храм аполлона в пантикапее
Дорога длиною в жизнь
Блог о путешествиях, жизни и творчестве
Мир — это зеркало
Античный город Пантикапей — погружение в прошлое
На вершине горы Митридат , что находится в Керчи , в результате раскопок обнаружен античный греческий городище Пантикапей. Именно отсюда начинается история современной Керчи. Именно с этого места пошло заселение ближайших земель.
Посещая Керчь, нельзя пройти мимо этого уникального исторического памятника. Тем более что доступ к нему открыт постоянно. И каждый желающий может погрузиться в атмосферу минувших тысячелетий, почувствовать себя, с одной стороны, настоящим археологом, а с другой — жителем этих древних стен.
Лично на меня это место произвело очень странное впечатление, совсем иное, нежели современная Керчь, но об этом расскажу позднее. А пока давайте окинем взглядом исторические моменты городища Пантикапей.
История Пантикапей
Город был основан в середине 6 века до н. э. Его название по одним данным имеет фракийские или иранские корни, и означает «рыбный путь», по другим – назван в честь речки Пантикапы.
То, что удалось раскопать – это лишь маленькая частица былого величия Пантикапей. На самом деле он когда-то был огромным городом и представлял столицу Боспорского царства, которое распространялось по обе стороны Керченского пролива. Именно благодаря удачному расположению на пересечении основных торговых путей между Средиземноморьем, Китаем, Европой и Средней Азии он достиг своего невиданного процветания.
Не просто вершина, но и вся гора и ее окрестности хранят в себе остатки древних построек. Стоит отметить, что на горе селились самые богатые жители города, так же здесь возводились храмы, например храм Аполлона, покровителя Пантикапея. И сейчас мы можем наблюдать остатки стен былых роскошных дворцов и сооружений.
На вершине горы располагался дворец Спартокидов с большим вымощенным двором с колоннами в центре. Слева от входа во дворец – храм Афродиты и Диониса (сохранился фундамент). На склоне высятся дорические колонны здания жителя города. На самой вершине находилась цитадель. Город был окружен со всех сторон надежными стенами. Пантикапей имел удобную гавань и судостроительную верфь.
План строений на горе Митридат
На протяжении всей своей истории, Пантикапей то проживает годы процветания, то полнейшего упадка. Он проходит через множество внутренний войн, нападений захватчиков, землетрясений, переходит от одних народностей к другим. Его названия меняются – Воспро, Черкио, Корчев. Но жизнь здесь никогда не замирает. Вот и сейчас город Керчь приглашает гостей познакомиться со своей древнейшей историей и прогуляться по уже современным улицам современного российского портового города.
Пантикапей и современная Керчь
Погружение в прошлое
В результате такой прогулки я и оказалась посреди остатков античных стен. И знаете, ощущения здесь неповторимые, абсолютно отличные от оных в пределах Керчи. Ты как будто погружаешься в пучины древней истории, и чувствуется, что в этой истории ты тоже принимал участие. Это немного мистическое переживание, словно воспоминание, прорезавшееся сквозь века. Как будто именно ты строил эти стены и жил здесь, будучи древним греком (или гречанкой). Ощущение, что это родное место.
Тут другая энергия, другая атмосфера, другое пространство. Сама Керчь противоположна Пантикапею. Если в современном городе чувствуется некая обыденность, рутина и серость, то здесь все как будто пронизано светом, легкостью, жизнью. Маленькая жизнь, кипящая в маленьком городе, а вокруг поля, степи, море…
Второй раз посещала я Пантикапей, и второй раз подобное видение возникло у меня. Несмотря на крохи, которые остались от города, энергетика места воссоздает целостность той эпохи где-то в глубинах души.
Ощущение уединения и спокойствия не покидает сознание все время пребывания здесь. Так же весьма ощутима сила заземления – что ты не где-то в мыслях или мечтах, а здесь, на Земле, ты един с Землей, и ты твердо стоишь на ногах.
Резьба на планке между колонн
Гуляя по древним развалинам, можно отыскать глиняные черепки, оставшиеся от древней посуды и даже настоящие кости. Принадлежали ли они той эпохе или просто собаки принесли их сюда – останется для нас загадкой.
Найденная среди раскопок кость
Заяц Пипус тоже прикоснулся к истории Керчи
Пантикапей
Ныне на месте Пантикапея расположен исторический центр города-героя Керчи, а сам Пантикапей официально локализован в малой части подножия горы Митридат. Сухая историческая справка про этот существовавший ранее город выдаёт стандартный набор предложений, который можно примерить практически на любой причерноморский древний населенный пункт.
Пантикапей (др.-греч. Παντικάπαιον, лат. Panticapaeon, от таврского (индоарийского) panti-kapa- ‘холм у пролива (пути?)’или др.-иран. panti-kapa- «рыбный путь») — древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. выходцами из Милета на месте современной Керчи; в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, ему был посвящён главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса.
Город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую.
В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из цепи курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба — сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати — скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из главных достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны курганы Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно Царский.
Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. У восточных славян ни письменным источникам, ни археологии неизвестны языческие храмы.
В храмах античной Греции и Рима, а также в этрусской традиции капище заменяется целлами — специально построенными крытыми помещениями.
В капище имеет доступ только жрец и его помощники.
Керчь. Аэрофотосъёмка времён ВОВ
Местонахождение городища Пантикапей (см. главное фото) археологами определено примерно в месте обведённого квадрата. Неужели Пантикапей состоял из одного несохранившегося здания? Конечно же, нет. Эти раскопанные остатки просто так назвали из-за географической привязки (но к ним мы ещё вернёмся), а сам Пантикапей давно занят старой застройкой города Керчи. Как видим, улицы старой части Керчи расположены не системно по хаотическим направлениям. На первый взгляд ничего удивительного, это не единственный подобный населенный пункт в этом регионе, если бы не появившиеся из иностранных архивов некоторые документы.
Генеральный план строительства г.Керчи, 1821 год
Что это? Под литерой «В» обозначена какая-то плотина под водою, а в обведённом квадрате версальская разбивка почему-то некрасиво криво срезана береговой линией, что в общем никогда не делали градостроители тех времён. А как это всё выглядит сейчас?
Можно констатировать, что северная часть Керчи соответствует этому плану очень сильно. Даже улицы под масонским углом, как во многих крупных городах, здесь тоже есть. И на месте нашей подводной плотины насыпано сооружение, которое ныне находится в таможенной зоне. А вот с южной что-то не сложилось. Как это всё понимать? Достаточно просто, есть ещё один план Керчи.
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год (фрагмент западной части)
На удивление странно мечеть Джума Джами находится почти вплотную к крепостной стене. Эта мечеть согласно официальным источникам открыта в 1845 году. В восстановленном виде она существует до сих пор, хотя вся её верхушка заменена полностью. Но сохранилось её редкое фото 1855 года (поверить сложно, но в аннотации указано именно так).
Керчь, мечеть Джума Джами, 1855 год
И действительно, рядом стена и орудия, вот только всё вокруг завалено грунтом почти под самые окна, и полностью отсутствует растительность. Видимо, грунтовый завал произошел совсем недавно. В настоящее время к данной мечети сделан пристрой с входной дверью, что говорит о том, что настоящая входная дверь стала много ниже уровня земли. И наша мечеть имеет все права быть построенной гораздо ранее официального срока. Но и это не самое интересное.
Внутри крепости вся её западная часть выглядит совершенно необитаемой и без застройки, и даже возле самой мечети поблизости нет никаких домов. Как понимать этот факт? Очевидно, грунтовый поток завалил все строения, и белыми квадратами на плане указаны именно засыпанные кварталы. Да и крепостные стены после такого завала не стали представлять для врага серьёзной угрозы. Англо-франко-турецкая коалиция напала на Крым в очень удачный для себя момент, когда Российская империя ещё не оправилась от удара стихии. Смотрим дальше.
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год (фрагмент северо-восточной части)
Что могут делать артиллерийские орудия, находящиеся в городской черте? Наверное, это так бы и осталось загадкой, если бы не удалось побывать в том месте, где поставлен крайне правый квадрат.
Как видим, в этом месте сохранился фрагмент стены. И стена эта вполне высокая и мощная, и даже имеет остатки зубцов. Качество материала и кладки отменное, несмотря на пройденные годы. И становится понятно, что крепость была многоярусной. Второй ярус на плане просто не был указан. На случай прорыва первой линии обороны у гарнизона имелась вторая.
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год (фрагмент южной части)
Керчь, вид южной части. Почтовая открытка, начало 20 века
Как видно, даже в начале 20 века много зданий стоят без крыш. Но по плану где-то за этим терминалом должна была проходить стена. Смотрим.
Точность английских картографов поражает. Те фрагменты стены, что отчётливо видны со спутника, до малейших деталей совпадают с планом. Вот только всё утоплено в грунте. Оказывается, на вершине Митридата тоже была стена, и от неё часть стены спускалась к этому таможенному терминалу. Эту часть стены уничтожили при застройке. Но когда она была, то она полностью перекрывала современную улицу Свердлова (ранее улицу Спицына) в отмеченном месте. Наверное, здесь надо посмотреть подробнее.
Керчь, улица Айвазовского, современный вид
Улица строго смотрит на то место, где когда-то стоял музей, а чуть выше на горке стоял мавзолей. Эти сооружения настолько загадочны, что каждое из них стоит отдельного описания.
То, что у нас на плане называется мавзолеем, официально называется часовней памяти А.И.Стемпковского. Это был градоначальник Керчи с 1828 по 1832 года, и за эти четыре года он успел, как повествует история, очень много.
Под руководством Стемпковского неблагоустроенный маленький поселок (такой была Керчь в начале 19 века), превратился в прекрасный городок, имя которого гремело в научных кругах, а жители получили внимательного и небезразличного к их проблемам градоначальника. Стемпковскому удалось вытребовать у правительства внушительные суммы на благоустройство города и строительство разных общегородских зданий.
В частности, при Стемпковском начались строительства Свято-Троицкого православного собора, католической церкви, расширение торгового порта, центрального городского парка, Уездного училища. Градоначальник, который сам учился всю жизнь, знал о необходимости знаний, поэтому уделял много внимания повышению уровня образования рядовых граждан, включил в программу обучения бухгалтерский учет, иностранные языки. Здесь в Керчи Стемпковский удовлетворил свое главное увлечение — историей и археологией. На пару с французским археологом Дюбрюксом он изучал остатки древних городищ на территории Керчи: Пантикапея, Мирмекия, Парфениума, и исследовал скифские курганы.
В Саратовской области Иван Алексеевич получил начальное образование, после которого поступил в военное училище. Скромный человек к своим 20 годам был отмечен герцогом Ришелье, который обратил внимание на большую тягу к знаниям у молодого офицера. Стемпковский по предложению герцога стал его личным адъютантом. Иван Алексеевич верно служил своему благодетелю, а герцог в очередной раз убедился в своем умении разглядеть среди толпы не ограненный алмаз.
Молодой офицер неотлучно находился при Ришелье, даже в период чумы и Бородинской битвы 1812 года. На службе у Ришелье, всё больше проявлялись талант и неординарные способности Стемпковского. Согласно крылатому выражению: «Талантливый человек — талантлив во всём!», Стемпковский ярко проявил себя и в военной службе, и в политике и умении управления городом, и в своем хобби — археологии.
За время военной службы Ивану Алексеевичу довелось побывать во Франции. В то время именно Франция обладала огромным авторитетом в мировой археологии. Стемпковский значительно пополнил свои знания в истории Северного Причерноморья. Во Францию Стемпковский попал уже будучи в подчинении Воронцова, в его русском оккупационном корпусе. Во время этой кампании М. С. Воронцов пожаловал Ивану Алексеевичу чин полковника. К сожалению, Стемпковский не отличался отменным здоровьем и покинув службу в армии вернулся в Одессу. Здесь он занялся одним из самых интересных для него дел — археологией.
William Simpson R.I., R.B.A. (British, 1823-1899), «The encampment before Ennikale from the tomb of Mithridates above Kertch with the monument of a Russian Governor built on the site of the Temple of the Winds in the foreground»
Керчь, часовня памяти А.И.Стемпковского, конец 19 века
Происходил из грузинских князей Херхеулидзе, сын коллежского советника князя Семена Захаровича Херхеулидзева, участника русско-турецкой войны; брат фрейлины Клеопатры Херхеулидзевой, Александры Мордвиновой и известной красавицы Татьяны Вейдемейер.
В военную службу вступил 16 августа 1817 года в армейскую пехоту. Почти сразу же переведен в лейб-гвардии Преображенский полк.
В 1818 году был посвящен в масонство в петербургской ложе Орла российского, которой руководил П.Г. Гагарин.
С 1823 года служил (адъютант, затем военный чиновник по особым поручениям) при М.С. Воронцове.
