хачкар у храма христа спасителя
Хачкар у храма христа спасителя
В связи с открытием в Москве нового армянского церковного комплекса мы решили совершить экскурс в прошлое. Рассказать вкратце об армянских церквях, хачкарах, памятниках архитектуры и скульптуры на Московской земле. Хорошо известно, что армяне издавна селились в Москве. Первое письменное упоминание относится к 1390 году, когда сгорела лавка армянина Авраама. Первые компактные поселения армян в Москве были с XV—XVI веков в Китай-городе, позже они селились на Пресне.
В 1667 году между царем Алексеем Михайловичем и Джульфинской армянской компанией был заключен Договор о торговле шелком, драгоценными и полудрагоценными камнями и прочим. Он предоставлял армянам существенные привилегии. С этого времени, и особенно с момента воцарения его сына Петра I, приток армян в Москву заметно увеличился. С начала XVIII века они начали селиться в Столповом переулке, позже названным Армянским. Но какого-то одного места компактного проживания армян в Москве не было. Они были разбросаны по всему центру. Согласно данным переписи населения 1871 года, армянская община Москвы насчитывала более 600 человек. И при этом в XIX веке в Москве были целые три армянские церкви. А еще действовало знаменитое Армянское господ Лазаревых училище (ныне здание посольства Армении) и Касперовский приют для бедных армян.
В 1746 году армяне построили на Пресне церковь Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Мариам Аствацацин). Она стала первым армянским храмом Москвы. К сожалению, она была в конце 1920-х годов снесена. Сегодня территория, на которой располагалась церковь, является частью Московского зоопарка, там, где он примыкает к Большой Грузинской улице. Затем, в 1779 году, на средства Ивана Лазарева во дворе нынешнего дома № 3 в Армянском переулке была построена большая армянская Кресто воздвиженская церковь, или церковь Святого Креста (Сурб Хач). Но судьба этой церкви столь же печальна. Она была снесена советскими властями в 30-х годах прошлого века. А на ее месте построили школу. Хорошо было бы со временем воссоздать по старым снимкам, рисункам и чертежам эти две разрушенные армянские церкви. Церковь Святого Воскре сения (Сурб Арутюн) была основана братьями Лазаревыми в 1815 году. Она расположена на Армянском кладбище на улице Сергея Макеева. У этой церкви оказалась более счастливая судьба. Она единственная уцелела и сохранилась до наших дней. Правда, в советское время здание церкви отдали под гранитную мастерскую, а поминальный дом — под склад для хранения гробов. И только в 1956 году церковь была возвращена верующим. А в 1996 году вернули и поминальный дом. Эта небольшая церковь всегда была любима армянами. Но она рассчитана на 100, максимум 120 человек. И, конечно, по праздникам она не могла вместить всех желающих. Ныне по официальным данным в Москве проживает 130 тысяч армян. А неофициальные данные свидетельствуют, что их численность перевалила за миллион. Поэтому в 1990-х годах московские армяне решили строить новый храм.
Помимо церквей нельзя не рассказать про армянские хачкары в Москве. Великолепным хачкаром XIII века можно полюбоваться в Свято-Даниловом монастыре, который является резиденцией русского патриарха. Этот хачкар был передан в дар русской церкви католикосом Вазгеном I в 1988 году к 1000-летию крещения Руси. Кстати, это историческое событие состоялось в 988 году после женитьбы великого князя Владимира на византийской принцессе армянке Анне. Другой старинный армянский хачкар находится в экспозиции Музея изобразительных искусств имени Пушкина и занимает достойное место среди европейских шедевров Средневековья. И еще один древний хачкар можно увидеть рядом с новой армянской церковью. А у храма Христа Спасителя стоит современный хачкар из оранжевого туфа. Это дар католикоса Гарегина II к воссозданию в 2000 году главного российского храма. Несколько лет назад было принято решение о строительстве в Москве на Поклонной горе армянской часовни с подземным музеем, посвященным участию армян в Великой Отечественной войне. Был создан проект, разработана техническая документация. Но строительство пока не начато. Это также имело бы чрезвычайно важное значение.
В Москве есть немало мемориальных досок и памятников, посвященных выдающимся армянам. А в 1997 году, к 850-летию Москвы, Армения подарила ей красивый памятник «Единый крест». Он установлен в уютном сквере у площади Никитских ворот рядом с русским храмом Вознесения Господня, где венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. На камне высечены слова: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». На скульптуре из белого камня Фридриха и Ваге Согоянов изображены две обнявшиеся девушки, армянка и русская, держащие крест. Женские фигуры олицетворяют собой Армению и Россию, а крест — символ общей христианской веры, скрепляющий их дружбу. Так что, как видим, армяно-русская дружба уходит корнями вглубь веков. И чем дальше, тем она становится все крепче. И дай Бог, чтобы так было всегда!
Армянские хачкары Москвы
На протяжении своей многовековой истории армянский народ создал много уникальных сокровищ культуры, получивших широкое признание и высокую оценку всего мира. Подобными самобытными явлениями являются хачкары — прекрасные образцы армянского средневекового искусства. В переводе с армянского хачкар означает крест-камень. Это уникальный, древний вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную плиту с вырезанным на ней изображением креста. Хачкары изготавливают как из базальта, который крайне мало подвергается разрушению, так и из туфа, легче поддающегося обработке. Каждый памятник отличается своим неповторимым узором.
В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянскиекаменные кресты» было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечеств.
Хачкары, как живые свидетели христианской истории армянского народа, установлены не только в Армении, но и во многих странах мира, в том числе в России. Армянскими хачкарами можно полюбоваться и в Москве. Каждый из них имеет свою уникальную историю.
Хачкар в Свято-Даниловом монастыре
В Свято-Даниловом монастыре, где расположена Синодальная резиденция Патриарха Московского и всея Руси, можно увидеть старинный хачкар XIII века. Памятник был подарен Русской Православной Церкви в 1988 году, к 1000-летию Крещения Руси Католикосом Вазгеном Первым, который принимал участие в официальных торжествах в Москве.
1988 год стал переломным в общественном восприятии Русской Православной Церкви и ее роли в истории России. Памятные мероприятия в честь Крещения Руси в 988 году прошли не только в России, но и в других республиках Советского Союза.
Так, в Армении прошла научная конференция, которую возглавил Католикос Всех Армян Вазген Первый. «1000 лет назад русский народ открыл свое сердце свету Христа, возродился этим светом и всецело обратился к духовной и культурной миссии», – сказал глава Армянской Церкви.
Армянский хачкар из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Другой древний хачкар находится в экспозиции Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Памятник XI–XIII вв. изготовлен их серого песчаника, его высота достигает 171 см.
Хачкар находится на втором этаже, в Зале Европейского искусства Средних веков и занимает достойное место среди шедевров других народов.
Кстати, с экспозицией музея можно ознакомиться виртуально.
Хачкар у храма Христа Спасителя
У храма Христа Спасителя находится хачкар из оранжевого туфа. Его в 2000 году подарил Католикос Всех Армян Гарегин Второй в честь воссоздания храма, о чем гласит надпись на памятнике.
В церемонии открытия участвовали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй.
Предстоятель Армянской Апостольской Церкви, поздравив с знаменательной датой, в частности, сказал: «Из Святого Эчмиадзина мы привезли знак любви. Открывая хачкар на территории Храма Христа Спасителя, мы молимся, чтобы крест — символ нашего братства — даровал благословение Святой Российской земле, которая на протяжении веков с материнской любовью принимала духовных чад Армянской Церкви».
Поблагодарив за дар, Патриарх Алексий подчеркнул, что он свидетельствует о традиционной дружбе между русским и армянским народами.
Хачкары на территории армянских храмов
Старинный хачкар XIII века можно увидеть на территория армянского храмового комплекса Москвы. Он был привезен из Арцаха и установлен в 2010 год.
Еще один хачкар установлен на фасаде здания Гимназии им. Григора Нарекации в 2012 году.
Вообще, московский храмовый комплекс славится обилием хачкаров. Стену здания резиденции (зал торжеств со стороны парковки) украшает самый большой в мире хачкар. Его высота составляет 13 метров. Памятник украшен гранатами – символ как христианской церкви, так и армянской диаспоры, рассеянной по всему миру. Так, в московском храме Преображения Господня на одной из фресок на вершины горы Арарат изображен гранат, разделенный на три части – символ армянского народа и его преданности христианской вере.
Сам кафедральный собор Преображения Господня имеет 16 хачкаровых композиций, носящих имена святых, которыми названы краеугольные камни храма. Они не встроены в стену, а изначально, согласно проекту, являются органической частью внешнего облика храма. Подобные хачкары использованы в армянской архитектуре впервые.
Хачкары также можно увидеть в армянском музее «Тапан» храмового комплекса. Один из них – работа архитектора Рубена Налбандяна. Это подарок президента Армении в честь 300-летия основания епархии.
Не только в храмовом комплексе можно найти хачкары. Подобный памятник стоит также во дворе армянской часовни Святого Георгия Победоносца на 38-м километре МКАД. Это современная копия одного из лучших древних хачкаров.
Хачкар у кафедрального католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве
В 2015 году в центре Москвы на Малой Грузинской улице в католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы состоялось торжественное открытие хачкара, посвященного памяти жертв Геноцида армян. Памятник создан из армянского туфа в городе Гюмри мастером Хачатуром Даниеляном. Надпись на хачкаре гласит: «В память о жертвах Геноцида армян».
В конце богослужения, в котором участвовало более тысячи человек, к собравшимся обратился викарий патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва. «Русская православная церковь осуждает геноцид и разделяет скорбь армянского народа», — сказал архиерей, призвав сделать все возможное, чтобы предотвратить подобную трагедию сегодня.
Хачкар у храма святителя Николая Мирликийского в Зеленограде
В 2015 году, к 100-летию Геноцида армян на территории православного храма Святителя Николая Мирликийского в Никольском проезде Зеленограда (один из административных округов Москвы) состоялось открытие хачкара. На памятном кресте сделана надпись на армянском и русском языках: «Безвинно убиенным христианам посвящается. 1915 – 2015».
«Историю нельзя забывать, – отметил и. о. настоятеля Никольского храма протоиерей Константин Михайлов. – Установив крест на территории православного храма, мы выражаем чувство любви и дружбы к армянскому народу, соболезнуем его трагической судьбе. В то же время этот крест символизирует нашу солидарность со всеми христианскими народами Ближнего и Среднего Востока, которых и в наше время продолжают массово истреблять только за то, что они исповедуют Господа Иисуса Христа».
Хачкар находится с алтарной стороны храма рядом с двумя поклонными крестами. Первый из них – строгий деревянный крест на месте бывшего сельского погоста в селе Ржавки. Второй был установлен и освящен в конце 2014 года в память о клирике и прихожанах Никольской церкви, пострадавших в годы богоборчества.
Хачкар
В Армении встречается немало интересных достопримечательностей, к которым в первую очередь принадлежат хачкары. Эти необычные архитектурные памятники глубоко почитаются местным населением и интересуют многих приезжих. Большинство из них являются достаточно древними. Хачкары считаются специфическим явлением, которое нельзя увидеть на территории государств, соседствующих с Арменией.
Название и история появления
Хачкар – это слово армянского языка, которое образовано двумя корнями: «хач» и «кар». Дословный перевод звучит как «каменный крест».
Такие архитектурные памятники выглядят как каменные стелы с резным изображением христианского креста. Самые ранние из хачкаров появились после принятия Арменией христианства в 301 году и датируются IV–V столетиями.
Григорий Просветитель, сыгравший огромную роль в становлении христианской веры на армянской земле, начал устанавливать в местах захоронений деревянные кресты. Впоследствии они стали заменяться каменными надгробиями, на которых появился традиционный символ последователей Христа.
По мнению исследователей, эти мемориалы имеют египетское происхождение. В более позднем периоде каменные стелы с высеченным крестом стали встречаться в других местах – в Европе, на Кавказе, в северной части России. Однако армянские варианты остаются уникальными, так как имеют собственные характерные особенности.
Как выглядят хачкары
Сегодня в Армении насчитывается несколько десятков тысяч хачкаров. Каждый из таких крестов-камней оригинален и обладает неповторимым узором.
Хачкары включают в себя несколько элементов:
Часто на хачкарах можно увидеть пару голубей или других птиц. Они символизируют собой святой дух и бессмертие человеческой души.
Кем создавались камни-кресты
Мастера-камнерезы, создающие хачкары, пользуются огромным уважением среди армянского народа. Таких людей, передающих свое ремесло из поколения в поколение, называют варпетами. Они способны создавать на камне мельчайшие ажурные узоры, для которых пользуются не резцом, а специальной иглой. Благодаря такому изящному оформлению хачкары часто сравнивают с коврами или кружевом. Сегодня искусство украшения крестов-камней по-прежнему существует и считается достаточно престижным.
Хачкары являются неповторимым явлением, которое не встречается нигде в мире. В 2010 г. эти уникальные армянские монументы были включены ЮНЕСКО в список культурного наследия человечества.
Знаменитые кладбища хачкаров
В местах захоронений хачкары могут стоять по отдельности или целыми группами. Многие из них располагаются вблизи храмов, на холмах или в других живописных уголках природы.
В прошлом самым крупным скоплением крестов-камней в Армении считалось кладбище хачкаров, расположенное вблизи города Джульфа. В 2005 г. это место перестало существовать. Уничтожение хачкаров осуществили азербайджанцы, которые снесли около 18 000 таких памятников.
Сегодня многочисленные каменные монументы можно увидеть рядом с армянским поселком Норатус, находящимся в трех с половиной километрах от озера Севан. Здесь всегда тихо и спокойно. Среди сотен хачкаров мирно пасутся стада овец. В это место постоянно приезжают туристы, желающие увидеть уникальные образцы древнего искусства. Сейчас скопление армянских хачкаров рядом с Норатусом принято называть не кладбищем, а музеем под открытым небом.
В 2000 г. армянский крест-камень был передан Армянской апостольской церковью в дар РПЦ в честь 2000-летия христианства. Сегодня этот хачкар находится у храма Христа Спасителя в Москве.
Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив
Хачкары хорошо известны во всём мире. В переводе с армянского хачкар означает крест-камень. Это древний вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную плиту с вырезанным на ней изображением креста. Каждый памятник отличается своим неповторимым узором. На каждом видно какое-либо роскошное каменное кружево, в котором заключён богато орнаментированный крест. Но, в то же время, все узоры выдержаны в едином стиле. Хачкары пронизаны неповторимым армянским духом, что роднит их и делает легко узнаваемыми.
А председателем зеленоградской армянской общины является Иван Амбарцумович Галстян. Это очень активный и деятельный человек, большой патриот Армении. На протяжении нескольких лет он с коллегами вынашивал идею об установке в Зеленограде хачкара. И в ноябре 2014 года от имени армянской общины Зеленограда Иван Галстян обратился к управляющему Северо-Западным викариатством Московской епархии архиепископу Егорьевскому Марку с просьбой разрешить установку мемориального памятника на территории православного храма Святителя Николая Мирликийского в 5 микрорайоне на Никольском проезде. Надо сказать, что этот красивый храм имеет давнюю историю. Его строительство было завершено в 1827 году.
Вскоре на просьбу зеленоградских армян пришёл положительный ответ. Заручившись благословением руководства Русской Православной церкви, община взялась за дело. Члены армянской зеленоградской общины начали сбор средств на памятник. Каждый местный армянин стремился внести свой вклад в это благородное дело. И в этом есть особая символика. После долгих обсуждений был выбран окончательный вариант памятника. А изготовлен хачкар был в армянском городе Горисе местным мастером-камнерезом по имени Гарик. И оттуда к 100-летию Геноцида армян памятник был доставлен в Зеленоград.
Теперь у зеленоградской общины есть свой священный армянский уголок, где можно было бы собраться. Это место станет центром проведения национальных и религиозных праздников, различных мероприятий и церемоний поминовения. И уже 24 апреля армянская община Зеленограда смогла собраться на территории Никольского собора, возложить венки и цветы к хачкару и помянуть невинных жертв Геноцида армян 1915 года. А Иван Галстян высказал намерение обратиться к президенту России или мэру Москвы с просьбой выделить в Зеленограде участок под строительство Центра армянской культуры. Что ж, хочется надеяться, что и на эту просьбу будет дано согласие.
А 26 апреля 2015 года в центре Москвы на Малой Грузинской улице в Кафедральном католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии отслужили торжественную мессу в память о жертвах Геноцида армян, совершённого 100 лет назад в Турции. В богослужении участвовало более тысячи человек.
В мессе приняли участие глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсисян, архиепископ Армянской Католической церкви в Армении, Грузии, России и Восточной Европе Рафаэль Минасян, Апостольский нунций (посол Ватикана) в России архиепископ Иван Юркович, глава Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, российские католические священники. В памятных мероприятиях также приняли участие представители правительства Москвы.
А после богослужения патриарх армян-католиков Нерсес Бедрос XIX вместе с архиереями освятил во дворе собора хачкар, надпись на котором гласит: «В память о жертвах Геноцида армян». Он создан из армянского туфа в городе Гюмри мастером Хачатуром Даниеляном. Хачкар расположен в уютном месте и очень гармонично вписался в нарядное убранство двора Кафедрального католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Этот собор представляет собой величественное сооружение, строительство которого завершилось в 1911 году. Авторами проекта являются архитекторы Ф. Ф. Богданович и Л. Ф. Даукш.
Итак, только что Москва пополнилась двумя новыми армянскими хачкарами. Отрадно, что они размещены на территории православной и католической церквей. Это является свидетельством тесных отношений, которые традиционно связывают Армянскую Апостольскую церковь с другими духовно близкими ей христианскими церквями. А на карте Москвы появились ещё два уютных армянских уголка.
Хачкар у храма христа спасителя
Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.
¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.) в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания, а также в рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;
² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;
³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.
* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)
Размер оригинала: 2433 × 3650 пикс. (8.9 Мп)
Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.
Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.