горный алтай легенды и мифы
Рубрика: Легенды и мифы Алтая
В рубрике представлен алтайский фольклор: легенды и мифы.
Легенды и мифы Алтая. Миф о Мечине
Созвездие Мечин состояло из 12 звёзд. Когда наступало лето, это созвездие спускалось на землю. Если оно приземлялось на болотистом месте, то лето было ненастным, дождливым, если же поселялось в сухом … Read More
Легенды и мифы Алтая. Миф «Чёрные пятна на луне»
Верно, все видели чёрные пятна на луне. Это там обитал злой Дельбеген. Однажды ночью пошла старуха по воду и поймала Дельбегена в ведро. Это он спустился купаться в реку. – … Read More
Легенды и мифы Алтая. Миф-сказка «О семи ханах»
Семь ханов жили раньше на земле. Одного звали Большой рот, другого – Длинная рука, третьего – Колдун, четвёртого – Слухач, пятого – Бегун, шестого – Силач, седьмого – Большой глаз. … Read More
Легенды и мифы Алтая. О верблюде, сарлыке, свинье и змее
Сотворил Бурхан всех зверей и стал ими любоваться. Увидел это Эрлик и стало ему до боли обидно, что Бурхан такие чудеса творит. Тогда Эрлик решил тоже творить таких же животных. … Read More
Легенды и мифы Алтая. О медведе
Было или не было, но в одно время все звери хотели подражать ловкости человека. Это желание не миновало и Медведя (Айу). Медведю тоже захотелось иметь на своей лапе большой палец … Read More
Легенды и мифы Алтая. Медведь и птица
В густой непроходимой тайге, среди бурелома жил старый медведь. Жизнь его научила быть запасливым. Он всегда имел про запас орехи. Как-то раз, над жильём медведя, пролетала огромная чёрная птица. Она … Read More
Легенды и мифы Алтая. О ласке – токтонок
Творец сотворил Воду и Землю и украсил её флорой и фауной. Тогда всё живое на Земле не знало времени; ни года, ни месяца и, тем более, дней. Одному Богу известно … Read More
Легенды и мифы Алтая. Непокорная река (миф)
На Алтае реки голубые, прозрачные. Звенят на камнях, шумят в водопадах и поют песни горной тайге. Непокорные реки! Тонут в них кони, звери и люди. Но в прозрачной воде их … Read More
Легенды и мифы Алтая. Самый счастливый год (миф)
Год в горах Алтая начинается ранней весной, когда цветут пионы и кукует кукушка. По ойротскому народному календарю каждый год носит имя какого-нибудь животного. Самым счастливым годом считается год мыши. А … Read More
Легенды и мифы Алтая. Легенда про глухаря
Все птицы ушли на очень важное собрание. На собрании стоял один вопрос – всеобщий перелёт птиц в тёплые края. Но глухарь самый ленивый из птиц, поленился … Read More
Легенды и мифы Алтая. Легенда о топшуре
Представляем вашему вниманию легенду о топшуре, записанную известным учёным–этнографом, композитором, музыкантом, просветителем Андреем Викторовичем Анохиным в начале XX века. Легенда о топшуре, писал А. Анохин, как и … Read More
Легенды и мифы Алтая. Легенда-сказка о Катуни и Бии
Когда-то в Алтайских горах плескались два озера: первое называлось молодым парнем, быстрым как олень, и смелым, точно орёл; второе красивое озеро называлось девушкой, лицо которой было светлее луны, … Read More
Легенды и мифы Алтая. Миф о Солнце и Луне
Солнце поднялось к Луне и говорит: – Ты спускайся на землю, а я буду светить, потому что из-за твоего холода на земле ничего живого не осталось. … Read More
Легенды и мифы Алтая. Вода жизни (миф)
Однажды охотник ранил в горах марала. Зашатался зверь, но не упал, а быстро-быстро помчался вперёд. Зверю очень хотелось жить. Но охотник видел драгоценные рога и гнался по снегу … Read More
Легенды и мифы Алтая. Миф о Бии и Катуни
Когда-то эти реки были супругами. Бий – господин, Кадын (Катын) – жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж – спокойный, тихий, умный. Он уживался с … Read More
Легенды и мифы Алтая. Стрелок по звёздам
Сурок слыл лучшим стрелком на земле. Только бы видел глаз и летела стрела. Звери и птицы сильно боялись сурка. Однажды сурок заявил, что сшибёт с неба звезду. … Read More
Легенды и мифы Алтая. Сартакпай
После неудавшейся постройки моста через р. Катунь богатырь Сартакпай взглянул вниз по реке и увидел, что путь бурливой реки Катуни преграждается утёсом около устья р. Чемала. Сартакпай натянул … Read More
Легенды и мифы Алтая. Легенда о Бие и Катуни
Представляем вашему вниманию легенду о Бие и Катуни, записанную известным учёным–этнографом, композитором, музыкантом, просветителем Андреем Викторовичем Анохиным в начале XX века. … Read More
Легенды и мифы Алтая. Легенда «Две Алмус»
Представляем вашему вниманию легенду «Две Алмус», записанную известным учёным–этнографом, композитором, музыкантом, просветителем Андреем Викторовичем Анохиным в начале XX века. … Read More
Легенда о маленьком острове на Телецком озере
Представляем вашему вниманию легенду о маленьком острове на Телецком озере, записанную известным учёным–этнографом, композитором, музыкантом, просветителем Андреем Викторовичем Анохиным в начале XX века. … Read More
5 алтайских легенд, которые стоит знать туристу
Легенда об озере Ая
«Ая» в переводе с алтайского означает – луна. Это очень популярное у туристов озеро действительно имеет форму полумесяца и тому есть объяснение, которое отражено в местной легенде.
В алтайской мифологии фигурирует злой персонаж по имени – Дельбегень. Часто это злой дух, иногда чудовище или даже великан-людоед. Вся цель его существования – приносить людям разные несчастья.
И вот однажды, даже луна на небе не смогла терпеть издевательства Дельбегеня над родом человеческим, спустилась с небес, придавила великана своей тяжестью, а потом подняла в небо и сбросила в Катунь. На том месте, где ночное светило коснулась земли, осталась вмятина формой, как луна. Вмятина заполнилась водой, и сделалось лунное озеро – Ая.
Легенда о Телецком озере
Название – Телецкое озеро, придумали русские. Вернее они просто записали его по имени одного из племён здесь проживавших – телесы, а озеро, соответственно, Телесское. Сами же алтайцы зовут его Алтын-Кёль, то есть – Золотое озеро.
Говорят, когда-то давно, один охотник нашёл в тайге золотой самородок размером с лошадиную голову. Он очень радовался своему неожиданному богатству, но когда вдруг случился засушливый год, хлеб не уродился, скот погиб от бескормицы, а дичь ушла в другие леса, золото оказалось никому не нужным. Никто не захотел продать за огромный самородок даже чашку пшена.
С досады охотник бросил бесполезную драгоценность в глубины озера, которое и стало с тех пор назваться золотым.
Легенда о Бии и Катуни
Давным-давно на Алтае жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь — дочь богатого бая Ба-бырхана. Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Ба-быр отдать дочь бедняку. И решили тогда влюбленные убежать. Дождались ночи и пустились в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути, а о месте встречи договорились заранее.
Но спохватился Бабырхан, бросился в погоню, догнал молодых и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не захотела бросить любимого. Разозлился Бабырхан и превратил влюбленных в реки. Думал, что теперь-то уж не быть им вместе.
Но любовь оказалась сильнее: слились вместе Бий и Катунь, и потекла дальше великая река Обь.
Легенды о горе Белуха
Местные народы издревле предавали самой высокой горе Сибири священное, мистическое значение. Считается, что когда на земле наступят времена глобальных войн, наводнений и землетрясений из горы выйдет женщина, которая прекратит все эти бедствия. И в то же время, конец света наступит тогда, когда вершины Белухи будут разрушены и упадут на землю.
Не зря первые попытки покорить эту не самую сложную с технической точки зрения вершину в начале 20 века, оказались неудачными. У алтайцев существовал запрет подниматься на Белуху, и они просто не могли показать исследователям удобные маршруты.
До сих пор у алтайских народов все источники у подножья горы считаются целебными.
Легенды о горах Алтая
Собрал Афанасьев Владимир Михайлович
Древние мифы расскажут о том, как образовались горы на Алтае.
Легенда о Чертовом пальце
Давным-давно в горах Алтайских жил молодой воин Куюм. Он был сильным и храбрым, здоровым, как барсук, хитрым, как лиса. Ловко держал в руках лук и стрелы, не знал любви большей, чем к горам высоким, рекам быстрым, лесам непроходимым. Был у Куюма конь – верный друг в бою, сильный, как скала, быстрый, как Катунь, прекрасный, как ночь лесная.
Однажды появился на Алтае ворог, звали его Черто. Был он злой и ненасытный, хотел завладеть бесчисленными ископаемыми недр, богатствами лесов. Долго мучил Черто народ здешний, нагонял страху. Собралось войско огромное против Черто. Десять дней и ночей шел бой великий, но не могли воины одолеть своего противника. Тогда отправились они к старцу Алтаю за советом, как победить Черто. И ответил им старец:
– Пошлите воина храбрейшего к Черто.
– Когда вокруг вдруг станет тихо и темно.
– Когда луна затмится в небе звездном.
– Когда спать крепко будет ворог грозный.
– Обязан будет воин копытами коня.
– Втоптать чудовище, чтоб навсегда его засыпала земля.
Скала Чертов палец на карте.
Души богатырей
Не только на Алтае, но и по всему свету распространена легенда, где рассказывается об огромном ковчеге, который причаливал к горам. В одной из версий корабль, построенный человеком по имени Нам, причаливает к двум горам, стоящим близко друг от друга: Чемгодой и Туллутта. Но сюжет настолько популярен, что жители разных мест начали оспаривать местонахождения ковчега. На Алтае утверждали, что обломок ковчега лежит на горе близ устья реки Чемал. В других местах указывают свои горы.
Рассказывают, что когда-то, до потопа, жили богатыри, известные своей силой. После потопа земля стала мягкой, она не смогла держать богатырей. Их тела стали горами необычной высоты и очертаний. Но в горах присутствует дух этих богатырей или хозяин горы. Таким образом, в горах Алтая появились вершины: Бешпек, Сартыкпай, Сарлык, Бабырган – это души богатырей, которые давным-давно жили на Алтае. Вот такое предание об алтайских горах есть.
Об образовании горы Сегенду-Туу
Одна из легенд о богатыре Сартыкпае так рассказывает.
Взглянул богатырь Сартыкпай вниз по реке Катунь и увидел, что путь бурливой реки Катунь преграждается утесом около устья реки Чемал. Снял тут Сартыкпай с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу вниз по реке, сказав: «Пусть будет прямая дорога». Стрела ударилась в Чемальский утес, пробила его и расколола на два куска. Один кусок упал пониже реки Чемал. На нем вырос красивый сосновый бор Бешнек, другая половина – Сегенду-Туу, до сих пор стоит над Катунью.
О змеиной горе
Говорят, что есть в нашем районе гора и название ее необычное – Змеиная. И названа она так из-за многочисленных различных тварей, населявших ее ранее. Однако я слышал древнюю легенду, связанную с именем этой горы…
У подножия горы в давние-давние времена жило племя людей, вождем которого был храбрый воин, но он почему-то был женоненавистником и никогда не женился. Да и в войско свое он набирал юношей, которые не были женаты. Ну, а если кто-то из юношей и хотел жениться, то он должен был на руках занести свою любимую на вершину горы. И не дай Бог, если он устанет и уронит свою невесту, тогда она превращалась в змею и уползала в горы. Оказывается, вождь племени был колдуном. Долго это было так, и род уж начал стареть. И вот однажды самый младший сын бедного пастуха решил попытать счастье. Он взял свою любимую на руки и понес ее по кручам, по узкой тропинке, вверх. Труден путь, вот-вот выронит он девушку, но девушка сильно любила парня и потихоньку, то рукой, то ногой помогала юноше. И вот они счастливые стоят на вершине. Вождь со злости, что его колдовство исчезло, превратился тоже в змею – щитомордника – раньше не было их у нас. А гору и до сей поры Змеиной величают.
О горе Белый Камень
Недалеко от села Усть-Кан расположена гора Белый камень. Белого в ней ничего нет, а белизна эта напрямую связана с сединой, то есть с возрастом горы. Он у этой горы–бабушки исчисляется примерно в двадцать тысяч лет! Видимо, это и стало основанием для легенды.
Поселился в этом месте, где стоит гора Белый камень, злой дух Алмыс. Все живое, что попадалось на его пути, он хватал и уносил к горе. Гора открывалась, Алмыс прятал туда очередную жертву. Там он забирал у несчастных жизнь, тем самым сохраняя себе вечную молодость. Он оборачивался то красивым юношей, то молодой девушкой, заманивал молодых людей, уводил к горе, больше их уже никто не видел. Не брезговал Алмыс и скотом, крал лошадей, коров, овец, коз. Люди давно поняли, что их преследует злой дух, но выследить и поймать его было невозможно. Отчаяние и страх поселились в этих местах.
Радость вернулась в стойбище людей. Она всегда рядышком со смелостью ходит. С того момента страшную гору стали называть Белой, потому что свет победил тьму.
О скале Бичикту-Бом
Жили рядом два пастуха Каракол и Урсул. Были они закадычными друзьями, и горе, и радость делили пополам, помогали друг другу в лихие времена. А когда на охоте одному везло, а другому нет, то и добычу пополам делить приходилось. Надо было и хану подать платить, и детей кормить, вот дружба и выручала их. У обоих, и у Каракола, и у Урсула, отцам на радость, по сыну выросло. У юношей уже усы стали пробиваться, на девушек поглядывать стали. А дружили так же, как их отцы – крепко и надежно, словно братья родные. И отцы, и сыновья места, где жили и охотились, да рыбу ловили, знали так хорошо, что ночью каждое дерево узнать могли.
Но с каких-то пор стало в тех местах твориться непонятное. Идут, к примеру, юноши по берегу реки, как вдруг прямо на песке объявится перед ними красивый цветок. Они бросятся к нему, а цветок исчезнет, словно его вовсе не было. Или сидят, отдыхают на поляне, а рядом голубка белая сядет. А только кто к ней обернется – тут же исчезнет. Даже боязно юношам стало. Что за чудеса, с чего они взялись? Думали, гадали, да так ни к чему и не пришли. Отцам рассказали. Старые охотники только посмеялись над сыновьями.
Вскоре юноши шли по берегу озера и вновь увидели красивый цветок. Подходить не стали, спрятались за скалу. Оттуда увидели, как цветок обернулся красавицей. Девушка взяла прутик и, убедившись, что ее никто не видит, стала им рисовать всякие узоры на песке. Оба юноши, конечно же, влюбились в красивую колдунью.
С того дня вместе они никогда уже не ходили. Охотились отдельно, втайне надеялся каждый встретить где-нибудь заколдованную красавицу. Оба юноши рассказали отцам об этом. Посерьезнели старики, но встречаться начали реже, потом и вовсе рассорились. А юноши, каждый теперь один, все продолжали искать встречу со своей необычной любовью.
Однажды по лесной просеке они шли навстречу друг другу с разных концов, сами того не зная. А когда друг друга увидели, тотчас меж ними затрепетал алым цветом красивый цветок. Юноши замерли от неожиданной встречи. Цветок же обернулся белой голубкой. Она полетела низко над землей, а юноши бросились следом. Отцы Урсул и Каракол, почувствовав, что их сыновья в беде, бросились их догонять. Урсул был сильнее Каракола и убежал вперед. А когда силы их иссякли, старики превратились в воду и продолжали погоню реками.
Белая голубка летела и смеялась над бегущими за ней юношами. Она летела низко и не заметила скалу на своем пути. Ударившись грудью о скалу, она разбилась. Тотчас же скала покрылась разными рисунками, теми самыми, какие рисовала на песке заколдованная красавица. Перед изумленными юношами, как живые, по скале разбежались диковинные звери, цветы, деревья. Зачарованные этим зрелищем юноши стояли так долго, что превратились один в марала, другой в лося.
Гора Золотая
Богатством разных полезных ископаемых славен Алтайский район, в том числе и золотом. А где золото, там и всевозможные делишки творятся. Эту легенду из поколения в поколение в нашем районе передавали.
А в селе Нижнекаянча нет-нет, да и провалится в шурф старых копий кто-нибудь. Не все, наверное, шахты были затоплены. Может быть, жители этого села – потомки тех, кто уцелел в те страшные дни. Но об этом уже другая история.
Зеленый дракон
Плывя по Катуни в Алтайском районе на левобережье реки интересную гору увидеть можно, похожую на дракона лежащего. Места там раньше дикие были, медведей, да и другой живности, много было. И из уст в уста молва такая передается.
Давным-давно в этих местах дракон появился и в расщелинах этих гор жил. Сплавщиков леса поджидал, плоты их переворачивал, да людей поедал. Раньше-то по Катуни много леса сплавляли. Но помелела с тех пор Катунь, да и леса меньше стало. Нечем питаться дракону стало, так и умер от голода, лежа в расщелине. Но людишек сплавных до сих пор поджидает: засмотрятся на гору интересную, да забудут про камни, да пороги – тут переворот и случится. А гора эта «Зеленым драконом» и прозывается.
Истэбе – «не зевай»
В районе Телецкого озера есть бурная речка Истэбе, левее её впадения – одноименная гора, на склоне которой видно 5 больших борозд. Эти, без крупной растительности борозды, образовались вследствие ежегодно скатывающихся лавин. Но впечатление такое, что кто-то огромной когтистой лапой пробороздил склон горы.
Легенда говорит, что очень давно появился на Алтае злой дух: люди боялись выйти из юрт, громко говорить, начались болезни и голод. Дошедшие до отчаяния люди обратились за помощью к солнцу. Но когда оно приблизилось к земле, всё стало выгорать от его жгучих лучей, и солнце ушло обратно. Люди обратились к луне, но с её приближением стало всё мерзнуть, и луна ушла обратно. Тогда люди обратили свои мольбы к богатырю Сартакпаю. Выслушав их, Сартакпай стал ждать удобного случая. Однажды, после нападения на селение, Ильбегень сытно поел и заснул на вершине горы, обхватив её своими когтистыми лапами. Сартыпкай подкрался, схватил Ильбегеня своей могучей рукой за шиворот и рванул так, что не успевшие разжаться когти пробороздили по склону, оставив глубокие следы. Стал подымать Сартыпкай Ильбегеня, но тот оказался очень тяжелым. Обшарив его рукой, богатырь обнаружил на поясе громадный кремень, из которого Ильбегень высекал огонь, закуривая трубку. Оторвал Сартыкпай кремень, бросил его на землю, а самого Ильбагеня швырнул с такой силой, что от него не осталось и следа. Не стало злого духа, только кремень, что упал на землю рядом с Каменным заливом, напоминает о нём по сей день. Это огромный камень Ильбегень-Таш – камень злого духа.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Чудь Белоглазая: самые захватывающие легенды Алтайского края
Древние исторические памятники, которыми славится Алтай, не могли за много лет не обрасти мифами и легендами. Алтайские легенды — это увлекательные истории, позволяющие по-новому взглянуть на географию и историю этого края. Известны случаи, когда описанные в легендах события и географические особенности края подтверждались современными учеными. Практически с каждым природным или историческим объектам региона связано то или иное древнее сказание, а то и сразу несколько.
Идея собрать и систематизировать все устные легенды и интересные факты об Алтайском крае и его жителях, как древние, так и современные, принадлежит двум учителям-энтузиастам одной из средних школ города Бийска. Материалы для проекта, который получил название «Легенды Алтая», собирались с 2007 года.
Сейчас весь собранный энтузиастами-учителями материал объединен на специально созданном для этого одноименном интернет-ресурсе — «Легенды Алтая».
Авторы и создатели проекта — учительница русского языка и литературы Светлана Еремеева и учительница математики Марина Еремеева. А над созданием интернет-сайта работал ученик средней школы Бийска Алексей Демин. Им принадлежит идея разработки и целого ряда других образовательных интернет-проектов, созданных специально для того, чтобы как можно ближе познакомить школьников с историей, географией региона и плодами творчества его жителей.
Светлана Еремеева, учитель русского языка и литературы школы № 25 г. Бийска, автор интернет-проекта «Легенды Алтая»:
Еще 5 лет назад мы создали несколько проектов, цель у которых была одна: чтобы современные школьники использовали компьютер не только как престижную игрушку, но и как инструмент, помогающий получить новые знания. Один из этих проектов — «Информационно-творческий центр “РАДУГА — news”» — даже получил грант Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Позже я разработала авторский проект «Алтай — литературная жемчужина России». Ученики создают презентации по литературе Алтайского края, размещая в них фрагменты из прочитанных на уроке и дома произведений, создавая к ним иллюстрации, кроссворды, тесты и викторины. Кроме этого, ребята сочиняют сами. Особенно успешно подобная работа проводится при изучении раздела «Алтайский фольклор».
Легенда о создании Алтая. Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «золото».
Легенда о Чуди Белоглазой. В стародавние времена среди алтайских гор и лесов жил народ — Белоглазая Чудь. Жили они в ямах, которые выкапывали прямо в лесу, между деревьями. Там же прятали под землей несметные клады… Много было среди чуди мастеров на все руки — и ремесла им давались, и серебро-золото они обрабатывали, и железо. Но когда Белый царь решил править народом, чуди это не понравилось. И решил народ уйти глубоко под землю, а проходы закрыли камнями, чтобы никак не удалось добраться до них Белому царю. Входы эти и теперь можно найти в разных местах по Алтаю. А чтобы в эти входы никто не смог пробраться и найти белую чудь, оставили древние люди там магов-сторожей. Над шахтами чуди сторожит ярко-красная змея-огневка, которая ядом брызжет во все стороны. Подойдешь к ней ближе — и не избежать страшной гибели. В древних чудских рудниках может наткнуться незваный гость и на гигантского змея-полоза, который охраняет самые дальние проходы, дальше которых уже сердце земли. Увидеть змея трудно, а заметить его следы внимательный путник может: будто бревно по пыльному пути тащили. Говорят, что чудь ушла, но еще вернется со всеми подземными сокровищами.
Легенда о домбре. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошел и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимой домбре. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток и стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Вот так через этот прекрасный мелодичный инструмент и осталась среди людей память о младшем брате, а о старшем тщеславном брате никто и не вспомнил.
Легенда о Дунькиной Яме. В далекие времена в одном русском селении полюбили друг друга парень и девушка. Звали парня Евсеем, а девушку Дуняшей. Пришел парень девушку сватать, а злой отчим не хочет девушку отдавать замуж за простого мужика. Запер он свою падчерицу под замок. Да только для настоящей любви нет преград. Ночью прокрался Евсей к любимой и похитил девушку. Удалось им убежать довольно далеко от родных мест. Нашли они среди гор прекрасную долину, облюбовали себе место под жительство. Ничего не заподозрили молодые люди, не задумались, почему же в таком красивом месте никто до сих пор не поселился. Отправился Евсей на охоту, а Дуняша осталась хозяйничать. Вдруг налетела огромная черная туча — это злой дух спустился с гор, схватил он прекрасную девушку и умчался вместе с ней в неизвестные дали. Только и успела вскрикнуть девушка своему любимому: «Ищи меня!». Долго искал невесту Евсей. Нашел он ее среди берез, но было уже поздно: девушка была мертва. Схоронил жених Дуняшу в этой красивой березовой ложбине. Как только закопал могилку, сразу рядом с ней пробился из земли хрустально чистый родник, как будто слезы девушки, сожалеющей о несбывшемся счастье, вырвались наружу. С тех пор этот ручей зовут Дуняшиным, а ложбину — Дунькиной Ямой.
Легенда о Тавдинской пещере. Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И хотя всяких богатств у нее было число несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро — никто понять не мог. Всё исчезало в ненасытной, бездонной утробе жадной Тавды. Но объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой. А вскоре добрая слава пошла по всем ближайшим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы да раздаривал бедным, радости не было конца. Катынг, так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров. Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть… «Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая, — начал Манжерок, — вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные». «А вот моя сеть — продолжила Катынг, — ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая». А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат! Догадалась Тавда, что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры. Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех — чилим. Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, недалеко одно от другого видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда их нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда — много всякого добра! По легенде — это и есть богатства ханши Тавды.
Легенда о Золотом озере (Алтын-Коль). Однажды разгневались боги на алтайский народ; ушли звери из лесов, ушла рыба из рек и озер; засохли деревья и травы; вымер скот на пастбищах. Труженицы-пчелы, и те не запасли в тот год золотого меду. Голод пришел на алтайскую землю — нечего в котел бросить, нечего в рот положить, нечего ребенку дать…
Горевали люди; только один алтаец не горевал — был у него припрятан на черный день кусок золота, большой, с конскую голову. Вот и пришел тот черный день, кончилась вся еда в юрте, последний кусок лепешки доели, последний глоток кумыса допили. Поглядел алтаец на жену и детей, вытащил из укромного уголка кусок золота, крякнул, взвалил на плечо и пошел по окрестным стойбищам — менять золото на мясо вяленое для себя, на лепешки свежие для жены, на молоко кобылье для детей.
Долго ходил, много юрт обошел, много людей повидал. Нет у людей еды; а если и найдется у кого кусок лепешки да глоток молока — не хотят менять люди еду на золото. Красивое оно, золото, блестящее, глаз радует, сердце веселит, да только холодное и твердое; не укусишь его, не бросишь в котел, не дашь ребенку поесть. Зря ходил по юртам алтаец, зря таскал кусок золота размером с конскую голову. А когда совсем отчаялся, забрался он на гору Алтын-Ту, что над озером высится, проклял жизнь свою горькую и богов жестоких и швырнул с размаху золото далеко в озеро. Швырнул, да и сам следом прыгнул. Плеснула волна, накатила на берега да и успокоилась. А озеро с тех пор называют Алтын-Коль — Золотым озером.
Легенда об озере Ая. Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню. И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища к любимому.
Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условленный час. Но богатый хан, почуяв недоброе, глаз не спускал с дочери. С трудом удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу.
Увидел юноша — солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Взбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. «Любимый погиб, а я?» — с этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.
Кроме легенд, на сайте собраны и интересные факты об Алтайском крае, о которых мало кто знает.
Например, в 1937 году, когда был образован Алтайский край, здесь производили около 600 тыс. пар валенок, 687 тыс. пар кожаной обуви, 81 тыс. ящиков махорки. В крае действовало 4807 колхозов, 84 совхоза, 157 МТС.
В период образования края не было ни одного километра дорог с твердым покрытием, 22 из 55 районов не имели телефонной связи с краевым центром, села 12 районов не были радиофицированы.
Именно в Алтайском крае в 1931 году изобрели и начали массово выпускать один из самых любимых сыров СССР — «Советский». В 2007 году во время проведения первого Праздника сыра в Барнауле сварили самую большую сырную голову весом в 721 кг и заплели самую длинную сырную косичку — 16,61 м. В 2011 году устроили самую массовую дегустацию сыра, собравшую 4,8 тыс. человек. Все достижения официально занесены в Книгу рекордов России.
В 1939 году в детской барнаульской библиотеке читателям книги выдавались только под залог — за шапку или пальто.
В 1940-х годах на Барнаульском молочном заводе стали выпускать оригинальный продукт — молочное шампанское. Иногда молочным шампанским называют кефир, но это неправильно. Молочное шампанское — это отдельный напиток, с кефиром ничего общего не имеющий.
Молочное шампанское получается из пастеризованой осветленной молочной сыворотки с добавлением вкусовых веществ и дрожжевой закваски. Сыворотку, полученную при производстве творога или сыра, фильтруют, сепарируют, пастеризуют. После пастеризации сыворотки и осаждения альбумина ее снова фильтруют, охлаждают и разбавляют водой.
Для приготовления закваски составляют следующую смесь: сыворотка 15кг, сахар 1кг, дрожжи 0,5кг. Сахар вводят в виде сахарного сиропа. Смесь дрожжевой закваски оставляют для созревания до появления пены. После этого ее фильтруют.
Для ускорения процесса брожения в молочное шампанское добавляют изюм. Промытый и очищенный изюм заливают водой для набухания. После набухания изюм помещают в марлевый мешочек и опускают в сыворотку, и добавляют в сыворотку все остальные компоненты: сахарный сироп, жженый сахар и дрожжевую закваску. Смесь перемешивают и оставляют до появления пены, затем шампанское охлаждают и разливают в емкости.