Здание керченского городского суда, ул.Свердлова, д.6
Никто уже не обращает внимание на обведённые символы здания, выстроенного уже в середине 20 века прямо под горой Митридат. Но знающим людям они подсказывают сразу про суть их авторов также, как наколки подсказывают про масть их носителей, имевших дела с пенитенциарной системой, даже если эти носители перевоплотились в уважаемых людей. Это есть не что иное, как масонские символы, адаптированные под новую доктрину. Одна ложа сменилась другой, и всё шло по плану. Эта тема для отдельной статьи, но когда строили это здание, то символов не стеснялись. Кто же знал, что в 21 веке появятся мировые цифровые базы данных и возможность их анализа? Ещё есть вопросы к памянику Ленина, точнее к его местоположению на одноимённой площади, той самой, где в марте 2014 года гоняли засланцев из организации, запрещённой на территории РФ. По всем правилам античной архитектуры на этом месте ставили одиночные колонны. Но нигде нет никаких материалов о том, что там ранее что-то было. Пришедшая к власти после 1812 года «группа» позаботилась о том, чтобы на этом месте ничего не было и даже памяти не осталось.
Керчь, площадь Иоанна Предтечи, 19 век
Керчь, открытие Обелиска Славы, 1944 год
Наш мавзолей-часовня простояла до 1944 года, после чего была окончательно разрушена. Лезет в голову кощунственная мысль, что из неё и сделали Обелиск Славы. Действительно, кругом война и разруха, где ещё можно брать стройматериалы? Впрочем, пусть это останется в истории. Часовню всё равно уже не вернуть, а для её места есть объекты и поважнее.
Керчь, гора Митридат. Современный вид.
Не менее загадочным сооружением был и тот самый музей. По официальным данным, его построили при том же самом Херхеулидзе. В 1835 году по проекту архитектора Д. Торичелли было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона, куда в 1841 году были перевезены все коллекции, хранившиеся до этого где-то в других местах. Тем не менее, на многих известных картинах А.К.Айвазовского и Н.Г.Чернецова здание музея уже присутствует ранее 1835 года. Непримечательная, но всё же деталь. После Крымской войны, эвакуации музея и его частичного разграбления в этом здании размещается православный храм.
Керчь, здание музея, 19 век
Севастополь, храм Петра и Павла, середина 19 века
В Севастополе подобное здание отличалось разве что размерами и числом колонн. И до разрушения в Крымскую войну на нём стоял небольшой купол, и почему-то с краю. Всё это очень странно, если принять во внимание, что во всём мире подобные здания никогда не оканчивались такой кровлей. На них стоял грандиозный купол, и конструкции этих зданий с вышеприведённых фото имеют все возможности разместить такой купол у себя. Куда всё это делось?
К.Боссоли. Общий вид Керченского залива с горы Митридат. 1855 г.
Что за непонятные детали находятся на крыше музея? Слуховых окон там не было. Очевидно, это какие-то остатки того, что когда-то возвышалось над этим зданием. И мы снова приходим к выводу, что это здание стояло задолго до его официального ввода в эксплуатацию. Возможно, его к этому времени просто откопали и отреставрировали.
Неизвестный художник. Керчь, 19 век
Как видим, на нашем музее с краю стоит купол, а сам музей стоит на некой площадке. И эта площадка продолжалась и до лестницы, и вверх до часовни. Её остатки встречаются на редких фото.
Керчь, вид с горы Митридат. Начало 20 века
Зачем это всё было нужно? Несложно понять, что часовня и мавзолей до перевода их в культовые здания были связаны между собой и составляли единую инженерную сеть, назначение которой мы сейчас уже не узнаем. И всё это работало как часы, включая и ту самую мечеть, и крепостную стену. И всё было продумано до мельчайших деталей.
Музей «выстроен» так, что его было видно со всех сторон, а некоторые улицы прямо смотрели на него.
Керчь, вид с северной стороны. Конец 19 века
Судьба этого здания не менее трагична. После октябрьских событий здание становится бесхозным и начинает разрушаться.
Керчь. Здание музея, 1 половина 20 века
После оккупации Крыма германскими войсками рядом с этим зданием возникает кладбище солдат вермахта. Гитлер был большим знатоком культуры древних и даже содержал крупную госструктуру по исследованиям этого направления. Место захоронения рядом с этим зданием выбрано явно неспроста, тот, кто принимал решение о выборе места, тоже что-то знал об этом здании и его реальных свойствах.
Керчь. Немецкое кладбище на горе Митридат, 1943 год
Естественно, после войны кладбище сносится, а здание музея начинает рушиться окончательно. Государство не считает нужным проводить реставрацию, и в начале второй половины 20 века окончательно сносит это здание и строит на этом месте ресторан, видимо, чтобы было веселее тем самым солдатам. Подобное в стране происходило достаточно часто и в других её местах. Ресторан простоял до начала 90-х годов и благополучно сгинул, видимо, не вписавшись в новые жизненные реалии.
Керчь. Остатки здания ресторана на месте бывшего музея. 90-е года 20 века.
Вместе с тем, сохранились фото полуразрушенного здания музея.
Керчь, здание музея, 50-е года 20 века
Естественно, в таком виде это сооружение не откопали, его сложили в такой вид искусственно и уже в 20 веке, где-то после войны, специально для туристов.
Попробуем запомнить обведённое место и отмеченные расстояния, и сравнить их в глазомерном масштабе с аналогичными местами и расстояниями на сохранившихся фото музея. В итоге можно констатировать, что конструкция здания музея и эта не имеют ничего общего. Это похожие детали совершенно разных зданий. В музее эти детали были гораздо крупнее. Получается, что на раскопках Пантикапея археологи откопали остатки совершенно идентичного музею здания, но с другой стороны горы. Так что утверждение о том, что музей построили в 1836 году по проекту Торичелли, можно стразу отклонить за несостоятельностью. Таких зданий на Митридате было много, просто музей меньше всего пострадал от каких-то событий, которые разрушили всё остальное. Смотрим теперь сзади.
Невооруженным глазом видно, что советские археологи собрали камни с фасада и пролили их железобетоном по обычной советской технологии, может быть только вместо цемента в бетон было добавлено что-то другое. Для чего было нужно такое изощрение? Нехватало камней или они не собирались в единое целое? Вряд ли. Смотрим с бока.
Плита 1 была сплошной и при опирании на колонны состояла из двух половинок, в данной конструкции задняя половинка заменена железобетоном, что хорошо видно на фото. Деталь 2 есть выступ на плите 1, который выполнялся неразрывно литьём. Аналогично деталь 3 есть выступ детали 4. Таким образом помечали нечто, что находилось сразу за деталью 3 внутри конструкции. Деталь 4 была в два раза тоньше детали 1, и при монтаже между соседними деталями 4 образовывалась ниша. Металлосвязь шла именно по этой нише. Для чего, если она не несла здесь абсолютно никаких армирующих функций? Вроде бы не совсем понятно, но если посмотреть материал отсюда, то всё встаёт на свои места. В нишу помещалось нечто, что имело хороший электрический контакт с металлосвязями. Как вы наверное уже догадались, это были контейнеры с веществом tain. Но поскольку знать про это и про ниши новым поколениям было низя, ничего лучше не придумали, как заделать заднюю часть железобетоном. Сойдёт и так для общего развития. Ну а мы посмотрим ещё раз на перёд этой конструкции.
Что такое деталь 1? Это явно не выход ливнёвой канализации или поддержка стропильной системы. В отверстия явно что-то вставлялось, и в последствии исчезло. А деталь 2 выглядит очень странно и совершенно не похоже на старые фотографии. Скорее всего, деталь 1 в данном случае археологи нашли в первозданном виде, а вот деталь 2 уже доработали и включили в конструкцию так, чтобы было легче собрать.
Очевидно, в зданиях 19 века карнизы были совершенно не такие. В них ещё имелись элементы, на которые гораздо ранее крепились какие-то узлы аналогично конструктору Лего или вставлялись фонари. Фонари эти были из металла, и по понятным причинам они не дожили даже до 19 века. И становится понятным смысл того, почему здание музея было видно со всех улиц. Оно светилось, и возможно подавало сигналы тревоги. Пролив в те времена был вполне опасным местом, и с обоих сторон могли нагрянуть незванные гости. Не исключено, что это было только малой функциональной частью этого здания, и естественно, с приходом в начале 19 века новой власти это ей было совсем не нужно. Случилось то, что случилось, и всё превратилось в музеи, часовни или было просто снесено.
Отдельно хотелось бы сказать про Храм Ветра. На плане неспроста он стоял только в компании сторожевого дома и был обнесён отдельной стеной. Подозреваю, что он задавал тон в работе всех инженерных систем, работающих на Пантикапей. Простым смертным вход туда был запрещён. На то оно, собственно, и капище.
П.С. Наивным было бы предположить, что наша эпоха круто изменилась после 1991 года, и те структуры, которые лепили масонские символы на зданиях менее 100 лет назад, исчезли в истории. Совсем нет.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.