храм флорищи владимирская область
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Флорищи)
Мiръ Россия Владимирская область село Флорищи Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Флорищи)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Флорищи построен в начале XIX века. Храм один из немногих в Кольчугинском районе сохранил свое внутреннее убранство в неизменном виде.
Содержание
История [ править ]
В 1799 году построен каменный храм во имя Введения во храм Богоматери с двумя приделами во имя святителя Николая и Архистратига Михаила. Строительство было завершено в 1819 году и остается без наружных изменений до сего дня.
Иконостас главного храма был куплен с иконами в упраздненном Переславском Горицком монастыре. Ограда с воротами и башнями построена в XIX веке.
В советские годы храм не закрывался.
В 1962-1963 годах в храме служил иеромонах Максим, впоследствии схиархимандрит Гедеон – основатель Свято-Никольского женского монастыря в селе Новое Юрьев-Польского района.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Россия, Владимирская область, Кольчугинский район, село Флорищи, Шестая улица, д. 1
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.
Храм флорищи владимирская область
Настоятель: Протоиерей Вячеслав Константинович Буланов
Адрес: село Флорищи
Время первоначального основания церкви во Флорищах неизвестно. В 1799 году местный священник показывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 году, но была ли она первой или уже существовали здесь церкви и ранее, сведений не сохранилось. В 1799 году во Флорищах вместо пришедшего в ветхость деревянного храма был заложен ныне существующий каменный, постройка окончилась в 1819 году. Храм сохранилмся без наружных изменений. Он строился на пожертвования семьи Катынских, некоторые из них похоронены возле него. Престолов в храме три: в холодном Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах во имя Святителя Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. Иконостас главного храма бвыл куплен с иконами в упразднённом Переславском Горицком монастыре, но теперь он уже переделан и иконы в нижнем ярусе написаны вновь. Ограда с воротами и башнями построена в XIX веке. Во Флорищах с 1881 года существовала земская народная школа. В 1939 году храм был закрыт, но не разорён, несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны в нём располагалась воинская часть. В 1946 году открыт. Один из немногих в Кольчугинском районе, сохранил внутреннее убранство.
Флорищи. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Ссылка но фотоснимок купола основного объёма в интерьере. Автор А.Павлова, Государственный Институт искусствознания, отдел Свода памятников, экспедиция 2006 года. Фото размещено на web-страничке Владимира Ковальджи.
Время первоначального основания церкви во Флорищах неизвестно. В 1799 году местный священник показывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 году, но была ли она первой или уже существовали здесь церкви и ранее, сведений не сохранилось. В 1799 году во Флорищах вместо пришедшего в ветхость деревянного храма был заложен ныне существующий каменный, постройка окончилась в 1819 году. Храм сохранилмся без наружных изменений. Он строился на пожертвования семьи Катынских, некоторые из них похоронены возле него. Престолов в храме три: в холодном Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах во имя Святителя Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. Иконостас главного храма бвыл куплен с иконами в упразднённом Переславском Горицком монастыре, но теперь он уже переделан и иконы в нижнем ярусе написаны вновь. Ограда с воротами и башнями построена в XIX веке. Во Флорищах с 1881 года существовала земская народная школа. В 1939 году храм был закрыт, но не разорён, несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны в нём располагалась воинская часть. В 1946 году открыт. Один из немногих в Кольчугинском районе, сохранил внутреннее убранство.
Источник: О. Пэнэжко «Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области». 2008
Свято-Введенский храм села Флорищи
Если бы вам случилось двести или триста лет назад поехать из Москвы в Юрьев-Польской или Суздаль, вы, непременно, проехав чуть более 100 км, оказались бы в этих местах. Здесь пролегала большая дорога из Костромы в Москву, называвшаяся «Стромынским трактом». Была она очень древняя, вероятно, уже с XIII века здесь стали проезжать первые подводы. Этим трактом купцы везли через Киржач в Москву разные товары, но главным из них был хлеб. И Суздаль, и Юрьев-Польской всегда славились своими плодородными землями. Пшеница и рожь здесь родились отменными, а в Москве был всегда большой спрос на зерно.
Название для этого местечка даже не пришлось придумывать, оно родилось само собой: «Флорищи». До наших дней сохранилось и старое название ближайшей к деревне речки «Плаксы», как напоминание о слезах и горьких обидах ограбленных и униженных. Со временем жители деревни пожелали построить себе Церковь. Собрали средства, напрягли cвои усилия и…построили. Небольшой деревянный храм флорищенцы посвятили святителю и чудотворцу Николаю. Есть предание, что уже на закате жизни побратимы Флоры отдали на Церковь все свои сбережения.
В народной памяти хранится еще одно предание, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского. Преподобный проходил по Стромынскому тракту со своим учеником Романом, направляясь в Киржач. Это событие произошло в XIV веке, возможно, в 60-е годы. В народе есть благочестивое поверье, что Сергий Радонежский благословил эти места, провидя будущие поселения, и именно поэтому сегодня здесь такой красивый храм.
А храм во Флорищах действительно красивый! За всю историю села здесь уже были три деревянные Церкви. Когда одна приходила в ветхость, ее сменяла другая. В четвертом поколении храм стал каменным. Все три предыдущие деревянные церкви были срублены в честь святителя и чудотворца Николая, а каменный храм посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы. Так во Флорищах древний Никольский храм стал Введенским. Святителю Николаю в новом храме посвятили правый боковой придел.
О первых двух деревянных храмах сведений нет. Известно только, что они были построены. Более подробные исторические документы или по причине пожара, или по небрежности хранения, до нашего времени, к сожалению, не дошли. Третий деревянный Никольский храм, предшествовавший каменному, к концу XVIII века пришел в ветхость. В 1780 году он был признан аварийным, в нем запретили служить. Епархиальной властью храм был запечатан. Для флорищенцев это была трагедия, покойника приходилось отпевать дома или в амбаре у дьякона, где устроили что-то вроде походного храма. А к обедне в большие праздники, хочешь- не хочешь, приходилось ходить в соседние села. Но флорищенцы так не привыкли, жизнь без храма в селе казалась им какой-то неправильной.
До наших дней дошла одна очень интересная история. Храм в селе закрыли, но во Флорищах оставался священник, который жил здесь со своей семьей. Его звали о. Никита Флоринский. Он считался настоятелем Никольского храма, хотя и закрытого, и исполнял все необходимые требы в селе. И вот у о. Никиты умирает мать. Очевидно, флорищенский священник посчитал позором для себя отпеть свою мать на дому или в амбаре у дьякона, а не в храме, настоятелем которого он являлся.
О. Никита сорвал епархиальные печати и стал служить в храме обедню. Он отпел свою мать и похоронил ее по-христиански, с честью, как положено, ничего не опуская из ритуала погребения. Этот дерзкий поступок не сошел с рук о. Никите, его лишили должности и прикрепили к священнику из соседнего прихода для исправления. Такие были порядки.
Более 15 лет смотрели флорищенцы на закрытую церковь в своем селе, и вот их терпению пришел конец. В 1778 г. на сельском сходе было решено строить новый храм, большой и каменный. В епархию были посланы делегаты за благословением. Кроме того, сельчане просили разрешения служить в старом аварийном храме, пока не закончится строительство. Благословение епархии было получено. В 1799 году 10 апреля по старому стилю состоялась закладка нового каменного храма, а в деревянной Никольской церкви, слегка подправленной и укрепленной, вновь стал служить вернувшийся из опалы о. Никита Флоринский. Для села храм был задуман достаточно большим, а средств на его строительство практически не было. Для коммерческого ума такая ситуация была похожа на аферу, но вера флорищенцев была непоколебимой – храму быть! Во все города Росси были посланы ходоки с кружками в поиске меценатов. Мир не без добрых людей, всегда находились помощники. Никогда ходоки не возвращались в деревню пустыми. Жители деревни, меж тем, сами месили глину, обжигали кирпичи и возводили храм. Много помогли строительству местные помещики Катынские, потомственные военные. Находясь на государевой службе, им приходилось принимать участие во многих сражениях. Есть среди Катынских и участники войны 1812 года. Эти достойные люди погребены с южной стороны храма. Их могилы (нескольких поколений) можно видеть на кладбище и сегодня, а имена Катынских записаны в приходской синодик на вечное поминовение.
Флорищенский храм простоял без разрушений до наших дней. Приход был всё время действующим. Правда, храм закрывали с 1939 по 1941 гг., но внутри его ничего не тронули. Во время войны здесь исповедовались и причащались, и, конечно, молились за своих сыновей, мужей и отцов, воевавших на фронте. Удивительно не то, что храм не закрыли во время войны, а другое: в нем служили во время «хрущевской оттепели». Было время, когда храм во Флорищах оставался единственным действующим на два, три района. Рядом с храмом была школа, она прямо примыкала к церковной ограде, и дети смотрели, как люди идут в храм молиться. А ведь было время борьбы с религией, и все же церковь не закрыли. «Не стоит село без праведника», – говорят в народе, очевидно, жили здесь такие люди, молитвами которых Господь сохранил храм в годы лихолетья. Не cмогли уберечь только колокола, их сбросили с колокольни в 30-е годы.
Каким видится храм сегодня? К храму ведет добротная дорога, по ней можно проехать в любое время года. Вокруг церкви находится кладбище, а вся территория обнесена каменной оградой с железными решетками и воротами. На четырех углах ограды имеются четыре круглые башни, раньше на них были флюгеры. Сочетание церкви с кладбищем всегда называлось погостом.
Каменная церковь имеет форму креста. Ее длина 42,6 метра, а ширина посредине 21,3 метра. Настоящая церковь имеет форму восьмигранной башни высотой в 32 метра, а приделы в форме квадрата высотой в 7,1 метра. Колокольня ввиде столпа с пилястрами и колоннами в три яруса, она соединяется с церковью крытой папертью. Высота колокольни 35,5 метра. Венчает ее восьмигранный шпиль высотой в 7,1 метра и восьмиконечный крест. На самом храме крест тоже восьмиконечный, он сделан из меди с сохранившейся позолотой.
Внутри храма три алтаря. Центральный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Этот алтарь и дал название всему храму. Он находится в летней части храма, она отделяется от зимней специальной стеклянной перегородкой, которая в летнее время убирается, и храм становится единым целым.
Иконостас в центральном алтаре высокий, пятиярусный. О нем стоит сказать несколько слов. Во времена Екатерины II была произведена секуляризация церковных земель, или, говоря проще, земли, накопленные монастырями за столетия, отобрали в казну. Откуда у монастырей были земли? Чаще всего земли дарили на помин души князья, помещики или даже члены царской фамилии, но, бывало, монастырь и сам покупал земли, когда скапливалось достаточно жертвенных денег. Как бы то ни было, за столетия монастыри становились солидными землевладельцами. На этих землях находились леса, луга, деревни, эти угодья пахались и обрабатывались, в общем, они приносили стабильный доход и позволяли существовать монастырю. Когда земли забрали в казну, средств для существования у обителей не осталось. Конечно, монахам деньги не нужны, но монастырь- это целый организм, и для его содержания нужны средства. Для компенсации отобранных земель государство ввело дотации. Для монастырей были устроены штатные категории, они стали содержаться за счет государства. Все же, более пятиста монастырей оказалось вне бюджета. Они со временем закрывались, а монахи переходили в другие обители. Одним из таких был Горицкий монастырь в Переславле–Залесском. Однажды, проезжая по делам службы через этот город, полковник Лев Катынский зашел в пустующий монастырь и увидел иконостас, который ему приглянулся. Лев выкупил иконостас, аккуратно разобрав и тщательно упаковав его, вместе с иконами привез во Флорищи. Это был дар от семьи Катынских новому строящемуся храму. Так что, иконостас в летней части храма древнее самого храма, как минимум, лет на сто. Нижний ряд икон новый. Это видно по обилию золота и иной иконописной композиции, но, начиная со второго ряда, иконы старые, греческого письма, еще со времен Горицкого монастыря.
Правый придел в честь святителя и чудотворца Николая. Этого святого знают все от мала до велика, а чудеса Николая Угодника просто невозможно пересказать.
Изначально храм расписывался палехскими мастерами. В летней части храма первоначальные росписи не сохранились, все было отреставрировано практически заново. Но в зимней еще остались первоначальные росписи.
В 1962-1963 годах в храме служил иеромонах Максим, впоследствии схиархимандрит Гедеон — основатель Свято-Никольского монастыря в селе Новом, Юрьев-Польского района. В храме также служил в свое время игумен Амвросий (Бородачёв), одноклассник по семинарии и друг католикоса грузинского Ильи II. В феврале 1991 года настоятелем храма был назначен священник Вячеслав Буланов, который и сегодня возглавляет приходскую общину.
За последние годы в храм стали приезжать паломники из Москвы. Для них служится молебен перед иконой Божией Матери «Державная», они проходят по древней флорищенской земле и купаются в источнике.
Александр Владимирович Черкасов: Александр Суворов бессмертен, его имя и победы останутся в народной памяти навсегда. С каждым веком они сияют всё ярче, освещая неувядаемой славой исторический путь России, воодушевляя её устроителей и защитников на жертвенное служение и подвиги во имя Отечества. |
|