характеристика активных методов обучения военнослужащих

Характеристика активных методов обучения военнослужащих

Качество обучения военнослужащих во многом обусловлено качеством планирования процесса их подготовки, стройной логической последовательностью в наращивании знаний, умений и навыков, методическим мастерством руководителей занятий, теми или иными методами, формами и средствами обучения, контроля и анализа полученных результатов, совершенствованием материально-технической базы и методик обучения отдельным учебным дисциплинам.

Основу методической системы обучения составляют методы обучения, дающие ответ на вопрос: «Как учить?». В неразрывной связи с ними находятся формы обучения, виды занятий и средства обучения.

Похожие книги из библиотеки

характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть фото характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть картинку характеристика активных методов обучения военнослужащих. Картинка про характеристика активных методов обучения военнослужащих. Фото характеристика активных методов обучения военнослужащих

Focke Wulf Fw 190D Ta 152

Дальнейшее развитие истребителей типа Fw 190 — высотные истребители.

характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть фото характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть картинку характеристика активных методов обучения военнослужащих. Картинка про характеристика активных методов обучения военнослужащих. Фото характеристика активных методов обучения военнослужащих

Труд Джека Коггинса посвящен развитию военного дела ведущих мировых держав: Германии. Великобритании, Франции и России. В книге говорится о применении боевого вооружения во время Франко-прусского, Русско-японского, Крымского и других масштабных вооруженных конфликтов. Большое внимание уделено Первой мировой войне как катализатору кардинальных изменений в вооруженных силах Европы.

характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть фото характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть картинку характеристика активных методов обучения военнослужащих. Картинка про характеристика активных методов обучения военнослужащих. Фото характеристика активных методов обучения военнослужащих

Полуброненосный фрегат “Память Азова” (1885-1925)

Проект “Памяти Азова” создавался в 80-е годы XIX века, когда в русском флоте с особой творческой активностью совершался поиск оптимального типа океанского крейсера. Виновником этой активности был управляющий Морским министерством (в период с1882 по 1888 гг.) вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков (1820–1888). Яркая незаурядная личность (оттого, наверное, и не состоялась обещанная советскому читателю в 1946 г. публикация его мемуаров “Полвека обыкновенной жизни”), отмечает адъютант адмирала В.А. Корнилов, он и в управлении Морским министерством оставил глубокий след. Но особым непреходящим увлечением адмирала было проектирование кораблей. Вернув флот на путь европейского развития, он зорко следил за новшествами техники и постоянно искал те типы кораблей, которые, как ему казалось, более других подходили для воспроизведения в России.

характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть фото характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть картинку характеристика активных методов обучения военнослужащих. Картинка про характеристика активных методов обучения военнослужащих. Фото характеристика активных методов обучения военнослужащих

Р-38 Lightning Фотоархив

Самолет Р-38 «Лайтнинг» стал первым в мире истребителем с трехопорным шасси с носовой опорой, первым цельнометаллическим истребителем, обшивка которого на 100 % крепилась клепкой в потай, первым истребителем с гидроусилителями в системе управления, наконец первым принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором. Для своего времени «Лайтнинг» являлся самым скоростным и дальним истребителем в мире. Все эти качества позволили «Лайтиингу» стать лучшим истребителем Тихоокеанского театра военных действий. Вместе с тем оборотной стороной технических инноваций стали эксплуатационные проблемы, а неудовлетворительная организация снабжения не позволила в полной мере реализовать потенциал такого очень не тривиального аэроплана, как Р-38 «Лайтнинг».

характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть фото характеристика активных методов обучения военнослужащих. Смотреть картинку характеристика активных методов обучения военнослужащих. Картинка про характеристика активных методов обучения военнослужащих. Фото характеристика активных методов обучения военнослужащих

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

Разделы Библиотеки

О проекте Арсенал-Инфо.рф

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Источник

Формы и методы обучения

Формы обучения

В систему учебно-плановых форм обучения входят теоретические и практические занятия, тренировки, боевые стрельбы и пуски ракет, учения и военные игры.

Теоретические занятия обеспечивают прежде всего усвоение обучаемыми теоретических знаний, выступающих фундаментом формирования практических умений и навыков.

Боевые стрельбы и пуски ракет. Это специфические для ряда родов войск и видов Вооруженных Сил формы обучения. Ими, как правило, завершаются определенные этапы учебного процесса, они как бы подводят итог предшествующей подготовки военнослужащих. Вместе с тем эти формы обучения позволяют и дальше совершенствовать профессионально важные качества военнослужащих, боевую готовность подразделений и частей.

Военные игры (командные и командно-штабные) предназначаются для подготовки и слаживания в первую очередь органов управления войсками, совершенствования знаний, умений и навыков офицеров и генералов. В ходе военных игр также могут апробироваться новые теоретические положения относительно организации и ведения боевых действий.

К служебно-плановым формам обучения относятся парковые дни и дни регламентных работ. Как правило, они проводятся в целях поддержания техники и вооружения в боеготовом состоянии. Вместе с тем при правильной организации данных мероприятий они могут быть использованы для технического обучения личного состава.

Главную роль в реализации названных форм обучения играют методы обучения.

В военной педагогике используется следующая система методов обучения:
— устное изложение учебного материала;
— обсуждение изучаемого материала;
— показ (демонстрация);
— упражнение;
— практическая работа (в парках, гаражах, на стартовых позициях, на аэродромах);
— самостоятельная работа.

Методы обучения

Метод показа (демонстрации) используется в рамках самых различных видов занятий. Основными приемами использования данного метода являются: личный показ руководителем занятий практических действий по выполнению задач; показ образцов военной техники и вооружения; демонстрация кино-, видеофильмов; звукозаписей.

Для закрепления знаний и умений, приобретенных военнослужащими на различных плановых учебных занятиях, весьма эффективен метод самостоятельной работы. Несмотря на индивидуальный характер, самостоятельная работа каждого специалиста требует четкой организации и контроля результатов. Основными видами самостоятельной работы являются изучение литературы и тренировки.

Существует ряд методов оптимизации процесса обучения: информативные, проблемные, активные.

Активные методы обучения включают в себя:
— деловые игры (искусственное воспроизведение на занятиях обстановки профессиональной деятельности обучаемого). Они дают возможность проигрывать свои роли при выполнении типичных должностных обязанностей;
— решение ситуационных задач (предполагает меры по моделированию обстоятельств для выполнения будущей военно-профессиональной деятельности);
— тематические дискуссии (проводятся по наиболее актуальным проблемам воинской деятельности, готовят обучаемых к творческому применению теоретических знаний на практике);
— практические упражнения (выполнение операций и действий с целью подготовки обучаемых к деятельности в определенной обстановке).

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Источник

Характеристика активных методов обучения военнослужащих

3.1.1. Сущность, задачи, функции, особенности и двусторонний характер процесса обучения военнослужащих

Обучение военнослужащих по своей сущности является социальным и педагогическим процессом, опосредованно отражающим потребности современной России в подготовке военных специалистов, подразделений, частей, соединений, объединений, способных эффективно выполнять задачи по обеспечению военной безопасности государства.

Процесс обучения военнослужащих в педагогическом плане представляет собой совместную целенаправленную, организованную, систематически осуществляемую, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность обучающего (командира, начальника, преподавателя, воспитателя, инструктора) по формированию и развитию у обучаемых (обучающихся) (военнослужащих, подчиненных) знаний, навыков, умений, а также качеств личности, необходимых для успешного выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с существующими требованиями. Он охватывает не только боевую и общественно-государственную подготовку (учебную деятельность), но и всю служебную практику.

Исследуя процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, военная дидактика решает следующие задачи:

выявляет совокупность связей, отношений, закономерностей, определяющих основные черты и тенденции развития теории и практики обучения военнослужащих;

определяет содержание, технологии, формы и методы обучения военнослужащих;

оценивает эффективность существующих и формулирует требования к перспективным средствам обучения.

Решение этих и других задачи создает основу для теоретического моделирования процесса обучения, результат которого и составляет совершенствование существующих и создание новых методических систем обучения личного состава подразделений, частей, кораблей и соединений.

Военная дидактика рассматривает обучение военнослужащих, с одной стороны, как специфический педагогический процесс, главная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить высокую постоянную боевую готовность частей, их способность выполнить свой конституционных долг перед народом – защитить Отечество от посягательств любого агрессора. С другой стороны, обучение военнослужащих понимается как сложный социальный и педагогический процесс. Его основные функции:

1) образовательная (вооружение военнослужащего знаниями, навыками, умениями; формирование правильных представлений и понятий об окружающем мире, об изучаемых предметах и дисциплинах; выработка определенного мировоззрения; развитие логического мышления, самостоятельности в решении учебных задач и др.);

2) воспитательная (формирование профессионально-важных качеств личности военнослужащего, здорового морально-психологического состояния воинского коллектива);

3) развивающая (формирование у военнослужащих умения мыслить творчески при решении возникающих задач; совершенствование интеллектуальных и физических сил военнослужащих, их способностей);

4) психологическая (формирование у военнослужащих психологической устойчивости и готовности к успешным действиям в современном бою, к решению боевых, учебных и служебных задач).

На современном этапе развития Вооруженных Сил России особое значение и новое содержание в процессе обучения приобретает научно-исследовательская функция, которая имеет универсальный характер. Ее основное предназначение – научный анализ процессов образования, обучения, подготовки военнослужащих и воинских коллективов, эффективности, результативности, содержательности и инновационности этих процессов.

Военная дидактика выявляет закономерности и принципы процесса обучения военнослужащих, обосновывает условия успешного использования различных методов, приемов, форм и средств в подготовке личного состава. Все это необходимо для реализации еще одной важной функции – прогностической: прогнозирование организации, содержания и методики процесса обучения и выработки рекомендаций для его совершенствования.

Все эти функции взаимосвязаны и взаимно опосредованы, но при этом доминирующей (структурообразующей) в данной системе оказывается образовательная функция.

Осуществление этих функций в их органичном единстве есть важнейшая предпосылка реализации в обучении военнослужащих комплексного подхода к подготовке воинов и воинских коллективов.

Специфика обучения военнослужащих проявляется в следующем:

1. Специфичность знаний, навыков, умений и качеств, которые необходимо сформировать у воинов, обусловлена их нацеленностью на предотвращение агрессии и при необходимости подавления, уничтожения противника.

2. Изучение военного дела (овладение военной специальностью) для военнослужащих – служебная обязанность.

4. Одновременно используются индивидуальные (подготовка одиночного бойца) и коллективные (подготовка подразделения) формы обучения.

5. Подготовка военнослужащих имеет ярко выраженную практическую направленность, она осуществляется не столько в аудиториях, классах и лабораториях, сколько в поле, на море, в воздухе, на стартовых и огневых позициях, аэродромах и танкодромах.

7. Процесс обучения осуществляется в рамках уставной организации, направляется командиром-единоначальником, детально и жестко регламентирован требованиями руководящих документов (военной присяги, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации), которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания. Конкретные организационно-методические указания, учитывающие специфику подготовки различных видов Вооруженных Сил и родов войск, содержатся в директивных документах соответствующих главнокомандующих и командующих видами Вооруженных Сил и родов войск.

В современном понимании процесс обучения военнослужащих имеет двусторонний характер, представляя собой педагогическое взаимодействие его субъектов (обучающих и обучающихся) по освоению объекта обучения для достижения определенной цели посредством соответствующих технологий.

Обучающему в этом процессе принадлежит руководящая (направляющая) роль: он организует познавательную деятельность обучающихся, руководит (управляет) ею, побуждает военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи, взаимоконтролю и согласованной оценке выполняемых действий, устраняет познавательный и эмоциональный барьеры, возникающие на занятиях и учениях.

Процесс обучения военнослужащих имеет свою внутреннюю логику. Она продиктована совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым взаимодействием обучающего и обучающихся. Эта логика проявляется в том, что каждый их шаг обусловлен выполняемой совместно деятельностью и должен соответствовать требованиям повседневной службы и современного боя и осознается ими как необходимое звено, ведущее обучающихся к воинскому мастерству.

Логика процесса воинского обучения требует от обеих сторон постоянного творчества, учета всех факторов и обстоятельств, которые могут оказать и оказывают влияние на процесс овладения знаниями, навыками и умениями.

В деятельности военнослужащих живое созерцание, абстрактное мышление и практика выступают в единстве. Сочетание этих звеньев познавательной деятельности определяется содержанием изучаемого, уровнем развития обучающихся, их мотивационными установками и умением учиться, существующей материально-технической базой обучения, мастерством обучающего и т. п. Однако во всех случаях важно, чтобы чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела и чтобы повседневная практика военнослужащих была неразрывно связана с теорией.

Познание – это сложный, внутренне противоречивый процесс отражения окружающего мира. Познавая военную науку, овладевая искусством боя, мысль военнослужащего последовательно углубляется от конкретного приема военно-профессиональной деятельности к ее сущности, от менее сложного понятия к более сложному, от одной группы приемов и их взаимозависимости к другой, более сложной, более общей.

Однако каждое обобщение должно основываться на конкретных представлениях и выражать многообразие связей и взаимозависимостей чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, конкретного и абстрактного.

Источник

Наука

Данилова Инна Николаевна: «Реализация методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров», специальность 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования, диссертационный совет по педагогическим наукам при ФГВОУ ВПО «Военный университете» МО РФ (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14), т: 684-13-77, т: 684-13-74

Диссертация выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент ДУДУЛИН Василий Васильевич, ГВОУ ВПО «Серпуховской военный институт ракетных войск» (г. Серпухов)

Ведущая организация: Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) им. генерала армии В.Ф. Маргелова (филиал) ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ»

Защита диссертации состоится «1» июля 2011 года в часов, на заседании диссертационного совета Д 215.005.05 ФГВОУ ВПО «Военный университет» (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГВОУ ВПО «Военный университет».

Автореферат разослан «31» мая 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета Д. Шутько

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Высокая практическая востребованность, актуальность рассматриваемой диссертационной проблемы показали, что достижение инновационной реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров осуществляется через освоение стандартизованного в ведомственном отношении содержания образования, очерченного рамками предписываемых учебными планами дисциплин. Возможность обучения системному мышлению, формирование способности видеть явления и проблемы военной службы в их сложности и взаимосвязи (что часто сопряжено с нелегкой ломкой дисциплинарных рамок) при этом существенно ограничены (об этом заявили 65% респондентов). Данное положение не соответствует современным направлениям интеллектуального и нравственного развития офицеров, вовлечения их в активную, самостоятельную, целесообразную познавательную деятельность в различных областях знания, в том числе, на основе реализации методов активного обучения.

Анализ трудов названных и других авторов, полученные результаты позволил определить педагогические тенденции зарождения, развития и совершенствования активного обучения в ДПО, выявить научные и прикладные положения проведенного исследования, разработать перспективные педагогические пути повышения эффективности переподготовки и повышения квалификации офицеров.

Необходимость и целесообразность диссертационного исследования заключается в том, чтобы, максимально опираясь на существующую систему ДПО, одновременно с ее реформированием, сформировать в ДПО эффективный образовательный процесс с использованием методов активного обучения, который не только отвечал бы новой структуре и приоритетным задачам армии, но и учитывал реальные возможности повышения его эффективности в современных условиях.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Научная задача исследования заключается в повышении эффективности реализации методов активного обучения в ДПО офицеров на основе внедрения в образовательный процесс модульных элементов проблемно-деятельностной и системно-структурной концепций обучения и применения инновационных педагогических технологий.

Объектом исследования является обучение офицеров в военных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

Предметом исследования являются научные и прикладные положения реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать сущность, содержание и структуру процесса реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров, выявить и внедрить основные пути повышения его эффективности.

Задачи диссертационного исследования:
1. Обосновать теоретические и прикладные положения реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров.
2. Разработать и внедрить в ходе опытно-экспериментального исследования педагогическую целевую программу реализации методов активного обучения в условиях ДПО офицеров.
3. Выявить и апробировать основные пути повышения эффективности реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что в современных условиях усиливается противоречие между необходимостью использования методов активного обучения в профессиональной подготовке офицерских кадров и недостаточной подготовленностью преподавательского и слушательского состава ДПО. Предполагается, что разрешить данное противоречие возможно реализацией следующих путей: совершенствованием научно-методического обеспечения организации учебного процесса на основе активных форм обучения; углублением психолого-педагогической подготовки преподавательского состава военного образовательного учреждения ДПО по реализации методов активного обучения; внедрением модульного принципа построения образовательных программ переподготовки и повышения квалификации офицеров.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются диалектический подход, позволяющий раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающийся на систему принципов (объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности), и общенаучные подходы (системный, проблемно-деятельностный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный).

При разработке концептуального аппарата исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, А.В. Барабанщиков, В.И. Гинецинский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, А.П. Верхола, В.Н. Гуляев, С.И Зиновьев, Ю.С. Руденко, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.), результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, М.А. Лямзин, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И.П. Подласый и др.), модульного обучения (В.Н. Гуляев, Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, М.А. Чошанов, П. Юцявичине), теории государственного образовательного стандарта (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.М. Соколов и др.), технологий обучения в высшей школе на базе теории поэтапного формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Борисенко, П.А. Корчемный и др.), проектирования и моделирования процесса обучения учащихся в высшей школе (А.П. Аношкин, В.А. Ермоленко, Г.Е. Муравьева, Ю.О. Овакимян, В.А. Сластенин, В.М. Соколов, Д.В. Чернилевский и др.), анализ направлений внедрения и реализации педагогических инноваций в педагогическом процессе вузов (в том числе и военных) (И.А. Алехин, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, П.И. Пидкасистый, В.Н. Герасимов, А.А. Римашевский, Е.А. Солодова и др.), результаты исследований по вопросам реализации методов активного обучения (В.Я. Платов, В.В. Подиновский, А.А. Бельский, А.А. Вербицкий, В.С. Кукушкин, Е.А. Литвиненко, Ю.Н. Емельянова, А.М. Смолкина и др.).

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими научными методами явились: теоретический анализ работ в области педагогики высшей школы, построения и реализации учебного процесса в ней, а также в отраслях философии, педагогики, психологии по проблемам, связанным с темой исследования; сравнительный анализ; обобщение; моделирование и проектирование и др. В арсенале эмпирических методов активно использовались: анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в трех военных образовательных учреждениях ДПО 12 Главного управления Министерства обороны РФ, факультете переподготовки и повышения квалификации ФВГОУ ВПО «Военный университет», ФГВОУ ВПО «ВА РВСН им. Петра Великого» и др.

На первом (подготовительном) этапе (2006-2007 гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась научная и учебно-методическая литература, накапливался эмпирический материал, определялись методологические и методические подходы к проблеме; разрабатывался понятийный аппарат, гипотеза, проблема исследования.

На втором (основном) этапе (2008-2009 гг.) проводилась экспериментальная работа, в которой проверялась гипотеза, велась апробация в образовательном процессе военного образовательного учреждения ДПО Министерства обороны РФ педагогической целевой программы реализации методов активного обучения, выявлялись условия, обеспечивающие повышение качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров.

На третьем (заключительном) этапе (2010-2011 гг.) осуществлялись анализ и систематизация результатов исследования, уточнялись и корректировались теоретические и экспериментальные данные, обобщались результаты эксперимента, разрабатывались методические рекомендации по реализации методов активных обучения, оформлялись тексты диссертации и автореферата.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 200 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 30 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы более 100 дополнительных образовательных программ в различных типах военных образовательных учреждениях. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 200 преподавателей, 20 начальников циклов, 5 начальников учебных отделов военных образовательных учреждений ДПО, 420 слушателей различных курсов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Выявлены педагогические тенденции зарождения и развития активного обучения в ДПО, обоснованы сущность, содержание и структура процесса реализации методов активного обучения ДПО офицерских кадров.
2. Разработана и в ходе опытно-экспериментального исследования апробирована педагогическая целевая программа реализации методов активного обучения, определены критерии и показатели её эффективности.
3. Апробированы основные педагогические пути и условия повышения эффективности реализации методов активного обучения в военных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.

На защиту выносятся диссертационные результаты:
Выявленные педагогические тенденции зарождения и развития активного обучения в ДПО офицерских кадров: поиск инновационных технологий, организационных форм в реализации целей проблемного и развивающего обучения; формирование новых подходов, технологий и методов обучения в переподготовке офицерских кадров и повышении их квалификации; выявление путей активизации обучения в ДПО офицеров с учетом его особенностей; реализация педагогической парадигмы ориентирующая офицеров к образованию через всю профессиональную деятельность.

Обоснованная сущность процесса реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров как целенаправленного и компетентностно-ориентированного процесса организации педагогической деятельности преподавательского и слушательского состава, выполняющего определенные функции в смоделированных ситуациях военно-профессиональной деятельности.

Содержание исследуемого процесса, включающее: совершенствование организации и методики реализации дополнительных образовательных программ в ДПО, повышение уровня методической и психолого-педагогической подготовки преподавателей к реализации методов активного обучения, комплексирование применяемых методов активного обучения в ДПО офицерских кадров, внедрение инновационных технологий в практику преподавания предметов ДПО.

Структура реализации методов активного обучения в ДПО предполагающая наличие объекта и субъекта, обоснованных цели, задач, требований, функций, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и результатов.

Критерии оценки эффективности реализации методов активного обучения: целевой, организационный, методический, содержательный, результативный и их показатели, представленные в табл. 2.

3. Выявленные и экспериментально проверенные пути и условия повышения эффективности реализации методов активного обучения в военном образовательном учреждении ДПО: а) совершенствование научно-методического обеспечения организации учебного процесса на основе активных форм обучения, основными педагогическими условиями которого являются: технологическая насыщенность образовательного процесса, совершенствование организационной структуры военном образовательном учреждении ДПО; усиление значимости игровых форм обучения как универсального средства воспроизведения учебной, исследовательской, эксплуатационной и управленческой деятельности офицеров; б) углубление психолого-педагогической подготовки преподавательского состава военного образовательного учреждения ДПО по реализации методов активного обучения, по следующим педагогическим условиям: формирования психолого-педагогической готовности преподавателей военного образовательного учреждения ДПО к реализации методов активного обучения, совершенствования педагогического прогнозирования и педагогической рефлексии; повышения мотивации педагогического состава по использованию современных педагогических технологий и побуждения их к активной работе по профессиональному самосовершенствованию; в) внедрение модульного принципа построения образовательных программ переподготовки и повышения квалификации офицеров, основными условиями которого служат: структурирование содержания ДПО офицеров на основе использования методов активного обучения, проектирование развития слушателей на основе субъект-субъектной модели управления учебно-познавательной деятельностью, индивидуализация и дифференциация процесса обучения офицеров в группах ДПО с учетом современных требований к военно-управленческой деятельности, индивидуальных особенностей обучаемых.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение научной задачи педагогики высшей военной школы, заключающейся в обосновании сущности, содержания и путей повышения эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицерских кадров на основе реализации методов активного обучения. Разработанные научные и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о педагогической деятельности, методике реализации методов активного обучения в военных образовательных учреждениях ДПО и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки военных специалистов в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности учебного процесса в военном образовательном учреждении ДПО. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию организации ДПО офицерских кадров, учебных планов и программ на основе внедрения принципов и методов активного обучения. На научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных технологий процесса обучения ДПО, уточнение содержания и структуры учебных предметов, а также подготовка преподавателей военного образовательного учреждения ДПО.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью методологических и теоретических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках; использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его теоретическими положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в процессе обучения слушателей групп профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Учебном центре 12 Главного управления Министерства обороны, ГВОУ ВПО «Серпуховской институт ракетных войск», ФГВОУ ВПО «ВА РВСН им. Петра Великого», ФГВОУ ВПО «Военный университет». Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на ряде всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференций и семинарах, кафедре педагогики Военного университета. Результаты исследования нашли отражение в 8 научных статьях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава I. Научные и прикладные положения реализации методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективной реализации методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров. Глава III. Основные пути повышения эффективности реализации методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Анализ публикаций по проблеме реализации методов активного обучения позволил выявить педагогические тенденции зарождения и развития активного обучения в ДПО офицерских кадров: поиск инновационных технологий, организационных форм в реализации целей проблемного и развивающего обучения; формирование новых подходов, технологий и методов обучения в переподготовке офицерских кадров и повышении их квалификации; выявление путей активизации обучения в ДПО офицеров с учетом его особенностей; реализация педагогической парадигмы ориентирующая офицеров к образованию через всю профессиональную деятельность.

Вместе с тем, жесткая регламентация деятельности военного образовательного учреждения, неподтвержденность целей ДПО востребованностью его результатов, противоречие между ростом требований к труду военных педагогов и снижением их социального статуса, другие факторы подталкивают преподавателей к внешнему непродуктивному стилю работы.

В результате проведенных в 2008-2011 годах опросов преподавательского состава трех учебных центров МО РФ выявлено что, для 68% респондентов высокая учебная нагрузка не оставляет временных ресурсов, необходимых для развития своих профессиональных качеств. Более 50% опрошенных предпочитают репродуктивные методы и указали на отсутствие явно выраженной заинтересованности в совершенствовании своей педагогической деятельности на основе методов активного обучения.

Проблемным остается отсутствие механизма формирования вариативной части учебных планов дополнительных образовательных программ, разрыв между содержанием учебных дисциплин и образовательными запросами у офицеров групп ДПО. Это свидетельствует о нестыковке «знаниево-умениевой» логики обучения в ДПО и современных требований к разработке и реализации дополнительных образовательных программ военнослужащих, где целью обучения должен выступать личностный рост военнослужащего, развитие его коммуникативной компетентности, умения мыслить, «просчитывать» ситуацию, осмысливать свои действия, задействовать интуицию и возможности личности обучающихся.

Проведенное исследование свидетельствует, что в практической деятельности военного образовательного учреждения ДПО различные виды методов активного обучения могут успешно использоваться для достижения одних и тех же дидактических задач на любом из этапов обучения и в любом из видов ДПО.

Правомерно утверждать, что методы активного обучения выполняют как четыре основные функции обучения: обучающую, развивающую, мотивационную и контрольно-корректировочную, так и функции присущие непосредственно дополнительному профессиональному образованию: компенсаторную (устранение пробелов в базовой профессиональной подготовке специалистов); прогностическую (развитие способности обучающихся предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности, разрабатывать опережающие конструктивные модели их разрешения); инновационную (подготовка обучающихся к реализации различных нововведений из области современных достижений наук и передового опыта); консультативную (оказание помощи обучающимся в решении их профессиональных проблем).

Отличительные функциональные особенности обучения в военном образовательном учреждении ДПО явились основанием для построения классификации методов активного обучения, представленной в табл.1. В диссертации данная классификация раскрыта виде матрицы, в которой для каждого метода определена степень функциональности для целей образовательного процесса, что позволяет преподавателю сделать рациональный выбор метода активного обучения для его включения в технологию проведения учебных занятий (см.: гл. I, § 2).

При этом, сущность реализации методов активного обучения определена как целенаправленный и компетентностно-ориентированный процесс организации педагогической деятельности, обусловленный рациональным выбором и включением в технологию проведения учебных занятий активных методов обучения.

Классификация методов активного обучения для реализации в условиях дополнительного профессионального образования офицеров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *