храм гермеса в греции
Скульптуры Бога Гермеса
Гермес – юный бог-посланец, который благодаря хитрости и проворству снискал любовь и людей, и богов. Сын Зевса и Майи. Сначала был богом-защитником, богом торговли, позже считался богом со многими функциями и покровителем магии. Несмотря на многочисленные шалости, его всегда прощали, даже после того, как Гермес крал у богов их самые дорогие сокровища.
Гермес, называемый также в Риме Меркурием, принимал участие во многих историях. Это и Троянская война, и легенды о героях (например, Персее), и просто бесчисленные мифы. Неудивительно, что скульптура бога Гермеса очень распространена. Ведь он был богом, который не усидит на месте. Позже статуи были перевезены в музеи по всему миру. Обычно они были украшены символом бога, крылатым жезлом, что назывался также кадуцей. Кроме этого, символ Гермеса – крылатые сандалии и шляпа с широкими полями.
Музеи Москвы
В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина хранится бронзовая статуя Гермеса. Он сидит в нетипичной расслабленной позе. Время изготовления статуи — до 79 г. до н.э. Это копия с оригинала IV-III вв., как и многие найденные статуи. Она нацелена на восприятие в первую очередь силуэта бога, что свойственно для бронзовых статуй.
Также в ГМИИ им. А.С. Пушкина есть копия I в. до н.э. с оригинала ок. 350-340 гг. до н.э., изображающая уже Гермеса с младенцем Дионисом. Последнему бог протягивает виноград – символ Диониса.
Музеи Санк-Петербурга
Таможня на набережной Макарова, 4. Санкт-Петербург.
Магазин купцов Елисеевых, Невский проспект, Санкт-Петербург
Большой каскад, Петергоф
В Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится интересная статуя бога Меркурия из бронзы. Она была изготовлена, возможно, в II-III вв. в Галлии. Гермес изображается с животными, с одной стороны стоит петух. Считалось, что иногда бог может разъезжать в колеснице, запряжённой этими птицами. Также петух был символом Галии, где культ Меркурия тоже со временем широко распространился.
Бюст Антиноя-Меркурия, также хранится в Эрмитаже. 130-138 гг. н. э. Материал – мрамор, но утерянные крылья на голове были позже добавлены во время реставрации. Изображает не только бога, но также фаворита римского императора Адриана Антиноя.
Музеи в Греции
Немало древнегреческих скульптур сына Зевса так и осталось на родине, в Греции. Сейчас их можно найти в различных национальных музеях, где они стали важным свидетельством великой истории Греции. А главное, эти скульптуры показывают, каких высот достигли скульпторы античности, вырезавшие из мрамора и других материалов статуи богов и героев, чья красота и гибкость делала их будто живыми.
Одна из уникальных работ находится в Археологическом музее города Олимпия в области Элиде, Пелопонесс. Скульптура бога Гермеса изображает его не в одиночку, он также держит на руках младенца Диониса, бога виноделия.
Согласно древней легенде, мать Диониса Семела забеременела им от Зевса, что навещал девушку в тайне от Геры. Гера под видом служанки уговорила Семелу попросить Зевса принять его истинный облик. Но Семела, будучи смертной, не выдержала зрелище. Её сын выжил благодаря тому, что громовержец вшил его в своё бедро. После Гермес отнёс Диониса в виде козлёнка на воспитание к нимфам. Именно этот момент и был запечатлён в скульптуре.
Автор статуи – Пракситель, причём эта работа – единственный дошедший до современности оригинал. Была утрачена только правая рука. В этой руке Гермес, по-видимому, держал гроздь винограда, что была символом Диониса. Другой он поддерживает мальчика, причём изображение Диониса соответствует канонам тех времён, когда дети фигурой не соответствовали детским пропорциям. Лицо Гермеса расслабленное и одухотворенное, что прекрасно передал скульптор. Боги остановились отдохнуть. Создана скульптура была в IV в. до н.э.
В Национальном археологическом музее Афин можно найти скульптуру Гермеса Криофора. «Криофор» с греческого означает «агненосец». Такое прозвище Гермес получил из-за легенды о деревне Танагра. Когда бог пришёл туда, оказалось, что жителей поразила чума. Для исцеления Гермес выбрал необычный способ – он взвалил на плечи барана и обошёл с ним деревню. С тех пор был учреждён храм Гермесу, а ритуал с ношением агнца на плечах стал важной частью мужской инициации.
Эта статуя бога Меркурия – копия II века н. э. Она несколько отличается от подобных ей – здесь Меркурий не несёт барана на плечах, но ведёт его рядом с собой.
Музеи в Италии и Ватикане
Италия – ещё одна страна, которая в силу исторических особенностей хранит множество античных скульптур, включая скульптуры бога Гермеса. В первую очередь это статуя Гермеса Криофора – очень детальное изображение божества, несущего на своих плечах живого барана. Статуя датируется V в. н. э. и на данный момент выставлена в Музее античной скульптуры Джованни Барракко в Риме. Баран с тех использовался как важный символ в мужских инициациях.
Очень интересная скульптура сына Зевса находится в Неаполе, Италия. Это римская копия IVв. до н. э. из бронзы. Меркурий изображён не во время какого-либо действия, он отдыхает, что необычно для быстрого бога-вестника. Но при этом скульптура всё равно полна динамики, и Гермес готов вот-вот сорваться с места.
Ватикан – ещё одно место, где можно найти множество ценностей из античных времён и статуи бога Меркурия. Статую сына Зевса можно найти во дворце Бельведер, который входит в состав Апостольского дворца, официальной резиденции Папы Римского. Там находится музей Пио-Клементино.
Внутренний дворик дворца много раз перестраивался, и после 1775 года М. Симонетти обустроил в его углах четыре ниши. Каждая была занята статуей божества или героя античности. «Гермес Бельведерский» или «Антиной Бельведерский» занял одну из них. Эта скульптура – римская копия. Оригинал был изготовлен Праксителем в IV веке до н. э. Рядом стоит Аполлон Бельведерский, бог солнца. Аполлон также был братом Гермеса, сыном Зевса. Аполлона часто изображали весте с Гермесом из-за их дружбы.
«Гермеса Бельведерского» нашли около мавзолея императора Адриана, также известного как замок Святого Ангела на берегу Рима у Тибра. Поэтому сначала ошибочно считалось, что скульптура изображает любимца Адриана.
В музее Пио-Клементино можно найти ещё две статуи Гермеса.
Первая – римская статуя II в. н. э. по греческому образцу V в. до н. э. Её торс был найден в Палестрине, Италия, затем доработан Фердинандо Лисандрони.
Ещё одна статуя находится в галерее статуй музея Пио-Клементино. Она датируется II в. Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э. На подставке есть надпись Ingenui, которая считается именем автора копии.
На этом список музеев не заканчивается.
Меркурий, Х. Г. Джамболонья. 1565 г. Национальный музей Барджелло во Флоренции, Италия.
Скульптуры Лувра и других музеев Франци
Лувр, один из самых известных музеев всего мира, хранит большую коллекцию скульптур античности. Не обделён там вниманием и Гермес. В первую очередь это скульптура «Гермес, завязывающий сандалию» или «Цинциннат». Оригинал скульптуры был создан в IV в. до н. э. Лисиппом, одним из трёх величайших греческих скульпторов. Римская копия датируется II в. н. э. и была обнаружена в римском театре Марцелла в 1954 году, а после пережила много переездов, прежде чем попала в музей.
Скульпторы не зря обращались к образу Гермеса-Меркурия, покровителя торговли, надевающего сандалии. Крылатые сандалии или талари были одним из его атрибутов, с помощью них бог мог преодолевать огромные расстояния, помогать богам и героям. Крал он тоже с помощью них – а потому прослыл покровителем воров.
Французский скульптор Француа Рюд в 1827 г. создал ещё одну скульптуру с похожей тематикой. Она запечатлела, как Гермес прикрепляет крылья к своим сандалиям, только теперь уже после убийства многоглазого великана Аргуса. Этот великан был приставлен Герой охранять Ио, возлюбленную Зевса, которую громовержец превратил в корову для защиты от гневы жены. Сейчас статуя также хранится в Лувре. Она очень динамичная, кажется, что бог вот-вот взлетит.
