храм архистратига михаила в пущино
Храм Михаила Архангела г.Пущино
Официальный сайт Михаило-Архангельского храма г. Пущино Серпуховского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви
Трансляция богослужений
14.06.20 Неделя всех святых. Литургия
07.06.20 Троица. Литургия
06.06.20 Троицкая родительская суббота. Литургия
03.06.20 Равноапостольных Константина и Елены. Часы. Литургия
28.05.20 Звон после литургии на Вознесение
28.05.20 Вознесение Господне. Часы. Божественная литургия
27.05.20 Вознесение Господне. Всенощное бдение
24.05.20 Неделя о слепом. Равноапост. Кирилла и Мефодия, учителей словенских
22.05.20 Свт. Николая Мирликийского. Божественная литургия
17.05.20 Неделя 5-я по Пасхе. О самаряныне. Часы. Божественная литургия
10.05.20 Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. Часы. Божественная литургия
09.05.20 Звон в память павших в Великой Отечественной войне
09.05.20 Благодарственный молебен в честь Победы. Проповедь. Лития о погибших воинах
02.05.20 Неделя 3-я по Пасхе, жен-мироносиц. Всенощное бдение
28.04.20 Радоница. Панихида
28.04.20 Радоница. Поминовение усопших. Часы. Божественная литургия.
27.04.20 Радоница. Поминовение усопших. Утреня, 1 час, панихида.
26.04.20 Неделя 2-я по Пасхе, ап.Фомы. Часы. Божественная литургия
26.04.20 Молебен с акафистом Архангелу Михаилу
25.04.20 Неделя 2-я по Пасхе, ап.Фомы. Всенощное бдение
25.04.20 Суббота Светлой седмицы. Пасхальные часы. Божественная литургия
24.04.20 Пятница Светлой седмицы. Пасхальные часы. Божественная литургия
23.04.20 Четверг Светлой седмицы. Пасхальная вечерня и утреня
22.04.20 Проповедь в Светлую Среду
19.04.20 Пасхальная вечерня, утреня
19.04.20 Пасхальное богослужение
18.04.20 Великая Суббота. Утреня. Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого
17.04.20 Великий Пяток. Вечерня с выносом плащаницы.
17.04.20 Великий Пяток. Царские часы
16.04.20 Великий Пяток. Утреня с чтением 12 Евангелий Страстей Христовых
16.04.20 Великий Четверток. Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого
15.04.20 Великий Четверток. Утреня
14.04.20 Великая Среда
Часть вторая
Храм Михаила Архангела г.Пущино
Официальный сайт Михаило-Архангельского храма г. Пущино Серпуховского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви
Воскресная школа «Вертоград»
Почему мы так называемся
Славянское слово «вертоград» означает «сад, виноградник». Такое поэтическое название наша школа приобрела благодаря матушке Ольге Свиреповой, первому преподавателю церковнославянского языка в школе. Почему так легко прижилось это имя? С одной стороны, Сам Господь говорит о Себе в Евангелии: «Я — истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин 15:1). С другой, весьма органично, что воскресная школа, выросшая при храме в городе биологов, называется садом. Позднее для нас открылся еще один смысл нашего названия. Существует икона Богородицы «Вертоград заключенный» кисти Никиты Павловца, иконописца Оружейной палаты конца XVII в. Сюжете навеян библейской Песнью Песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песнь Песней 4:12). Образ «заключенного сада» (hortus conclusus) был популярен в западноевропейском средневековом искусстве и имел два значения. Во-первых, «заключенный сад» символизирует непорочность Девы Марии; а во-вторых, это- образ райского сада, огражденного с четырех сторон библейскими реками от внешнего неустроенного еще тогда мира, от хаоса, сад, в котором еще не было греха. Жизнь покажет, кто вырастет в нашем саду, но, все же имя отражает намерение педагогов создать такой островок непорочности, оградить хотя бы на время занятий детей от внешнего хаоса.
Икона «Вертоград заключенный» Работа Пущинской воскресной школы
Икона Никиты Павловца не могла не вдохновить нас, и мы попытались создать свою школьную икону, которая теперь непременно присутствует на наших молебнах. Образ Божьей Матери написал Дмитрий Салохин, а ученицы украсили икону бисером на уроках рукоделия.
