храм архангела михаила в черняховске
Черняховск. Храм св. Михаила
Инстербург, несмотря на небольшие размеры, к 1939 году имел храмы трех течений католической церкви.
Самой большой общине, лютеранам, принадлежала приходская церковь 1610 − 1612 годов постройки, взорванная только в 1972. году.
А третий храм — реформатам. Кто это такие? Кальвинисты, то есть последователи Кальвина или гугеноты (внезапно)
Откуда у немцев квадрокоптер? 🙂
У меня вот его нет 🙁
У реформатов, кстати, было много хорошего — они ввели более простое богослужение, предельно упрощенное убранство церкви, свели до минимума церковную иерархию, отменили целибат священников. ввели демократичное управление церковью, провозгласили абсолютный авторитет Священного писания, ликвидировали институт монашества.
В результате долгого противостояния реформатская церковь добилась официального признания по Вестфальскому мирному договору 1648 года. Тогда и начали появляться официальные храмы.
Этот храм в Инстербурге был построен в конце XIX века, а вообще община реформатов появилась в Инстербурге задолго до этого. Община шотландских купцов (кальвинизм — государственная религия Шотландии!) была образована в Восточной Пруссии Великим курфюрстом и получила свою первую церковь в 1735 году. Эта церковь простояла 150 лет. Из-за осадки фундамента в стенах появились трещины, и в 1885 году она должна была закрыться. Между тем был подготовлен проект нового церковного здания.
С согласия городских властей было предоставлено место для строительства – расположенная в новом городском квартале площадь Маркграфа (Маркграфенплатц). Очень хорошая ссылка — читаем дальше.
Число прихожан общины в это время доходило до 4 тысяч человек, так что церковь проектировали на 1500 сидячих и около 500 стоячих мест. В подвале размещались два паровых котла, от которых расходятся по многим каналам трубы для отвода пара под основанием среднего и крайних нефов.
Внешняя часть выполнена из обожженного кирпича темно-коричневого с красноватым оттенком цвета с богатым применением гранита для перекрытий. Фундаменты состоят из выступающих гранитных камней, которыми в достаточной мере снабжает долина реки Инстер. Весь цоколь отделан рельефными гранитными квадратами, которые выступают из фундамента и предназначены для укрепления стен. Ажурный орнамент окон и затемненные столбы портала выполнены из обожженного кирпича. Крыша покрыта природным шифером.
Нижние части центральных окон выполнены из кафедрального стекла с простыми пестрыми фризами, розами из гризайли и мозаичных образцов. Только среднее окно хора содержит более богатое украшение в виде образа благословляющего Христа, в то время как боковые окна содержат ковровые рисунки.
Из-за сурового климата строительство продолжалось четыре года. Закладка фундамента произошла в 1886 году, летом 1889 года были возведены своды, после чего были проведены внутренние работы, и 24 апреля 1890 года строение церкви в неороманском стиле было освящено.
После 1945 года войны в здании кирхи располагались последовательно склад, клуб и спортивный зал детско-юношеской спортивной школы. Димины родители ходили туда заниматься спортом, свекровь рассказывает, что на хорах занимались боксёра, а в алтаре была прыжковая яма.
К концу 1980-х годов здание пришло в аварийное состояние. В 1989 году началось восстановление здания инициативными группами горожан, кирха была передана Русской Православной церкви. 2 мая 1992 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом был освящен храм в честь Архангела Михаила.
Обычная судьба для храма в Калининградской области, хорошо еще, что стоит он в центре города, были деньги и желание на его восстановление. Потому что судьба десятков других храмов, переданных РПЦ, внушает тоску и печаль. Денег нет, и держаться практически уже нету сил!
А здесь хорошо, людно, приход большой
Кстати, мы крестили в этом храме Варвару летом 2004 года 🙂
Все витражи новые, сделанные уже для православного храма
А вот этот домик старый, аутентичный
Вообще, конечно, если не знать истории храма, он вызывает некоторую оторопь своим внешним видом
Но здесь, в Калининградской области, бывает всякое!
Храм архангела михаила в черняховске
Колокольня Свято-Михайловского храма – первое, что видят подъезжающие к Черняховску.
Свято-Михайловский храм в Черняховске – бывшая протестанская реформаторская кирха, построенная в 1886-1890 годах по проекту кенигсбергского архитектора Фридриха Адлера в новороманском стиле. Первый камень был заложен в 1883 году в честь 300-летия получения городом городских прав (т.н. Магдебургское право) на площади, получившей наименование Маркграфенплац. Высота кирхи 60 метров.
После Великой Отечественной войны кирха сменила много хозяев. Был здесь и клуб, и склад и спортивный зал. В 1986 году это прекрасное здание было всеми заброшено. И наконец, пожар испепелил то немногое, что уцелело от первозданной красоты. Были уничтожены балконы, паркетный пол. В 1989 году в аварийном состоянии кирха была передана православной общине г. Черняховска.
Перед взорами инициаторов открытия православного храма предстало помещение с закопченными стенами, выбитыми окнами. Но руки у верующих не опустились. Десятки жителей Черняховска приходили в будущую церковь, чтобы безвозмездным трудом приблизить час ее открытия.
Самыми первыми участниками возрождения православного храма были семьи Пуговкиных, Крючковых, М.С.Кононова, Т.Ф.Дрык. Реставрационными работами руководил настоятель протоиерей Иосиф Ильницкий.
Много сил в созидании прихода отдали преподаватель воскресной школы Л.А.Янюк, регент, преподаватель педагогического колледжа Н.Ф.Солдатенкова.
А вот имена мастеров, украсивших своим трудом новый храм. Виктор Казаков крыл медью шпили. Столярные работы по изготовлению крыши алтаря вел Олег Акиншин. Много поработали жестянщик Вячеслав Шохин. Большое впечатление на каждого производят иконы, написанные Еленой Тихоновной Панькиной. Радует глаз резьба иконостаса, выполненная Вячеславом Громовым. Автор настенных фресок – житель Пскова Александр Милованов. Оконные решетки выковал кузнец Александр Васильев. На славу потрудился и стекольщик Александр Молдук.
Огромный объем проведенных работ, конечно, не мог быть сделан без пожертвований самых разных людей. Сегодня вместе с храмами возрождается традиция пожертвований обеспеченных людей в их строительство. Как в старые времена люди опять стремятся собирать сокровища не только здесь на земле, но и на небесах.
Работы по благоустройству храма продолжаются. Сияют новой позолотой отреставрированные иконостас и киоты икон. Своды храма украшены фресками. Один из самых больших в Калининградской области храмов нелегко было сделать теплым, но и эту проблему решили с помощью новых полов с подогревом. При храме построен и действует Духовно-просветительский центр. Настоятель Свято-Михайловского храма протоиерей Иосиф Ильницкий благодарен тем людям, без чьего помощи ничего бы этого не было. Это предприниматели и руководители предприятий Виктор Старух, Андрей Логиновский, Юрий Афанасьев, Анатолий Ласкевич, Евгений Горбачев, Игорь Круглов. Помогали и предприниматели с депутатского корпуса при содействии администрации, да и многие другие люди, имена которых остались неизвестными. С Божьей помощью и с помощью благотворителей храм постепенно становится настоящим украшением города и в каком-то роде его символом.
Фотолетопись к 25-летию прихода Архангела Михаила смотрите здесь
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk
Кафедральный собор☦️, являющийся центром Черняховской и Славской епархии РПЦ МП.
Данная группа создана с информационно-просветительской целью, в соответствии с этим будет формироваться контент паблика❕
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk запись закреплена
Черняховская епархия РПЦ
С 18 мая на телеканале «Спас» начнут выходить выпуски нового проекта «Служба спасения семьи», который будет направлен на профилактику разводов.
«Телепроект направлен на поддержку семей, преодолевающих кризис в отношениях, и профилактику разводов, участившихся в нашей стране за последние годы», – сообщили в пресс-службе телеканала.
Показать полностью.
Согласно приведенным каналом данным за 2020 год, количество распадов семей в России составило почти 62% от общего количества заключенных браков. Хотя еще в 2015 году этот показатель в стране составлял 52,7%.
– Не будет семьи – не будет России. А семьи не будет, если вконец выветрятся простые 10 заповедей из нашей жизни. Нынешний кризис семьи в мире и у нас следом за миром – он только оттого, что мы любить разучиваемся, а источник любви – Бог. Если Его не будет в отношениях, поступках, взглядах, в воспитании детей, во всем, что является миром семьи, то ничего не будет, – сказал гендиректор телеканала «Спас» Борис Корчевников.
Он отметил, что проект «Служба спасения семьи» – «не только семейная аптека, в которой предложат укорененные в христианстве, а значит очень надежные, лекарства лечения семейных болезней, но и набат: о том, что уже позже, чем мы думаем».
– Что семья и женщины – главные святыни любого крепкого общества. Что отношение к ним – это и есть то, что мы сами из себя представляем. Поэтому «Служба спасения семьи» – это в каком-то смысле наш собственный портрет: кто мы такие теперь и что нам с этим делать? – пояснил Борис Корчевников.
Ведущие программы – журналист, общественный деятель и многодетная мама Наталья Москвитина и психолог, семейный консультант Марк Бартон.
Каждый вторник в прямом эфире вместе со священниками и приглашенными экспертами они будут разбирать историю одной семейной пары, столкнувшейся с разногласиями и недопониманием, чтобы помочь им разобраться и преодолеть испытания, тем самым сохранив семью. Поддержать героев или поделиться похожим опытом смогут и телезрители, позвонив в студию во время эфира программы.
Чтобы принять участие в проекте, необходимо прислать письмо со своей историей с пометкой «спасти семью» на электронную почту: SOS@spastv.ru или написать короткое сообщение на номер + 7 (985) 063-94-94.
«Служба спасения семьи» будет выходить на «Спасе» по вторникам, в 22:50 по московскому времени. Все выпуски будут доступны в мобильном приложении, а также на сайте канала.
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk запись закреплена
Черняховск Главный
С Рождеством Христовым!
Рождественское поздравление Епископа Черняховского и Славского Николая и Архиерейского хора Черняховской епархии.
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
Приближается День народного единства (4 ноября). Несмотря на то, что это светский праздник, он несет и духовное значение, призывая к миролюбию, сплоченности, единению как в горе, так и в радости. Сейчас очень непростое время, когда некоторые люди, семьи попали в довольно непростые жизненные ситуации, оставшись наедине со своими трудностями. Кому-то из них не хватает продуктов, кому-то – элементарных теплых вещей.
Показать полностью.
Обращаюсь ко всем с просьбой оказать посильную помощь нуждающимся. Ведь у каждого из нас есть теплые вещи, обувь, которые мы по каким-то причинам не носим, возможно, есть лишняя пачка макарон или крупы, которыми вы готовы поделиться с ближним.
Такие трудности испытывают особенно жители малых населённых пунктов. Не оставайтесь равнодушными ведь слова Христа:»И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук6:31), относятся к каждому из нас.
По другим вопросам вы можете обратиться по номеру телефона 89210058401, о. Никита.
Все переданные вами вещи и продукты будут переданы тем, кто испытывает в них острую необходимость! Спаси вас всех Господи.
Настоятель храма св.Петра и Февронии пос.Свобода, иерей Никита Фадеев.
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk запись закреплена
По благословению епископа Николая просим присоединиться к молитве по соглашению о здравии болящего протоиерея Иосифа Ильницкого
Молитву читаем ежедневно в 21.00
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk запись закреплена
Сергий Василевский
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk запись закреплена
Храм святых Петра и Февронии
Дорогие!
Сегодня в нашем храме будет совершенна ночная Божественная Литургия приуроченная к дню памяти великого святого конца ХIХ века преподобного Серафима Саровского.
Приглашаем всех разделить радость молитвенного общения!
Собор св. Архангела Михаила #Chernyаhovsk запись закреплена
Александр Пермяков
P. S. Есть ещё вариант. Если вы ничего не знаете, но хотите, чтоб батюшка допустил до крещения ребёнка без беседы, есть один классный способ «кармическго тумана». Итак: держите фигу в кармане. Вытягиваете подбородок как английский лорд. Закатываете глаза. Крестная мама должна надеть клоунскую шляпу на голову, лучше с перьями. И вот в этом состоянии вы пристально и серьёзно смотрите на священника и говорите, что вы все знаете, что вы не просто православные, но самые настоящие ортококсы.
Мне рассказывали, что это очень эффективное средство. Я не знаю как это работает, то ли действительно срабатывает эффект «кармического тумана», то ли батюшка начинает вас очень сильно жалеть. Попробуйте, а вдруг получится? Особенно, если вам это проще сделать, чем час слушать беседу о самой лучшей в мире религии.
Приход Архангела Михаила г. Черняховск
Эта группа создана для всех тех, кому дорог Храм Архангела Михаила в Черняховске, для всех тех, кто любит наш приход, живёт в Черняховске или жил когда-то в этом чудесном городе, для всех тех, кому дороги воспоминания о праздниках и различных событиях в жизни нашего прихода и города. Пусть жизнь раскидала нас по разным местам и не все могут находится вместе c дорогими сердцу людьми, но мы всё равно должны оставаться вместе и общаться друг с другом!
Приглашайте своих друзей! Креатив и конструктивные замечания приветствуются.
Елена Кирикова запись закреплена
Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «АПОСТОЛЫ МОНАРХИИ. КОНВОЙ ПАМЯТИ СВЯТОГО ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОБЕДОНОСНОГО ШЕСТВИЯ ЗА ХРИСТОМ»
Алексей Родионов запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
Елена Карпенко запись закреплена
Идёт #срочныйсбор на лечение.
Важна любая помощь и поддержка.
Машенька является подопечной Благотворительного фонда «Милосердие» https://vk.com/wall-86736313_1806 (сайт www.bf-m.ru).
Реквизиты для помощи:
Леонтьев Михаил Васильевич
СБЕРБАНК:
тел.: +7 966 193 24 20
№ карты: 2202 2017 4600 5970
ТИНЬКОФФ:
тел.: +7 966 193 24 20
№ карты: 5536 9138 5975 6856
Райффайзенбанк:
№ карты: 5379 6530 1361 5966
Отправить СМС на номер 3434
с текстом:
«МАША 500»
где 500 – любая сумма пожертвования.
Средства спишутся с баланса телефона.
Пожалуйста, подтвердите платеж после запроса оператора!
Доступно абонентам: МТС, Билайн, Мегафон и Теле2.
Help details:
SWIFT: CHASUS33
SWIFT: TICSRUMM
Beneficiary’s Account: 40817840200001293069
Beneficiary: Leontev Mikhail Vasilevich
Мультиссылка:
https://taplink.cc/masha17.06.2018
• все соц.сети Маши
• материалы для волонтеров
• подтверждающие документы
Благодарим вас за поддержку!
Елена Кирикова запись закреплена
Роман Уманский запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
12 января 2020 года директор Воскресной школы «Цесаревича Алексия» при храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка Кирикова Елена Анатольевна награждена орденом «Святой Императрицы Александры Феодоровны» Более подробно:http://www.sestroretsk.com/main/102177/
Показать полностью.
По благословению настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка, духовника Конвоя Святого Царя Страстотерпца Николая II архимандрита Гавриила (Коневиченко) начальник Войсковой Православной Миссии, казак Конвоя Игорь Евгеньевич Смыков наградил орденом «Святой Императрицы Александры Феодоровны» директора Воскресной школы «Цесаревича Алексия» при храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка Кирикову Елену Анатольевну.
Кирикова Елена Анатольевна удостоена этой высокой награды за многолетние подвижнические труды на «Ниве Христовой», за верноподданнические чувства и любовь к святому Царю Мученику Николаю II и Его Августейшей Семье, за соработничество в деле создания в городе Сестрорецке при храме Тихвинской иконы Божией Матери Мемориала памяти мученического подвига Царской Семьи, за активную миссионерскую деятельность в должности помощника настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрита Гавриила (Коневиченко) по миссионерской работе, за помощь в создании Воскресной школы Цесаревича Алексия и руководство в должности директора, а также в течение ряда лет преподавания Закона Божиего и проведение цикла лекций по истории святой Царской Семьи, за помощь в организации паломнических поездок, за проведение мастер-классов с казачатами Воскресной школы и участие в выставках-ярмарках, за участие в благоукрашении прихрамовой территории в качестве дизайнера- флориста.
Неоценима и помощь Елены Анатольевны в обеспечении проведения фоторепортажей мероприятий и православных праздников храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка, Духовно-просветительского центра и казачьей общины, а также создание короткометражных слайд-фильмов.
Будучи регентом храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка, Елена Анатольевна регулярно проводит занятия с казачатами, радуя сестроречан и гостей города на православных праздниках колядками и церковными песнопениями.
Елена Анатольевна, отметил настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко), щедро одарена талантами от Господа, обладая неиссякаемой и неуёмной жизненной энергией, будет, я уверен и дальше продолжать созидать дело Божие, будучи казачкой нашей общины, соработником Духовно-просветительского центра и моей смиренной послушницей.
Черняховская епархия РПЦ
Черняховская епархия РПЦ запись закреплена
Черняховская епархия РПЦ запись закреплена
Сегодня Святая Церковь празднует день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози: на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Черняховская епархия РПЦ запись закреплена
Храм святых Петра и Февронии
6 ноября ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ суббота.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШИХ?
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
Показать полностью.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).
Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Черняховская епархия РПЦ запись закреплена
Телеканал «СПАС»
Черняховская епархия РПЦ запись закреплена
Храм святых Петра и Февронии
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ДИМИТРИЕВСКУЮ ПОМИНАЛЬНУЮ СУББОТУ?
В первую очередь следует присутствовать на богослужении для молитвы во спасение души своих усопших сродников, ведь наши молитвы (особенно во время церковных богослужений) для них очень важны. Тому есть множество подтверждений в церковной духовной литературе. Приведем с Божьей помощью примеры.
Показать полностью.
Синаксарь Вселенской родительской (мясопустной) субботы: «И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение. Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии (Великом), который, найдя череп язычника, вопросил его: “Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?” И тот отвечал: “Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших»”. (Макарий) Великий долгое время делал так – молился Господу – и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого. Даже богомерзкого Феофила царица Феодора избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело.
Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к филиппийцам: “Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере».
Святитель Марк Ефесский: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».
В истории Православной Церкви есть подобные случаи. Святитель Феодосий Черниговский явился во сне преподобному Алексию Голосеевскому, на тот момент дежурившему у раки с его мощами. Произошел следующий диалог… Святитель попросил у преподобного Алексия: «Прошу тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей». Святитель назвал имена: иерей Никита и Мария. До этого имена родителей не были известны по житию. Позже, разбирая архив монастыря, где архимандрит Феодосий был настоятелем, нашли его личный помянник. Там первыми были записаны отец и мать: иерей Никита и Мария. Иеромонах Алексий сказал: «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?». Св. Феодосий ответил: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».
Здесь мы видим иллюстрацию важности и главенства молитвы церковной над молитвой домашней. Домашняя молитва тоже важна, но в первую очередь важна молитва церковная. Потому так молиться нам завещал Сам Господь наш Иисус Христос: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В этом суть соборной молитвы Церкви. Вместе со священнослужителями и людьми в храме молится вся полнота Церкви Небесной и Церкви Земной. И такая молитва очень угодна Богу. Особенно это, конечно, нужно сказать о Литургии.
Также приведем здесь высказывания и приближенных к нам подвижников благочестия. Святитель Афанасий Сахаров в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» писал: «Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения.‟Молитеся друг за друга” (Иак. 5:16) заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, – и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, – но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно ‟многажды вкупе снидохомся, и в дому Божий вкупе пояхом” и которые вообще, не только праведные, но и грешные продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется. Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых».
Есть и замечательная проповедь духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), сказанная им в мясопустную родительскую поминальную субботу. Она озаглавлена «О молитвенном поминовении усопших». Вот выдержка из нее: «Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители… Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших – это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, – то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!».
Все эти цитаты я написал в статье, чтобы от всего сердца, от всей души побудить нас молиться о своих усопших. Ведь в сущности уставные греческие названия таких заупокойных служб, как парастас и панихида, прямо также побуждают нас к этому. Слово «парастас» буквально с греческого языка переводится как «стояние возле», по смыслу его также можно перевести как «ходатайство». Т. е. мы стоим возле наших усопших и просим у Бога прощения их грехов. Вымаливаем их. Слово же «панихида» переводится, как «всенощная». Другими словами, всенощная служба за усопших, усиленное прилежное моление за них. Здесь имеется в виду под словом «панихида», к примеру, лития, панихида, всенощное чтение Псалтири по усопшему новопреставленному христианину, Литургия в храме, отпевание покойного и погребение его с литией на кладбище. Сегодня мы используем это слово для обозначения определенного заупокойного богослужения по усопшим.
Ведь, с одной стороны, усопшие не могут после смерти изменить свою загробную участь. Только в земной жизни возможно покаяние. Для усопших же – воздаяние за грехи и за хорошие поступки.
Но, с другой стороны, до Второго Пришествия Христова участь наших усопших окончательно не определена. Только Страшный суд Божий отправит человека либо в рай, либо в ад на веки вечные. А до Суда можно и нужно вымаливать наших усопших. И эта задача лежит на нас с вами, дорогие братья и сестры, – на членах Церкви Земной. И это великая и спасительная задача. Великий акт любви.
Особенное внимание Церковь уделяет упокоившимся православным христианам в субботы. Можно также сказать, что это их день. К субботним заупокойным поминовениям мы можем найти основания как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Во-первых, Господь именно в седьмой день (ветхозаветный календарь) упокоился после сотворения мира (Быт. 2:2, 3). Поэтому слово «суббота» переводится с еврейского как «день покоя», а именно покоя, упокоения в Царствии Небесном мы желаем своим усопшим. Во-вторых, именно в субботу перед Воскресением Христовым Спаситель спустился во ад, где пребывали усопшие, и вывел оттуда в рай праведников.
Именно эти священные библейские основания и соделали субботу в литургическом смысле сугубым днем поминовения усопших. Богослужения поминальных суббот, будь то Троицкая, Мясопустная или Димитриевская, практически идентичны. Накануне субботы служится парастас. Т. е. вечерня, утреня, с чтением священнослужителями 17-й кафизмы, которая, как замечательно сказал управляющий делами УПЦ, Высокопреосвященнейший митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) в одном из своих интервью, «настраивает живущих на правильное отношение к смерти и говорит о главной надежде и уповании всех христиан – о жизни вечной со своим Создателем. Мы неоднократно молитвенно просим Господа во время службы: ‟Даруй мне жизнь, жив буду для вечности, жива будет душа моя”.
Для усопших слова кафизмы являются свидетельством дарованного нам Спасителем чуда – воскресения из мертвых. Живые же сродники, скорбящие о разлуке, могут утешаться молитвой, надеясь на будущую встречу».
Также во время парастаса священник возглашает заупокойные ектении с чтением записочек по усопшим. Во время службы поются и читаются и другие заупокойные молитвословия. Утром же в субботу служится Литургия, после нее обычно также панихида по усопшим.
Но если богослужения поминальных суббот практически идентичны, то исторические причины их установления несколько разнятся. Если говорить конкретно о Димитриевской родительской поминальной субботе, то она была установлена святым благоверным князем Димитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским после Куликовой битвы (1380 год). Тогда было убито много русских воинов. Документы того времени оценивают потери славянского народа – около 253 тысячи воинов. Вначале эта поминальная суббота была знаменовала поминовение воинов, погибших в битве на Куликовом поле. Об этом нам повествует святитель Димитрий Донской в труде «Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца»: «С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, ‟Сильному во бранех”, благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…».
Традиция заупокойного богослужения Димитриевской поминальной субботы утвердилась в первую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.), которого очень любили на Руси и почитали именно покровителем воинов. Позже эта суббота стала называться родительской, потому что, кроме сугубого поминовения воинов, начали поминаться сродники и вообще все от века усопшие православные христиане.
Во время заупокойных богослужений (например, родительских поминальных суббот) следует совершать две вещи, которые помогают нашим усопшим достигать Царствия Небесного. Первая – это сама молитва. Вторая – добрые дела милосердия за них. Именно наши продуктовые приношения в храм и являются этим добрым делом милосердия. Но не только они, а и жертвы вообще: на нужды храма, жертвы нищим, бездомным, болящим, нуждающимся, творение добрых дел в память об усопших сродниках. Это все, конечно, им очень помогает. Можно сказать, что молитва и добрые дела милосердия – два крыла, которые помогают достигать усопшим блаженств рая.
К заупокойным приношениям традиционно можно отнести коливо (кутью). В древности она варилась из пшеницы с медом. Зерна пшеницы символизировали Воскресение Христово и воскресение наших усопших (зерно кажется мертвым камнем, но весной из него пробивается росток и живой зеленый колос). Мед символизирует собой сладость упокоения в Боге праведников и их блаженство в раю. Сегодня часто при приготовлении колива используются более доступные продукты: рис, конфеты, мармелад, сахар и пр.
Подавать записочки на церковные заупокойные богослужения необходимо за крещеных в канонической Православной Церкви усопших. И важно также, чтобы они не были самоубийцами. О самоубийцах и некрещеных можно молиться определенными молитвами дома. С этим вопросом желательно обратиться к священнослужителю и взять у него благословение.
Из священнического опыта ко всему выше сказанному хочется добавить еще три замечания.
Первое. Заупокойное поминовение не ограничивается только поминальными субботами. Для нас оно должно быть каждодневным. Каждый день мы должны стоять за наших усопших на молитве. Кто сколько может. Каждый день мы должны ходатайствовать перед Богом за них и дома, и в храмах.
Второе. Часто можно видеть, как люди приходят помолиться о своих усопших. И действительно очень искренно и со слезами молятся. Но нужно молиться не только о своих усопших сродников, но и о себя самих. Важно самим вести церковную богоугодную жизнь, регулярно молиться, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых. Следует каждодневно приближаться к Господу. Поверьте, дорогие братья и сестры, наши усопшие этому только обрадуются, ведь они желают не только достичь Царства Небесного, но и того, чтобы мы достигли вместе с ними Его.
Третье. Нужно учить молиться своих детей, водить их на богослужения, в том числе и заупокойные, чтобы было кому помолиться после смерти и о нас, грешных. Необходимо, чтобы и дети участвовали в церковной жизни, исповедовались, причащались, шли к Богу, дабы и они достигли рая и продолжали спасительную традицию родного Православия, чтобы ниточка веры в семьях и родах, в народах не прервалась, но тянулась тропочкой ко спасению – в Небо.
Протоиерей Андрей Чиженко,
Православная Жизнь