Есть скульптура Меркурия и в парижском музее Орсе.
Музеи в других странах мира
Немало статуй античности можно найти в коллекциях музеев Турции благодаря близости стран. В первую очередь это музеи Стамбула, одной из величайших сокровищниц старинных экспонатов. Археологический музей Стамбула хранит одну из герм – четырёхгранную колонну с изображением головы Меркурия наверху. Гермы использовались как дорожные столбы и для разграничения земель. Ещё одна их функция – защита от злых сил.
Считается, что имя Гермеса даже произошло от названия этих колонн. Позже наверху стали устанавливаться изображения и других божеств. Гермеса же по этой причине называли Пропилайос – «привратный». А из-за использования герм на дорогах бог стал считаться покровителем путников.
Герма, хранящаяся в Археологическом музее Стамбула, это римская копия из мрамора II века н.э. Оригинал – греческая герма около 400 года до н.э., создатель – Алкмен.
Сейчас эта скульптура находится в музее Торвальдсена в Копенгагене, Дания.
Скульптура Торвальдсена стала настолько популярной, что он не раз повторял её, делал многочисленные копии бога богатства для ценителей искусства. Есть копии и других скульпторов, например, известного каррарского резчика Джузеппе дель Неро. Он изготовил статую в 1843 г. в Италии. Сейчас она хранится в Национальном музее Республики Беларусь, Минск.
В коллекциях других музеев тоже можно найти изображение юного бога.
Меркурий, завязывающий сандалию после убийства великана Аргуса. 1742 г., материал – терракота. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Где ещё можно найти Скульптуры бога
Таможня на набережной Макарова, 4. Санкт-Петербург.
Магазин купцов Елисеевых, Невский проспект, Санкт-Петербург
Большой каскад, Петергоф
Меркурий, Куазевокс Антуан, Сад Тюльери.
Дворец Сан Суси, Потсдам, Германия.
Центральный вокзал Нью-Йорга, часы с Меркурием.
Храм гермеса в греции
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Агора – это городская площадь Афин и любого другого древнегреческого полиса. Здесь торговали, меняли деньги, молились, проводили собрания, что следует из самого перевода слова «агора» («собираться, созывать»).
Торговля шла с 9 утра до 12 часов дня. И проводилась под присмотром всевозможных контролеров.
Агора находится под холмом Акрополь. Агора Древних Афин находится к северо-западу от Акропольского холма, занимая всё пространство между холмом Ареса (Ареопагом) на юге, рекой Эридан на севере и холмом Агореос Колонос на западе.
Вот ее реконструкция.
Длинные здания с колоннами – это стоа. Стоа – здание с множеством комнат, предназначенных как под магазины, так и под некоторые официальные мероприятия.
Руины агоры были обнаружены в ходе раскопок, проведенных греческим археологическим обществом в период между 1859 и 1902 годами. В 1953-56 годах Рокфеллеры профинансировали реконструкцию стоа в предполагаемом изначальном виде — специально для того, чтобы в её помещении разместить экспозицию по истории древнейшей демократии. К этому времени на месте Агоры находились кое-какие дома, но жителей выселили.
От Агоры к Акрополю идет Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю.
Бродячая собака. Интересно, валялись ли они на настоящей Агоре?
Можно видеть древнейший колодец
Когда-то здесь протекала речка, у нее были болотистые берега. Видны остатки осушительного канала.
Этот самый рокфеллерский новодел. Не без граффити, конечно.
В портике можно укрыться от жары, а внутри музей Агоры. За него уже уплачено при входе, так как билет на Агору стоит 8 евро. Без билета, даже если не собираешься идти в музей, не пустят.
В старые добрые времена женщины помоложе не ходили на Агору. Но в моем возрасте уже было можно самой отправиться за покупками. Это с 9 утра до 12 часов дня. Но на общие собрания женщин, конечно, не допускали.
Виды на агору из стоа
Такие ноги приносили в храмы в дар за излечение
Сапожки. Высокие носили женщины, а низкие – и мужчины тоже.
Шкатулка для хранения косметики и др.
Одеон Агриппы.
Большой двухэтажный одеон (концертный зал) размером 51,38 х 43,2 метра появился здесь при римлянах. Он был построен в пустовавшем центре афинской агоры около 15 года до н.э. на средства, подаренные полководцем Марком Випсанием Агриппа – зятем императора Октавиана Августа (поэтому его также называли «Агриппеон»). В зале одеона с приподнятой сценой и выстланной мрамором орхестрой (местом для хора) на 19 рядах скамей могло разместиться до 1000 зрителей. На уровне первого этажа он был окружён с трёх сторон криптопортиком (крытым проходом с колоннами), а на уровне второго этажа – стоа. С внешней стороны стены одеона были украшены колоннами с пилястрами Коринфского ордера. Крыша большого центрального зала, не поддерживавшаяся колоннами, обрушилась около 150 года н.э., после чего одеон был перестроен, превратившись в лекционный зал на 500 мест. Северная стена и пропилея были разрушены, а на их месте построена стоа на массивных колоннах, сделанных в форме стоящих на коленях гигантов со змееподобными хвостами и тритонов с рыбьими хвостами. Торсы гигантов были скопированы со статуи Гефеста, стоявшей на восточном фронтоне Парфенона, а торсы тритонов были скопированы со скульптуры Посейдона на западном фронтоне.
Храм Гермеса. Около него находились кузни. Храм хорошо сохранился, потому что в нем с 7 в.н.э. была церковь.
Вид от храма Гермеса
Церковь Святых Апостолов, также известная как Церковь Святых Апостолов Солакиса или Агия Апостоли, расположена в Древней Агоре. Это византийская церковь и была построена в 10 веке, является одним из старейших христианских храмов Афин. Имя «Солаки» произошло от имени рода спонсора ремонта церкви, либо от названия густонаселенного района, расположенного неподалеку от этой церкви в Греции.
Церковь была построена на руинах древнеримского храма 2 века, посвященного нимфам (нимфейон), хотя его восточная сторона стоит на фундаменте обычного жилого дома, который, скорее всего, снесли специально для строительства храма.
За агорой виден Холм Нимф (Пникс). Начиная с 507 года до н.э. жители Афин собирались здесь, чтобы провести народные собрания, поэтому этот холм можно считать самым ранним и самым важным местом создания демократии. Такое собрание называлось экклесия (высший орган государственной власти, народное собрание в Древней Греции). Обычно количество участников составляло 5-6 тысяч, но при принятии самых важных решений собиралось 10-15 тысяч человек.
Там сейчас есть археологическая зона. Видите пустое место рядом с монастырем с красными куполами? Это оно. Там есть развалины трибуны для выступлений.
Я до этого места не добралась, но у вас есть все возможности, если вы поедете в Афины. Просто идите по пешеходной улице св. Павла, которая тянется от входа на Акрополь до самого Пникса, ну, с небольшой корректировкой.
Храмы Гермеса
Тунис
Храм Меркурия, Тунис
Германия
Храм Меркурия и Росмерты, Кобленцер-Штадтвальд, Германия
Храм Меркурия. Шветцинген, Германия
Храм Меркурия, Гессен, Германия
Храм Меркурия, Гота-парк, Тюрингия, Германия
Франция
Храм Меркурия. Пюи-де-Дом, Франция
Храм Меркурия. Шато де Васенбург, недалеко от Нидерброн-ле-Бен, Франция
Индия
Храм Меркурия. Тхирувенкаду, Индия
Италия
Ливан
Храм Меркурия. Баальбек, Ливан. Греция
Храм Афродиты, Афины, Греция
Основной культ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 32. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Там же стоят древние треножники; Гомер называет их «не бывшими в огне»; а в гимнасии — статуи Гермеса, Геракла и Тесея, творения египетских мастеров; не только у всех эллинов, но теперь уже и у многих варваров принято воздавать честь этим трем божествам не только в гимнасиях, но и в палестрах [ставя их изображения
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 5. 15. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
Многие другие приходили к Гермесу с тою же просьбою и несли в дар кто золото, кто серебро, кто слоновой кости жезл, кто иную кзмкую драгоценность, а Эзоп в своем именье подобного не имел, однако же приберегал для Гермеса, что было — возливал ему молока столько, каков у овцы удой, нес столько медовых сот, сколько вмещается в горсти, не забывал угостить бога миртовыми ягодами и возложить на алтарь розы или фиалки
Культ Гермеса у Гомера
Гомер. Одиссея. Песнь 7. 137. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
Долго на месте стоял Одиссей в изумленьи великом.
После того как на все с изумлением он нагляделся, —
Быстро шагнув чрез порог, вошел он во внутренность дома.
Там феакийских вождей и советников в сборе застал он.
Зоркому Аргоубийце [Гермеса] творили они возлиянья:
Был он идущими спать всегда призываем последним.
Гомер. Одиссея. Песнь 14. 435. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
Тогда свинопас, по кусочку
Мяса сырого от каждого члена на жир положивши,
Все это бросил в огонь, посыпав ячменной мукою.
Прочее все на куски разделили, наткнули на прутья,
Сжарили их осторожно и, с прутьев потом поснимавши,
Кучею бросили их на столы. Свинопас же поднялся
Мясо делить: он обычаев был знатоком превосходным.
На семь частей разделив, разложил он готовое мясо.
Часть одну отложил, помолившись, для нимф и Гермеса,
Сына Майи, а прочие шесть поделил меж сидевших.
Гермы (Предорожные камни)
Гермы были стобами или камнями, на которых были вырезаны голова и фаллос Гермеса. Они были сельскими маркерами, которые также должны были обеспечивать плодородие стада и отар и приносить удачу. Гермы возводились на границах, перекрестках и в гимназиях.
Геродот. История. Книга 2. 51. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 397) (греческий историк 5 в. до н. э.):
Эти и еще много других обычаев, о которых я также упомяну, эллины заимствовали у египтян. Напротив, обычай изображать Гермеса с напряженным членом, эллины восприняли не от египтян, а от пеласгов. Первым эллинским племенем, перенявшим этот обычай, были афиняне, а от них переняли уже все остальные. Ведь в то время, когда афиняне уже считались эллинами, пеласги поселились в Аттической земле, почему с тех пор и население Аттики также стало считаться эллинским. Всякий, кто посвящен в тайное служение Кабиров, совершаемое на Самофракии и заимствованное от пеласгов, тот поймет меня. Ведь Самофракию прежде населяли те пеласги, которые впоследствии поселились среди афинян, и от них-то самофракийцы переняли эти таинства. Итак, афиняне первыми из эллинов стали делать изображение Гермеса с прямо стоящим членом и научились этому от пеласгов. А у пеласгов было об этом некое священное сказание, которое открывается в Самофракийских мистериях.
Платон. Гиппарх 228d (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Сократ: Гиппарх [афинский государственный деятель, конец VI века до н. э.] … среди множества хороших доказательств мудрости, которые он показал …
Когда же граждане столицы и ее окрестностей стали у него достаточно образованными и все восхищались его умом, он, задумав дать образование жителям сел, расставил по дорогам, на полпути между городом и каждым домом, гермы и, выбрав из своей собственной мудрости и из той, коей он был обучен, самое, по его мнению, мудрое, переложил это в элегии и начертал стихотворные изречения на колоннах, дабы, eво-первых, его сограждане не дивились мудрым дельфийским надписям, таким, как «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», и другим, им подобным, но считали бы изречения Гиппарха более мудрыми, а, во-вторых, дабы, проходя туда и обратно мимо установленных герм и читая надписи, они отведали бы его мудрости и двинулись бы из сел в школы, где могли бы набраться и прочих знаний. Надписи же эти были двойные: с левой стороны каждой гермы начертано, что Гермес водружен на полпути между городом и демом; с правой стороны стоит:
Памятник этот — Гиппарха: шествуй путем справедливым.
На других гермах начертаны многие другие прекрасные стихи. Например, на Стирийской дороге сделана следующая надпись:
Памятник этот — Гиппарха: друга но ввергни в обман ты.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 17. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
В гимнасии, отстоящем недалеко от площади [Афин] и называемом Птолемеевым по имени строителя, есть сделанные из мрамора гермы, заслуживающие осмотра
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Афиняне первые стали почитать Афину под именем Эрганы (Работницы), первые стали сооружать столбы с изображениями богов без конечностей, гермы
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 38. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
За этими поселками возвышается гора Парнон; по ней идут границы лакедемонян и границы аргивян и тегеатов. На этих границах стоят гермы из мрамора и от них дано и название этому месту (Гермы).
Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 33. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Если идти дорогой в Аркадию, в Мегалополь, то в воротах стоит изображение Гермеса аттической работы: говорят, афиняне первые стали придавать гермам четырехугольную форму, а от них эту форму заимствовали и другие.
Культ в Аттике
Платон. Лисид 203a & 206d (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):
Сократ, да кроме того, в честь Гермеса мальчики совершают все обряды совместно с юношами [праздник Гермеи в Афинах]. Он подойдет к тебе, конечно. Если же нет, то знай, что он знаком с Ктесиппом через его родича, Менексена [, последнему же он лучший друг. Итак, если он не подойдет сам, Ктесипп его подзовет.
– Так надо сделать, – сказал я.
С этими словами, увлекая за собой Ктесиппа, я направился к палестре; остальные последовали туда за нами.
I. Афины столица Аттики
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 2. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Вторая из этих галерей заключает в себе святилища богов и так называемый гимнасий Гермеса.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 15. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Те, кто идет по направлению к стое [На рыночной площади Афин], которую называют Пестрой по картинам, находящимся в ней, встречают медного Гермеса, так называемого Агорея (Покровителя рынков), а рядом ворота.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 17. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
В гимнасии, отстоящем недалеко от площади [Афин] и называемом Птолемеевым по имени строителя, есть сделанные из мрамора гермы, заслуживающие осмотра, а также медная статуя Птолемея.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 22. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Уже у самого входа в акрополь [Афин] находится Гермес, которого называют Пропилейским
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Я уже раньше сказал, что афинянам больше всех других свойственно почитание и выполнение всего, что касается дел религии: афиняне первые стали почитать Афину под именем Эрганы (Работницы), первые стали сооружать столбы с изображениями богов без конечностей, гермы.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 27. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
В храме (Афины) Полиады находится изображение Гермеса из дерева; как говорят, это посвящение Кекропа; он почти невидим из-под миртовых ветвей
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 30. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Есть тут [В Академии Афин] жертвенник Музам и второй жертвенник Гермесу; а внутри они соорудили один жертвенник Афине, а другой Гераклу.
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 2. 41. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
В награду больше всех выпившему на Празднике Кружек Дионисий назначил золотой венок. Его заслужил Ксенократ из Халкедона [глава Академии 339–312 гг. До н.э.]. Возвращаясь с праздника домой, он по старой привычке возложил венок на статую Гермеса, стоящую у дверей; сюда он клал свои венки из цветов, мирта, плюща и лавра. Рассказывают также, что Анахарсис много пил, будучи гостем у Периандра. Эту привычку он усвоил у себя на родине, ибо скифы не добавляют в вино воду.
II. Орпос Деревня в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
[Амфиарая в Оропосе] Его жертвенник разделен на отдельные части: одна посвящена Гераклу, Зевсу и Аполлону Пэону (Целителю), вторая посвящена героям и женам героев, третья — Гестии, Гермесу, Амфиараю и из сыновей его Амфилоху
III. Элефсин Город в Аттике
Гермес был одним из богов Элевсинских мистерий. Он был богом, который сопровождал Персефону на землю весной и возвращал ее в подземный мир осенью.
Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. 280. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2):
«[Элевсинские боги воспевались на фестивале Фесмофория в Афинах:]
Женщина-глашатай.
Благоговение! Благоговение! Молитесь двум Фесмофорам, и Плутосу,[Бог богатства] и Каллигении,[Деметры] и Питательнице молодежи, и Гермесу, и Харитам, чтобы наше теперешнее собрание и совещание были проведены хорошо и прекрасно на большую пользу Афинскому государству и к нашему счастью и чтобы взяла верх та женщина, действия и речь которой окажутся наиболее полезными народу афинян и женщин.