храм дракона в пекине
Rovdyr Dreams
Summa scientia — nihil scire. Nihil scire — omnia posse.
Summa scientia — nihil scire. Nihil scire — omnia posse.
Пекинский парк Бэйхай — обитель Девяти Драконов и Железной Тени
Столица Китая — город большой, шумный и суетной (или, иначе говоря, чрезвычайно активный). В таком городе естественным образом возникает желание найти тихое место для отдыха; особенно если оно еще обладает эстетическими чертами. В качестве такового я посоветую гостям Пекина общественный парк Бэйхай (北海 公园 Běihăi Gōngyuán); а моим читателям предлагаю совершить небольшую виртуальную прогулку посредством иллюстрированного рассказа.
Рекомендую посмотреть также на великолепный парк Цзиншань на возвышенности в центре Пекина.
Парк Бэйхай расположен к северо-западу от Запретного Города и служил местом уединенного спокойного времяпровождения для многих китайских Императоров. Это, очевидно, означает высокую марку, которую поддерживают и современные власти.
Для расшифровки названия «Бэйхай» разложу его на составляющие: 北 běi — север; 海 hǎi — море. Получается Северное море. Море тут, конечно, не при чем — на самом деле это относительно крупное озеро, северное в череде трех озер к западу от Запретного Города. Между прочим, и сейчас в районе этих озер находятся дома высших представителей власти Китая, что свидетельствует о высокой престижности места. Добавлю также, что 公园 gōngyuán переводится как «общественный парк» (公 gōng — общественный, общий; 园 yuán — парк/сад).
Парк Бэйхай очень популярен у столичных жителей, но давящей многолюдности я не ощутил. Напротив, было интересно наблюдать за тем, как отдыхают китайцы: кто-то танцует, кто-то поет, кто-то играет в настольные игры, кто-то объединяется в клубы любителей вязания (это только то, что я сам видел). Что ж — хороший отдых есть залог хорошей работы.
Итак, отправляюсь на прогулку по парку. Пейзаж формируют такие основные элементы, озеро, деревья, цветы, и над всем этим возвышается большая белая пагода. О ней расскажу ниже.
Цветов много, и это в начале октября:
Резные ворота, которые в Китае называются «пайлоу»:
На озере видны обширные лотосовые поля:
Единичные цветы лотосов еще можно увидеть и в октябре:
Китайцы очень заботятся о деревьях (многим из них так ли иначе придан сакральный статус); «инвалидам» положены крепкие подпорки:
Еще одна архитектурная классика Китая — лунные мостики:
Вверх к Белой Пагоде ведут многочисленные лестницы:
По одной из них я и поднялся к Белой Дагобе:
Белая Дагоба Бай Та (白塔 Bái tǎ) высотой около 36 метров была построена в 1651 году; позднее несколько раз реконструирована. Ее верхняя часть называется «Тринадцатое Небо». В Зале Благотворной Причинности хранится статуя Ямантаки (просветленное существо и одновременно гневное божество), священного хранителя Пекина.
Неподалеку стоят другие хранители города (кстати, в свете истории Пекина, малоэффективные) — пушки:
Внизу видны длинная лестница и мозаика на крыше одного из павильонов парка:
Интересная достопримечательность — стела, на которой Император Цяньлун в 1751 году написал слова 琼岛春荫 (на пиньинь: qióng dǎo chūn yìn: произносится «Цюн дао чунь инь»): «Нефритовый островок в тенистой прохладе весны» и три поэмы:
Этот Нефритовый Великолепный островок Цюнхуадао (琼华岛 Qiónghuá dǎo) является одним из главных украшений Бэйхая. Пройду к нему через большие ворота:
На Нефритовом островке я осмотрел длинную округлую галерею:
Она расписана очень красивыми картинами на разные сюжеты.
Около галереи находится ресторан, предлагающий блюда Императорской (так декларируется) кухни, который запомнился мне благодаря картине соответствующего содержания:
Романтичный вид возле Нефритового островка:
Покинув островок, я побродил по лестницам, опоясывающим окрестные возвышенности:
Возвратившись вниз на тротуар, обнаружил людей, занимающихся эфемерной каллиграфией:
По озеру плавают разного вида и размера лодки:
Ворота в Храм Небесных Царей:
Их великолепный декор крупным планом (драконы обвивают жемчужину мудрости):
Тема Небесных Царей (в китайском варианте — Императоров) меня заинтересовала, поэтому я уделю ей чуть больше внимания. Четыре Небесных Царя являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ. Они охраняют четыре континента (части света).
♦ Дэва-Царь Севера — Довэнь Тяньван (на санскрите वैश्रवण (कुबेर) Вайшравана (Кубера); по-китайски 多聞天王, на пиньинь Duōwén Tiānwáng): «Всеслышаший»; тело желтого цвета; атрибутами являются монарший зонт и мангуст.
♦ Дэва-Царь Юга — Цзэнчжан Тяньван (на санскрите विरूढक Вирудхака; по-китайски 增長天王, на пиньинь Zēngzhǎng Tiānwáng): «Выращивающий» или «Покровитель роста»; тело голубого цвета; атрибутом является меч.
♦ Дэва-Царь Востока — Чиго Тяньван (на санскрите धृतराष्ट्र Дхритараштра; по-китайски 持國天王, на пиньинь Chíguó Tiānwáng): «Управляющий Землей» или «Смотритель Земли/Мира»; тело белого цвета; атрибутом является музыкальный инструмент (типа лютни) под названием пипа.
♦ Дэва-Царь Запада — Гуанму Тяньван (на санскрите विरूपाक्ष Вирупакша; по-китайски 廣目天王, на пиньинь Guǎngmù Tiānwáng): «Всевидящий»; тело красного цвета; атрибутами являются змея, маленькая ступа и раковина.
Перед храмом стоит кадильница, обвешанная амулетами (китайцы невероятно любят такие штуки):
Зал Великого Блаженства и Предвидения:
Еще одна яркая достопримечательность — Стена (или Панно) Девяти Драконов (九龙 jiǔ lóng — Цзю лун). Глядя на него, я вспомнил рассказ «Восток и Запад» замечательного английского писателя Лорда Дансейни, откуда цитата:
его мысли спокойно и без напряжения скользнули назад к древней истории Китая — к тем предосудительным временам, которые предшествовали наступлению мира, и даже далеко за них, к тем счастливым дням, когда боги и драконы еще обитали на земле, а Китай был молод; когда же маньчжур раскурил свою трубочку с опием, он без труда направил мысли в будущее и заглянул в те времена, когда драконы снова вернутся.
Сфотографировать Панно Девяти драконов полностью в прямой проекции оказалось слишком трудно, поэтому добавил фрагменты:
Число 9 является одним из священных в Китае. Оно связано с восемью сторонами света (четыре главных и четыре промежуточных) и центром. Китайские драконы, естественно, имели связь с этим числом. Дракон обычно описывается с помощью «девяти признаков» и имеет 117 чешуек — 81 мужскую/янскую (9х9) и 36 женских/иньских (9х4). У Дракона девять детей. Словосочетание «Девять Драконов» часто встречается в китайской культуре. Так, существуют три «Стены Девяти Драконов»: помимо бэйхайской еще одна из Стен Девяти Драконов расположена в Запретном Городе в Пекине, а третья — в Датуне (провинция Шаньси). В Китае существуют много топонимов, в которых присутствует словосочетание цзю лун. Самым знаменитым является Коулун (Кау-лун на кантонском диалекте) — полуостровная часть Гонг-Конга.
Далее на своем пути я обнаружил весьма своеобразный предмет, называемый Панно Железной Тени (铁影壁 tiě yǐng bì — Теинби). Представить себе, что это такое — задача для незаурядных умов; предлагаю попробовать осмыслить это выражение, только осторожно. На самом деле все намного проще. Это панно, реликт монгольской династии Юань, изображает какое-то жуткое существо (аллегорию тени, я полагаю), а сделано оно из железа. Получается Железная Тень:
И завершу прогулку перед храмом Малый Западный Рай (小西天 xiǎo xītiān — Сяоситянь), или Мир Сукавати (极乐世界 jí lè shì jiè — Цзилэшицзе) — по-моему, это квинтэссенция, или собирательный образ ландшафтных элементов китайского паркового искусства. Кстати, это самый большой квадроатный храм в Азии. Он был построен Императором Цяньлуном в честь своей матери Сяошэнсянь, которую очень любил:
Рядом стоит стела башни Десяти тысяч будд (万佛楼石碑 wàn fó lóu shíbēi — Ваньфолушибэй), надписи на которой сделаны рукой Императора Цяньлуна. А обратил на нее внимание из-за колоритных существ в верхней и нижней частях:
Разумеется, продемонстрированными мной объектами разнообразие парка Бэйхай далеко не ограничивается. Но я посчитал объем представленной мной подборки неутомительным для восприятия; ведь главная функция парка — отдых.
Ущелье Дракона
Когда наскучили рутинные рабочие дни, это означает, что самое время отправиться в какое-нибудь, хотя бы небольшое, приключение. И одно место, идеально подходящее для подобной поездки, есть совсем неподалеку от Пекина. Место совершенно фантастическое, будто явившееся в реальность с экрана фильмов о древней природе нашей планеты. Или может даже какого-то другого мира! Когда туда доберёшься, действительно начинаешь верить, что в таких декорациях и правда может существовать живой дракон….
Итак, расскажу для начала, что это за место, и как оно появилось. Издревле по территории нынешнего Ущелья Дракона протекала река, которую называли Гучэн. А известность территория получила во времена императора Жэньцзуна, который родился в этой местности, и именно он назвал место в честь дракона. А современный вид территория приобрела в 1980 году, когда китайские власти решили устроить в ущелье водохранилище, кстати, идея, как мне кажется, очень неплохая. Строителям потребовалось только построить относительно небольшую, хотя и довольно высокую дамбу. Высота её достигает 72 двух метров, хотя ширина дамбы при этом совсем небольшая. Так, при не очень больших затратах на строительство, властям удалось создать очень объемное водохранилище, потому что длина ущелья порядка 7 км, и на всём его протяжении уровень воды сильно повысился. Поэтому теперь, для того, чтобы попасть в ущелье, нужно сначала преодолеть подъём на дамбу. Но не переживайте, он не отнимет у вас много сил, потому что спустя лет десять, в 90-х годах, китайцы и придумали обустроить здесь туристическую зону, для чего к 1996 году построили эскалатор вдоль скалы. Эскалатор такой единственный в своём роде, ведь он сделан в виде длинного дракона! Сооружение занесено в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый большой дракон в мире, длина эскалатора в итоге составила 258 метров, а называется он Парящий Дракон. Так что перед началом поездки по самому ущелью ещё минут 10 вам предстоит подниматься по эскалатору. Кстати, снаружи-то дракон впечатляет, а вот внутри царит грязь и темнота, даже в солнечную погоду, из-за того, что стёкол мало и такое ощущение, что весь эскалатор давно не мыли.
Вся территория зоны отдыха начинается с деревеньки у подножия дамбы. В ней есть отели, кафе и рестораны, сувенирные магазины и парк. Звучит всё красиво и интересно, но, увы, территория выглядит сейчас довольно запущенной. Здания, построенные в своё время из довольно некачественных материалов, сейчас ветшают. Китайский бетон вообще имеет обыкновение сыпаться довольно скоро после постройки чего-либо, и это отлично здесь заметно. Единственное, что действительно радует глаз – это сад и пруд в середине, по обыкновению, ландшафтные дизайнеры в Китае работают хорошо и в садике крайне приятно посидеть перевести дух и можно даже покормить разноцветных рыбок, плавающих косяками в пруду. В отелях, расположенных здесь, останавливаться, честно говоря, не советую.
Дальше после подъема на дамбу через внутренности Парящего Дракона (эскалатор находится внутри него, поэтому путь начинается с того, что вы добровольно заходите в драконью пасть), вы, наконец, видите, ради чего сюда стоит приезжать. Перед вами предстанет вид, первый из всех потрясающих видов, которые возникнут перед вами позже, и от него буквально открывается рот. Невысокие, но очень крутые горы, усеянные кудряшками кустов и небольших деревьев, обрамляют озерцо, с которого начинается дальнейший маршрут. После спуска по лестнице нужно запрыгнуть в один из множества катеров, который поедет сразу, как наберётся целая группа. Я там был в не самый туристический день, хотя это было лето, и поэтому ждать пришлось где-то минут 10-15.
Путь на катере длиной около трёх с половиной километров. Река за время, пока вы плывёте, то сужается метров до 10, то расширяется раз в 5. Но я лично на реку и не особо обращал внимание, потому что глазам просто не оторваться от всё новых видов, возникающих за каждым следующим поворотом. Горы совершенно необыкновенные, поэтому, пожалуй, я лучше вам их покажу, чем буду описывать…
Нам ещё и повезло, катер проплывал как раз в тот момент, когда над ущельем проходил канатоходец. Он ехал на велосипеде по канату натянутому прямо над рекой, с одной горы на другую. Вот уж не позавидуешь такой профессии… После того, как мы проводили его восхищёнными взглядами до конца каната, катер уже практически прибыл к месту назначения – пристани в конце маршрута. Водитель проехал её и показал нам виды ещё за двумя поворотами дальше, после которых река сужалась и туда, видимо, уже никто не ездит. Так что мы причалили к пристани и отправились наверх, туда, где находится буддийский храм. Как я заметил, на склонах соседних гор тоже есть тропы, ведущие к вершинам. Похоже, что помимо основного туристического маршрута здесь можно и отходить в сторону в погоне за лучшими точками для съемки.
Храм, к которому можно подняться по прибытии называется Бриллиантовым. Название он взял от имени горы, на которой построен. Сам по себе это небольшой храм, где можно купить какие-то благовония, да и походить минут пять. Кроме того, тут был обещан мини-зоопарк, правда он оказался маленьким загоном для нескольких бедных оленей и соседним уголком для кроликов. Выглядел этот «зоопарк» крайне удручающе, тут я в очередной раз убедился в неумелости китайских работников, отвечающих за уход за животными. И, конечно, тут есть пара аттракционов, о которых нельзя не упомянуть. Во-первых, тарзанка, с которой можно прыгнуть вниз головой, прямо над рекой. Честно говоря, глядя на неё я пытался совладать со страхом больше не от подобного прыжка, а от того, как выглядит металлическая ржавая платформа, на которой тарзанка крепится. А второй путь вниз – это съехать на зип-лайне, натянутому в ущелье. За эти развлечения платить надо отдельно: 150 юаней стоит прыжок вниз головой и 50 юаней за скоростной спуск на зип-лайне. Ну а для тех, кому не хватает денег или не хватает смелости, есть обычный спуск вниз мимо загончиков с животными. Он бесплатный.
На обратном пути от видов гор снова не оторваться. Всё о чём мы думали, пока ехали на катере и пока смотрели на пейзаж с беседки на одной из вершин рядом с пристанью, так это о том, как вся эта красота образовалась. Виды просто сумасшедшие, и у меня в голове так и мелькала картинка того, как здесь, возможно, в древности ходили динозавры… Горы, кстати, в Китае очень древние, так что, может, и есть вероятность, что где-то тут когда-то давно жил самый настоящий дракон! Декорации для него что надо.
Пока едешь на катере, ещё постоянно бросаются в глаза вот такие надписи огромными иероглифами на горах. Китайцы дали скалам названия, как обычно в этой стране и заведено, названия забавные: Голова Черепахи, Остров Короны Феникса, Скала Прыгающего Медведя или Залив Луны, который и является конечной точкой путешествия у пристани. Таковы уж китайские традиции придумывания топонимов.
После того, как катер возвращает вас к исходной точке у дамбы, вы можете снова сделать выбор: потратить ещё денег и поехать над ущельем наверх в старенькой кабинке по канатной дороге (стоимость — 30 юаней) или же пройти через забавную пещеру-тоннель Байхуа (10 юаней). После этого вы уже попадаете обратно в туристическую деревеньку снаружи ущелья. Мы выбрали проход через Байхуа и, честно говоря, очень пожалели. Такого смешного и одновременно грустного дизайна пещеры я себе и представить не мог. В настоящей пещере китайцы решили устроить сад из искусственных цветов и растений на всём пути, создавая картины самого разного толка в каждом следующем гроте. В общем, путь по тоннелю был длинным и не интересным. Поэтому не удивительно, что цена за проход через пещеру такая низкая.
Честно говоря, в туристической инфраструктуре в Ущелье Дракона нам не понравилось всё. Абсолютно всё. Все развлечения и интересности находятся в плачевном, даже убогом состоянии: эскалатор-дракон, катера, все причалы, канатная дорога, тарзанка, мини-зоопарк, полузаброшенные беседки – всё это создаёт яркое ощущение, что стоит отсюда убрать туристов и персонал, и я вся атмосфера превратится в какой-то заброшенный советский парк аттракционов. Здесь я поймал ровно то же ощущение, что и в пекинском Парке Мира. Но есть одно НО. И это НО очень большое и важное. Природа в Ущелье Дракона начисто стирает впечатление и от катеров, и от кричащего на китайском в пути экскурсовода, потому что ты его даже не услышишь из-за прилива эмоций. Хотелось просто забыть о том, что ты на территории какой-то конкретной страны, потому что в таких местах царствует сама Природа, и они однозначно принадлежат всему миру и всем людям Земли. Такую красоту, я считаю, должен увидеть в своей жизни каждый. Если будете в Пекине, обязательно приезжайте в Ущелье Дракона. А я, в свою очередь, расскажу вам, как это сделать.
Как добраться до Dragon Gorge
Различные тур агентства предлагают поездки в Ущелье Дракона, однако я бы советовал поездку своими силами. Просто потому что это дешевле, хотя, конечно, на любителя. Всё-таки вам придётся разделить путь с другими китайцами, что не всегда доставляет туристам комфорт. Так что выбор за вами, а я расскажу о том, как доехали до места мы:
Вокзал города Yanqing
В самом Ущелье Дракона вам гарантировано придётся потратить 100 юаней (40 юаней стоит входной билет, а 60 – катер в обе стороны). А ещё до деревушки у подножия дамбы тоже надо доехать либо с местным развозчиком на двухместной рикше, либо на автобусе иногда перевозящим туристов. И то и другое удовольствие стоит 5 юаней.
То есть всего для поездки в Ущелье Дракона надо отложить как минимум 135 юаней, плюс дополнительные расходы на такси, аттракционы или перекус на территории Ущелья.
Путешествие в Ущелье Дракона точно, стопроцентно не оставит вас равнодушным. Это место – самое настоящее природное чудо, которое доставит вам максимальное эстетическое удовольствие. Добраться из Пекина сюда относительно нетрудно, да и недорого, так что обязательно выделите себе один день на поездку сюда, если будете в Пекине в хорошую погоду. Кстати, если поедите летом, то знайте, что Ущелье Дракона очень неплохое место для вылазки и в эту пору, ведь из-за геологических особенностей здесь всегда градусов на 5 прохладнее, чем в самом городе. Так что приезжайте и наслаждайтесь природой Китая!
Ущелье Дракона (龙庆峡)
Ущелье Дракона всегда привлекало людей летом, поскольку здесь температура на 5-7 градусов ниже, чем в городе. Но особенно популярно это место становится зимой во время Фестиваля Льда и Фонарей (Ice and Lantern Festival), который начал проводиться с 1987 года. Люди катаются на коньках, мастера ледовой скульптуры строят дворцы изо льда и все это подсвечивается разноцветными огнями. Фестиваль проходит с января по февраль.
МАРШРУТ ПО УЩЕЛЬЮ
Туристическую зону Ущелья Дракона можно условно разделить на четыре участка : туристическую деревню перед дамбой, водохранилище Гучэн, район Бриллиантового Храма и, наконец, Двор Бессмертных около верхней станции канатной дороги.
Купив билеты и пройдя через главные ворота, вы попадете в так называемую туристическую деревню : небольшой сад, окруженный отелями и торговыми рядами. Потихоньку продвигаемся к мосту через реку Гучэн и, перейдя его, входим в эскалатор Парящего Дракона. Поднимаемся на дамбу, за которой располагается причал туристических катеров (отправление каждые 10 минут). Садимся в катер и едем по каньону, наслаждаясь красотой вокруг. Обратите внимание на акробатов, упражняющихся на канате, натянутым через ущелье.
Ниже приводятся выдержки из правил пользования тарзанкой :
После прыжка прыгуна внизу подбирает моторная лодка и доставляет к причалу туристических катеров. Скоростной спуск на канате или, как его здесь называют, Скоростное Падение (Swift Falling) представляет собой канат, натянутый между двумя пиками, длиной около 200 метров и естественным уклоном в 30 метров, по которому человек скользит над каньоном.
Если вы решили не прыгать (или не решились прыгать) с тарзанки, то от торговой улицы спускаемся к вольерам с оленями, а затем ко второму причалу туристических катеров. Здесь можно дождаться катера и отправиться в обратный путь (покупать билет уже не надо). Кроме того, недалеко от этого причала (дальше вдоль берега) находится пристань, где можно взять на прокат весельную лодку и покататься по Лунному Заливу.
Акробаты над ущельем
Спустившись вниз и выйдя за ворота туристического парка, вы можете дождаться микроавтобуса до парковки (5 юаней) или спуститься пешком вдоль реки. Если вы выберите последнее, то по дороге можно зайти в какое-нибудь кафе справа от выхода из парка и неплохо пообедать. Зазывалы из этих ресторанчиков стоят сразу на выходе и приглашают к себе.
Кроме того, спускаясь вниз пешком, не доходя до парковки, вы попадете на большую торговую улицу, где можно купить какую-нибудь мелочь или сувениры. На этом посещение Ущелья Дракона завершено.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Неба находится в южной части города. Он был построен в 1420 году. В 1530 году его реконструировали. Длина периметра храма составляет 6369 м, а высота – 6 м. При династиях Мин и Цин в Храме Неба императоры поклонялись небесам и молили их о богатом урожае. Служба проводилась дважды в год: 15 числа 1-го месяца по лунному календарю и в день зимнего солнцестояния. Первоначально здесь покланялись Небу и Земле. Но после того как в 1530 году в северных окрестностях города был построен Храм Земли, здесь стали проводиться службы в честь неба.
Храм Неба считается шедевром архитектурного искусства в мире. Говорят, что здесь человек может поговорить с Небесами. При династиях Мин и Цин в Пекине было построено 4 императорских храма: Храм Неба, Алтарь Земли на севере, храм Луны на западе и храм Солнца на востоке, за магазином «Дружба». Все они сохранились до наших дней. Храм Неба крупнейший в своем роде в Китае. Он в 4 раза больше Запретного города. Храм строился с целью, что посетители могли почувствовать себя на небе. Чтобы сотворить храм, похожий на небеса, архитекторы использовали цвет, звук, формы круга и квадрата и перемены высоты. Храм кажется таинственным и магическим.
В 1368 году в истории Китая начался длительный и противоречивый этап, вошедший в анналы как период Мин (1368—1644 гг.). В эту эпоху, особенно в XV—XVI веках, Китай переживал экономический расцвет и подъем культуры. В то же время Китай минского времени — «страна одновременно и блестящая и нищая, полная творческих сил и в то же время раздираемая острейшими социальными конфликтами» (Н.А. Виноградова, Н.С. Николаева. Искусство стран Дальнего Востока, М., 1979). К постройкам эпохи Мин относятся самые крупные и известные ансамбли средневекового Пекина: императорский Запретный город и ансамбль Храма Неба.
Храм Неба раскинулся на огромной площади в южной части Внешнего города, вдали от городской суеты. Считалось, что такое окраинное положение способствует свободному общению императора, сына Неба, со своими божественными предками.
Территория храма занимает около 280 гектаров. Создание такого большого комплекса соответствовало масштабам китайской столицы. Храм Неба был связан с главнейшими государственными ритуалами жертвоприношения Небу, властвующему над судьбами человека. В своих величавых формах храм воплотил представления о вселенной, сложившиеся в Китае еще во времена глубокой древности.
Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий Землю. Круглые здания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют Небо (круг — знак солнца или Неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз неба и земли. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, эти знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами Неба — как бы напоминают о беспрерывном круговороте стихий.
В пределах внешних стен находятся второстепенные помещения — Зал Великого Неба (Хуанцяньдянь), кухня для небожителей (Шэньчу), павильон для заклания жертвенных животных (Цзайшэ-тин). Здесь же расположен дворец Чжайгун, где император накануне совершения обрядов постился в течение трех дней. Весь этот живописный ансамбль свободно разбросанных среди деревьев и цветов зданий создает особый духовный настрой, освобождая человека от мирской суеты и забот перед обрядом вознесения молитв небу.
Главные постройки храмового ансамбля — Храм Молений об урожае, Храм Небесного свода и Алтарь Неба. Они расположены за внутренними стенами, вытянувшись по прямой линии с севера на юг. Их окружают густые рощи вечнозеленых кедров. Обширная территория, на которой расположились эти главные сооружения Храма Неба, распланирована в соответствии с традиционными представлениями о взаимодействии активных и пассивных сил, составляющих единство мироздания. Выложенная светлыми каменными плитами «Дорога духов» протяженностью 600 м соединяет три главные постройки комплекса. Эта дорога символизирует образ «пути Вселенной» — дао, важнейший образ китайского средневекового искусства. Участники ритуала, неторопливо шествуя торжественной процессией по «Дороге духов», должны были созерцать и постигать красоту храмового ансамбля — его зданий, белокаменных резных оград и ворот — и тем самым как бы приобщаться к законам и ритмам мироздания.
Первым на «Дороге духов» перед путниками открывалось центральное и самое высокое здание: круглый храм Циняньдянь, Храм Молений об урожае, построенный в XV веке и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Здесь совершались ритуалы жертвоприношений Небу и Земле, возносились молитвы о даровании богатого урожая. Высота храма составляет 38 м. Он представляет собой ротонду, выкрашенную красным лаком, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Храм увенчивает трехъярусная конусообразная крыша, облицованная ярко-синей глазурованной черепицей. Здание храма Циняньдянь, ставшее сегодня эмблемой современного Китая, является центром всего ансамбля Храма Неба.
Внутри храма Циняньдянь нет ни алтаря, ни статуй, так характерных, например, для буддийских храмов. Человек, приходящий в Храм Молений об урожае, как бы призван непосредственно общаться с небом. Круглое здание храма лишено стропил и поперечных балок. Стоящие по кругу в три ряда 28 могучих деревянных столбов, на которые опираются расположенные по кругу перекладины, оставляют свободной центральную часть интерьера и открывают уходящий вверх ступенчатый купол.
В храме Циняньдянь нет ни одной случайной детали — все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня. Огонь символизирует брачный союз Неба и Земли. Четыре центральные колонны храма, высотой 19,2 м, символизируют четыре времени года: весну, лето, осень, зиму. Двенадцать колонн среднего ряда — 12 месяцев года. Двенадцать колонн наружного ряда обозначают 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе двадцать восемь колонн символизируют 28 созвездий.
Потолочные перекладины и кронштейны купола покрыты многоцветной росписью, среди которой выделяются многочисленные фигуры золотых драконов, играющих в облаках и символизирующих водную стихию. Золотой дракон, играющий с жемчужиной, — это символ грозы и молнии, соединения Неба и Земли посредством дождя. Этот владыка небесных вод изображен в самом центре купола, и исходящее от него золотое сияние как бы символизирует исходящую от него благодать.
В каменный пол Храма вделан искусно подобранный полукруглый кусок узорчатого, покрытого прожилками мрамора, на котором сама природа начертила фигуры, напоминающие дракона и феникса. Это знаки воды и огня, солнца и грозы, двух вечно противоборствующих и вместе с тем дополняющих друг друга стихий.
К югу от храма Циняньдянь, далее по «Дороге духов», на значительном расстоянии от главного храма, находится малый храм Хуанцюнюй — Храм Небесного Свода, окруженный широкой стеной. Он выглядит как трехступенчатая терраса с алтарем на вершине. Его окружают две стены — наружная квадратная, символизирующая Землю, и внутренняя круглая, символизирующая Небо. В храме хранятся ритуальные таблицы небесной сферы.
Третьим главным сооружением ансамбля является Алтарь Неба, где приносились жертвенные дары Небу. Это круглая ступенчатая трехъярусная пирамида, постепенно сходящаяся к самому верху и сооруженная из белого, искрящегося на солнце мрамора. Диаметр основания алтаря составляет 67 м. Четыре ведущие на вершину лестницы и многочисленные уступы алтаря окружены мраморными балюстрадами, украшенными резными изображениями драконов и фениксов, — это знаки дождя и солнца. Всего балюстрада имеет 360 таких фигурных столбиков, что соответствует числу градусов, на которые астрономы разделяют небесный свод. Все плиты алтаря также расчерчены по радиусам на нумерологические знаки. В союзе Неба и Земли благоприятными считались только нечетные числа. Так, цифра 3 — число ярусов алтаря, являлась важнейшей, так как символизировала три основные силы Вселенной — небо, землю и человека; три источника света — солнце, луну и звезды; три рода уз, связывающих людей: между государем и чиновниками (справедливость), между отцом и сыном (любовь), между мужем и женой (согласие). Цифра 5, символ пяти стихий, отождествлялась со счастьем. Цифра 7 — символ добродетели. Цифра 9 (3 × 3) благоприятствовала союзу Земли и Неба, поэтому лестницы, ведущие от верхнего яруса алтаря к среднему, имеют 9 ступеней, а диаметр каждого яруса соответствует числам, кратным девяти.
Ночное шествие императора к алтарю обставлялось с необычайной торжественностью и сопровождалось музыкой и ритуальными танцами. Главной обязанностью императора в Храме Неба являлось принесение жертв Небу и Земле и вознесение молитв о ниспослании урожая. Весь ритуал напоминал театрализованное представление. При свете бесчисленных факелов жрецы в длинных голубых (цвет неба) шелковых одеждах ставили на вершину алтаря голубые таблички с именем верховного владыки Неба Шанди. Ниже ставились таблички духов Солнца, Большой Медведицы, пяти планет, 28 созвездий, таблички духов Луны, ветра, дождя, туч и грома. Перед табличками раскладывались богатые жертвоприношения: куски голубого шелка, голубого нефрита, яства и напитки, туши домашнего скота. Под звуки древней ритуальной музыки император, облаченный в особое ритуальное голубое одеяние, на котором были золотом вышиты солнце, луна, звезды и драконы, поднимался на вершину Алтаря Неба и трижды преклонял колени перед табличкой с именем владыки неба Шанди.
В образе храма Неба в Пекине наглядно воплотились представления китайцев о мироздании и его законах. Вероятно, это самый большой храм в мире, целиком посвященный аграрно-заклинательным обрядам — самым древним религиозным обрядам на земле.
История жертвоприношения Небу в Китае насчитывает около 5000 лет. В древности китайцы верили, что все в мире подчиняется небу. Они считали, что если приносить небу жертвы, он поможет им. С помощью жертвоприношений люди выражали небу свои желания. Только лишь император имел право приносить жертвы небу, так он укреплял свою власть. В древности было несколько десятков храмов неба, но до наших дней сохранился лишь Храм Неба в Пекине. В 1911 году правительство Китайской Республики отменило жертвоприношения небу. И тогда же храм был открыт для свободного посещения.
Зал Молитвы о богатом урожае
Этот зал является главным сооружением в храмовом комплексе. Это высокое конусообразное здание с тройным карнизом. Вершина его увенчана золотым шаром. 6-метровое основание представляет собой трехъярусную мраморную террасу в форме круга. Ее площадь 5900 кв. м. Резьба по мрамору с расстояние похожа на кружево. Крыша покрыта голубой черепицей. Голубой – цвет небес.
Здание великолепно не только сверху, но и внутри. Оно построено без использования стали, цемента, гвоздей и даже больших брусьев и поперечных балок. Его высота 38 м, а диаметр – 30 м. Оно держится на 28 деревянных столбах и множестве брусочков, реек и стропил. 4 центральных столба называются «колодцем дракона». Их высота – 19.2 м. А чтобы обхватить один из них недостаточно и двух человек с вытянутыми руками. Они символизируют 4 времени года. У 12 столбов по 2 кольца. Внутреннее кольцо символизирует 12 месяцев, а внешнее – 12 делений дня и ночи. 28 столбов представляют 28 небесных созвездий. Бревна для изготовления столбов были привезены из провинции Юньнань. В центре каменного пола находится круглая мраморная плита с изображениями дракона и феникса. Справа когда-то находились две ширмы, два стула и длинный стол. На столе располагались таблички с именами предков императора. Слева находился стул, на котором император мог отдохнуть после проведения службы.
В день молитвы о хорошем урожае император входил в зал Императорского Зенита, чтобы зажечь фимиам, а затем посещал зал Молитвы о богатом урожае. Табличка Небесного Владыки хранилась отдельно от остальных. Затем император через левую часть ворот отправлялся в Хранилище Богов прежде, чем вернуться в зал Умеренности.
В день жертвоприношения Небесному Владыке, в печи разводили огонь, что возвещало о его приходе. Император преподносил белый шелк и три блюда. В конце, когда уносили шелк и блюда, начинались танцы.
Во время церемонии император стоял на мраморной плите Дракона и Феникса, произносил речь и пробовал еду. Его дети находились за залом, вместе с музыкантами, танцорами и чиновниками.
В зале не было стен, лишь створки решетчатых окон. Потолок украшали рисунки. Зал сгорел из-за попадания молнии. В 1889 году он был восстановлен по первоначальному образцу.
Внутри и снаружи зал Молитвы о богатом урожае украшен изображениями 5000 драконов. Драконы просто великолепны и смотрятся очень гармонично.
Круглый деревянный зал снискал популярность среди фотографов, благодаря своей уникальной архитектуре. Но внутреннее убранство еще более величественно.
В каждом крыле главного здания находятся второстепенные залы, в которых проводятся службы Богам Солнца, Луны, Звезд, Ветра, Дождя, Молнии и Грома. Сейчас там находятся магазины сувениров.
Выйдя из зала Молитвы, Вы окажитесь на мостике. Его длина 360 м, ширина – 30 м, а высота – 4 м. Он называется мост Алых Ступеней. Он соединяет два комплекса построек Храма Неба.
Посередине прохода, с восточной стороны расположена платформа. Здесь император переодевался перед службой.
В южной части Небесный Свод и Алтарь. Эти три основных сооружения располагаются по прямой. Просто захватывает дыхание вид квадратной стены с юга и полукруглой с севера.
Императорский Небесный Свод
С расстояния Свод похож на голубой зонт, на вершине которого золотой шар. Это круглое здание построено без поперечных балок. Купол здания построен по принципам динамики. Свод был построен в 1530 году, в 1752 его перестраивали. С 1949 года он реставрировался уже несколько раз. Декоративные рисунки все еще сохранили яркость своих красок.
Здание окружает Стена Эхо. Простой шепот рядом со стеной слышен в любой точке вдоль ограды. Это возможно, благодаря тому, что стена круглая, в ней есть карнизы, а кирпичная кладка практически герметична. Перед ступенями, ведущими вниз в зал, находятся камни Тройного Звука. Если вы крикните что-то перед 1-м камнем, его эхо отразиться один раз. Сказанное перед вторым отразится дважды. А перед третьим повторится три раза. Этот феномен происходит из-за разницы в расстоянии, которое проходят звуковые волны от камня и до Стены Эхо.
Несколько лет назад здесь побывал канцлер Германии и назвал стену «микрофоном древности»
Круглый Алтарь
К югу от Стены Эхо находится Круглый Алтарь. Он полностью состоит из белого мрамора. Его окружают две стены. Внешняя стена квадратная, а внутренняя – круглая. Высота алтаря 5 м. Диаметр верхней террасы достигает 30 м, средней – 50 м, а нижней – 70 м. у каждой террасы 4 входа, а лестницы из 9 ступеней ведут во всех направлениях. В центре верхней террасы находится круглый камень, окруженный 9 кольцами из камней. В первом кольце находится 9 камней, во втором – 18 и т.д., до 81 камня в 9-ом кольце.
На средней и нижней террасах тоже находится по 9 колец. Поверхность алтаря выложена 3402 мраморными плитами. Даже количество резных балюстрад на террасах кратно 9. Их насчитывается 360, что символизирует 360 градусов окружности неба. Если Вы встанете в центре верхней террасы и что-то тихонько скажете, Вам голос Ваш покажется громче, чем другим, потому что звуковые волны отражаются о мраморные балюстрады и концентрируются в центре.
Алтарь был построен в 1530 году. При династии Цин в 1740 году его перестраивали. И даже через 200 лет в алтаре не появилось ни одной трещины.
Каждый год в день зимнего солнцестояния император в сопровождении чиновников, солдат, музыкантов и князей приходил сюда, чтобы принести жертвы. Начиная с главных ворот в Храм, все ворота и окна на пути следования императора должны быть плотно закрыты. Иностранцам не разрешалось наблюдать за процессией, поэтому им официально приказывалось оставаться дома весь день. Чтобы не нарушить тишину, останавливалось движение поездов из Тяньзиня.
Император молился в Храме всю ночь. Первое поклонение Небу провел чжоуский князь 3000 лет назад, а последний раз церемонию устраивал военачальник Юань Шикай в 1914 году.
На юго-востоке Алтаря находится печь из черепицы. Она использовалась для приготовления быков и баранов. В юго-западной части находится огромный столб, на который подвешивали большие фонари во время церемонии.