храм фролово буинский район
СХИИГУМЕН СЕРАФИМ (Костин) ИЗ с. БОЛЬШОЕ ФРОЛОВО. Часть I
. Перед ним в глубине храма, во весь рост стояли Матушка Божия «Казанская» и святой благоверный князь Александр Невский… это было 31 мая
У схиигумена Серафима (Костина) из с. Большое Фролово Казанской епархии есть духовные чада в Симбирске и его окрестностях, многие знают этого чудного батюшку, старца. И пока в нашей многострадальной епархии восстанавливались и заново строились после советского лихолетья церкви, богомольцы ездили на службы во Фролово. [ читать далее ]
Служба в Казанском храме с. Фролово – это отдельный большой рассказ. Но если совсем коротенько, здесь ощущаешь полноту, умиротворение, душевную тишину. Когда служит б. Серафим, богослужение идет неторопливо, все четко и ясно, просто и с благоговением поет хор. От самого батюшки уже исходит покой и благодатный мирный дух, ради чего и едут сюда за многие километры. И за советом старца. Милость Божия.
Под куполом храма
Один из приезжающих р.Б.Сергий Б. сказал, что только здесь во время службы старца у него бывают слезы. Думаю, не у него одного. Переступая порог этой сельской церкви, он как бы ощущает старое время, ту намоленность. Он так чувствует. Отстоишь такую службу, а если и удостоишься приобщения Святых Христовых Таин да на святом источнике искупаешься (иногда батюшка благословит и за себя искупаться – самому-то, скажет, не дойти), чувствуешь себя воистину обновленным. Благодать.
Помнится, однажды в день своего рождения 24 августа (это были будни) о.Серафим служил Литургию. Духовные чада дарили подарки: розы, духовные книги с проповедями. Батюшка был радостный, весь как бы светился, лицо было светлым, сияло. Ноги у него больные, а ходил так легко, будто его ангелы носили. А 18 ноября 2018 года исполнилось 45 лет служения о.Серафима в сане священнослужителя.
Духовные чада помнят еще одну дату – 31 мая, день, когда батюшка впервые переступил порог этого храма, чтобы остаться здесь на долгие благословенные годы своего священнического служения. Безсменного. Духовные чада посвятили даже этой дате небольшое стихотворение.
+ + +
До пастырского назначения в село Большое Фролово о. Серафим (тогда протоиерей Александр) служил в с. Царицыно, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что и имя храма было такое же, как сейчас. И иконостас в храме в три яруса, лазурно-голубой с завитками позолоты… Царицыно – пригород Казани, здесь на одном берегу крошечной речки Ноксы старинное кладбище, на другом – церковь. 11 лет в ней батюшка прослужил.
Это были 1970-е годы, власть с церкви глаз не спускала: вроде бы церковь была «отделена от государства», а прещения с его стороны испытывала. Батюшка построил в с. Царицыно при церкви часовенку, где совершал заказные Литургии об упокоении своего духовного отца схиигумена Саввы (Псково-Печерского). Это не было запрещено церковными правилами. Но уполномоченный по делам религии усмотрел в этих действиях проявление сектантства (понятно, это был предлог, сектантство их так не интересовало, как православие) и доложил «куда следует». Батюшку отправили за штат.
Это было время, когда открытое гонение на церковь, развязанное Хрущевым, как бы закончилось, на самом же деле государство взяло другую тактику: газетные фельетоны о православии и о вере вообще, попытки разложить церковь изнутри, тихое устранение неугодных батюшек. Был бы повод…
Епископом Казанско-Татарстанской епархии был тогда владыка Пантелеймон. Отправили батюшку за штат и служить запретили. Что это может значить для человека, любящего Бога? Протоиерей Александр приехал в дорогой сердцу Псково-Печерский монастырь. Наместник спрашивает его:
— Ты чего?
— Да, немного побуду. Духовно укрепиться…
— Выгнали?
— Да…
— Я сразу понял.
Архимандрит ободрил батюшку: ничего, поживи, укрепись.
Потом отец архимандрит благословляет:
— Вот что, о. Александр, поезжай в Пюхтицы к матушке Варваре, туда тебе сейчас надо.
В Пюхтицком женском монастыре батюшку знали, обрадовались. Сестры сами нередко посещали ради духовного укрепления Псково-Печерский монастырь и схиигумена Савву при его жизни. Но в Пюхтице понимали: о.Александру не просто пожить, ему служить надо. Служить! А где? Под запретом ведь, а от власти ничего не утаишь. Матушка игумения предложила:
— Отец Александр, а давай-ка послужи пока в кладбищенской церкви, она не такая приметная и от глаз подальше.
Так и определили. А через несколько дней приехала в Пюхтицкий монастырь церковная делегация из Патриархии во главе с будущим патриархом Алексием II. Митрополит эстонский и Таллинский Алексий (Ридигер) проявлял большую личную заботу о Пюхтицком монастыре. Митрополит Алексий всегда навещал монастырь в свой день рождения, 23 февраля.
В тот день был молебен, все служили. Батюшка пел хорошо, голос батюшкин всем понравился. Еще о.Александра заметили потому, что он был «новеньким» среди служащих в Пюхтицах батюшек. Когда будущий Патриарх узнал о перипетиях протоиерея Александра, он дал надежду разобраться во всем. Отбыв в Москву, он не забыл о батюшке. Вскоре о. Александра вызывает владыка Пантелеймон и говорит:
— Что же ты ко мне сразу не приехал?
Батюшка промолчал.
Сопровождавший послушно поспешил вслед за священником, не возражал. Тогда привезли о. Александра во Фролово, в эту старинную, практически не закрывавшуюся церковь. Батюшка с трепетом вошел под ее своды и увидел то, что решило его последующую судьбу, его пастырскую участь раз и навсегда: перед ним в глубине храма, во весь рост стояли Матушка Божия «Казанская» и святой благоверный князь Александр Невский…
А историю эту мы услышали от самого батюшки в день Ангела, 1 августа 2014 года. Это было так: по окончании Литургии в праздник преподобного Серафима Саровского после проповеди о.Серафим, сидя на своем стульчике, весь сияющий, помолодевший после службы, посетовал, что старенький и пора бы уж на покой, почти 30 лет здесь. А до этого еще 11 лет в с.Царицыно…- и рассказал историю, описанную выше. А когда он закончил рассказ, мы в один голос: батюшка, служите и дальше, вы нам очень нужны!
— Ноги уж не ходят.
— На руках приносить будем.
Все улыбались, всем было радостно в тот день.
В Татарстане хотят отреставрировать церковь в селе Большое Фролово с обрушающейся колокольней
Глава Комитета РТ по охране памятников культуры рассказал о плачевном состоянии самого большого деревянного храма в республике.
(Большая Елга, 11 апреля, «Татар-информ», Динара Прокопьева). Колокольня деревянной церкви Казанской иконы Божией матери падает, поэтому храму 18 века требуются срочные противоаварийные работы. Об этом корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал глава Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.
«Есть действующая церковь в планах [по реставрации]. Это Большое Фролово, Буинский район. Планируем выехать тоже с Александром Владимировичем (Александр Попов, архитектор-реставратор, успешно реализовавший проекты в России, Норвегии, США — прим. Т-и). Там падает колокольня. Нужно срочно проводить противоаварийные работы», — отметил Гущин.
Церковь Казанской иконы Божией матери в селе Большое Фролово — самый большой деревянный храм Татарстана, согласно данным сайта Татарстанской митрополии. Она построена в 1780-е годы, но после закрытия в 1930-е годы вновь действует с 1947 года.
В Татарстане уже восстанавливают объекты деревянного зодчества — мечеть XIX века в Рыбно-Слободском районе и церковь XVIII века в Камско-Устьинском районе. Работами руководит Александр Попов. В следующем году Комитет по охране памятников культуры хочет восстановить еще 10 объектов.
«Они [объекты] разбросаны по республике: в Балтасинском районе, в Атнинском районе, в Мамадышском районе. По всему Татарстану! Мы не зацикливаемся на окраине Казани. Где-то это водяная мельница, где-то ветровая мельница, где-то жилой дом, который сегодня заброшен, где-то усадьба. Разные объекты», — рассказал Гущин.
В Комитете надеются, что средства на проектные работы по этим 10 объектам будут выделены из бюджета республики.
«По этим двум объектам [мечети и церкви, которые уже реставрируются] спонсоры помогли, но мы планируем, что мы будем защищать и бюджетные средства. Если мы говорим о проектировании, то это за счет бюджета РТ. В рамках программы деньги выделены на этот год, мы их отработаем, а на следующий год будем просить поддержки у Рустама Нургалиевича. Реставрация — это финансово-затратное мероприятие», — заключил Гущин.
Всего в Татарстане порядка 120 объектов деревянного зодчества и еще столько же полукаменных — первый этаж каменный, второй деревянный.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Храм фролово буинский район
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Большое Фролово Буинского района Республики Татарстан, была построена в восьмидесятыех годах 18 века на средства местных крестьян. В 1821 году после пожара была почти заново построена, а в 1861 году пристроен еще и третий придел. Храм является одним из старейших и самым большим из деревянных Казанской епархии. В прошлом веке в тридцатых годах был закрыт, но вновь открыт в 1947 году.
Местные прихожане и окрестные жители почитали храмовую икону Святого Великомученика Пантелеймона, привезенную в 1853 году из Пантелеймоновского монастыря на Афоне. В связи с чем, в 1861 году к храму был построен и освящен придел во имя Святого Великомученика Пантелеймона.
Адрес храма: 422402, РТ, Буинский район, село Большое Фролово
Телефон: +7 (827 4) 4 42 76
Координаты: 55°02’49.5″N 48°23’42.4″E
Мирный Свияжск: игумен Силуан поедет в Буинск, митинг против митрополита Феофана отменен
На вчерашнем заседании священный синод так и не рассмотрел вопроса о судьбе игумена Силуана. Тем временем, по информации «БИЗНЕС Online», экс-настоятелю Свияжского монастыря уже определено новое место службы в Буинском районе — в церкви у святого источника Пантелеимона Целителя. Между тем прошение о митинге против митрополита Феофана, намечавшемся на 30 октября, отозвано из мэрии самими заявителями.
Служители и служащие Успенского монастыря скорее довольны выбором Феофана. С одной стороны, уход Силуана воспринимается болезненно, с другой — на смену ему пришел отнюдь не чужой человек
МИТРОПОЛИТ ЛИЧНО ПРЕДСТАВИЛ НОВОГО НАСТОЯТЕЛЯ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
История информационного противостояния сподвижников настоятеля Свияжского Успенского монастыря игумена Силуана (Хохиашвили) и митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) оказалась непродолжительной. Как и сообщали источники «БИЗНЕС Online», и.о. настоятеля монастыря стал иеромонах Амвросий (Степанюк). Митрополит лично представил сменщика Силуана служащим и работникам монастыря в минувший четверг. Интересно, что первым делом глава Татарстанской митрополии встретился с работницами приходских лавок, которые наиболее активно поддерживали Силуана. Те снова призвали Феофана не забирать из Свияжска полюбившегося игумена, ставшего им «родным отцом». Митрополит как мог их утешил.
Встреча с немногочисленными служителями Успенского монастыря — двумя монахами-насельниками и священником храма — прошла, что называется, в рабочем порядке. Лицо Амвросия для его нынешних де-факто подчиненных не ново. Будучи настоятелем храма святого апостола Андрея Первозванного в Нижнекамском районе, Амвросий еще при Анастасии был переведен в Свияжск и почти весь 2015 год прослужил благочинным Успенского монастыря. Или, как выражаются собеседники нашей газеты, фактически стал правой рукой игумена Силуана. Однако, как говорят, Амвросий и Силуан все же не сошлись по ряду вопросов (бытового характера) — и под Новый, 2016-й год благочинный Успенского монастыря переехал в Дрожжановский район. Там ему доверили быть настоятелем едва отстроенного храма Сергия Радонежского.
«Я рад, что нес служение на вашей земле, был первым настоятелем такого величественного храма. За время моего служения у вас своей деятельностью, своим примером хотел развить в вас стремление не быть пассивными, активно участвовать в жизни церкви, прихода, помочь вам укрепить веру, понять истинный смысл нашей жизни, знать и уважать историю, любить и ценить близких», — цитирует прощальное обращение Амвросия к прихожанам Дрожжановского района местная газета «Родной край».
Сами служители и служащие Успенского монастыря скорее довольны выбором митрополита Феофана. С одной стороны, уход Силуана воспринимается болезненно, с другой — на смену ему пришел отнюдь не чужой человек.
МИТИНГ ОТМЕНЕН, СИЛУАН ПОЛУЧАЕТ ЦЕРКОВЬ В БУИНСКОМ РАЙОНЕ, У ПАТРИАРХИИ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ
Что касается самого игумена Силуана, то он продолжает лечение в РКБ. По информации наших источников, сразу после выписки он должен будет отправиться в Буинский район. Там, в селе Большое Фролово, Силуан может получить должность настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери. Церковь известна тем, что на ее территории располагаются часовня Пантелеимона Целителя и святой источник его имени, куда обыкновенно за помощью приезжают родители с «блаженными» (то есть психически нездоровыми) детьми. Не самое хлебное, но и далеко не последнее место на православной карте Татарстана.
К слову, если бы Силуан не сопротивлялся, то вполне мог бы получить и более интересное назначение. Сам игумен в интервью «Казанскому репортеру» признался, что получал предложение от митрополита: «В какой-то момент он мне сказал: «Езжай благочинным в Елабугу». Но Силуан отказался. Хотя, к примеру, Спасский собор Елабуги — одно из крупнейших культовых сооружений в Поволжье. Он был построен по достаточно редкому проекту — в форме корабля, с колокольней высотой в 5 ярусов, более 50 м, а фрески внутри него расписывал сам великий живописец Василий Верещагин. Сейчас внешний вид храма не соответствует его величественности. Однако в августе здесь побывал президент РТ Рустам Минниханов и потребовал от минстроя начать ремонт уже в текущем году. Добавим сюда желание республиканских властей сделать Елабугу еще одним центром притяжения для туристов, а также православные традиции, давно заложенные на этой земле, — и получим очень перспективную территорию. Зная энергию митрополита Феофана, можно не сомневаться, что он дожмет вопрос с выделением средств на реставрацию, и тут как раз пригодился бы свияжский опыт Силуана.
Если бы Силуан (слева) не сопротивлялся, то вполне мог бы получить и более интересное назначение
Тем не менее опальный игумен остается в Татарстане, хотя были слухи, что он может и покинуть митрополию. Похоже, примирение все же найдено. На это указывает также известие об отмене митинга, который 30 октября должен был состояться в Казани. Организаторы, выдвигавшие ряд требований, общий смысл которых сводился к отставке митрополита Феофана, подали заявку на его проведение в исполком столицы РТ, но через несколько дней отозвали ее. Данную информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили в пресс-службе мэрии Казани.
Последним оплотом недовольных кадровыми решениями и поведением митрополита Феофана остается интернет-петиция к патриарху Кириллу и священному синоду, размещенная на сайте Change.org. Петиция заученно перечисляет практически те же самые обвинения в адрес казанского правящего архиерея, которые приводились в «подметных письмах», распространявшихся сторонниками игумена. Некоторые утверждения уже опровергнуты, однако революционное «воззвание» этого не учитывает. «Смиренно просим Вас рассмотреть вышеуказанные факты и призвать митрополита Феофана к поведению, достойному высокого сана!» — говорится в документе. На момент данной публикации петицию подписали без малого 3 тыс. человек.
О набирающей голоса интернет-петиции к патриарху Кириллу и о шуме, поднявшемся вокруг кадровых перестановок в Татарстанской митрополии, с нескрываемым злорадством написал ряд либеральных и радикальных сайтов, в частности уральский Znak.com. Не удержалось и челябинское «Эхо Москвы», заодно припомнившее нынешнему митрополиту несчастную судьбу оргáна местной филармонии, депортированного куда-то в лютый 30-градусный мороз, и другие «чудовищные преступления против человечности». А сайт «Голос ислама», позиционирующий себя как «информационно-аналитический портал», отличился тем, что причислил к «злодеяниям» митрополита Феофана издание Библии на татарском языке, а также слова о том, что все жители Татарстана находятся под «покровом Пресвятой Богородицы» (напомним, почитаемой в исламе как Марьям, мать пророка Исы).
Впрочем, в данном контексте важно не столько то, что пишут недоброжелатели правящего казанского архиерея, сколько то, кто пишет. Есть люди, похвала от которых хуже хулы, а хула — значительно лучше всякой похвалы. Это как раз тот случай. Тем более что в самой Московской патриархии, куда тоже докатились волны «народного недовольства», инспирируемые некими «православными активистами», официально заявляют, что не имеют никаких претензий к главе Татарстанской митрополии. «Никаких нареканий к владыке Феофану в Московской патриархии, насколько мне известно, нет. Он трудится на том послушании, куда его определил промысел Божий», — приводит слова замуправляющего делами Московской патриархии архимандрита Саввы (Тутунова) РИА «Новости».
Свою поддержку митрополиту Феофану выразил и муфтий РТ Камиль Самигуллин, чье заявление — по-своему уникальный случай — опубликовано на сайте митрополии. «Уверен, что те, у кого кадровые решения владыки вызывают недовольство, смогут найти в себе силы доверять мудрости и дальновидности своего предстоятеля», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» сложившуюся ситуацию глава духовного управления мусульман РТ, который идею митинга не одобрил.
СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ДВАЖДЫ ПОБЛАГОДАРИЛ МИТРОПОЛИТА ФЕОФАНА. ВОПРОС ПО ИГУМЕНУ СИЛУАНУ НЕ РАССМАТРИВАЛСЯ
Тем временем в Москве неожиданно состоялось заседание священного синода РПЦ, о котором еще недавно говорили, что оно в лучшем случае пройдет к концу года. Важнейшим поводом для экстренного сбора вечером 21 октября в Даниловом монастыре стало возвращение патриарха Кирилла из Лондона. Об этом, не обинуясь, сообщил журналистам председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. «Священный синод заслушал сообщение патриарха Московского и всея Руси Кирилла о его первосвятительском визите в Великобританию, а также о патриарших визитах в епархии Сибири, Дальнего Востока и другие епархии, находящиеся в пределах России, — приводит слова Легойды официальный сайт РПЦ. — Святейший патриарх поделился с членами священного синода своим впечатлением от поездки в Лондон, встреч с королевой Елизаветой II и архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби. У предстоятеля остались сугубо положительные воспоминания от его визита в Великобританию».
Однако никакого упоминания о решении участи теперь уже бывшего настоятеля Свияжского монастыря игумена Силуана синодальные документы не содержат. Хотя, как сообщал накануне источник «БИЗНЕС Online», Татарстанская митрополия направила в священный синод прошение о переводе настоятеля Успенского монастыря игумена на другую должность. Тем не менее в Москве, по предварительной информации, приняли третье решение и перенесли рассмотрение татарстанского вопроса. Предварительно — на декабрь. Остается следить за новыми заседаниями синода. Косвенно подтвердил факт переноса решения по Силуану и руководитель информационно-аналитического управления синодального отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он не стал комментировать вопросы, рассматриваемые на заседании, но сослался на вышепроцитированный синодальный журнал, где повесток, связанных со Свияжском, не оказалось.
Войдите в ОК
Святой источник великомученника Пантелеймона в селе Большое Фролово известен не только здесь но и далеко за пределами Татарстана. Ежегодно девятого августа православными почитается память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сам Пантелеймон был врачевателем и защитником одной из первых христианских общин в Малой Азии. Пантелеймон считается покровителем всех недужных. В этот день в село стекается большое количество верующих, чтобы почтить память святого в храме Казанской иконы Божией Матери, один из приделов которого освящен в его честь. Сюда приежают люди с Урала, Поволжья, из Западной Сибири. Одновременно здесь бывает до двух тысяч человек чтобы поклониться святой иконе и набрать воды из источника.
Церковь была построена в восьмидесятыех годах 18 века на средства местных крестьян. В 1821 году после пожара была почти заново построена, а в 1861 году пристроен еще и третий придел. Храм является одним из старейших и самым большим из деревянных Казанской епархии. В прошлом веке в тридцатых годах был закрыт но вновь открыт в 1947 году. Основной святыней церкви считается древняя икона святого великомученика Пантелеймона.
Местность вблизи села удивительно живописная, а родник обладает исцеляющей силой, а также здесь чистейший воздух. Родник появился несколько столетий назад, здесь, была явлена икона Святого Пантелеймона, в честь которого он и называется. В последние годы здесь возвели две часовни, где проводятся молебны о здравии, исцелении болящих, оборудована купель. Сюда приезжают даже иностранцы. Всегда здесь многолюдно, а особенно в выходные дни.
Интересная традиция с чудотворной иконой св.вмч.Пантелеимона- после службы люди ложатся на пол и икону с пением проносят над всеми,кто лежит и ставят на ноги,на живот и на горло.Люди встают и на их место ложатся новые.Все при этом поют,а вот фотографировать в этот момент не разрешается.А в последние годы так стали делать и на улице,т.к. людей очень много и все не помещаются в храме.