храм георгия победоносца в москве на варварке
История Храма Георгия Победоносца на Псковской горке
от Анастасия Ширяева
На одной из старейших улиц Москвы – Варварке – почти по стойке смирно выстроились в ряд несколько каменных святынь. Именно на эту улицу в XVI веке по приказу Василия III переселялась часть псковской знати. Там же, по адресу: улица Варварка, дом 12, располагается храм Георгия Победоносца с «расстрелянной» иконой.
В Москве – и в самом центре, и на окраинах – можно прогуливаться по одному и тому же маршруту десятки, сотни раз и все время узнавать что-то новое. Всё это связано с наслоением разных исторических периодов, эпох. Так, история храма Георгия Победоносца, как и судьба его величественна и трагична.
В первую очередь хотелось бы отметить, что сейчас святыня, расположенная в конце улицы Варварки, выглядит так, как будто бы её только-только построили – реставрация храма была проведена несколько лет назад.
С правой стороны от входа возвышается колокольня. Она напоминает дворцовую башню, в окне которой вот-вот покажется заточенная принцесса.
Впрочем, ощущения меняются, как только заходишь внутрь с главного входа. Обычно в православных храмах нужно подниматься наверх к иконам, а тут резкий спуск вниз. Приглушённый свет навевает мрачность. Да и строгая смотрительница, неожиданно вышедшая к посетителям, настоятельно просит девушек повязать поверх брюк широкий платок, на подобии юбки. «В джинсах не положено!»,- поучительно говорит она, выпрямляя спину.
Никто не осмеливается перечить строгой служительнице. На вопросы о прошлом святыни она широко разводит руками и говорит: «А нет истории. Всё новое». Нелегко быть хранителем священного места.
«Чтобы снимать здесь, нужно встретиться с главным настоятелем и получить у него благословение», – неохотно сменяет гнев на милость женщина. И единственное, на что она все же дала разрешение (после некоторых раздумий) – отснять два листка А4, на которых распечатана с краткая информация о храме. Не густо, но хоть что-то.
Святынь в храме несколько. Самая почитаемая из них – икона Божьей Матери «Казанская». Если рассматривать её, то сразу замечаешь несколько сквозных дыр от пуль, поэтому образ еще называют «расстрельным». Это работа кисти неизвестного мастера. Мазки чёткие, уверенные. Особенно точно вырисованы глаза. «Они будто следят за моим передвижением», – поделилась своим впечатлением одна из гостей храма.
Некоторые из редких прихожан говорили, что икона Божьей Матери кровоточила, но доказательств тому нет – фотографировать ведь не положено. Возможно, прихожане путают Казанскую хранительницу на Варварке с подобной иконой в посёлке Лог Волгоградской области. По данным Православие.ru икона начала кровоточить в 2003 году. Именно она помогает паломникам, которые приезжают к ней молиться. В статье даже рассказывается об исцелении одной жительницы Волгограда от онкологии.
Так же нужно упомянуть, что в храме Георгия Победоносца хранятся частицы мощей нескольких святых, таких как: Георгия Победоносца, Спиридона Тримифутского, праведного воина Фёдора Ушакова и мученицы Людмилы Чешской. В храме их не сразу замечаешь из-за мрачной подсветки. Невольно хочется ближе к свету.
Для посетителей храма проводят экскурсии. Этим занимается Паломническая служба «Горлица» при миссионерском отделе Андреевского благочиния города Москвы. Зарегистрироваться на экскурсию может любой желающий за символическую плату. В план экскурсии входит и храм Георгия Победоносца.
Георгиевская церковь на Варварке
Святой Георгий на Псковской горе
Полное имя этого храма — «Церковь Святого Георгия на Псковской горе». Также его иногда называют церковью Покрова Пресвятой Богородицы. То, что место возвышенное — это видно Варварка проходит по склону холма), поэтому храмы на четной стороне стоят на 2-3 этажа ниже улицы. А вот упоминание Пскова может ввести в заблуждение.
«Псковской» эту гору называли потому, что сюда при Василии III переселили знатных людей из мятежного Пскова. Позже это место стало центром жизни псковской диаспоры.
От Георгиевской церкви на Варварке вниз к реке через Зарядье уходил Псковский переулок. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли «Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем».
Нынешнюю церковь Георгия Великомученика на Псковской горе построили в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы середины XIII века. От более ранней церкви сохранился подклетный этаж.
На Руси Георгий или Егорий считался покровителем воинов, домашнего скота (кстати, «Георгий» на греческом означает «земледелец») и волков. Поэтому у Георгия молились за сохранность скота. Но если волк уносил в лес домашнюю живность, то это считали даром Святому.
