гражданское общество в учении гегеля
Гегель о соотношении гражданского общества и государства.
Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется ввиду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности.
Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля- это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей.
В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).
В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не во состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет ввиду пауперизированную часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство.
Учение Гегеля о государстве.
Гегелевская идея государства т.о. представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.
Государственное как нравственное целое в трактовке Г.В.Ф. Гегеля – не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Г.В.Ф. Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой стороны, государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе – свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.
В философии права Г.В.Ф. Гегеля античная мысль о полисном правлении (о полисе-государстве как высшей и совершенно форме общения) синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства.
Идея государства, по Г.В.Ф. Гегелю, проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; в отношениях между государствами как внешнее государственное право; во всемирной истории.
Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Г.В.Ф. Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная (исполнительная) власть и власть государя. Самой разумной формой государства Г.В.Ф. Гегель считал конституционную монархию. В этой связи Г.В.Ф. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.
Высший момент идеи государства, по Г.В.Ф. Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. В межгосударственных отношениях государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности, т.е. оказываются как бы в естественном состоянии.
Сконструированное Г.В.Ф. Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т.е. правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Г.В.Ф. Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия.
Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 1141 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля
Философия права Гегеля продолжает развитие той области философского знания, которая, начиная с Канта, в немецкой классической философии традиционно называется «практической философией». Гегель предполагает, что уже в философии Канта возникло новое отношение к принятому со времен Аристотеля разделению «практической философии». Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, интерпретированные с философской точки зрения, приняли форму «философии права», философии государства. После Канта «практическая философия» была разделена на философию права как учение о праве и этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает закон как объективное определение, санкционирование человеческой воли, свободы. Это своего рода телеологический принцип, «практическая философия» во всей аристотелевской традиции. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой и универсальной, и поскольку, согласно Гегелю, воля составляет принцип «философии права», то, возвращаясь здесь к определению Руссо, «практическая философия» становится одновременно философской этикой и учением о праве. Подробно разработана система индивидуальных и общественных добродетелей. Речь идет также о праве, о философском понимании экономических проблем, о философской концепции конституционного государства. Вот удивительная плотность все еще актуальных проблем.
Современные авторы правы, говоря, что релевантность и аргументация характерны для классической модели основных прав человека, разделения властей, верховенства закона, государства всеобщего благосостояния и т.д. Философия права. Кант, Фихте, Гегель становятся своего рода наследниками философии свободы всех предшествующих времен. Сегодня это общепризнанно. Но есть и другая сторона медали: в нашем веке Гегеля обвиняли в этатизме, то есть в том, что он преувеличивает роль государства, превознося, в частности, монархию, что он отвергает роль избирательного права, недостаточно уважает парламентаризм и т.д. Его делают (К. Поппер и другие) чуть ли не идеологом тоталитаризма. Что можно сказать в ответ на такие обвинения? Гегель действительно выступает за сильное конституционное государство. Более того, гегелевская «философия права» — это целостная попытка регламентировать основные права индивидов, институтов, социальных объединений и превратить их в развивающуюся систему. Гегель трактует право как целостную систему свободы, вытекающую из телеологического развития воли. В философии права Гегель рассматривает такие проблемы, как собственность, и восстает против понимания того, что собственность считается чем-то постыдным. Репрессии против людей, владеющих собственностью, считаются неприемлемыми. Гегель выступает против равенства как уравнительного распределения собственности.
Существует множество концепций права и собственности, но я постараюсь изучить как можно больше концепций, выбрать те, которые содержат больше информации, и изложить их в своей контрольной работе.
Для Гегеля философия «есть проникновение в разумное, постижение настоящего и действительного, а не изложение потустороннего». Во введении к «Философии права» Гегель пишет: «Философская наука о праве имеет своим объектом идею права — понятие права и его реализацию.
Философия права Гегеля
Гегель разрабатывает и трактует свою концепцию философии права именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, и занимается позитивным правом (законодательством), рассматривая только противоречия, согласно его характеристике Hegel G.W.
Согласно Гегелю, задача философии права — постичь мысли, лежащие в основе закона, а сама мысль закона — это его понятие. Эта концептуализация права, философия права, содержит систему объективных образований, полученных в процессе саморазвития понятия права в его диалектическом восхождении от абстрактного к конкретному. Без осознания особой значимости категории «понятие» невозможно понять ни один из разделов философии Гегеля.
Абсолютная идея как «единый предмет и содержание философии» имеет различные проявления, и ее философское постижение является «делом специальных философских наук» Гегель Г.В. Такой «специальной философской наукой» является и «философия права».
По словам Гегеля: «Закон состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли». В концепции Гегеля понятие права основывается не на воле отдельного человека, а на всеобщей воле, которая имеет самостоятельное существование во времени и пространстве и выражает волю отдельного человека.
Термин «закон» используется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
1) Право как свобода (идея права).
2) Право как уровень и форма свободы (специальное право)
3) Закон как закон (позитивное право).
Конкретизация понятия права — это форма свободы, то есть особое право. Такая характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в том же формировании объективного духа, они ограничены, подчинены и могут вступать во взаимный конфликт.
Последующее «особое право», которое диалектически «отменяет» предыдущее, более абстрактное «особое право», составляет его основу и истину. Более конкретное «особое право» является более первичным и сильным, чем более абстрактное.
На вершине «особых прав» находится право государства, а выше него только право мирового духа. Ибо в действительности «особые права» всех уровней (человека, его совести, семьи, государства) даны одновременно, и только право высшего уровня является безусловно истинным.
4) Право как право (позитивное право) — одно из «особых прав».
Гегель пишет: «То, что правильно само по себе, устанавливается в своем объективном присутствии, т.е. определяется для сознания мыслью и признается как то, что есть и признается законом; через это определение закон есть прежде всего положительный закон» Hegel G.W.
Преобразование права самого по себе в закон посредством законодательства придает праву форму универсальности и подлинной определенности. Проводя различие между правом и законом, Гегель в то же время пытается исключить их противопоставление. Гегель допускает, что содержание закона может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все, что дано в форме закона, является законом. Гегелевская философия занимается внутренней дифференциацией одного и того же понятия закона на разных стадиях его конкретизации.
Специфика гегелевской философии права раскрывается не в разработке принципа различия между законом и правом, который он признавал в системе естественного права Гегель Г.В., действующей независимо от позитивного права и критически противостоящей ему. Напротив, Гегель стремится доказать несостоятельность и недействительность такого толкования различия между законом и правом.
Гегель утверждает, что законы отражают национальный характер данного народа, этап его исторического развития и естественные условия его жизни.
В учении Гегеля три основных формации свободной воли и, соответственно, три основных этапа развития понятия права:
1) Абстрактное право
Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.
Представления Гегеля о частной собственности
Свобода личности находит свое воплощение в праве частной собственности. «Рациональность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в упразднении голой субъективности индивида. Только в собственности человек является духом. Пусть эта первая реальность моей свободы находится во внешней вещи, существует другая реальность, но абстрактная личность, именно в своей непосредственности, не может обладать никаким другим наличным бытием» Гегель Г.В.
Собственность в гегелевской мысли — это прежде всего определенное отношение человеческой личности к внешнему миру, к природе, к вещам.
Он рассматривает частную собственность как абсолютное право свободной воли отдельного человека на присвоение вещей, для него частная собственность была первым и необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации духа во внешнем мире.
Поскольку собственность необходима для выражения внешней сущности своей воли, каждый человек должен обладать частной собственностью. Но из этого Гегель не делает вывод, что каждый гражданин должен обладать собственностью, чтобы удовлетворять свои потребности.
Таким образом, по мнению Гегеля, для проявления самой сути свободы воли достаточно обладания хотя бы одной рубашкой.
Гегель — сторонник неравенства собственности, неравенство в распределении собственности и богатства нельзя назвать несправедливостью природы, ибо «природа не свободна и потому ни справедлива, ни несправедлива». Гегель Г.В.
Гегель признавал лишь формальное равенство людей: «Люди, конечно, равны, но только как личности, то есть по отношению к источнику их собственности. Гегель Г. В.
Гегель также направил свое понимание свободы и права против рабства и крепостного права. «В природе вещей, — утверждает Гегель, — раб имеет абсолютное право на свободу….». Гегель Г.В.
Согласно Гегелю, необходимым моментом в реализации разума является договор, в котором независимые лица — владельцы частной собственности — сталкиваются друг с другом.
Для договора, по мнению Гегеля, существуют три характерных момента:
1) Договор зависит от произвола особой воли, воли отдельного собственника;
2) совпадающая воля обоих собственников, достигнутая путем соглашения, является только общей волей.
3) Предметом договора может быть только одна вещь.
В силу последней причины Гегель отвергает рассмотрение брака как разновидности договора и считает, что такое рассмотрение брака противоречит человеческому достоинству.
Философская доктрина Гегеля о государстве
Согласно Гегелю, всемирная история как прогресс в сознании свободы делится на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.
Гегель рассматривал существование идеи государства только в отношении развитых европейских государств современной ему исторической эпохи, в которых реализуется христианская идея свободы, достигается личная независимость и равенство всех перед законом, устанавливается представительство и конституционное правление.
В философии права Гегеля античная идея полярного правления синтезируется с доктриной «верховенства права», и этот синтез приводит к гегелевской концепции верховенства права. Ведь у Гегеля государство само по себе является правовым образованием (конкретным правом), а различные права и свободы действуют только на основе и в рамках государства.
Как для Платона и Аристотеля только общинная форма полиса гарантирует справедливость и закон, так и для Гегеля свобода, закон, справедливость действуют только в государстве в соответствии с идеей государства.
Сконструированное Гегелем разумное государство, конкретно-исторически являющееся буржуазной конституционной монархией, представляет право в его системно-имманентной целостности, т.е. конституционное государство, с точки зрения правовой философии.
Гегелевская концепция «разумного государства» в форме конституционной монархии явилась философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.
Гегель обосновывает разумность существующего государства, чтобы оправдать его примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба против существующих порядков является бессмысленной грезой — «пустым мнением».
В философии права Гегеля даются различные трактовки государства: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как юридическое лицо, как унитарный организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» — это взаимосвязанные аспекты единой идеи государства Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М. 1983.
«Государство есть действительность нравственной идеи, — нравственный дух как явленная, самоочевидная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и исполняет то, что знает и как знает» Гегель Г.В.
Гегель считает правильное разделение властей в государстве гарантией общественной свободы.
Гегель считает точку зрения о независимости властей и их взаимном ограничении ошибочной, поскольку такой подход предполагает враждебность каждой власти к другим, их взаимные страхи и противоречия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, в котором все власти исходят из власти целого и являются его «текучими связями». Согласно Гегелю, суть внутреннего суверенитета государства заключается в превосходстве целого, в зависимости и подчинении различных сил государственному единству.
Философская доктрина Гегеля о буржуазном обществе
Многие ученые по-своему внесли вклад в эту важную теоретическую категорию, но решающая заслуга здесь принадлежит одному из основателей немецкой классической философии — Гегелю. Гегель первым в немецкой правовой философии указал на то, что между индивидом и государством существует определенная социальная среда (общество), которая важна как для индивида, так и для государства.
Философ, обобщив и проанализировав договорные теории гражданского общества английских и французских философов XVIII века, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, на самом деле не является государством, а образует систему социально-экономических отношений людей, которую Гегель назвал гражданским обществом.
«Гражданское общество, — пишет Гегель, — возникает, однако, только в современном мире, который дает свое право на все определения этой идеи».
Тремя основными моментами гражданского общества являются:
Гегель обосновывает реализацию права в гражданском обществе, устраняя представление о вездесущем полицейском государстве посредством публичности всех государственных полномочий.
Гражданское общество и государство соотносятся как разум и понимание: гражданское общество — это «внешнее государство», «государство потребности и разума, а истинное состояние — это разум.
Согласно Гегелю, развитие буржуазного общества уже предполагает существование государства как его основы. «В действительности, — указывает он, — государство поэтому, как правило, является первым, в котором семья перерастает в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента. Гегель Г.В.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. В современном обществе, отмечал Гегель, происходит концентрация «чрезмерного богатства в одних руках», а рост роскоши идет рука об руку с «бесконечным ростом зависимости и нужды».
Гражданское общество — это эмпирическая сфера, в которой существуют противоречия и конфликты. Гармония, взаимопонимание возникают скорее как случайность, чем как сознательное решение.
В структуре гражданского общества Гегель выделяет следующие состояния:
1) существенные (землевладельцы — дворяне и крестьяне);
2) промышленные (владельцы фабрик, купцы, ремесленники);
3) универсальные (государственные служащие).
Гегелевский анализ сословий необходим для того, чтобы найти связь между деятельностью отдельного человека и интересами государства в целом. По мнению философа, только те, кто принадлежит к определенному классу, вступают в определенные политические отношения с общностью государства.
Гегель отмечает развитие социальных противоречий в современном ему обществе и не видит путей их преодоления. Он не может представить себе другого общества, кроме буржуазного, и верит в незыблемость основ этой системы.
К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая и принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер буржуазного общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих отношений и взаимосвязей.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ГЕГЕЛЮ
Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом, по существу, имеется в виду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формально-правовом равенстве людей.
В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).
В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду чрезвычайно обедневшую часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство.
Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Г.В.Ф. Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Г.В.Ф. Гегелю, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, – подчеркивает Г.В.Ф. Гегель, – государство есть вообще скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента». В государстве, наконец, достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: История политических и правовых учений: Шпаргалка
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
История политических и правовых учений:
1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА О ВЛАСТИ
При своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов мифологизирована, представляет собой мифологические представления о месте человека в мире. На ранней стадии развития древние воззрения, условно именуемые политическими и правовыми, еще не успели выделиться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Земные порядки согласно древним мифам есть неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Социальные и политико-правовые порядки предполагались как определенные божественным первоисточником. Существующий политико-правовой порядок легитимизировался божественным авторитетом. Миф не подвергался сомнению.
В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, например, утверждали древнеегипетские жрецы, выводя происхождение первых фараонов от богов («фараон – сын Солнца»). В древнегреческой мифологии первоначальными правителями и законодателями также являются боги-олимпийцы (Кронос, Зевс, Посейдон, Афина и др.).
Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его верховным царем, им и даются законы (законодательство Моисея).
По древнекитайскому мифу только император способен на общение с небесными силами. Таким образом, вся власть сконцентрирована в его личности.
2. УЧЕНИЯ О ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ВАВИЛОНЕ
Справедливость и правосудие в Древнем Египте олицетворяла богиня истины и порядка Маат, судебные чиновники являлись ее жрецами. Земная власть (фараон, жрецы, чиновники), право были сакрализованы. Считалось, что все существующие правовые нормы должны соответствовать Маат – естественно-божественному порядку справедливости (очень похоже на древнекитайское «дао», древнегреческое «дике» и пр.). Считалось также, что только справедливое поведение в земной жизни поможет добиться милости богов в загробной жизни.
В «Поучении Птахотепа» (XXVI в. до н.э., послание правителя своему наследнику) утверждается идея естественного равенства всех свободных людей («нет рожденного мудрым»). Действительно, в Древнем Египте не было жесткого кастового деления общества.
Теологическая концепция власти всячески продвигалась в массы жрецами и чиновниками, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти. Хотя в Древнем Египте и случались восстания обездоленных, которые, помимо прочего, разграбляли и разрушали судебные палаты как ненавистные символы «справедливости».
Покровителем справедливости в Древнем Вавилоне выступал бог Шамаш. Правонарушение называлось переступлением «стези Шамаша». Вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный (а следовательно, неизменный) характер своей власти и своих законов. Яркий пример – Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Хаммурапи представил свое законодательство как данное Шамашем. Справедливым и исходящим от богов считалось у Хаммурапи деление людей на свободных и бесправных рабов, первые, в свою очередь, были неравноправны, их правовой статус зависел от принадлежности к тому или иному сословию.
Мифические представления древних персов нашли свое выражение в зороастризме, легендарный основатель которого Заратустра (Заратуштра) жил предположительно между X и первой половиной VI в. до н.э. Основным положением этого учения является борьба в мире двух противоположных начал – добра (Ормузд) и зла (Ариман). Положительный смысл и цель человеческого бытия – активная деятельность, борьба против зла и тьмы. И победа, как полагал Заратустра, останется за добром и светом! Государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда, монарх должен быть служителем Ормузда, бороться против зла, насаждать добро. При этом древние персы склонялись к целесообразности деспотизма.
Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.
3. ЗАКОНЫ МАНУ. БРАХМАНИЗМ. ВЕДЫ. «АРТХАШАСТРА»
Древнеиндийские законы Ману относятся к периоду II в. до н.э. – II в. н.э. Законы Ману тщательно регламентировали повседневное существование каждого индуса в частной и общественной жизни в строгом соответствии с религиозными догматами брахманизма. Законы Ману, приписываемые мифическому прародителю людского рода, содержат также наставления об управлении государством и по судопроизводству.
В Законах Ману воспроизводятся и защищаются положения вед и упанишад (религиозно-философских трактатов, комментирующих ведические тексты) о делении общества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Дхарма – универсальная норма поведения индуса, зависящая от его возраста и варны. Даже царь (из кшатриев) должен чтить брахманов и следовать их советам и наставлениям, он должен охранять варновый строй.
Особое значение уделяется данде – наказанию, которое заставляет людей следовать извечной дхарме. Нарушителей дхармы, помимо данды, ждет загробная кара.
Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских религиозных памятников второго тысячелетия до н.э., именуемых в целом ведами (санскр. «знание»), там говорится о делении людей на 4 варны, которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа, первочеловека): «. брахманом стали его уста, руки – кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра». Это определило на многие века кастовое деление индийского общества.
Среди вед можно выделить «Ригведу» (собрание гимнов) и «Атхарваведу» (сборник заговоров и заклинаний).
Строение общества (т.е. права и обязанности представителей различных варн) определяет мировой закон («рита»). Все члены варн лично свободны (рабы находились вне кастового строя), но неравноправны. В привилегированном положении находились брахманы (жрецы, духовная власть) и кшатрии (воины, светская власть).
В древнеиндийских ведах содержалось два подхода к появлению царской власти: или создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов), или избрание правителя людьми с последующим утверждением богами. Господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами.
Древнеиндийский трактат «Артхашастра» Каутильи относят к эпохе империи Маурьев (IV-III вв. до н.э.), по форме это – наставление искусству управления. «Артхашастра» в целом свободна от религиозных догм брахманизма и реалистична. Каутилью даже называли индийским Макиавелли за «Артхашастру», проникнутую идеей практической пользы в делах государственного управления и обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям.
4. ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Лао-цзы, основатель даосизма оставил после себя трактат «Книга о дао и дэ», составленный его учениками в IV-III вв. до н.э. Лао-цзы считал, что мир не есть божественное творение, он создан естественными законами. Основой всего сущего является