храм архангела михаила на долгоозерной официальный сайт
«Приход храма Архистратига Божия Михаила»
«Приход храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» на основании Постановления Правительства г. Санкт-Петербурга № 975 от 13/07/2011 и договора аренды земельного участка №00/ЗК-06334(11) от 17.08.2011 года приступил к проектированию и строительству Православного культурного центра.
Проект строительства православного культурного центра с храмом Архангела Михаила разрабатывается по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Долгоозёрная, участок 1 (юго-западнее дома 40, литера А по проспекту Королёва), в соответствии с градостроительным планом земельного участка R478168000-13974, утверждённым Распоряжением комитета по градостроительству и архитектуре №3488 от 14.12.2011г.
В состав комплекса входит здание храма Архангела Михаила вместимостью до 2500 человек, здание малого храма вместимостью до 500 человек, колокольня, два служебно-вспомогательных корпуса.
Общая площадь участка – 12 273м2
Площадь застройки – 3 984м2
Строительство храмового комплекса осуществляется за счёт средств прихожан и первым этапом освоения участка планируется строительство малого храма.
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
Владислав Авдеев запись закреплена
DELETED запись закреплена
Иван Голиков запись закреплена
Юлия Антипина запись закреплена
Мария Добролюбова запись закреплена
Вадим Иванович запись закреплена
Вадим Иванович запись закреплена
Татьяна Кузьмина запись закреплена
Есения Лазарева запись закреплена
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
Православие ☦
Документальный фильм «Русь еще жива. » (2012)
Главная премия в номинации «Лучший сценарий» кинофестиваля «Радонеж» 2012г. Приз за лучшую операторскую работу V фестиваля «Соль Земли».
Описание: Эта киноработа рассказывает о творческом пути автора духовных песнопений и стихов иеромонаха Романа (Матюшина), чьи песни слушают и поют на всех континентах Земли. Об авторе духовных стихов в фильме рассказывают отец Тихон (Шевкунов), композитор и поэт Геннадий Понмоарев, народная артистка России Жанна Бичевская, певица Ирина Скорик, актер Александр Михайлов, профессор Александр Корольков и другие.
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
Верую † Православие
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
Верую † Православие
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
Верую † Православие
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
Православие ☦
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
ПАСХАЛЬНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ
Стихира, глас 6.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.
Задостойник, глас 1.
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.
Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази его.
Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос избавитель. Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райские нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных.
Стих: Яко изчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова. Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.
Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку, представшя гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми, что плачете Нетленнаго во тли, шедше проповедите учеником Его.
Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обимем! О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Приход храма Архистратига Божия Михаила» запись закреплена
Пасха.
История праздника
Пасха Христова — торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников. ».
Показать полностью. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».
Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».
Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.
Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург)
Показать полностью.
Официальная группа храма Архангела Михаила на Долгоозёрной улице. Создана по благословению настоятеля. В группе публикуется расписание богослужений, важные новости и просто полезные заметки для прихожан.
Полное название храма: Храм Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Престольный праздник храма – 21 ноября.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание как служителей Божиих, охранителей человеческого рода. Повелено было праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября – по новому).
Существующий храм – это часть планируемого храмового комплекса. В него также войдёт большой храм вместимостью до 2500 человек, колокольня, два служебно-вспомогательных корпуса.
Строительство храмового комплекса осуществляется за счёт средств прихожан.
Телефон церковной лавки: 8 (812) 923-77-79.
Открыт целевой сбор пожертвований.
На сегодняшний день для подготовки к дальнейшей стадии строительства большого храма требуется сделать и предоставить в Комитет по градостроительству и архитектуре документ АГО (Архитектурно-градостроительный облик). Для формирования данного документа необходимы средства, 300 000 руб. Для храма это немалые деньги, поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о помощи.
В нашей группе мы установили [кнопку Яндекс.Кошелек]
для сбора пожертвований (находится под названием группы, справа). Нажав на кнопку «Сделать пожертвование», вы сможете перевести деньги любым удобным способом:
— с банковской карты,
— с вашего Яндекс.Кошелька,
— с баланса вашего телефона.
Нас много, поэтому если каждый сделает даже небольшое пожертвование, мы сможем собрать всю сумму. Имена всех жертвователей будут поминаться каждый день за Литургией (для этого указывайте ваше имя в комментарии к переводу). Отчёт о ходе сбора будет публиковаться в группе раз в неделю.
Будем признательны за любую помощь – доброе слово, совет и молитву.
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Расписание богослужений на текущий месяц: https://yadi.sk/d/1vMNlSF3z94XC
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Когда ушла из жизни мама,
А вслед за ней ушел отец,
Печаль свою под своды храма
Показать полностью.
Принес заплаканный юнец.
Не зная правил, чтимых паствой,
Вошел он в храм в тумане слез,
И прошептал тихонько: «Здравствуй.
Вот, я пришел к Тебе, Христос!
Прими, Господь, мое моленье
За тех, кто был мне всех родней,
И дай мне, Боже, позволенье
Прибегнуть к помощи Твоей».
Судьба сиротская сурова,
Но время шло, мальчишка рос,
И в храм входя, шептал он снова:
«Вот, я пришел к Тебе, Христос!»
Когда послали генералы
Парней безусых в смертный бой,
Когда мальчишки заслоняли
Страну от недругов собой,
Он в окровавленной шинели
Лежал израненный в бреду,
И слышно было еле-еле:
«Встречай, Христос, вот. я иду. «
стихи — Мишель Лазарев
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Расписание богослужений на текущий месяц: https://yadi.sk/d/1vMNlSF3z94XC
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
«Как часто я слышу, что мне говорят: Я ленив в молитве, я ленюсь читать Священное Писание, я ленюсь думать о Боге. Дело не в лени; нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь. Ты не ленив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; на Бога — не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце открылось Богу, если бы только Он для нас значил нечто подобное тому, что значит для нас отец, и мать, и сестра, и невеста, и жених, и ребенок, тогда ни о какой лени не было бы речи — ни о какой! Потому что, когда нужно любимому, мы забываем и усталость, и болезнь, и все, и берется откуда-то находчивость, и память, и усердие, и силы.»
митрополит Антоний Сурожский
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Расписание богослужений на текущий месяц: https://yadi.sk/d/1vMNlSF3z94XC
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Протоиерей Андрей Ткачёв
Храм Архангела Михаила (Санкт-Петербург) запись закреплена
Православие.Ru
300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Протоиерей Владислав Цыпин
22 октября (4 ноября) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Троицком соборе Санкт-Петербурга от имени Правительствующего Сената, Святейшего Синода и российского народа царю Петру Алексеевичу было преподнесено именование Великий, Император и Отец Отечества.
Показать полностью.
Усвоение царю императорского титула было актом провозглашения лидирующего места России в иерархии европейских государств, где до тех пор в течение многих веков был один император – Германский и Римский с резиденцией в Вене.
В XVIII веке учение о Третьем Риме в его оригинальном виде, как оно сформулировано было старцем Филофеем, казалось почти забытым, но само усвоение царю императорского титула свидетельствовало о том, что суть этой доктрины (преемство от Византии и через нее – от Рима) осталась краеугольным камнем государственной идеологии.
Россия в имперский период продолжала держаться на православной вере значительного большинства подданных и на традиционном единовластии Помазанника Божия. Главной и даже единственной угрозой его существованию была прогрессировавшая из десятилетия в десятилетие расцерковленность образованного класса – интеллигенции.
Российская империя просуществовала без малого два столетия. В результате разгула темной стихии империя погибла, но Россия выжила хотя и в деформированном, если не сказать – изуродованном виде. Российская империя, переименованная в Советский Союз, была восстановлена в огне Великой Отечественной войны, после которой наша страна стала одной из двух сверхдержав.
Цена восстановления Российского государства, разрушенного в 1917 году легкомыслием одних политиков и злой волей других, оказалась беспримерно высокой – ее составили миллионы жизней тех, кто пал на полях сражений Великой Отечественной войны, и тех также, кто стал жертвой ускоренной индустриализации 1930-х годов, без успеха которой Россия была бы обречена на поражение в предстоявшей мировой войне.
Советской империи запаса прочности хватило на четыре послевоенных десятилетия. На рубеже 1980–1990-х годов состоялся акт ее самороспуска, и в стране снова воцарилась смута, преодолеть которую удалось только в начале третьего тысячелетия…
Храм во имя Архангела Михаила
Казанское благочиние Воронежской епархии РПЦ.
Настоятель храма:
Иерей Сергий Квасов.
Телефон настоятеля: 89204105535
Клирик храма:
протоиерей Владимир Гончаров
Телефон храма: +7 (473) 291-80-31
Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
В этом году Димитриевская Родительская суббота выпала на 6 ноября. Об истории установления этого дня и о том, как правильно поминать усопших можно прочитать в статье ниже
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.
Показать полностью. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.
МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по ПОМЯННИКУ – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон[1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
ПОМНИТЕ
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в ПОСТОЯННОЙ молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
4 ноября Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери.
Величание Иконе Божией Матери Казанской:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от негоже истекает благодатная помощь / всем, с верою притекающим к нему.
Показать полностью.
Тропарь Иконе Божией Матери Казанская:
Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/
и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами /
и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, /
всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день явления иконы, 8 июля (по старому стилю), но и 22 октября (по старому стилю), в память избавления Москвы и России от поляков.
Этот день праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.
Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.
Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.
Далее, в 1812 году М. И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами.
Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Владимир Овчинников
Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Православный журнал «Фома»
19 октября — день святого апостола Фомы. И в этот день нашему журналу исполняется 25 лет! Что за это время изменилось? В главном — ничего. Наша цель была и остается одна: нести современному миру евангельскую весть.
И все же многое изменилось. Если в 1996 году мы были черно-белым альманахом с небольшим тиражом, то сегодня ответы на самые острые вопросы о Боге и смысле жизни в журнале, на сайте и соцсетях «Фомы» находят около трех миллионов человек в месяц!
Показать полностью.
Более того, мы бесплатно отправляем журнал в тюрьмы, больницы, удаленные от цивилизации сельские приходы и библиотеки, подписываем неимущих людей, стариков. Мы идем туда, где человеку нужна духовная поддержка.
Но есть то, без чего проделать за 25 лет этот большой путь не получилось бы. Это участие тех, кто верит в наше дело. Только благодаря помощи неравнодушных людей нам все эти годы — несмотря ни на какие финансовые кризисы и эпидемии! — удавалось не останавливаться и нести миру весть о Христе.
Чтобы продолжать наше дело, «Фоме» очень нужна регулярная помощь. Если вы хотите быть миссионерами вместе с нами, пожалуйста, поддержите нас посильным пожертвованием по этой ссылке: https://lp.foma.ru/fome-25-let/?utm_source=foma_vk..
Мы будем благодарны за любую помощь!
Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Православные шутят!
Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Православный журнал «Фома»
В 1804 году на стол высшего военного командования Российской Империи легла записка. В ней, среди прочего, содержались такие строки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».
Показать полностью. В отличие от донесения других генералов, стремившихся выслужиться перед начальством, автор этих слов не лгал — за все годы своей службы на флоте он действительно не допустил ни гибели судов, ни пленения личного состава. Этого великого человека звали Федор Ушаков.
Будущий флотоводец родился в семье Федора Игнатьевича и Прасковьи Никитичны Ушаковых — представителей старинного русского дворянского рода. Супруги были людьми благочестивыми и набожными, а родным дядей Ушакова-младшего был Феодор Санаксарский — известный подвижник XVIII века. Вполне естественно, что с самого рождения Федю окружала особая обстановка, пропитанная духом молитвы, милосердия, взаимоуважения, любви. И эти благие семена, упавшие в душу мальчика, со временем принесли свои всходы. Дав своему сыну хорошее начальное образование, Ушаковы определили его в Морской кадетский корпус — до своей женитьбы отец Федора был сержантом лейб-гвардии Преображенского полка, и карьера военного виделась ему наиболее подходящей для его весьма талантливого отпрыска. Пять лет, которые юный Федор провел в стенах корпуса, показали, что выбор его отца был правильным — будущий моряк с увлечением постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. Впоследствии это проявилось в его уникальной способности успешно вести не только сражения, но и сложные дипломатические переговоры.
И все же главным было не это. За годы учебы Федор понял, что перед ним открыты два очень непохожих друг на друга пути. Либо он станет карьеристом, который идет по чужим головам к очередной должности или награде; либо — простым воином, который верно служит Богу, царю и Отечеству. Причем, делает это не ради каких-либо льгот и привилегий, а просто потому, что таков долг всякого, кто принял воинскую присягу. И к концу обучения Ушаков-младший окончательно избрал второй путь.
В 1766 году 21-летнего мичмана Федора приняли на Балтийский флот. Здесь он осваивал уже не теорию, а практику. Так прошло несколько лет, пока в середине 70-х годов его не перебросили на юг в составе так называемой Азовской флотилии. Это было время, когда крепнущая Россия выходила к Черному морю, отвоевывая его у Османской империи. Флот остро нуждался в молодых энергичных людях, готовых на себе потянуть столь нелегкую ношу первопроходца. Одним из таких людей и стал Федор Ушаков.
На Балтике он получил хороший опыт управления и тактики, теперь ему предстояло применить его в деле. А еще начинающий командир утвердился во мнении, что нельзя делить подчиненных на людей первого и второго сорта. Для него все моряки были равны, и он стремился действовать так, чтобы завершить любую военную операцию с наименьшими потерями. Сохранить жизни простых моряков, рискуя собственной жизнью — это убеждение стало жизненным кредо флотоводца. И если поднять сводки донесений за все годы службы Ушакова, то окажется, что под его началом воевали десятки тысяч матросов и офицеров, а погибло во всех сражениях около 500 человек. Это было своеобразным рекордом — другие командиры своих солдат практически не щадили, руководствуясь печально известным принципом: «Бабы новых солдат нарожают!»
Свою службу на юге Ушаков начинал в составе экипажей разных кораблей. Он смог отличиться в ходе нескольких важных кампаний, и его заметил князь Григорий Потемкин. На Федора Федоровича помимо военных были возложены еще и административные обязанности, с которыми он справился блестяще — с его именем связаны первые страницы летописей Херсона и Севастополя. Первый город стал главной судостроительной верфью, а второй — местом базирования Черноморского флота. С этим периодом связана и первая награда Ушакова. Весной 1783 года в Херсон пришла чума. Ее завезли турецкие суда, которые сразу подходили к городской пристани безо всякого карантина. С мая по октябрь скончалось около 12 000 человек. Существование города и строительство Черноморского флота было поставлено под угрозу. Все силы бросили на борьбу с эпидемией, которую погасили довольно быстро. Особенно эффективно это сделал Ушаков в отведенной ему зоне. Благодаря принятым мерам, в его команде не было ни одного смертного случая. За борьбу с эпидемией и сохранение команды Федор Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени.
После успешной противочумной кампании капитан первого ранга Ушаков был переведен в Севастополь и в скором времени стал фактическим главой города. При нем закладывалась материальная база Черноморского флота, на берегах строились пристани, возводился первый городской храм. Эти работы Ушаков часто оплачивал сам из своего жалованья. Параллельно с этим на море шла война с Османской империей. На кон было поставлено право обладания Крымом и всем Северным Причерноморьем.
В течение 1767–1791 годов русский флот под командованием Федора Федоровича одержал ряд блистательных побед над турками, не потеряв ни единого корабля. За спиной Ушакова были Фидониси, Керчь, Тендра, Калиакрия, и все эти места навсегда отмечены славой великого флотоводца. Его талант принес победу России, а самому Ушакову — звание вице-адмирала. Но, даже имея столь высокий чин, он в глубине души оставался простым моряком. Многие общавшиеся с ним люди отмечали необычайную простоту в общении, прямоту, приветливость, и в то же время все это сочеталось с огромной силой воли, отвагой, мужеством и пламенной верой в Бога. По свидетельству очевидцев, в любом сражении Ушаков приказывал располагать свой корабль в самом эпицентре боя, лично отдавал команды, своим примером воодушевляя матросов и офицеров.
И неизменным оставалось его упование на Провидение. Адмирал всегда утверждал, что не тактика играет решающую роль (хотя ей он уделял огромное внимание), а помощь Божья. Он чувствовал себя в ответе за каждого подчиненного и понимал, что в сражении все равны перед страшным лицом смерти, так же, как равны перед Богом, имеющим все в Своей власти. Последним масштабным предприятием, которым руководил Ушаков, стала средиземноморская кампания 1798–1800 годов. За это время Черноморский флот смог освободить греческие острова в Средиземном море от оккупационного режима наполеоновской Франции. В этой экспедиции проявилась не только военная смекалка адмирала, но и его дипломатические способности. Желая обходиться малой кровью, Федор Федорович сначала договаривался о поддержке с местным населением, и лишь когда жители того или иного острова соглашались помогать русским, на берег высаживался десант, который быстро обезвреживал французские гарнизоны. Везде русских встречали как освободителей, а благодарные жители острова Корфу наградили флотоводца именным золотым мечом. Также флот Ушакова принимал участие в морской части военной операции по освобождению Италии от наполеоновских войск. Средиземноморский поход мог принести Ушакову еще немало побед, если бы не приказ императора Павла срочно возвращаться в Севастополь. 26 октября 1800 года эскадра легендарного адмирала вошла в Севастопольскую бухту. Через полгода император Павел был убит заговорщиками. На престол взошел его сын Александр I, что повлекло за собою резкое изменение политики России. Новому государю флот оказался не нужен — в военном руководстве возобладали сторонники развития сухопутных сил.
Ушаков остался не у дел. Его перевели в Петербург на заурядную должность командующего Балтийского гребного флота. Фактически это было списание со счетов. Но и в столице Ушаков продолжал оставаться простым морским волком, заботиться о быте моряков, хлопотать о самых несчастных и обездоленных сослуживцах. А в 1807 году прославленный флотоводец окончательно ушел на покой, переехав в Тамбовскую губернию. По словам игумена Санаксарского монастыря Нафанаила, возле которого находилось имение Ушакова, пожилой моряк «вел жизнь уединенную, по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам, В Великий пост живал в монастыре по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал. По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
Последний раз столкнуться с делом государственной важности Федору Ушакову пришлось в 1812 году, когда ему предложили возглавить тамбовское народное ополчение. Он отказался. Годы его в ту пору были уже не те, чтобы брать на себя командование. Но все-таки остаться в стороне адмирал не мог — на свои личные средства он устроил госпиталь для раненых. Оставшуюся же часть денег — две тысячи рублей — Ушаков внес на формирование I Тамбовского пехотного полка. За Родину он готов был умереть, и ей же он мог отдать все, что имел.
Великий сын России умер 2 октября 1817 года, проведя последние годы жизни в посте и молитве. По воспоминаниям все того же игумена Нафанаила, адмирал проводил время «крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви, и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же» (имеется в виду дядя флотоводца — старец Федор Санаксарский).
Адмирал Ушаков при любой власти был образцом. Даже в советские времена, когда дореволюционных героев не очень жаловали, именем прославленного флотоводца называли улицы, предприятия, военные и пассажирские суда. Этот человек стоял у истоков флотской тактики нового времени, когда решающая роль в сражениях стала отводиться не столько самой артиллерии, сколько точным попаданиям по кораблям противника. Ушаков ломал все существовавшие до него правила, смело менял построение за считанные минуты до начала боя, действовал не по заранее заготовленным схемам, а только исходя из конкретной ситуации. Он не боялся рисковать, равно, как и не боялся полностью положиться на Бога, который и выводил его команду живой.
В 2001 году Церковь признала Федора Ушакова местным святым, почитаемым в пределах Саранской епархии. А в 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали не за государственные заслуги, а за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей. Федор Ушаков сочетал свой высокий воинский чин с глубоким смирением, неподдельной скромностью и искренней верой.