голубинский троице сергиева лавра

Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра

Содержание

От автора

Покойный высокопреосвященный Леонтий, митрополит Московский, приготовляясь праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия (которое исполнилось 25 сентября 1892 года), изъявил желание, чтобы от Академии была написана на этот случай о преподобном Сергии и о Лавре особая книга. Написать желаемую книгу, само собою разумеется, имело быть поручено мне, как профессору в Академии Русской церковной истории. После А. В. Горского и С. К. Смирнова, из коих первый составил историческое описание Лавры1, а второй – Церковно-исторический месяцеслов ее2, я со своей стороны не располагал писать что-либо о Лавре, так что желание митрополита застало меня врасплох. Ссылаясь на то, что существует и описание Лавры, и жизнеописание преподобного Сергия3, я мог бы уклониться от неожиданной работы. Но покойный владыка при своем первом посещении Лавры и Академии произвел на всех академических такое хорошее впечатление, что мне самому не хотелось огорчать его отказом в исполнении его желания, а товарищам моим не хотелось, чтобы я это сделал. Задачей своей при написании книги, очевидно, я должен был поставить то, чтобы дать в ней восполнительный труд к предшествующим трудам о Лавре и о преподобном Сергии, – так я и старался писать ее. Слишком недостаточное время, которое при этом находилось в моем распоряжении (ибо и сам высокопреосвященный Леонтий назначен был в митрополиты Московские только 17 ноября 1891 года), лишило меня возможности, не- смотря на мое усердное старание, исследовать все частности с полною тщательностию. Настоящее, второе ее издание, для которого я располагал уже вольным временем, печатается после тщательного пересмотра и исправления первого издания.

Это второе издание было подготовлено мною к печати еще в сентябре 1896 года, но я не считал возможным приступить к печатанию книги, пока не были распроданы Академией экземпляры принадлежавшего ей 1-го издания4. Медленная продажа их и была причиною того, что настоящее 2-е издание появляется только теперь. Постигшее меня несчастие – потеря зрения – лишило меня возможности наблюдать самому за печатанием книги, каковой труд с готовностью принял на себя мой истинный добрый гений по изданию сочинений моих – Сергей Алексеевич Белокуров (мой ученик по Академии, студент ее 1882–1886 годов, в настоящее время старший делопроизводитель в Московском главном Архиве Министерства иностранных дел). С. А. Белокуровым разнесены также в книгу на свои места мои дополнительные заметки, сделанные после 1896 года в особых тетрадках, и, кроме того, прибавлены сведения по истории монастыря за новейшее время, заимствованные главным образом из «Исторического описания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», изданного ею в 1902 году. Все дополнения С. А. Белокурова заключены в прямые [ ] скобки.

Отличием сего 2-го издания от 1-го, кроме значительных дополнений в тексте, служат и помещенные в нем снимки зданий, святынь и древних вещей – всего более 70. Почти все они (за небольшим исключением – около 10) предназначены были к помещению мною, но все работы по фотографированию и по изготовлению клише и фототипических таблиц производились под наблюдением того же С. А. Белокурова и стоили ему очень немалых хлопот. Ему же принадлежит и большая часть помещенных в конце книги объяснений к рисункам.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

ГОЛУБИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЕВСИГНЕЕВИЧ

Родился 28 февраля 1834 года в семье священника Рождество-Богородицкого храма села Матвеева Костромской губернии о. Евсигнея Федоровича Пескова (+ 1885). Священники, как указывал в своих «Воспоминаниях» сам историк, были «в то же время и крестьянами, обрабатывающими принадлежащую церквам пахотную землю совершенно так же как и их крестьяне-прихожане«.

Неожиданная кончина матери в 1842 году тяжело повлияла на Евгения. Из живого и резвого мальчика он превратился в замкнутого, чуждающегося сверстников. Второй причиной его замкнутости стала необычайная тяга к учению. Все свое свободное время он проводил исключительно за книгами.

В 1854 году окончил Костромскую духовную семинарию. Как лучший ученик, был зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1858 году. В Академии большое влияние на него оказал профессор А.В. Горский. В своих «Воспоминаниях» Голубинский писал:

10 февраля 1859 года получил степень магистра богословия за сочинение «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников».

С 1861 года работал в МДА на кафедре истории Русской Церкви со степенью бакалавра, с 1870 года— профессора. Преподавал немецкий язык.

По словам коллеги П. Цветкова, Голубинский «уже в половине шестидесятых годов имел твердо установивишуюся репутацию независимого и незаурядного профессора«. [2]

В 1867 написал работу «Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские», которая так и не была напечатана по тогдашним цензурным условиям. Академик И.И. Срезневский охарактеризовал работу как «труд в своем роде полный и вызывающий других на дальнейшие исследования по тому же предмету«.

В 1870 году предложил создать музей при Московской духовной академии.

В 1872-1873 годах предпринял заграничную научную командировку «для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической жизни православных церквей греческих и славянских«. Историк посетил Австро-Венгрию, Сербию, Иерусалим, Афон, Афины и Италию. Работал в крупнейших местных книгохранилищах, составил каталоги неизданных славянских и греческих рукописей [3]. Кроме этого сделал краткие заметки об истории местных церквей, особенностях их традиций.

К началу 80-х годов получил известность и признание в научных кругах.

«История русской церкви»

Еще в дни своей юности Голубинский дал обет написать не позднее, чем через 35 лет научной деятельности, Историю Русской Церкви до учреждения Синода. К этой цели он шел всю свою последующую жизнь.

В 1874 году он принялся усиленно работать над I томом «Истории русской церкви», I часть которого («Христианство до Владимира и крещение Руси») была издана в 1880 году при моральном и материальном содействии митрополита Московского Макария (Булгакова), в то время, когда владыка сам печатал свою 12-томную «Историю Русской Церкви».

16 декабря 1880 года состоялась защита Голубинским своего сочинения, которое он выдвинул в качестве докторской диссертации. Оппонентами его на защите на степень доктора богословия были В.О. Ключевский и Н.И. Субботин.

В Синодальном определении было поставлено на вид Совету Академии, что «общее направление «Истории» Голубинского не вполне соответствует духу учения и достоинству Православной Церкви» из-за критики Голубинского, наносящей удары по:

И все-таки, несмотря на то, что Св. Синод всячески затягивал утверждение Голубинского в степени доктора богословия, после настоятельных хлопот митрополита Макария, эта степень была ему присвоена 5 июня 1881 года.

14 июня 1881 года был избран ординарным профессором.

В конце 1880 года вышла вторая половина I-го тома «Истории Русской Церкви» (о храмах, богослужении, монашестве, религиозном состоянии народа Киевского периода).

Однако вскоре обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев наложил свой интердикт на «Историю». Она была запрещена к приобретению во все библиотеки, кроме духовных академий.

Голубинский становится опальным профессором, в Академии вокруг него складывается атмосфера недоверия, созданию которой немало способствует проф. Н.И. Субботин, чей труд о расколе около десяти лет назад был подвергнут Голубинским серьезной критике.

В 1886 году историк все же получил звание заслуженного профессора, но основной труд его жизни не печатался.

Лишь в 1900 году К.П. Победоносцев, человек хотя и высокопросвещенный, но отказавшийся в 80-х годах прочитать труд Голубинского, после личного ознакомления с I половиной II тома «Истории» (период Московский: от нашествия монголов до митрополита Макария, т.е. до половины XVI века), благодаря содействию Общества Истории и Древностей Российских, а также лично С.А. Белокурову, снял цензуру с публикации «Истории» и даже неожиданно стал защитником историка. Так, он писал Е.В. Барсову об «Истории»: «читаю с удовольствием и интересом«.

После переиздания новой редакции I-го тома (в 1901 и 1904 годах), Голубинский принялся за создание 2-ой части II-го тома. Но было уже поздно, силы не те, о чем свидетельствует запись в черновике рукописи:

После смерти Голубинского были опубликованы следующие главы 2-ой части II-го тома: управление, просвещение, богослужение в Московский период. Не были завершены главы: о миссионерстве, монастырях, нравственности, отношении к инославным вероисповеданиям.

Не все его положения подтвердились современной исторической наукой. Иногда он проводил не вполне корректные параллели между историческими и современными ему реалиями, был излишне прямолинеен в методике и выводах, несправедливо оспаривал текстологические наблюдения предшественников.

«Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра»

В 1892 году был напечатан труд «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра». Работа вызвала резкий отклик в печати. Голубинский вынужден был отвечать своему оппоненту, напечатавшему пасквиль на его труд в журнале «Странник» под псевдонимом И.

Отставка. Взгляды на церковную реформу

В июле 1895 года в силу сложившихся обстоятельств Голубинский был вынужден подать в отставку. Прекратив чтение лекций, не оставил научной деятельности.

В марте 1906 году входил в Предсоборное присутствие, участвовал в работе отдела, занимавшегося решением вопроса о преобразовании центрального и местного церковного управления.

Однако при всем стремлении к восстановлению соборности, Голубинский был против выборов Патриарха, считая, что «без государственной власти Церковь не может обходиться«.

В 1906 году полностью потерял зрение.

Однако, он сумел с помощью своего ученика С.А. Белокурова опубликовать новое издание книги «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» (1909), а также продиктовал начатые еще в конце 1880-х гг. свои «Воспоминания», ярко описывающие быт провинциального духовенства середины XIX века, духовное училище и семинарию, бытовую и научную атмосферу Московской духовной академии на протяжении нескольких десятилетий, родственнику и преемнику по кафедре профессору С.И. Смирнову.

Скончался 7 января 1912 года в Сергиевом Посаде. Умирая, просил положить себе под голову книгу «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра».

Похоронен на кладбище Московской духовной академии, рядом с могилой своего учителя протоиерея А.В. Горского.

Член ученых обществ

Оценки

Сочинения

Книги

Статьи

Евгений Евсигнеевич также был привлечен к написанию статей для Православной богословской энциклопедии.

Использованные материалы

[1] В некоторых источниках отчество указывают как Евстигнеевич.

[2] Воспоминания Е.Е. Голубинского, Кострома, 1923, с.44

[3] Рукописи этих каталогов хранятся в РГИА (Санкт-Петербург)

[4] Смирнов С.И.Е.Е.Голубинский. Некролог // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1912, № 5, с.31

[5] История Русской Церкви. Изд. 2. М., 1901, Т.I. С.270

Источник

Сергий Радонежский: житие, Троице-Сергиева лавра и чудеса святого

голубинский троице сергиева лавра. Смотреть фото голубинский троице сергиева лавра. Смотреть картинку голубинский троице сергиева лавра. Картинка про голубинский троице сергиева лавра. Фото голубинский троице сергиева лавра

Сергий Радонежский — один из самых почитаемых православных святых, основатель нескольких монастырей, живший в XIV веке. Главный источник сведений о Сергии Радонежском — житие, составленное его учеником Епифанием Премудрым.

Житие Сергия Радонежского

Согласно жизнеописанию авторства Епифания Премудрого родителями Сергия Радонежского были бояре Кирилл и Мария, жившие в деревне на территории Ростовского княжества (нынешняя Ярославская область).

На месте, где предположительно родился Сергий Радонежский, в XV веке был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

голубинский троице сергиева лавра. Смотреть фото голубинский троице сергиева лавра. Смотреть картинку голубинский троице сергиева лавра. Картинка про голубинский троице сергиева лавра. Фото голубинский троице сергиева лавраТроице-Сергиев Варницкий монастырь. Источник: Wikimedia

При крещении будущий святой получил имя Варфоломей — в честь одного из 12 апостолов. Кроме самого Варфоломея в семье были еще двое сыновей.

Когда мальчику исполнилось семь лет, «родители его отдали учиться грамоте». Согласно житию, учение шло с трудом, а старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться».

Но вскоре с Варфоломеем произошло одно из первых описанных в предании чудес, благодаря которому он смог овладеть грамотой: «…он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося».

Когда молитва была окончена, Варфоломей сообщил старцу, что никак не может овладеть грамотой, и попросил помолиться за него. После долгой молитвы старец подал отроку кусок просфоры, который мальчик съел, и предсказал, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Вскоре предсказание сбылось.

голубинский троице сергиева лавра. Смотреть фото голубинский троице сергиева лавра. Смотреть картинку голубинский троице сергиева лавра. Картинка про голубинский троице сергиева лавра. Фото голубинский троице сергиева лавра«Видение отроку Варфоломею», картина художника Михаила Нестерова, 1890 год. Источник: Wikimedia

В дальнейшем семья Варфоломея была вынуждена переселиться из Ростова в Радонеж. По некоторым сведениям, это произошло из-за перехода правления к московскому князю Ивану Даниловичу и лишения власти ростовской знати. Другие источники сообщают, что к тому моменту семья будущего святого сильно обеднела из-за татарских набегов на Русь.

После смерти родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру и отправился в Покровский Хотьковский монастырь, где к тому моменту жил его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил Стефана отправиться вместе на пустынное жительство — строжайшую и аскетичную форму монашества. После долгих скитаний братья нашли уединенное место посреди глухого бора на холме Маковец и соорудили там келью и небольшую деревянную церковь, которой присвоили имя Святой Троицы. Сейчас это место известно как Троице-Сергиева лавра.

голубинский троице сергиева лавра. Смотреть фото голубинский троице сергиева лавра. Смотреть картинку голубинский троице сергиева лавра. Картинка про голубинский троице сергиева лавра. Фото голубинский троице сергиева лавраТроице-Сергиева лавра. Фото: Wikimedia

Не выдержав трудностей и аскетичной жизни, Стефан оставил брата и ушел в Богоявленский монастырь в Москве, где позднее стал игуменом.

Оставшись один, Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана и принял монашеский постриг под именем Сергия. Имя было выбрано в честь мучеников Сергия и Вакха, поскольку постриг выпал на день их памяти. Постепенно к Сергию стали присоединяться ученики, которых постепенно становилось все больше. Постепенно Троицкий монастырь становится духовным центром русских земель и поддержкой князей. Здесь же Дмитрий Донской получил благословение на сражение с Мамаем. Согласно дошедшим до нас сведениям, получив от преподобного благословение, князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь».

Известно, что Сергий запрещал инокам просить подаяние, установив, что жить в монастыре следует собственным трудом.

голубинский троице сергиева лавра. Смотреть фото голубинский троице сергиева лавра. Смотреть картинку голубинский троице сергиева лавра. Картинка про голубинский троице сергиева лавра. Фото голубинский троице сергиева лавра«Троице-Сергиева лавра», картина Эрнеста Лисснера, 1907 год. Источник: Wikimedia

Также в период 1364-1376 годов он установил в монастыре устав общежития вместо принятого ранее особножития. Разница состоит в том, что особножитие предполагает наличие у монахов частной собственности, а общими остаются только жилье и богослужение. При общежитийном укладе монахи не имеют личного имущества, получают еду и одежду от монастыря и безвозмездно трудятся ради его блага.

голубинский троице сергиева лавра. Смотреть фото голубинский троице сергиева лавра. Смотреть картинку голубинский троице сергиева лавра. Картинка про голубинский троице сергиева лавра. Фото голубинский троице сергиева лавра«Труды преподобного Сергия», картина Михаила Нестерова, 1896-1897. Средняя часть триптиха. Источник: tretyakovgallery.ru

Помимо Троицкого Сергий основал также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкий монастырь в городе Серпухове и Георгиевский на Клязьме.

По свидетельствам Епифания Премудрого, Сергий Радонежский прожил в молитве и воздержаниях до самой старости, а о грядущей кончине предупредил братию монастыря за шесть месяцев. «Видя, что он уже к Богу отходит», Сергий призвал монахов для последних наставлений:

«И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».

Перед уходом из жизни он причастился, а 25 сентября 1392 года умер.

Подвиги и чудеса Сергия Радонежского

Согласно житию, Сергий Радонежский известен рядом чудес. Историк церкви Евгений Голубинский в работе «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» перечисляет следующие.

Воскрешение отрока. У местного жителя тяжело заболел сын. Несчастный отец отнес ребенка к Сергию. Когда он зашел в келью к преподобному, ребенок умер. Безутешный родитель ушел за гробом, «но пока он ходил, преподобный помолился над умершим — и по его молитве дитя ожило».

Изведение источника. Жившим в монастыре монахам приходилось приносить воду издалека. Тогда, согласно Голубинскому, Сергий нашел в одном рву дождевую воду и стал молиться над ней, после чего открылся источник воды.

голубинский троице сергиева лавра. Смотреть фото голубинский троице сергиева лавра. Смотреть картинку голубинский троице сергиева лавра. Картинка про голубинский троице сергиева лавра. Фото голубинский троице сергиева лавраЖитие преподобного Сергия Радонежского. На раскрытой странице изображено чудесное видение множества птиц: «И голос был слышен, говорящий: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти»». Источник: Wikimedia

Исцеление греческого епископа. Один греческий епископ «слушая многие рассказы о преподобном Сергии, не хотел верить им…». Когда он лично встретился с преподобным, на него внезапно напала слепота и он «неволею исповедал преподобному свое неверие». После этого Сергий вернул ему зрение.

О городе Опочке и спрятанных камнях. Посмертное чудо, свершившееся, когда литовской король, желая разорить город Опочку в Псковской области, направил туда свое войско. Сопротивляясь вторжению, жители сбрасывали на вражеское войско камни и деревья с крепостной стены до тех пор, пока в городе не осталось ни камней, ни деревьев. Тогда к одной женщине во сне явился преподобный Сергий и сказал:

«Зачем унывают воевода и жители города и думают, что не осталось у них чем обороняться — камней и деревьев? Или не знают они, что множество камней лежит в земле у городской церкви за алтарем?»

Женщина рассказала о своем сне воеводе и другим горожанам, но ей никто не поверил, кроме одного нищего. Он отправился к указанному месту, стал копать землю и нашел тяжелый камень. Ему на помощь пришли другие люди и продолжили копать. Вскоре они обнаружили склад камней и подняли их на стены города. Ночью вражеские войска приставили к стенам лестницы и стали взбираться по ним, но горожане побили их найденными камнями. Остатки разбитого войска поспешили покинуть Опочку.

Источник

Голубинский троице сергиева лавра

С восточной стороны перед монастырем находится принадлежащая ему обширная площадь, называемая Красною. Площадь окружают монастырские гостиницы, Старая и Новая, монастырский дом, отдаваемый в аренду под трактир, и посадские ряды. За Новой гостиницей – Дом призрения. На площади – лаврская часовня, лаврский колодезь и ряды принадлежащих лавре лавок. К стене монастырской на большую ее половину пристроены лавки. Вдоль северной половины стены, от Успенских ворот до Красной, или Уточьей, башни, идет монастырский бульвар.

Лаврский каменный дом, стоящий через дорогу от Новой лаврской гостинницы, рядом с посадскими торговыми рядами, занимаемый трактиром, построен в 1822–1823 годах с назначением быть ему монастырской богадельней. Поэтому мы скажем здесь вообще о монастырской богадельне.

Относительно числа содержавшихся в лаврских богадельнях до ХVIII века мы вовсе не имеем сведений, а с ХVIII века наши сведения весьма скудны. В ландратской книге по Москве за 1715 год сообщается о женской богадельне, находившейся тогда при большой дороге, близ Вознесенской церкви, что в трех кельях, из которых она состояла, всего было шестьдесят пять человек. В 1774 году Учрежденный собор лавры представлял митрополиту Платону, что из Коллегии экономии выдается на содержание богаделенных пятидесяти человек, но что в действительности состоит в богадельнях сто два человека, и спрашивал, сколько содержать. Платон положил резолюцию: «содержать впредь не более 80 человек, из коих мужеска 35, женска 45, да на моем коште 6 мужеска и 6 женска, выдавая на каждаго и на каждую по 2 рубли в год». Внутреннее помещение каменного богаделенного дома, построенного в 1822–1823 годах, было приспособлено к помещению в нем 60 человек обоего пола.

После помещения богадельни в новом здании и до занятия должности наместника архимандритом Антонием, и именно как будто более или менее незадолго до этого последнего, произошла с ней та вовсе неизвестная нам по своим причинам и в своей истории перемена, что из мужско-женской она стала одною только женскою 9 (так что, начав мужскою, кончила обратно тому и не совсем понятно одною женскою).

Часовня, находящаяся на площади, у Московско-ярославского шоссе, поставлена по тому поводу, что в 1709 году во время случившегося в лавре пожара были выносимы на занимаемое ею место мощи преподобного Сергия. До 1770 года она была деревянная, а в сем последнем году складена каменная. В 1781 году был устроен в ней иконостас, который в недавнее время заменен новым.

Колодезь, находящийся близ часовни, с северной ее стороны, выкопан в 1842 году наместником Антонием для приезжающих на базар крестьян (так как базары посада собираются на Красной площади).

Лавки и шалаши на площади, о которых упоминается в описи монастыря 1641 года, не один раз удалявшиеся с площади по распоряжению монастырских властей, до не особенно давнего времени представляли из себя более шалаши, чем лавки. Новые, достаточно приличные лавки ведут свое начало от 1857 или 1858 года (от того, с некоторым промедлением, случая, что император Александр Николаевич в один из своих приездов в лавру, в сентябре 1855 или в том же сентябре 1856 года, приказал очистить площадь от находившихся на ней деревянных лавчонок). [Перестроены вновь в 1892 и след. годах.]

По монастырской стене, с обеих сторон Успенских ворот, некоторое количество лавок было давно (не давнее, однако, 1821 года, в котором засыпан бывший у стены ров, до уничтожения которого лавок у стены не могло быть). А нынешние целые линии лавок – от 1863 года.

На месте нынешнего бульвара до того же 1863 года были две аллеи из акаций – одна довольно широкая, а другая очень узкая, – которые насажены были, вероятно, тотчас после того, как был засыпан ров. Нынешний бульвар насажен в помянутом 1863 году.

ЮЖНАЯ СТОРОНА МОНАСТЫРЯ

На южной стороне монастыря – колодезь, принимаемый за колодезь преподобного Сергия, Пятницкая церковь, или бывший Подольный монастырь, Странноприимный дом, Пафнутьев сад, Келарский пруд (Свитошный двор, блинные).

О колодезе, находящемся близ Пятницкой церкви, через шоссе от нее, и принимаемом за колодезь преподобного Сергия, мы уже говорили выше (с. 52–54), что очень мало вероятности принимать его за действительный колодезь преподобного Сергия (точнее, за колодезь, сделанный из источника, изведенного преподобным Сергием) и что со всею вероятностию должно видеть таковой в колодезе, находящемся в Пафнутьевом саду, между архиерейскими покоями и Луковой башней, в расстоянии от монастырской стены сажен пяти–шести (на нынешнем виде лавры, приложенном к книге, он представляется находящимся против архиерейских покоев).

Пятницкая церковь с находящеюся при ней другою церковию, Введения во храм Пресвятой Богородицы, отстоящая от получившей по ней свое название Пятницкой угольной башни монастыря саженях в сорока, обращена была в приходскую церковь из монастыря, который по церквам назывался Пятницким и Введенским, а по местоположению под горой, в низине от Троицкого монастыря, – Подольным (Дольным), или Нижним.

Странноприимный дом построен в 1892 году, в память пятисотлетия кончины преподобного Сергия, которая имела место и торжественно была празднована 25 сентября этого года (см. выше, с. 115 и 247).

Каменная стенка вокруг старой части Пафнутьева сада складена митрополитом Платоном в 1777–1778 годах; часть стенки около новой части сада, одинаковая по своей вышине и по своему виду с Платоновской, – 1850 года, а нарядная, так сказать, и более высокая часть стенки от новой стройки до ворот в Пафнутьев сад и потом простая стенка с северной стороны – одновременны с новой стройкой.

В Пафнутьевом саду близ монастырской стены находится колодезь, который, как говорили мы выше (с. 52–54), со всею вероятностию должен быть принимаем за колодезь, образованный из источника, чудесно изведенного преподобным Сергием.

Келарский пруд, как записано в Кратком летописце монастыря, сряжен, или устроен, в 1552 году келарем (отчего и получил название Келарского) Адрианом Ангеловым. В настоящее время он представляет собою остаток от четырех прудов, бывших по южную сторону монастыря (за исключением Круглого пруда, о котором сказали мы сейчас выше). В описи монастыря 1641 года читаем: «выше Подолнаго монастыря: пруд Пятницкой, пруд Келарской, пруд Клементьевской, да пониже Подолного монастыря пруд, а на нем стоят два анбара мелнишных, а в анбарах по трои жерновы, мелют вешнею водою». Пруд, что пониже Пятницкой церкви, спущен когда-то давно, до митрополита Платона, при котором на юго-восток от монастыря только видна была остававшаяся от него мельничная плотина (как со слов Платона говорит князь Щербатов в «Истории осады Троицкого монастыря»; Пятницкий пруд спущен после 1808 года, ибо в сем году он еще упоминается, а Клементьевский пруд спущен весьма недавно, а именно в 1853 году (в позднейшее время он назывался также Банным, каковое название должно объяснять тем, что на берегу его находились торговые бани села Клементьева). Нынешняя каменная плотина Келарского пруда сделана в 1815 году, о чем в издании Краткого описания 1824 года говорится: «в 1815-м году для Келарскаго пруда вновь устроена с большим укреплением из белаго камня, кирпичей и железных связей плотина монастырским иждивением».

Против юго-восточного угла монастыря, на берегу пруда, что пониже Пятницкой церкви, а когда он был спущен, на берегу речки, находился в старое время монастырский Свитошный двор, то есть монастырский прачечный (портомойный) двор, первое известное упоминание о котором – у Симона Азарьина в «Новых чудесах. », а последнее – в одном деле 1768 года.

На месте теперешнего Странноприимного дома лет тридцать пять тому назад стояли блинные, которые после случившегося в них пожара перенесены за речку от монастыря, на нынешнее их место – в подугорье, и которые после недавно случившегося в них пожара не только не шалаши, чем были они на прежнем месте, а даже каменные.

Происхождение Троицкой торговли блинами объясняют так, что-де к преподобному ходят молиться не только о живых, но и о мертвых, а что поминовенное кушанье по мертвым составляют у нас блины. Может быть, это объяснение справедливо, но едва ли не справедливее думать, что блины, представляющие собою кушанье, которое в одну минуту может быть изготовлено, составляют кушанье как бы специально богомольческое и вообще странническое, ибо пришел, заказал – и сейчас же кушанье готово. А духовное или церковное знаменование могло быть усвоено Троицким блинам и самими блинницами и богомольцами для придания им особой значимости, которая бы блинниц извиняла в их навязывании богомольцам, а богомольцев – в их истреблении, так как одни и другие усердствуют-де родителям.

ЗАПАДНАЯ СТОРОНА МОНАСТЫРЯ

На север от Пивного двора находилась монастырская баня, которая теперь находится в новой стройке. Баня построена здесь в 1782 году, а дотоле она находилась за северной стеной монастыря, на берегу Каличьего, или Конюшенного, пруда, образованного чрез запруду плотиной речки Вондюхи, которая заграждала речку между Каличьей башней монастырской стены на этой стороне и Конюшенным двором на той стороне (а первоначально, до 1556 года, когда были вынесены из монастыря находившиеся в нем конюшни, она, по всей вероятности, помещалась в самом монастыре).

Нагорье по ту сторону речки от монастыря, на котором в настоящее время расположена Ильинская слобода и которое в старое время называлось Красной горой (а Красная гора по восточную сторону монастыря сама по себе) представляет собою местность историческую: главным образом с этого нагорья, в начале XVII века бывшего незаселенным полем, Поляки бомбардировали монастырь (см. ниже, в главе ХIII).

СЕВЕРНАЯ СТОРОНА МОНАСТЫРЯ

У северо-западного угла монастыря соединяются в одно место, или сливаются, два оврага – один идет на северо-запад, другой идет сначала на восток, вдоль стены монастыря, а потом поворачивает на север; в первый овраг несколько выше его устья впадает поперечный овраг. Первый из оврагов, в котором течет речка Кончура, назывался в старое время Благовещенским оврагом (от села Благовещенского, в сторону которого идет), а также Токаренным оврагом (от находившихся на берегу его монастырских токаренных изб); второй овраг, в котором течет речка Вондюга, назывался Мишутинским оврагом, от села Мишутина (по той же причине, по которой Благовещенский – от села Благовещенского); третий овраг назывался Глиняным и Косым оврагом. Эти три оврага, так же как и помянутая выше Красная гора, суть овраги исторические: они служили местом неоднократных, более или менее кровавых стычек монастырских сидельцев с Поляками, а один из них, именно Мишутинский овраг, из которого осажденные должны были добывать себе дрова, служил местом стычек весьма частых в продолжение всего времени осады.

Покатая к монастырю площадь между Благовещенским и Мишутинским оврагами, которую в настоящее время занимает Штатная слобода, в ХVII веке вся занята была монастырскими службами и заведениями.

Тотчас за оврагом, против Конюшенной, или Каличьей, башни монастыря, на берегу речки Кончуры, или Благовещенского оврага, был монастырский Конюшенный двор. Мы говорили выше, что конюшни монастырские были вынесены из самого монастыря в 1556 году. Со всею вероятностью нужно думать, что сейчас указанное нами их место было именно тем их местом, на которое они были вынесены из монастыря. Для проезда к ним чрез овраг была сделана плотина, выше которой образовался пруд, носивший название Каличьего, или Конюшенного (более или менее рыбный, т. е., вероятно, с напусканной рыбой, ибо на берегу его стоял неводной сарай). Выше Конюшенного двора (или же, может быть, ниже его, как по Палицыну), на берегу того же Благовещенского оврага, стоял монастырский Токаренный двор (на котором работали и отчасти жили монастырские токари). Вправо от Конюшенного двора, если смотреть от монастыря к Мишутинскому оврагу, находились: Коровий двор, Воловой двор (двор для рабочих лошадей, название которого нужно объяснять тем, что в древнейшее время и у нас на севере волы преобладали над лошадьми в качестве землепашущих животных) с Полозовым двором (в котором складывались дровни и сани и всякие пахотные инструменты) и кирпичные сараи с прудом (последние были «посторонь», или против, колодезя преподобного Саввы, а колодезь этот, служа к определению места сараев, остается целым до настоящего времени). Выше кирпичных сараев было гумно с одним овином каменным и тремя деревянными. Вместе со службами и заведениями находились две слободы монастырских служебников и ремесленников – Конюшенная, в которой жили конюхи, и Тележная, в которой жили тележники.

По другую сторону оврага, в теперешней Кокуевской слободе, было другое гумно с четырьмя деревянными овинами и другой Воловой двор (о котором ясно не говорит опись монастыря 1641 года, но о котором ясно говорит Палицын). В начале ХVIII века архимандрит Георгий Дашков, бывший великим конелюбцем, а попросту сказать – великим лошадником, выстроил здесь вторую и огромную размерами монастырскую конюшню (семидесяти трех саженей в длину и тридцати трех саженей в ширину).

Мы сказали сейчас выше, что до сих пор остается целым колодезь преподобного Саввы, именно Саввы Дубенско-Звенигородского, который был некоторое время игуменом Троицкого монастыря вскоре после смерти преподобного Сергия (в описи монастыря 1641 года о колодезе: «посторонь (кирпичных сараев) колодезь чюдотворца Саввы, а над ним шатер деревяной)». Ответить на вопрос, зачем преподобный Савва выкопал колодезь в данной местности, можно единственно предположением, что уже при нем были здесь какие-то хозяйственные заведения с жившими при них монастырскими служебниками, для которых нужна была вода.

После уничтожения за речкой Вондюгой, на площади теперешней Штатной слободы, всех служб и заведений, монастырю, по-видимому, незачем было поддерживать плотину на устье речки, через которую он (монастырь) сообщался с службами и заведениями; однако плотина была ремонтирована еще в 1804 году (остающиеся до настоящего времени контрафорсы были сделаны именно в сем году). Нужно думать, что или жители Штатной слободы первоначально сообщались с посадом и с монастырем через плотину, или что монастырь дорожил запрудой по причине насаженной в нее рыбы. Когда после 1804 года спущена запруда и уничтожена плотина, от которой не остается теперь никакого следа (за исключением сейчас помянутых контрафорсов), не имеем сведений.

В Мишутинском овраге, под самым монастырем, над открытым в 1863 году прекрасным родником воды устроена паровая водокачка, посредством которой снабжаются водой родника весь монастырь (с академией) и все заведения монастыря, находящиеся вне его.

Против северо-восточного угла монастырской стены находится пруд (за старой гостинницей), за прудом – Конюшенный двор, за двором – огород.

Пруд, называемый в настоящее время Белым, в ХVII веке назывался Круглым и до построения гостинницы был значительно более нынешнего, так как двор гостинницы, поставленной на самом берегу пруда, был образован чрез засыпание части пруда. Нынешний Конюшенный двор, как мы сказали, построен в 1790 году. Вместо нынешнего огорода в ХVII веке были огород и сад. В описи монастыря 1641 года читается: «да против монастырские науголныя Житничные башни пруд Круглой; да у того же Круглово пруда огород капустной, а на нем живет старец; да возле ево монастырской сад, а в нем яблони». А так как о нынешнем Конюшенном дворе говорится, что он поставлен на семинарском огороде, то должно думать, что перед 1790 годом владела огородом семинария, бурсы которой стояли тут между 1747–1775 годами. Большая новая кузница, как будто нарочным образом поставленная впереди конного двора и боком к нему, чтобы загородить и испортить вид на него, построена в 1893–1894 годах.

НЫНЕШНИЙ ПОСАД

Когда первоначально была построена в Клементьеве церковь, точным образом остается неизвестным, но со всею вероятностию нужно думать, что при самом его основании, ибо село есть именно селение, имеющее церковь. Нынешняя каменная церковь, после нескольких деревянных, построена в 1769 году. Главный престол в холодном храме – в честь Успения Божией Матери с приделом в честь Живоносного источника (с праздником в пяток Светлой, или пасхальной, седмицы); в теплом храме два престола – во имя Николая чудотворца и в честь Рождества Иоанна Предтечи.

При Рождественской церкви находится женская богадельня [устроенная в 1886 г. и содержимая на проценты с капитала в 66 000 руб., внесенного А. В. Куманиной в память П. П. Усачева; призреваемых – 20 старух].

При Вознесенской церкви находится женская богадельня [устроенная в 1853 году на средства купца Сергиевского посада Алексея Егоровича Ерофеева. Призреваются в ней 12 лиц женского пола. На содержание богадельни устроителем ее завещаны: 1) капитал в 4300 рублей, хранящийся в 4-процентном непрерывнодоходном билете; 2) лавка в каменных рядах на Красногорской площади Сергиевского посада; 3) лавка в Москве в Городских рядах, отчужденная по высочайшему повелению и вместо коей получено 30 акций Средних торговых рядов по 100 р. каждая, и 4) 45 десятин земли в Дмитровском уезде, выросший на них в настоящее время лес продан, а вырученная от его продажи сумма, в количестве 5700 руб., обращена в неприкосновенный капитал богадельни. С лавки и капиталов получается всего в год около 800 руб., иногда больше, иногда менее – соответственно плате за аренду лавки и количеству дивиденда по акциям Средних рядов г. Москвы].

Мы сказали, что на Вознесенскую площадь перенесены были из Клементьева ряды торговых лавок. Ряды эти, числом двои или трои (панский, мясной и, кажется, посудно-игрушечный), существовали на площади очень недолго. Мы не имеем точных сведений, когда торговцы оставили их, чтобы перебраться к монастырю, и когда они снесены, но когда в 1854 году мы приехали учиться в академию, их как будто уже не было, по крайней мере, мы совсем их не помним.

(Что касается до самой Вознесенской площади, то, по всей вероятности, она представляет собою бывший лаврский Терентьевский огород, который упоминается с 1641 по 1768 год. Этим дается ответ и на вопрос, как и с какой стати явилась в данном месте площадь.)

Кдадбищ с находящимися на них церквами в настоящее время в посаде три – Кокуевское, Клементьевское и Вознесенское.

На Кокуевском кладбище церковь построена прихожанами Рождественского, Ильинского и Кокуевского приходов (при главном старании Кокуевского крестьянина Г. А. Ломова, который за свое усерднейшее храмолюбие почитаем был даже митр. Филаретом) в 1834 году. Она о двух престолах – в честь Всех святых и в честь Покрова Божией Матери (сохраняется предание, что церковь кладбища поставлена на том месте, на которое 17 мая 1746 года во время случившегося в лавре и окружавших ее слободах великого пожара выносимы были мощи преподобного Сергия).

На Клементьевском кладбище церковь с престолом в честь Святаго Духа построена тщанием прихожанина Клементьевской церкви И. И. Шапошникова при общем пособии прочих прихожан той же церкви в 1832 году.

На Вознесенском кладбище церковь с престолом в честь Всемилостивого Спаса построена в 1854 году [храмовой праздник 1 августа].

Церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт. А церкви Клементьевского и Вознесенского кладбищ причислены к приходским церквам: первая – к Клементьевской, вторая – к Вознесенской.

Закончим речи о посаде несколькими словами об его населении, которое, в виде исключения против других посадов, состоит не из одних купцов и мещан, но и из крестьян.

В 1861 году, при освобождении всех крепостных империи, к мещанско-купеческому сословию посада присоединились бывшие штатные служители монастыря.

2 Павел Алеппский говорит, что в Троицком монастыре позволяется оставаться только одну ночь (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 26).

3 Павел Алеппский сообщает, что Антиохийский патриарх Макарий по приезде к Троице для отдыха с дороги, перед вступлением в самый монастырь, поставлен был в Клементьеве на одном постоялом дворе (Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 25; в английском переводе с арабского: at an inn); а «Выходы патриаршие», напечатанные в V томе Дополнений к «Актам Историческим», говорят, что Александрийский патриарх Паисий останавливался в Клементьеве слободе на подворье. У Анании Федорова в Собрании о Суждале в краткой передаче жития митр. Суздальского Илариона сказано, что он, быв в Троицком монастыре до пострижения в монахи, «обнощева близь обители святаго в гостиннице» (с. 168 sub. fin.), но в подлинном житии Иларионовом сказано: «в слободе тамо у некоего живущаго обнощеваша» (Иларион с товарищем) (моего экземпляра л. 13 об.). В 1696 г. у монастырей – гостиные дворы с гостиными кельями за стенами, или вне их (Акт. Эксп., т. IV, № 313, с. 464).

4 [Вид и план Гостинного двора из книги планов и фасадов – на фототипич. таблице № XIV; см. также таблицу № II.]

5 Здесь и ниже в издании 1909 г. дата постройки не указана [Прим. ред.].

6 Под 1556 г. упоминаются бывшие у Троицы больницы и богадельни в Никон. лет., т. VII, с. 271 нач.

7 См. Забелина «Быт русских цариц», с. 14. О месте богадельни на большой дороге, близ теперешней Вознесенской церкви, говорит Ландратская книга по Москве 1715 г.

8 О выдаче богаделенным жалованья в 1821 г. см. в Описании Новоспасского монастыря (М., 1821, с. 47, прим.).

9 В издании Краткого описания лавры 1829 г. говорится о богадельне так, что как будто она еще оставалась мужско-женской (повторяются слова издания 1824 г., что внутреннее устройство здания, то есть новой богадельни, приспособлено к помещению в нем 60 человек беспомощных, престарелых и немощных обоего пола). А биограф архим. Антония П. С. Казанский говорит, что «из благотворительных учреждений существовала (при лавре до Антония) одна женская богадельня в монастырском корпусе, примыкающем к каменным лавкам на горе», что «в ней призревалось до 60 старух с порядочным помещением, но (что) каждая из них должна была готовить пищу сама для себя».

10 На что митр. Филарет сначала весьма было не соглашался, но потом согласился (письма его к наместнику Антонию № 347 и 348).

11 См. статью иеромон. Арсения «Село Клементьево, ныне часть Сергиевского посада», напечатанную в Чтениях Общ. Истор. и Древн. Росс. (1887, с. 40 fin. sqq.).

12 Каменные лавки дозволены к строению в 1810 г. на земле, уступленной лаврой, но в 1827 г. лавочники начали строиться и за лавками. В 1830 г. земля за лавками возвращена лавре, но лавра отказалась от нее (см.: Богословский Вестник, 1901, май, с. 87–93, статья свящ. Н. А. Романского).

13 О монахах Подольного монастыря, умерших в лавре во время осады последней Поляками, см. «Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 года», с. 79, прим.

15 Пафнутьев сад упоминается в 1737 г. См. статью о. Арсения «О служках и пр.» (с. 8, прим. fin.). Новая ограда около него складена летом 1899 г.

16 [При постройке Странноприимного дома часть рощи была уничтожена и взамен ее посажены новые деревья.]

17 См. в «Богословском Вестнике» (1901, май, с. 77–81) статью свящ. Н. А. Романского «К характеристике Филарета, митрополита Московского. (Дело о Филарете, иеромонахе Троице-Сергиевой лавры)».

18 [См. фототипическую таблицу № I, вид лавры ХVII века.]

20 [См. часть этой местности на фототипических таблицах № IV, VI и XVI.]

21 Именной указ от 22 марта 1782 г. в Собрании законов (т. XXI, № 15371, с. 442): «по поданным нам от генерал-маиора и Московскаго губернатора Архарова, в бытность его здесь (в Петербурге), представлениям, утвержденным ныне от нашего генерал-фельдмаршала, Главнокомандующаго в Москве и в губернии тамошней графа Чернышева всемилостивейше повелеваем: живущим в слободах ведомства Коллегии экономии, близ Свято-Троицкой Сергиевской лавры лежащих, непахотным жителям, производящим торговлю и ремесла, позволить записаться по желаниям их в купечество и мещанство, учредя для них посад, под именем Сергиевской, и в нем Ратушу, сходственно учреждениям нашим главы I, в статье 27, и главы XX, в статье 278».

22 В Писцовой книге Московского уезда 1623 и 1624 годов говорится о трех Стрелецких слободах: «(под монастырем) слобода Пушкарская, да три слободы Стрелецких, а в них стрелецких и пушкарских двести семнадцать дворов». В Переписной книге 1646 года сначала называется слобода Стрелецкая, в которой перечисляется восемьдесят два дома, потом: «да под монастырем же по другую сторону стрельцов» – и еще перечисляется принадлежащих стрельцам девяносто восемь домов. Но в Писцовой книге слово «слобода» употребляется не в смысле особого поселка, а в смысле линии домов, или их порядка, в каковом смысле слово и доселе употребляется у Троицы и около Троицы; так что «три слободы» Писцовой книги значат не три особых, в разных местах, поселка, а три линии, три порядка домов, находящихся в одном месте (по теперешнему было полторы улицы: улица в две слободы, как это говорят и доселе, и улица в одну слободу). «По другую сторону» Переписной книги должно быть понимаемо не в смысле «по другую сторону монастыря», а в смысле «по другую сторону улицы». Чтобы бывала Стрелецкая слобода на какой-нибудь другой стороне монастыря, кроме западной, – на это нет никаких совершенно указаний. Единственная сторона монастыря, на которой можно было бы предполагать Стрелецкую слободу, есть северная сторона с нынешней Переяславской улицей. Но Переяславская улица, как это видно из Писцовой книги 1684 года, еще в сем году представляла из себя соприкасавшееся с Служней слободой пахотное поле.

23 В описи после перечисления жителей села Клементьева читается: «Да в селе жь в Клементьиеве торговые лавки и анбары и шалаши и скамьи и кузницы и харчевни и походячей торг и с бобылей изделье и таможенная пошлина и квас и сусло и баня и пролубное и всякая продажа и конская площадка и поместная проезжая пошлина и мылная продажа и на велик день яичная краска (т. е. и право продавать крашеныя пасхальныя яица было отдаваемо на откуп!) и против монастыря Святых ворот лавки же и шалаши; а кем имянем те всякие промыслы в откупу или на вере и что с них сбираетца в монастырь всяких пошлин порозно, и то все писано подлинно в казенных в приходных книгах».

24 И. М. Снегирев говорит в своих «Путевых записках о Троицкой лавре», напечатанных в 1840 г.: «доныне в Клементьевской слободе по понедельникам, каждую неделю бывает торг, а 15 августа ярмарка, на которую съезжаются с товарами купцы и мещане из Москвы и ближайших городов» (с. 50). Что торги и ярмарка переведены из Клементьева на Вознесенскую площадь вслед за открытием шоссе – это мы слыхали от нескольких лиц и это говорит и историограф Клементьева о. Арсений. В Посадской думе должно быть дело о переводе торгов и ярмарки, но, к сожалению, нам его не нашли. О. Арсений передает сказание каких-то старожилов, будто «храмовая, то есть Успенская, ярмарка в селе продолжалась до двух недель, на протяжении двух верст в поле, на юг к Москве». О лавках Клементьевских, перенесенных на Вознесенскую площадь, говорил нам человек, который сам некоторое время торговал в них, но который, по причине глубокой старости, к сожалению, все очень плохо помнит.

25 Из письма архим. Варлаама к Московскому главнокомандующему графу С. А. Салтыкову от 16 декабря 1736 года, напечатанного в «Русском Архиве» (1900, № 8, с. 439) следует, что Рождественская церковь освящена архим. Варлаамом 17 декабря сего года.

26 О Рождественской церкви см. статью иеромонаха Арсения «Христорождественская церковь в Сергиевском посаде».

27 См. статью о. Арсения «Казанская и Ильинская церкви Ильинского прихода в Сергиевском посаде».

28 См.: Акт. Экспед. (т. I, № 330, с. 392 соl. 1) и у о. Арсения в статье «Село Клементьево», с. 14 нач. sqq.)

29 См.: Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции. Кн. 2. М., 1872. Отд. III. С. 120.

30 О монастырских «детенышах» см. у М. А. Дьяконова в его труде «Очерки из истории сельского населения в Московском государстве XVI–XVII вв.» (Спб., 1898). Название имеет отношение к греческому paidopoulin, о котором см. у Дюканжа. См. также «Акт. Эксп.» (т. IV, № 14, с. 25 fin.).

31 См. статью о. Арсения «О служках. » (с. 44 fin.).

32 О монастырской десятинной пашне см. Акт. Истор. (т. V, № 171, с. 300; пахалась местными монастырскими крестьянами повытно (Акт. Истор., т. V, № 65, с. 95 соl.1).

33 О бобылях см. статью М. А. Дьяконова в Журнале Мин. Народ. Просвещ. (1896, № 4) и в его труде «Очерки из истории сельского населения в Московском государстве XVI–XVII вв.» (Спб. 1898); также статью Успенского «О больших строителях».

34 Павел Алеппский называет их монастырскими архонтами (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 24 sub. fin.).

35 «Жители (подмонастырных слобод), кои без земли остались и числом прежних (получивших землю) почти в 3 /4 превосходят, называются бобылями; однакож различными рукоделиями, постоялыми дворами и извозом не менее (чем получившие землю) имеют случаев снискать себе довольное пропитание; потому здешние обыватели без различия, а особливо те, кои собственное свое прилежание к тому употреблять не оставляют, довольно зажиточны и следовательно для них двухрублевый оклад, положенный на каждую душу мужескаго пола, чт( они вносят в Коллегию экономии или определенному от оной казначею, да сверх того подушных по 70 коп. с души, не может быть тягостен».

36 В географическом лексиконе Российского государства, собранном Федором Полуниным и изданном Герардом Миллером в Москве в 1773 г., в статье о Троицком Сергиевом монастыре (принадлежащей самому Миллеру) говорится о жителях Посада, что «многие из них упражняются в рукоделиях, делают и продают разныя крашеныя и писаныя деревянныя вещи, ларчики, чашки, детския игрушки и тому подобное» (буквально повторяется в «Новом и полном лексиконе Российской империи» Льва Максимовича, напечатанном в Москве в 1788–1789 годах, только с ошибочным: «каменныя» вместо «крашеныя»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *