хоругви в храме василия блаженного

В храме Василия Блаженного отреставрированы три уникальные хоругви

Москва, 18 мая 2012 г.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

В храме Василия Блаженного на обозрение публики выставили святыни, которые почти 100 лет хранились в музейных запасниках. Хоругви в человеческий рост, первый иконостас Покровского Собора и несколько старинных икон от долгого «заточения» серьезно пострадали. Как выяснил корреспондент НТВ Алексей Ивлиев, их восстановили в ходе 11-летней комплексной реставрации храма, к завершению которой и приурочили выставку.

Двусторонние металлические хоругви — единственные чудом сохранившиеся экземпляры. В высоту они достигают человеческого роста и весят более 50 килограммов каждая. Эти гиганты были созданы к 350-летию закладки храма. Все другие подобных размеров хоругви были уничтожены в первые годы советской власти. Музейные работники, рискуя, решили их сохранить.

Более 90 лет хранения в запасниках дали о себе знать. Металл покрылся патиной, лишь своевременная и очень дорогостоящая реставрация вернула былое великолепие самым большим хоругвям России. Посетители храма Василия Блаженного впервые смогут увидеть их во всем блеске. Подобных экспонатов, выставленных на обозрение впервые, несколько десятков.

У посетителей храма через несколько месяцев появится уникальная возможность представить себе, как выглядел первый иконостас красивейшей церкви России. Это почти детективная история. Едва в 20-х годах на базе храма был создан музей, энтузиасты-сотрудники отправляются в экспедицию, чтобы проверить слухи о том, что церквушка деревни Свистуха обладает несметными духовными и художественными сокровищами — иконами из самого первого иконостаса храма. Шедевры разыскали, но, как и хоругви, но они на долгое время попали в запасники.

Пока увидеть пять икон смогли только журналисты. Выставлены образа как раз у нового иконостаса, но сейчас полным ходом идет реставрация специального помещения для их хранения — ризницы. Посетителям придется подождать около полугода, пока доступ к святыням XVI века будет открыт.

Источник

Хоругви в храме василия блаженного

В Покровском соборе на Красной площади отреставрированы три шедевра церковно-прикладного искусства: вкладные двусторонние металлические с золочением хоругви, украшенные разноцветной эмалью, изготовленные в начале ХХ века к 350-летию закладки храма.

«Отреставрированные хоругви, имеющие несомненную культурную и духовную ценность, будут впервые введены в научный и культурный оборот», – сказал на расширенном заседании совета благотворительного фонда «Транссоюз», прошедшем в стенах этого храма, председатель совета – президент компании «РЖД» Владимир Якунин.

За последние 10 лет в Покровском соборе была проведена комплексная реставрация 8 церквей, куполов, крестов и подзоров собора, отреставрирован фасад по всему периметру, включая изразцы и белокаменный декор, выполнены работы на первом и втором ярусах колокольни, отмечалось на заседании. Также были усилены фундаменты и благоустроена территория памятника.

Кроме этого, в соборе отреставрировали уникальную большемерную икону XVIII века «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником». Воссоздана фасадная икона «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» на колокольне собора. Завершена реставрация иконостаса церкви святителя Григория Армянского, включающая в себя 24 редкие иконы XVI-XVII веков, среди них выдающиеся произведения древнерусской школы иконописи: «Богоматерь Смоленская», «Спас Нерукотворный», «Николай Чудотворец». Осуществлена реставрация пяти икон XVI века деисусного чина церкви «Покрова Пресвятой Богородицы» и трех уникальных икон XVI века для новой экспозиции музея: «Богоматерь Тихвинская», «Спас на престоле», «Святитель Николай Чудотворец поясной».

