно сильно отличаются друг от друга. И это даёт повод усомниться в их правдивости. Вот, что говорят о записи эксперты:
1. В силу непрерывности звучания голосов, отсутствует возможность выделить «музыкальный» период в пении, т.к. нет земного дыхания. А на нем построена у меня вся программа исследования голоса, различения древнерусских распевов от партеса, и классической музыки. И лишь протяженность звучания свидетельствует о принадлежности к древним распевам.
2. Нет пика в кривой нормального распределения, характерной для певческих человеческих голосов, в которых амплитуда на частоте около 3 кгц повышается на ближайшие десятки процентов.
3. Спектр человеческий, ровный, с повышением амплитуды до формантных значений от 1 до 3-4 кгц, резко понижаясь после 5 кгц.
4. По тембру, в силу размытости форманты, промежуточный, между мужским и женским голосом
С другой стороны, в силу испорченности слуха в современных условиях большинство людей далее не различают высоты тона свыше 5 – 8 кгц. И вторая возможная причина, ограничения в звукозаписывающем тракте диктофона.
5. Спектр природно–ровный, неизменный на протяжении всего звукового тракта в течении записанной 1 минуты
6. При изменении масштаба аудиоспектрограммы не выявлено артефактов, характерных для внешней, или внутренней агрессии. Т.е. тембр распева природно-ровный. В аудиоспектрограммах человеческого голоса такой очень редко встретишь.
7. Единственным исключением ровности тембра на заключительных этапах изменения масштаба аудиоспектрограммы, 13-15, особенно, 15 уровне. Появление очень малого процента прямых участков амплитуды, что, по-видимому, связано с цифровой записью, и особенностями звукозаписывающего аппарата.
8. В некоторых фонемах ( например, на 54,5 секунде ), нарастание амплитуды пропевания не характерно для человеческого голоса, слишком быстрое, (а также переход с верха амплитуды чуть ниже и снова вверх с 54,5 до 56 сек. Нехарактерен подъем второй амплитуды.У человека она была чуть ниже.) У человека при взятии дыхания плавно увеличивается амплитуда голоса в микросекунду, здесь же, особенно в третьей фонеме перед концом файла почти мгновенно видно усиление амплитуды и далее стандартное изменение спектра голосов.
9. В унисоне главное единый дух, который в пении ангелов не различим в количестве голосов, Но удивительно вступление иных двух голосов в том же спектре с точно таким же образом пения, т.е. в одном и том же духе, В динамике спектр как живой, колеблется в течении звукового тракта, но не меняется по своей глубине и плотности. Очень ровное пение.
10. К особенностям пиков формант можно отнести не менее четырех поющих голосов, звучащих объемно. Возможно, больше. Интересно, что поющие ангелы разные, сюда по формантам, но дух один и тот же. Все ангелы разные, как и люди, со своими голосами. Но в отличии от нас их жизнь в пении и славословии Бога.
11. Из того факта, что амплитуда формант достигает 20 %, можно заключить, что в реальности, голоса полетные. У человека полетный певческий голос, когда звучит все тело, и он забывает о пении, о себе, кроме цели, для кого он поет. Но при этом у человека в среднем, спектральная форманта у него чуть выше, чем здесь, хотя все бывает.
12. Т.к. исходная запись, по-видимому, достаточно сжатая, и обрезанная по границам спектра, то общее звучание отчужденное, и непривычное, иноязычные мелодические переходы, как будто дополняющие друг друга. Поэтому вполне естественна реакция многих слушавших на форумах, и при обсуждении, что не привычно, и не понравилось. Здесь нужно учитывать, что настоящие ангельские голоса глубоко мягкие, а здесь жесткость, обусловлена только цифровой записью.
Что касается лично меня, у меня сильно поднимается давление, если я слушаю запись более трёх раз.
А вы что об этом думаете?
Небесные голоса на горе Афон
Рассказы о том, что гору Афон посещают ангелы, еще недавно могли вызвать у многих лишь скептическую улыбку. Однако в последние годы появились доказательства, превращающие легенду в фактически состоявшееся чудо.
История небесных посланников
Как ни странно, понятие о том, что такое ангелы, до сих пор довольно туманно: неизвестно доподлинно, энергетическая это сущность либо очеловеченный образ, призванный защищать население планеты и сохранять в людях веру. Об ангельской сути спорят даже профессиональные теологи, что уж говорить об обычных людях!
Убеждение, пришедшее к нам из далеких языческих времен и впоследствии использованное христианством, относит этих чудесных существ к далеким людским предкам, некогда прожившим праведную жизнь и получившим потому возможность хранить потомков и помогать им там, где сами они не справляются.
Существует также гипотеза, согласно которой за безгрешность душ ангельский чин обретают дети, умершие в раннем возрасте. Видеть их могут такие же малыши, хотя со временем они утрачивают эту способность. Однако кем бы ни были эти таинственные существа, свидетельства очевидцев говорят о том, что их способности поистине удивительны.
На собственном опыте убедилась в этом женщина из небольшого английского городка. Автобус, на котором она утром отправилась на работу, спускался с высокого холма и внезапно у него отказами тормоза. Внизу поворот ограждала стена из кирпича, и как раз к ней автобус мчался, набирая скорость. Женщина поняла, что авария неизбежна, но вдруг увидела движущихся за оконным стеклом удивительно красивых существ в светлых одеждах.
Они оказались на пути автобуса, и тот внезапно остановился у самой стены, а едва это случилось, неведомые спасители исчезли. Участница чудесного события сразу подумала, что ее спасли ангелы. Механики автобусного парка также сочли, что с пассажирами произошло чудо: тормоза автобуса не работали, и как ему удалось остановиться на спуске, осталось неизвестным.
Однако иногда случаются явления ангелов, которые нельзя объяснить срочной необходимостью спасения человеческой жизни.
Тайна ангельского пения
Он бросился назад в свою комнату, схватил магнитофон и бегом вернулся к храму, где все звучала божественная музыка, исполняемая невидимым ангельским сонмом. Запись, сделанная юношей, попала в Интернет и вызвала настоящие битвы между теми, кто верил в пение ангелов, и скептиками, отрицающими саму возможность подобного «концерта».
Споры о том, не подделку ли привез с Афона паломник, длились бы бесконечно, если бы в дело не вмешались эксперты. Полученная в результате анализа аудиоспектрограмма записи показала нечеловеческую природу исполнения старинного распева. Тембр таинственных голосов находится ровно посередине между мужским и женским. Распев же звучит настолько ровно и сильно, что с человеческим голосом его вообще сравнить невозможно.
Кроме того, нарастание амплитуды звуковой волны происходит не постепенно, как это бывает у людей, а с невероятной скоростью, почти мгновенно. Косвенным доказательством ангельской природы пения можно считать и то, что. распев в записи обрывается перед словами «всякое ныне житейское отложим попечение». Никаких земных, житейских забот («попечений») у ангелов нет и быть не может, а потому они закончили петь именно на этой части распева.
Не менее уникальным оказалось воздействие небесных голосов на каждого слушателя. Кто-то, послушав пение, отмечал, как легко и радостно становится на душе, другие же, наоборот, говорили, что ангельские голоса заставляют почувствовать тревогу и печаль. Случалось даже, что от неоднократного прослушивания записи у людей поднималось давление, учащалось сердцебиение.
Факты и гипотезы
Теологи из нескольких стран устроили обширную дискуссию, в ходе которой установили: козни нечистого тут ни при чем. Всякое искажение христианского пения в записи отсутствует. А слуги дьявола лишены божественного певческого дара и способны разве что мерзко глумиться над священными распевами, издавая звуки, больше всего похожие на какофонию. Таким образом, записанная на Афоне пленка действительно сохранила голоса Господних вестников.
Что касается целей появления ангелов в афонском храме, то здесь мнения разошлись. Часть ученых считает, что пропетая в древней византийской манере часть богослужения должна была напомнить верующим о необходимости соблюдать старинные каноны церковного пения. Такое напоминание своевременно, поскольку христианство все больше склоняется к новой, многоголосой стилистике исполнения христианских служб. И есть вероятность, что эти новшества не по душе на небесах.
Нашлись приверженцы и у более общей версии: чудесным пением ангелы в который раз возвестили миру о своем существовании. А раз они в самом деле существуют, то не только люди воцерковленные, но даже закоренелые атеисты получат защиту и покровительство в тех случаях, когда спасти их может разве что чудо.
Впрочем, по сей день существуют и те, кто называет пение ангелов на Афоне фальшивкой. Противники «ангельской теории» заявляют, что на пленке звучит голос греческого певца Димитриоса Сурландзиса, обладающего редкой красоты тембром и известного исполнением православных песнопений. Правда, сам певец так и не подтвердил, что на записи «Херувимской песни» звучит его голос. Так что феномен ангельского пения продолжает считаться одним из самых дивных афонских явлений.
По вере вашей да будет вам
Как будто подтверждая постоянное незримое присутствие Богоматери, над самой вершиной горы постоянно висит облако: оно увеличивается или уменьшается, меняет цвет, но никогда не исчезает.
В каждой из 20 обителей хранятся святые мощи и чудотворные иконы. В одном только монастыре Ватопед находятся частица Животворящего Господнего Креста, пояс Богородицы, частицы мощей Дмитрия Солунского, Пантелеймона Целителя и других святых. В обители Симонопетра сохраняется нетленной благоуханная десница равноапостольной Марии Магдалины. Всякий истинно верующий, прикладывающийся к реликвии, может подтвердить, что рука святой до сих пор теплая.
В нескольких метрах от моря прямо из скалы бьет родник, найти который монахи смогли по Господнему указанию. Неподалеку от источника растет виноградная лоза, которой более 700 лет. Одна ягода с этой лозы может вылечить бесплодие у любой женщины, мечтающей о потомстве.
Анна НОВГОРОДЦЕВА, журнал «Тайны ХХ века» №31 август 2016
dralexmd
Записки мирянина (Dr.Alex)
Это репост моей старой заметки о популярном ролике с пением ангелов на Афоне, который ротируется уже непрестанно на протяжении многих лет в православном медиапространстве, но прежде хотелось рассказать обо одном случае из моей жизни на эту тему. Сразу скажу, что я не знаю, что это было, и т.к. ситуация, скажем так, была стремная (простите меня за жаргонизм), то тогда для себя быстренько решил, что ничего необычного и успокоился, но почему-то часто вспоминаю тот случай. За давностью лет, какие-то детали и ощущения может быть стерлись.
И вот, как-то поздно ночью
Насколько помню, пели не меньше двух ангелов, скорее всего четыре. Один начинал протяжно, за ним другой и это устремлялось вверх в бесконечность, ощущалось какое-то пространство. И в этом пении ощущалась жуткая тоска по Богу, словно вот они вынужденны исполнять свою миссию здесь на Земле, рядом с нами, но они стонут по той красоте, которую лицезреют там в небесах, они пели лишь одну фразу.
— Боже, хочу быть с тобой!
Это была непрестанная молитва. Но, в придачу к вышеописанным опасениям, меня смутила еще одна вещь, ангелы пели на. молдавском языке:
— Dumnezeul vreau sa fiu cu tine!
И тогда я сразу обрадовался этой мысле, тут же повернулся спиной к воротам и быстро пошлепал к себе домой досыпать остаток ночи. Я настолько уверился в том, что это было радио и внутренне успокоился, что не сделал одну важную вещь. не запомнил точную дату и час, когда это случилось. Со временем, частенько вспоминал это пение, как вот и сейчас, и каждый раз вспоминаю, когда кто-нибудь опять выкладывает видео, о котором пойдет речь ниже.
Теперь вот остается только гадать. Вот такая история. В контексте заметки, всем предлагаю послушать прекрасное пение румынского православного певца Mariana Moise, акафист епископа Трифона Туркестанского «Слава Богу за все» (у меня с этим акафистом тоже связана одна история, но об этому уж как-нибудь в другой раз).
Знаете, есть в сети такой популярный ролик:
с Афона, где типа записали на кассету пение ангелов и спорили, ангелы это или нет, и православный регент говорит, что это древневизантийский напев (как он там вообще умудрился что-то услышать, т.к. запись плохая, и для меня это одна сплошная какофония).
В заметку вставил как раз аудио Τριάδι, τον τρισάγιον. Απόσπασμα από Χερουβικό ύμνο (посвящение Троице, так понимаю из Херувимской песни), которое звучит в видео-ролике, но там его несколько ускорили (видать записывали на старый кассетник).
Update:
Обсуждение в самой заметке (кто-то даже кидал какие-то технические звукооператорские пояснения) и под самим видео.
О так называемом «пении ангелов» на Афоне
Сейчас в так называемом «православном самиздате» и в среде царебожников в ходу запись, которую ее анонимные авторы представляют как «великое чудо».
Суть басни в том, что некий паломник, посетивший Св. гору Афон, якобы услышал, как в одном из пустых храмов Ангелы поют Херувимскую песнь. И больше того, он не только это услышал, но и якобы записал на аудио, и эта аудиозапись представлена в фильме вместе с видами Афона.
По поводу этой записи есть целый ряд серьезных вопросов.
1. Если бы этот факт действительно имел место, то это было бы великое чудо, о котором активно говорили бы во всем православном мире. Но, увы, кроме этого анонимного фильма и даже скорее ролика, официальных отзывов об этом нет. Кстати же говоря, анонимность данного ролика тоже наводит на мысль, что здесь не все чисто.
2. Само записанное пение, выдаваемое за «Ангельские гласы», весьма и весьма некачественное.. Конечно, здесь можно сделать скидку на некачественность любительской аппаратуры, но тем не менее.
3. Те, кто выложили и пиарят данный ролик, похоже не знают о такой вещи как ПРЕЛЕСТЬ. А об этом говорил еще и Спаситель, и Апостолы и очень многие Отцы Церкви от древнейших до наших времен.
Поэтому, есть очень большое подозрение, что и здесь тоже прелесть, либо желание пропиарить себя на выдуманном чуде.
Что было на самом деле?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов