гордостью святогорского монастыря были
СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
Святогорская лавра |
Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви
В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.
Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.
Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.
С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.
Пещеры и храмы монастыря
Карта пещер Святогорской Лавры |
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.
Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.
В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.
В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.
В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».
В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.
Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.
Советское время
Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:
Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.
Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.
Восстановление монастыря
Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.
Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).
В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.
В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.
В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.
Лавра сегодня
Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.
Настоятели и наместники
Самая юная Лавра Православия: твердыня веры и обитель исповедников
Пятая в русском православии
Так на Руси появилась пятая Лавра. Самая первая — Киево-Печерская была названа таковой в 1688 году, Троице-Сергиева явлена миру в 1744 году, затем Александро-Невской Лаврой в 1797 году обзавелся столичный град Санкт-Петербург, и, наконец, самая западная — Почаевская — получила этот титул в 1833 году.
Нетрудно заметить, что первые четыре Лавры в русском Православии свой статус обрели в течение полутора веков. И только через 171 год после Почаева, такое, особо чтимое, звание было даровано Святогорскому монастырю.
В прошлом, до Великой Октябрьской революции 1917 года, монастырь носил звание Свято-Успенской общежительной пустыни, и имел за своими плечами не самую длинную, но насыщенную церковную историю. Она тоже была учтена Синодом. Кроме того, приняты во внимание и подвиги святогорских святых и страстотерпцев, и чудеса, в монастыре явленные и признаваемые православными за великие. Без этого в церковной практике монастырю столь высокое звание не получить.
Взлеты и падения обители
Точной даты основания Свято-Успенского мужского монастыря на Большом перевозе через Северский Донец не знает никто. Достоверно известно, что первое известное нам упоминание о нем встречается в известных «Записках о московских делах» австрийского дипломата барона Герберштейна. Цитата, которую можно отнести к периоду между 1517 и 1526 гг., посланник австрийского цесаря пишет: «…воины, которых Государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… видели около устьем малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор…»
Кроме того, как свидетельствуют архивные материалы, хранящиеся с недавних пор в Святогорской обители, в 1526 году в здешних меловых скалах уже были вырублены кельи монахов, которые вместе со служилыми людьми царскими от били в тот год набег «черкас» — так тогда называли малороссийских казаков.
Император Николай I разрешил монастырь в Святых горах над Донцом открыть заново в сороковых годах позапрошлого века. Покровительство царской фамилии, которая и при Александре II, и при его наследнике Александре III посещала Святогорье, способствовало успешному развитию пустыни. К началу XX века монастырь сей стал одним из центров духовно-религиозной жизни России.
К святогорским старцам за духовным наставлением и пастырским словом приезжали десятки тысяч паломников. Почитали необходимым посетить монастырь на Донце и властители дум тогдашнего общества, русские писатели. Здесь Бывали в разные годы Федор Тютчев, Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, Аркадий Аверченко, Максим Горький, Владимир Немирович-Данченко.
Святые и подвиги
Но все-таки для верующих людей главным в обителях всегда было то, что в них жили особые люди — старцы, люди непорочной святой жизни, порой удивлявших окружающих не только благочестием и мудростью, но и чудесами. Для Святогорского Свято-Успенского монастыря таким человеком был Преподобный Иоанн Затворник. 17 лет он провел в затворе, в сердце меловой скалы.
Современник описывал его подвиг так: «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику».
Обретя статус Лавры, Святогорский монастырь был подвергнут тяжелому испытанию гражданской войной. Настоятелю и монахи оказались в пучине забот о ближних в особо крупных масштабах. Речь идет, конечно же, о последних пяти годах нашей жизни. Лавра стала прибежищем для сотен и сотен тысяч и тысяч обездоленных войною людей. И монастырь показал, что является не только смыслом духовного служения Богу на земле, но и прямого услужения Ему в делах мирских.
Испытание гражданской войной
Пик забот пришелся, разумеется, на 2014 и 2015 годы, когда через монастырь прошли тысячи беженцев из Славянска. Краматорска, Донецка, Горловки, Макеевки, Дебальцево, Иловайска — всех тех мест, где украинская армия сожгла десятки тысяч домов и квартир, оставив без жилья и достатка многих мирных граждан Украины. В монастырь бежали от войны, разорения и прямого голода. Тут всем был готов кров и пища, мирные стены и духовное наставление.
К 10 июля 2014 года Лавра приняла 470 беженцев, а ближе к концу августа их стало 800. Осенью того же года и зимой 2015 года в Лавра ежедневно кормила до 1000 человек. Разумеется, кров и пища обездоленным людям предоставлялись бесплатно, без каких-либо условий.
Гонители и исповедники
Все эти труды подкреплялись усилиями местной власти. Но, увы, в те же месяцы обитель подверглась угрозам националистов, оскорблениям в киевской и западноукраинской прессе, которые видели в массовом призрении обездоленных «сепаров», «ватников» некие происки «пророссийской» Украинской православной церкви. Конечно, Лавра смиренно вынесла и эти потуги оскорбить ее духовные и бытовые дела.
Незаметный постороннему глазу подвиг монастырского служения, конечно, трудно переоценить. Ведь кроме физических трудностей и психологических страданий монастырской братии с настоятелем во главе существует сонм духовных переживаний, которые летом 2014 года казались просто лавиной. Одному Богу известно, сколько трудных и невыносимых исповедей пришлось выслушать священникам в те месяцы, перенести через свою душу. Ведь для святой исповеди не существует наших мирских оправданий и предпочтений. А ведь причащаться и исповедоваться (часто первый раз в жизни) тогда в Лавру шли тысячи очень разных людей — от матери погибшего ополченца до контрактника ВСУ, его убившего. И каждый нуждался в отпущении грехов. Лучше, конечно, не думать о тех коллизиях, которые возникали во время церковных служб первых лет войны. Крестный ход в Киеве: Слава богу, нас не стало меньше
И сегодня они, уйдя в подполье, никуда не делись, но ситуация в Святых горах стабилизировалась. Монастырь живет своей обычной жизнью, богослужения идут своим чередом, как и прежде приезжают десятки тысяч паломников. Через год, 8 сентября 2020 года в Лавре собираются торжественно отметить освящение главного своего храма — Свято-Успенского собора, который срочно и масштабно реконструируется на пожертвования верующих.
Став 15 лет назад самой молодой Лаврой Православия, Святогорский мужской монастырь сегодня, как и встарь, собирает вокруг себя верных, заботится о сирых и слабых, и в сумерках политического сознания на Украине стоит особо — свечей надежды на Спасение, видимой не только в Донбассе, но по всей Новороссии, и России.
10 интересных фактов о Святогорском монастыре: к 450-летию обители
По этим каменным, поросшим мхом ступеням невозможно подняться без душевного волнения: ровесники Ивана Грозного, кого только они не повидали на своем веку! Царские особы и простые смертные, величайшие люди русской земли и неприятельские армии, артисты и паломники, монахи и революционеры. Святогорский Свято-Успенский монастырь по сей день является местом притяжения для всех, кто стремится постичь тайну русской души, русского гения и русского православия. В преддверии празднования 450-летия обители Псковская Лента Новостей рассказывает о самых интересных фактах из истории монастыря. Внимание, спойлер: конечно, без «солнца русской поэзии» не обойдется!
Спустя некоторое время Тимофей вновь пришел на гору и нашел там при сосне стоящую Богородичную икону Одигитрии. Он сделал близ нее кущу и пещеру и провел в молении 40 дней, после которых от иконы произошел глас, повелевший ему объявить об этом в пригороде Воронич, чтобы священство и народ пришли в пятое воскресение после Пасхи с иконой Умиление Божьей Матери из Воронича на Синичью гору.
В учрежденном крестном ходу, на месте, где было первое явление пастуху при реке Лугвицы, начались исцеления болящих и продолжались до Синичьей горы. Об этом было донесено царю Ивану Грозному, который прислал следователей. После удостоверения об исцелениях велено было на этой горе, прозванной с тех пор Святой, поставить часовню для прихода туда впредь со святыми иконами из Воронича. На праздник Покрова Богородицы туда был организован крестный ход. В ту же ночь часовня загорелась, огонь погубил все в ней находившееся, кроме чудотворных икон Умиление и Одигитрии, оставшихся невредимыми. Когда об этом узнал Грозный, он повелел устроить на этом месте монастырь и на Святой горе воздвигнуть каменную церковь во имя Успения Богородицы так, чтобы алтарь занимал то самое место, где при сосне было явление иконы Одигитрии. Основание церкви на Святой горе и основание монастыря при подошве ее с южной стороны было положено в 1569 г. псковским наместником князем Юрием Токмаковым.
2. Три чудотворных иконы
В обители сегодня находится три чудотворные иконы.
Это святая икона «Умиление», являвшаяся в чудесном видении пастуху Тимофею. Богоматерь на этой иконе изображена увенчанной короною, с сидящим на её левой руке младенцем Христом, благословляющим правою рукой. Вокруг средника иконы изображен цикл Богородичных праздников. Празднование в честь этой иконы совершается 19 марта и в 9-ю пятницу после Пасхи, ныне она находится с левой стороны соборного храма Успения.
Явленная Святогорская икона Божией Матери «Одигитрия» древнего письма написана на кипарисовой доске и облачена в серебряную позлащённую ризу.
Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» согласно монастырскому преданию была написана византийскими мастерами.
До сих пор в храме также хранятся иконы из окрестных разрушенных в годы установления советской власти и военного лихолетья храмов. Здесь также хранится чтимый образ Преподобного Серафима Саровского Чудотворца с частицей его облачения и камня, на котором он молился.
3. Загадочные подземные ходы
5. Многопудовые колокола и боевые часы
Колокола Святогорского монастыря являются одной из интереснейших его достопримечательностей.
Одна из легенд рассказывает, что обитель заказала заводу купца Тюленева в Москве большой колокол. Во время отливки случилась неожиданная для мастеров проверка. Мастера, часто утаивавшие серебро, вынуждены были все спрятанные слитки бросить в сплав, из которого готовился монастырский колокол. Так Святогорская обитель получила один из редчайших на Руси колоколов. По другой легенде, в сплав было вложено много серебряных монет, пожертвованных паломниками-богомольцами.
Еще один из колоколов славится не весом и звоном, а тем, что его подарил монастырю Иван Грозный. В народе этот колокол называли Горюном, вес его 15 пудов.
Самый большой из колоколов был отлит в Москве, весил 151 пуд. Его звон можно было слышать за 15-25 вёрст. Он был разбит оккупантами в 1944 году, основание его и осколки в настоящее время экспонируются в обители.
Более двух десятков лет директор Пушкинского заповедника С.С. Гейченко собирал колокола на старых погостах псковского края. В 1980 году 14 колоколов повесили на колокольню Успенского собора, для того, чтобы в дни, посвящённые памяти А.С. Пушкина, торжественный их звон разносился далеко вокруг.
6. Святогорские ярмарки
В ХVII- ХVIII веках Святогорский монастырь относился к богатейшим на Руси. В 1720 году, например, в монастырские владения входили пустоши Савино, Щёкино, Глусово, Кошкино и др., пожни при реке Великой, угодья близ Воронича. Ему принадлежало до 1000 крепостных душ. Монастырь владел перевозом через реку Сороть, имел право рыбной ловли на озёрах Воронич, Белогуля, Клинище и на Сороти.
Важной статьёй монастырских доходов являлись проводимые здесь ярмарки. Точное время возникновения ярмарок при монастыре неизвестно. Считается, что их стали проводить вскоре после уничтожения города Воронича, откуда они и были переведены в Святые Горы.
Наибольшего размаха монастырские ярмарки достигли к 1730-м годам, когда они проводились пять раз в году. На святогорские ярмарки, длившиеся порой до 6-7 дней, съезжались купцы опочецкие и псковские, новгородские и рижские, ревельские и даже нижегородские.
Художник: Ольга Муратова
Пушкин чрезвычайно любил святогорские ярмарки, где мог вслушиваться в яркую и образную народную речь, запоминать и записывать «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок многое дало поэту при работе над исторической драмой «Борис Годунов».
Поныне утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает «болярина Олександра» «со сродники».
8. Революционные перемены
В 1924 году монастырь был закрыт. В разные годы здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.
9. Мины «с сюрпризом»
Пушкинский Заповедник был освобожден 12 июля 1944 года войсками 54-й армии 3-го Прибалтийского фронта в ходе Псковско-Островской операции. Немцы хорошо понимали, что войдя в Пушкинские Горы, бойцы и офицеры Красной Армии сразу же посетят могилу поэта, поэтому они превратили ее в западню для них. Отступая, враг тщательно заминировал не только могилу поэта, но и весь Святогорский холм. Под него был прорыт тоннель, начиненный замаскированными авиабомбами и минами.
В стене монастыря был обнаружен заряд тола весом 250 кг с часовым механизмом. У могилы Пушкина обнаружили противотанковые мины с «сюрпризом». В верхней мине был установлен химический взрыватель, срабатывающий через определенное время, а под ней вторая мина со взрывателем натяжного действия.
ria.ru
С восточной стороны монастыря под могилу поэта был прорыт тоннель, куда были заложены 10 авиабомб по 100 кг каждая. На территории монастыря было снято и обезврежено более 100 мин, а в соборе, в песке (доски пола были сорваны), снято более 20 мин.
При разминировании погибло 9 сапёров. О событиях 1944 года напоминает памятная табличка около лестницы, ведущей к храму и могиле поэта.
Разрушение Пушкинских Гор стало одним из обвинений, предъявленных нацистам во время Нюрнбергского процесса.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.
Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.
Монастырь открыт ежедневно, службы проходят в 6.30, 9.00 и 17.00. Посещение монастыря бесплатно.
Телефоны монастыря: (81146)2-33-89, 2-37-85, телефоны музея-заповедника: 8(81146)2-23-21, 2-26-09
Православная Жизнь
В моем домашнем архиве хранится старая газета, где опубликован первый репортаж о вновь открытой обители рядом со Славяногорском. Именно так назывался город, который со временем изменит свое название благодаря Святым горам и станет Святогорском. Четверть века назад журналисты одной из донецких газет написали статью о первых поселенцах, появившихся на территории санатория – монахе, священнике и четырех юношах, которые называли себя странным для того времени словом – послушниками. Одним из этих послушников, или, если сказать правильно, трудником, был я.
Чудо возрождения
Тогда всё было в диковинку, даже само понятие монастырь не вписывалось в какие-то шаблоны постсоветского периода. Для людей того времени верующие православные христиане, особенно если они были в подрясниках или монашеских одеяниях, казались какими-то инопланетянами или сумасшедшими, вдруг появившимися из ниоткуда в полностью атеистическом обществе. А в этих краях религия преследовалась очень жестко, настолько, что люди на долгое время потеряли память о прошлом, о своих корнях, о своих святынях и настоящих героях и святых.
И самой Святогорской Лавры в июне 1992 года еще не было, как и монастыря – он только просыпался от долгого сна и ровно 70 лет находился в запустении и поругании. А теперь здесь стали происходить очень странные вещи и очень странные встречи, разговоры с людьми. Стоило только монаху появиться на аллее – его тут же окружала кучка отдыхающих, начинались длительные беседы самого разного характера. И не ощущалось никакой агрессии, были удивление и сильная жажда чего-то очень важного, человеческого, настоящего. Ведь эти люди приезжали сюда лечиться и заботиться о своем теле, но вдруг узнавали, что у них есть душа, есть вечность и какой-то Бог над всем мирозданием, есть Его реальные ученики и служители, которых можно даже потрогать и послушать. Это было время неофитов и особенной благодати для верующих, когда они, даже не имея особенных религиозных знаний, все воспринимали с чистым сердцем и горячей верой. И чаще всего, как это ни покажется пафосным и нарочитым, люди Церкви говорили другим не от себя, а сквозь себя. Потому что были просты, наивны, искренни, и мало что мешало проявиться их харизме. Первые христиане монастыря в конце XX века были как дети, и поэтому им помогал Бог.
И помогали люди, каждый чем мог: кто-то продуктами, кто-то жертвовал необходимое для храма, кто-то работал на хоздворе или разбирал завалы. Помню, в один день наместник сокрушался, что нет у них хлеба, и тут внезапно приезжает хлебовоз и водитель дает столько, сколько нужно. Второй иеромонах перевозил свои вещи из Донецкой епархии и задержался, я же при разгрузке по неосторожности разбил стекло на иконе, на которой золотистыми церковнославянскими буквами было написано имя святого. В какой же я пришел ужас, когда мне сказали, что это имя Силуан, а икона небесного покровителя того монаха. Представив огорчение человека и осознав свой позор, я забежал по огромным лестницам на второй этаж и там, в уединении, бил поклоны. Позже спустившись, побрел в сторону пустынного места вверх и вдруг в сумерках мне встретился человек… со стеклом. Непонятно откуда взявшийся на пустыре стекольщик прямо при мне вырезал стекло нужного размера. И таких примеров было в те дни немало.
А первый монах и наместник обители до сих пор жив и является духовником для паломников и монахов, к нему приезжают многие люди издалека. Состояние его болезненное, но духовно он молод и светел. Архимандрит Серафим (Лаврик), а до пострижения отец Николай, каким помню его я, остался таким же простым и настоящим. Если бы мне в то время показали, каким будет монастырь через 25 лет, то я бы, может, и поверил, но только как в большое чудо. А Святогорская Лавра и есть настоящее чудо и духовная жемчужина не только Донбасса, но и всего нашего православия.
Это чудесное место находится на юго-востоке Украины на границе Харьковской и Донецкой областей, всем известное как Святогорье, Святые горы. Один из древнейших монастырей Руси, с пещерными храмами, скитами. Первыми монахами были переселенцы с юга, которые поднимались по руслам рек, по основной версии – монахи афонской традиции. Сюда их привел Северский Донец, красивая река. Она была судоходной и богата рыбой, когда-то и я в ней ловил большущих лещей. За последние годы река значительно обмелела, но все равно считается важнейшим источником воды для Донбасса.
Первые дни
Святогорский монастырь в 1947 году. Фото: Svlavra.church.ua
Не буду в подробностях описывать детали запустения, но чтобы понимать суть происходящего в те дни, можно сказать, что в главном Успенском соборе был кинотеатр, поэтому храм перекрыли железобетонными плитами на два этажа. Его только освободили от прежних владельцев, и на втором этаже валялись ворохи ненужных бумаг, в центральном приделе была сцена, весь храм был заставлен сиденьями, а в боковых алтарях находились… общественные туалеты. Насколько же была велика злоба тех, кто воспользовался ситуацией и устроил такое глумление в стенах храма, где ранее совершалась Евхаристия. Иначе как безумием это не назовешь. Но всё проходит, и настали другие времена.
Мусора из собора вывезли очень много, в том числе и после реконструкции храма в последующие годы, сноса уродливой пристройки киномеханика у входа. Обо всем этом подробно может рассказать и нынешний настоятель Святогорской Лавры митрополит Арсений, который с 1995 г. заботится о братии и Лавре – их общем доме.
Бог дал мне возможность присутствовать здесь на первой службе и первой Литургии, первом престольном празднике, встретить первую Пасху. Интересно, что когда проводили первую вечернюю службу в огромном пустом и поруганном храме, среди мусора, поломанных стульев, то внезапно раздался такой гром над куполами, что даже страшно стало от неожиданности. А такой тишины, какая была в первую Великую Субботу перед Пасхой, я больше не ощущал никогда. Прожить лето в монастыре, прикоснуться к таинственному, приложить руку к чему-то величественному и промыслительному свыше – одно из благ в моей жизни.
Храмы
Напротив Успенского собора находится Покровский храм с колокольней – во время моего пребывания в нем были процедурные, комнаты для отдыхающих в пижамах. Крест и колокола, разумеется, отсутствовали, а когда мы первый раз забрались наверх, то мешками убирали голубиный помет. За десятилетия накопилось много хлама. На крыше росли деревья… А вот часы монастырские починили, теперь они бьют с мелодией. Волнительной была установка первого колокола: и в техническом плане, и в финансовом (монастырь тогда был очень беден). Зато когда по округе разлился звон, Святые горы ожили, заговорили.
На одной из гор стоит памятник революционеру Артему. Железобетонная 26-метровая конструкция, отпечаток эпохи советской власти. С этой статуей связано предание: когда монастырская братия решила построить храм в XIX веке, спросили Исаакия (сейчас в лике святых), он был юродивым. Тот приложил руку, всмотрелся в гору и сказал, что не стоит этого делать, там будет стоять человечище, т. е. все равно бы разрушили здание.
Святогорские пещеры
О них отдельный разговор. Пещеры выкопаны в меловой породе, беленькие. В них монахи издревле молились и прятались от набегов половцев, печенегов, крымских татар. Это не единственные пещеры на территории монастыря, есть еще пещеры XIII века с подземным храмом, действующим в скиту Антония и Феодосия Печерских. Подземельное вечернее пение монахов во время служб в современное время приводит в трепет.
Любовь к катакомбам у христиан с древности. Наиболее известными являются римские катакомбы времен гонений. Пещерные монастыри есть на Ближнем Востоке, в Греции, в Грузии. У славян – Киево-Печерская Лавра и Святогорская. Есть пещеры на Черниговщине, под Киевом, на Буковине, в Крыму, небольшая пещера в Почаевской Лавре.
Святогорские пещеры известны с древних времен, когда там появились первые монахи с юга, возможно, с Афона или других православных монастырей. Основным способом передвижения и распространения христианства были судоходные русла рек, по Днепру древние насельники поднялись в Киев, в Святые горы пришли по Северскому Донцу.
Как удалось монахам правильно рассчитать схему раскопки – непонятно, может быть, ее осуществляли с двух сторон, но масштабы работ впечатляют. По длине святогорские пещеры больше киевских (хотя там тоже есть Ближние и Дальние пещеры), но очень похожи друг на друга. Это говорит о том, что корни происхождения одинаковые. Ходов на самом деле очень много, и не все из них открыты, как и в киевских пещерах. В советское время здесь «поработали» атеисты, многое утрачено безвозвратно. Отрадно, что спустя годы здесь снова появились монахи, построены подземные храмы. Сейчас посещение пещер является обязательным для православного паломника, в их числе и Святые Горы.
Святой Иоанн Святогорский
О древних затворниках ничего неизвестно, но прославленный отшельник XIX века Иоанн Святогорский был в добровольном молитвенном заточении 17 лет. В далеком 1992 г. мощи святого Иоанна Святогорского пребывали под спудом. Я помню дорожку к могилке святого через лес. Воистину, как в словах стихотворения великого Пушкина: «не зарастет народная тропа». Святость проявлялась даже в том, что люди, одержимые бесом, не могли находиться рядом с местом захоронения. На моих глазах четверо здоровых мужчин едва могли удерживать хрупкую женщину, с которой происходили мистические вещи, как в каком-то кинофильме ужасов. А сколько было людей во время прославления затворника… Сколько прошло лет после смерти праведника, а Бог воскресил его имя для Церкви – и Она обрела преподобного и молитвенника.
Часовня апостола Андрея
Андрей Муравьев – брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его Ангела – Андрея Первозванного – и была освящена часовня. Именно об этом месте святитель Филарет в XVI веке сказал: «Здесь так близко от неба и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где?!» Часовня апостола Андрея в Святогорской обители построена в середине ХIX века. Мне очень нравится великолепная смотровая площадка около часовни: высота и вид потрясающие. А еще несколько десятков лет назад тут были руины и полуразвалившиеся постройки, расписанные туристами. Монахи сделали ремонт конструкции и водрузили крест.
Церковь святого Николая
Одна из самых главных достопримечательностей Святогорской Лавры – церковь Николая Чудотворца на меловой скале. Почти полтысячи лет назад (в алтарной части в скале) здесь звучала молитва. Когда только зарождалась обитель, ее Устав и появлялись первые монахи, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считается чудотворным и является одной из главных святынь монастыря. В храм можно попасть по длинным ходам меловых пещер, с нижней части монастыря. До строительства храма на верху скалы были три белых конусообразных пика. Церковь с алтарной частью в меловой скале является образцом украинской архитектуры XVI века, ХIХ век – надземная часть. Церковь на скале – визитная карточка Святогорья, придает уникальность этому месту и узнаваемость образа Святых гор. Скольких усилий стоило восстановить храмы монастыря и, в частности, церковь святого Николая, знают только Бог и братия монастыря.
Монастырские павлины и утки-мандаринки
Утро Святогорская Лавра встречает звоном колокола и чириканием попугаев и прочих птиц. По фасадной линии центрального Успенского храма монастыря расположены фонтаны, а на заднем дворе сделан птичник. Хорошо здесь детям, да и взрослым отдых, можно выйти во время длинной службы и отдохнуть пару минут. Всё чисто, никакого запаха. Меня больше всего удивило, что в таком холоде на улице находятся теплолюбивые попугаи и павлины. Очень понравились цветные утки-мандаринки. Рано утром, когда только забрезжил рассвет и людей еще не было, они забавно и громко хрюкали на воде. Монастырские попугаи чирикали. У всех начинался новый день.
Просфорня
Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.
Святогорская дубрава
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Рядом со Святогорской Лаврой, сразу за рекой Северный Донец, находится заповедник, в котором есть древняя дубрава. Дубам по 200-300-500 лет. Они все пронумерованы, и на каждом написан свой инвентаризационный номер. Гордость этих мест – 600 летний дуб, самый старый на территории Украины. Жалею, что не дошел до него, но похожие на него дубы видел и прикасался. Место здесь мистическое и спокойное. Испытываешь уважение к таким древним «старцам», которые переживают века, эпохи царей, революций, войн. Дубрава с древних времен считалась чем-то священным, таинственным, сильные и могучие деревья напротив монастыря напоминают сказочные леса. Дуб среди всех других деревьев, как белый гриб среди всех остальных или лев – царь зверей. Дубы и сейчас там стоят, еще вчера они были в золоте, коронованные осенней листвой, а сегодня готовятся ко сну до следующего года и тепла.
Всесвятский скит
На расстоянии до 1 км выше от Святогорской Лавры расположен скит Всех святых. Скитом в православии называется удаленное место монашеского общежития от основного монастыря для большего уединения и молитвы. Слово «скит» не славянского происхождения, происходит от греч. Σκῆτις – название пустыни в Египте, где уединялось много отшельников в эпоху рассвета египетского монашества с IV по VII век. До революции у Лавры было несколько скитов, сейчас восстановлен и скит на месте бывшего каменного храма, освящённый в 1912 г., который взорвали большевики после войны. Это деревянное современное зодчество, стиль XVI–XVII века, построено все без гвоздей.
В качестве образца взята сохранившаяся церковь за полярным кругом в Якутии.
Территория эта закрыта для паломников, их пускают сюда только два раза в году: в день Всех святых вселенских и в день Русских святых. В храмы и на дворовую территорию можно попасть только с экскурсоводом, но на территорию жительства монахов вход закрыт. Электричества в скиту нет, разве что в теплице, на хоздворе. На переданных монастырю землях братия выращивает картофель, зерновые, кормовые травы для скота, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород, оснащённый капельным поливом, где выращивают капусту, помидоры, огурцы, перец, лук, зелень. Здесь же находятся два пруда, теплица, птичник, виноградник, конюшня, коровник с кормовым и сепараторным цехами, погреб, холодильный цех и пасека на 150 пчелиных семей. В скиту живет более десятка человек братии.
На данный момент у Святогорской Лавры шесть скитов, одним из которых является этот деревянный скит. Свою лепту в строительство храма внесли многие православные. Два вагона бревен для возведения церкви в скиту пожертвовал гражданин Нигерии Эзума Озогемена, который занимается поставкой стройматериалов из дерева по Украине. Он учился в Донецком университете, женился в Украине, принял православие. Крестили Эзума с именем Иннокентий.
В 2002 году монахи начали раскопки фундамента. Были найдены неразорвавшиеся со времен ВОВ или с 1947 г. (когда еще раз взрывали храм) снаряды – ручные гранаты и мины, связанные за запалы ржавой проволокой. Их достали с помощью местного «афганца», т. к. военкомат ничем помочь не смог. Позже саперы уничтожили боеприпасы в карьере.
При реконструкции кладбищенской территории был найден ящик с мощами, мантией и бутылкой с запиской внутри: «В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молиться за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией». Так были обретены мощи одновременно двух святых: Арсения и Исаакия. Когда же их поднимали, появилось такое благоухание, что монахи не расходились до двух часов ночи. Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, благоухание распространялось. Сейчас записка хранится в музее.
Святые Горы вчера и сегодня
Прошли десятилетия… Сегодня в возрожденной обители мы имеем возможность лицезреть труды многих людей, и в особенности братии, приложившей огромные усилия для расцвета Святогорской Лавры. Жизнь монастыря со всеми ее историческими перипетиями прекрасно отображена на стендах с экспозициями музея Лавры.
Есть прошлое, и есть настоящее. Во время боевых действий на Донбассе в самой Святогорской Лавре с первых дней была оказана помощь беженцам, большинство из которых составляли женщины и дети. Им предоставили жилье, питание и всевозможную поддержку. Здесь проживало около 1 тыс. человек, 3-5 тыс. кормили ежедневно, из них примерно 1,5 тыс. – дети. Наместнику лично приходилось организовывать сборы и подготавливать детей к школе. В последний год ситуация в обители стабилизировалась, многие уехали в свои дома, но еще достаточное количество переселенцев остается жить в монастыре. Всех же паломников в Святогорской Лавре кормят бесплатно.
Несмотря на искаженную подачу информации и жесткое давление в СМИ по отношению к обители, потоки лжи и клеветы, братия монастыря как может помогает соотечественникам в трудную минуту, сохраняя выдержку и спокойствие, непрестанно молясь о мире в Украине.
Посещение Святогорской Лавры оставляет неизгладимый след в душе каждого православного и восхищение возрождённым историческим и духовным центром Украины, каким обитель ныне по достоинству является.
P. S. Во время написания данной статьи я мистическим образом нашел в одной из соцсетей тех двух журналистов, которые 25 лет назад впервые писали об открывшемся на Донбассе Святогорском монастыре, о первых его насельниках и послушниках. Считаю, что это некий знак свыше – его я получил после прошения у Бога записать свои мысли об основании и возрождении великого монастыря.