храм давида в иерусалиме

Иерусалимский храм

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога.

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения. В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь.

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать. Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце. Господь определяет ему наказание — разделение царства.

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2–3).

Источник

Храм Соломона в Иерусалиме

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Считается, что здесь находится центр земли и подножие Всевышнего. Место это не принадлежало ни одному из 12 племен Израиля, образованных потомками 12 сыновей Иакова. Царь Давид перенес сюда Ковчег Завета, медный жертвенник и нарисовал план будущего храма, завещав строительство своему сыну Соломону (970-930 годы до н. э.), которого Всевышний обещал наделить необычной мудростью, если он будет следовать всем указаниям свыше.

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Центральный храм, позднее получивший имя Соломона, был построен при участии финикийских мастеров. Правитель подписал договор с тирским царем Хирамом о поставке в Иерусалим кедровой и кипарисовой древесины, а также обтесанных камней. За это царь Соломон отправлял в финикийский город Тир пшеницу, вино и масло.

Храм возводили с 957 по 950 год до н. э. Главным архитектором был финикийский зодчий Хирам-Абиф. Храм установили на платформе-возвышении, к входу вела лестница из десяти ступеней, завершающаяся двумя колоннами. Здание по форме напоминало корабль, состоящий из трех уровней, каждый из которых поддерживали ряды колонн.

Работы по строительству храма были организованы в три смены. Для обработки кедров привлекли 30 тысяч израильтян, группы которых месяц работали в Ливане и затем на два возвращались домой. 70 тысяч человек переносили тяжести на стройке, 80 тысяч работали каменотесами, а над ними стояли почти 4 тысячи надзирателей.

Плоская крыша здания поддерживалась кедровыми бревнами, а сам храм был разделен на три части: притвор, святилище и святейшее, или святая святых. Сразу за жертвенником находились створчатые ворота. Притвор представлял собой коридор в 6 метров в длину и 3 метра в ширину. Во втором помещении находилась священная утварь: золотые светильники, стол и алтарь, расположенный перед лестницей в святая святых, которая почиталась как обитель Бога.

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

В святая святых не было окон, и под крыльями двух деревянных, покрытых золотом херувимов стоял Ковчег Завета. Размах крыльев двух громадных херувимов был по 5 метров, так что четыре крыла простирались во всю ширину помещения. Даже когда врата были открыты, завеса из голубой ткани заслоняла само святое место.

Сегодня неизвестно, как выглядели крылатые исполины. По одной из версий, это могли быть гигантские крылатые быки, распространенные в мифологии Месопотамии. Другие ученые уверяют, что они представляли собой крылатых львов с человеческими головами, характерных для финикийского искусства. Иудаизм запрещал всякое изображение Бога, поэтому в храме были установлены изваяния херувимов, по легенде переносящих Бога на своих спинах. Считалось, что он незримо восседает на этих статуях в святилище. Подобные крылатые существа свойственны всем религиям.

С северной и южной стороны здания находились двери, открывающие ход на второй этаж, помещения которого предназначались для хранения сокровищ и подношений. Территория храма делилась на собственно здание и дворы: внутренний и внешний. Сначала посетители храма попадали во внешний двор. Здесь проводились народные собрания и молитвы, а также праздники. Во внешний двор вели три входа: с востока (главный), а также с севера и с юга (из — дворца), где находились помещения священников.

Через южные ворота, покрытые медью, можно было попасть во внутренний двор, или «двор священников». Он был окружен низкой оградой, сделанной для того, чтобы народ мог видеть священнодействие. Здесь же находилось некое подобие ораторской трибуны, откуда цари могли обращаться к народу с речами. Перед храмом стояли большой алтарь и «медное море». Алтарь, предназначавшийся для подношения всесожжений (жертвоприношений животных), напоминал вавилонскую башню и состоял из трех ступеней. Все сооружение было высотой около 5 метров, и его верхняя платформа являлась печью, которая олицетворяла гору, где жили боги.

«Медное море» символизировала огромная чаша. Она была отлита из бронзы, стояла на спинах 12 статуй волов, которые по трое смотрели на четыре стороны света. Предназначалась чаша для омовения священников. С северной и южной части двора стояли десять, медных умывальников для омовения жертв. Они были украшены изображениями херувимов, львов и быков и имели медные подставки с большими колесами.

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

При открытии нового храма под звуки труб и пение духовных песен в святейшее был занесен Ковчег Завета и установлен под херувимами. Празднование длилось 14 дней и было подробно описано как в Библии, так и в ряде исторических документов. Соломон был главным лицом на всех церемониях в Новом храме. Однако его участие в этих обрядах сильно отличалось от традиционной роли царя в религиозных действах.

У других народов правители считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божьего, было сказано Соломону. Отныне по завету все были божьими слугами. На протяжении служения Соломон брал на себя роль божьего слуги, представляя народ. Он обращался к Богу с молитвой, произносил освятительную речь и совершал богослужение во время жертвоприношений.

Дворец, в котором жил Соломон, располагался рядом с храмом и сообщался с ним с помощью отдельного входа. Неподалеку был также выстроен летний дворец и дворец для жены царя, дочери египетского фараона. Строительство храмового комплекса длилось 16 лет. После захвата Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором Первый храм Соломона был разграблен и разрушен до основания, Ковчег Завета уничтожен, а местные жители на 70 лет уведены в плен. После возвращения домой они в первую очередь восстановили жертвенник, а на следующий год начали возводить Второй Храм на том же месте.

Источник

Храм Соломона в Иерусалиме: описание и фото

Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев. В 10 веке до н.э. Храм Соломона воздвиг царь Соломон. Это был период расцвета государства Израильского, а сам Храм стал считаться главной святыней евреев. Пока они ходили по всей земле, ища Землю обетованную, и воевали с соседями, пока у евреев не было еще своего государства, Бог странствовал вместе со своим избранным народом. Гарантией избранности служил Ковчег Завета. Однако евреи со временем решили обосноваться в Палестине. Тогда они построили Храм царя Соломона, который стал символом единства Израиля, управляемого богом царства.

Иерусалим при Давиде

Иерусалим при царе Давиде стал столицей. Он перенес Ковчег Завета именно сюда. Ковчег находился в специальной Скинии. Территория Иерусалима пролегала между наделами колена Вениамина (из него был первый царь Израиля Саул) и колена Иуды (Давид происходил из него). Город, таким образом, оказывался не принадлежащим всецело ни одному из колен. Однако он стал главным местом религиозной жизни всех 12 колен Израиля.

Вклад Давида в строительство Храма Соломона

Ход строительства

Соломон начал строительство на 4-й год своего правления, в 480 году после исхода из Египта евреев, т.е. в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа.

Описание Храма Соломона

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Освящение Храма

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Семь лет продолжалось строительство Храма (957-950 гг. до н.э.). В 8-м месяце 11-го года правления Соломона была завершена работа. На праздник Кущей происходило освящение. Сопровождаемый левитами, священниками и толпами народа Ковчег Завета торжественно перенесли внутрь, в Святая святых. Войдя в Храм Соломона (фото его макета представлено ниже), руководивший строительством царь пал на колени и начал молиться. После этой молитвы огонь сошел с неба и опалил приготовленные жертвы.

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

В течение 14 дней продолжалось празднование освящения главного храма. Это событие отмечал весь Израиль. Не было в стране ни одного человека, не посетившего в то время Храм Соломона в Иерусалиме и не принесшего хотя бы одну овцу или вола в жертву.

Величие Храма Соломона

В Библии рассказывается о проводившихся здесь богослужениях, которые ни с чем не могли сравниться по грандиозности, торжественности и величию. Когда народ на праздники сходился и наполнял двор, левиты и священники, одетые в особые одежды, находились перед жертвенником. Пели хоры певцов, играли музыканты и трубили в шофар, когда Храм наполняла Слава Господня, появлявшаяся в виде облака.

Богослужение в Святая святых

Как отвечал евреям Бог?

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Согласно Талмуду, первосвященник «читал» ответы Господа по 12 камням на нагруднике. Это были обычно ответы на самые важные вопросы для народа и царя Израиля. Например, будет ли этот год урожайным, стоит ли вступать в войну и др. Обычно царь задавал их, а первосвященник смотрел подолгу на камни. Буквы, выбитые на них, по очереди зажигались, и жрец из них складывал ответы на вопросы.

Разрушение и восстановление Храма

Храм Соломона, грандиозный и величественный, простоял всего около трех с половиной веков. Навуходоносор, вавилонский царь, в 589 г. до н.э. захватил Иерусалим. Он разграбил город, разрушил и сжег Храм. Был утерян Ковчег Завета, и о нем не известно ничего до сих пор. Иудейский народ отведен был в плен, который продолжался в течение 70 лет. Кир, персидский царь, в первый год правления позволил вернуться в свою родную страну иудеям. И они принялись за восстановление Храма Соломона. Серебро, золото и другое имущество собрали оставшиеся в Вавилоне. Они отправили все это с репатриантами на родину и затем продолжили посылать богатые пожертвования на Храм Соломона в Иерусалиме. Восстановление его проходило не без участия царя Кира, который внес свой вклад тем, что возвратил священные сосуды иудеям, взятые из Первого Храма Навуходоносором.

Второй Храм

Иудеи, вернувшись в родной Иерусалим, восстановили прежде всего жертвенник Богу. Затем, через год, они положили основание будущему Храму. Строительство завершилось через 19 лет. Второй Храм по проекту должен был повторять в своих очертаниях формы Первого. Однако он уже не отличался таким великолепием и богатством, как Храм Соломона. Помнившие величие Первого Храма старцы плакали о том, что новое сооружение меньше и беднее прежнего.

Иерусалимский храм при царе Ироде

Царь Ирод в 70-х годах до н.э. приложил много усилий для украшения и расширения нового здания. Иерусалимский храм при нем стал выглядеть особенно великолепно. О нем с восторгом писал Иосиф Флавий, отмечая, что он так ярко блистал на солнце, что никто не мог на него смотреть.

Значение Храма

Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.

Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.

Разрушение Второго Храма, Стена Плача

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Иерусалимский храм в 70 г. н.э. римские войска стерли с лица земли. Таким образом, через 500 с лишним лет после разрушения Первого храма был разрушен Второй. О великой святыне сегодня напоминает лишь часть западной стены, которая окружала гору Мориа, где стоял Храм Соломона в Иерусалиме. Сейчас ее называют Стеной Плача. Это национальная святыня народа израильского. Однако не только евреи приходят молиться сюда. Считается, что если встать к стене лицом и закрыть глаза, можно услышать, как тысячи музыкантов и певцов воспевают Бога, трубит шофар и с небес на молящихся сходит слава Господня. Кто знает, возможно, на этом священном месте когда-нибудь будет построен и Третий храм Соломона.

Традиция строительства христианских храмов

Также храм часто выступал образом Вселенной в преображенном ее состоянии. Однако богословы и Вселенную нередко сравнивают с храмом. Сам Господь в Библии именуется Художником и Архитектором, создавшим по законам гармонии и красоты этот мир. Апостол Павел в то же время храмом называет и человека. Творение, таким образом, выступает как бы матрешкой: Бог создает как храм всю Вселенную, человек строит внутри нее храм и входит в него, сам являясь храмом духа. Однажды 3 этих храма должны соединиться, и тогда Бог будет во всем.

Открытие бразильского Храма Соломона

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

Год назад, в 2014 году, был открыт Храм Соломона в Бразилии, самый большой среди всех неопротестантских храмов в этой стране. Высота сооружения составляет около 50 метров. Площадь его эквивалентна площади пяти футбольных полей. Из Хеврона были привезены камни для строительства стен. Вечернее освещение, стоимость которого составляет около 7 млн евро, имитирует вечернюю атмосферу самого Иерусалима. Происходящее внутри храма демонстрируют 2 огромных экрана, находящихся слева и справа от алтаря. Само здание рассчитано на 10 тыс. человек.

Источник

Иерусалимский храм: место, где встречаются эпохи

Приблизительное время чтения: 16 мин.

Храм до Христа

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом, по библейской традиции, как иудейской, так и христианской, идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда-то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах» происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога) или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».

Площадь на Храмовой горе называется по арабски Аль-Харам Аш-Шариф, что означает «почтенный двор». Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462 метра, северной — 310 и южной — 281 метра. Эта большая площадь с севера отделена канавой, вырытой на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока долиной Кедрон и с запада — долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря.

На Храмовую гору ведет восемь ворот, одни из них, Золотые Ворота, сейчас замурованы. Выйти можно любыми воротами, но войти, не будучи мусульманином, только одними — Мавританскими («Баб Аль-Магариба»), названными так в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).

История и легенды соревновались между собой, чтобы сделать это место святым и необычным. Согласно еврейской традиции, жертвенник Авраама является камнем мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Бог, создавая мир, создал этот камень (на иврите Эвен ха-Штия) в качестве основы, которая поддерживает Вселенную. Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого момента начал существовать мир. Создавая мир, Бог сказал: «Да будет свет» —и первый луч упал на это место. На этом месте был создан первый человек, Адам, и здесь принес первую жертву Богу Ной после потопа.

Еще более фантастическими являются мусульманские предания. Этот камень связан с небом специальными воротами, через которые Бог посылает ежедневно в Иерусалим 70 ангелов для пения «Аллилуйя». Молитва паломника, молящегося на этом месте, стоит больше, чем если бы он молился на небесах. Паломник, молящийся здесь, получает награду, равную награде тысячи мучеников. Для мусульман это третья по значимости святыня после Мекки и Медины.

Мусульманская традиция говорит, что сюда прибыл пророк Мухаммед из Мекки на своей знаменитой лошади прежде чем начать свой путь на небеса для разговора с Богом и передачи на землю обязательных законов ислама. Темной ночью, когда Мухаммед спал около Каабы (священного камня в Мекке), его разбудил Архангел Гавриил (по-арабски Джибрил) и посадил на белого коня с женским лицом и огромными крыльями. Мухаммед перенёсся из Мекки в Иерусалим так быстро, что не успела вылиться вода из опрокинутого сосуда. За необыкновенную быстроту коня назвали аль-Бурак (молния). И когда они стали подниматься с горы, скала стала тоже подниматься под ногами пророка. Архангел Гавриил остановил ее, оставив на ней след своей руки.

Во времена царя Давида это место являлось собственностью иевусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давид в конце своего правления из гордости приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.

В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? Тогда Давид по указанию пророка Гада, отправился к Орне и купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (2 Цар 24:18—25).

С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.

Выбор гумна Орны в качестве места воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога большую ценность, чем самые красивые места в мире, но не освященные трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962 до н. э.): И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? (2 Пар 2:5—6).

Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом напоминал он финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — притвора (Улам), святилища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз».

В святилище стоял семисвечник (менора), по обеим сторонам которого располагались еще по пять золотых семисвечников, которые отлил Хирам (в храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм и днем и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня на жертвеннике, как и все другие огни на территории храма. В случае угасания огня на жертвеннике его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников семисвечника, называемый западным, зажигался только раз в год. Семисвечник в библейской традиции, а также в современном иудаизме является символом Божественного света. Эта традиция, видимо, послужила основой для так называемого Чина благодатного огня (света) у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, так как Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В Древней Церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в еврейский праздник Кущей, совпадение дат воспринималось как один из знаков преемственности.

Кроме семисвечников, в святилище у стен, в два ряда, размещались пять золотых столов хлебов предложения (в раме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. От святилища Святая святых отделялась завесой из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта завеса разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу. (Мф 27:50—51).

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотою в 3 пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около 5 метров, вырезанные из оливкового дерева и покрытые золотом, возвышались по двум сторонам Ковчегом Завета. Согласно традиции, рядом с Ковчегом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан из благородного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херувимов были вырезаны из дикой маслины, а жезл Аарона — из миндального дерева.

После освящения храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая святых в виде облака. Только первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая святых не было окон, там царила полная темнота, потому что Господь «. Мрак сделал покровом Своим» (Пс 17:12).

В самом центре внутреннего двора, напротив входа в притвор, стоял медный, огромных размеров жертвенник всесожжения, к которому поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем, по заповеди, никогда не угасал.

Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил храм Соломона в 586 году до н. э. Пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города (Иез 11:23). Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. После возвращения из плена началась восстановление храма под руководством Зоровавеля. Второй храм уступал первому по величию и красоте. Святая святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времени.

В 167 году до н. э. храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который установил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).

Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию, уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.

В 19 году до н. э. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции храма. Для этой грандиозной работы было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.

Храм получился необыкновенно красивым. В него вели пять ворот (по другим источникам — 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.

Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4:5—7).

С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима.

На противоположном углу Храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая, помимо хранения облачения первосвященника, использовалась римлянами главным образом как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостол Павел после посещения храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима (Деян 22:25—29).

За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, здесь устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян иудеев и отделен забором из резного камня, на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти запрещен вход внутрь. В восточной части храмового двора находился квадратный в плане так называемый женский двор, окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина, также двор для дров, необходимых для существования жертвенника.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» («Иудейская война», V, 5–6). Иосиф Флавий пишет также, что с высокой террасы храма можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.

Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1).

Ветхозаветный храм кипел жизнью. Глазами воображения можно представить себе его будничный день.

Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе и ищут аргументы, как бы опровергнуть утверждения саддукеев. Священники и знатоки Писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании закона.

Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность.

Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавцы голубей громко выкрикивают из-за прилавка.

Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы мешаются здесь со звуками труб, голосами убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника.

Христос в храме

Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленные на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который будет велик пред Господом и предъидет пред Ним в духе и силе Илии (Лк 1:15, 17).

Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник — Сретение Господне (Лк 2:25–39).

Здесь нашли Его родители, сидящего посреди учителей, слушающаго и спрашивающаго их так, что все дивились разуму и ответам Его (Лк 2:46–47), здесь же на крыле храма Он был искушаем от сатаны (Лк 4:9—12). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мк 11:17).

Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (Ин 8:2—11). К этому храму совершил свой славный Вход Господень в Иерусалим, когда народ кричал Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21:9). Сюда вернул Иуда тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав согрешил я, предав кровь невинную (Мф 27:4).

В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф 24:1—2).

Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм, построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).

В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма, построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «Зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе. » (Йома 39б).

В жребий и лента являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипур). Этот ветхозаветный праздник, по толкованию святых отцов, является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго Пришествия. Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе (Мф 27:51).

Слова Спасителя Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:38; Лк 13:35), по толкованию Евфимия Зигабена, означают, что «дом ваш», т. е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия. В Ветхом Завете храм (Хейхал), часто называют домом Божьим или домом Господа (Ездр 1:4; Иер 28:5; Пс 91:14; 134:2). В Новом Завете храм тоже называется домом Божьим (Мф 12:4) или домом «Отца Моего» (Лк 2:49; Ин 2:16).

Храм после Христа

Долгое время Храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году н. э. император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на Храмовой площади — языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещен.

«По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города», — писал в IV веке блаженный Иероним.

С тех пор священная площадь на горе Мориа была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.

Храмовая гора стала снова местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар построил здесь первую деревянную мечеть, а омейядский халиф Абд аль-Малик в 661 году заменил ее каменным «Куполом-над-Скалой», который стоит здесь до сегодняшнего дня.

В южной части Храмовой площади в 705 году халиф аль-Валид построил мечеть Аль-Акса, что означает «мечеть отдаленная». Согласно мусульманской традиции, с этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо.

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол-над-Скалой» стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Аль-Акса — храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).

В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину «Купола-над-Скалой» где стоял золотой крест. В этот момент, как передают арабские и христианские хроники, битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку — крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.

храм давида в иерусалиме. Смотреть фото храм давида в иерусалиме. Смотреть картинку храм давида в иерусалиме. Картинка про храм давида в иерусалиме. Фото храм давида в иерусалиме

От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены, окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной Плача (Котель ха-Маарави), или Западной стеной. В действительности эта стена не является частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены, выполненной так, чтобы образовать ровное плато на уровне вершины горы Мориа.

После разрушения храма она стала самым святым местом иудаизма. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Начиная с V в. возникает обычай молиться у Стены Плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена Плача превращается в место, символизирующее былое величие Израиля и упование на его будущее.

9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены Плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, Книга пророка Иеремии и Книга Плач Иеремии:

Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным. Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их (Плач 5:1—2, 7).

В Древней христианской Церкви десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *