гравюра блейка ветхий днями фото
«Ветхий днями» Уильяма Блейка
Загадочная картина английского поэта-мистика, как и все его наследие, была сначала забыта, а сейчас стала богатой почвой для догадок и интерпретаций.
Религия, вера, установленные ими закон и порядок, сопровождали весь творческий путь поэта, были естественным предметом его размышлений. В этой картине Блейк касается самого важного: Ancient of Days – «Ветхий днями» – это вариант имени Бога в разных религиях мира. Он изображен в самый Больше всего черт взял Ветхий днями Блейка, считается, от ветхозаветного Яхве. В книге пророка Даниила Ветхий днями описан вот как : «Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним. судьи сели, и раскрылись книги». Ветхий днями – значит бессмертный. Чаще это имя в христианстве ассоциируется с Богом-отцом, но встречаются и случаи, когда так описательно называют Бога-сына.
Блейковский Ветхий днями нетрадиционен для ортодоксального христианства. Он изображен на фоне Солнца, вызывая в памяти языческих богов-демиургов, вид его сосредоточен и грозен. Помимо Ветхозаветного Яхве, в этом образе часто видят демиурга гностиков. Разобраться в этом тем труднее, что Блейк говорил: «Все религии одинаковы», подразумевая, что все они – проявление лучшего в человеке – его Поэтического гения. Возможно, и Ветхий днями на картине творит левой рукой неслучайно: может быть, Блейк сознательно изобразил Яхве «правополушарным».
Но скорее всего на картине Блейка изображен Уризен, изобретенный самим Блейком, персонаж его собственного мифологического мира. Уризена Блейк чаще всего описывал или рисовал как старца с белыми волосами, иногда – с инструментами архитектора: Уризен – это творец мира. К этому отсылает и русскоязычное название картины: у нас она больше известна как «Великий архитектор».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вернисаж одной картины: Уильям Блейк. «Великий Архитектор», 1794
Вернисаж одной картины:
Уильям Блейк.
«Великий Архитектор», 1794
Эта картина принадлежит к жанру сюрреализма и была написана художником в 1794 году.
Картина «Великий Архитектор» выражает яркую гамму религиозных чувств Блейка – этот живописец являлся одним из сторонников теории креационизма.
Загадочная картина принадлежащая английскому поэту-мистику, как и все его создания, сначала была забыта, а сейчас она вызывает много догадок, ее анализируют и интерпретируют. Хранится эта картина в Британском музее.
В этом произведении искусства прежде всего поражает необычный образ, который художник использует для интерпретации своего замысла. А называется эта картина «The Ancient of Days», что в буквальном переводе с английского означает «Ветхий днями». Этими словами обозначали имя Бога в разных мировых религиях.
Главным персонажем этой картины является Бог, а изображен он в момент творения, он не устанавливает порядок, а ограничивает свободу и пределы воображения.
Религия и вера, законы и порядок, которые они устанавливают всегда присутствовали в творчестве этого поэта, они являлись предметом для его размышлений.
И в этой картине Блейк коснулся религии. Больше всего черт в этой картине от ветхозаветного Яхве. «Ветхий» означает бессмертный. Чаще всего это имя в мире христиан ассоциируется с Богом-отцом, но иногда этим именем обозначали и Бога-сына.
Ветхий днями Блейка не является традиционным для ортодоксальных христиан. Художник изобразил его на фоне Солнца, заставляя вспомнить о языческих богах-демиургах, он сосредоточен, а его черты лица показывают гнев.
Кроме Ветхозаветного Яхве, этот образ также ассоциируется с демиургом гностиков. Но понять это становится труднее из-за высказываний самого Блейка: «Все религии одинаковы». Видимо, он хотел сказать, что все они являются проявлением лучших качеств человека. Может быть потому, и Ветхий днями изображенный на его картине творит левой рукой неспроста.
Но наиболее вероятным является то, что на этой картине Блейк изобразил Уризена, которого изобрел сам Блейк, это был плод его собственного мифологического воображения. Уризена он часто описывал или изображал в образе старца с белыми волосами, иногда у него были инструменты архитектора: Уризен является творцом мира. Об этом говорит и перевод названия картины на русский язык: ее в нашей стране больше знают под именем «Великий архитектор».
Рубрики: | Искусство/Вернисаж одной картины |
Метки: Вернисаж одной картины Уильям Блейк. «Великий Архитектор» 1794
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Пророческие иллюминированные книги и фантастические рисунки Уильяма Блейка в архиве онлайн
Современники считали Уильяма Блейка безумцем, что не помешало ему создать собственную мифологию, гравюры и иллюстрации, вызывающие не меньший трепет, чем его поэзия. Лишь в XX веке труды Блейка получили безоговорочное признание. Теперь его «провидческие» иллюминированные книги и рисунки доступны в высоком разрешении онлайн.
Уильям Блейк заслужил звание покровителя всех свободомыслящих художников-аутсайдеров, когда отверг рационализм и классицизм, разработав собственный пророческий стиль.
«Он стремился подражать таким художникам, как Рафаэль, Микеланджело и Дюрер в создании вневременных, готических произведений, пронизанных христианской духовностью и созданных поэтическим гением», – написала Элизабет Баркер из Метрополитен-музея. Хотя ни с кем не спутать работы Блейка, с их мускулистыми героическими фигурами, неистовыми выразительными лицами и мученическими позами.
Архив Уильяма Блейка открывает доступ к огромному собранию работ художника – от книжных иллюстраций до рисунков, картин и рукописей. Оцифрованные изображения в высоком разрешении можно поворачивать, масштабировать, просматривать в «реальном размере», увеличивать и скачивать.
Пожалуй, наибольший интерес в онлайн-коллекции представляют изображения из иллюминированных «пророческих книг» Блейка. Это серии философских, религиозных и мифологических работ, составленных примерно с 1788 по 1822 год. Архив содержит десятки вариантов печати бесконечно увлекательных рукописных книг.
Современники не просто игнорировали Блейка, они считали его безумцем. Художнику потребовалась огромная сила духа и почти сверхчеловеческая вера в себя, чтобы, живя в бедности и безвестности, стать плодовитым творческим деятелем, вдохновлённым мистикой художником с собственной системой убеждений.
Вавилонская блудница, 1809.
Блейк считал Библию величайшим поэтическим произведением из когда-либо написанных, её темы и истории он затрагивал на протяжении всей карьеры. При этом художник противился любым формам организованной религии. Его религиозные взгляды приняли форму мифологии, которую он искусно изложил через собственные фантастические иллюминированные книги.
Работая над своими оригинальными проектами, он едва зарабатывал на жизнь гравировкой и коммерческой иллюстрацией книг. Также рисовал библейские сюжеты и сцены из литературных текстов своих любимых авторов, Мильтона и Данте.
Мифология Блейка сложилась из лоскутных элементов Библии, трудов Эммануила Сведенборга и Джона Мильтона, языческих, друидских и множества других истоков. Художник презирал рабство и верил в равенство полов. Согласно его представлениям, человека создал не библейский Бог, а «демоном заблуждения» и «отец ревности», жестокий тиран по имени Уризен.
Великий архитектор, «Европа: Пророчество», 1794.
В своих произведениях Блейк затрагивал актуальные для своего времени темы, то, в чём видел зло своей эпохи: нищету, эксплуатацию детей, расовое неравенство, тиранию, религиозное лицемерие, резко критиковал брак и порицал традиционные моральные и христианские устои.
На сайте Archive of William Blake’s доступны его книжные иллюстрации, рисунки, рукописи и, конечно же, иллюминированные книги, среди которых наиболее известные «Песни Невинности» (1789), «Бракосочетание Рая и Ада» (1790-1793), «Видения дщерей Альбиона» (1793), «Все религии едины» (ок. 1788).
«Европа: Пророчество», 1794.
Песнь Лоса, «Книга Лоса», 1795.
Песнь Лоса.
«Видения дщерей Альбиона».
Первая книга Уризена, «Европа: Пророчество», 1794.
«Видения дщерей Альбиона».
Обвинители.
Солнце у своих восточных ворот. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «L’Allegro».
Солнце в гневе. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «L’Allegro».
Смерть на бледном коне, 1800.
Великий Красный Дракон и жена, облеченная в Солнце: «Дьявол спустился», ок. 1805.
Число зверя – 666, 1805.
Ньютон, 1795.
Иерусалим. Эманация Гиганта Альбиона, (ок. 1821).
Иерусалим. Эманация Гиганта Альбиона, (ок. 1821).
Уильям Блейк: главные работы выставки
На днях в галерее Tate представили ретроспективу удивительного художника, фантаста, символиста и поэта – Уильяма Блейка (1757–1827). Журнал Afisha.London побывал в числе первых на выставке и, как всегда, готов рассказать вам о самом интересном.
Портрет Уильяма Блейка
Portrait of William Blake 1802, Professor Robert N. Essick
Впервые в Британии покажут единственный законченный автопортрет художника. Работа прибыла из частной коллекции – она принадлежит профессору Калифорнийского университета и исследователю творчества Уильяма Блейка, Роберту Эссику. Этот рисунок создан Блейком в поворотный для него момент. Спустя несколько лет сельской жизни, где он успел получить обвинение в государственной измене (его в итоге оправдали) и разочароваться в своем друге и деловом партнере, он возвращается в родной Лондон, чтобы вновь окунуться в творчество. По иронии судьбы Блейк так и не получает признание при жизни, а его произведения современники воспринимаются как плод больной фантазии. После смерти художника часть эссе и гравюр уничтожают его же друзья, считая их опасными и революционными. Он на долгие годы остается в забвении.
Однако спустя двадцать лет молодой художник Данте Габриэль Россетти, работая в Британской библиотеке, натыкается на пачку сшитых листов, испещрённых рисунками и стихами Уильяма Блейка. Увиденное производит на него столь сильное впечатление, что он тут же решается выкупить альбом у хранителя. С этой рукописи, известной сейчас как «Манускрипт Россетти», начинается возрождение Блейка. А что же с молодым художником? Он станет известным и войдет в историю как один из основателей движения Прерафаэлитов, чье появление сейчас кажется невозможным без Уильяма Блейка.
«Альбион восстал»
Albion Rose, 1793, Huntington Library, Art Collections and Botanical Gardens (San Marino, USA)
Выставку открывает одна из ранних работ – «Альбион восстал». У исследователей нет однозначной интерпретации этого произведения. Здесь автору приписывают и бунтарский призыв к революции, и отсылают зрителей к сложной мифологической системе, придуманной Блейком, где Альбион то ли прообраз Британии, а то ли и вовсе Богочеловека. Здесь невозможно не сказать о разработанной Блейком мифологии, где он закодировал свои политические и духовные воззрения в виде пророчеств. Если хочется погрузиться в работы художника, с ней обязательно стоит ознакомиться перед походом на выставку.
«Призрак блохи»
The Ghost of a Flea, 1819–1820, Tate
Одна из самых загадочных и эксцентричных картин Уильяма Блейка «Призрак блохи» не должна ускользнуть от вашего внимания. Автор утверждал, что видел чудовище собственными глазами. Видения Блейка восхищали его друга, астролога Джона Варли. Вместе они устраивали что-то вроде спиритических сеансов. Когда Блейк замечал очередного «духа», он рисовал его портрет в присутствии Варли. Результатом этого сотрудничества стали «Головы призраков» — сборник скетчей с лицами Вольтера, Ирода, и других исторических фигур. Бытует мнение, что работа написана по мотивам иллюстраций из «Микрографии» английского естествоиспытателя Роберта Гука, где представлены детальные изображения мира флоры и фауны, сделанные им с помощью разных линз.
«Ньютон»
Еще одно культовое изображение Блейка – «Ньютон» представлено в зале. Считается, что этой монотопией художник высмеивает преклонение перед идеями научного материализма. Особенную неприязнь он испытывал к теории оптики Ньютона, которая чётко разделяла то, что видно «телесному глазу» и «духовному». Сам же художник утверждал, что регулярно переживает видения духовной природы. Помимо символического значения эта работа примечательна еще и техникой исполнения. Блейк много экспериментировал со способами печати. В итоге ему удалось добиться невероятных текстур, которые невозможно повторить «от руки». Его эксперименты привели к еще одному важному открытию – новому виду рельефного офорта, который впоследствии стали использоваться в коммерческой печати.
Диптих «Духовная форма Нельсона, укрощающая Левиафана» и «Духовная форма Питта, направляющая Бегемота»
В 1809 году прошла злополучная выставка Блейка, после провала которой художник окончательно замкнулся. Ему катастрофически не хватало денег, и он договаривается с братом на время выставить свои работы в небольшой комнате в доме, где их родители держали лавку. В итоге Блейк не продал ни одной картины. А его идеи сделать по своим работам фрески во всю величину Парламента никто не воспринял всерьез.
Сегодня же в Tate Britain решили воспроизвести вид комнаты, где прошла та самая выставка, а рядом на больших экранах показать, как бы выглядели эти работы в гигантском размере. Важно, что сейчас полотна кажутся слишком темными. Чтобы показать, как они выглядели на выставке 1809 года, на картины направили проекторы, высветив краску до сияния. Вот такая не затратная реставрация.
«Ветхий днями»
Ancient of Days, 1827
Выставка заканчивается последней работой Блейка – «Ветхий днями» или иногда ее называют «Великий архитектор». Главный персонаж гравюры – Бог в момент творения. Согласно мифологии Блейка человек был создан не библейским богом Иеговой, а неким «заблудшим демоном Небес» – Уризеном. На гравюрах мастер часто изображает его как седовласого старца, ограничивающего вселенную циркулем. По Блейку, Уризен – символ человеческого разума, враг духовной свободы и поработитель человечества, почитаемый всеми религиями. Все то, что так ненавидел и презирал Блейк. Сам художник назвал эту работу «лучшей, из когда-либо им созданных».
В год создания гравюры мастер ушел из жизни. Визионер, мистик и «безумец», непонятый современниками, он мог остаться забытым, а мы могли так никогда и не увидеть его картин и не прочитать его блестящих стихов:
В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Биография
Большое видится на расстоянии. Эти есенинские слова в полной мере характеризуют отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ удостоился звания выдающегося деятеля английского искусства и литературы. При жизни его считали одержимым дьяволом.
Главным источником творчества Блейка была Библия. Но автор символического «Великого архитектора вселенной», живший в эпоху научного прорыва, не любил ни одну церковь и в итоге создал собственную мифологию – сочетание принципов Просвещения с религиозными догматами.
Детство и юность
Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружения – мастер довольствовался внутренними переживаниями.
Тому, как сложилась его биография, Уильям обязан родителям, не ограничивавшим наследникам свободу. Отец держал лавку в Сохо, где продавал ткани. Мать воспитывала детей, которых родилось 7, но двое умерли младенцами. Семья для того времени была довольно образованной, хотя с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах – то в доме читали труды естествоиспытателя Эммануила Сведенборга и мистика Якоба Бёме. Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэля Санти, которые приобретались специально для сына.
Портрет Уильяма Блейка
В возрасте 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в граверной мастерской, одновременно изучая способы нанесения рисунка на твердые поверхности. Зарисовки в Вестминстерском аббатстве навсегда поселили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готическому направлению.
В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но учебное заведение не окончил. Причиной стало непринятие молодым художником проповедуемого педагогами эклектичного стиля и желания вогнать учеников в строгие рамки. Юноше ближе оказалась классика Высокого Возрождения. Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать изготовлением гравюр по чужим рисункам. Этому виду искусства Блейк отдал 40 лет жизни.
Портрет Уильяма Блейка
В 1784 году, получив наследство после смерти отца, Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, выпускавшую книжные иллюстрации.
Живопись
В живописных полотнах Уильяма Блейка, помимо религиозности, прослеживается тяга к мифологии и символизму, граничащим с фантастикой. Художник проводил параллели между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства: и там, и там части единого целого не существуют порознь.
Чтобы расшифровать скрытые в картинах послания, зрителю потребуются знания о времени, в котором жил творец, и Святого Писания. По легенде Бога Уильям увидел еще в раннем детстве. Став постарше, рассказывал об ангелах, облепивших дерево. Позднее к видениям присоединились голоса. Возможно, это подтолкнуло Блейка к изобретению иллюминированной печати, при которой изображение сопровождалось стихами.
Произведениям известного британца свойственны замкнутость объемов и форм, местами – четкая графичность, нарушение общепринятых законов построения композиции. Тому пример – иллюстрации Откровения Иоанна Богослова.
В писании апостола рассказывалось о числе дьявола 666, 4 всадниках и звере Апокалипсиса, вавилонской блуднице и втором пришествии. Неудивительно, что столь красочное повествование подтолкнуло множество художников на визуальное воплощение героев.
Свое видение представил и Блейк. В 1805 и 1810 годах им написаны 2 варианта «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце». Первая картина хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, вторая – в Бруклинском музее. В обеих сразу бросается в глаза тело чудовища, однако главный персонаж, если следовать содержанию «Апокалипсиса», – лежащая в нижней части полотна женщина, олицетворяющая для кого – Церковь, а для кого – Богородицу.
Картина Уильяма Блейка «Великий Архитектор» («Ветхий днями»)
Психоаналитики, рассматривая полотно «Геката», видят в нем отказ от владения пространством, замешательство, а искусствоведы – очередное нарушение живописных канонов: богиня колдовства изображена в виде 3 отдельных фигур вместо традиционных соединенных спинами. И повсюду тайные знаки: сова, считавшаяся символом мудрости, а позднее – зла, коварный змей, обладающий знаниями, сама Геката, смотрящая искусителю в глаза, но руку она держит на Библии.
Литература
Поэзия и проза Уильяма Блейка, по мнению ряда знатоков, также не вписываются в общепринятые правила, на этот раз – английской филологии. Тем не менее, уже два века ими зачитываются поклонники романтизма, разбирают на цитаты, а особенно красочные строки превратились в афоризмы:
«На любой заданный вопрос есть ответ»
Принято считать, что Уильям в понимании человеческой природы опередил свое время, более того, исследователями творчества Блейка-поэта отмечены черты психоанализа, который получил распространение на сто лет позднее.
Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр. »Рай олицетворяет рациональность и порядок. Зло становится силой, которая меняет мир, а Добро в традиционном понимании пассивно и реакционно. Но по одиночке они существовать не могут, и только их единство, то самое «бракосочетание» рождает целостную, духовную личность.
Личная жизнь
В личной жизни Уильяма Блейка было куда меньше поисков и метаний, чем в творческой. С женой Кэтрин Буше поэт познакомился в то время, когда переживал крах предыдущих отношений – девушка отказалась выходить замуж. Блейк обвенчался с избранницей в 1782 году.
Портрет Кэтрин Буше, жены Уильяма Блейка
В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа
«есть богатство дум, восторги духа, здравый ум…Но беден казной земною».
Кэтрин, не умевшая даже расписаться в свидетельстве о браке, под присмотром Уильяма научилась читать и писать, выполнять гравюры. Женщина станет вдохновителем Блейка во времена неудач и помощницей в иллюстрировании книг.
Смерть
Уильям Блейк умер в августе 1827 года в бедности. До последних дней художник работал над иллюстрациями к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. Этой работе итальянского мыслителя Блейк посвятил в общей сложности 102 рисунка, множество предварительных набросков.
Могила Уильяма Блейка
Как и у Вольфганга Амадея Моцарта, последним пристанищем британского гения стала общая могила на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили разбить на этом месте парк. Поскольку о точном месте захоронения никто не знал, ограничились памятной плитой, на которой написали, что «неподалеку лежат останки» Блейка и его жены.
В 21 веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на установление конкретного места погребения. На помощь пришли древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Исследуя каждый сантиметр, энтузиасты нашли точное место.
Уильям Блейк
Интересные факты
Цитаты
«Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».
«Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой».
«Не думай, что ты умнее других, хотя другие и считают, что умнее тебя, — и в этом твое преимущество перед ними».
«Размениваясь на мелочи, рискуете потерять целое».