господи спаси и помилуй меня грешную

Молитва «Господи, Помилуй»

Когда верующий ощущает свою вину и раскаивается, он читает молитву «Господи, помилуй». Как и для любой молитвы, здесь важно произносить слова искренне, а не заунывно-заученно. Ведь вера основана на чувствах, а не на памяти. Не стоит повторять эту молитву бездумно, на «автомате» — это не принесет результатов, а напротив только навредит. Ведь неискренняя молитва сродни лицемерию.

господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть фото господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть картинку господи спаси и помилуй меня грешную. Картинка про господи спаси и помилуй меня грешную. Фото господи спаси и помилуй меня грешную

Текст молитвы

Молитва «Господи, помилуй, текст которой имеет несколько вариантов, одна из самых часто используемых православными христианами. Зачастую используется короткий вариант или русский перевод. А официальный церковнославянский текст выглядит так:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души нашя.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Правила чтения молитвы «Господи, Помилуй»

Каких-то определенных требований для прочтения молитвы «Господи, помилуй» нет. Но имеется ряд усиливающих или ослабляющих факторов. К ним относятся:

господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть фото господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть картинку господи спаси и помилуй меня грешную. Картинка про господи спаси и помилуй меня грешную. Фото господи спаси и помилуй меня грешную

Как бы не настаивали современные представители церкви, что вероисповедание должно быть у каждого человека, вера по-прежнему является делом сугубо индивидуальным и идущим от души. Поэтому молитвы должны идти от чистого сердца, без лукавства. Если человек не чувствует за собой греха или вины, то даже прочтя «Господи, помилуй» он не получит желаемого прощения. Также не возымеет эффекта молитва от человека, который сам не считает себя верующим, но решил просить прощения у Всевышнего на всякий случай, так сказать замолить грехи.

Стихотворение-молитва «Господи, Помилуй»

Автор молитвы: протоиерей Николай Гурьянов

Помоги мне, Боже, крест свой донести.

Ты прошёл с любовью Свой тернистый путь,

Ты нёс Крест безмолвно, надрывая грудь.

И, за нас распятый, много Ты терпел,

За людей молился, за врагов скорбел.

Я же слаб душою, телом так же слаб,

И страстей греховных я преступный раб.

Я – великий грешник на земном пути,

Я ропщу, я плачусь… Господи! Прости.

Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил,

Чтоб свои я страсти в сердце погасил…

Помоги мне, Боже! щедрою рукой,

Ниспошли терпенье, радость и покой.

Грешник я великий на земном пути…

Господи, помилуй. Господи, прости!

Источник

Эти пять слов разведут небеса

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Посчитайте! Здесь всего пять слов. Иисусова молитва содержит пять слова, но эти пять слов проведут тебя по пяти континентам земли, пять слов разведут небеса во всю длину и ширину мира; пять слов поставят тебя пред престолом Божиим; пять слов вложат в тебя Христа и сделают тебя близким Ему.

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Сегодня мне хотелось бы поговорить об этой молитве. И не просто: сегодня мне хотелось бы чего-то еще более дерзновенного – чтобы мы вознесли эту молитву, чтобы мы не просто говорили о ней, а в то же время – почему бы нет? – и вознесли ее.

Если можешь, то там, где ты сейчас есть, возноси ее. Если ты не делаешь чего-нибудь требующего всецелой сосредоточенности, то возноси ее про себя. Попробуй.

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Я повторяю ее по многу раз, потому что кто-нибудь, может, не расслышал ее как следует, а кто-то не знает, как молиться этой молитвой или знает ее более пространный вариант: Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя, грешнаго! Другие произносят ее кратко, кто-то говорит только: Господи, помилуй! – третьи только: Иисусе, помилуй мя! – а четвертые произносят лишь: Иисусе мой! А ты скажи, что хочешь, и как хочешь скажи это, достаточно лишь произносить это имя, и чтобы оно высеклось в твоем сердце – имя Господа нашего Иисуса Христа.

Сейчас, когда ты слушаешь, тебе нетрудно произносить про себя эту молитву, так чтобы она лилась потоком, а когда передача закончится и ты продолжишь делать свои повседневные дела, то ты тоже произноси ее постоянно.

Она очень сильна. Святой Косма Этолийский советовал творить ее. Куда бы он ни шел и где бы ни останавливался, то, поскольку научился ей на Святой Горе Афонской, в монастыре Филофей, где жил, то он говорил людям:

– И вы произносите молитву. Возьмите четки, они служат нам не для этого, чтобы мы коротали с ними время в кафе, а каждый узел означает слово. И какое же слово произносится в этой молитве? Имя Господа нашего Иисуса Христа. Когда призываешь имя Господа, то ты зовешь Самого Христа к себе.

Мы абсолютизируем не молитву, но Личность, к Которой возносится молитва, – Христа, в Котором всё

Сила этой молитвы огромна. Мы не абсолютизируем ни одну молитву, однако абсолютизируем молитву как таковую, а более всего – Личность, к Которой возносится молитва, нашего Христа, Который есть абсолютное Благо, Который есть всё.

Христос есть всё, а молитва – это надежный, прямой, сильный, красивый путь, благодаря которому ты здраво прилепляешься ко Христу и соединяешься с Ним. Молитва соединяет человека со Христом, и поэтому мы говорим, что она обладает очень большой силой. Любая молитва. Ты скажи что хочешь, как хочешь, но только говори Христу. Хочешь произносить «Отче наш»? «Царю Небесный»? Псалмы Давида? Канон молебный ко Пресвятой Богородице? Акафист Богородице? Всё это хорошо, но только Иисусова молитва, эти слова: Господи Иисусе Христе, помилуй мя

Вот я опять произнес это. Тебе что, тяжело это слышать? Но пусть тебе не будет это тяжело. Пусть тебе не будет тяжело слышать имя Христа, имя твоего Творца, Создателя, Того, Кто возлюбил тебя и за тебя умер, Кто сейчас думает о тебе и Кто рядом с тобой, Кто заботится о тебе и может дать решение для всех твоих проблем. Всё, что тебя занимает, все решения сосредоточены в Этой Личности, в Иисусе Христе. Пусть тебе не будет тяжело слышать имя Христа, говорить Ему, любить Его.

Нам всем было бы хорошо творить эту молитву, хорошо было бы знать, что у человека, сидящего напротив и слушающего тебя, есть общая точка соприкосновения с тобой – у него есть имя Самого Господа и та общая любовь, которая нас объединяет. Это мы для Него говорим, и сегодня мы Ему говорим, Иисусу Христу, и повторяем: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!

господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть фото господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть картинку господи спаси и помилуй меня грешную. Картинка про господи спаси и помилуй меня грешную. Фото господи спаси и помилуй меня грешную

Монахи произносят ее целый день. По крайней мере, хороший монах, чтобы быть настоящим монахом, не должен быть «монахом», то есть одиноким, а должен всегда быть в компании – в компании молитвы, и прежде всего молитвы Иисусовой, он должен всегда носить четки в руках, а более всего – в сердце. Каждый узел – это вожделение, каждый узел – это любовь, каждый узел – это приношение, славословие, призывание этого святого и всемогущего имени, имени Господнего.

Монах целый день молится.

Давай скажу тебе кое-что, ведь я не забыл. Чего не забыл? Я не забыл, что говорю людям, живущим в миру. Сегодня я не говорю монахам. Знаю, что я немножко размечтался, и ты, конечно, думаешь, что… Нет-нет, я говорю это тебе и о твоих проблемах. Я знаю, что у тебя есть свои проблемы: расходы, ребенок, болезнь, всякие трудности в браке. Кто-то к чему-то готовится, кто-то о чем-то мечтает, кто-то живет своей болью и радостью, разными своими проблемами. У каждого свое, и вот уже кто-то из вас говорит:

– В прошлый раз ты хорошо говорил нам об актуальных, наших, современных вопросах, волнующих нас. А что ты сейчас будешь говорить нам об Иисусовой молитве, умной молитве, предназначенной для монахов? Какое отношение это имеет ко мне?

Имеет. Это имеет отношение и к тебе, потому что это способ вложить Христа в здесь и сейчас твоей жизни. Именно потому, что твоя жизнь многомерна, в ней множество забот, ты расколот и фрагментирован, с утра до вечера должен сделать множество дел и не успеваешь сделать хоть что-нибудь для Бога, помолиться как следует. Потому и существует эта молитва, которая называется монологичной, что означает, что она содержит одно слово, одно выражение, одно краткое изречение, которое, если и малому ребенку его сказать – всего пять слов! – то он его выучит.

Таким образом ты сосредотачиваешься. И никаких оправданий тебе нет, как ты говоришь иногда:

– Я хочу помолиться, но не успеваю. Я не знаю, что мне сказать, мне нечего сказать на молитве.

Тебе есть что сказать! Готовишь ли ты еду? Твори молитву! Мешаешь ли в кастрюле еду? Каждый раз, когда мешаешь ложкой, говори: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! И пока готовишь еду, внутрь тебя входит Божия благодать, входит всецелое благоухание этого имени, входят живительные соки этого имени.

Иисусово имя полно живительных соков, благословения, силы. Эта молитва очень сильна. Ах, если бы мы молились ею, если бы мы жили ею и наслаждались ощущением Христова присутствия, творя ее!

Знаешь, что значит постоянно произносить чье-нибудь имя? Говорить постоянно: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, призывать кого-то, чтобы он пришел к тебе? Когда ты, например, скажешь: «Иисусе мой!», «Пресвятая Богородице, помоги мне!», «Святый Ангеле!», «Святый Нектарие!» – то разве же они не придут? Придут.

Когда ты зовешь кого-нибудь по имени, то имя выражает присутствие и живое ощущение того, кого ты зовешь. Скажу тебе это и с обратной стороны, с темной стороны: маги, чтобы совершить свое колдовство, призывают имена злых духов. Они тоже призывают имена, и духи приходят. Так и Господь, когда призовешь Бога, когда призовешь имя Христа, Он приходит туда, где ты есть. Когда у тебя какая-нибудь проблема и ты говоришь: «Иисусе мой! Господи Иисусе!» – и зовешь Его, то Христос приходит.

Этого немало, этого вовсе немало – чтобы мы сегодня поговорили об этой тайне, приближающей столь далекого Бога так близко к нам. Если Христос придет туда, где ты сейчас есть, в твою комнату, и она наполнится Его присутствия, то ты поймешь, что рядом с тобой сейчас не только кровать, стол, кухня, кастрюли, телевизор и всё, что там у тебя имеется, а рядом с тобой есть и Кто-то Другой. Кто же это? Тот, Кого ты позвал.

Есть такая заповедь в Ветхом Завете, где Бог говорит: «Будь осторожен! Не произноси имя Господне напрасно!» 2 – то есть не почитая, не благоговея, не любя, не «обожая» Бога. Как говорится, «почисть сначала рот, прежде чем произнести имя Божие».

Страшно произносить Его имя. Почему? Потому что Его имя – это Его присутствие: ты зовешь Христа, и Он приходит. Это чрезвычайно велико. Он приходит. Подумай только: чтобы в вас вошел Христос, когда ты Его призовешь.

Он Сам говорит это:

– Прежде чем ты призовешь Меня, Я буду тебе говорить. Ты позовешь Меня, и Я тут же скажу тебе: вот, Я пришел! Чего ты хочешь? Скажи мне, чего ты хочешь, чтобы Я для тебя сделал.

– Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Вот чего. Я хочу, чтобы Ты меня помиловал.

Когда ты молишься Иисусовой молитвой, ты помогаешь миру: наполняешь мир Божией благодатью

Мы можем сказать очень много всего о молитве, но, к сожалению, всё это не наше, всё чужое. И если бы мы творили молитву, то не делали бы передач о молитве, а жили бы ею, и не говорили бы о ней, а возносили бы молитву, и благодать молитвы растекалась бы повсюду без того, чтобы мы делали передачи. Это то, чем занимаются монахи на Святой Горе, это то, чем занимались великие святые, которые говорили очень мало, через силу, говорили только и только о хорошем другим и не хотели выходить из этого наслаждения, которое испытывали, и из этого великого приношения человечеству. Ведь когда ты молишься Иисусовой молитвой, ты очень помогаешь миру: ты наполняешь мир Ангелами, Божией благодатью, небесной милостью.

Сказать тебе это немножко грубо? Мы глубоко покрыты мраком, мы все, и не знаем очень многого о нашей Церкви. О, если бы мы знали, какой хлеб содержит в себе то, что мы называем умной молитвой!

Святой Никодим Святогорец обращается к Христу в «Акафисте Иисусу Христу» и постоянно говорит: «Иисусе мой! Иисусе мой!» – а затем говорит разные вещи Христу. Он говорит:

– Иисусе, благодарю Тебя, что удостоил меня этого великого благодеяния и дара умной молитвы.

Это нечто великое, это великое искусство.

– Ну, мы многого на свете не можем сделать.

Ты прав, но вот сейчас ты слушаешь, а потом пойдешь и станешь делать что-нибудь и можешь при этом помолиться. Думаешь, Бог этого не оценит? Малое, что ты можешь в этой жизни, сделай.

Хорошее это дело – призывать имя Иисусово. Если мы обратим внимание, то увидим, что и на Святой Литургии делаем это постоянно – говорим: «Господи, помилуй!» Помолимся о свышнем мире – и два слова: «Господи, помилуй!»

– Боже, помоги нам! Дай нам Твою милость! Смилуйся над нами! Помоги нам! Стань тем, в чем каждый нуждается! Помилуй нас!

господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть фото господи спаси и помилуй меня грешную. Смотреть картинку господи спаси и помилуй меня грешную. Картинка про господи спаси и помилуй меня грешную. Фото господи спаси и помилуй меня грешную

У тебя есть четки? Ты их не носи с собой, а держи в руке. Ты их сотри, приведи в негодность от многого употребления, истончи их до ниточки, но только – смотри – чтобы никто этого не заметил. Когда ты держишь четки и молишься, то только ты, Бог да твой духовник должны знать об этом. Что ты делаешь, как делаешь, ощутил ли что-нибудь, плачешь ли, есть ли у тебя минуты умиления, боговидения, ощущение Божия присутствия, чувствуешь ли, что выходишь из мира сего и переживаешь то, что сказала мне одна бабушка на днях…

– Я молилась и сказала: «Возьми меня, Боже, чтобы я умерла! Я хочу сейчас умереть!» В ту минуту я сказала: «Пускай я умру!»

Но всего этого не должно быть видно. Всё это должно происходить втайне. Иисусова молитва – это таинственная и сокровенная молитва, она – любовное переживание, и, как всякая любовь, она переживается в сокровенных клетях человеческой души.

Помолись втайне, вложи в ум свой, глубоко в душу свою это имя, высеки внутри это имя: «Иисусе мой, Христе мой» – эта самая хорошая печать, а потом не бойся. Некоторые спрашивают, что будет со Вторым Пришествием, с антихристом, с печатью. Нашей печатью да будет это имя, чтобы ты высек его в своем сердце, в уме, в своей душе.

Говори про себя: «Иисусе мой, Христе мой, Боже мой, Господи мой», – но только не формально, не технически, не методически, не холодно, не монотонно, не словно исполняя некий метод и тактику, а отдай свое сердце, потому что молитва требует сердца, молитва требует любви, она требует сильного желания, требует людей, влюбленных в Христа, в истину, в святых, в Церковь, в небесный мир.

Вот так обстоят дела. Сегодня мы говорим о трудных вещах, однако мы сказали, что сделаем то малое, что сможем. А так ли трудно сделать то, о чем мы говорили с вами сейчас?

Трудно ли молиться? Да что в этом трудного – сказать: Господи Иисусе Христе, помилуй мя?!

Эта краткая молитва очень сильна, независимо от того, понял ли ты это. То есть сделай что-нибудь и ты, ты, у которого нет времени вычитать Шестопсалмие, вычитать Канон молебный, ты можешь постоянно произносить молитву Иисусову. Трудно ли это? Да что в этом трудного – сказать: Господи Иисусе Христе, помилуй мя?

А прочее – об умилении, об ощущении Бога, почувствуешь ли ты, когда придет Божия благодать, или нет, – это не твое, а от Бога. Это даст Бог, когда захочет Он, как захочет, сколько захочет, а ты, однако, можешь…

У тебя есть рот? Есть. Есть язык? Есть. Скажу, однако, и другое: будь ты хоть немым, у тебя есть ум? Есть сердце, есть в тебе душа? Вот эта душа и должна говорить. Эта душа должна оттаять, потому что она замерзла, как ледники, которые сейчас, однако, тоже тают. И они тают, так как же душе не растаять? Вот от этого имени она мало-помалу и растает.

Это имя так горячо, так пламенно, так превосходно, что растапливает любой лед. Иисусе мой, Христе мой, Творче мой, Боже мой! – самая великая молитва, самая могучая молитва!

Источник

Молитва Иисусова

Моли́тва Иису́сова – молитва «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» или более крат­кие ее формы. Цер­ков­ный устав зако­но­по­ла­гает негра­мот­ным миря­нам все молит­во­сло­вия и псал­мо­пе­ния заме­нять Иису­со­вой молит­вой: Малое пове­че­рие – 400, Вели­кое пове­че­рие – 700, Часы без меж­до­ча­сия – 1000, Часы с меж­до­ча­сием – 1500, Полу­нощ­ница – 600, Утреня – 1500, Кафизма – 300, Слава – 100, Псал­тирь – 6000.

Как еще назы­вают Иису­сову молитву?

За Иису­со­вой молит­вой также закреп­лено назва­ние «умно-сер­деч­ного дела­ния», «дела­ния сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «свя­щен­ной молитвы», «сер­деч­ной молитвы», «затвора ума и сердца», «трез­ве­ния», «хра­не­ния ума».

Почему Иису­сова молитва имеет так много назва­ний?

В зави­си­мо­сти от сте­пени дей­ствия слова, ума, сердца и Духа Божи­его (на бого­мольца), а, можно ска­зать, что в зави­си­мо­сти от того, с какой сто­роны мы рас­смат­ри­ваем эту молитву, она обо­зна­ча­ется тем или иным наиме­но­ва­нием. Вообще раз­ли­чают несколько видов молитвы: сло­вес­ная (про­из­но­сится вслух), умная дея­тель­ная (назы­ва­ется умной потому, что чита­ется мыс­ленно, а дея­тель­ной – потому, что, до вре­мени все­це­лой пре­дан­но­сти в волю Божью, совер­ша­ется чело­ве­ком наме­ренно, а не само­движно Духом Святым), умно-сер­деч­ная дея­тель­ная (вместе с умом молится и сердце). Сле­ду­ю­щие два вида молитвы обре­та­ются моля­щимся по очи­ще­нии сердца от стра­стей и греха: умно-сер­деч­ная само­движ­ная (непре­кра­ща­ю­ща­яся молитва, дви­жи­мая Святым Духом), умно-сер­деч­ная чистая, или непа­ри­тель­ная (чистая от посто­рон­них помыс­лов). По соеди­не­нии души с Иису­сом Хри­стом в «один дух» ( 1Кор.6:17 ) обре­та­ется высшая сте­пень молитвы: молитва зри­тель­ная (соеди­нив­шись с Гос­по­дом, подвиж­ник зрит вели­кие тайны Божии).

Откуда берет начало молитва Иису­сова?

Про­об­раз Иису­со­вой молитвы пред­став­лен в Еван­ге­лии ( Мк.10:46-52 ): когда Иисус Хри­стос выхо­дил из Иери­хона, у дороги сидел слепой Вар­ти­мей, «сын Тимея». Услы­шав, что здесь Иисус Назо­рей, слепой начал кри­чать и гово­рить: «Иисус, Сын Дави­дов! поми­луй меня». Многие застав­ляли его мол­чать, но он еще более стал кри­чать: «Сын Дави­дов! поми­луй меня»… Также неко­то­рое сход­ство молитва Иису­сова имеет с молит­вой хана­не­янки, кото­рая кри­чала Иисусу: «Поми­луй меня, Гос­поди, Сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется» ( Мф.15:22 ). Подобно Вар­ти­мею и хана­не­янке просил Бога о поми­ло­ва­нии и мытарь из еван­гель­ской притчи: «Боже! будь мило­стив ко мне греш­нику!» ( Лк.18:13 ).

При­хо­ди­лось слы­шать Иису­сову молитву с неко­то­рыми незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте. Допу­стимо ли менять слова?

Иису­сова молитва имеет раз­лич­ные формы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную)». Во мно­же­ствен­ном числе: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных», а раньше моли­лись: «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».

В крат­ких формах молитва выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».

В ака­фи­сте Иисусу, чтение кото­рого свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) считал при­го­тов­ле­нием к непре­стан­ному тво­ре­нию молитвы Иису­со­вой, пред­на­зна­чен­ному только для уже пре­успев­ших подвиж­ни­ков, содер­жится иная крат­кая форма: «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)». Самая же крат­кая форма Иису­со­вой молитвы: «Го́споди, поми́луй».

Слово «греш­наго» не всегда содер­жа­лось в этой молитве. Оно было добав­лено святым пре­по­доб­ным Гри­го­рием Сина­и­том.

Суще­ствует также пред­на­чи­на­тель­ная Иису­сова молитва, она выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь».

Нужно ли испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние на Иису­сову молитву?

На этот счет суще­ствуют про­ти­во­по­лож­ные мнения. Согласно одной точке зрения, Иису­сова молитва (имеем в виду про­цесс моле­ния, моле­ний) есть особое дела­ние, особый духов­ный труд, а потому она должна совер­шаться под руко­вод­ством и по бла­го­сло­ве­нию опыт­ного настав­ника, того, кто хорошо знает духов­ную жизнь обра­тив­ше­гося к нему хри­сти­а­нина. «Без руко­вод­ства, – пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский, – эту молитву про­хо­дить опасно». Причем сам этот свя­щен­ник должен быть весьма опыт­ным молит­вен­ни­ком, он сам должен иметь опыт молитвы.

Согласно дру­гому рас­про­стра­нен­ному мнению, его выска­зы­вают и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, Иису­сова молитва не отли­ча­ется ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это есте­ствен­ное состо­я­ние жизни хри­сти­а­нина ( 1Фес.5:17 ), то и в особом бла­го­сло­ве­нии она не нуж­да­ется. Так, про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов гово­рил: «Не надо наде­лять Иису­сову молитву какими-то осо­быми каче­ствами. Это просто одна из молитв. Но в силу чекан­ной фор­мулы она полю­би­лась всем молит­вен­ни­кам Церкви так же, как и Литур­гия Иоанна Зла­то­уста, кото­рая в хоро­шем смысле слова вытес­нила все осталь­ные чины Литур­гии – и теперь, в основ­ном, мы молимся устами этого заме­ча­тель­ного свя­ти­теля… Если чело­век молится Иису­со­вой молит­вой – на здо­ро­вье».

Могут ли слу­чаться иску­ше­ния с тво­ря­щим Иису­сову молитву?

Твер­дое наме­ре­ние чело­века совер­шать молитву Иису­сову может про­яв­ляться в испра­ши­ва­нии бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника на подоб­ное дела­ние. Но как только лука­вый увидит эту реши­мость, он может вос­стать на моля­ще­гося, поэтому во время совер­ше­ния бого­моль­цем Иису­со­вой молитвы на него часто нахо­дит буря помыс­лов, кото­рые все­вает враг. Пре­по­доб­ный Илла­рион Оптин­ский учил не про­ти­во­ре­чить вра­жьим помыс­лам, так как это под силу только опыт­ным молит­вен­ни­кам, а просто про­дол­жать молиться в про­стоте сер­деч­ной, уповая на милость Божию: «А если когда против жела­ния ум пле­нится, тогда про­дол­жать молитву, а не про­ти­во­ре­чить – про­ти­во­ре­чить не твоей еще меры». О том, что идущий путем Иису­со­вой молитвы может пре­тер­пе­вать скорби как на молитве, так и после нее, пре­ду­пре­ждал и пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский: «Путь молитвы Иису­со­вой есть путь крат­чай­ший, самый удоб­ный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испы­ты­вает скорби». Совер­ша­ю­щий Иису­сову молитву должен обра­щать особо при­сталь­ное вни­ма­ние на свою духов­ную жизнь. «Сума­сше­ствие от молитвы Иису­со­вой может про­изойти тогда, когда, творя эту молитву, не отсту­пают от каких-либо грехов и при­вы­чек греш­ных, кои осуж­дает совесть. При сем внутри про­ис­хо­дит глу­бо­кий разлад, про­го­ня­ю­щий всякую мир­ность сердца», – пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник.

Чем отли­ча­ется Иису­сова молитва от меди­та­ции?

Отли­чий мно­же­ство. В Иису­со­вой молитве реши­тельно выра­жа­ется вера в Бога, Кото­рый забо­тится о спа­се­нии чело­века. В этой молитве мы стре­мимся встре­титься не с без­ли­ким богом (абсо­лю­том), но наша молитва сосре­до­то­чи­ва­ется на лич­ност­ном Боге – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Важно пони­мать, спа­се­ние, о кото­ром мы просим в этой молитве – не абстракт­ное состо­я­ние, но еди­не­ние с Трии­по­стас­ным Богом. Еще одно отли­чие: в про­цессе моле­ния (вслед­ствие моле­ния) мы не стре­мимся при­ве­сти ум к абсо­лют­ному «ничто», но хотим обра­тить его в сердце и стя­жать бла­го­дать Божию. Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же явля­ется плот­ской разум. Оно не «оде­я­ние души» как гово­рят фило­соф­ские учения, и его нужно стре­миться не сбро­сить, но спасти. Ибо под спа­се­нием всего чело­века под­ра­зу­ме­ва­ется и его душа, и его тело. Сле­до­ва­тельно, мы не стре­мимся к гибели тела, но воюем против гре­хов­ного слу­же­ния ему. Мы не хотим гибели жизни, не стре­мимся впасть в такое состо­я­ние, чтобы ради пре­кра­ще­ния стра­да­ний не иметь жела­ния жить. Еще один важный аспект: в нас нет без­раз­ли­чия к окру­жа­ю­щему миру, восточ­ные же учения избе­гают углуб­ляться в чело­ве­че­ские про­блемы, стре­мятся сохра­нить свой мир и без­мя­те­жие. Пра­во­слав­ный же хри­сти­а­нин непре­рывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, кото­рая суще­ствует только для нас, но не для мира, не явля­ется под­лин­ной радо­стью. И, нако­нец, мы не при­даем боль­шого зна­че­ния пси­хо­тех­ни­че­ским мето­дам, а также раз­лич­ным поло­же­ниям тела, хотя и счи­таем, что неко­то­рые из них помо­гают сосре­до­то­чить ум в сердце. Моля­щийся стре­мится не к апатии (это отри­ца­тель­ное состо­я­ние), а к стя­жа­нию Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Молитва Иису­сова, по науче­нию святых отцов, при­лична, когда чело­век идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, бесе­дует или зани­ма­ется каким руко­де­лием, кто может при всем этом про­из­но­сить молитву Иису­сову со сми­ре­нием, тот не должен остав­лять оной. (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский).

Сила не в словах молитвы Иису­со­вой, а в духов­ном настро­е­нии, страхе Божием и пре­дан­но­сти Богу и во все­гдаш­нем вни­ма­нии к Богу и Ему пред­сто­я­нии умном.
(Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник).

«Ты пишешь мне, что есть у тебя жела­ние про­хо­дить подвиг непре­стан­ной Иису­со­вой молитвы, но неко­то­рые гово­рят: впа­дешь в пре­лесть от Иису­со­вой молитвы. Вот еще нашлись новые хули­тели Иису­со­вой молитвы! Не пони­мают сами, что гово­рят. В пре­лесть впа­дают не от молитвы, а от гор­до­сти, само­мне­ния и само­чи­ния».
прп. Иоанн Вала­ам­ский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *