храм димитрия солунского в ярославле
Храм Димитрия Солунского (Ярославль)
Содержание
История [ править ]
Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – « Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею. При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского.
ЦЕРКОВЬ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО в Ярославле
Находится на ул. Б. Октябрьская ( бывш. Рождественская), 41. Два отдельных каменных храма.
Холодный, в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, построен в 1671—1673 «заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100 000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела: на правой стороне алтаря во имя Великомученика Димитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических.
В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII в. Около 1700 к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла церкви имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике.
Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана « Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса « Спас на убрусе». На восточной подкупольной арке « Ветхозаветная Троица». Своды заняты десятью композициями праздников: на северо-восточном — «Рождество Богородицы» и «Благовещение», на юго-восточном — «Рождество Христово» и «Сретение», на северо-западном — «Вход в Иерусалим» и «Воскресение», на юго-западном — «Богоявление» и «Преображение». Центральный западный свод занимает не одна, как обычно в Ярославле, а две композиции — «Распятие» и «Вознесение». На подпружных арках помещены изображения 12 апостолов по два в рост. Над капителями столпов в медальонах шесть апостолов из числа семидесяти.
На столпах в два ряда мученики в рост в обрамлении рисованных арок-киотов. Среди них на южной стороне правого столпа необычно изображение пророка Илии, сидящего на камне.
Северная и южная стены разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные ( их ширина 1,5 м), пятый ( 2 м) — орнаментальный и шестой — подзор. Два нижних яруса записаны в XIX в. масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции « Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах северной — «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений — кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII в. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры « немцев», осужденных на «муку вечную».
Особое благородство стиля и совершенство пропорций отличают хорошо сохранившуюся живопись алтаря. В центральную алтарную конху вписана совершенная по рисунку и нарядная по цветовому строю композиция « О тебе радуется», являющаяся одной из лучших интерпретаций этой темы в ярославских фресках. Живописный декор апсиды выполнен в двух регистрах. В верхнем, в обрамлении рисованных киотов, имитирующих барочную резьбу, помещены крупные фронтальные фигуры русских и вселенских святителей. В нижнем регистре, над горним местом, расположены 10 медальонов с изображениями мучеников. На откосах алтарного окна сцена « Благовещение», на западной стене алтаря — «Отечество».
Оформление жертвенника, где располагался придел Георгия Победоносца, и диаконника ( придел Димитрия Солунского) сходно между собой. В конхе Георгиевского придела изображена Богоматерь в образе Царицы небесной, а в конхе Дмитриевского придела « Похвала Богоматери». В обеих апсидах написаны преподобные в рост. Их подбор напоминает о вселенской роли Русской Церкви. Наряду с греческими святителями здесь изображены основатели крупнейших русских монастырей: Авраамий Ростовский, Макарий Желтоводский, Савва Звенигородский, Сергий и Никон Радонежские и др. Житийные циклы, посвященные воинам-мученикам Георгию и Димитрию, ограничены в каждом приделе четырьмя крупными композициями, занимающими свод и стены. В драматических сценах пыток ( колесования Георгия, истязания Димитрия по приказу императора Диоклетиана) святые сохраняют спокойную красоту, в них царит гармония и умиротворенность. На алтарной преграде в приделе Георгия написана Ветхозаветная Троица, а приделе Димитрия — деисусная композиция с изображением апостолов в кругах. Крупный масштаб фигур, их четкая объемная моделировка, тонкая проработка ликов и орнаментов, органическая взаимосвязь с формами архитектуры — все это выдает руку очень большого мастера.
В 1872 году в церкви Димитрия Солунского был крещён мальчик Леонид Собинов — будущий великий певец.
Теплый одноглавый храм во имя Похвалы Богородицы с завершением в виде большого купола построен в 1749 на средства прихожан. Он был расписан и имел двухъярусный иконостас. Интерьер храма не сохранился.
Церковь Димитрия Солунского была закрыта в 1929. Церковь Похвалы Богородицы возвращена Ярославской епархии в 1991 году, церковь Димитрия Солунского — в начале 2000-х ( сейчас в ней идут реставрационные работы).
Празднование Смоленской иконы Божией Матери совершается 28 июля ( 10 августа). День памяти Димитрия Солунского в Православной церкви — 26 октября ( 8 ноября).
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Храм Димитрия Солунского в Ярославле
Россия, Ярославль, Большая Октябрьская улица, 41а
т. (4852) 32-81-52
Расписание богослужений (общее кратко):
Богослужения совершаются ежедневно
Настоятель:
Протоиерей Олег Косолапов
Святыни:
Смоленская икона Божией Матери,
Частица мощей вмч. Димитрия Солунского
Храм Димитрия Солунского в Ярославле запись закреплена
Храм Димитрия Солунского в Ярославле запись закреплена
Храм Димитрия Солунского в Ярославле запись закреплена
Храм Димитрия Солунского в Ярославле запись закреплена
БИБЛЕИСТИКА
Крещение
Показать полностью.
Суть Таинства: Присоединение к Церкви, рождение во Христе.
Главное священнодействие: Троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».
Миропомазание
Суть Таинства: Освящение всего человека, сообщение ему благодати Святого Духа.
Главное священнодействие: Крестообразное помазание священником лба, глаз, ноздрей, ушей, груди, рук и ног новокрещеного освященным миром со словами «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
Причащение
Суть Таинства: Соединение верующего со Христом.
Покаяние
Суть Таинства: Исповедание своих грехов перед Богом и получение прощения.
Главное священнодействие: После открытого исповедания своих грехов перед Богом, священник, присутствующий при совершении Таинства и являющийся свидетелем покаяния, произносит две молитвы. В первой звучат слова «примири и соедини его со Святой Твоей Церковью». Вторая называется «разрешительной»: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
Брак
Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу.
Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я (их)».
Елеосвящение
Суть Таинства: Исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.
Священство
Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства.
ilyabim
Фотовзгляд от Ilya BIM
www.ilyabim.ru
Ансамбль Дмитриевского церковного прихода находится в центре современного Ярославля, недалеко от набережной реки Которосли. В настоящее время ансамбль состоит из двух храмов, колокольни и здания сторожки. Церковь Димитрия Солунского была построена в 1671-1673 годах, на месте старой церкви, по преданию, поставленной здесь во второй половине XIV века, во времена Дмитрия Донского. Главное достоинство этого храма – внутри. Это удивительные по красоте росписи, сделанные в 1686 году ярославскими художниками под руководством одного из лучших мастеров, Севастьяна Дмитриева. Искусствоведы признают их одними из лучших образцов ярославской живописной школы.
Северный фасад храма, с этой стороны примыкает теплая церковь Похвалы Богородицы.
В 1929 году, как и многие ярославские церкви, Дмитриевская церковь была закрыта. С середины ХХ века она использовалась как реставрационная мастерская. В 1991 году возвращена верующим, но службы в ней начались только с 2004 года.
Отец Олег ожидает чуда проявления образа Богородицы. Основные линии уже читаются.
В основном объеме церкви Дмитрия Солунского представлено уникальное для своего времени конструктивное решение подкупольного пространства с двумя несущими столбами, на которые опираются сомкнутые своды, с усеченной продольной и увеличенной поперечной осями:
Севастьян Дмитриев (уп. 1629—1676) — русский иконописец-знаменщик Оружейной палаты. Родился и жил в Сретенской сотне в Воскресенском приходе Ярославля. Расписывал ярославскую церковь Николы Надеина в составе артели Любима Агеева и, по ряду источников, Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря в 1641 и его паперть в 1950 годах. Неоднократно работал в Москве: в 1642—1643 годах писал стенопись в Успенском соборе; в 1652, 1657, 1660, 1666 годах — в Архангельском соборе. В 1659 году вместе с Иосифом Владимировым и пятью другими ярославцами участвовал в стенописных работах в Успенском соборе Ростова. С 1661 года получил звание иконописца первой статьи. В 1665 году писал знамёна и расписывал травами царский стол в Золотой палате. Работал также в Суздале, Владимире и Звенигороде.
Хорошо сохранились полотенца:
Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы фресок (высотой в рост человека) идут панели, на которых нет священных изображений. С древнейших времен на этих панелях писали убрусы (полотенца), украшенные орнаментами, что придает особую торжественность стенным росписям, которые как великая святыня как бы преподносятся молящимся по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Они же символизируют и чистоту храма, его незыблемость и вечность.
Приведу две фотографии икон на несущих столбах храма:
И, наконец, прекрасная роспись алтарного пространства:
Главный престол Богоматери Шуйской:
Придел Дмитрия Солунского (по правую сторону алтаря):
Придел святого Георгия (по левую сторону алтаря):
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 41
Основные достопримечательности: церковь Похвалы Божией Матери (1677 г.), церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери (1673 г.)
Святыни: Смоленская икона Божией Матери, частица мощей великомученика Димитрия Солунского
Координаты: 57°37’18.6″N 39°52’52.8″E
История строительства Дмитровского и Похвальского храмов
Самая первая Дмитровская церковь известна со второй половины XIV века. Она стояла в пригороде Ярославля, возле места, где в Коротосль впадала речка Нетеча. Церковь была построена после возвращения ярославской военной дружины, и стала символом победы русского войска на Куликовом поле. Поэтому храм освятили в честь небесного покровителя князя Дмитрия Донского – великомученика Дмитрия Солунского.
Слева направо: церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери, церковь Похвалы Божией Матери
Письменные свидетельства о существовании деревянной церкви приходятся на середину XVI века. В них упоминается о существовании храма святого Димитрия на Нетече. Известно также, что 1580 году церковь эта сгорела, но была отстроена вновь и простояла до 40-х годов XVII века.
О церкви Похвалы говорится в письменных свидетельствах начала XVII века. Известно, что этот деревянный храм имел два алтаря. Второй его престол был посвящен святому Георгию. Со временем церковь Похвалы Богородицы сильно обветшала, и в 1645 году священник и прихожане обратились к митрополиту за разрешением разобрать старый храм и на его месте возвести новый. Получив согласие, горожане построили два новых деревянных храма – Дмитровский и Похвальский.
Известно, что расписывали Дмитровскую церковь изографы Макарий и Василий Агафоновы. В то время оформлении храмов стали меньше использовать воинскую символику. С Куликовской битвы прошел немалый срок, и город пережил много новых потрясений. Так, в 1654 году после эпидемии моровой язвы, на воинском церковном кладбище было погребено много простых жителей.
Вид на церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери со стороны Мукомольного переулка
История прихода с XVII века по настоящее время
Главный алтарь каменной Дмитровской церкви освятили в честь почитаемого образа Богоматери Смоленской и Шуйской. Выбор этот не был случайным. Этот вариант иконы был написал шуйскими мастерами в честь окончания эпидемии чумы и напоминал ярославцам о родственниках, умерших от страшной болезни в середине XVII века.
Вскоре, в 1677 году, с разрешения митрополита Ионы Сысоевича, Похвальскую церковь также отстроили в камне. В отличие от холодного Дмитровского храма, богослужения в котором проводились только в теплое время года, небольшая Похвальская церковь стала зимним, теплым храмом прихода.
В 1686 году Дмитровский храм украсили внутри настенной живописью. А в начале XVIII века к нему с двух сторон пристроили крытые галереи. В 1748 году и Похвальскую церковь перестроили практически заново, применив в новом здание новые архитектурные и художественные приемы.
На протяжении всей истории приходскую жизнь поддерживали благотворители. На их деньги проходили необходимые перестройки и ремонты. По документам конца XIX – начала XX века известно, что Дмитровский приход получал значительные финансовые вклады от ярославских купцов Спиридона Анисимовича Полетаева и Николая Максимовича Кузнецова. На их средства построили новую строжку, заказали новый иконостас, украсили церковные стены новой живописью, а также закупили серебряную утварь для богослужений и венцы для храмовых икон.
Во время левоэссеровского восстания против советской власти в 1918 году, оба храма сильно пострадали от осколков и снарядов. В Дмитровской церкви была разбита глава, уничтожен шатер колокольни, а также в некоторых местах насквозь пробиты стены. Спустя 6 лет прихожане провели в церкви реставрационные работы, руководили которыми специалисты из ярославских реставрационных мастерских.
Потом согласно новой политике государства из обоих храмов конфисковали все ценное имущество. Дмитровский храм был закрыт для верующих с 1929 года, а Похвальский – с 1935 года. В Дмитровской церкви поначалу разместили склад, которым владела местная кондитерская фабрика, а также жилые квартиры горожан. Чуть позже здание сильно обезобразили, разобрав оставшуюся главу. С начала 1970-х по начало 1980-х годов в Дмитровском храме проходила полномасштабная реставрация.
Вид на церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери с ул. Собинова
Архитектура и внутреннее убранство
Дмитровская и Похвальская церкви на протяжении своей истории неоднократно перестраивались. Двухстолпный Дмитровский храм изначально был пятиглавым и имел подзакомарное покрытие. В XIX веке четыре главы разобрали, а кровлю заменили более практичной – четырехскатной. Чуть позже с запада к храму пристроили крыльцо в классическом стиле, заметно диссонирующее с основным ансамблем. Сейчас кубическая в основании церковь увенчана одной главой, расположенной на световом барабане.
Дмитровский храм не имеет подклета и стоит на фундаменте из булыжников или, как раньше говорили, на «диком камне». Композиционно он похож на церковь Николы Надеидина, которая послужила в свое время образцом для многих ярославских культовых зданий. Очень красивый декор имеют наличники этого храма. Они украшены тонкими перетяжками и выразительным килевидным верхом.
С севера запада от основного объема установлена колокольня. Она имеет мощное четырехугольное основание и шатровое завершение, с прорезанными слуховыми отверстиями (или люкарнами).
Несмотря на живописный внешний вид, главное богатство церкви Дмитрия Солунского находится внутри. Это настенные фрески, сохранившиеся с 80-х годов XVII века. Известно, что изографические работы были выполнены артелью мастеров под руководством знаменитого иконописца, известного далеко за пределами Ярославля, Дмитрия Плеханова. Всего мастера создали 186 живописных клейм, раскрывающих основные евангельские сюжеты. Специалисты считают эти росписи одними из лучших образцов ярославской художественной школы.
Похвальская церковь представляет собой зимний приземистый четырехугольный храм, имеющий одну широкую алтарную абсиду. Как и Дмитровская церковь, Похвальский храм возведен на фундаменте из булыжника. Свои нынешние классические черты этот храм приобрел при последней капитальной перестройки 1809 года. Его основной объем накрыт полукруглым деревянным куполом, который венчает единственная тонкая изящная по форме главка. С двух сторон к зданию пристроены портики, украшенные колонами, а также приземистая трапезная под двухскатной кровлей.
Вид на северный фасад церкви Шуйской Смоленской иконы Божией Матери
Современное состояние храмов
Обе церкви – действующие. В Дмитровском храме существует три престола – в честь великомученика Дмитрия Солунского, святого Георгия и цесаревича Алексея. Теплый Похвальский храм относится к Дмитровскому приходу.
Как добраться до церкви Дмитрия Солунского
Дмитровская церковь расположена в Ярославле на ул. Бол. Октябрьская (бывшая Рождественская), 41.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Дмитрия Солунского составляет 3 км. До нее можно пройти пешком или подъехать на такси.