город углич воскресенский мужской монастырь
Воскресенский мужской монастырь г.Углич Епархиальные монастыри РПЦ
История
В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В «Угличском летописце» имеется указание, что до разорения «монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя». Впоследствии, обитель была возобновлена на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали «детеныши монастырские».
С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.
По свидетельству источников в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда.
В 1674-1677 гг. по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом «Лужицы», сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Он состоит из трех зданий, поставленных на высоких подклетах в одну линию и соединенных галереей.
Крайним с северной стороны ансамбля является большой Воскресенский собор с двумя приделами (северный освящен в честь Архангела Михаила, южный — в честь Иакова апостола). За ним следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской. Завершается комплекс трапезной палатой и церковью Смоленской Богоматери.
Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы. Стены памятников украшены поливными изразцами. Возможно, что работами по возведению монастыря руководил «подмастерье каменных дел» И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).
Несомненно, что Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века и не только для Углича, но и для России. В нем прорабатывались идеи, которые затем с еще большим размахом воплотились в комплексе митрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.
В Воскресенском монастыре хранились замечательные произведения древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона «Воскресение со страстями», написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати 1644 г., подаренное в обитель Н.Е.Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова.
В 1736 г. к монастырю приписана Ламская Успенская мужская пустынь. По данным ревизии 1744 г. в вотчинах Воскресенского монастыря имелось 935 душ мужского пола. В 1764 г. монастырь упразднен, преобразован в приходскую церковь, настоятелем которой назначается иеромонах Филофей. Находившиеся в нем иконы, утварь, предметы церковного быта были переданы в угличский Алексеевский монастырь, а потом частично возвращены назад для оборудования приходского храма. При устройстве прихода был упразднен престол Марии Египетской. Изменились названия приделов Воскресенского собора: северный (Архангельский) стал именоваться в честь Владимирской Богоматери, южный (Яковлевский) — Знаменским. В 1777-1778 гг. выездная комиссия духовной консистории произвела проверку каменных зданий упраздненного монастыря и вынесла решение о необходимости безотлагательных ремонтных работ. Большинство деревянных сооружений обители к этому времени также находилось в аварийном состоянии. С 80-х гг. XVIII в. в подклетном помещении трапезной располагалось уездное духовное училище.
В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора. В 1851 г. художником А.И.Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г.Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени.
Несмотря на интенсивные восстановительные работы в начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться.
В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклетные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд «Волгостроя» НКВД. В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели.
В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств.
Весной 1999г. попечением и участием ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, комплекс зданий Воскресенского монастыря был передан Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвещеннейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.
С декабря 2000г. наместником монастыря является иеромонах Димитрий(Горбатюк).
В настоящее время, с
помощью Божией в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные
Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской
ограды.
«ВОСКРЕСЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ПЕРЕСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
Официальный сайт
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Апр | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
История монастыря
Воскресенский мужской монастырь
находится в г. Угличе, к западу от Кремля (в районе совр. ул. Опарина (быв. Воскресенская) и ул. Спасской). Точная дата и обстоятельства основания неизвестны. Однако легендарные сведения относят время его возникновения к XIII в., возможно, к периоду княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, в близи устья Троицкого ручья. Впервые упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.) По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково.
В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В «Угличском летописце» имеется указание, что до разорения «монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя». Впоследствии, обитель была возобновлена на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали «детеныши монастырские».
С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.
По свидетельству источников в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда.
В 1674-1677 гг. по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом «Лужицы», сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Он состоит из трех зданий, поставленных на высоких подклетах в одну линию и соединенных галереей.
Крайним с северной стороны ансамбля является большой Воскресенский собор с двумя приделами(северный освящен в честь Архангела Михаила, южный — в честь Иакова апостола). За ним следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской. Завершается комплекс трапезной палатой и церковью Смоленской Богоматери.
Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы. Стены памятников украшены поливными изразцами. Возможно, что работами по возведению монастыря руководил «подмастерье каменных дел» И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).
Несомненно, что Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века и не только для Углича, но и для России. В нем прорабатывались идеи, которые затем с еще большим размахом воплотились в комплексе метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.
В Воскресенском монастыре хранились замечательные произведения древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона «Воскресение со страстями», написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати 1644 г., подаренное в обитель Н.Е.Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова.
В 1736 г. к монастырю приписана Ламская Успенская мужская пустынь. По данным ревизии 1744 г. в вотчинах Воскресенского монастыря имелось 935 душ мужского пола. В 1764 г. монастырь упразднен, преобразован в приходскую церковь, настоятелем которой назначается иеромонах Филофей. Находившиеся в нем иконы, утварь, предметы церковного быта были переданы в угличский Алексеевский монастырь, а потом частично возвращены назад для оборудования приходского храма. При устройстве прихода был упразднен престол Марии Египетской. Изменились названия приделов Воскресенского собора: северный (Архангельский) стал именоваться в честь Владимирской Богоматери, южный (Яковлевский) — Знаменским. В 1777-1778 гг. выездная комиссия духовной консистории произвела проверку каменных зданий упраздненного монастыря и вынесла решение о необходимости безотлагательных ремонтных работ. Большинство деревянных сооружений обители к этому времени также находилось в аварийном состоянии. С 80-х гг. XVIII в. в подклетном помещении трапезной располагалось уездное духовное училище.
В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора. В 1851 г. художником А.И.Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г.Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени.
Несмотря на интенсивные восстановительные работы в начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться.
В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклет-ные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд «Волгостроя» НКВД. В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели.
В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств.
День сегодняшний.
Весной 1999г. попечением и участием ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, комплекс зданий Воскресенского монастыря был передан Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвещеннейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.
С декабря 2000г. наместником монастыря является иеромонах Димитрий(Горбатюк).
В настоящее время, с помощью Божией в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской ограды.
Воскресенский Угличский мужской монастырь
Мiръ Россия Ярославская область Углич Воскресенский Угличский мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Дата основания монастыря доподлинно неизвестна историкам. Однако, остались сведения, которые гласят, что он образовался к XIII в., возможно, в период княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые, в письменных источниках, монастырь упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.) По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково.
В 1609 г., на долю монастыря выпало тяжелое испытание. Поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В «Угличском летописце» имеется указание, что до разорения «монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж».В Монастыре, имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали «детеныши монастырские».Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой.
По свидетельству источников в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда. В 1674-1677 гг. по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом «Лужицы», сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Руководил возведением монастыря «подмастерье каменных дел» И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).
Воскресенский монастырь стал хранилищемзамечательных произведений древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона «Воскресение со страстями», написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати 1644 г., подаренное в обитель Н.Е.Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова.
В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора. В 1851 г. художником А.И.Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г.Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени.
В начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться. Однако, это было не самое страшное, что выпало на долю Воскресенского монастыря, в период правления безбожной советской власти. В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклетные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд «Волгостроя» НКВД. В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств. Однако, были и положительные моменты, например, В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели.
Современное состояние [ править ]
На сегодняшний день, комплекс зданий Воскресенского монастыря находиться под юрисдикцией Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель с весны 1999г. благодаря трудам ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея,. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвещеннейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.
С декабря 2000г. наместником монастыря является иеромонах Димитрий (Гордатюк).
В настоящее время, с помощью Божией и при неустанном попечении Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской ограды.
Храмы [ править ]
Здания монастыря сооружались в 1674-1677 годах по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), который когда-то был иноком этой обители. Прекрасные и разноликие строения монастыря живописно раскинулись на обширной площади.
Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века для России. В нем прорабатывались идеи, которые в последствие стали основой для других более масштабных проектов, в том числе и для комплекса метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.
Святыни [ править ]
Престольный праздник [ править ]
В Воскресенском монастыре престольный праздник совершается 21 января,по новому стилю, в день празднования преподобного Паисия Угличского
Воскресенский монастырь: рукотворная гордость древнего Углича
Углич, Воскресенский монастырь — удивительно, но точно никто так и не может сказать, кто же и когда стал инициатором создания этой великолепной православной обители, расположившейся на берегу Волги.
Наиболее вероятна версия о том, что обитель основал Угличский князь Роман Владимирович. Во время его правления в 13 веке территория княжества объединяла в себе 7 городов. Углич был самым крупным населённым пунктом, столицей.
Князем, за свою жизнь, было построено множество церквей и храмов. Возможно, мужской монастырь Воскресения мог быть образован именно им.
Давным — давно…
Раньше монастырь стоял в городе у Каменного ручья. На его земле размещалось шесть действующих деревянных церквей. В начале 17 века польские войска после долгой осады захватили обитель. Защищавшие свою землю, свой дом более 60 монахов во главе с архимандритом Лаврентием и 600 городских жителей были убиты. Монастырь разграблен и разрушен.
Потом его восстановили на том же месте, но речная вода постоянно размывала берег. Приходилось регулярно проводить работы по защите и восстановлению здания. Требовалось кардинальное решение вопроса.
Вблизи монастыря находилась ремесленная слобода, где проживали 15 мастеров своего дела, обладающих различными специальностями. Их мастерство пригодилось при обустройстве новой монашеской обители.
Воссоздание в камне
В 1677 году монастырский комплекс, уже из камня, по указанию Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского, который здесь же и принимал монашеский постриг, был построен уже на другом, новом месте: там, где он и находится сейчас.
Уникален сам по себе план постройки обители. Все здания в нём строились примерно в одно и то же время. Они соединены между собой своеобразной террасой, гульбищем.
Это придаёт зданию впечатление единства, монолитности, а вместе с тем, величественности и грациозности.
Здания были красиво украшены зелёными изразцами, которые рассказывали о жизни людей и животных. В 1764 году монастырь прекратил работу, а его строения стали церквями для прихожан.
Массивный Воскресенский собор производит на посетителей величественное впечатление.
Он немного выше всех остальных окружающих зданий. К собору пристроены 2 придела, соединённых между собой длинной галереей.
Монастырская звонница соединяет собой Воскресенский собор с трапезной монастыря и его ещё одной церковью Одигитрии.
На первом ярусе звонницы располагались ворота. Только по ним, в целях безопасности, можно было попасть в монастырский двор. Второй этаж был своеобразным переходом между зданиями, а выше находилась церковь Смоленской Божией Матери и площадка для нескольких колоколов. Завершалась звонница изящной главкой.
Как и сам собор, трапезная комната расположена на подклети, которая ранее использовалась для различных бытовых нужд. В старину над ней располагалась башенка с часами, но сейчас часов уже нет. В трапезную и церковь попасть можно только через высокую звонницу.
Храмовые реликвии
Неповторимые ценности православия хранились в Воскресенском монастыре: одна из главных икон храма «Воскресение со страстями» 17 века, написанная художниками царского двора; старое Евангелие ещё 1644 года, древний позолоченный серебряный крест.
В Смоленском храме располагалась небольшая библиотека старых рукописей. Вблизи монастыря находилось кладбище, где хоронили знатных людей.
В 1736 году к монастырю присоединили мужскую Успенскую пустынь, в которой уже тогда проживало 935 мужчин. Позже обитель закрыли, там открылась приходская церковь. А все церковные предметы были переданы в Алексеевский монастырь, позже их вернули.
Неожиданная помощь властных структур
После революции здание отдали под Музей древностей, а на нижних ярусах помещений разместили склады. Позже монастырь попал в зону строительства Угличской ГЭС. Его использовали для «Волгостроя», возведение которого полностью курировали силовики. Проведённые в это время работы по укреплению стен и грунта спасли уникальный исторический памятник.
В 1999 году здание вернули прихожанам, и мужской монастырь вновь начал своё существование. Но ещё не всё восстановлено.
Работы по возрождению исторической и православной святыни продолжаются. Они требуют значительных капитальных вложений. И поэтому на сайте епархии размещены реквизиты для желающих внести благотворительный взнос на возрождение обители.
Территория храма
И монастырь стал возрождаться: отремонтировали крышу, укрепили стены и своды храма, по-новому украсили их росписями, обновили ограду, почти восстановили каменные ворота…
Территория мужской обители выглядит ухоженной, по крайней мере, в той части, которая передана монастырю.
Возле входа обустроена нарядная лужайка с фонтаном.
Очень забавно маленький лягушонок купается в брызгах воды.
А находящийся под ближайшей пихтой ежик произвел неизгладимое впечатление на моих племянников. 😆
Храм Рождества Иоанна Предтечи
Ближе к Волге, за пределами Воскресенского монастыря стоит удивительный храм Иоанна Предтечи. Его можно назвать настоящей жемчужиной Углича.
Он смотрится как отдельная церковь, но тем не менее также сейчас принадлежит мужской обители.
Необычна история этой церкви. В 1689 году она была построена на личные средства купца Никиты Григорьевича Чеполосова. Так богатый житель Углича решил увековечить память о своем сыне Иване, который мученически погиб в возрасте всего 6 лет.
Повествование гласит, что приказчик Федор Рудак в обиде на купца похитил его ребенка. 16 дней он держал его в погребе и ежедневно издевался на мальчиком, заставляя отречься от своих родителей. В итоге нанес ему множество ножевых ранений, от которых Ваня Чеполосов скончался.
Тело убитого младенца Рудак скрыл в болоте, но через несколько дней оно было обнаружено пастухами. После отпевания, Ивана похоронили рядом с деревянной церковью Иоанна Предтечи и Спаса Нерукотворного.
Во время строительства каменного храма на этом месте были обнаружены останки Иоанна, которые оказались совершенно нетленными. Мощи мученика были с почестями перенесены во вновь отстроенный каменный храм Рождества Иоанна Крестителя.
В декабре 1935 года храм был закрыт.
Второе обретение мощей угличского мученика Иоанна-младенеца состоялось уже в 20-м веке. Они были случайно обнаружены в 1970 году во время реставрации. После освидетельствования мощи были признаны подлинными и чудотворными.
С почестью их перенесли в другой храм Углича: Корсунской Божьей Матери, где они находятся и в настоящее время.
Самое удивительное в истории Предтеченской церкви было то, что в сталинское время было принято решение советских властей о сохранении этого уникального памятника в связи с его высокой художественной ценностью.
Даже при проектировании Угличской ГЭС сместили местоположение электростанции выше по течению, чтобы сохранить здание храма Рождества Иоанна Крестителя в Угличе.
Внутрь зайти нам не удалось: двери храма были закрыты. Но зато мы полюбовались красотой этой церкви снаружи.
Этот храм вдохновлял многих художников. Вот, к примеру, картина Н. Рериха «Углич. Воскресенский монастырь».
Именно со стороны крыльца церкви Иоанна Предтечи написал он вид на древнюю обитель.
Иоаннопредтеченская церковь имеет 3 предела. Центральный освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного, два других престола — Рождества Иоанна Крестителя и Симеона Столпника.
Где находится, как добраться
Воскресенский монастырь расположен рядом с Угличской плотиной, на берегу Волги, на пересечении улиц Опарина и Спасской.
Адрес: Ярославская область, г.Углич, ул Опарина, дом 2 «А».
Координаты парковки: 57.52635, 38.3077. Она как раз находится между церковью Рождества Иоанна Крестителя и входом в монастырь.
Вы можете найти этот мужской монастырь на карте Углича.
Ну а мы отправляемся в интерактивный музей гидроэнергетики, который расположен совсем рядом: возле плотины Угличской ГЭС. На 11 часов утра у нас запланирована там экскурсия.
Казалось бы, что может быть интересного в таком «заумном» названии музея? Но нам там очень понравилось, а мои племянники-мальчишки были в полном восторге от всевозможной техники, представленной на выставке.
Наша поездка в Углич состоялась 13 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.
Поделитесь в комментариях, а какие древние монастыри вам доводилось посещать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.