Храм Михаила Архангела г.Пущино
Официальный сайт Михаило-Архангельского храма г. Пущино Серпуховского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви
Рубрика Объявления
Набор в воскресную школу и на Библейско-богословские курсы
Поделиться:
Набор в Школу звонарей
Поделиться:
Отошла ко Господу Надежда Александровна Чемерис
Дорогие друзья! Сегодня ночью отошла ко Господу всеми нами любимая Надежда Александровна Чемерис.
Надежда Александровна с самого начала основания Пущинского прихода была одной из незаменимых работниц. Вся документация лежала на её плечах. Её городская квартира долгие годы был рабочим кабинетом — фактически приходской канцелярией. А дачный дом в с.Каргашино стал молитвенным домом взамен разрушенного храма в селе.
Надежда Александровна уже не смогла попасть на литургию, отслуженную впервые за 90 лет в храме, к строительству которого её семья имела самое непосредственное отношение. Но мы молимся и верим, что Господь примет её светлую душу в Небесном Иерусалиме.
Отпевание состоится в субботу 29 мая в Пущинском храме по окончании литургии (примерно в 10.00)
Поделиться:
Помочь благотворительной столовой
Пущинская благотворительная столовая. Повара, раздатчики, волонтеры
Поделиться:
Принимаем записки на Радоницу
Вот уже и РАДОНИЦА! Усопшие ждут наших молитв и радуются, что души их вместе с нами участвуют в Литургии.
А мы напоминаем, что продолжаем принимать записки.
Через помощника настоятеля Марию Панчелюгу сообщением на телефон или ватсап на номер +79162923441 или личным сообщением В контакте или в Фейсбуке
Также можно заказать молебен, панихиду, сорокоуст, поминовение на год или полгода.
Пожертвование на храм за поминовение принимаются на карту помощника настоятеля 5469 4000 4084 7746 Сбербанк на имя Мария Сергеевна П., привязана к указанному телефону.
Также можно воспользоваться он-лайн формой. Кликните на картинку и в появившейся форме введите имена своих близких.
Поделиться:
Принимаем записки на Светлую седмицу
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогие друзья, принимаем записки на Пасхальные литургии Светлой седмицы
через помощника настоятеля Марию Панчелюгу сообщением на телефон или ватсап на номер +79162923441 или личным сообщением В контакте или в Фейсбуке
Также можно заказать молебен, панихиду, сорокоуст, поминовение на год или полгода.
Пожертвование на храм за поминовение принимаются на карту помощника настоятеля 5469 4000 4084 7746 Сбербанк на имя Мария Сергеевна П., привязана к указанному телефону.
Также можно воспользоваться он-лайн формой. Кликните на картинку и в появившейся форме введите имена своих близких.
Поделиться:
Помощь нашему прихожанину-инвалиду
Дорогие друзья! К нам обратился за помощью наш давний друг и прихожанин — Александр Калинкин. Александр имеет с детства инвалидность, проживает в интернате пос.Данки, но при возможности, когда находится человек с транспортом, старается всегда посетить богослужение в нашем храме. Александр работает на компьютере, старается жить активной жизнью.
Необходимы средства на лекарства и текущие расходы.
У кого есть возможность помочь, номер карты 2202200810794766 Сбербанк, на имя Александр Юрьевич К. привязана к тел. 89851764926
Спаси Вас Христос!
Поделиться:
О соблюдении правил при богослужении с прихожанами
О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЙ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ВИКАРИЯМ, БЛАГОЧИННЫМ,
ИГУМЕНАМ И ИГУМЕНИЯМ МОНАСТЫРЕЙ,
НАСТОЯТЕЛЯМ ПРИХОДОВ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Поделиться:
С Днем рождения о.Михаила
От всей души поздравляем с Днем рождения нашего дорогого отца Михаила Заичкина!
Дорогие друзья, спасибо всем, кто поучаствовал в общем подарке своим пожертвованием!
