греческая икона божьей матери с младенцем
Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)
Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января
Богородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.
Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)
Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.
Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.
Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.
В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.
Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.
Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.
В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.
Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».
Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.
Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».
Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.
Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.
С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).
Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.
Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).
Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.
Описание и история 15 чудотворных афонских икон Богоматери, их значение
Святой Афон – это название горы в Греции и автономного монашеского объединения с государственным статусом. Среди верующих людей Афон известен как земной удел Богоматери. Во многих источниках описаны чудесные случаи, подтверждающие особое божественное отношение к этому святому месту. Иконы, которые созданы иконописцами Афона, считаются величайшим достоянием всего православного мира.
Святая гора Афон и Божия Матерь
Афон занял место ведущего иконописного центра после падения Византии. Здесь собирались гонимые действующей властью иконописцы, начинали свое служение Богу монахи, создавались уникальные сообщества.
Об истории, которая объясняет покровительство Божьей Матери, ходит множество слухов. Ее датируют 48 годом, когда Богородица отправилась на остров Крит, чтобы увидеть святого Лазаря, который был воскрешен Господом. Во время путешествия на море разразился шторм, корабль был отнесен к Афонской горе, где путешественникам пришлось остановиться. Остров населяли язычники, но Богоматерь сумела обратить их взоры на православную веру, когда возвестила слова из Евангелия. На территории Афона была организована Иверская обитель.
Мать обратилась к Господу с просьбой о даровании ей горы Афон. Он ответил ей с Небес, согласившись на то, чтобы святой Афон стал уделом Матери, а также местом, где все жаждущие смогут обрести покой и уют.
Описание икон Богоматери святого Афона
Из-за того, что Афон стал земным уделом и местом покровительства Богоматери, основная часть икон, которые создавались на территории острова, посвящены именно ей. Это иконы, выполненные в истинной афонской технике, а также современные работы, сочетающие разные подходы в иконописи.
«Игуменья горы Афонской»
Дата создания иконы определяется XX веком. Она была написана по заказу греческого губернатора и подтверждает тот факт, что Матерь Божья стала покровительницей обителей Афона. На иконе Пресвятая Дева изображена в образе игуменьи, то есть настоятельницы. Фигура игуменьи возвышается над горой, вблизи нарисованы верующие люди, монахи и те, кто обитает на Афонском полуострове. Перед иконой молятся о здравии, благополучии семей, просят о благословении.
«Страстная»
Эта икона написана в популярном стиле Одигитрии. Мать держит младенца на руках, склонив лик к его лицу. Драматизм сюжета становится понятен далеко не сразу. Младенец держит мать за кисть, его лицо искажено животным страхом. Он как бы отворачивается от крестных знамений, которые расположены в верхней части иконы. Он не понимает, что означает крест и копье в руках ангелов. Для верующих смысл этих рисунков ясен. Это орудия страстей, поэтому икона носит название «Страстная».
«Иверская»
«Иверская», или «Вратница» – икона, которая тесно связана с защитой святой горы от различных вторжений и неприятностей. По преданию, которое передается из уст в уста, гора будет стоять, пока существует это полотно.
На центральной части иконы предстает Богородица с заметной кровавой раной на подбородке. Эту рану нанес меч известного пирата, который, согласно легенде, после деяния немедленно раскаялся и принял постриг. Он стал монахом Иверской обители. Лик Богоматери наполнен болью и страданием, но не из-за того, что на лице проступила кровь, а из-за страданий людей, на которые она взирает с тоской. Перед ликом просят о даровании прощения за неблаговидные поступки, воздают благодарность и говорят о своих страданиях.
«Экономисса»
«Экономисса», или «Домостроительница» находится внутри знаменитой Лавры Афанасия афонского. История создания этого образа уходит к IX веку. По преданию, святой Афанасий, который организовал на вершине горы лавру, вынужден был покинуть ее из-за голода, грозившего его монахам. Святой Афанасий уходил из обители последним. Когда он совершал спуск, к нему навстречу поднялась женщина. Она спросила его, зачем он покидает такое чудесное место. После его объяснений женщина велела возвращаться обратно. Она пообещала, что будет экономиссой обители и сделает все необходимое для иноков.
Афанасий послушался ее совета. Когда он вернулся обратно, то обнаружил, что кладовые монастыря заполнены едой и водой. Постепенно в обитель вернулись все иноки, а сюжет случившегося стал причиной создания образа домоправительницы на одноименной иконе.
«Трихерусса»
«Троеручница» – уникальная икона, которая имеет собственную историю. Она связана с именем преподобного Иоанна Дамасского. Иоанн жил при правителе Дамасского халифа. Сирия в те времена была оккупирована сарацинами, на христиан начинались жестокие гонения. Из-за интриг и хитросплетений внутри халифата правитель поверил, что Иоанн совершил государственную измену. За это он отрубил ему кисть левой руки. Иоанн в слезах обратился к Богородице, он просил исцелить его, прекратить гонения на православных и восстановить справедливость. Ослабленный слезами и болью, он уснул. Во сне к нему явилась Богородица и сообщила о том, что он исцелен. Рука действительно оказалась целой и невредимой.
В знак поклонения и уважения Иоанн Дамасский создал икону с изображением в стиле Одигитрия. В нижней части он добавил выполненную из серебра кисть левой руки, срисованную с его собственной кисти. Из-за этого изображение получило название «Троеручница».
«Ктиторисса»
Икона была спрятана монахом Саввой во время нашествия арабов, которое датируют X веком. Полотно удалось сохранить за алтарем, поэтому «Ктиториссу» часто называют «Алтарницей». Савва спустил икону вглубь старинного колодца на веревках вместе с зажженной лампадой.
Савва был порабощен арабами, его увезли с Афона. Вернуться Савве удалось только через 70 лет. После возвращения он показал место сохранения иконы. Монахи вытащили веревки и обнаружили, что та осталась целой и невредимой, перед ней горела лампада так же, как 70 лет назад.
«Достойно есть»
Уникальная икона, которую называют достоянием и гордостью Карьеса. Однажды во время всенощного приношения молитв к монаху в келью попросился путник. Он хотел получить ночлег и еду. Монах пустил его и при нем начал петь традиционные гимны. Путник остановил его, сказав, что среди его окружения гимн поют не так. Он начертал слова гимна на каменной табличке, началом было словосочетание «Достойно есть». Затем путник неожиданно исчез, монах понял, что его келью посещал сам архангел Гавриил.
На иконе изображена мать с мальчиком. Иисуса нарисовали игривым младенцем, он тянется к свитку, который Богородица держит в руках. Для этой иконы характерен золотой фон.
«Акафистная»
«Акафистная» икона известна под разными названиями:
Она входит в иконостас левого придела соборного храма в Дионисиате. По свидетельствам религиозных источников, это одно из полотен, которое написано евангелистом Лукой. Основа выполнена восковой мастикой, черты лика сильно размыты из-за мироточивости.
Известно, что икона была похищена пиратами в начале XVI века, затем она была возвращена ими и снова украдена разбойниками из Турции. Полотно, рано или поздно, постоянно возвращалось в Дионисиатскую обитель. Благодаря возвращению иконы каждый раз к землям обители прибавлялись дополнительные территории, передаваемые пиратами и разбойниками в дар монастырю за совершенное деяние.
«Геронтисса»
Чудотворная икона находится в монастыре Пантократор, расположенном на горе Святой земли. Точное время происхождения неизвестно. Исследователи предполагают, что это дар византийского императора Алексия II. По другим данным, «Геронтисса» является списком с мозаичной фрески «Скоропослушница», которая расположена в константинопольском монастыре. Первое чудо иконы связано с выбором места под строительство. Изначально строители выбрали другой участок под строительство, но каждый раз у них пропадали инструменты. Это продолжалось до тех пор, пока они не пришли именно туда, где была задумана стройка. Это действо объясняют покровительством Богородицы и ее собственным выбором места для возведения стен монастыря.
На иконе Пресвятая Дева изображена в момент истового моления. При создании списков обязательно изображение белых одежд, а также оформление серебряной ризы, придающей особое сияние.
«Скоропослушница»
«Скоропослушница» – икона, которая находится в монастыре Дохиар. Это полотно большого размера, которое часто выносят на улицу при совершении различных христианских обрядов. На центральном поле иконы изображены мать и сын с золотистыми нимбами вокруг голов. Одежды окрашены бордовым и терракотовым оттенками, что свидетельствует о принадлежности к царскому роду. «Скоропослушница» является ценным списком с мозаичной константинопольской фрески. Сейчас икона полностью отреставрирована и покрыта стеклом во избежание порчи старинного материала.
«Сладкое лобзание»
Икона находится в северо-восточной части главного зала Нового скита. На центральном поле иконы изображена мать, которая держит Иисуса на правой руке. Она нежно обнимает сына, склоняет голову в защитном порыве. Грустный взор матери обращен вдаль от ребенка. Она как бы грустит о его будущей судьбе и смотрит на верующих, ради которых ей придется пожертвовать сыном. Особенностью иконы считается выражение лица младенца. Иконописцы редко изображают Иисуса шаловливым ласковым мальчиком. Здесь он пытается коснуться матери и поцеловать ее, что так свойственно обычным детям. Сюжет становится завершенным, когда взор останавливается на двух ангелах, изображенных в верхней части.
Исследователи считают, что архангелами являются Михаил и Гавриил, они пришли как предшественники предстоящих событий. Они держат трубы и внимательно следят за человеческим младенцем, которому уготована роль спасителя человечества. Тип иконографии, в котором выполнено изображение, датируют второй половиной XIV века. Именно тогда иконы этого рода обрели широкое распространение на территории Крита и Македонии.
«Всецарица»
«Всецарица», или «Пантанасса» – святыня Ватопедского монастыря. Дата создания иконы относится к XVIII веку. Здесь Матерь Божья предстает властительницей, способной совершать Божественные поступки. Перед ликом Богоматери, которая держит на руках подросшего Иисуса, склоняют колени с просьбами о вылечивании серьезных онкологических заболеваний. Сюда приходят люди, чтобы просить о здравии близких, о семейном благополучии, а также о защите от всяких бед и воин.
Богоматерь одета в пурпурные одежды, ее голову венчает пурпурное с золотистым отливом покрывало. Вокруг головы прорисован серебристый нимб. За левым и правым плечом стоят архангелы. Многие исследователи узнают в них архангела Михаила и архангела Гавриила. Что касается Иисуса, то на этом полотне он предстает как будущий Господь, его перст указывает на верующих, возможно, что в этот момент он отпускает чьи-то грехи.
«Млекопитательница»
Икона находится в часовне Святого Николая, принадлежащей скиту пророка Ильи. Это редкий тип иконографии, где Богородица держит младенца на руках, слегка повернув корпус вправо. Она изображена в момент кормления младенца. Нижняя часть иконы содержит медальоны с ликами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.
На верхней части иконы присутствуют небесные создания. Ангелы с крыльями удерживают над головой Божьей Матери золотую корону. Образ датируется XIX веком, перед ним молятся о здравии, благополучии, сюда приезжают неспособные к зачатию женщины. Они просят Богоматерь дать им долгожданное дитя.
«Одигитрия»
Классический образ «Одигитрии» известен с начала времен. Он относится к Ксенофонтовой школе иконописи. Икона содержится в соборном храме афонского Ватопедского монастыря. На центральном поле изображена мать с младенцем. Их лики размыты, одежда сокрыта серебряными с позолотой вставками. С названием «Одигитрии» связано множество чудотворных событий, которые детально описаны в религиозных источниках разных времен.
Не известно имя автора, выполнившего икону. Достоверно известно, что на земле уже существовали списки, созданные рукой евангелиста Луки. Обязательным при выполнении «Одигитрии» является изображение Иисуса с благословляющим жестом. Образ Богородицы на иконе выполнен по пояс. Несмотря на то, что икона посвящена Пресвятой Деве Марии, центром всегда остается младенец Иисус.
«Утешение»
«Отрада» или «Утешение» – Ватопедская святыня, покоящаяся в монастыре на горе Афон. Когда-то вблизи монастыря в морские воды с горы упал царевич Аркадий. Чудесное явление Божией Матери спасло Аркадия от смерти и перенесло его на берег полуострова. Святой царь Феодосий, отец Аркадия, одарил Ватопедский монастырь щедрыми дарами, среди которых была икона «Отрада».
На центральном поле иконы изображен лик Богоматери, он обращен в правую сторону, знаменуя собой взор Пресвятой Девы, обращенной к игумену Ватопедского монастыря в 807 году. Это обращение позволило инокам монастыря избежать нападения разбойников и спасти свои ценности.
После знаменательного события была написана Ватопедская икона, которая стала называться «Отрадой» или «Утешением». Перед ликом Богоматери склоняют свои колени те, кто хочет добиться благословения, поблагодарить родных, близких, укрепить свою собственную веру.
Чудотворные подвиги афонских икон Богородицы
Иконы Афона называют чудотворными. С каждой из них связана уникальная история чудесного исцеления или обращения. Многие исследователи считают, что создаваемые афонскими мастерами полотна – это уникальные святыни, принадлежащие православному миру. Каждая икона создается во время поста, при чтении чудесных молитв. Это действо невозможно повторить в другом месте. Святая Обитель Божьей Матери – особый удел, где верующие могут укрепить дух и усилить веру.
Одной из самых впечатляющих историй считается история появления легендарной «Троеручницы». Она связана с чудесным исцелением Иоанна Дамасского. Детали исцеления запечатлены летописцами в различных религиозных источниках.
Многочисленны случаи, когда иконы спасали монастыри и храмы от нападения варваров, разбойников или пиратов. Лик святой Богородицы возвещал о приближающемся несчастье с таким расчетом, чтобы монахи успели спасти свои святыни и скрыться от нападения злодеев. С тех пор, как Божья Матерь пообещала игумену Иверской обители быть покровительницей этого места, Божественное внимание постоянно направлено на святую гору Афон.
Понятие и описание греческих икон, классификация и список образов Богородицы
Греческие иконы отличаются особым способом написания, стилистикой и техникой. Большинство этих черт было унаследовано мастерами восточно-христианских церквей. Но созданные столетия назад образы и в наши дни впечатляют своей самобытностью, красотой и величием. Эти реликвии имеют свою классификацию и типологию. Наиболее обширна иконография Богородицы.
Греческие иконы – понятие и особенности
Иконы – это изображения Бога, Девы Марии, пророков, святых и праведников, почитаемые верующими людьми. Традиция поклонения им возникла вместе с христианством. Согласно преданию, первый образ Богоматери был написан евангелистом Лукой на доске от обеденного стола.
Крупнейшим центром иконописи была Византия. Созданные здесь святыни называют греческими, потому что в империи преобладала греческая православная культура. Важный фактор для византийской традиции – это строгая каноничность. Мастер, изображающий Божественные образы, подчиняет свое творчество ряду правил и законов. Несмотря на это, с течением времени искусство эволюционировало.
Исследователи разделяют историю религиозной художественной традиции Византии на разные периоды. В зависимости от политической ситуации в государстве менялось и отношение к иконам – от полного запрета до расцвета духовной живописи. Если выделять самые главные особенности греческой традиции, то можно перечислить следующие черты:
Несмотря на периоды политических запретов и турецкого владычества, когда образа святых были запрещены, греческим мастерам удалось сохранить уникальное искусство до наших дней. Сейчас это очень востребованная сфера. Многие паломники и верующие стремятся приобрести иконы, созданные на святой земле Афона.
Классификация
В источниках можно найти разные способы классификации. Но, в большинстве случаев, по назначению выделяют шесть типов:
По технике выделяют два основных направления: это каноничный и академический стиль написания. Для первого характерно строгое следование канону, поэтому велика роль символики, особенностей мимики святых ликов, цветовой гаммы, элементов одежды. Второй стиль отличается более современным прочтением христианских сюжетов, в этом проявилось влияние западноевропейской художественной традиции.
Масштаб изображения может быть оглавным (пишется только лик), оплечным (например, «Спас Ярое Око»), поясным (изображения Божьей Матери с Младенцем Христом типа Одигитрия), тронным (например, «Святая Троица» Андрея Рублева).
На одном образе может быть запечатлен один сюжет, например, «Крещение Иисуса», или несколько историй, как на житийных иконах с клеммами. К последним, многосюжетным изображениям можно отнести и Иерусалимии, повествующие о святых местах города.
Список греческих икон Богородицы
Очень важной составляющей греческой традиции является изображение Богоматери. В разных источниках обнаруживается от четырех до шести типов написания облика Девы Марии: