гороховец монастырь на острове
Свято-Знаменский женский монастырь г. Гороховца Епархиальные монастыри РПЦ
История
Знаменский монастырь на Красной Гриве первоначально был основан как мужской, предположительно в 1598г. Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были деревянные и только в 1670г. была построена первая каменная церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
О материальном обеспечении монастырской братии в писцовой книге говорится, что питались они милостыней и жили натуральным хозяйством. К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVIIв., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни и с тех пор выполнял роль подворья. До своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К к. XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр. Особенно ценным в художественном отношении являлись предметы церковного убранства (немалое количество древних икон); сохранившиеся в монастыре расписные царские врата XVII в.; деревянные подсвечники в форме песочных часов и слюдяные оконницы. Немалый интерес вызвали клиросы храма Пресвятой Богородицы «Знамение», украшенные стихами из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, каждый стих при этом сопровождался соответствующим изображением.
В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения. 28 мая 1999г. Знаменский скит был преобразован в Свято-Знаменский женский монастырь и вновь обрёл самостоятельность.
7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Свято-Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Любовь Васильевна). В 2006г. за усердное служение Церкви Божией Матушка Раиса была возведена в сан игумении, а в 2014 г. удостоена права ношения креста с украшениями.
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г. Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения. Регулярно совершаются богослужения, служащим священником уже много лет является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.
Знаменский (Красногривенский) монастырь
Знаменский (или Красногривенский по названию поймы реки) женский монастырь уютно расположился на левом берегу Клязьмы среди обширного лесного массива. Датой его основания считается 1598 год, хотя некоторые источники утверждают, что это был 1669 год. В городских летописях осталось имя купца Петра Лопухина, который выделил личные средства для строительства новой обители. Здание монастыря сооружалось из дерева, благо стоял он в окружении лесов. Обитель предназначалась только для мужской братии.
За несколько сот лет существования монастырь не раз менял свой архитектурный облик. Первая постройка из камня появилась здесь в конце XVIII века. Это была церковь, возведенная в честь Знамения Богородицы. Деньги на храм выделил местный купец Семен Ершов. На территории монастыря была еще один храм, построенный в честь святых апостолов Петра и Павла, но до наших дней он не сохранился. В восемнадцатом веке монастырь получает каменную ограду с главными воротами, которым дали название «Святых ворот». В 1720 году комплекс обители пополнил еще один жилой корпус, где стали жить монахи. Нижний этаж был выполнен из камня, а второй надстроен из дерева. Такой оригинальный облик здание получило по простой причине: оно строилось несколько лет, и просто не хватило денег. Поэтому пришлось воспользоваться более дешевым подручным материалом — деревом.
В начале XVIII века церковь Знамения Богородицы получила новую колокольню. Строится еще один храм в честь Иоанна Богослова. Но уже тогда обитель стала собственностью Свято-Успенской Флорищевой пустыни, что располагалась в Нижегородских землях. Сделано это было по указу Петра I, который проводил множество реформ и решил объединить мелкие монастыри с более крупными. Теперь в помещениях Знаменской обители хранились строительные материалы и продукты.
В годы Советской власти, как и многие православные учреждения, Флорищева пустынь вместе со Знаменским подворьем была закрыта. Монашескую братию выселяют, а имущество экспроприируют в ведомство Губмузея. Новое учреждение забирает помещения под свои нужды. И вот уже в монашеских кельях открыто общежитие, а в церкви устроен склад соломы. Позже обитель отошла к ближайшему колхозу, который превратил территорию монастыря в свое подворье с подсобными помещениями. Не пощадили и монастырскую стену, от которой сегодня сохранилась лишь часть Святых ворот. Это небольшая побеленная постройка из кирпича. Проход в виде арки был заложен. Сбоку видны сохранившиеся части бывшей каменной ограды.
В 90-е годы монастырь, практически полностью разрушенный, возвращается под сень местной епархии. Здесь начинаются вестись восстановительные работы. В последний год XX века Знаменский монастырь становится женской обителью. В этом же году появляются и первые насельницы. Сегодня здесь живет и ведет хозяйство более 20 сестер. Они занимаются хозяйством, возрождают старинные промыслы, ведут благотворительную работу. Был восстановлен храмиконы Пресвятой Богородицы «Знамение», колокольня, корпус игуменьи и другие здания. Рассказывают, что в 90-е годы эти места кишели ядовитыми змеями. Но ни одна из сестер не получила змеиных укусов. Позже после молитв сестер пресмыкающиеся и вовсе покинули монастырские земли. Монастырь отделен от города рекой, и перебраться на другую сторону можно по понтону. В зимний период и во время ледохода из-за отсутствия дорог обитель часто бывает отрезана от мира.
Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец)
Мiръ Россия Владимирская область Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец)
Зна́менский монасты́рь — православный женский монастырь, расположенный в городе Гороховце Владимирской области, расположен на левом берегу Клязьмы. Самый древний монастырь в Гороховце.
Содержание
История [ править ]
Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVIIв., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В это время в обители подвизалось менее тридцати иноков, что, согласно Петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В этом же, 1723г., в Знаменском монастыре была произведена уже вышеупомянутая опись, из материалов которой следует, что в обители к этому времени имелось две каменные церкви (холодная в честь иконы Матери Божией «Знамение» и теплая в честь ап. и ев. Иоанна Богослова). Кроме того, в монастыре была деревянная ограда с ветхой колокольней над святыми вратами, на которой располагалось шесть колоколов, а также ряд хозяйственных построек. Примечательно, что колокольня изначально не входила в ансамбль Знаменского храма как в настоящее время, а являлась завершением святых врат, построенных предположительно в 1720-е гг. Об этом свидетельствует не только опись 1723г., но и план Знаменского монастыря 1753г.
Далее опись довольно подробно обрисовывает внутренне убранство обоих храмов с перечислением всех находившихся в них предметах, из чего следует, что в обители имелось довольно большое количество богослужебной утвари: икон, облачений и книг. Перечисляются так же и документы, среди которых упоминаются благословенные грамоты на строительство храмов.
Вышедший в 1723 г. указ Петра I по некоему стечению обстоятельств не был сразу претворен в жизнь. Лишь в 1749г., уже после образования Владимирской епархии, факт приписки подтвердил указ епископа Владимирского и Яропольского Платона. Знаменский монастырь окончательно стал подворьем Флорищевой пустыни, полностью перейдя на ее обеспечение, и использовался в хозяйственных целях, в основном для приезда братии в Гороховец.
Как уже упоминалось выше, до своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К к. XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой, по описи 1762г. ее длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. Здание храма Пресвятой Богородицы представляло собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой, по высоте, доходящей до середины основного объема. Четверик был украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела были декорированы наличниками в виде колонок с 3-угольными разорванными фронтонами. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
В XIX в. ничего монументального в обители более не возводилось. Лишь в конце столетия, в период управления Флорищевой пустынью архимандритом Антонием (Борковым), был построен ряд новых небольших хозяйственных и жилых помещений вместо старых ветхих, а также обновлено внутреннее убранство храма.
Личность архимандрита Антония, 26-го настоятеля Флорищевой пустыни была, по истине, интересной и замечательной. За свои труды и 24-х летнее управление монастырем он первый из настоятелей был удостоен в 1896г. сана архимандрита. Став настоятелем обители, отец Антоний существенно расширил и улучшил Флорищевское монастырское хозяйство, завел усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, расширил скотный двор и много других трудов приложил для возрастания обители, как в хозяйственном, так и в духовном плане. Немало потрудился подвижник и на обустройстве приписных к Флорищевой пустыни подворий, в число которых в то время входил Знаменский монастырь. Примечательно, что преставился отец Антоний после тяжкой болезни в приписном Гороховецком Знаменском монастыре, который часто любил посещать.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр.
В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.
28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.
7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Л.В.). А в 2006г. за усердное служение Церкви Божией матушка Раиса была возведена в сан игумении.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г.
Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения.
Регулярно совершаются богослужения, служащим священником является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.
Престольные праздники [ править ]
21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
10 декабря— празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Как добраться [ править ]
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, Знаменский участок.
Паломнику [ править ]
Богослужения в обители совершаются еженедельно по выходным дням и в большие праздники.
От Москвы с Щелковского автовокзала рейсовым автобусом или маршрутным такси до Нижнего Новгорода с остановкой в г. Гороховец. Далее на маршрутном такси до центральной площади, а потом пешком до переправы (примерно 200м.)
Из Нижнего Новгорода и Владимира ходят электрички до г. Гороховец. От станции до г. Гороховца можно добраться на маршрутном такси или на автобусе.
Расписание можно узнать на станции г. Гороховец, Вокзальная пл. тел. +7 (49238) 5-71-71
Зимой через реку можно перебраться пешком по льду, летом – по понтонному мосту. В периоды межсезонья переправа осуществляется на лодке силами насельниц и трудников монастыря.
Гороховец
Горохове́ц — город в России, административный центр Гороховецкого муниципального района Владимирской области, расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу реки Клязьмы в 157 км к востоку от Владимира у границы с Нижегородской областью. Один из древнейших городов Владимирской области, с 1970 года входит в список исторических поселений России, в черте города и окрестностях сохранилось много памятников церковной и гражданской архитектуры разных эпох.
Содержание
Общее описание [ править ]
Видимо, это единственное в стране место, где купеческий город XVII века можно не домыслить, а увидеть и сфотографировать. Больше такой патриархальности нигде в Росии не увидишь!
Люди отзывчивы и гостеприимны, особенно в монастырях. Три монастыря – это очень много для такого маленького города. Труды и терпение современных подвижников вполне возмещают отсутствие останков подвижников прошлого и даже свидетельств о них.
На знакомство с городом Гороховец необходим один день.
История города [ править ]
Историки считают, что город был заложен в XII в. Юрием Долгоруким как форпост на востоке Ростово-Суздальского княжества. Князь Андрей Боголюбский отдал Гороховец построенному им во Владимире собору Успения Божией Матери; с тех пор его называют «городом пресвятой Богородицы».
Частые стычки с мордвой, муромой, меря не позволяли Гороховцу развивать мирные ремесла и промыслы.
Возможности для экономического роста появились только после 1221 г., когда был основан Нижний Новгород, перенявший у Гороховца роль восточного рубежа. А Гороховец оказался на дороге из Владимира в Нижний. На берегу возле главной площади возникли таможня и мытный (налоговый) двор, город стал заметным пунктом на торговом пути из Руси на Восток.
Остатки земляных валов древнего города можно заметить возле Никольского монастыря Гороховца на холме.
Беспокойные времена. Пужалова гора
Первое дошедшее до нас упоминание о Гороховце относится к 1239 г., когда он был разорён монголами. Вплоть до падения Казанского царства город ничем не ознаменовал себя в истории, кроме того, что много раз страдал от разрушительных набегов монголов, а позднее – татар.
После покорения Казани Иоанном Грозным гороховецкие купцы стали набирать вес в торговле с Востоком. После Смутного времени начался бурный расцвет. Главным центром торговли был, конечно, Нижний с его Макарьевской ярмаркой. Гороховец с населением около 800 человек, находясь на пути к Нижнему, получал от этого немалые выгоды.
Будто предвидя, что вражеских нашествий больше не будет, после польских разрушений город отстраивался уже внизу, на месте бывших посадов, а на обезлюдевшей Пужаловой (ныне – Никольской) горе построили монастырь. Разбогатевшие купцы строили первые белокаменные храмы и собственные особняки. Семён Ершов увековечил свою память, построив по храму в каждом из трёх монастырей Гороховца и собор Благовещения Пресвятой Богородицы на главной площади города.
К концу XVII в. влияние гороховецких купцов вышло за пределы Макарьевской ярмарки, они начали торговать с Сибирью. Причём часть товаров производилась на местных кожевенных и прядильных заводах, в кузнечных цехах.
Пик развития Гороховца пришёлся на начало XVIII в. Вскоре завоевания Петра, выход России к Балтийскому морю и одновременное развитие промышленности на Урале снизили как торговое, так и промышленное значение города. Строительство каменных зданий прекратилось.
В 1708 г. город вошёл в Казанскую губернию, в 1719 г. – во Владимирскую провинцию Московской губернии, в 1778 г. стал уездным центром Владимирской губернии. В 1778 г. в городе было около 1300 жителей.
Ко второй половине XIX в. Гороховец из города торговцев и промышленников сделался городом садовников и огородников. Здесь получила распространение поговорка: «Уродятся огурцы – будут в городе купцы; нерод огурцов – мор на купцов».
В 1854 г. Гороховец произвёл такое впечатление на поэта Николая Некрасова: «Город бедный, во всех отношениях обиженный судьбой. строениями беден, промышленности не имеет никакой». Гороховчанин, с которым разговорился поэт, смотрел на будущее города без надежды: «Жить – живём, пока Бог грехам терпит, а догниют строения – и город кончится».
Пессимизм отдельных жителей относительно будущего города был преждевременным. Из гороховецких крестьян, ушедших в промышленные центры страны на заработки, вышло много хороших рабочих и инженеров. Ими впервые был осуществлён крекинг (перегонка) нефти в 1823 г. (на 36 лет раньше, чем в США). Многие гороховчане участвовали в строительстве на Чёрном море броненосцев «Синоп» и «Чесма» (на основании новаторских технических решений которых британцы создали дредноуты).
Вскоре рабочие из Гороховца нашли применение своим навыкам в родном городе. В 1896 г. в Гороховце были основаны крупная бумаго-обёрточная фабрика и котельный завод. 1902 год отмечен основанием Гороховецкого судостроительного завода. В 1907 г. на нём была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» длиной 172 м.
Святыни [ править ]
Монастыри [ править ]
Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец) [ править ]
Монастырь Гороховца был основан в 1598 г. на противоположном от города, левом берегу Клязьмы. Вначале он был деревянным. Монастырь владел частью реки, братия его была многочисленной.
Первую каменную церковь Знамения Божией Матери построил в 1679 г. купец Семен Ершов. В 1720 г. соорудили каменные Святые ворота, примерно тогда же обитель окружили стеной. В 1723 г. монастырь сделали подворьем Флорищевой пустыни.
Закрыли монастырь в 1923 г. Наибольшие разрушения советская власть нанесла монастырю в 1960-1990 гг., когда здесь хозяйничал совхоз. Каменная ограда была уничтожена, земля на сотни метров вокруг превратилась в свалку деталей сельскохозяйственной техники. В Знаменском храме находилась конюшня.
Монастырь Гороховца тепло принимает трудников обоего пола. По предварительной договоренности принимают группы.
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, Знаменский участок. Тел.: (49238) 2-26-23.
Троице-Никольский мужской монастырь (Гороховец) [ править ]
Хотя предание говорит, что монастырь Гороховца существовал уже при Иоанне Грозном, после Смутного времени подтверждений этому не сохранилось, если не считать плиты с могилы инока Филарета, умершего в 1504 г., о которой упоминается в летописи монастыря. Поэтому считается, что монастырь на Пужаловой горе был основан по грамоте царя Михаила Феодоровича.
Троице-Никольский собор – первое каменное здание монастыря – построен в 1686-1689 гг. на средства купца Семёна Ершова. Верхний храм собора – Троицкий, нижний – Никольский.
Советская власть использовала монастырь Гороховца под жильё. Покровский храм был уничтожен, в Троице-Никольском был склад.
Монастырь возобновлён в 1993 г. В нём около 10 братьев. Монастырь Гороховца трудников принимает, когда есть места.
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, ул. Пролетарская, 12. Тел.: (49238) 2-12-73.
Сретенский женский монастырь (Гороховец) [ править ]
Монастырь Гороховца был основан в 1658 г. Первое каменное здание – собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери – построено в 1689 г. на средства купца Семёна Ершова. К этому же времени относится и шатровая колокольня.
В начале XVIII в. монастырь обнесли каменной стеной высотой 5 м. Тогда в нём было около 40 сестёр. В 1764 г. монастырь был упразднён, сестёр перевели в Арзамас, храмы стали приходскими.
Современное состояниеМонастырь Гороховца возобновлён в 2001 г. Первые сёстры пришли сюда из суздальского Покровского монастыря, сейчас их менее 10.
Сретенский собор внутри пуст. Основной храм – церковь Сергия Радонежского (конец XVII в.). Это тёплый храм, в котором уцелела старинная изразцовая печь. Сестры ютятся на 1 этаже бывшей богадельни (XVIII в.).
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, ул. Советская, 5. Тел.: (49238) 2-37-65.
Время работы: Богослужения. Пока совершаются только в Пт., Сб. и праздники. Литургия в 8 ч, вечернее в 16 ч.
Храмы [ править ]
Свято-Воскресенский храм (Гороховец) [ править ]
Свято-Воскресенский храм был сооружен на средства купца Семена Ершова. Храм расположен на территории бывшего посада, у подножия Пужаловой горы. Строительство храма датируется предположительно 1686-1689 годами, первые упоминания о состоявшихся богослужениях (согласно учетным церковным записям, сохранившимся в архивах епархии) датируются 1700 годом.
Адрес: Россия, Владимирская область, г. Гороховец, ул. Советская, 20.
Проезд: от центральной городской площади по ул. Советской вверх 200м пешком или на автомобиле.
Храм Всех Святых (Гороховец) [ править ]
Церковь Всех Святых находится в городе Гороховце и относится к Владимирской и Суздальской епархии. Эта кладбищенская церковь была построена в 1912 г. на месте прежней деревянной церкви, построенной в 1841 г. на пожертвования купца Лухманова.
Всехсвятская церковь построена из красного кирпича в псевдорусском стиле. В основе ее лежит четырехугольник, на котором установлен широкий восьмигранник со шлемовидным покрытием, стройным барабаном и луковичной главкой. С восточной стороны расположена полукруглая одночастная аспида, увенчанная миниатюрной главкой, с западной – шатровая колокольня. Фасады украшены полуколоннами, декоративными арками и поясками. В целом церковь выглядит очень нарядной.
После революции 1917 г. церковь Всех Святых была закрыта, в 1990-х гг. возвращена Русской православной церкви и отреставрирована. В настоящее время является действующей.
Адрес: ул. Горького, 2, Гороховец, Владимирская обл., Россия, 601482
Свято-Благовещенский собор (Гороховец) [ править ]
Благовещенский собор находится в городе Гороховец Владимирской области, он является главным православным храмом города. Его построили в 1770 году вместо старого деревянного храма. Деньги на строительство собора были выделены местным купцом Семеном Ершовым. Им и определялся внешний и внутренний облик храма. В те времена среди купечества считалось престижным строить храмы. Так богатые люди снискивали себе славу и увековечивали свою фамилию в российской истории.
Благовещенский собор был выполнен в сдержанном строгом стиле, с минимальным числом декоративных элементов, но при этом вид его отличается величественностью и крупными формами. Собор был возведен на краю главной площади в самом центре города. И до настоящего времени здание Благовещенского собора является самой высокой постройкой Гороховца.
Адрес: Школьный пер., 1, Гороховец, Владимирская обл., Россия, 601480
Проезд из Москвы [ править ]
Расстояние от Москвы до Гороховца по прямой 333 км. С Центрального автовокзала Москвы 2 прямых рейса. Но, учитывая расстояние, лучше доехать через г. Владимир с остановкой в последнем.