Источник

Два юбилея Покровского собора – два юбилея хоругвей

В 2011 году Покровский собор отмечал своё 450-летие. К юбилею были отреставрированы помещения в нижнем ярусе – подклете, которые до этого использовали для хранения фондов и под хозяйственные нужды. В исторических интерьерах открыли новую экспозицию, настоящей жемчужиной которой стали двусторонние хоругви. Великолепные образцы церковного искусства также связаны с юбилеем, но другим: Общество хоругвеносцев Покровского собора принесло их в дар в 1905 г., когда торжественно отмечали 350-летие закладки храма.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженногоДвусторонние хоругви в экспозиции Покровского собора

На протяжении 80 лет никто из посетителей Покровского собора не видел эти хоругви. Почему же сложилось так, что вторично они стали подарком лишь к юбилею собора уже в XXI веке? Когда закрытые помещения подклета освобождали для реставрации, стало возможным вновь обратиться к коллекции, а именно к странным, на первый взгляд, предметам. Например, обратили внимание на огромные толстые металлические, совершенно чёрные пластины, краткие сведения о которых были лишь в музейной книге поступлений.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженногоХоругвь с изображением иконы «Спас Нерукотворный»

По правилам, каждый предмет обязательно фотографируется, и на фотографиях пластин при сильном увеличении увидели блестящие точки. Результатом этого стала огромная исследовательская работа специалистов-музейщиков. Сначала с хоругвями работали реставраторы-химики. Им удалось установить, что именно дало такой эффект; оказалось, что это золото. Потом над ними долго трудились реставраторы по металлу и живописи, и благодаря их кропотливому труду, в музее появились совершенно уникальные артефакты, подобных которым нет ни в одном музее мира.

Хоругвь – это, в первую очередь, войсковое знамя и знамя церковное, носимое на крестных ходах. Хоругви, вложенные к юбилею собора, конечно, не простые. Это имперские хоругви, которые изначально имели идеологическое содержание, будучи одновременно предметами культа. Многие из основателей музея в Покровском соборе связали свою жизнь и деятельность с храмом ещё во время ремонта в конце XIX века, как, например, Дмитрий Петрович Сухов, пришедший в собор юным и проработавший в нём до глубокой старости (умер в 1958 г.). Это были люди старой закалки и старой культурной школы. Главной задачей, которую они ставили перед собой при создании музея, было сохранить собор во что бы то ни стало в то непростое для культовых сооружений время. Они понимали, что подобные хоругвям предметы в первые десятилетия советской власти попросту уничтожались под предлогом нехватки металла в стране. Первые музейные сотрудники решились пойти на хитрость: то, что они сделали, в то время расценивалось как тяжкое преступление, за которое можно было поплатиться жизнью. Сегодня мы понимаем, что это был поступок, равносильный подвигу.

Подклет собора всегда частично использовали для хранения вещей, не только ценных, но и того, что «могло когда-нибудь пригодиться» (такая ментальность русского человека). Было решено спрятать эти хоругви среди других предметов. Но хоругви позолочены! Как спрятать золото? Решение нашли: их покрыли смесью из сажи, разведённой олифой. И никто до момента обнаружения хоругвей об этом не знал. А тех, кто знал в те тревожные времена, уже не было в живых. Стоит отдать должное музейным сотрудникам – великим оптимистам, свято верившим, что когда-нибудь хоругви займут своё достойное место в Покровском соборе. Этот час настал: в 2011 году в экспозиции собора появились три великолепные двусторонние хоругви.

Хоругви выполнены в стиле модерн, написаны маслом по металлу, украшены золотом и перегородчатой эмалью. Две из них имеют форму древнерусского шлема с кольчужными подвесами, с «Крестом Всей Вселенной» наверху. Обычно такой крест, опирающийся на полумесяц, трактуется как «попрание христианством мусульманства». На самом деле в иконописи полумесяц всегда означает Вселенную. Этот тип креста – один из древнейших, такие кресты венчают сохранившиеся домонгольские храмы Пскова и Новгорода. Форма же шлема отсылает нас к истории собора – памятнику взятия Казани в XVI веке, увековечившем военную победу.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженногоИкона Казанской Богоматери. Фрагмент хоругви

