храм гундича чайтанья чаритамрита
«Очищение храма Гундича» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.1; 12.77; 12.95–100). Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Очищение храма Гундича
(«Шри Чайтанья-чаритамрита»,
Мадхья-лила, 12.1; 12.77; 12.95–100)
ш́рӣ-гун̣д̣ича̄-мандирам а̄тма-вр̣ндаих̣
самма̄рджайан кш̣а̄ланатах̣ са гаурах̣
сва-читта-вач чхӣталам уджджвалам̇ ча
кр̣ш̣н̣опавеш́аупайикам̇ чака̄ра
«Вместе со Своими преданными и спутниками Шри Чайтанья Махапрабху вычистил и вымыл храм Гундича, сделав его таким же прохладным, умиротворенным и сияющим, как собственное сердце. Так Он приготовил храм к тому, чтобы Господь Шри Кришна мог воцариться в нем» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.1).
кинту гхат̣а, самма̄рджанӣ бахута ча̄хийе
а̄джн̃а̄ деха — а̄джи саба иха̄н̇ а̄ни дийе
«Чтобы убрать храм, Тебе потребуется много кувшинов для воды и метел. Только прикажи, и я тотчас же все это Тебе предоставлю» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.77).
а̄ра ш́ата джана ш́ата гхат̣е джала бхари’
пратхамеи лан̃а̄ а̄чхе ка̄ла апекш̣а̄ кари’
«Пока храм подметали, около ста человек стояло наготове с полными кувшинами воды, ожидая распоряжения Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.95).
‘джала а̄на’ бали’ йабе маха̄прабху кахила
табе ш́ата гхат̣а а̄ни’ прабху-а̄ге дила
«Как только Шри Чайтанья Махапрабху потребовал воды, эти сто кувшинов, наполненных до краев, сразу же принесли и поставили перед Господом» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.96).
пратхаме карила прабху мандира пракш̣а̄лана
ӯрдхва-адхо бхитти, гр̣ха-мадхйа, сим̇ха̄сана
«Шри Чайтанья Махапрабху сначала вымыл сам храм, а затем принялся за потолок, стены, пол, трон [симхасану] и все остальное в алтарной комнате» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.97).
кха̄пара̄ бхарийа̄ джала ӯрдхве ча̄ла̄ила
сеи джале ӯрдхва ш́одхи бхитти пракш̣а̄лила
«Вместе со Своими преданными Шри Чайтанья Махапрабху брызгал водой на потолок. Стекая с потолка, вода очищала стены и пол» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.98).
ш́рӣ-хасте карена сим̇ха̄санера ма̄рджана
прабху а̄ге джала а̄ни’ дейа бхакта-ган̣а
«Затем Шри Чайтанья Махапрабху стал собственноручно мыть трон Господа Джаганнатхи, а преданные стали носить Господу Чайтанье воду» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.99).
бхакта-ган̣а каре гр̣ха-мадхйа пракш̣а̄лана
ниджа ниджа хасте каре мандира ма̄рджана
«Потом все преданные в алтарной комнате тоже принялись за уборку. Каждый с щеткой в руках начал мыть храм Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.100).
Храм гундича чайтанья чаритамрита
Праздник Гундича-марджана, или очищение храма Гундичи. Этот трансцендентный «великий почин» предшествует популярнейшему индуистскому празднику Ратха-ятра (Шествие Колесниц).
С точки зрения философии, Гундича-марджана – это очищение не только храма перед приходом туда Господа Вселенной, но, прежде всего, очищение сердца и ума, чтобы принять милость Всевышнего.
Эта уборка – практический пример того, с какой тщательностью преданный должен очищать ум и сознание, если он дорожит сокровищем чистого преданного служения.
Из лекции Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа
На самом деле Гундича-марджана – это первый коммунистический субботник. Чайтанйа Махапрабху перед праздником Ратха-йатры знал, что скоро Господь Джаганнатха поедет в храм Гундичи по большой дороге. Тот, кто был в Пури знает, что там есть этот Гранд Роуд, Большая дорога от храма Джаганнатхи до храма Гундичи, по которой шествуют три колесницы: Баладевы, Субхадры и Джаганнатхи. Перед самым праздником Чайтанйа Махапрабху пришел к настоятелю храма и сказал: «Я хочу вымыть храм Гундичи.»
Тот, кто был в Индии знает: там всё грязно, там всё время грязь накапливается. Чайтанйа Махапрабху решил показать пример, как нужно приглашать Господа. И настоятель сказал: «Пожалуйста, ради Бога, сколько угодно и всегда пожалуйста. Тем более, что Махарадж Пратапарудра сказал мне исполнять все Твои желания. Завтра же у Тебя будет тысяча метел и тысяча горшков для воды.»
Чайтанйа Махапрабху очень обрадовался и сказал всем преданным: «Завтра мы выходим на субботник. Завтра мы будем чистить храм.» При этом Он оглядел всех внимательно: «И Я Сам буду следить за тем, как вы будете работать.» И Он объявил соревнование, сказав: «Кто больше мусора соберет, тот победил.» Все преданные, очень воодушевленные этим стимулом, пришли, вооружились метлами и горшками, и стали мести, скрести.
Джаганнатха Пури находится на берегу океана, там много песка, который ветер разносит по всей местности. Обычно храм Гундичи в течении всего года стоит пустым, мало кто туда заходит. Там во дворе поклоняются полубогам, а в общем-то, этот храм не действующий и только две недели, когда Господь Джаганнатха находится там, этот храм становится полноценным храмом. Целый год там скапливается грязь, песок, солома, какие-то отходы человеческой жизнедеятельности. Что очень важно помнить – то, что пыль каким-то таинственным, мистическим образом накапливается сама. Если мы уедем куда-нибудь в отпуск и закроем свою квартиру, закроем все окна, закроем двери, и даже заткнём всё, когда мы приедем, мы что увидим? Наше жилище покрыто толстым слоем пыли. Это говорит о том, что до тех пор, пока мы находимся в материальном мире, пыль или грязь в нашем сердце будет накапливаться сама, мы не будем знать, как она накапливается. Даже если мы крепко-накрепко закроем все окна и двери, пыль там всё равно будет скапливаться, грязь будет накапливаться снова и снова и снова.
Кришна из нашего сердца смотрит, насколько искренне и тщательно мы пытаемся очистить свое сердце. Чайтанйа Махапрабху избрал очень хороший метод как поощрять тех, кто плохо это делает. К тем, кто хорошо делал, он подходил и говорил: «Я горжусь тобой! Ты так хорошо моешь и чистишь свое сердце!» Тем, кто плохо это делал, Он подходил и говорил: «Слушай, у тебя хорошо получается, не мог бы ты поучить кого-нибудь другого?» Этому человеку становилось стыдно, он понимал, что над ним смеются. Это тоже очень важный принцип. На самом деле, если нам трудно самому чистить свое сердце, а иногда бывает нелегко, там так много всего накопилось…
Когда мы подходим к другому и начинаем его учить, мы должны делать вид, что мы тоже очень хорошо это делаем, это самих нас стимулирует гораздо искреннее относиться к этому процессу.
И когда все люди делали что-то, чтобы изгнать грязь, накопившуюся в своем сердце, они постоянно повторяли: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Представьте себе эту удивительной красоты картину: Чайтанйа Махапрабху, золотистого цвета удивительной красоты человек, моет храм в центре, но кажется, будто Он повсюду. Храм каменный, воду преданные плескали на потолок, она стекала по стенам и мыла пол – всё сразу. Это был большой праздник! Стоял гул, все мыли, тёрли, скребли, занимались чем-то практическим, но одновременно с этим постоянно на устах у всех была мантра. И это тоже ещё один урок Гундичи-марджаны лилы: чтобы очистить своё сердце, мы должны заниматься чем-то практическим, ни в коем случае мы не должны имитировать.
Что удивительно, как объясняется здесь, в этой удивительной лиле, что на самом деле не мы сами очищаем наше сердце. Единственное, что от нас требуется – прилагать небольшие старания. Кто будет его очищать? Кришна, Чайтанйа Махапрабху. Говорится, что по окончании «субботника» преданные сложили весь мусор, который они собрали, в одну кучу, и рядом была куча, которую собрал Чайтанйа Махапрабху, и она была в сто раз больше. Видите, он Сам засучивает рукава, Он Сам начинает выгонять из нашего сердца какую-то чушь. Нам, если честно, нравится мусор, мы привыкли к нему, он в нашем сердце, это наш мусор! Он родной, мы уже не воспринимаем его как мусор, как хлам, это очень важный хлам. Хлам, но важный! И поэтому, когда мы начинаем очищать, мы осторожно обходим ценные экземпляры хлама, мы не торопимся избавляться от них.
Гундича-марджана – это праздник очищения сердца, когда мы понимаем, что Сам Господь должен очистить наше сердце. А что если Он не придет туда? Плохо наше дело. Да, мы должны понять это и прилагать какие-то минимальные или максимальные усилия. Господь Чайтанйа будет нас подбадривать, Он будет нам говорить: «У тебя хорошо получается, может, ты поучишь кого-то другого?» Как иногда Он говорит человеку, который две недели повторяет мантру, Он говорит: «Может ты лекцию дашь?» И ты говоришь «Да», «если я начну учить другого. » Это помогает, это работает, это Его метод. Мы должны с самого начала пытаться учить кого-то другого, мы ещё сами не понимаем, зачем мы чистим сердце, мы поняли самую малость, но мы должны идти к другому и пытаться учить его, потому что это стимулирует нас делать то же самое. Но, в конце концов, мы зависим от милости Шри Чайтанйи Махапрабху, и милость Его очень могущественна, она вторгается в наше сердце как водопад. Говорится, что когда вода, которую преданные налили в храм Гундичи, вылилась через отверстия в стенах храма, казалось, Ганга стремится к океану.
Сегодня мы празднуем праздник чистого сердца, праздник ежедневного труда для того, чтобы сердце наше стало чище, праздник Святого Имени. И еще мы празднуем сегодня праздник милости Шри Чайтанйи Махапрабху. Он ворвался в нашу жизнь очень мощно и, я бы даже сказал, бесцеремонно, Он начал Своими руками вывозить тот хлам, который накопился в нашем сердце и выбрасывать его.
Вот как об этом рассказывается в «Чайтанья-чаритамрите».
Приближался великий праздник колесниц Господа Джаганнатхи, и Шри Чайтанья пригласил к Себе управляющего храмом Сарвабхауму Бхаттачарью и Каши Мишру. Когда они собрались, Господь сказал:
— Накануне Ратха-ятры Я хочу выразить почтение Господу Джаганнатхе, убрав храм Гундича. Храм Гундича стоит в двух милях к северо-востоку от храма Джаганнатхи. Во время праздника Ратха-ятры Господь Джаганнатха торжественно шествует сюда из Своего храма и остается на целую неделю, а потом возвращается обратно. Храм Гундича очень древний, его воздвиг еще великий царь Индрадьюмна, и предание гласит, что жену его тоже звали Гундича.
На следующий день рано утром Господь собрал Своих близких спутников и собственноручно нанес каждому на виски ароматную сандаловую пасту. Затем Он раздал веники и метлы и отправился вместе с ними к храму Гундича.
Началась уборка храма. Первым делом все кругом тщательно вымели, и Господь начал мыть стены и потолок. Он делал это так усердно, что скоро стены и потолок стали влажными, запахло сырой глиной, но все сияло чистотой. Затем Господь поднял симхасану, сидение для божества, и тщательно вымыл под ней и ее саму, а потом поставил на прежнее место.
С такой же тщательностью Господь Гауранга вместе со Своими друзьями убрали все помещения в храме. Скоро была подметена и вымыта комната для хранения продуктов, после чего преданные перешли во двор и принялись подметать. Они расчистили все пространство между храмом и маленькой площадкой, где обычно происходили собрания. Преданных были сотни, и все очень старались. В сотнях рук мелькали метелки и веники, сотни голосов на все лады славили Кришну.
Но Господь не сказал о том, что собранная Им куча мусора и грязи была куда больше! Он с удовлетворением отметил про Себя, что храм, двор и все помещения, где собираются преданные, были чистыми, и велел вайшнавам вновь вернуться в храм и вымыть его во второй раз. Точно так же Он попросил вторично вычистить двор и все прилегающие к храму помещения. Господь Чайтанья Махапрабху испытывал величайшее счастье, видя, как усердно трудятся вайшнавы.
Когда храм был убран во второй раз, преданные стали носить сотни кувшинов, полных воды, и ждали лишь знака от Господа, чтобы начать все поливать и брызгать водой. Тогда Господь попросил, чтобы Ему тоже принесли кувшин воды, и принялся за дело.
Сначала Он омыл водой главное помещение: стены, потолок, пол и скамьи для почетных гостей, пока не дошел, наконец, до симхасаны Господа Джаганнатхи. Гауранга все делал Сам, преданные только носили Ему воду. Воды требовалось так много, что все были заняты делом. В суматохе уборки кто-то незаметно лил воду на руки Шри Чайтанье, другие тоже, стараясь остаться незамеченными, лили воду Ему на лотосные стопы. Когда вода эта стекала с Его лотосных рук или стоп, ее тут же кто-нибудь украдкой собирал и выпивал. Но стоило кому-нибудь взмолиться поделиться милостью, как счастливец отдавал все, что у него оставалось в ладонях.
Господь Чайтанья непрерывно воспевал святое имя Кришны. Движимый любовью к Богу, Он работал за сотни человек, казалось, у Него сто рук! Вместе с тем Господь замечал, кто и как работает для Кришны. Он успевал подходить к каждому и подсказать, что нужно делать или похвалить за усердие и сноровку. Но если Господь Чайтанья видел, что кто-то хочет увильнуть от работы, выполняет поручения без особой любви и старания, Он тут же с насмешкой выговаривал лентяю:
— Ты замечательно работаешь! Пожалуйста, научи и нас так славно трудиться для Кришны!
И преданные тут же начинали работать с еще большим усердием. Наконец весь храм был вымыт. Господь собственными одеждами вытер все комнаты и до блеска натер трон Господа. Вокруг стало чисто и прохладно, и преданные вдруг почувствовали, как умы их сделались такими же чистыми, как вымытые комнаты. В храме воцарились умиротворение и покой, словно здесь проявился чистый ум Самого Господа.
А между тем бенгальские вайшнавы, которые были очень разумны и вместе с тем бесхитростны и просты, подошли к Господу и полили воду Ему на лотосные стопы, после чего один из них собрал эту воду и выпил ее, выражая свое почтение Господу Чайтанье. Происшествие это смутило Шри Чайтанью. Он огорчился и сказал, обернувшись к Сварупе Дамодаре:
— Ты только посмотри, как он ведет себя! Мало того, что этот бенгальский пришелец вымыл Мои стопы вместе с храмом Верховной Личности Господа, так он еще и выпил эту воду! Я не знаю теперь, что делать, потому что он нанес оскорбление Богу. Твои бенгальские вайшнавы совершенно сбили Меня с толку!
В глубине сердца Господь Чайтанья был доволен преданностью бенгальского вайшнава, но Он хотел, чтобы все строго придерживались этикета. Нельзя принимать поклонение в храме Господа, перед божеством. Даже ученики не должны оказывать почтения своему духовному учителю в присутствии Господа. Хотя Шри Чайтанья был Самим Верховным Господом, Он играл роль преданного. Он выразил недовольство, потому что был великим ачарьей и учил людей Своим примером.
Сварупа Дамодара схватил за шею несчастного вайшнава и легким толчком выдворил из Гундича Пури. Однако вернувшись, Сварупа Дамодара попросил Господа простить этого невинного человека, и Шри Чайтанья сразу же согласился. Он снова придирчивым взором окинул храм, и, казалось, задумал что-то еще.
Итак, все помещения храма Гундича были вымыты, здесь стало прохладно и чисто, двор и дорожки подметены, и главные ворота сияли на солнце. Остатки воды, что по коридорам собирали во двор, были подобны рекам, стремительно бегущим к океану. За воротами храма все дорожки тоже были идеально чистыми, хотя никто толком не мог сказать, как это случилось.
Преданные мыли храм во исполнение воли Господа, но в действительности каждым своим движением они очищали сердце. Прежде чем Всевышний Господь воцарится на троне сердца, это сердце нужно очистить от материальных желаний так же старательно, как Шри Чайтанья Махапрабху мыл храм Гундича. В Кали-югу сердце каждого черно от грязи грехов и порочных желаний, и чтобы смыть ее, Господь Чайтанья дал людям Харе Кришна мантру. Желая очиститься, человек должен петь святое имя и слушать о славе Господа Кришны. Это не трудно делать, потому что Кришна Сам помогает нам. И если мы будем искренни и старательны, наше сердце станет спокойным и ясным, словно храм Гундича.
Храм должен стать чистым, как мрамор. Мрамор дает прохладу в жаркий день, и таким же чистым и холодным к материальным соблазнам становится наше сердце. Мы уже не горим в огне бесконечных тревог и желаний, только служение Господу целиком владеет нами. Нужно собрать весь мусор в сердце и выкинуть вон, как это делал Господь Чайтанья в храме Гундича.
Господь Чайтанья вымыл храм дважды, и это значит, что преданные без устали очищают свой путь преданного служения от грехов и ошибок.
Неподалеку стоял храм Нарасимхадева, и Господь Чайтанья так же убрал его и вымыл. Он очень много работал в тот день, но позволил Себе отдохнуть лишь несколько минут. Когда все было закончено, Шри Чайтанья начал танцевать, а преданные окружили Его, воспевая святые имена. В танце Господь Чайтанья напоминал обезумевшего льва. Его голос поднимался до самого неба, тело покрылось испариной, а слезы текли могучим потоком, до пят омывая Шри Чайтанью и всех собравшихся. Казалось, наступил месяц шравана.
Небо наполнилось воспеванием святых имен Господа, а земля содрогалась от танца Господа Чайтаньи Махапрабху. Шри Чайтанья очень любил звонкое и мелодичное пение Сварупы Дамодары, и когда Сварупа запел, Он стал танцевать с еще большей силой. Он готов был вот-вот унестись в небо, и только чудом оставался на земле.
Господь пел и танцевал очень долго. Потоми остановился и немного успокоился, приказав танцевать сыну Адвайты Ачарьи, Гопалу. Мальчик радостно танцевал, и любовь к Богу делала его прекрасным, как обитатели царства Вайкунтхи. Любовь и радость росли в нем с каждой минутой, и сердце не выдержало, Гопал без чувств упал на землю. Шри Адвайта Ачарья подбежал к сыну и поднял его на руки. Вместе с другими он стал повторять святые имена Господа Нрисимхадева и брызгать водой в лицо, Адвайта был очень встревожен.
Но тут к Адвайте Ачарье подошел Господь Чайтанья. Он положил Свои лотосные руки мальчику на грудь и громко сказал:
— Гопал, вставай!
И как только Господь произнес эти слова, мальчик тут же поднялся. К преданным вернулась радость, они стали танцевать и петь с новой силой.
Гундича-марджана. Гундича-марджана. Гундича-марджана. Гундича-марджана. Гундича-марджана, храм, Гундичи, Чайтанйа, Махапрабху, Джаганнатха Пури, Кришна, праздник, уборка, Кришна, Хари
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
В «Амрита-праваха-бхашье» Шрила Бхактивинода Тхакур приводит следующий пересказ этой главы. Царь Ориссы, Махараджа Пратапарудра, очень хотел встретиться с Господом Чайтаньей Махапрабху. Шрила Нитьянанда Прабху и другие преданные поведали Господу о желании царя, однако Господь Чайтанья никак не соглашался на встречу с ним. Тогда Шри Нитьянанда Прабху, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, послал царю одежду Господа. На следующий день Рамананда Рай снова стал упрашивать Шри Чайтанью Махапрабху встретиться с царем. Отказав Рамананде Раю, Господь велел привести царского сына. Царевич пришел одетый как вайшнав и своим видом напомнил Господу о Кришне. Так Шри Чайтанья Махапрабху даровал освобождение сыну Махараджи Пратапарудры.
После этого Шри Чайтанья Махапрабху перед началом Ратха-ятры вымыл храм Гундичи. Затем Он омылся в озере Индрадьюмны и пообедал в саду неподалеку. Когда Шри Чайтанья Махапрабху убирал храм Гундичи, один Гаудия-вайшнав омыл лотосные стопы Господа Чайтаньи и выпил воду. Это важное событие, поскольку в результате этого поступка в вайшнаве пробудилась экстатическая любовь к Богу. Во время киртана, который начался после уборки, сын Адвайты Прабху, Гопала, потерял сознание. Поскольку он никак не приходил в себя, Шри Чайтанья Махапрабху милостиво привел его в чувство. Во время трапезы Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху принялись подтрунивать друг над другом. Адвайта Прабху сказал, что происхождение Нитьянанды Прабху никому не известно и что брахман-семьянин не должен обедать с кем попало. Шри Нитьянанда Прабху ответил на это шутливое замечание, что Адвайта Ачарья — монист и что еще неизвестно, как может отразиться на сознании обед с таким имперсоналистом. В беседе этих двух прабху — Нитьянанды Прабху и Адвайты Прабху — заключен глубокий смысл, понятный только очень умному человеку. Когда вайшнавы пообедали, в том же помещении стали есть прасад Сварупа Дамодара и остальные. Шри Чайтанья Махапрабху испытал огромную радость, увидев Божество Господа Джаганнатхи после Его двухнедельного отсутствия. Господа Чайтанью сопровождали преданные, и все они тоже были очень счастливы.
«О храме Гундича и Ратха-ятре». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 9 июля 2013 года. Гупта Говардхан
(in English)
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
О храме Гундича и Ратха-ятре
(9 июля 2013 года. Гупта Говардхан)
Эти три дня имеют большое значение для всех вайшнавов, для всех членов движения Шри Чайтанья Сарасват Матха. Вчера мы отмечали день ухода Бхактивинода Тхакура и Гададхара Пандита. Мы разговаривали об этом за пределами нашей студии. Сарасвати Тхакур делал следующее заключение в [комментариях к] Мадхья-лиле «Шри Чайтанья-чаритамриты»: «То, как вы видите Гуру, зависит от вашей способности быть учеником». Какова ваша способность видеть Гуру, глубину качеств истинного Гуру? Если я обладаю глубоким видением — каким, например, обладал Сарасвати Тхакур, — я бы мог сказать, что Бхактивинод Тхакур — тот, кто был Гуру в высшем смысле. Он говорит: «Я вижу аштанаика — проявление Шримати Радхарани во многих образах — как множество Гуру».
Бхактивинод Тхакур писал в одной из своих песен: «Совершенный слуга, совершенный поклоняющийся… Кришна — это Верховный Объект поклонения, а Она — верховный поклоняющийся». У Кришны создается такое впечатление в Их обоюдном обмене, что Он — олицетворение экстаза, а̄нандо брахман̣о видва̄м, а̄нандо ’бхйа̄са̄т, что Он полон в Себе. И кто-то спрашивает: «Почему Кришна ищет любовных взаимоотношений с преданными, если Он полон в Себе?» Потому что это не подобно нашему положению — когда мы находимся в положении недостатка и нам хочется достичь положения обладания чем-либо.
ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате[1]
То, о чем говорит эта мантра, — ноль плюс ноль будет ноль. Ноль минус ноль будет ноль. Миллион нулей — будет ноль. Миллион экспансий, распространений Кришны — все это обладает одной и той же природой. Ноль поделенный и умноженный сам на себя обладает той же природой. Таково Его мистическое положение. И Он говорит Арджуне в тот момент, когда являет ему Свою вират-рупу и Арджуна пребывает в шоке от этого зрелища: …эка̄м̇ш́ена стхито джагат[2]. Но какой же комментарий здесь дается? Как бы ты ни представлял себе, что бы ты ни видел в Абсолюте — это лишь капля Его истинной сущности. И когда Арджуна видит Кришну в Его четырехрукой форме, Который излучает слишком обильное свечение величия, которое невозможно перенести, тогда он просит Его принять Его [изначальную человекоподобную] прекрасную форму. И только тогда Арджуна обретает покой. Кришна говорит Арджуне: «Моя двурукая форма — это то, что самые великие святые и преданные стремятся увидеть».
према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена,
сантах̣ садаива хр̣дайеш̣у вилокайанти
йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇,
говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми[3]
Это видение находится за пределами того, что достижимо для йогов. Према̄н̃джана — према. Кришну можно увидеть лишь глазами любви, премы. Шримати Радхарани — источник всей любви к Кришне.
И в процессе их обоюдного обмена [чувствами] Кришна думает: «Что же Она видит? Каково Ее видение? Как Она Меня видит и что при этом переживает? На что бы это могло быть похоже? Каков же тонкий вкус, который доступен Ей?»
ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣ш́о ва̄найаива̄-
сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣
саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т
тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣[4]
По трем причинам, изложенным в этой шлоке Он явился в этом мире.
[Шрила Гуру Махарадж говорит:]
гуру—рӯпа—харим̇ гаурам̇, ра̄дха̄-ручи—руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма—кӣртана—нартанаих̣[5]
В глубине Его комнаты без окон, с одной дверью — Он умудрялся исчезнуть оттуда. И тогда группа поиска отправляется в Чатак-парват.
бхрама, прама̄да, випралипса̄…[6]
Майя — это иллюзия, Его энергия иллюзии — иногда Он видит океан как Ямуну. И, бросаясь в океан, приняв его за Ямуну, Он погружается в него на многие часы. Сварупа Дамодар все же находит Его, это описано в Антья-лиле… Но, как сказал Гурудев: «В это утро, в этот праздник Ратха-ятры, Сварупа Дамодар не обнаружил Его. И тот, кто описан как тот, кто не может ни секунды прожить без общества Махапрабху, покинул мир». Почему же день ухода совпадает с Ратха-ятрой? Это не случайное совпадение. Например, сегодня мы отмечаем праздник Гундича-марджаны. А несколько недель назад был праздник Снана-ятры, когда после знаменитого купания Джаганнатха Он как бы простужается и не выходит к публике. Те, кто любят Кришну, как описывают святые, те, кто не могут существовать, не видя Его облика, — это описано во вступлении к «Чайтанья-чаритамрите». Интересно, что Пратапарудра Махарадж ищет даршана Чайтаньи Махапрабху. Но, к сожалению, с внешней точки зрения, в это время он занимает положение царя. В общем случае санньяси противопоказано встречаться с царями. Это было бы недостатком в их поведении. Однако в этом случае это даже усиливает его желание встретиться с Чайтаньей Махапрабху.
Поэтому царь просит у преданных: «Если бы вы могли сказать за меня слово, устроить мне даршан…» Мы говорим о тех преданных Чайтаньи Махапрабху, которые обладают крайне близкими, теплыми чувствами к Нему. И они думают: «Насколько нестерпимо это было бы для такого преданного». Ведь у нас нет никакой преданности, но мы слышали… Представьте, что Махапрабху был бы совсем рядом с нами! Но мы бы не могли с Ним соприкоснуться. Эти истории о Кришне и эти события — крайне благоприятны. Потому что, хотя они и погружают сердце в глубины разлуки и страданий, даже находиться на расстоянии может быть благоприятно. Потому что все это углубляет разлуку. «Мы так близко, но в то же время — так далеко!» — приносит переживания нестерпимой разлуки. Поэтому преданные стараются устроить встречу, они знают, что скорее всего ее не будет. И это все обладает крайней сладостью переживаний. И тогда преданные думают: «Давайте расскажем Чайтанье Махапрабху что-либо прославляющее царя, но не будем говорить о том, чтобы устроить Их встречу». И тогда, согласившись на это, преданные отправляются к Шри Чайтанье Махапрабху, но, встретив Его, они не могут вымолвить ни слова. И Чайтанья Махапрабху обращается к ним: «Я вижу, что вы как будто хотите Мне что-то сказать». И Нитьянанда Прабху, немного замешкавшись… Нитьянанда, Рамананда… Наверное, в то время это было обязанностью Нитьянанды. И Чайтанья Махапрабху говорит: «Я понимаю, вы хотите устроить Мою встречу с царем. Но вы же понимаете, насколько здесь все сложно?» Он рассказывает им о Своем положении санньяси, о «черной точке на белом листке». О том, насколько она становится выдающейся и заметной. Нитьянанда Прабху говорит Ему следующее: «Но Ты же совершенный из совершенных — это сказано в „Бхагаватам“. Ты можешь делать так, как хочешь, и Ты не связан ничем, никакими законами». Интересно, что рассказывает Чайтанье Махапрабху это Сам Нитьянанда, Кого еще называют Авадхут.
Но Чайтанья Махапрабху отвечает Ему: «Да, но все же, если не следовать предписаниям, это может создать хаос». Особую красоту мы почувствуем, вспомнив, что Он (Господь Нитьянанда) — Ананта, что Он — Баладева. И тогда появляется совет: «Пошли ему лоскут Своей одежды». И когда Чайтанья Махапрабху соглашается с этим, и царь получает лоскут одежды Чайтаньи Махапрабху, это доставляет ему огромное счастье. Но в то же время разжигает его желание увидеться [с Махапрабху]. И тут появляется Рамананда. Благодаря своему положению, он обладает природой дипломата, характером дипломата. Мы также понимаем, что он — Вишакха Сакхи. Наделенный искусством дипломатии. По крайней мере в большей степени, чем все другие группы. И царь хочет оставить мир, отречься от него и стать капалик-йоги. Оставить дома все свое имущество и скитаться нищим. И Рамананда предполагает, что так может произойти. Он обращается с такими словами… (Стоит помнить, что сын считается проявлением своего отца, перерождением своего отца…) Он предлагает: «Пригласи на даршан его сына».
«Это будет равносильно тому, что он сам [царь Пратапарудра] обретет Твой даршан». Мальчик приходит, и он настолько красив. Его вид, его красота таковы, что Махапрабху говорит: «Каждый увидевший его не может не вспомнить про Кришну». Настолько выдающейся, уникальной внешностью он обладал. И тогда Махапрабху обнимает мальчика. Мальчик возвращается к царю и обнимает своего отца. Говорится, что в этот момент царь почувствовал, как будто Махапрабху Сам обнял его. И хотя до некоторой степени это дает облегчение, удовлетворение, но в то же время еще больше разжигает его разлуку и желание встретиться с Махапрабху. С одной стороны, кажется, что Они рядом, близко, и мы могли бы придумать много способов, как Они могли бы встретиться, но это — апракрита-лила. Ее цель — погрузиться в глубины разлуки для того, чтобы достичь новых высот переживаний. Кажется, это происходило в саду Джаганнатхи Валлабхи. Тогда царь Пратапарудра был не в одеждах царя, а в обычных, скромных одеждах. Махапрабху приходит туда, переживая экстаз, и Ему нужно, чтобы кто-то помассировал Ему ноги, утомленные танцем, Он хочет услышать некоторые шлоки из «Гопи-гиты».
тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇,
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇,
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣[7]
Те, кто рассказывает нам о Кришне, — они самые возвышенные дарители. Тот, кто приносит вам новости о Кришне — не существует более ожидаемого вестника, нет большего филантропа. Нет большей заслуги перед кем-либо, чем повествование ему о Кришне. Кто «за»? [Смеется.] Мы знаем это.
Я вспоминаю, как однажды в России. Почему же я не могу вспомнить? Ладожское или Онежское озеро. Я помню, это было в одном месте, где находится огромное озеро. Мы там останавливались.
Шрила Авадхут Махарадж: Петрозаводск.
Шрила Госвами Махарадж: Петрозаводск. Авадхут Махарадж отгадал. Петрозаводск недалеко от Белого моря. К сожалению, я не знаком с русской таттвой. Мы были в этом месте — Петрозаводске.
Шрила Авадхут Махарадж: Вам повезло, что вы не знаете, потому что это — предместье ГУЛАГа. Там находятся одинокие отдаленные монастыри.
Шрила Госвами Махарадж: Мы остановились у одного преданного, который жил со своей сестрой. И каждый вечер мы разговаривали, вели беседы о Кришне, Махапрабху. В конце концов его сестра не вытерпела и спросила: «Почему бы вам не пойти и не распространить еду нуждающимся вместо того, чтобы постоянно говорить о Кришне?» Она не смогла понять важность хари-катхи, дающей жизнь, спасающей жизнь, нектар бессмертия. Просто набить желудок и продолжать жить в мире смерти — в этом нет ничего достойного. Но, возвращаясь к шлоке из «Гопи-гиты», которую услышал Чайтанья Махапрабху… После этого Он вскочил и сказал: «То, чем ты только что Меня одарил… Я вряд ли смогу тебе как-нибудь отплатить за это». И тогда Он обнимает царя Пратапарудру.
Понимает или не понимает кто-либо эти игры, но они несут глубокое значение. Когда Вьясадева пишет шлоки, его ритм похож на танец слона — они обладают огромной энергией, но вы бы не хотели подойти близко к месту танца слонов. Когда он рассказывает «Гопи-гиту», он говорит: «Эти стихи похожи на танец павлинов». Очень красивые. Они обладают такой великой мощью… Был один преданный, который умел очень красиво петь эти строки. Говинда Махарадж дал ему посвящение, но позже признавался, что не стоило этого делать. Он думал [сначала] так: «Он знает санскрит, он умеет петь „Гопи-гиту“». Но потом он сказал: «Теперь я вижу, что он полный балбес, и это было ошибкой». Этот тот, кто, получив инициацию и наставления прочитать четыре круга, пошел, сел на вьясасану Гурудева в мандире и стал повторять там, объяснив это тем, что Сам Кришна сказал, что они [преданные] достигают положения, равного Его [положению][8]. Но это совсем не служило приглашением стоять на алтаре рядом с Кришной, как это делает, например, Чайтанья Махапрабху. Гуру Махарадж любил говорить, что Нитьянанда, увидев Кришну и Балараму на алтаре, говорил Им: «Эй Вы! Спускайтесь! Пришло время Моего Господа Гауранги!»
Итак, Чайтанья Махапрабху соприкасается с Каши Мишрой, но в Нем горит желание убрать храм Гундича. И что говорит Чайтанья Махапрабху? «Если такова твоя воля, то Я ей последую». Чайтанья Махапрабху говорит: «Я хочу убирать храм», и Ему отвечают: «Хоть это не Твое, не подходящее для Тебя служение, но если Ты того хочешь, мы не можем Тебе препятствовать». Пури представляет из себя Двараку. Кришна возвращается в Гундича — во Вриндаван. Когда Баларама появляется, сначала Он появляется в утробе матери Яшоды, но потом Он переходит в утробу Рохини. И почему же Он появляется сначала в утробе Яшоды? Для того, чтобы приготовить все для прихода Кришны. Он — Ананта, Он — параферналии, Он — Баладева. Он оставляет Свою экспансию, проявление Ананты, непостижимый трон в самом сердце Яшоды, в самой глубине сознания Яшоды для того, чтобы там смог явиться Кришна. Поэтому в этом мире Махапрабху хочет вычистить Гундича, для того, чтобы он стал местом, достойным появления в нем Кришны. Символически это представляет то, как должно быть подготовлено наше сердце к появлению в нем Кришны. С чего же Он начинает? Сначала, как описывается, Они подметают весь крупный мусор. Когда Они завершают первый этап, Они начинают убирать снова — для того, чтобы собрать мелкий сор. От грубого к тонкому. То, что описано Рупой Госвами для Чайтаньи Махапрабху, то, что называется анартха. Как говорил Гуру Махарадж, артха означает «значение», «смысл». Анартха, с другой стороны, значит «непонимание», «неправильное понимание», «неправильная идея».
Понимание того, что такое Божества, что такое Гуру, что такое сознание Кришны. Все это следует понять по-новому. Как Гуру Махарадж говорил: «Обрести правильный угол зрения». Не то, что «я это уже делал». Нет. Мы стремимся к этому [верному подходу]. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇[9]. Как ты можешь видеть вещи в истинном свете, если ты не прошел очищение? Очищение сознания.
Что интересно — когда кто-то распространяет Гиту — например, Торо и другие люди, которые ценили Гиту. Это был то ли Ральф Уолдо Эмерсон, то ли Торо… Он сказал: «Каждое утро я принимаю омовение в трансцендентных космических волнах нектара, который несет Бхагавад-гита. Каждое утро я омываю свой интеллект, свой ум в потоке Бхагавад-гиты. Это ежедневный процесс очищения».
Сарасвати Тхакур говорил: «Ты должен лупить свой ум палкой, когда просыпаешься». И Бхактивинод Тхакур говорит эти строки: «Что я делаю? Я трачу свою жизнь, я трачу свое время. Пожалуйста, сегодня позволь мне не потратить этот день зря, позволь служить Гуру и вайшнавам». Сарасвати Тхакур говорит: «Сто раз на дню надо бить свой ум палкой». А потом он добавляет: «Амара дживана». То, что является признанием в песне Бхактивинода: «Такова моя жизнь. Нет такого греха, который я не совершил бы сотни тысяч раз». Таковы его переживания, когда он понимает наше положение. Поэтому, когда мы пробуждаемся, можно возносить такую молитву: «Пожалуйста, позволь мне не потратить зря этот день». Гурудев говорил: «Ты можешь заниматься религиозной практикой где угодно, но сева — это редкое явление. Где бы мы ни встретили севу, мы должны бороться, сражаться за нее».
Однажды он сказал, когда была драка за наследование его прав вплоть до крови, до смертей, он говорил: «За это стоит сражаться». После ухода Сарасвати Тхакура, когда начались споры за право его наследования, кто-то пришел к Гуру Махараджу и сказал:
— Махарадж, садху убивают друг друга. Как мы можем это терпеть?
Гуру Махарадж отвечал ему:
— Вы поклоняетесь Рамачандре?
— Вы поклоняетесь Шиве?
— Вы поклоняетесь Вишну?
— Вы поклоняетесь Кришне?
— И Он убийца. Все они убийцы.
Тогда давайте правильным образом поймем, разберемся — что значит убивать, а что значит — не убивать. Существует уровень бытия, где, убивая, вы никого не убьете. Существует [такой] уровень бытия… Не тот уровень, про который каждый сумасшедший мог бы сказать: «А, я его уже достиг». Но существует возвышенный уровень, который Бхактивинод описывает, — пребывая там, уничтожив целый мир, всю вселенную с находящимися там брахманами, коровами и тому подобным, ты не понесешь никаких греховных последствий. Абсолютная воля Кришны.
Однажды в Лос-Анджелесе Гурудев общался уединенно с одним джентльменом… И тот все время пытался говорить Гурудеву: «Нет, нет! Вы совсем не так поняли». И это дошло до того, что Гурудев сказал ему: «Ты заверяешь меня, что это все — проделки отца Кришны. Но я думаю, что это все — мать Кали».
На это джентльмен снова стал возражать. Гурудев повторил: «Я думаю, что это все не отец Кришны, но это — мать Кали. Это ее проделки». Но потом Гурудев подвел итог так: «Ну, о чем вообще я могу говорить, уважаемый?» [Смеется.] Иногда Гурудев, слыша все эти воспевания имен Аллаха…
Шрила Авадхут Махарадж: Махарадж, я хочу задать вам вопрос. Сказано, что начало Ратха-ятры — очень благоприятное время для начала какого-то дела…
Шрила Госвами Махарадж: Да, это так. Во-первых, потому, что Гуру Махарадж так сказал. Этого уже довольно. Также есть периоды, которые отмечаются в календаре, благоприятные для некоторых начинаний. Я просто знаю, что так есть. Сейчас я не могу привести шлоки, цитаты, подтверждающие это. Их несколько таких благоприятных дней, и один из них был недавно. Но Гуру Махарадж и Говинда Махарадж говорили, что день начала Ратха-ятры особо благоприятен.
Существует два пика в лилах Гауры-Кришны. Но первый — скрытый, когда Уддхава приходит к враджа-гопи с посланием — это очень внешнее, это очень закрытое, частное обсуждение с Раманандой. Но второй зенит — это Ратха-ятра. Эти две точки, два зенита, разделенные между собой. Мы хотим пик, когда цитируется Чандидас, «Кришна-карнамрита», «Гита-Говинда» и вся эта трансцендентная литература. Все это происходит за закрытыми дверьми в обществе двух преданных. Но сейчас то, что происходит, происходит публично, хотя обладает очень сокровенной внутренней природой, происходит во время фестиваля Ратха-ятры.
Махапрабху Шри Чайтанья поет необычные песни. Преданные, окружающие Его, слышат — Чайтанья Махапрабху что-то поет, и они видят, что это за пределами их способностей понять это. И как они это воспринимают? «Что-то необыкновенное, чудесное происходит, но, к сожалению, это за пределами нашего понимания». И лишь малая группа будет анализировать, пытаться логически это все осмыслить.
У Адвайты Ачарьи было три замечательных сына, рожденных Ситой Тхакурани: Ачьютананда, Кришна-мишра и Гопал. Есть три других сына, которые просто три других сына. Ачьютананда, будучи еще маленьким мальчиком, и это удивительно… Когда он был еще маленьким мальчиком, он испытывал необычайную любовь к Чайтанье Махапрабху. И когда кто-то спросил: «Кто является Гуру Махапрабху?» и Адвайта Ачарья ответил: «Тот-то и тот-то», тогда этот маленький мальчик сказал: «Папа! Какой бред Ты несешь!» Он говорит это Маха-Вишну: «Что за бред Ты несешь? Он Гуру всех Гуру». Что это за уровень бытия, когда пятилетний мальчик может осуждать Маха-Вишну? Он сказал: «Махапрабху — джагад-гуру! У Него нет Гуру, но Он Сам — Гуру. Он Гуру для других Гуру. А то, что Ты говоришь — Ты подвергаешь сомнению основание этого мироздания». И чем же отвечает на это отец? «Какой хороший мальчик! Какой умный! Иди сюда — Я обниму тебя». Помните — Адвайта Ачарья привел Махапрабху в этот мир. Чайтанья Махапрабху, однажды подзывая Ачьютананду, говорит: «Мы с тобой — братья». Он очень близок, очень дорог Махапрабху. Он удивительный танцор. Танцор группы из Шантипура.
А Гопал — певец в этой группе. И когда он перебирает с экстазом… Например, как в киртане, который начинается после праздника Гундича-марджаны возле храма… Вспомните описания — кто-то омывает лотосоподобные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху водой и раздает ее по чуть-чуть всем. Но один преданный настолько дерзко это делает — он поливает стопы Чайтаньи Махапрабху, потом берет и начинает отхлебывать из того, что он собрал. Тогда Чайтанья Махапрабху обращается [к Нитьянанде Прабху(?)]: «Твои гаудии — что они делают? Чем он занимается?» Чайтанья Махапрабху говорит: «Я лишь падшая душа. Какое отношение ко Мне он проявляет?» Тогда Сварупа Дамодар хватает его за шею. Чайтанья Махапрабху продолжает: «Твои гаудии…» Но что же нам говорят комментарии? Махапрабху с глубоким намерением, совершенно осознанно употребил слова «Твои гаудии». В глубине души Он очень рад этому. Он очень доволен преданными. Но внешне Он ведет Себя по-другому.
Тем временем подходит время для киртана, прасада. И когда Чайтанья Махапрабху танцует в экстазе, Сварупа Дамодар поет. Сварупа Дамодар умеет петь совершенным образом, чтобы подчеркивать все оттенки переживаний Махапрабху. Так вот, Гопал настолько впадает в экстаз, что падает без чувств. И нет равнодушных при виде этого зрелища. И кто-то кричит: «Гопал, вставай!» Бхактивинод Тхакур написал по этому поводу много песен… Сварупа Дамодар возвращает сознание Гопалу. В этих играх столько любви и нежности! И нужно помнить, что это все сыновья Адвайты Ачарьи. Все они из группы из Шантипура.
Так вот, относительно каких-то начинаний — то, что мы слышали из «Бхагаватамриты»… Удивительно, каким образом сочетаются, переплетаются все эти писания.
а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇…[10]
Все это в шлоке, выражении, которое Гуру Махарадж отметил как высшую точку «Бхагаватам». Когда Уддхава говорит, указывая на лотосоподобные стопы гопи, что это — совершенное, высочайшее достижение. И он подчеркивает возвышенное положение растений, окружающих… Брахманы с Кумбха-мелы, из Аллахабада, из Пури скитаются с брахманами Индралоки… Путь к Ядавам, Уддхаве… Вспомните: Кришна опаздывает на собрание в Сунарму — в этот день Он ощущает необычайную разлуку с Вриндаваном. Настолько сильную, что Он не в состоянии подняться с постели. Слыша беседы цариц Двараки, что иногда ночью во сне Он повторяет имена гопи, им отвечают: «Иногда днем Он бредит, повторяет имена гопи». Каково бы ни было время, переполненный чувством разлуки с Вриндаваном, Он впадает в бред. Но одна из цариц Двараки одновременно пребывает во Вриндаване. И поэтому, когда ее просят рассказать о Вриндаване, Кришна украдкой слышит эти рассказы. Его руки втягиваются в тело, глаза расширяются, и Он принимает форму Господа Джаганнатха. То, что мы видим [в образе Господа Джаганнатха] — это Кришна в Двараке… Джаганнатх — это Кришна в Двараке, переживающий несравненную разлуку с Вриндаваном, с враджа-гопи.
Вот Кто настоящий Джаганнатх. Это экстатическое переживание, экстатический обмен чувствами Радхарани и враджа-гопи. И Кришна в шоке. Если вы находитесь на этом уровне, если в этот день, в этот момент разлуки мы постараемся привести Его во Вриндаван — что может быть выше, совершеннее такого начинания? Что более возвышенное может быть сделано? Как описывают это событие — эмоциональный экстаз от того, что ты принимаешь участие в возвращении Кришны во Вриндаван.
Я присоединился к движению в 1971 году во время Нрисимха-чатурдаши, явления Нрисимхадева, но уже через два месяца Прабхупада появился, прибыл в Сан-Франциско для того, чтобы принять участие в Ратха-ятре. И как-то я сказал Гуру Махараджу по этому поводу: «Знаете, мне было всего девятнадцать. У меня было много сверстников в этом движении. Если мы говорим про полное погружение, то мы были полностью погружены во все эти вещи. И на каком-то уровне мы ценили, выражали признательность этому». Гуру Махарадж сказал: «Да, он наделил вас способностью оценить, принять это». Вот в чем заключается все сознание Кришны — увеличивать способность ценить, уважать это. Вот почему Чайтанья Махапрабху — самое милостивое воплощение: потому что Он распространяет возможность оценить этот дар. Махапрабху является… Радхарани является для того, чтобы проповедовать сознание Кришны.
Потому что не существует ничего выше, ничего круче этого. То, чем обладает Она, заставило Его [Кришну] взбудоражиться и принять Ее позицию, явиться в этот мир, достичь зенита в этих играх. Вот почему Гуру Махарадж говорит, что Вриндаван — для поверхностных мыслителей. А Курукшетра — место для настоящего бхаджана души. Тот, кто способен оказать какое-либо служение в этот момент, получит максимальное вознаграждение. Вот почему это самое благоприятное время. Вот почему в этот день, в этот момент, с таким пониманием Гуру Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх. Это — начало, основание Шри Чайтанья Сарасват Матха — этот момент, эта точка. Гуру Махарадж ничего не делал случайно. Многомерное, продуманное, многослойное планирование. Его связь с самой глубокой, важной сутью сознания Кришны. И в этом Матхе людей знакомят и приводят к этому. Ничто не может сравниться с этим.
Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] «Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).
[2] Атхава̄ бахунаитена, ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна / виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам, эка̄м̇ш́ена стхито джагат — [Шри Кришна сказал Своему другу Арджуне:] «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как Высшая Душа, поддерживаю все мироздание» (Бхагавад-гита, 10.42).
[3] «Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, Который известен как Шьямасундар, Сам Кришна, обладатель непостижимых бесчисленных качеств. Чистые преданные созерцают Его в своих сердцах глазами преданности, умащенными бальзамом любви» («Брахма-самхита», 5.38).
[4] «Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, — Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи Деви, как некогда луна возникла из глубин океана» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6).
[5] «Я буду вечно прославлять Господа Гаурангу — Самого Всевышнего, Господа Хари, принявшего сердце и облекшегося в сияние Шри Радхики, низошедшего в облике святого наставника. В святой обители Шри Навадвипа Дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).
[6] Бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава / а̄рш̣а-виджн̃а-ва̄кйе на̄хи дош̣а эи саба — «Однако в речах великих мудрецов не может быть ошибок, заблуждений, лжи или несовершенства, вызванного ограниченностью восприятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86; 7.107).
[7] «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздает это послание Всевышнего, несомненно, даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9) (перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).
[8] Этот человек, видимо, руководствовался в своих действиях следующими словами священных писаний: дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а / сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама // сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа / апра̄кр̣та кр̣ш̣н̣е чаран̣а бхаджайа — «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193).
[9] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣шн̣а-сан̇кӣртанам — «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, какое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).
[10] А̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇, вр̣нда̄ване ким апи гулма-латаушадхӣна̄м / йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄, бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Я хотел бы превратиться в травинку или вьюнок во Вриндаване, чтобы гопи топтали меня. Они порвали все связи с семьей и друзьями, посвятив себя поклонению лотосоподобным стопам Мукунды. Лотосоподобные стопы Мукунды ищут все великие святые, в совершенстве постигшие ведические писания» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.47).