Кто еще хотел поучаствовать, но не успел, можно еще сегодня в течение дня порадовать батюшку
(карта СБ 4276 4000 5718 9566 на имя Михаил Эдуардович З., привязана к телефону +7-916-366-04-26) Спаси вас Бог!
Многая и благая лета батюшке Михаилу! Пусть еще много лет он поднимает нам настроение своим юмором, радует нас своими живыми и непосредственными проповедями!
Поделиться:
Троица. Служба под открытым небом
На 50-й день после уединенной Пасхи дома Господь воссоединил Свою Церковь. И как прошло это воссоединение!
Бескрайний небесный шатер заменил нам купол храма, яркое солнце взамен паникадила, вместо одиночных березок в храме — целая березовая роща, а птичий хор активно подпевал клиросу.
Поблагодарим Бога за эту милость и не будем унывать по поводу того, что пока еще не можем в полной мере вернуться к привычной богослужебной жизни. Скоро всё наладится.
Фото со службы под открытым небом
Читать далее →
Храм Михаила Архангела г.Пущино
Официальный сайт Михаило-Архангельского храма г. Пущино Серпуховского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви
Архангел Михаил в деяниях
В росписи трапезной части Пущинского храма использованы сюжеты из иконы «Архангел Михаил в деяниях». Эту икону можно увидеть в иконостасе Архангельского Собора Московского Кремля. Во всех этих сюжетах главные персонажи — Ангелы Господни — исполнители воли Божией.
В центре композиции, под куполом — Архангел Михаил.
Явление Архангела Иисусу Навину
Явление Архангела Иисусу Навину
Лествица Иакова.
Лествица Иакова. Рождение Израиля
(Быт 28:11-22) А этот эпизод из жизни детей Исаака — близнецов Исава и Иакова. Исав был перворожденным, Иакову же очень хотелось получить первородство, а с ним и особое благословение, обещанное Богом Аврааму. За чечевичную похлебку Исав уступил свое первородство брату, но вскоре пожалел об этом. Спасаясь от возмездия брата, Иаков по совету матери отправился к своему дяде Лавану. В пути он остановился на ночлег, и во сне увидел лестницу, по которой Ангелы Божии нисходили на землю и восходили на небо. И на вершине чудесной лестницы Сам Господь повторяет Иакову обещание, данное некогда Аврааму «благословятся в тебе все племена земные», предрекая рождение Спасителя мира в потомстве Иакова. «Проснувшись, Иаков сказал: Страшно сие место! это — дом Божий, это — врата небесные». Лествица Иакова всегда трактовалась как прообраз Богоматери, соединившей небо и землю.
Борьба Иакова с Ангелом (Рождение Израиля)
Книга бытия (Быт 32:24-32) повествует, о том, как в другой раз боролся Некто с Иаковом до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, повредил Иакову сустав бедра. Иаков просит благословить его и получает новое имя: «…отныне имя тебе будет Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». В свою очередь Иаков спрашивает имя таинственного незнакомца и получает ответ: «на что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно».
«Некто борется с Иаковом, и этот Некто — Бог! Напряженная молитва Иакова описана как борьба с Богом, и борение это необычно: то Бог одолевает Иакова и повреждает ему бедро, то Иаков не отпускает Бога, пока не получит Его благословения. В знак признания его праведности ему дается новое имя — Израиль, что одновременно можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «возлюбленный Божий». Израиль избран Богом с одной целью — в этом народе должны подготовиться условия для воплощения Бога». (свящ. Лев Шихляров)
Эти условия — сохранение истинной религии — веры в истинного Бога Творца Вселенной и исполнение Его заповедей. Как только Израиль уклонялся от этого пути, увлекался языческими верованиями окружавших его народом, забывал Заповеди Божии, тут же предавался в руки врагов. Возвращаясь же к Богу, народ вновь обретал благоволение. Можно сказать, что практически вся ветхозаветная история — это история отпадения Израиля от Бога и возвращения к Нему.
Три отрока в пещи Вавилонской. Даниил во рву.
Три отрока в пещи Вавилонской
Следующие два сюжета, о том, как еврейские юноши, находясь в плену Вавилонском, сохранились верность Истинному Богу, не переняли языческие обычаи, не поклонились языческим богам, за что были преданы казням, но чудесным образом были спасены. В 606 г. до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иерусалим и большинство иудеев увел в плен. В плену 15-летнего Даниила и других самых способных юношей, среди которых были его 3 друга (Анания, Мисаил и Азария) стали готовить к службе при царском дворе. Юношам дали языческие имена, но с принятием языческих имен, они не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов. За отказ поклониться золотому идолу (Мардуку) по приказу царя Навуходоносора три юноши были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.
Даниил во рву со львами
При Дарии Мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их.
Гостеприимство Авраама
В основу знаменитой Рублевской «Троицы» положен сюжет «Гостеприимство Авраама». Явление Бога в виде трех Ангелов ветхозаветному праведнику Аврааму описано в книге Бытия (Быт 18:21). Явившийся Господь пообещал Аврааму и его жене Сарре, что у них родится долгожданный сын. Сарра, находившаяся в преклонных годах, не поверила словам Ангелов и рассмеялась, но через год у неё действительно родился сын, и дали ему имя Исаак, что означает «смех».
Изведение семьи Лота. Разрушение Содома и Гоморры
Изведение Лота из Содома
Господь посетил праотца не только затем, чтобы порадовать его известием о скором рождении сына, но и поведать ему о том, что Он поразит погрязшие во грехе соседние города — Содом и Гоморру. В городе Содом жил племянник Авраама — Лот, и Авраам просит Бога: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым: может быть, найдется там 40 праведников? Бог отвечает: не сделаю того и ради 40». Авраам просит помиловать город ради 30, 20, и даже 10 праведников. Но в этих городах не оказалось и 10 праведников. И лишь семье праведного Лота позволено было покинуть эти города. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь … и ниспроверг города сии… Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом». Случай с женой Лота — это урок всем нам, когда мы бежим от греха, не стоит оглядываться.
Ангел Господень заповедует Пахомию монашеский Устав
Явление Ангела пустыннику Пахомию
Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения святой доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Чудо Архангела Михаила в Хонех
Чудо Архангела Михаила в Хонех
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Воспоминание чуда в Хонех — Престольный праздник нашего храма, отмечается 19 сентября н.с. (6 сентября ст.с.)
Возмущение Ангелом воды в купели
Ангел возмущает воду в купели
Изведение Ангелом апостола Петра из темницы
Изведение ап. Петра из темницы
Храм Михаила Архангела г.Пущино
Официальный сайт Михаило-Архангельского храма г. Пущино Серпуховского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви
Экскурсия по храму
Страница в разработке, но Вы можете совершить виртуальную экскурсию на нашем старом сайте
Заходя в святые врата Пущинского храма, мы видим мозаичный образ Архангела Михаила в иконографии «Ангел Златые власы». Декоративные элементы из белого камня, выполненные в древнерусском стиле, повторяются во всем убранстве храма.
В 1988 г. в Пущино была зарегистрирована православная община и начато строительство храма. Богослужения велись сначала в деревянном домике, потом в здании, которое ныне именуется Домом общины. В нем находится воскресная школа, библиотека, трапезная, хоровой класс.
Храм строился 10 лет, и вот Пасхальное богослужение 2000 г. состоялось в только что построенном храме, а благоукрашение храма длится и по сей день.
Несмотря на то, что храм — новостройка, в его архитектурном облике прочитывается многовековая история христианства. При видимой цельности в здании храма можно ясно различить влияние трех различных архитектурных эпох. Главная часть — четверик с алтарной апсидой — имеет своим прообразом небольшой византийский храм. Средняя трапезная часть отсылает нас к теремному зодчеству допетровской эпохи. Колокольня же возведена в барочной традиции. Получился своеобразный наглядный экскурс в историю архитектуры. Эта идея преемственности разных культур православного храмового зодчества была изначально заложена архитектором Виктором Варламовым.
На фасаде храма — мозаичная икона «Архангел Михаил». Пущинская община создавалась в 90-е годы, когда после многих лет безбожия в нашей стране началось увлечение всевозможными духовными учениями и в том числе оккультными практиками, которые, как известно, основаны на общении с темными духами. Распространено было это увлечение и в Пущине, поэтому священноначалие благословило освятить строящийся храм в этом городе именно в честь Архангела Михаила — главного борца с темными духами в надежде исцелить горожан от этого пагубного увлечения.
В притворе начинается подготовка, настрой человека на то, зачем он пришел в храм — на общение с Богом. Поэтому, первое, на что устремляется наш взор — лик Спасителя на Убрусе — «Спас Нерукотворный».
Возведя очи, мы видим другой образ Спасителя «Великого Совета Ангел» или «Спас — благое молчание» — Христос до воплощения.
Итак, в притворе мы настраиваемся на общение с Богом. Каким оно должно быть? На западной стене притвора — два евангельских сюжета, научающих нас правильному поведению в храме: Притча о мытаре и фарисее и Лепта вдовицы.
Над входом в сам храм — Собор Архангела Михаила, и мы понимаем, что войдем в храм, посвященный Архангелу Михаилу. В притворе есть еще один интересный сюжет «Архангел Рафаил ведет Товию».
Часто можно слышать недоуменные вопросы — почему православные храмы столь богато украшены. Разве Богу нужно столько золота? Действительно, Бог вседоволен и вездесущ и в любом месте слышит нашу молитву. Однако, храм — это не только место для молитвенных собраний христиан, это еще и образ Горнего Иерусалима, Царства Божия, к которому мы стремимся.
В храме абсолютно все — архитектура, живопись, колокольный звон, облачение священника, театральность действа во время богослужения, сакральный церковнославянский язык, старинные распевы, благовонный фимиам — все призвано оторвать нас на время от обыденности, повседневной суеты и погрузить в иной, преображенный мир, сделать нас причастниками Божественного бытия. Храм в православном сознании мыслится как образ мира, микрокосмос, а космос — по-гречески значит «украшенный, устроенный».
Но помимо эстетической, возвышающей, облагораживающей функции, храмовые росписи выполняют и функцию учительную. Храмовая декорация (фрески, мозаики) образует стройную богословскую систему. Не случайно, икону называют «богословием в красках, Библией для неграмотных». Росписи Пущинского храма, как и любого другого, это тоже библейские страницы, которые мы прочитаем в ходе нашей экскурсии.
Главное пророчество заключалось в том, что Спаситель родится от Девы. В Пущинском храме киот, обрамляющий Казанскую икону замечателен тем, что он содержит резные изображения пророков. Каждый из них держит некий предмет, являющийся символическим прообразом Божией Матери.
Но вот, наконец, это радостное событие, о котором предсказывали пророки, произошло. Рождество Христово — рождение Бога на земле. С этого момента наступает эпоха Нового Завета — нового союза Бога с людьми.
Родившийся на земле Сын Божий Иисус Христос оставил после себя учеников — апостолов, которые распространили Его учение, составили 2-ю часть Библии — Священное Писание Нового Завета или Евангелие. Тема Евангелия (Благой вести) непременно присутствует и в настенной росписи и в иконостасе, к которому мы сейчас обратимся.
Иконостас отделяет собственно храм от алтаря. В алтаре совершается главное Таинство — хлеб и вино силою Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Спасителя, Которыми причащаются верующие во оставление грехов и в жизнь вечную. Росписи алтаря отражают тему Евхаристии, а также включают изображения трех святителей — составителей чинопоследования Литургии.
Алтарная преграда или иконостас обращен иконами к молящимся. Собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.
Пущинский иконостас изготовлен по проекту Виктора Варламова в мастерской Андрея Анисимова «Товарищество реставраторов». Древнерусские декоративные элементы из белого камня — реминисценция и Дмитриевского собора во Владимире, и белокаменного храма Покрова-на-Нерли.
Настенная роспись дублирует темы иконостаса, но здесь в это красочное изложение священной истории вовлекается все храмовое пространство.
Храмовая декорация начинает развиваться сверху, от купола. Подкупольное пространство осознается как небесная сфера — мир горний. Под куполом мы видим изображение Христа-Пантократора (Вседержителя), образ Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в Своей руке. Вокруг Вседержителя — сияние славы. В круге славы — силы небесные: Архангелы, херувимы, серафимы, они предстоят пред Небесным Престолом, «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф».
Весьма интересен сам по себе свод четверика Пущинского храма — крещатый со ступенчатыми распалубками. Такие перекрытия применялись на Руси в к. XVI — нач. XVII в.
Под барабаном крестообразно расположены изображения 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, — 4 апостола разнесли на 4 стороны света благую весть о пришедшем в мир Спасителе.
Ниже на боковых панелях арок — различные типы иконографии Спасителя: «Спас Нерукотворный на Убрусе» (полотенце), «Спас Нерукотворный на чрепии» (черепице), «Спас Эммануил», «Христос Ветхий деньми».
На лепестки сводов вынесены уже известные нам по праздничному ряду двунадесятые праздники, и добавлены еще два важнейших события — Чудесное воскрешение Лазаря Четверодневного и Распятие Господа Иисуса Христа.
Как в иконостасе, так и в храмовой росписи соблюдается принцип иерархичности. Опуская свой взор от событий из жизни Церкви Небесной, мы обращаемся к событиям из истории Церкви земной. На стенах изображены святые, как древние (40 мучеников севастийских; всенародно любимые святые целители — великомученик Пантелеймон и бессребреники Косма и Дамиан, святые воины-мученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Меркурий; преподобный Симеон Столпник) так и жившие не так давно (святые царственные мученики). Как стены держат своды храма, так и святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются «столпами» Церкви, в духовной брани они стоят на страже Церкви.
На стенах у солеи — изображения святых, сыгравших первостепенную роль в распространении Церкви вселенской — равноапостольные цари Константин и Елена, и Церкви русской — равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
В нашем храме главный иконостас невысокий, но полагающийся за праздничным деисусный ряд вынесен в настенную роспись трапезной части. В Деисисе (от греч. «деисис» — моление) по обе стороны от Спасителя расположены фигуры Богородицы и Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, молящихся Ему за весь род человеческий. Богоматерь — первый человек Нового Завета, Иоанн Креститель — последний пророк Ветхого Завета. Ветхий и Новый Завет во Христе обретает полноту, единство, исполнение и воплощение. Фигура Богоматери ближе ко Христу, чем Ангелы, столь велико Её почитание в Православии — «Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим».
В многоярусных иконостасах присутствуют и следующие ряды, включающие иконы новозаветных и ветхозаветных праведников. В нашем храме иконы святых расположены в клеймах по всему периметру храма.
Итак, мы переместились в трапезную часть храма. Это название напоминает нам о последнем ужине Спасителя с учениками в Сионской горнице. Кроме того в древности в таких храмах после богослужения устраивались трапезы. В росписи трапезной части Пущинского храма использованы сюжеты из иконы «Архангел Михаил в деяниях». Эту икону можно увидеть в иконостасе Архангельского Собора Московского Кремля. Для росписи Пущинского храма были отобраны следующие сюжеты.
Во всех этих сюжетах главные персонажи — Ангелы Господни — исполнители воли Божией.
В центре — под куполом трапезной части конечно сам Архангел Михаил
Главная тема западной стены — «Страшный Суд«. Человек, уходя из храма, должен вспомнить о том, что земная жизнь — подготовка к вечности. В этой земной жизни мы выбираем свое будущее, где мы окажемся — одесную Бога или ошуюю. «Где обрящуся азъ» — написано на свитке одного из персонажей этой фрески.
Мы верим в Иисуса Христа «паки грядущего со славою судити живым и мертвым». Это произойдет в момент Второго пришествия, все мертвые воскреснут и предстанут на Суд Божий. Воскресение мертвых изображено над входной дверью: «Земля и вода отдает тела»
В центре композиции — Христос — Судия в окружении апостолов, которые вместе с ним будут судить мир. По правую руку от Судии — праведники, им уготовано Царство Божие; по левую руку — место, которое Бог по милосердию Своему создал для тех, кто категорически не хотел знать Его в отведенный ему на земле срок, кого не сможет Он насильно привлечь в Свое Царство.