холмская икона божией матери
Холмская икона спасена
|
Холмская икона Божией Матери |
/p>
О происхождении Холмской иконы сохранились различные легенды. Согласно самой известной из них, икону принес в дар городу Холму (Хельму) сам святой равноапостольный князь Владимир. Очевидно, она была вывезена из Византии с приданным его жены Анны, дочери византийского императора. Исторические источники подтверждают присутствие иконы в Холме в XIII веке. Это она в начале столетия спасла Холм от татар. Когда их орды обложили город, жители вынесли чудотворную икону на крепостные валы. Татарам показалось, что валы достигли облаков, и они отступили.
В 1259 году город горел. Пожар уничтожил все церкви, но икона уцелела. Князь Даниил построил тогда для нее на Хельмской горе прекрасный кафедральный собор. В хронике Яна Длугоша содержатся сведения о том, что в 1262 году Лев, сын Даниила, подарил икону церкви. Летописец упоминает и о том, что икона написана на кипарисовой доске. В 1596 году Холмский епископ Дионисий Збруйский принял унию, и иконостас кафедрального собора оказался у униатов. Когда в середине XVII века икона согласно договору должна была вернуться к православным, униаты ее скрыли. Спустя год святыня была обнаружена в сундуке закопанном в землю и замаскированном зерном и снопами соломы. После того, как икону торжественно перенесли в собор, униаты послали жалобу королю. Через некоторое время, после споров и объяснений, король Ян Казимир приказал привезти икону в Варшаву и поместить ее в часовню в замке. После отправки иконы в Люблин, королевские войска забирают ее на войну с казаками.
Вернувшись в Варшаву, икона вскоре опять попала в Холм и была передана монахам-униатам. Слава о святой иконе распространилась за пределы Холмщины, и к ней сразу потянулось множество верующих с Подляшья, Волыни и других дальних и близких мест.
В 1646 году Иаков Суша, последний униатский епископ, издал книгу с описанием ста главных чудес, которые происходили во время молитв к Божией Матери перед ее чудотворной иконой. В этой книге содержалось точное описание и размеры иконы: «в длину образ имеет полтора локтя, почти четверть; в ширину на полторы четверти; в толщину на два пальца».
В 1875 году холмские униаты вернулись в лоно Православной Церкви. В 1878 году икону торжественно перевезли в собор Пресвятой Богородицы. Почитание иконы не ослабевало. В 1888 году к чудотворному образу прикладывался сам Российский император Александр II с семьей.
В 1915 году во время трагических событий Первой мировой войны икона вместе с беженцами выехала на восток. Позднее стало известно, что она вместе со священником Ганкевичем очутилась в Москве, а в 1918 году была привезена в Киев. Спустя 13 лет святыня попала в руки к о.Анатолию Юнаку. В 1943 году икона вернулась в Холм, но дальнейшая ее судьба была на протяжении многих лет неизвестна.
Анатолий Квасюк, художник-реставратор из Луцка, вспоминает: «В сентябре 1996 года появился руководитель отдела живописи краеведческого Волынского музея в Луцке и спросил, не хотел бы я взглянуть на одну из икон…С писателем Иосифом Стасюком мы тотчас поехали на незнакомую мне квартиру. С ним была Надежда Гавриловна Горлицкая. Хозяйка отворила перед нами двери, и я увидел чистую опрятную квартиру, всю в вышитых полотенцах, но иконы не было. И лишь, когда двери закрыли, она предстала перед нами в полной своей красе. Хозяйка берегла святыню, чтобы она не попадалась сразу на глаза случайным гостям… В виду сильных повреждений требовалась ее реставрация. Между Надей и директором музея было подписано соглашение о передачи иконы на хранение и консервацию. Нас попросили держать происшедшее в тайне…»
Владимир Александрович из Львовской Академии Наук говорит: «Эта икона, памятник византийского искусства, наследующий традиции античности. По предварительной оценке ее следует датировать не ранее XII столетием. Работа по консервации еще не закончилась. Икону можно увидеть в музее по адресу: улица Перемоги дом 4.
ХОЛМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Холмская икона Божией Матери |
Холмская икона Божией Матери.
Холмская икона Божией Матери, по преданию, записанному епископом Иаковом (Сушею), была написана Евангелистом Лукой и привезена на Русь из Греции при равноапостольном князе Владимире, который после Крещения получил в дар из Константинополя много икон [1]. Холмский образ Божией Матери изображен на кипарисовой доске.
В 1891 году была обновлена риза, обветшавшая за время пребывания под униатами. Освящение новой ризы, изготовленной в ювелирной мастерской Овчинниковых и обошедшейся в 1300 рублей, собранных всем миром, состоялось 8 сентября того же года при участии Леонтия, епископа Холмского и Варшавского, Флавиана, епископа Люблинского и Модеста, епископа Волынского и Житомирского. В 1900 году риза была украшена жемчугами и драгоценными камнями.
Старая риза была бережно помещена в ризницу, а затем перенесена в церковно-археологический музей Холмского братства и возложена на копию Холмской ионы Божией Матери, которая размещалась там в красном углу главной залы.
В июле 1915 года в связи эвакуацией Холмская икона Божией Матери была вывезена в Москву ключником Холмского кафедрального собора протоиереем Николаем Ганкевичем. С началом гонений на Церковь в 1918 году икона была тайно перевезена в Киев и помещена в монастыре святого Флора. Затем была тайно вынесена из монастыря, и оставалось сокрытой в частных домах верующих. Хранители иконы много раз рисковали собой ради образа, одно время он был разобран на отдельные доски.
Холмская икона Божией Матери |
Став в 1943 году архиепископом Холмским, Иларион (Огиенко) сразу начал поиски Холмского образа Пресвятой Богородицы. Когда Холмский кафедральный собор был вновь открыт для православных, в день Воздвижения Креста Господня в 1943 году икона была перевезена из Киева в Холм благодаря усилиям протоиерея Анатолия Юнака, в семье которого в Киеве с 1933 по 1943 год хранилась икона, и заместителя мэра Киева профессора В. Волкановича. В воскресение, 3 октября икона предстала перед верующими в Свято-Пречистенском соборе на Холмской горе, а потом перенесена в Свято-Андреевский храм.
Однако вскоре, в июле 1944 года, икона снова покинула Холм. Архиепископ Иларион (Огиенко) был вынужден уехать на Запад и забрал икону с собой, но под Люблином его обоз попал под бомбардировку и образ был спасен Иларией Булгаковой, кузиной известного писателя Михаила Булгакова. Было принято решение возвратить икону в Холм, и она попала на тайное сохранение протоиерея Гавриила Коробчука бывшего викарием в православном соборе на Даниловой горе в Холме. В 1945 году он был вынужден уехать на Украину, где образ сохранялся его семьей в секрете вплоть до 1990-х годов. Тем временем строились различные догадки о судьбе иконы, а иные считали ее утерянной.
В 1996 году дочь отца Гавриила, Надежда Горлицкая (Коробчук), отдала икону на реставрацию в Луцкий Музей Волынской иконы с условием сохранения тайны. До 2000 года о существовании иконы знал ограниченный круг выходцев из Холмщины. После первого этапа реставрационных работ, в августе 2000 года, члены Волынского общества «Холмщина» решили обнародовать икону и передать ее в собственность Украинского государства.
Весть об обретении иконы была вначале встречена с недоверием верующими Холма, но исследование подтвердило подлинность образа и 21 сентября 2001 года из Луцка в Холм была передана фотокопия чудотворного образа.
Холмская икона Божией Матери
Холмская икона Пресвятой Богородицы датируется XI–XII веком и относится искусствоведами к константинопольской школе византийской иконописи эпохи Дук, Комнинов и Ангелов.
Об этом свидетельствует особенная утонченность и совершенство образа в сочетании с чрезвычайно высоким уровнем художественного исполнения.
Иконографически Холмская икона принадлежит к типу Одигитрии Праворучицы. Одна из важнейших деталей, различимых в ультрафиолетовом излучении – стопа Младенца, развернутая к зрителю пяточкой.
Эта иконографическая особенность наполнена глубоким богословским смыслом, тесно связанным с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителе, жалящем в пяту рожденного женою.
Современный список. Украинский иконописец Михаил Гаевой.
Холмская икона. Современный список.
Почитание этой чудотворной иконы началось давно, поэтому с нее издревле до наших дней делаются списки. На этих современных списках вы можете лучше рассмотреть иконографические особенности.
О происхождении Холмской иконы сохранились различные легенды. Согласно самой известной из них, икону принес в дар городу Холму сам святой равноапостольный князь Владимир. Возможно, она была вывезена из Византии с приданым его жены Анны, дочери византийского императора.
Исторические источники подтверждают присутствие иконы в XIII веке в Холме, крупнейшем городе Галицко-Волынского княжества Киевской Руси. Ныне город называют Хелм (республика Польша).
Холмская икона написана на кипарисовой доске, состоящей из трех частей. В древности эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмалями византийской работы. Около 1242 года, во время нападения татар, полки Батыя пришли на юго-западную Русь и ограбили г. Холм, в котором находилась святыня. От них пострадала и сама икона. Татары сняли с нее ризу, повредив изображение в некоторых местах.
В наше время на изображении видны две язвы, которые были нанесены татарами: одна на левом плече образа Богородицы(от удара саблей) и другая на правой руке (от стрелы). Имеется предание, что нечестивые татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли.
Холмская икона Божией Матери
В 1255 году город Холм горел. Пожар был таким сильным, что его видели из Львова, и уничтожил все церкви. Но икона уцелела. Князь Даниил построил тогда для нее на Холмской горе прекрасный кафедральный собор
Перед этой иконой совершалось много чудесных явлений. Рассказы о них содержатся в книге архимандрита Иоаникия Голятовского «Новое небо».
С переходом холмского епископа Дионисия Збируйского в 1596 г. в унию холмский собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 г., во время восстания казаков Богдана Хмельницкого против владычества Речи Посполитой, униаты должны были вернуть ее православному епископу Дионисию Балабану по Зборовскому соглашению, но икону скрыли. Спустя год святыня была обнаружена в сундуке закопанном в землю и замаскированном зерном и снопами соломы В следующем 1651 г. война вспыхнула с новой силой, а икона попала в руки поляков Король Ян-Казимир взял Холмскую икону с собой в поход, после которого она была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 г. Победу над казаками Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, холмская икона Которой была с ним в походе. В благодарность за это король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону.
Холмская икона в храме Святого Великомученика Димитрия, Санкт-Петербург |
Когда в 1915 году возникла угроза захвата города австрийской армией, Холмскую икону эвакуировали в Москву. Но через несколько лет, спасая от большевиков, икону тайно переправили в Киев и поместили во Флоровский монастырь на Подоле. Вскоре после Гражданской войны советская власть предприняла массовую конфискацию церковных ценностей под предлогом сбора средств для помощи голодающим Поволжья. Тогда оклад иконы украшали драгоценные камни, поэтому была реальная опасность, что ее экспроприируют. Верующие из числа интеллигенции разделили реликвию на части и спрятали в своих домах. Икону, написанную на трех кипарисовых досках, пришлось разъединить. Чекистам удалось найти только драгоценный оклад. Его обнаружили при обыске у ученого-этнографа Корниловича. Хоть оклад был вещью очень ценной, изготовлен он относительно недавно — в конце XIX века. Самой же иконе около тысячи лет.
Холмская икона в золоченой ризе. |
Реставрировали ее в годы Второй мировой войны. Дело было так: известный украинский ученый и богослов Иван Огиенко (митрополит Илларион) стал архиепископом оккупированного немцами Холма. Ему было известно, у кого хранились части иконы Холмской Богоматери, и он отправил в Киев человека, снабдив его деньгами на реставрацию иконы. В 1943 году она вновь была помещена в кафедральный собор Холма. Перед освобождением города советскими войсками митрополит попытался вывезти церковные раритеты, однако эшелон, в котором их переправляли, разбомбили на территории Польши. Простая христианка по фамилии Булгакова спасла икону из огня. Привязав ее к спине (образ Холмской Богоматери довольно большой, поэтому нести его удобнее всего именно таким образом), женщина шла по ночам, а днем пряталась в стогах сена. Она добралась до Люблина, а тамошние священники переправили святыню в Украину. Так она попала в дом священника Гавриила, отца Надежды Горлицкой, в квартире которой и была обнаружена в 1996 году сотрудниками луцкого музея Волынской иконы. Святыню прятали от посторонних глаз в шкафу, и только по большим православным праздникам, например, в день Рождества Богородицы, семья устраивала на дому молебен перед чудотворным образом, зашторив для конспирации окна. Женщина сама предложила безвозмездно передать ее украинскому государству с условием, что образ останется в Луцке.
С тех пор восстановлением чудотворного образа Богоматери занимается руководитель реставрационной мастерской музея волынской иконы Анатолий Квасюк.
Если вы хотите более подробно узнать об аспектах исследования этой древней иконоы учеными, посетите страницу
www.etnolog.org.ua/vyd/studmyst/2004/N1_5/Art03.htm
В настоящее время Холмская икона Богородицы находится в экспозиции музея Волынской иконы г. Луцка.
Празднование иконе установлено 8 сентября ст.ст.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История спасения одной иконы
Холмская икона Божией МатериХолмская икона Пресвятой Богородицы датируется XI–XII веком и относится искусствоведами к константинопольской школе византийской иконописи эпохи Дук, Комнинов и Ангелов.
Об этом свидетельствует особенная утонченность и совершенство образа в сочетании с чрезвычайно высоким уровнем художественного исполнения.
Иконографически Холмская икона принадлежит к типу Одигитрии Праворучицы. Одна из важнейших деталей, различимых в ультрафиолетовом излучении – стопа Младенца, развернутая к зрителю пяточкой.
Эта иконографическая особенность наполнена глубоким богословским смыслом, тесно связанным с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителе, жалящем в пяту рожденного же
Почитание этой чудотворной иконы началось давно, поэтому с нее издревле до наших дней делаются списки. На этих современных списках вы можете лучше рассмотреть иконографические особенности.
О происхождении Холмской иконы сохранились различные легенды. Согласно самой известной из них, икону принес в дар городу Холму сам святой равноапостольный князь Владимир. Возможно, она была вывезена из Византии с приданым его жены Анны, дочери византийского императора.
Исторические источники подтверждают присутствие иконы в XIII веке в Холме, крупнейшем городе Галицко-Волынского княжества Киевской Руси. Ныне город называют Хелм (республика Польша).
Холмская икона написана на кипарисовой доске, состоящей из трех частей. В древности эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмалями византийской работы. Около 1242 года, во время нападения татар, полки Батыя пришли на юго-западную Русь и ограбили г. Холм, в котором находилась святыня. От них пострадала и сама икона. Татары сняли с нее ризу, повредив изображение в некоторых местах.
В наше время на изображении видны две язвы, которые были нанесены татарами: одна на левом плече образа Богородицы(от удара саблей) и другая на правой руке (от стрелы). Имеется предание, что нечестивые татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли.
В 1255 году город Холм горел. Пожар был таким сильным, что его видели из Львова, и уничтожил все церкви. Но икона уцелела. Князь Даниил построил тогда для нее на Холмской горе прекрасный кафедральный собор
Перед этой иконой совершалось много чудесных явлений. Рассказы о них содержатся в книге архимандрита Иоаникия Голятовского «Новое небо».
С переходом холмского епископа Дионисия Збируйского в 1596 г. в унию холмский собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 г., во время восстания казаков Богдана Хмельницкого против владычества Речи Посполитой, униаты должны были вернуть ее православному епископу Дионисию Балабану по Зборовскому соглашению, но икону скрыли. Спустя год святыня была обнаружена в сундуке закопанном в землю и замаскированном зерном и снопами соломы В следующем 1651 г. война вспыхнула с новой силой, а икона попала в руки поляков Король Ян-Казимир взял Холмскую икону с собой в поход, после которого она была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 г. Победу над казаками Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, холмская икона Которой была с ним в походе. В благодарность за это король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону. 29 апреля 1652 г. она была установлена в соборе г. Холма. Между тем, война между Польшей и Украиной вспыхнула с новой силой. Тогда король снова взял чудотворную Холмскую икону на поле битвы, но под Жванцем польское войско потерпело поражение. После этого святыня была возвращена в холмский собор, где находилась до начала нашего столетия.
Во время господства унии имели место попытки латинизации чудотворной иконы и самого холмского собора. Икона была поставлена в алтаре, над главным престолом (по католическому обычаю). В 1765 г. Римским Папой икона была коронована двумя золотыми коронами. К передней части престола, над которым она находилась, была прикреплена серебряная пластина с барельефами и латинскими надписями (на сегодняшний день хранится в Московской оружейной палате).
В первой половине XIX в. Холмская икона и собор были возвращены православной общине. Святыню торжественно установили в иконостасе над Царскими Вратами. В 1888 году к чудотворному образу прикладывался Российский император Александр II с семьей.
Когда в 1915 году возникла угроза захвата города австрийской армией, Холмскую икону эвакуировали в Москву. Но через несколько лет, спасая от большевиков, икону тайно переправили в Киев и поместили во Флоровский монастырь на Подоле. Вскоре после Гражданской войны советская власть предприняла массовую конфискацию церковных ценностей под предлогом сбора средств для помощи голодающим Поволжья. Тогда оклад иконы украшали драгоценные камни, поэтому была реальная опасность, что ее экспроприируют. Верующие из числа интеллигенции разделили реликвию на части и спрятали в своих домах. Икону, написанную на трех кипарисовых досках, пришлось разъединить. Чекистам удалось найти только драгоценный оклад. Его обнаружили при обыске у ученого-этнографа Корниловича. Хоть оклад был вещью очень ценной, изготовлен он относительно недавно — в конце XIX века. Самой же иконе около тысячи лет.
Реставрировали ее в годы Второй мировой войны. Дело было так: известный украинский ученый и богослов Иван Огиенко (митрополит Илларион) стал архиепископом оккупированного немцами Холма. Ему было известно, у кого хранились части иконы Холмской Богоматери, и он отправил в Киев человека, снабдив его деньгами на реставрацию иконы. В 1943 году она вновь была помещена в кафедральный собор Холма. Перед освобождением города советскими войсками митрополит попытался вывезти церковные раритеты, однако эшелон, в котором их переправляли, разбомбили на территории Польши. Простая христианка по фамилии Булгакова спасла икону из огня. Привязав ее к спине (образ Холмской Богоматери довольно большой, поэтому нести его удобнее всего именно таким образом), женщина шла по ночам, а днем пряталась в стогах сена. Она добралась до Люблина, а тамошние священники переправили святыню в Украину. Так она попала в дом священника Гавриила, отца Надежды Горлицкой, в квартире которой и была обнаружена в 1996 году сотрудниками луцкого музея Волынской иконы. Святыню прятали от посторонних глаз в шкафу, и только по большим православным праздникам, например, в день Рождества Богородицы, семья устраивала на дому молебен перед чудотворным образом, зашторив для конспирации окна. Женщина сама предложила безвозмездно передать ее украинскому государству с условием, что образ останется в Луцке.
С тех пор восстановлением чудотворного образа Богоматери занимается руководитель реставрационной мастерской музея волынской иконы Анатолий Квасюк.
Если вы хотите более подробно узнать об аспектах исследования этой древней иконоы учеными, посетите страницу www.etnolog.org.ua/vyd/studmyst/2004/N1_5/Art03.htm
В настоящее время Холмская икона Богородицы находится в экспозиции музея Волынской иконы г. Луцка.
Празднование иконе установлено 8 сентября ст.ст.
Холмская икона Божией Матери
Холмская икона Божией Матери имеет очень давнюю и сложную историю. Образ одинаково почитается как православными, так и католиками. Находится Холмская икона Божией Матери в Музее волынской иконы в городе Луцке. Долгое время она считалась утеряной, но в 2000 году она была опять выставлена для широкой публики.
Холмская икона Божией Матери, Х век
История образа: По преданию, она написана святым апостолом и евангелистом Лукой и привезена на земли Киевской Руси вместе с другими иконами из Константинополя святым равноапостольным князем Владимиром после принятия им святого крещения. Написана чудотворная икона на трех соединенных вместе кипарисовых дощечках.
В древности Холмская икона Божией Матери была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмали византийской работы. В 1261 году, во время нападения татар, полки Бурундая ограбили город Холм (сегодняшний Хелм, республика Польша ), в котором находилась святыня.
Татары сняли золотую ризу с иконы, а саму икону забросили. При этом пострадала сама чудотворная икона. На изображении и в настоящее время видны две нанесенные татарами язвы: одна на левом плече Богородицы от удара саблей, другая на правой Ее руке от стрелы. Согласно преданию, кара Божия тогда же постигла нечестивых: дерзкие ослепли, и лица их обратились к спине.
Только через 100 лет после разрушения Холма святая Холмская икона Божией Матери была обретена во время раскопок и торжественно установлена в восстановленном холмском соборе. С переходом холмского епископа Дионисия Збируйского в 1596 году в унию, холмский собор и Холмская икона Божией Матери оказались в руках униатов.
В 1650 году, во время восстания казаков под предводительством Богдана Хмельницкого, униаты были вынуждены вернуть холмскую кафедру православному епископу Дионисию Балабану, а икону скрыли. Холмская икона Божией Матери была найдена после продолжительных поисков в подземелье.
В 1651 году война вспыхнула с новой силой. Холмская икона Божией Матери опять попала в руки поляков. Польский король Ян — Казимир брал ее в поход. Свою победу над казаками он приписал помощи чудотворной иконы, которую повелел выставить в Варшаве в часовне королевского дворца. Здесь она оставалась до 1652 года.
Между тем война вспыхнула снова, и польский король взял опять чудотворную икону на поле битвы, но на этот раз русская святыня помощи ему не принесла. Под Жванцем польское войско потерпело поражение. После этого Холмская икона Божией Матери была возвращена в холмский собор, где находилась до начала нашего столетия.
Во время господства унии имели место попытки латинизации чудотворной иконы. В 1765 году римским папой Холмская икона Божией Матери была коронована двумя золотыми коронами. К передней части престола, над которым она находилась, была прикреплена серебряная пластина с барельефами и латинскими надписями, которая сейчас хранится в Московской оружейной палате.
В первой половине XIX века Холмская икона Божией Матери и собор были возвращены православной общине. Святыня была торжественно установлена в иконостасе над Царскими Вратами. О множестве чудотворений, произошедших от Холмской иконы, рассказывается в книге архимандрита Иоаникия Голятовского «Новое небо».
На татарское войско нашло какое-то наваждение: гора, на которой находился город, показалась им слишком высокою и потому неприступною; потом им казалось, что они наступают, хотя на самом деле они отступали. Наконец они в беспорядке бежали от города. Чудесным заступлением Пресвятой Богородицы город был спасен от разорения.
Во время Первой мировой войны в 1915 году Холмская икона Божией Матери была вывезена в Москву, а затем в 1918 году переправлена в Киев во Флоровский монастырь. С 1923 по 11941 год образ прятали по частным квартирам верующие христиане города Киева.
В 1942 году на средства архиепископа Илариона (Огиенко) Холмская икона Божией Матери была отреставрирована профессором искусств Николаем Праховым. После реставрации образ с почестями 27 сентября 1943 года вернулся в кафедральный собор Холма, который с 1940 года был православным.
Холмская икона Божией Матери, современный список
В июле 1944 года митрополит Иларион решил уехать на Запад и забрал икону с собой, но под Люблином его обоз попал под бомбежку. Холмскую икону спасла Иллария Михайловна Булгакова, кузина известного писателя Михаила Булгакова. Холмская икона Божией Матери опять попала в тайное сохранение и сохранялась так до 1996 года, считаясь утерянной.
В 1996 году Надежда Горлицкая передала икону Музею волынской иконы, где она доступна теперь верующим всех конфессий. Согласно завещанию семьи Горлицких, Холмская икона Божией Матери не должна покидать пределы Луцка. 21 сентября 2001 года из Луцка в город Холм была передана фотокопия чудотворной иконы. Проведенные исследования подтвердили подлинность образа.
В течении 10 лет реставрацией иконы, снятием позднейших наслоений и открытием первоначальной живописи занимался реставратор Анатолий Квасюк, который за свою работу был удостоен ордена Святого равноапостольного князя Владимира II степени Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Холмская икона Божией Матери в храме святого великомученика Димитрия, Санкт-Петербург
Иконография: Холмская икона Божией Матери является редким памятником византийской живописи иллюзионистического стиля. Написана икона на рубеже XI-XII веков темперными красками в византийском стиле. Пресвятая Богородица держит Богомладенца на правой руке. Он благословляет правой рукой, а в левой держит свиток.
По стилистическим особенностям ближайшей аналогией иконы является Владимирская икона Божией Матери. На иконе сохранилось 60% авторской живописи. По размеру Холмская икона Божией Матери довольно большая, 95 на 66 сантиметров.
Молитвенная традиция: Перед Холмской иконой молятся Пресвятой Богородице о защите от всяких бед и напастей.
Празднование: 8 / 21 сентября.
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Холмская»
Не утвержден для общецерковного использования
Кондак 1
Избранной от всех родов Владычице мира, превыше сил небесных превознесенней, хвалебныя песни приносим раби Твои, Богородице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, во святей иконе Твоей являемое, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем Ти: Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Икос 1
Ангелов чиноначалия на небеси величают Тя, Пресвятую Деву, Радость Пресветлую всему миру родившую, мы же, песни ангельстей подражая, зде, на земли, воспоем Ти сицевая:
Радуйся, богоизбранная Отроковице.
Радуйся, от дней ветхих Богу предобрученная.
Радуйся, от пророк миру предуказанная.
Радуйся, Архангелом Гавриилом о зачатии Сына от Духа Свята предвозвещенная.
Радуйся, во смирении благовестие Архангелово восприявшая.
Радуйся, Наставнице, смиренномудрию нас научающая.
Радуйся, богодухновенно от праведныя Елисаветы Материю Божиею нареченная.
Радуйся, о рождении от Тебе Спасителя мира в веселии духовнем Господа возвеличившая.
Радуйся, лики ангельскими песнословимая.
Радуйся, от всех родов присно ублажаемая.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 2
Видя заступление Твое, Всеблагая Владычице, роду христианскому являемое, зане в бедах крепкая еси нам Помощница, обидимым Заступнице, скорбным утешение, больным исцеление и всем труждающимся скорая помоще, вси благодарственно о Тебе Богу вопием: Аллилуиа.
Икос 2
Разум подаждь нам, Всеблагая Владычице, како достойно воспети промышление Твое, стране Холмстей явленное, внегда просветитель Руси князь Владимир, изволением Твоим, в покров и охранение страны сея, светом учения Евангельскаго просвещаемыя, граду Холму в дар принесе икону Твою, Пречистая. Мы же, дивящеся Твоему о нас предстательству, со умиление зовем Ти сице:
Радуйся, усердная Заступнице рода христианскаго.
Радуйся, насадителю веры Христовы князю Владимиру во апостольстве вспомоществовавшая.
Радуйся, иконою Твоею чудотворною страну Холмскую, аки драгоценным даром, обогатившая.
Радуйся, веру Православную в земли сей укрепившая.
Радуйся, Твоею неисчетною благостию христиан ущедряющая.
Радуйся, милосердие неизреченное душам нашим источающая.
Радуйся, молитвами Твоими о нас неоскудевающая.
Радуйся, матерним заступлением чтущих Тя от всяких бед избавляющая.
Радуйся, пречестною иконою Твоею врачевство телесное и духовное христианом являющая.
Радуйся, высото непостижимая, ко пристанищу высшему нас возводящая.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 3
Силу благодатную явила еси во святей иконе Твоей, Пресвятая Владычице, сокровище бо многоценное в ней нам открываеши и безчисленныя щедроты притекающим к ней подаеши, да вси, щедротами Твоими обогатившеся, со умилением Богу воззовем: Аллилуиа.
Икос 3
Имеющи о новопросвещенных людех земли Холмския попечение неоскудное, от пречестныя иконы Твоея токи чудес источила еси, Владычице, да вси познают, яко любовь Твоя и попечение присно на людех православных пребывают. Сего ради благодарственно Тебе воспоем:
Радуйся, благодати источник неистощимый дарующая.
Радуйся, лучами чудес всех притекающих к иконе Твоей озаряющая.
Радуйся, помоще всем верно чтущим Сына Твоего преславная.
Радуйся, веры Православныя в земли нашей крепосте твердая.
Радуйся, попечением Твоим присным о людех православных истину Православия утверждающая.
Радуйся, иконою Твоею радость духовную нам соделавающая.
Радуйся, милости сокровище многоценное нам открывающая.
Радуйся, море щедрот просящим у Тебе изливающая.
Радуйся, заблуждшим путь истины указующая.
Радуйся, призывающим Тя на помощь скоро поспешествующая.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 4
Буря напастей и бед, не единожды воздвизаемая противу веры Православныя в земли нашей, не возможе поколебати твердости в вере всех притекающих к Тебе, Владычице, и цельбоносней иконе Твоей покланяющихся, зане икона сия в щит и победное знамение православным христианом Тобою дадеся, и мы, грешнии, твердо уповаем, яко и во дни наших напастей скоропослушаеши всех нас, с верою ко Твоему пречистому образу притекающих и Сыну Твоему поющих: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше людие православнии, яко икона Твоя пречистая во дни тыя, егда град Холм от агарян нечестивых огню и мечу предадеся, под пеплом храма бысть сокровенна и по стех летех паки невредима обретеся, радостию велиею возрадовавшеся, хвалу Ти, Пресвятая Дево и Мати, воспеша таковую:
Радуйся, земли Холмския покрове.
Радуйся, Православия в ней насаждение и утверждение.
Радуйся, во огни икону Твою пречестную чудесно неврежденною сохранившая.
Радуйся, росою чудоточною огнь угасившая.
Радуйся, радость нам велию, яко отроком халдейским в пещи огненней, подавшая.
Радуйся, сильну в чудотворении познати Тя научившая.
Радуйся, яко икону Твою неврежденну зряще, святыне сей покланятися научаемся.
Радуйся, яко от иконы Твоея даров чудесных сподобляемся.
Радуйся, броне наша неуязвимая; Радуйся, стено наша несокрушимая.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 5
Боготечная звезда явися нам, Богомати, пречестная икона Твоя, лучами бо чудес, от иконы исходящими, всех верных Ти осияваеши, мрак греховный и мглу скорбей наших прогоняеши и всех ищущих спасения наставляеши с верою воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видев князь Владимир, яко насельницы земли Холмския во тьме язычества и сени смертней пребывают, разори на горе града Холма капище идольское и созда на ней храм Богу Живу, в немже и утверди пречестный образ Твой, Богомати, да вси взирающии нань и чтущии Тя, дары от Тебе восприемлют, яже к животу и благочестию. Мы же, чтуще святыню Твою, со умилением глаголем:
Радуйся, палато Сына Божия, в храме земнем обитати благоизволившая.
Радуйся, вместилище славы Господней, притекающих к Тебе славою и честию венчавшая.
Радуйся, горо несекомая, источник воды живы жаждущим источившая.
Радуйся, заре, блистающая во тьме, мрак языческий в земли нашей разорившая.
Радуйся, стамно златая, мир весь глада духовнаго избавляющая.
Радуйся, столпе огненный, к Солнцу Правды всех ищущих спасения приводяй.
Радуйся, иконою Твоею источники чудес нам источающая.
Радуйся, двери райския всем верно чтущим Тя отверзающая.
Радуйся, христианом радосте и утешение.
Радуйся, уз греховных падшим разрешение.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 6
Проповедницы чудес велиих, иконою Твоею источаемых, явишася не токмо православнии, но и иновернии людие: не отринула бо еси милосердием Твоим и сих, к Тебе притекающих и цельбоносной иконе Твоей покланяющихся, да вси, сильну помощницу Тя уразумевше и покланятися православней святыне научившеся, со умилением воззовут Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявши от пречестныя иконы Твоея благодать светозарную, светиши светом чудес и милостей стране нашей, Пречистая, да вси, с верою к Твоей иконе цельбоносней притекающии и чающии от Тебе великия и богатыя милости, едиными устами и единым сердцем велегласно Тебе вопиют:
Радуйся, дерзновенная к Богу Ходатаице.
Радуйся, за мир христианский теплая Молитвеннице.
Радуйся, неистощимый источниче святыни.
Радуйся, многотекущая реко благ вечных.
Радуйся, сиянием славы Твоея нас облистающая.
Радуйся, мрак греховный душ наших упраздняющая.
Радуйся, яко Твоею иконою источники чудес являеши.
Радуйся, яко прибегающим к ней вся полезная даруеши.
Радуйся, сердец наших умиление.
Радуйся, от бед и напастей наше спасение.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 7
Хотящи граду Холму, от агарян нечестивых разоряему, милосердие явити, не отринула еси, Скоропослушнице, двух княжен холмских, пред иконою Твоею о спасении града сего молящихся и чин иноческий прияти обещавших, но притекла еси на помощь граду сему и обратила в бегство полки вражия, да вси, спасеннии Тобою от бед, воспоют: Аллилуиа.
Икос 7
Дивное попечение о доме Господнем, в немже пребываше Твоя цельбоносная икона, показала еси, Пресвятая Владычице; како бо не дивимся Твоей чудесней помощи, собирателю лепты на расширение храма сего иноку Иоасафу явленней, егда инок сей от Тебе, во образе лепообразныя Жены явльшейся, прият в дар свиток с лептою, на сие дело довлеющею, и, дивяся свыше ниспосланней помощи, воспе Ти сице:
Радуйся, преславная в бедах Заступнице.
Радуйся, милости превеликия Подательнице.
Радуйся, многажды прошения наша предваряющая.
Радуйся, светозарное сияние, скорбный мрак души нашея разгоняющее.
Радуйся, ненадежных непостыдное надеяние.
Радуйся, всем верно чтущим Тя радосте и утешение.
Радуйся, любве неистощимый источниче.
Радуйся, твердое наше упование.
Радуйся, всех притекающих к Тебе Твоею милостию покрывающая.
Радуйся, вечныя радости нас сподобляющая.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 8
Странники и пришельцы на земли суще, новаго града, Иерусалима небеснаго, взыскуем. Ты же, Пречистая Владычице, яко предстательница о людех к Сыну Твоему, моли прощение прегрешений нам прежде конца даровати, да тихаго пристанища на небеси достигнем и Богови возопием: Аллилуиа.
Икос 8
Вся небесныя силы Тебе, яко Богоматерь, величают, Ты же, Дево Богородице, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, не возгнушалася еси за род человеческий, грехми оскверненный, предстояти; того ради и вси земнороднии благодарственная Тебе приносят, воспевая сице:
Радуйся, Невместимаго вместилище.
Радуйся, чистоты божественныя хранилище.
Радуйся, рождением Твоим Бога и человека соединившая.
Радуйся, спасение человеком устроившая.
Радуйся, Путеводительнице, к небеси нас возводящая.
Радуйся, Царице небесе и земли, врата райския нам отверзающая.
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом соцарствующая.
Радуйся, и посреде нас, грешных, пребывати не возгнушавшаяся.
Радуйся, ко благосердию Владыки молитвы в вере благочестивых приносящая.
Радуйся, молений и нас грешных не отвергающая.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение.
Кондак 9
Все естество ангельское и человеческое, дивяся Твоему неизреченному милосердию к роду христианскому, похвальныя песни Тебе приносят, зане сильным предстательством Твоим мир весь от бед избавляеши, больных врачуеши, грешных заступаеши и молишися о всех с верою к Богу притекающих и вопиющих Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя недоумеют, киими словесы восхвалити славный, Владычице, праздник Холмския иконы Твоея, к нейже в день сей святый во множестве превеликом не токмо православнии, но и иновернии притекают, чающе от Тебе скорбей избавления, недугов исцеления, радостей исполнения и благ вечных сподобления. Ты же, Щедродательнице, неисчетная благодеяния иконою Твоею в день сей являеши, да вси, радующеся о Тебе, возглаголют сице:
Радуйся, мир от скорбей избавляющая.
Радуйся, в напастех нас защищающая.
Радуйся, слепых прозрение, глухих слышание.
Радуйся, хромым хождение, немых глаголание.
Радуйся, болезней наших врачевание.
Радуйся, чаяний наших исполнение.
Радуйся, умерщвленных грехми благодатию Твоею оживляющая.
Радуйся, подаяние благ вечных нам являющая.
Радуйся, тихое пристанище ищущим спасения.
Радуйся, почитающим икону Твою несумненное защищение.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение.
Кондак 10
Спасти хотящи некоего мужа холмска Иакова, в реце утопающа и ко Твоей помощи взывающа, Ты, Богомати, отчаявшихся спасение, подобне Христу, извлекшему Петра из пучины морския, простерла еси руку помощи сему погибающему, да вси сущии в бедах, ведяще чудо сие, воспоют о Тебе хвалебную песнь Богови: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси нерушимая граду Холму, Пресвятая Богородице Дево: егда бо во дни древния агаряне нечестивии, огню и мечу землю Холмскую предающе, ко граду Холму приближахуся, насельницы же града, подъявше икону Твою пречестную, вкруг храма ю обношаху и о спасении града слезно моляхуся, Ты же, внимая мольбам людей, во спасении отчаявшихся, устрашила еси враги видением чудным и отгнала их от града, ими осажденнаго, да вси спасеннии Тобою от находящих на ня бед воспоют Ти таковая:
Радуйся, страну нашу от нашествия агарянскаго свободившая.
Радуйся, чудесным видением стены неприступныя враги устрашившая.
Радуйся, сильным заступлением Твоим от всяких нас бед свобождающая.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменников нас избавляющая.
Радуйся, во бранех крепкая Помощнице.
Радуйся, отчаявшихся Нечаянная Радосте.
Радуйся, от смертнаго губительства наше спасение.
Радуйся, врагов наших явное посрамление.
Радуйся, в бедах изнемогающим незыблемое укрепление.
Радуйся, во страданиих наших благомощное утешение.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносят Ти вси труждающиися и обремененнии, зане Сыну Твоему непрестанно предстоя, молишися, да слово, Им реченное: «Аз упокою вы», соблюдет и вся в лишении сущия к небесному веселию приведет, вси же дар сей небесный восприявшии воспоют Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарным лучем благодатнаго упования явися православным христианом пречестная икона Твоя, Владычице, во дни скорби их: егда бо страна Холмская от Православия лестию отторжена бысть, людие православнии, в напасти сей сущии, молящеся пред иконою Твоею, велие утешение и светлую радость обретаху, в надежде утверждаяся, яко привременнии суть дние сии лукавии. Егда же чаяние сие исполнися, людие с веселием воспеша Ти хвалу таковую:
Радуйся, душевредных учений обличение.
Радуйся, душеполезных знаний дарование.
Радуйся, священное прибежище наше и верных ограждение.
Радуйся, погибших взыскание и заблуждших исправление.
Радуйся, домостроительнице нашего спасения, житие наше добре устрояющая.
Радуйся, во страданиих утешение и в житии благодатнем укрепление нам подавающая.
Радуйся, яко Тебе ради православнии людие прельщения еретическая отметают.
Радуйся, яко Тобою и от еретик совращеннии паки Православную веру обретают.
Радуйся, Церкве Христовы пресветлое украшение.
Радуйся, Православия в стране нашей незыблемое утверждение.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 12
Благодати Твоея не лиши нас, Пренепорочная, люте бо страждем от беззаконий наших и не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды оправдитися, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, да не погибнем люте, и приими нас в небесныя кровы, да, радующеся, о Тебе возопием Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Тя, яко неоскудевающую милосердием Предстательницу нашу пред Господем, веруем и исповедуем, яко испросиши нам благая не токмо в житии сем привременнем, но и по смерти нашей, да, небесных благ не лишившееся, воспоем Ти сицевая:
Радуйся, в бездне греховней пребывающим очищение.
Радуйся, грешников с Богом примирение.
Радуйся, молитвами Твоими матерними милость и всепрощение грешником у Сына Твоего испрошающая.
Радуйся, молитвами Твоими праведно движимый на нас гнев Божий отвращающая.
Радуйся, отрадо наша и утешение в день смерти.
Радуйся, надеждо наша и по смерти.
Радуйся, уповающим на Тя непостыдную кончину живота дарующая.
Радуйся, в день судный десное стояние нам устрояющая.
Радуйся, ключу Царствия Христова, врата небесная нам отверзающая.
Радуйся, двере райская, в чертог небесный нас возводящая.
Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.
Кондак 13
О Всепетая Мати, Царице неба и земли, ко Твоему пречистому образу прибегаем и, покланяющеся ему, умильно глаголем: покрый нас кровом милосердия Твоего, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей, и умоли Сына Твоего в день праведнаго Суда Божия сподобити нас деснаго стояния со всеми святыми, да непрестанно поем Ему: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, всемощная Заступнице страны нашея! Со страхом, верою и любовию припадающе к чудотворному образу Твоему, молитвенно взываем: буди милосердна к нам, смиренным и недостойным рабом Твоим, и грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но простри руце Твои ко благосердию Владыки, да не отвратит лица Своего от рабов Своих и не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но сотворит с нами по велицей Своей милости. Ей, Госпоже Владычице! Буди путеводительница в житии нашем: светом истины умы наша просвети, сердца умягчи, веру укрепи, надежду утверди, дара любве сподоби. Умилосердися, Всемилостивая Госпоже наша, на немощныя люди Твоя: заблуждшия на путь правый настави, колеблемыя в вере вразуми, отпадшия от благочестивыя веры отеческия возврати и вся истинному пути научи. Спаси милостию Твоею и помилуй благоверныя люди Твоя, епископство православное и весь чин церковный. Не отрини такожде милосердием Твоим и приими под кров Твой и вся правители страны нашея: вразуми и настави их право правити, законы Божественныя соблюдая. Нас же в мире и любви друг ко другу утверди, да вси, в единении друг со другом пребывающе, тихое и безмятежное житие поживем и, дарми благ земных насладившеся, благ небесных милосердия ради Божественнаго не лишимся. Еще молимся Тебе, Владычице Богородице, избави нас от глада, губительства, землетрясения, потопа, огня, меча, нападения вражия, междоусобныя брани, наглыя смерти, тлетворных болезней и всяких ны зол окружающих. Вонми и услыши, Всемилостивая Госпоже, всех нас, ныне к иконе Твоей святей припадающих и со слезами к милосердию Твоему взывающих: утоли наша печали и буди нам скорая Помощница во всех делах наших во веки веков. Аминь.
- холмогоры антонио сийский монастырь расстояние
- холодильщик обучение ростов на дону