храм богоявления в большом ляхово
Покинутые церкви. Часть 5
Заброшенная церковь несуществующего села:
Храм Богоявления Господня, Рязанская область
В Рязанской области (Ермишинский район) есть село Большое Ляхово, которое неэтично именуется на указателе как «Б.Ляхово». У поворота на Б. Ляхово мы не знали, что встретим здесь еще одну покинутую церковь.
Покинутая церковь хорошо видна с дороги
Она стояла слева в двухстах метрах от автодороги Сасово – Ермишь на открытом пространстве и сразу привлекала внимание.
История церкви
До революции в этом месте было торговое село Богоявление, где регулярно проходила ярмарка. В конце XIX века на средства купцов были собраны средства для строительства этого храма.
В 1912-1913 годах здание церкви было построено. Оно выполнено в русско-византийском стиле. Церковь получила название Богоявления Господня (еще один вариант – Крещения Господня).
Церковь Богоявления Господня
После событий 1917 года церковь закрыли. Долгое время она использовалась как зернохранилище и склад. Село Богоявление со временем опустело. Теперь ближайшее село находится отсюда в двух километрах – это как раз Большое Ляхово, нынешний ориентир.
При этом в нескольких десятках метров от старой церкви идет строительство новой – небольшой, деревянной.
В 2012 году храм был передан в подворье Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. 14 октября 2012 года в праздник покрова Пресвятой Богородицы состоялось первое за 80 лет богослужение. Его провели иерей Кадомского монастыря и настоятель Покровского храма села Нарма.
Современное состояние церкви
Сейчас храм с кладбищем числится в населённом пункте Большое Ляхово Азеевского сельского поселения Ермишинского района Рязанской области.
Церковь Богоявления Господня. Виден «скелет» главного купола
Тогда же начались работы по исправлению купола – ранее он, еще с обшивкой, заваливался. Теперь его укрепили, сняли обшивку, установили новый крест. Однако на этом работы (видимо, в связи с отсутствием финансов) закончились. Сейчас храм не восстанавливается, и только школьная парта возле алтаря, на которой стоят свечи и маленькие иконки, напоминает об интересе современников к этой церкви.
Импровизированный иконостас внутри церкви
Внутри заброшенная церковь расписана весьма необычно. Например, на одной из стен изображен мотив поцелуя Иудой Христа.
Росписи на стенах внутри храма
Есть и другие оригинальные росписи.
Росписи на стенах храма и их последующая порча
Роспись под куполом храма
Роспись на стенах храма. Святой похож на Николая Чудотворца
Роспись на стенах храма
Храм внутри очень светлый и просторный. Иконостас утрачен.
Общий вид храма изнутри
Более сильной половиной нашей команды была предпринята попытка забраться на верхние ярусы. Это оказалось невозможно – в храме нет внутренних лестниц. Есть только наружная лестница для обслуживания кровли.
Вид снизу вверх
На цоколе использовался гипс. Несущие своды здания – полые. Это значит, что при строительстве материал сэкономили, а конструкция все равно получилась прочной и надежной.
Полость в стене
Внутри здания церкви стоит старый крест, снятый с центрального купола.
Снятый с купола крест
Общий вид. Крест слева
В церкви установили новые (относительно) железные двери. Видимо, это сделали для того, чтобы в храм нельзя было проникнуть.
Железные двери в церкви
Попытка защитить храм от вторжения – заколоченные окна.
Заколоченные окна
Приятно видеть, что на окнах сохранились оригинальные кованые решетки.
Кованые решетки на окнах
Кованые решетки на окнах
Мы видим, что теперь, когда села рядом нет (ближайшее в двух километрах), функционировать полноценно эта заброшенная церковь вряд ли сможет. Ведь зданию нужно постоянное внимание, а самое главное – нужны прихожане. Современные реалии жизни продиктовали невозможность обеспечить такие условия.
Энтузиасты создали группу «ВКонтакте», посвященную истории храма. Там же предприняли попытку вести сбор на восстановление храма Богоявления.
Почитать о других покинутых церквях, встретившихся нам – здесь.
Храм богоявления в большом ляхово
Поисково-исторический клуб «СтареЦ» запись закреплена
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА БОГОЯВЛЕНИЯ
(с. Большое Ляхово, Ермишинский район, Рязанская область)
О селе, где размещён храм
С 1627 года существовало село Богоявление, где в XVIII веке выстроили деревянный храм Богоявления господня, а затем, с конца XIX века по 1911 год построен был каменный храм Богявления. По легенде, вдруг ни с того образовался холм, похожий на храм, и на нём выстроили церквушку, и за неожиданное явления назвали в честь Богоявления. Это было богатое торговое село, где проходила ярмарка, куда съезжались купцы из ближайших волостных и уездных центров Тамбовской и соседней Рязанской губернии. Село входило в Даниловскую волость Елатомского уезда Тамбовской губернии. Дорога от Сасово до Ермиши проходила мимо храма. В 1930-х годах во времена коллективизации большевики встретили сопротивление жителей села. Храм закрыли, часть жителей погибли в стычке, часть арестованы, часть насильно расселены по соседним деревням. Дорога была построена в обход села. В годы советской власти храм использовался изначально под склад зерна, а позже под склад химических удобрений. В 60-х годах, когда Хрущёв укрупнил колхозы, село Богоявление разъехалось, в 1984 году последнюю жительницу переселили в соседнее село Большое Ляхово, которое тогда находилось в двух километрах от Богоявления. Храм остался стоять заброшенный в чистом поле, вне населённых пунктов, и простоял так 28 лет, до пасхальных седьмиц 2012 года. В 2012 году храм наконец начали возрождать, а территория бывшего села Богоявление вместе с храмом и кладбищем вошла в состав села Большое Ляхово, а сам храм приписали к Милостиво-Богородицкому монастырю посёлка Кадом, потому что духовник сего монастыря архимандрит Афанасий был родом из Большого Ляхова.
Хронология событий возрождения храма
2013 год
Храм подвергся краже: были сворованы болгарка и циркулярная пила. Восстановление храма практически не велось. Проводились только водосвятные молебны в престольные праздники. В конце года окна были обиты плёнкой, чтобы снег не летел.
2014 год
21 февраля 2014 года трагически погиб благочинный Ермишинского благочиния и настоятель Архангельского храма посёлка Ермишь протоиерей Сергий Герасимов, и клирик Милостиво-Богородицкого монастыря иерей Николай Антонов, который возглавлял молебны в храме Богоявления, назначен настоятелем Архангельского храма посёлка Ермишь. Молебны в храме Богоявления стал возглавлять клирик Милостиво-Богородицкого монастыря посёлка Кадом иерей Михаил Егоров. Кроме престольных праздников в храме Богоявления прошло освящение куличей, яиц и пасок в субботу Страстной седьмицы 19 апреля, а также в день пресвятой Троицы 8 июня. Восстановление храма фактически было заморожено. Весной матушка из монастыря мне прислала смету: перечень и стоимость работ по восстановлению храма на общую сумму чуть более 4,5 миллиона рублей.
vse_tona
«Все Тона» журнал с картинками
Представляю вашему вниманию фоторепортаж из красивейшего Богоявленского храма, что в Рязанской области.
1. Это Богоявленская церковь бывшего Богоявленского погоста в Ермишинском районе Рязанской области
2. До революции в этом месте было торговое село Богоявление. Здесь регулярно проходила богатая ярмарка. В конце 18 века на средства купцов были собраны средства для строительства уникального храма.
3. Церковь относительно новая. В 1911 году в ней, проводились окончательные отделочные работы.
4. С приходом красных село сильно пострадало. Жители оказали жестокое сопротивление новому режиму и репрессии со стороны советской власти не заставили себя ждать. Богатое село было стерто с лица земли.
5. Теперь, лишь стоящий в поле храм напоминает о бывшем здесь существовании людей.
6. Довольно грустная история, смотрите сами. Необычайной красоты роспись, доживает свой век. Штукатурка осыпается, время и вандалы делают своё дело и уже довольно скоро фрески канут в небытие.
7. Силовой каркас храма претерпел необратимые изменения. Теперь даже чудо, не позволит восстановить былое величие.
8. Маковка главного купола вот-вот рухнет на землю.
9. Своды и стены прорезали глубокие трещины.
10. Смотреть на все это без содрогания в сердце, просто не возможно.
11. Несмотря на все, под сводами храма присутствует сильная энергетика.
13. Смотрите сами, мне кажется, здесь трудно что-то добавить.
19.
Богоявление, урочище. Церковь Богоявления Господня.
Богоявленская церковь; Крещенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Адрес на 1917 г. Тамбовская губ., Елатомский у., Богоявленский пог. Современный адрес Рязанская обл., Ермишинский р-н, ур. Богоявление (1,5 км ЮВ с. Большое Ляхово)
С какой бы стороны ни ехала крестьянская подвода, ни шёл путник, ни ехали на ярмарку в село Богоявление купцы с товарами – отовсюду перед их взорами задолго до появления самого села подымалась в небе сначала маковка с золотым крестом, а потом вырастал во всей красе и весь собор.
Жестокая история не сохранила очень многого. Известно только, что стояло на Рязанской земле богатое торговое село Богоявление, называемое по имени величественного храма, построенного предположительно, в 18 веке на средства купцов, пожертвовавших средства на строительство от прибылей, полученных ими в торговых рядах. Очень им хотелось, чтобы храм был особенным, неповторимым. И у них получилось. Кто был архитектором – неизвестно, но храм был построен по уникальному проекту.
И как только не использовали его во все времена. И как хранилище для зерна и для скота и для какой-то техники. Сейчас же все запустело. Окрестные села переживают не самые лучшие времена в своей жизни. И эта красота, которая должна радовать глаз, остается никому не нужной. Восстанавливать храм, насколько известно, не собираются в ближайшее время. А в скором времени, думаю, уже и нечего будет восстанавливать.
Внутри храма, на боковых стенах у входов, сохранились фрески. На них изображены кресты с подвесками.
14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в церкви Богоявления в Ермишинском районе прошёл водосвятный молебен, сообщает «Ермишинский вестник». Богослужение провели иерей Кадомского монастыря отец Николай и настоятель Покровской церкви села Нарма отец Валерий. На молебне собрались жители всех окрестных деревень, многие приехали из райцентра.
Газета сообщает, что в прошлом году храму исполнилось 100 лет. Когда-то здесь было большое село, но теперь о нём мало что напоминает — жители покинули родные места полвека назад в поисках лучшей доли. Теперь заброшенная церковь стоит в открытом поле. В настоящее время храм Богоявления перешёл в собственность Милостиво-Богородицкого женского монастыря посёлка Кадом Касимовской епархии Русской Православной Церкви. Внутри церкви ведутся восстановительные работы, завезён пиломатериал, арматура, железо, на входе поставлены ворота, появились решётки на окнах.
http://mediaryazan.ru/news/detail/152937.html; http://www.youtube.com/watch?v=SklxmrSW9BE фильм
По 3-й ревизии 1761-1767 гг. в селе 26 дворов с 143-экономическими крестьянами. В XIX – XX вв. Богоявление славилось еженедельными базарами по четвергам, собирались из окрестных деревень более 800 человек. Торговали пенькою, хлебом, мясом, солью, дегтем, деревянной посудой, железными вещами, обувью, лыками и пр. Оборот составлял 1000 рублей серебром. Ярмарки бывали раз в году в 10-ю пятницу после Пасхи. Приезжали купцы из городов Елатьмы, Касимова, Кадома, Темникова и др. Торговали пенькою для канатных заводов сел Азеево и Сасово, красным товаром, сукнами, сахаром, железом, щетиной и пр. Оборот был 15 тысяч рублей серебром, собиралось до 1500 человек с окрестных селений.
По 9-й ревизии 1850 г. в Богоявлении имелись: государственные крестьяне 258 человек, 42 двора, церковь деревянная постройки 1761 года, сельское училище /1 учитель, 30 мальчиков/, содержавшееся на счет общества, сельская расправа, старшина, писарь, 2 постоялых двора, трактир, 5 лавок. Крестьяне занимались хлебопашеством и преимущественно мелочною торговлею на базаре, ходили бурлаками на барках.
В 1885 г. построили на средства церкви здание для церковноприходской школы. Пел церковный хор мальчиков. В 1910 – 1911 гг. построена каменная церковь, теплая, трехпрестольная – во имя Богоявления Господня, святого Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Бесстолпная симметричная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней живописно господствовала над окружающей местностью. Длина храма 29 м, ширина 23,4 м. В церковном приходе было 14 деревень. В Богоявлении находились пруды с плохой водой. В 1914 г. в Богоявлении 547 жителей, владевших 446,5 десятин надельной земли. В 1930-х гг. организован колхоз им. 1 мая, закрыта церковь.
В середине 1960-х гг. во время укрупнения колхозов население Богоявления разъехалось, в 1983-1984 гг. последнюю семью пересели в село Большое Ляхово. В открытом поле, в 200 м от шоссе стоит каменная Богоявленская церковь и кладбище, на котором продолжают хоронить из с. Азеева и соседних деревень, ранее относимых к её церковному приходу. Колокольня церкви не сохранилась. В церкви уцелели остатки настенной масляной живописи.
Дворов 527, душ муж. пола 2279, жен. пола 2333, великороссы и татары, последних более 5000, земледельцы, имеют полный душевой надел земли, а некоторые треть десятины надела.
В приходе 14 деревень: Торопово, 104 двора, душ муж. пола 510, жен. пола 513. Рюмино, 39 дворов, душ муж. пола 180, жен. пола 196. Костино, 57 дворов, душ муж. пола 306, жен. пола 346. Березинка, 11 дворов, душ пола…, жен. пола 58. Теренино, 9 дворов, душ. муж. пола 43, жен. пола 55. Азеево, …, душ муж. пола 85, жен. 73. Новогеоргиевское, 5 дворов. Шанурово, 13 дворов, душ муж. пола 57, жен. пола 62. Концево, 30 дворов, душ муж. пола 131, жен. пола 128. Илемкино, 20 дворов, душ муж. пола 69, жен. пола 73. … Поляны, 8 дворов, душ муж. пола 42, жен. пола 39. Мухины Поляны, 39 дворов, душ муж. пола 180, жен. пола 173. Большое Ляхово, 79 дворов. Малое Ляхово, 10 дворов.
Пруды с плохой водой, река Цна и лес в 5-7 верстах.
Школ: церковно-приходских две и земских две, все одноклассные, смешанные, в последних законоучителю по 60 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1817 года, библиотека в 120 томов периодических изданий.
Штат: два священника, диакон и два псаломщика. У причта земли 1 десятина 828 кв. сажень усадебной, 331 десятина 568 кв. сажень полевой, 14 десятин 421 кв. сажень неудобной, 22 десятины 365 кв. сажень луговой. Полевая земля близ села, луговая в 12 верстах от церкви. Земля дает годового дохода 1000 руб., братский годовой доход 1300 руб. Причтовый капитал 150 руб., церковный капитал 100 руб. Дома у причта собственные.
Милостиво-Богородицкий женский монастырь
По благословению Преосвященнейшего Василия, епископа Касимовского и Сасовского.
поселка Кадом
Касимовской Епархии
Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
Икона Божией Матери
«Милостивая» (Киккская)
Храм Богоявления с. Б. Ляхово
В 1885 г. построили на средства церкви здание для церковноприходской школы. Пел церковный хор мальчиков. В 1910 – 1911 гг. построена каменная церковь, теплая, трехпрестольная – во имя Богоявления Господня, святого Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Бесстолпная симметричная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней живописно господствовала над окружающей местностью. Длина храма 29 м, ширина 23,4 м. В церковном приходе было 14 деревень. В Богоявлении находились пруды с плохой водой. В 1914 г. в Богоявлении 547 жителей, владевших 446,5 десятин надельной земли. В 1930-х гг. организован колхоз им. 1 мая, закрыта церковь. В середине 1960-х гг. во время укрупнения колхозов население Богоявления разъехалось, в 1983-1984 гг. последнюю семью пересели в село Большое Ляхово. В открытом поле, в 200 м от шоссе стоит каменная Богоявленская церковь и кладбище, на котором продолжают хоронить из с. Азеева и соседних деревень, ранее относимых к её церковному приходу. Колокольня церкви не сохранилась. В церкви уцелели остатки настенной масляной живописи.
У БОГОЯВЛЕНИЯ ЗА ВЕРСТУ
У Богоявленья за версту –
Вдоль дороги, что на возвышеньи,
С болью созерцая красоту,
Рушится духовное творенье.
Церковь опустела у села…
Свод когда-то гордо возвышался,
Золотом сверкали купола,
Из крестов один всего остался…
Красного резного кирпича,
На белках яичного раствора,
Арками, что с барского плеча,
Храм сиял… и плакал от укора.
Строгих линий меркнет силуэт,
Вековые стены потускнели,
Колокольный звон теряет след,
Сохранить святое не сумели.
Растоптать духовный божий клад-
Потерять себя, лишится речи,
А ведь были нравы и уклад…
И печаль тоской легла на плечи.
Подрубить все корни сгоряча.
И не вспомнить русские березы…
Вихрем опаленная свеча
Возле алтаря роняет слезы.
У Богоявленья за версту –
Вдоль дороги, что на возвышеньи,
Люди! Сохраните красоту,
Божий храм душе – всегда спасенье.
В. Коржик.