Шлемовидные хоругви – напоминание о древних полковых знамёнах, на которых писали иконы Спаса Нерукотворного, как покровителя русского войска, Богоматери – заступницы земли русской. Здесь мы видим удивительную Богоматерь Казанскую – необыкновенно красивую, нежную, украшенную жемчугом. Кажется, что это настоящий жемчуг, к которому тянется рука потрогать, однако это невозможно. И не потому, что запрещено дотрагиваться до музейных предметов, а потому что он нарисован! На нимбах Спасителя и Богоматери очень интересно изображён космос, Вселенная; его создавали художники начала ХХ века так, как представляли космос люди, жившие в XVI веке. На этих хоругвях изображены также святые покровители, имена которых связаны с взятием Казани и с посвящениями церквей собора.

Кого ещё обычно изображали на хоругвях? Конечно, Георгия Победоносца. И здесь он тоже есть. Сразу вспоминается Марина Цветаева:

«Московский герб: герой пронзает гада. Дракон в крови. Герой в луче. — Так надо».

Это прямая отсылка ко времени создания хоругвей; вспоминается не только Цветаева, но и Васнецов, Билибин, творившие в стиле русского модерна, так же, как и ювелиры, создавшие хоругви.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженногоГеоргий Победоносец. Эмалевая накладка

Третья хоругвь выполнена в виде древнерусского храма с двумя шатровыми навершиями, символизирующими божественную и человеческую сущность Спасителя. Внизу – тоже дань моде: подвесная цата в виде ангела девичьего типа, характеризующая начало XX века – время увлечения историей и археологией. На иконе одно из самых первых изображений Серафима Саровского, прославленного в лике святых в 1903 году. А на самой хоругви написано, что она создана в 1904 году. Святой Серафим Саровский изображён с рукой на епитрахили – только-только начинает складываться иконография написания образа. На оборотной стороне – любимая икона святого, келейный образ, который сам он называл «Всех радостей Радость». В молении перед этой иконой святой умер.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженногоХоругвь с изображением иконы «Святой Серафим Саровский»

Икону обрамляют круги и главы с разноцветными полосками, спиралями, точками. В символике таких предметов нет ничего случайного: эти круги – намёк на главы храма, указание на то, что хоругвь создана специально для Покровского собора. Все три хоругви богато декорированные эмалевыми полихромными накладками, такими же разноцветными и радостными, как и сам храм.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженногоОборотная сторона хоругви. Икона «Богоматерь Умиление»

Хоругви очень тяжелые – каждая весит около 60 кг. Нести такую хоругвь должны были «три богатыря». В центре шёл самый сильный и выносливый, на нём был кожаный пояс со специально устроенным креплением, куда вставлялось основное древко хоругви; двое помогали по бокам. Конечно, вряд ли предполагалось использовать эти хоругви как полковые знамёна, они предназначались для торжественных крестных ходов. Сохранились дореволюционные фотографии хоругвеносцев, в руках которых мы видим те самые хоругви, которые так долго ждали часа, чтобы явить всему миру свою красоту.

Источник

Лик Спасителя собирали по кусочкам… (+Фото)

Уникальные экспонаты из собора Василия Блаженного вернули к жизни.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

«Реставрация напоминала хирургическую операцию. Это было экстремально, потому что над предметами потрудилось не только время, но и история», — Ирина Чугреева, руководитель реставрации живописи Покровского Собора МНРХУ, подводит итог работе, которая длилась более трех лет.

Отреставрированные предметы из собрания собора Василия Блаженного (он же Покровский собор) представили в Государственном историческом музее (ГИМ). Речь идет о двух экспонатах — иконе «Спас Нерукотворный» работы XVII века и хоругви с изображением Василия Блаженного. Оба пережили не лучшие времена.

Широко раскрытые глаза, тонкие черты лица и сведенные брови — так выглядит лик Спасителя в представлении неизвестного мастера 17 века. Состояние масштабного полотна еще недавно было критическим. И сегодня, когда реставрацию уже завершили, специалисты отмечают: икона вся состоит из швов.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Икона Спас Нерукотворный, конец 17 века

«У икон, как и у людей, бывают драматичные судьбы», — говорит Татьяна Сарычева, заведующая музеем «Покровский собор». «Спас Нерукотоворный» был написан в конце 17 века. Автор писал лик Спасителя поверх другого изображения: необходимая подготовка поверхности для нового слоя краски, по словам Сарычевой, сделана им не была.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Татьяна Сарычева, заведующая музеем «Покровский собор»

В семидесятые годы предприняли очередную попытку реставрации иконы. Современные специалисты оценивают ее как «крайне неудачную». «Тогда в реставрации с энтузиазмом использовали, как тогда казалось, прогрессивные методы. А именно — восстанавливали изображения с помощью полимерных материалов, которые не пропускают воду», — говорит Ирина Чугреева.

Все вместе это привело к тому, что икона не смогла перенести аномальную московскую жару 2010 года и начала рассыпаться. «Красочный слой — в особенности в тех местах, где был изображен лик Спасителя — оторвался почти полностью», — говорит Татьяна Сарычева. «Нос, уста Спасителя — частицы краски лежали на листах бумаги, и для реставраторов это была настоящая флорентийская мозаика, — говорит Ирина Чугреева. — Нужно было разобрать частицы краски, порой самые мельчайшие, и установить на прежние места». Более крупные части, по ее словам, ставили на клей, мелкие и совсем мелкие — на новый грунт.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Ирина Чугреева, руководитель реставрации живописи Покровского Собора МНРХУ

Называя неудачной реставрацию семидесятых годов, Чугреева с уважением отзывается о более ранних реставраторах — тех, которые работали с иконой еще до 1941 года. Благодаря им стало известно, что под ликом Спасителя есть другое, более древнее изображение. Современные реставраторы сделали так, что зрителю одновременно видно два этих слоя. Нимб вокруг главы Спаса, который мастер 17 века покрыл позолотой, сегодня обнаруживает изображения трех фигур. Этот рисунок специалисты датируют концом 16 — началом 17 века.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Реставратор иконы показывает те фрагменты, где была проведена реставрация

«Благодаря этим фигурам, видно, что первоначальная композиция была другой», — говорит Татьяна Сарычева. Реставраторы подвели очертания фигур акварелью, сделали более видимыми. «Мы должны были показать второй слой, чтобы объяснить зрителю — это не простое изображение Лика Спасителя», — говорит Ирина Чугреева.

Возможно, древний слой мог остаться еще на том месте, где изображены власы Спасителя: они от времени пострадали меньше.

Святой Василий

Двустороннюю хоругвь с изображением святого Василия Блаженного публике представили впервые за последние девяносто лет. Начиная с 20-х годов хоругвь хранилась в запасниках музея, и мало кто подозревал, что под слоем сажи скрывается позолоченный ажурный металл тончайшей работы и орнамент из эмалевых накладок.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

«Все, что блестело, изымалось большевиками сразу же. Покровский Собор тоже пережил время гонений на Церковь, хотя и в более щадящем режиме. Чтобы сохранить хоругвь святого Василия музейщики 20-х годов на свой страх и риск замазали ее блеск смесью олифы с газовой сажей и отправили в запасники музея», — говорит Ирина Чугреева.

Хоругвь с изображением Василия Блаженного была сделана в 1905 году к 350-летию закладки храма. Стиль ее исполнения специалисты определяют как «русский модерн». Спрятанная от экспроприаторов, долгие десятилетия хоругвь провела в лежачем положении. «Началась деформация, роскошная эмаль повредилась, а живописный слой стал осыпаться, — говорит Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея. Чтобы исправить это положение, над хоругвью трудились сразу две группы реставраторов — одна занималась живописью, другая — восстановлением металла.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея

Результат превзошел самые смелые ожидания, говорит Ирина Чугреева: «Я бывалый человек, но даже я, увидев то, что получилось, была изумлена».

Отреставрированные экспонаты перенесут в Собор Василия Блаженного не раньше следующего года. Хоругвь поместят в один из приделов, где сегодня ведут реставрацию. Лик Спаса окажется в храме летом: сегодня для него там слишком низкая температура.

Богослужения в церкви святого Василия Блаженного проводятся с 1997 года. Этим летом в храме впервые состоялось богослужение с воссозданными по канону Царскими вратами иконостаса. В 1929 году с них исчезли пять икон. В 2013 году, одновременно с реставрацией исторических предметов, мастера воссоздали эти иконы, написав их заново.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Василия Блаженного, чье имя получил храм в центре Москвы, называют еще Василий Нагой. Он жил на рубеже 15–16 веков, согласно житию, имел дар прозрения и всю свою жизнь посвятил подвигу юродства. Подвергая себя лишениям, он круглый год ходил без одежды и беспрестанно молился. Василий прославился многочисленными чудесами. По легенде, он был единственным человеком, которого боялся царь Иван Грозный. Канонизирован в 1588 году.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Реставраторы выносят хоругвь с изображением блаженного Василия

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Официальное представление отреставрированных вещей

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Директор Государственного исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин и представитель Новикомбанка

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного

Журналистов пригласили в Покровский собор, чтобы показать отреставрированные царские врата

Источник

Подцерковье Покровского собора

После прогулки вокруг Покровского собора и осмотра церкви Василия Блаженного, экскурсия продолжается в нижней обходной галерее храма.
После юбилея собора в 2011 году в подцерковье Покровского собора открыли дополнительные помещения с различными экспозициями.

Экспозиция подцерковья. Фрагменты глав собора

В подцерковье собора выставлены различные украшения шатра собора – детали наверший и поливные изразцы.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Детали внешнего убранства Покровского собора

В экспозиции представлено покрытие от одной из глав собора.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Деталь кровли главы Покровского собора

Завершение церкви, которое принято называть куполом, на самом деле – её глава. Купол – это перекрытие собора. Над купольным сводом есть обрешётка, которая покрыта металлом — это и есть храмовая глава. Подробно о главах собора рассказано в статье «Вокруг Покровского собора».
Почему главы разновеликие, полихромные и по какому принципу их красили в тот или иной цвет, исследователи пока сказать ничего не могут. Форма и цвет глав — одна из загадок собора.

Экспозиция подцерковья

В витрине выставлен большой глиняный горшок – это голосник, то есть сосуд, который специально замуровали в кирпичную кладку для улучшения акустических свойств церкви. Подробнее о свойствах голосников рассказано в статье, посвящённой храму Троицы в Никитниках.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Один из голосников Покровского собора

На этикетке ошибочно написано, что это голосник из центрального, Покровского храма. Во время реставрационных работ в соборе по лесам можно было подняться до голосников центральной главы. Сотрудники музея руками исследовали голосники. В центральном Покровском соборе они огромные, рука в них уходила по плечо и дно можно было достать лишь кончиками пальцев. Этот голосник слишком мал для центральной главы собора.
хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного
Если опустить в голосник руку, на его дне обнаруживается культурный слой – там много лет птицы оставляли следы своей жизнедеятельности.

На стене экспонируется большая икона, этот образ прежде висел на Варварских воротах.
хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного
Образ был под окладом, поэтому он хорошо сохранился Сейчас оклад и икона экспонируются отдельно.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Икона св. Василия Блаженного

Оклад вызывал много сомнений, казалось, что это чёрная, дешёвая жестянка и хранители коллекции колебались, стоит ли его сохранить, не проще ли выбросить. Но когда зачистили фрагмент, то реставраторы пришли в восторг! Оказалось, что оклад отделан золочёным гальваническим покрытием, настолько высококачественным, что оклад решено было представить, как самостоятельный экспонат.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Оклад на икону св. Василия Блаженного

В другой витрине выставлен сундук, в подобных сундуках в соборе хранили ценности. При организации выставки экспозицию расположили крайне неудачно, теперь мы не видим ниш на первом этаже, вместо них устроены витрины.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Сундуки для хранения ценностей

В следующей витрине представлены предметы Казанского похода. Здесь экспонируются вещи из ипатьевского клада, его обнаружили в Ипатьевском переулке, недалеко от храма Живоначалоной Троицы в Никитниках.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Витрина, посвящённая Казанскому походу

Это вещи XVI века, но были ли они в Казанском походе, мы не можем сказать. Обычно. эта витрина остаётся за рамками рассказа, подобные экспонаты есть в Историческом музее, они не вызывают сомнений и намного лучшего качества. Однао, представленные здесь предметы Казанского похода исторически оправданы, ведь храм Покрова Богородицы на Рву возвели в честь взятия Казани.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного КЛАД МОНЕТ. Серебро. Начало 1550-х годов. Предположительно принадлежал служивому человеку – стрельцу или пищальнику, получившему денежное жалование перед Казанским походом

Экспозиция подцерковья. Подцерковье восточной церкви Живоначальной Троицы

Коридор с небольшими помещениями, в котором располагается эта экспозиция, находится под галереей, идущей вокруг центральной церкви. Маленькая комната с росписями находится в восточной части, под церковью Троицы. Росписи этого помещения говорят о том, в ХХ веке оно было частью богослужебного пространства церкви Василия Блаженного. За северной стеной висит металлическая икона церкви Василия Блаженного, которая находится за ракой — «Днесь светло красуется славнейший град Москва». Таким образом, первоначально этой стены не было, здесь находилось единое богослужебное пространство. Стену восстановили к середине ХХ века.

В росписи вновь доминирует процветшая виноградная лоза.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного На стенах подцерковья Троицкого храма Покровского собора – роспись процветшей виноградной лозой

Также на стенах исполнены изображения святых, живших и здравствовавших в XVI веке: митрополит Филипп, Иосиф Волоцкий, Казанские святители. Создатели интерьера храма в конце XIX века были уверены, что этих святых особо почитали в XVI веке. Церковь довольно тёмная и специальный прожектор поочерёдно высвечивает лики святых и пояснительные надписи под ними.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Роспись подцерковья Троицкого храма Покровского собора

Здесь можно услышать запись древнерусского песнопения, которое именуется «глас». В старину гласом называли пение без слов, просто голосом. А если на голос писались стихи, такое песнопение именовалось стихира. Иван Грозный сам писал стихиры. Те, кто устанавливал здесь звуковое сопровождение утверждают, что они подложили стихиры Ивана Грозного. Но слов разобрать невозможно, кажется, что это просто голос. В этом помещении можно представить, каким пением сопровождались службы в XVI веке.

Экспозиция подцерковья алтаря Покровской церкви

Следующее помещение находится напротив расписанного подцерковья Троицкой церкви. В этом месте в центральном храме Покрова находится алтарь, и в этой комнате посетители оказываются под алтарём. Здесь расположена археологическая экспозиция. Всё, что экспонируется в этой комнате, найдено на территории собора. Самый ценный экспонат здесь – два волосника, так в древности назывались женские головные уборы.

Они найдены рядом с захоронениями у собора. Владелицы волосников не установлены, но это очень ценные предметы, потому что на всей территории Москвы найдено не больше десяти подобных головных уборов.

Галерея между церковью Василия Блаженного и подклетом собора. Экспозиция подцерковья

В коридоре между храмом Василия Блаженного и в комнате перед входом на второй этаж выставлены хоругви, выполненные в стиле модерн. Это уникальные вещи, подобных им больше нет нигде. Хоругви сделали специально для Покровского собора, каждую — в единственном экземпляре. Это вклад московского общества хоругвеносцев к юбилею собора, который отмечался в 1905 году. Общество подарило храму шесть двухсторонних хоругвей. Они чудом дошли они до нас. Хранители коллекции, которые работали в храме вскоре после революции,(сотрудники Покровского собора называют их Великие Деды, понимали, что их сверхзадача была во что бы то ни стало сохранить святыни собора. Эти хоругви Великие Деды умышленно испортили и спрятали в церковный мусор, чтобы на них никто не обратил внимания. Деды специально замазали хоругви олифой и зарыли в хлам, в кладовых собора. Эти вещи несли большую религиозную нагрузку и коммунисты их даже не продавали, а сразу уничтожали. Деды были великими оптимистами и они верили, что когда-нибудь эти святыни окажутся востребованными. К сожалению, до этого «когда-нибудь» не дожил ни один «Великий Дед» собора.

К счастью, эти люди были великими прозорливцами и случилось так, как они и предполагали. Хоругви нашли, реставраторы долго подбирали состав средства, чтобы их очистить, накладывали тампоны с составом на одно и то же место до полного высыхания, пока не нашли подходящий растворитель. И вдруг оклады засияли золотом!
Когда хоругви отреставрировали, то вспомнили, что храм построен в честь победы над Казанью. Две пары хоругвей сделаны в стиле древнерусского шлема с кольчужными подвесками, с крестом вселенной наверху.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Хоругвь в виде русского шлема с кольчужными подвесками

Это самый древний вид креста, появившийся в России – полумесяц означает Вселенную, а над ним – крест Христа. Такой крест впервые появляется во Владимире. На хоругвях изображён Спас Нерукотворный – защитник русского воинства

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного

и покровительница воинства Богоматерь Казанская. Помимо огромного исторического значения, эти вещи отличаются исключительной эстетической ценностью.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Хоругвь с образом Божией Матери Казанской

На следующей хоругви изображено Чудо Георгия о змие. Святой воин-мученик пронзает гада, олицетворяющего нечистого. Дракон в крови, герой – в луче света, подобно тому, как писала Марина Ивановна Цветаева. Здесь использованы удивительные техники – перегородчатая эмаль, роспись по металлу и другие разнообразные художественные приёмы.
Ещё одна представленная здесь хоругвь в форме древнерусского храма с двумя навершиями символизирующими божественную и человеческую сущность Иисуса Христа.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Хоругвь в форме древнерусского храма в двумя навершиями. Образ Богоматери “Умиление Саровское”

В 1903 году Серафим Саровский был прославлен в лике святых, поэтому он изображён на оборотной стороне стяга.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Св.Серафим Саровский

Умер он перед иконой, поэтому на другой её стороне изображение иконы, перед которой святой почил – это образ «Богоматери Умиление Саровское». Эта хоругвь также была сделана специально для Покровского собора, поэтому в её орнаменте видны стилизованные купола Покровского собора. Элементы, украшающие поля образа, также стилизованы под храмовые купола, но при виде на них с земли, снизу.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Хоругвь с иконой св.Серафима Саровского

Под хоругвью подвешена цата с ангелом девичьего типа, выполненная в технике росписи по металлу.

хоругви в храме василия блаженного. Смотреть фото хоругви в храме василия блаженного. Смотреть картинку хоругви в храме василия блаженного. Картинка про хоругви в храме василия блаженного. Фото хоругви в храме василия блаженного Цата на двойной хоругви с изображениями Серафима Саровского и Богоматери «Умиление Саровское

В советское время это помещение было побелено и здесь стояли витрины, посвящённые Казанскому походу – представлены вооружения казанского воина, русского конника, источники по истории собора. Это помещение связано с легендой уже нашего, советского времени. В 30-е году в храм пришли некие проверяющие и приказали сбить роспись с потолков и покрасить всё в белый цвет. Сотрудники храма, Великие Деды, за одну ночь замазали всю роспись зелёной танковой краской и сверху побелили. И когда проверяющие пришли вновь, то сотрудники ответили, что всё сделали своими силами. Эти люди рисковали ничуть не меньше, чем «Барановский в ковше экскаватора».
Мы опять возвращаемся в помещение, откуда идёт лестница наверх.

Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *