хиландарский монастырь на афоне икона троеручица
Икона Божией Матери «Троеручица»
Русский народ издревле нашел в своей душе единственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духовно увидели, что не в каком-то условном аллегорическом смысле, а в высшей онтологической действительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Матерью каждого верующего.
Протоиерей Лев Лебедев
Икона Божией Матери Троеручица События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина была в том, что первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Церковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным знакомым в Византии Иоанн переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.
Дамаск. Современный вид Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника Православия, решил коварно извести Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им овладеть, в чем обещалась и всяческая помощь со стороны первого министра.
Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.
Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.
Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.
Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.
В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
Святой преподобный Иоанн Дамаскин Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь. ». Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу. Устыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра.
С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».
Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драгоценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место остановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.
Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.
Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.
«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления.
Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.
Троеручица: странная икона
Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА.
Усеченная десница
В основе иконографии Богоматери Троеручицы лежит традиционное поясное изображение Девы Марии в типе Одигитрии. При этом Младенец Христос представлен восседающим на ее правой руке. Левая же рука Марии поднята к груди в указующем на Сына жесте. Появление в нижней части иконы «третьей» руки, давшей название такого рода образам, находило объяснение в двух преданиях.
Афонская игуменья
Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ многими исследователями датируется XIV столетием и считается привезенным из Сербии. Точных исторических сведений об этом не имеется, но это предположение отчасти согласуется с преданием. Правда, варианты этого предания снова различаются: по одной из версий, икона оказалась привязанной к спине осла, однажды пришедшего к воротам монастыря Хиландар из Сербии, где власть захватили мусульмане. Местонахождение этой иконы во Введенской церкви Хиландарского монастыря связано с еще одним чудом: во время споров братии при выборе нового игумена образ Троеручицы самостоятельно переместился из алтаря на игуменское место, указывая, что сама Богоматерь является настоятельницей монастыря. Следы почитания Троеручицы в средневековых памятниках на территории Сербии и соседней Македонии немногочисленны. Среди них отметим уникальное изображение Богоматери в росписи Белой церкви села Каран (1340-1342). Здесь Мария представлена в рост, в длинной голубой тунике. Правой рукой она держит Христа, а двумя левыми (именно так!) обращается к Нему. Поздний список с хиландарской иконы стал главной реликвией болгарского Троянского монастыря, причем особенностью этого образа является наличие не одного, а трех серебряных привесов в форме руки, закрывающих изображения рук Богоматери на иконе.
Святыня с табличкой
Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».
Хиландарский монастырь на афоне икона троеручица
Празднование: 28 июня (11 июля) и 12 (25) июля.
В древней Хиландарской обители на Святой Горе Афон хранится почитаемая во всем православном мире чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Святая икона эта имеет удивительную историю, связанную с жизнью известного христианского ученого и проповедника – преподобного Иоанна Дамаскина.
Святой Иоанн жил в IX веке в Сирии, завоеванной тогда сарацинами, и принадлежал, говоря современным языком, к «элите» тогдашнего общества. Он был визирем у Дамасского халифа. Правитель ценил его мудрость и образованность, и Иоанн имел большое влияние при дворе. Но он был христианином, и когда христианский мир был поражен лжеучением иконоборчества (борьбы против икон), достигшим и Сирии, смело выступил против еретиков. За это Св. Иоанн был оклеветан перед халифом и обвинен в государственной измене. Разгневанный халиф в наказание велел отсечь ему кисть руки…
Святой Иоанн попросил у халифа отрубленную кисть, и пал ниц перед иконой Божией Матери, прося исцеления и защиты христиан от гонений и интриг. Устав от долгой молитвы он задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший, что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за исцеление Иоанн изготовил из серебра и приложил к образу изображение исцеленной руки, отчего икона и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Сам Иоанн, приняв монашество в Лавре преп. Саввы Освященного, передал туда и чудотворную икону. Он в полной мере применил свои таланты для служения Богу. Его перу принадлежат не только богословские тексты, но и множество церковных песнопений, которые за короткое время стали неотъемлемой частью церковной службы – и в наши дни они так же, как и в древности, звучат в православных храмах. И точно так же, как и во дни Св. Иоанна, верующие почитают образ, свидетельствующий о совершившемся с ним в те далекие времена чуде.
В XIII в. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Там святая икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в святогорской Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник, и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания. Там икона, перед которой молился преподобный Иоанн, находится и сегодня. А многочисленные списки с нее почитаются во всем православном мире, прославившись многими знамениями и исцелениями.
МОЛИТВА
О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, ягоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу; услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, и к Тебе от души сокрушенный и смиренныя усердно прибегающих: Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молимтися, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочну сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирный христианския кончины и добраго ответа на страшном суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшегося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.
Икона Богоматери «Троеручица» в Хиландарском монастыре на Афоне
Cреди многочисленных православных икон Афона особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица (греч. Трихейроуса — Tριχερούσα), которая хранится в сербском монастыре Хиландаре. Свое название икона получила от третьей вотивной руки, добавленной на икону в неизвестное нам время. Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 г.
Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу. Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой — поясное изображение св. Николая. Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX в. на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом.
Хиландарский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — сербская обитель на Афоне
Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов. Расшифровка этих разноплановых поз и жестов становится для эмоционально захваченного реципиента процессом осмысления внутреннего смысла иконы. В этом контексте криптограмма на оборотной стороне иконы может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая. Криптограмма Φ.Χ.Φ.Π. («Φῶς Χριστοῦ φαίνει πᾶσιν») расшифровывается: «Свет Христов просвещает всех». Это раскрывает сложную семантику иконы, и мы понимаем замысел художника, который рассматривал титул Одигитрии как духовную аллегорию. Поскольку нас особенно интересует проблема исторического бытования и развития культа Троеручицы, обратимся к некоторым аспектам стилистического и формального анализа.
Икона Богоматери «Троеручица». Монастырь Хиландар. Святая гора Афон
На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, мы проследили на поверхности иконы отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов. Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. Странно, что при изготовлении оклада XIX в. не сохранили такой важный элемент, а сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте — в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески.
Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной. По нашему мнению, Наставница и Одигитрия не являются синонимами. Этому положению противоречит также датировка иконы и, как нам кажется, довольно поздно возникший культ прославления Троеручицы.
Икона Богоматери «Троеручица» без оклада
В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы, а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342). Оба примера указывают на локальный культ иконы Троеручицы в Скопие до 1340 г., где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре. На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 г. или около этого времени.
Интересующая нас икона находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV в. Рядом находится трон игумена монастыря, поскольку раньше Хиландар был общежитийным монастырем. Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря. И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX в. — неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда икона Одигитрии стала Троеручицею и легитимируют ли вставные предметы ее или только свидетельствуют о начале культа.
Святитель Николай. Изображение на оборотной стороне иконы Богоматери «Троеручица». XIV в. Монастырь Хиландар. Святая гора Афон
Было ли появление вотивной руки отражением локального культа чудотворной Троеручицы в Скопие? Знали ли Хиландарские монахи о существовании македонской Троеручицы? Ответов на эти вопросы нет и в другой легенде о чудотворной Хиландарской иконе, где речь идет об истории ее появления. Легенда содержит рассказ из Деяний св. Иоанна Дамаскина (680–749) и Жития св. Саввы Сербского, который был основателем первого Хиландарского собора (1199). В греческом варианте X в. Жития св. Иоанна Дамаскина святой дарит иконе Богоматери серебряную вотивную руку в благодарность за случившееся с ним чудо. Именно после молитв перед этой иконой прирастает отрубленная калифом (по другой версии — императором Львом III) правая рука святого. Эту же икону берет святой с собою, когда удаляется в Палестину в Лавру св. Саввы близ Иерусалима. Далее начинается рассказ, почерпнутый из Жития св. Саввы Сербского. В 1219–1235 гг. святой, будучи архиепископом сербским, посещает Палестину, где в Лавре св. Саввы получает в благословение от братии две иконы: Троеручицу св. Иоанна Дамаскина (или копию с нее) и Млекопитательницу. По возвращении он основывает на Афоне в Карее скит св. Саввы Иерусалимского, куда вкладывает образ Млекопитательницы, а Троеручицу берет с собою в Сербию.
Существуют различные версии дальнейшей судьбы иконы. Согласно одной, в 1198 г. из Сербии эта палестинская икона (или копия, список) попадает на Афон в Хиландар. По другой — это происходит в XIV в., когда во время военного похода король Стефан Урош (1355–1371) везет икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропадают и появляются чудесным образом перед воротами Хиландара. Третья версия близка ко второй. После оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII в., наглядно свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 г. упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени». А 20 июля 1661 г. костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске — копию с чудотворной иконы Хиландарского монастыря «Богоматерь Троеручица», которая 16 октября 1662 г. была перенесена архимандритом в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону. Сказание о Хиландарской святыне и принесенной архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках, например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге, в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 г. из Научной библиотеки МГУ в Москве. В этих сказаниях акцент делается на появление третьей руки на иконе и пояснение изографам, чтобы они серебрили третью руку, «несоблажняя народ».
Св. Савва и св. Симеон Сербский с иконой Богоматери «Троеручица». Гравюра. Арсений, монах. 1818 г. Монастырь Хиландар. Святая гора Афон
Поздним XVII в. датируется еще одно свидетельство — архимандрита Никанора из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где находилась принесенная в 1661 г. в Россию копия Хиландарской иконы. Когда в 1684 г. афонский митрополит Леонтий посетил монастырь, архимандрит Никанор спросил его, почему на иконе изображена третья рука. Леонтий рассказал еще одну легенду: афонский иконописец работал над изображением Богоматери и на нем чудесным образом появилась третья рука. Вначале он подумал, что это шутки братии и хотел записать третью руку, но Божественный голос остановил его.
Изображения Хиландарской Троеручицы получили распространение в графике (ксилография и гравюра на меди). Самая ранняя из известных нам гравюр на меди была исполнена в 1755 г. в Вене Томасом Месмером (иконография Троеручицы передана неправильно), печаталась в 1757 и 1764 гг. и с изменениями в 1779 г. Она представляет Троеручицу в верхней части сложной многочастной гравюры. Иконография чудотворной иконы передана достаточно точно, гравер только добавляет двух коронующих ангелов. Последняя деталь позднее повторяется на большинстве гравюр, хотя и не соответствует подлинному виду чудотворной иконы. Небольшое изображение Троеручицы на роскошной московской гравюре 1757 г. восходит к прототипу Месмера. Тот же самый иконографический тип повторяется в венских листах 1763 и 1764 гг. Наконец большая венская гравюра 1779 г. показывает Троеручицу в иконографическом изводе Елеусы-Гликофилусы.
Первое самостоятельное изображение иконы Богоматери Троеручицы на полном листе появляется, насколько нам известно, в 1816 г. в оттиске Хиландарского монаха Павла Болгарина. В двух близких листах 1817 и 1818 гг. икона изображена в центре, поддерживаемая святыми Саввой и Симеоном. На две гравюры XIX в. указал в своей монографии Е. Томов, а четыре гравюры XVIII–XIX в. опубликовал Д. Давидов. Несколько интересных образцов печатных изображений Троеручицы было представлено на выставке «Иконы на бумаге. Графика Святой Горы Афон» в 1993 г. в Музее икон в Реклингхаузене, Германия.