Другое имя Георгия — Юрий, созвучно со славянским божеством весеннего Солнца — Ярилой, поэтому культ Георгия уходил корнями в почитание небесного светила. Почитали Егория два раза в год — в два Юрьевых дня. Весенний Егорий праздновали 6 мая, а осеннего Егория отмечали 9 декабря. Была даже поговорка: «Один Егорий голодный, другой Егорий холодный».
Весенний Юрьев день означал начало полевых работ, а осенний считался их окончанием. Издавна крестьяне на неделе до весеннего Егория и после осеннего могли переходить от одного помещика к другому. Но царь Борис Годунов эту вольность отменил, закрепив крепостное право. Тогда появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Но сам указ никогда нигде не публиковали, и никто его не видел. Возможно, что его и не было, а помещики так истолковали свое право в крайнем случае запретить переход крестьян: его дал Иван IV, чтобы поправить дела землевладельцев опустевших деревень.
В советское время в церкви Святого Георгия на Псковской горе хотели открыть Дом пионеров, но потом устроили выставочный зал. Поэтому храм неплохо сохранился. Сейчас он отреставрирован и действует. Кстати, в этой церкви хранится истинная редкость — распятие, надписанное на английском языке.
Храм Георгия Победоносца на Псковской горке
Храм Георгия Победоносца. Неподалёку от храма Живоначальной Троицы в Никитниках стоит церковь святого великомученика Георгия. Поставлена она на склоне холма, в самом конце Варварки. Зовут её по местоположению «что на Псковской горке». В разное время храм звался по-разному: «что подле Варварского крестца» или «что на Варварской улице» — в старину рядом с церковью к Варварке выходили аж четыре переулка. В 1674 её упоминали, как та, «что на пяти улицах», а в 1677 году определяли как «что на пяти улицах Трегубова».
Название храма Георгия Победоносца в Москве
«На Варварском крестце у тюрем», иногда просто «у тюрем» или «у Старых тюрем» храм звался благодаря довольно обширному (29 х 23 сажени) Государеву тюремному двору, что находился на восточной стороне улицы между Кривым переулком и стеной Китай-города. Название – «что у Псковской горы» появилось в связи с упразднением вольности Пскова в начале XVI века (1510 год) и переселением псковских «лучших людей» в Москву, в Зарядье. С начала XVIII века храм стал именоваться «во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия». И даже часть Варварки перед церковью называлась Покровской улицей, а Варварские ворота Китай-города – Покровскими.
Церковь святого Георгия на Псковской горке — характерный старо-московский храм.
Так храм выглядел в 2014 году
Характерные черты храма Георгия Победоносца
Церкви Москвы очень часто стоят на фундаментах более древних каменных или деревянных церквей. Их ядром нередко служит древний четверик, постепенно обраставший разновременными пристройками: приделами, трапезной и колокольней. Приделы были нужны, чтобы проводить не одну, а несколько служб в день на разных престолах. Многочисленные приделы, кроме того, повышали статус церкви. Если же в приделе помещали особо чтимую святыню, то и саму церковь начинали звать по этому приделу. Самый известный случай связан с собором Покрова Богородицы, что на рву, который называют не иначе, как «Василием Блаженным». Позже, в XVIII- XIX веках, ко многим церквям пристраивали многоярусные колокольни. Часто случалось, что выглядели они чужеродными по отношению ко всему комплексу храма.
Высокие подклеты (цоколи) использовали для хозяйственных нужд, не только церковных, но и светских. Горожане и купцы с удовольствием нанимали подклеты храмов для сохранения товаров и прочего добра от пожаров, бедствий, да и от воров.
Рассмотрим подробнее характерные черты и особенностям храма Покрова Божией Матери на Варварке, как она названа в книге «Сорок сороков» П.Паламарчука.
Как обычно, храм стоит на древнем каменном основании. О предыдущем храме упоминается в духовной грамоте Великого князя Василия Васильевича II Тёмного. Владение, на котором стоял храм принадлежало его тёще, Марии Фёдоровне Голтяевой. Мать жены Великого Князя была прямой потомицей и наследницей Андрея Кобылы, от которого ведут свой род бояре Романовы. Видимо, не случайно по соседству с церковью Георгия Победоносца находятся палаты бояр Романовых. От старой церкви сохранилось каменное основание — подклет.
Любопытно, что древний фундамент трапезной устроен так же, как и фундамент Кремлёвской стены со стороны Александровского сада. Ранее там протекала река Неглинка. Через неровности на её берегах были перекинуты арочки на столбах и уже на них поставлена стена. Из-за того, что Георгий на Псковской горке расположен на крутом берегу Москвы-реки, его подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.
Храм Георгия Победоносца. Краткая история
Вот краткая хронология строительства храма:
Ныне существующая кирпичная приходская церковь построена в 1657 году после пожара 1639 гора на фундаменте древнего храма. Она неоднократно перестраивалась.
В Отечественную войну 1812 года храм сильно пострадал. Восстановительные работы завершили к 1816 году.
В 1819 году на средства московского купца, прихожанина храма П.Ф.Соловьёва построили новую колокольню. Колокольня носит черты псевдоготики с заострёнными арками первого яруса. Верхний ярус колокольни имеет более чистые ампирные черты.
Одновременно, в 1819 году, расписали главный храм, устроили новый деревянный трёхъярусный иконостас.
К 1827 году завершили возведение трапезной и перестройку Георгиевского придела. Заключительным этапом строительный работ стали последняя перестройка в 1838 году северного Георгиевского придела и сооружение нового, южного, во имя святого Петра Митрополита Московского на средства вдовы М.Н.Соловьёвой. При этом главный храм соединили с колокольней и северным приделом каменной застеклённой галереей.
В 1856 году стены и купол расписал художник Рогожкин.
Храм Георгия Победоносца. Советское время
Закрыли храм в 1920 году. В советское время церковь долго стояла заброшенной. На крыше храма даже выросло дерево в руку толщиной. В 1965 году храм немного подлатали, но колокольня стояла без крестов и на нём рос куст с человеческий рост. Помещение храма использовали под склад. В 1979 году храм передали ВООПИиК — Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры для проведения выставок. В 1980 году здесь проходила выставка «Русский самовар». Вернули церковь верующим в 1991 году, а богослужения возобновились в 2005 году.
В 2015 году храм реставрировали и изменили внешний вид.
Храм Георгия Победоносца. Святыни
Когда в храме возобновились регулярные службы, сюда передали икону-мученицу Божией Матери Казанская. На ней остались следы многочисленных пробоин. Этот образ стал символом страданий, выпавших на долю Русской православной церкви в ХХ веке. Эту икону показывали на выставке в Храме Спасителя, в Вашингтоне, в Вене. Отмечен образ многочисленными случаями благодатной помощи Матери Божией по молитвам перед этим святым образом.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»
Не случайно и посвящение храма святому Георгию Победоносцу. На Руси этот святой считался покровителем не только воинов, но домашней скотины. Георгий — греческое имя и означает оно — земледелец. Парадоксально, что святой Егорий также считается заступником … волков. Святому молились о сохранности домашних животных, но если волк утаскивал овцу в лес, то это расценивалось как дар Святому Георгию.
Другое имя Георгия — Юрий. Оно весьма созвучно имени славянского бога Солнца — Ярило. Культ поклонения святому Георгию берёт своё начало в почитании небесного светила, которое приходит весной, а уходит осенью. На Руси празднуют два Егория — вешнего, 6 мая и осеннего, 9 декабря. Об этом в народе есть пословица: «Один Егорий голодный, другой Егорий холодный». То есть с весенним Егорием полевые работы начинались, а завершались поздней осенью, к осеннему Георгию.
В стародавние времена на осеннего Егория крестьянам разрешалось переходить от одного барина к другому. Царь Фёдор Иоаннович своим указом закрепил крепостное право, отменив «Юрьев день», т.е. возможность крепостному поменять помещика. И хотя поговорку «вот тебе, бабушка, и Юрьев день» сейчас почти не употребляют в речи, но означает она крушение надежд, ожиданий — хотели перейти к другому землевладельцу, а не вышло, «вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Храм святого Георгия на Псковской горке открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.
Во второй половине дня в солнечную погоду купола церкви ярко горят отражёнными солнечными лучами.
В двух шагах от храма Георгия, в Ипатьевском переулке, расположен один из самых красивых храмов Москвы с очень интересной историей, это храм Живоначальной Троицы в Никитниках. В стиле русского узорочья возведена церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсёневке
О других храмах Москвы.
Храм Георгия Победоносца на Варварке
Храм Георгия Победоносца на Варварке впервые упоминается в летописях под 1462 годом.
На Псковской горе раньше находилось поселение псковских артиллеристов, которых Василий III переселил сюда в начале 16 века. Рядом располагался тюремный двор, поэтому и церковь часто называли «церковью у старых тюрем».
В 1657 году старый храм Георгия Победоносца разбирают, а на его фундаменте возводят новый (его-то мы и можем наблюдать сегодня, конечно, в несколько измененном виде).
Здание храма на Варварке по форме четырехугольное, имеет 5 глав. В культовом сооружении предусмотрен подклет, в котором прихожане могли хранить свои ценности во время пожаров и других бедствий.
10 видов кирпича использовано при строительстве здания храма великомученика Георгия Победоносца на Варварке. Разные его сочетания создают впечатление целостности и изыска. Из обтесанного вручную кирпича сделаны наличники окон и карниз.
Церковь Георгия на Варварке имела распространенный для культовых сооружений цвет: сочетание красного и белого, символизирующее кровь Христа, чистоту и святость. Внутри стены украшала роспись 17-18 веков.
Из истории храма Георгия Победоносца (Покрова Богородицы), что на Псковской Горе
В 1812 году Храм Георгия Победоносца на Псковской Горе изрядно пострадал и его пришлось перестраивать практически заново.
Во время восстановления храм на Варварке увеличили в размерах: так, трапезная стала больше в 2 раза; с северной стороны появилась паперть и колокольня в 2 яруса.
В 30-х годах церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Псковской горе закрывают. Здание используется как склад и постепенно оно приходит в запустение.
В 1965 году обветшавшую постройку начинают восстанавливать. Руководил работой архитектор Действельс. Реконструкция затронула только внешний вид здания (внутри святыня еще долгое время имела вид неприглядный).
Восстановительные работы закончились в 1972 году. Во время реставрации те элементы здания, которые были выполнены позже, выделили другим цветом.
После реставрационных работ храм Пресвятой Богородицы с приделом Георгия Победоносца использовали как выставочный зал, позже церковь вернули верующим.
С 1995 года святыня открыла свои двери прихожанам. Здесь наконец после длительного перерыва начались богослужения.
Храм Георгия Победоносца на Псковской горке расположен по адресу: Москва, Варварка, 12 (станция метро Китай-город).
Тверской. Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе.
Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке, у Старых тюрем
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе—храм Покровского благочиния Московской епархии. Он расположен в районе Тверской, Центрального административного округа города Москвы (ул. Варварка, д. 12).
Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе впервые упоминается в документах 1462 года, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, на котором располагается церковь, называется Псковской горой по поселению псковских мастеров-пищальщиков (артиллеристов), переселенных царем Василием III в начале 16 века. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли «Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем».
Нынешняя церковь была построена в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшего на этом месте с середины 13 века. Церковь Георгия Великомученика на Псковской горе относится к типу посадских храмов, широко распространенных в XVII в. Сооружение в плане четырехугольное. Церковь имеет пять глав, стоит на высоком подклете со сводами, который сохранился от старого здания. Древний подклет был разделен на несколько изолированных помещений, предназначенных для хранения имущества прихожан во время пожаров и различных бедствий. Фасады церкви заканчиваются многорядным карнизом из профильного кирпича.
Во время оккупации Москвы наполеоновской армией, церковь значительно пострадала. В 1818 году храм восстановили, с западной стороны к нему пристроили трапезную, вдвое больше, чем была предыдущая. С севера у храма появилось паперть-гульбище и двухъярусная колокольня. Все постройки выполнялись в псевдоготическом стиле, а верхний ярус колокольни построен в стиле ампир.
Главный престол церкви освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, имеет приделы великомученика Георгия Победоносца (1818 г.) и святителя Петра, митрополита Московского (1837 г.).
В 1917 г. церковь числилась по Варварке за № 36 и называлась Церковью Покрова Богородицы, именуемой св. Георгия Великомученика по северному приделу, освященному в честь вмч. Георгия Победоносца.
В 1930-х годах церковь была закрыта. Храм использовали под склад, но большую часть времени он находился в запустении. В 1965-1972 годах под руководством архитектора Е.А. Действельса была осуществлена внешняя реставрация церкви. При реставрации постройки более позднего, чем основной храм, времени, выделены другим цветом.
В 1979 году церковь Георгия Победоносца на Псковской горе передали Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры и использовалась как выставочный зал. В 1991 году ее вернули верующим. С 1995 года в храме совершаются богослужения.
Информация с сайтов http://fotoproekt-moscow.ru/page.php?id=74, http://moscow.ru/ru/guide/entertainment/attractions/ monasteries_cathedrals_and_churches/index.php?id4=175
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится на Варварке, угол Кривого переулка; иначе она называется по приделу «Великомученика Георгия, что на Псковской горе». Главная Покровская церковь построена в 1626 г.
После французского разорения 1812 г. храм обновлен был на средства купца Петра Федоровича Соловьева в 1818 г., причем, заново выстроены, вместо прежних, колокольня, трапезная и Георгиевский придел. В 1839 г. в трапезной устроен придел Петра митрополита вдовою купца М. Н. Соловьевой.
В XVII ст. прилегающая часть Варварки называлась по этой церкви Большой Покровской улицею. Псковская гора, как и Псковский переулок, получила свое название вследствие того, что при Василии III (1505-1533 гг.) здесь были поселены выходцы из Пскова, присоединившегося к Москве в 1510 г.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.
В эпоху Ивана Калиты рядом с Кремлем активно развивался Посад (территория Китай-города), который превратился в Великий Посад. Тогда же и установилась основная планировка улиц, включавшая Никольскую, Ильинку и Варварку. Эти три улицы сохранились до сегодняшнего времени. Если выйти из метро «Китай-город» к выходу в сторону Зарядья, то мы выйдем как раз у бывших ворот стены Китай-города, которые носили название Варварские, а в переходе у выхода видна часть сохранившегося фундамента. Идя в сторону Кремля, мы впереди и слева от себя увидим пятиглавый храм под изысканными золотыми крестами. Храм красивой архитектуры, но и весьма разнохарактерной. Это церковь Георгия Победоносца. Место это называется «что на Псковской горе». В разные времена ее упоминают как «на Варварском крестце у тюрем», «что на Варварской улице», «что на пяти улицах Трегубова». Название «у тюрем» происходит от Государева тюремного двора на восточной стороне улицы в ХVII в.
Название «на Псковской горе» появилось в начале ХVI в. (1510 г.) вследствие упразднения вольности Пскова и переселения «лучших людей» в Москву, в Великий Посад. Хотя зодчие из Пскова появились в столице и раньше. В 1489 г. ими был возведен Благовещенский собор Московского Кремля.
Дошедшее до нас здание храма было возведено в 1657 г. Архитектура самой церкви является ярким примером московской архитектуры середины ХVII в., «золотого периода русской самобытности» и стиля «русского узорочья». Основным признаком этого стиля является то, что кубический объем храма представляет собой «четверик», поставленный на высокий подклет. Такие подклеты были характерны еще в раннемосковском зодчестве, а здесь его необходимость объяснялась довольно крутым склоном, «горкой», спускающейся к Москва-реке. Поэтому мы можем увидеть два разных фасада. Один – не очень высокий со стороны улицы Варварки. Другой – высокий за счет подклета, откроется нам, если спустимся по лестнице вниз. Подклеты использовались для церковных и хозяйственных нужд. Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом. Четверик венчают оставшиеся после перестройки кровли два яруса московских килевидных кокошников. А классически было три яруса. Нижние закомары заложены кирпичом, и вместо красивого лоткового свода с позакомарным покрытием мы видим упрощенное четырехскатное покрытие. Храм пятиглавый. Центральный барабан чуть крупнее. Все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясками и завершаются куполами луковичной формы. На апсиде и южном фасаде храма воссозданы каменные наличники на маленьких оконцах из наборных колонок и с килевидным завершением.
На этом московский колорит ХVII в. заканчивается, так как перестроенная трапезная и колокольня выполнены в псевдоготическом стиле. Они относятся к началу ХIХ века и скрадывают объемы московской архитектуры. Правда, некоторые элементы стиля совпадают со стилистикой «Русского узорочья». Завершение наличников окон в формах «пламенеющей» готики вполне подходят к килевидным кокошникам. Четырехъярусная колокольня, квадратная в плане, имеет рустованный первый ярус. Последний выполнен в виде уменьшенного арочного восьмерика с арками стрельчатой формы и пирамидками и заканчивается изящным ребристым барабаном с маленькой главкой и упрощенным крестом. Колокол на колокольне отсутствует. Существующая раскраска храма, состоящая из белого и красного цветов, соответствует традиционным цветам московской архитектуры, возводимой из красного кирпича и белого известнякового камня.
Особую красоту придают надглавные кресты, выполненные в традиции ХVII в., ажурные, ромбовидной формы, заканчивающиеся на концах трилистниками, а также сиянием в центре в виде 12 лучей и полукруглой цатой в основании креста. Следует сказать, что далеко не всегда даже при хорошей реставрации храмовой архитектуры воссоздавались такие кресты.
Храм пережил пожар 1812 г. После него в 1818 г. на средства купца П.Ф. Соловьева была возведена колокольня. К 1827 г. завершили трапезную и Георгиевский придел. В 1838 г. главный храм соединили с колокольней с помощью застекленной каменной галереи. После революции 1917 г. в церкви был склад. В 1979 г. здание передали в ВООПИиК для проведения выставок. В 1991 г. храм вернули верующим.