храм аркона на острове рюген

Остров Русов. Храм Арконы.

Остров Русов. Храм Арконы.

Остров Руян

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Население острова Руяна «все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили, они», по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы и к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению».

И на самом деле, у русов, хранимых силу и знания Светлых Богов, есть главная заповедь: «Чтить родителей своих и Предков, а Предки суть Боги Наши, а мы Их дети».

Хотя само имя Бога и говорит о том, что он является покровителем солнца и света, такое восприятие передаёт представления древних славян лишь поверхностно. Световит равно почитался покровителем жизни и войны, в храме изображались его символы – меч и рог изобилия. Для славян-солцепоклонников Светило являлось олицетворением самой жизни, и они вдохнули в великий образ ведического видения мира, коим был солнечный Световит, все возможные её проявления, выражавшиеся и в изобилии, приносимом трудом, и в ярости воинов. Световита также почитали как олицетворение высшей мудрости, его почтительно именовали Дедом. Световит – это воплощение жизни, Природы, которая окружала славян и частью которой они себя осознавали. Храм Световита был символом Арконы. В нём находилось свещенное воинское знамя руян – Станица – которое несли впереди войска перед сражением В самом храме жил огромный орёл, считавшийся, наряду со знаменем, символом Световита и варяжских русо-славянов. Изображение орла было одним из основных символов руян, оно находились как в храме, так и на стягах, щитах, ладьях многом другом.

Норманнскую теорию многие знают как «призвание варягов». Призвание варягов действительно имело место, но кто же такие варяги? Современная историческая наука с уверенностью может сказать, что варягами восточные славяне называли всех выходцев с Балтийского (Варяжского) побережья. А оно отнюдь не всегда принадлежало по преимуществу германцам. Вплоть до XI-XII веков все южные и восточные берега Варяжского моря (Балтики) были заселены славянами-венедами – бодричами (ободритами) и лютичами. Именно их в основном и называли варягами. Из этих русо-славянских племён происходил и Рюрик, основатель первой русской правящей династии. Из них происходили, и великие военные вожди того времени: Одоакр, низложивший последнего римского императора, и Вещий Олег, покоритель «второго Рима» – Царьграда.

Варяги славились по всей тогдашней Европе как отважные воины и искусные мореплаватели. По сути, само слово «варяги» обозначало не какой-либо народ, а людей, ведущих образ жизни воинственных мореходов. Когда воинственные варяги шли в бой на врага, то боевым кличем их было: «Вар! Вар!», что означало «в землю!» загнать врага, отсюда пошло и слово «варвары». Постоянно они ходили в походы на соседей, а с началом агрессивной экспансии германцев-крестоносцев на восток стали вести с ними практически непрерывные войны.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Исследователь балтийских славян А. Гильфердинг приводит свидетельства датского миссионера XII века Гельмольда и других современников о том, что варяги, «передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом – морские разбои».

Вот уж, сколько лет главным героем спора о происхождении Руси является князь Рюрик, о котором в «Повести временных лет» сказано, что он был варягом, призванным в 862 году вместе с братьями на княжение в Новгород из-за моря. Русские же учёные считали: Русь не могла получить государственность из рук германцев, а германские историки стояли на своём: Русь как государство образованна их соотечественниками. В подтверждении того, что князь Рюрик был из роду Русичей, можно уже не мало найти тому летописных доказательств. А между тем это имя было широко известно, в том числе и в раннем средневековье, на Балтике. Историк Сергей Переверзенцев в книге «Руги» пишет:

«…само слово «Русь» не славянское. И те древние русы, знаменитые братья Рюрик, Синеус и Трувор, которые в IX веке встали во главе славянских племён, не были славянами. Более того, выяснилось, что на карте древней Европы имя «Русь» встречается в самых разных местах. Например, четыре разных Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «Русь» можно найти не только на берегах Днепра, но и в Карпатских горах, и в устье Дуная, и на побережье Азовского и Каспийского морей, и в Крыму, и в Западной Европе, на территории современной Австрии, а ещё в Тюрингии и Саксонии».

Сегодня уже много различных летописных, исторических и современных источников вправе заявить об огромных территориях Руси!

Действительно, древние русы, жили на огромных просторах Евразии. Были они из первых переселенцев Европы, в том числе и на южном и на западном берегах Балтийского моря, где их знали под разными именами – руян, ругов, ободритов, лютечей….

Чешский историк Любор Нидерли как честный историк не мог не видеть, что руяне, или руги, выпадают из славянской общности: и народ этот более древний, и обычаи у него иные. Исторический парадокс заключается в том, что память о древних русских святынях сохранилась благодаря германским хронистам, которые люто ненавидели наших предков, их веру и принимали участие в разрушении наших святынь.

Датский историк Саксон Грамматик (1140-1208) в 9 книгах «Деяния данов» наложил древнейшие саги и исторические события, происходившие в Северной Европе с древности до конца ХII века. Саксон был любопытен и много страниц хроники посвятил описанию быта и нравов наших русских предков. И вновь вернёмся в священный град Световита – средоточие исконной веры руссов и славян, сохранившимся в легендах как остров Буян. Например, вот как описал свои наблюдения древнего ритуала, который славяне называют дожинками. Из наблюдений Саксона:

«На свежескошенном поле волхв читал молитву, обращённую к Матери Сырой Земле, просил у неё прощение за то, что люди ранят её тело сохой, взращивают на ней жито – пшеницу. Благодарил за богатый урожай. Потом жнецы расстилали на земле белую скатерть, выставляли на неё еду, дары земли, и начинали совместную трапезу». Возможно, от этого ритуала и пошла легенда о скатерти-самобранке, ведь ели прямо на Земле-кормилице, которая и на будущий год принесёт такие же дары.

Саксон заключил, что в этих примитивных трапезах и заключается «языческая» вера, которую во имя Христа его соотечественники решили уничтожить. Однако он изменил своё первоначальное мнение, когда оказался на острове Руяне и увидел Аркону. Увиденное поразило датского монаха, что он едва успевал макать перо в походную чернильницу, чтобы описать свои впечатления (см. описание города Арконы в главе «Кап Аркона на Рюгене»).

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Итак, реконструкция прошлого базируется в основном на летописных данных. Сами же летописцы были обыкновенными людьми со своим пристрастиями и предпочтениями. Они оставляли хроники, которые должны были прославить их народ в веках. Поэтому события национальной истории ими приукрашивались, а всё чужеземное представлялось как уродливое и агрессивное. Летописи погубленного народа, понятное дело, сохраниться не могли! Они просто сразу уничтожались!

Все в мире помнят о 300 спартанцах, но мало кто не знает, что у нас были свои 300 славянских «витязей»!

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

О происхождении слова «витязь»: Слово «витязь» состоит из корня «вит», то есть свет, местоимения «аз,яз» и окончания «ь» (еръ), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я есть» или я есть свет.

Рассмотрим значения слов: Святой и светлый – братья-близнецы: слова, имевшие один смысл. Почитавшие СВЕТ славяне страну свою, данную им в удел, издревле называли СВЕТЛОЙ и ещё РУСЬЮ. Что тоже означает «светлая»: во всех славянских и вообще во всех индоевропейских языках корень РУС связуется с понятием СВЕТЛЫЙ, ОГНЕННО-СВЕТЛЫЙ. Русичи – народ русоволосый – солнечный. Иудохристиане, подделывая свою чужеродную, чужеземную религию под народные представления, присваивали и извращали светлые ведические понятия, вкладывая в них своё, церковное содержание: слова «священный», «свято» – есть искаженное христианами «светлый», то есть солнечный. Так и СВЕТОРУСЬЕ они переиначили в «Святую Русь».

Исходя из этого, солнечного бога-покровителя Арконы именуют Световитом, а не Святовитом. Точно так же князя русичей, победившего хазар, следует называть Светославом, а не Святославом. Подобная древняя форма написания имён не исчезла полностью, она сохранилась у некоторых славянских народов, например, у болгар.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Русы, крепко держали северные моря в державной длани. Морское государство русов были частью обширного славянского мира от Лабы (Эльбы) и Донная (Дуная) до Урала и от Варяжского (Балтийского) до Чермного (Черного) моря. Остров Руян был частью союза ободритов (бодричей), находился также в тесном военном и политическом союзе с лютичами (самым сильным славянским союзом). Полабские славяне (бодричи, лютичи) противостояли натиску германских племен вплоть до 11 века, более 350 лет держались в самом центре уже христианизированной Европы.

Источник

Аркона – древний город балтийских славян. История, загадки и традиции города Аркона и острова Рюген. Где находится остров Рюген и город Аркона на карте?

Аркона — в этом слове, кажется, даже на подсознательном уровне ощущается значительное и притягательное. И это не случайно — ведь Арконой назывался самый главный культурный и религиозный центр западных (балтийских или полабских) славян. Сюда стекались князья и простые люди для гаданий о самом важном — об урожае, войне и мире и считалось, что именно арконский оракул дает самые точные прорицания. Сохранились свидетельства, что даже из далекой Чехии спустя многие столетия после принятия там христианства «посылали в Аркону за оракулом». А северогерманский хронист Адам Бременский (ум.1080 г.) писал, что без согласия племени руян или ранов, населявших Аркону, не мог быть решен ни один вопрос касающийся общности балтийских славян в целом…

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Всеволод Иванов. Радуга над Арконой

Все окрестные племена и рода ежегодно присылали в Аркону щедрые дары («король Датский Свенон… принес в дару чашу искуснейшей отделки», Саксон Грамматик), сюда поступала третья часть всех военных трофеев и эти богатства были столь баснословны, что для сохранения сундуков с драгоценностями при храме состояла дружина из 300 конных витязей, которая, впрочем, не только оберегала сокровища, но и при необходимости принимала участие во всех военных походах племени.

«…для содержания кумира (бога Святовита в главном арконском храме) каждый житель острова обоих полов вносил монету. Ему также отдавала третью часть добычи, веря, что его защита дарует успех, кроме того в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые все добываемое ими… вручали верховному жрецу.»

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Хотя самого города давно нет — он был разрушен до основания в 1166 году войском датского короля Вальдемара, но его местонахождение, в отличие от многих других древних городов, в точности известно — это неприступные скалы острова Рюген. Сейчас этот остров принадлежит Германии. Расположен в проливе Кадетринне Балтийского моря, примерно в 120 км от границы со Швецией и в 70 км от крупного немецкого города Росток.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Остров Рюген на карте

Немного о Полабской Руси и балтийских славянах

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Славянские народы на карте центральной и восточной Европы в конце X века. Иллюстрация к статье «славяне» из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Впоследствии славянские племена были вытеснены германскими, древняя вера уступила место новой религии, а ключевые города (Аркона, Кореница, Ретра, Винета, Щетин, Ругодив, Радигощ, Волегощ) за редкими исключениями канули в небытие, сохранившись лишь в описаниях современников — чаще всего это были католические хронисты, летописцы и каноники (Адам Бременский, Саксон Граммитик, Оттон Бамбергский и другие), которые описывали чуждые для них «языческие» города и храмы с известным пренебрежением, хотя порой и они не могли сдержать восхищения.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Карта расселения славян VIII-X век

До сих пор в землях Саксония и Бранденбург сохранились представители славянских народов — лужичане или лужицкие сербы. Это единственный негерманизированный этнос на территории Германии. Сегодня их численность составляет порядка 60 000 человек.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Женские национальные костюмы лужицких сербов.

Список можно продолжать бесконечно:

Храм бога Святовита (Свентовида) в Арконе. Воинские традиции Арконы

Но вернемся к городу Арконе и его храму. Что нам известно о них сегодня?

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Александр Угланов. Рассвет Арконы

Древнюю Аркону населяло племя, которых датский летописец Саксон Грамматик (1140 — 1216/1240 г.) именует руянами. Вероятно, по их наименованию и сам остров назывался Руян или Руен, что впоследствии в немецком превратилось в Рюген, а в русском — в сказочный остров Буян.

«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитою. С западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир.»

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Описывая убранство храма, Саксон Грамматик указывает, что «вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами разных фигур», крыша была покрыта красной кровлей, а вход в храм предваряли четыре огромные колонны, не соединенные твердой стеной — с них до земли свисали расписные ковры, а сами колонны легкими арками присоединялись к внешней стене святилища.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Всеволод Иванов. Храм Свентовинда в Арконе

Сохранилось и достаточно детальное описание статуи бога Святовита — интересно, что она имела 4 лика, то есть смотрела во все стороны света (или покровительствовала ветрам?). На языке символов это значит, что Святовит был верховным божеством пантеона, а его взору было подвластно абсолютно все. Точно так же — с ликами изображались индийские боги Брама и Варуна, а также римский Янус.

«…стоял большой превосходивший рост человеческий кумир, с четырьмя головами… волосы и борода были подстрижены коротко…в этом художник соображался с обыкновением Руян»

Другие отличительные особенности статуи — это рог (изобилия), огромный меч и принадлежности для верховой езды.

«В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука подобилась луку… В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями… более всего поражал меч огромной величины, которого ножны и череня кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряной отделкой».

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Виктор Корольков. Световид

У бога Святовита были и свои боевые знаки (Signa) и знамена. Самое главное из них называлось Станица (Stanicia). Кроме того, к числу его боевых знаков принадлежали и резные орлы. (один из первых исследователей русского и славянского фольклора, профессор университета, ) проводит здесь параллель между Святовитом и Зевсом, в святилищах которого также часто встречались орлы. Неслучайно впоследствии орел стал символом победы, власти и закрепился на гербах огромного количества государств и в особенности крупных империй.

«…Оно (знамя Святовита) было отлично по величине и цвету и почитаемо народом Руянским почти столько, сколько величие всех богов… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

То есть Святовит одновременно покровительствовал воинам — в частности всадникам — и в то же время олицетворял достаток и процветание (рог изобилия, сундуки с богатствами при храме). По сути он был практически полным аналогом бога Перуна, который также занимал одно из центральных мест в пантеоне.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Всеволод Иванов. Летящая богиня над Арконой

При первом знакомстве с миром древних богов наших предков современные люди часто путаются в многочисленных именах и у них складывается ложное впечатление, что богов несметное количество и каждый из них «контролирует» «узкие сферы». На самом деле это далеко не так. Боги славян прежде всего являются олицетворением неких сил, процессов, энергий, которые имеют свойство взаимодействовать и иногда перетекать одна в другую. В зависимости от ситуации может подчеркиваться определенная сторона, особенности или свойство энергии — то есть в данной ситуации она получает отдельное имя. Но это не новое божество — часто это ипостась одного и того же бога.

Добавим к этому то, что в разных регионах славяне могли именовать своих богов разными именами, что опять же не означает, что это были «принципиально разные боги». Аналогия из греческой мифологии — Зевс назывался не только Зевсом, но и Громовержцем, и Панэллениосом («хранитель клятв»), и Агором («присматривающий за делами в агоре»), и Ксением («покровитель гостеприимства») и Эгиохом («вскормленным козой»)

У славян же — если не брать в расчет:

а) верховного «космического» Бога — Творца миров (Род, Сварог),
б) различные «возрастные» ипостаси (Коляда — мальчик, Ярило — юноша, Купало/Даждьбог — мужчина, Хорс — старик),
в) а также женские силы (Макошь, Леля, Лада, Морана и другие)

существовало всего два основных бога:

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Владислав Дзалба. Перун

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Владислав Дзалба. Велес

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Максим Сухарев. День и Ночь (Белобог и Чернобог)

То есть это две равные дуальные силы — Дня и Ночи, Пробуждения и Засыпания, Света и Тьмы. Периодически они вступают в противоборство — отсюда легенды о Перуне сражающимся со Змеем или Зимой — то есть с Велесом (хотя в другом контексте под Змеем, скорее всего понимались и просто некие силы зла). Но все же чаще они просто не пересекаются, а существуют параллельно. Практически везде наши предки славяне почитали и ту и другую силу:

«А Олек кляся по своему закону Перуном кумиром и Волосом скотиим богом» (из договора с греками)

При этом отчетливо видно, что в традиционно земледельческих регионах все же был более популярен («черный» — цвет земли и ночи, а НЕ зла, как можно подумать), который позднее слился с образом Николая Угодника.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Игорь Ожиганов. Битва со Змеем

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Виктор Корольков. Громовник Перун

Интереcно, что в окрестностях Арконы сохранилось огромное количество названий, связанных с именем Святовита, что подтверждает особую значимость именно арконского храма — Swanteworstae (святой остров), Swante grad, Swante kam, Swantov, Swantich.

Аркона — остров Ярого Коня. Культ коня.

Мы уже упоминали, о том, что эти самые арконского храма были именно всадниками, а также о том, что при статуе Святовита были седло и уздечка. Но это далеко не все, что связывает Аркону с лошадьми. В действительности, культ боевого коня буквально пронизывал арконский храм и культуру:

«…при нем (речь о статуе Святовита) был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волосы из гривы или хвоста почиталось нечестием. Только верховный жрец мог его кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественное животное. Верили, что на этом коне Святовит ведет войну против врагов своего святилища, это следовало из того, что конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеной и грязью, как будто он воротился из дальней дороги»

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

, Остров Рюген. Жрец. Часть триптиха «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус». 1986

Именно по поведению этого храмового коня волхвы делали свои предсказания о грядущем. Например, перед началом войны перед храмом устанавливали три барьера, сложенных из копий (два вертикально и одно поперек), и проводили через них коня Святовита. Если он перешагивал через все три препятствия сначала правой ногой — это считалось добрым предзнаменованием (три — священное число, вероятно отражавшее 3 мира — земной, подземный и небесный, в случае данного гадания — все 3 мира давали свою согласие, благословение на победу). Если же конь перешагивал через копье сначала левой ногой — то поход рекомендовалось отменить.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

То есть если рассуждать так, что Святовита — это «сердце Арконы», а храмовый конь белой масти является неким связующим звеном между богом и людьми, транслируя им его волю, то получается, что белый конь — это самый главный элемент данного культа. Белый конь. Белый — «ярый», означает светлый, солнечный, сверкающий, энергичный. Не отсюда ли и само название Арконы? Аркона — Яркона. Город Ярого Коня.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Всеволод Иванов. Жрица Арконы

Аркона — центр гусельной традиции

Но не только воинами, храмами и богатырскими конями была славна Аркона. Есть предположение, что именно сюда отправился новгородский гусляр Садко (кстати, на санскрите означает «достичь цели», «возыметь силу», а — это и есть «духовная практика») для освоения Игры. Игра на гуслях в нашем фольклоре всегда нечто большее, чем просто музыка — это способ познания мира и передачи накопленной мудрости, а Гусляр — это не только Сказитель, но и Мудрец, Вещий. Более того, игра на гуслях в различных легендах отождествляется с управлением стихиями (прежде всего воды) и творением мира, который и создается посредством звука определенной частоты.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Остров Буян. Сказка о Царе Салтане.

В одной из версий былины есть такие строки:

Пошел Садко подле синя моря,

А избу великую, во все дерево,

Нашел он двери, в избу пошел.

И лежит на лавке царь морской:

«А и гой еси ты, купец — богатый гость!

А что душа радела, того бог мне дал:

А ныне Садко головой пришел,

Поиграй, Садко, в гусли звончаты!

«Там (в Волыне) можно видеть Нептуна (Триглава) тройственной природы: ибо тремя морями омывается этот остров.»

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

Берега острова Рюген

Интересны тут и строки о том, что Морской царь ждал Садко 12 лет. Исследователь гусельной традиции предполагает, что здесь подразумевается некий ступенчатый обряд инициации. Талантливый гусляр сначала 12 лет совершенствовал свое мастерство перед тем как предстать перед главным слушателем и судьей — статуей бога из некого крупного храма (Аркона? Волин/Волынь? Другой город Балтийской Руси?)

Анализируя другие легенды и мифы, связанные с гуслями и гуслярами, можно отчетливо проследить их тяготение именно к региону, преимущественно районам (Карелия, Полабская Русь, остров Рюген/Руян). Так что могущество и прославленность таких славянских центров как Аркона, Волынь, Щетин, Ретра, Ругодив не в последнюю очередь связаны с некими сакральными знаниями о влиянии на мир посредством звука, которые, по всей видимости, там хранились и передавались избранным, прошедшим необходимые обряды инициаций. Читать подробнее про образ гуслей и гусляра в русском фольклоре.

храм аркона на острове рюген. Смотреть фото храм аркона на острове рюген. Смотреть картинку храм аркона на острове рюген. Картинка про храм аркона на острове рюген. Фото храм аркона на острове рюген

В статье использовались материалы из книг:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *