храм христа спасителя архитектурный стиль

Храм Христа Спасителя

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован — указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением — территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы — уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV–XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте — в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов — защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

Источник

Архитектура храма Христа Спасителя

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Содержание:

Сегодня храм Христа Спасителя — архитектурная доминанта столицы. Особенностью его комплекса является то, что состоит он не из одного, а сразу из трех зданий — собственно собора, Преображенской церкви и шатрового храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Державная».

Сам кафедральный собор — это «верхний храм». «Нижним храмом» именуют Преображенскую церковь, расположенную под «верхним». Шатровый храм-часовня стоит отдельно. В отличие от уничтоженного храма Христа Спасителя, нынешний собор имеет очень массивное основание, называемое стилобатной частью.
Его возвели на месте срытого холма, на котором в свое время находился храм. Высота стилобатной части составляет 17 метров. В ней расположены церковь Преображения Господня, Музей храма, Зал церковных соборов, Зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты, технические и служебные помещения.

С каждой из четырех сторон храм окружен крыльцами с парапетом из мелкого гранита темно-красного цвета. У каждого крыльца — 15 ступеней. На верхних ступенях — большие площадки; минуя их, попадаешь в собор. На крыльцах установлены большие фонари.

В храме Христа Спасителя имеется 60 окон: 36 устроены над хорами, 16 — в главном куполе, а еще восемь — в коридоре. 36 настенных столбов (колонн) поддерживают карниз храма с 20-ю арками (кокошниками): по три на фасадах и по две на углах.

Источник

Храм Христа Спасителя – история кафедрального собора на берегу Москвы-реки

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной церкви, крупнейший православный храм России, возведенный на берегу Москвы-реки напротив Кремля. Церковь построили в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. В судьбе храма, как в зеркале, отразилась судьба России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и Красная площадь. Занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире православный собор, он рассчитан на 10 тысяч прихожан.

Храм-мученик, безжалостно разрушенный большевиками в эпоху Сталина, восстановлен по первоначальному проекту. Освящение храма-памятника 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.

Путешествие во времени

Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.

Страницы истории

Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.

25 декабря 1812 года царь издал манифест, повелевающий построить церковь «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей гибели», в честь победы России над армией Наполеона. Возводимый храм, по мысли императора, должен отличаться величием и духовной идеей.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.

Попытка строительства храма

В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.

Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.

Всем миром

Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.

По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.

Слово «кафедральный» дословно обозначает «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области (епархии). В каждой епархии есть руководитель – епископ, архиепископ, митрополит, – который служит в своем кафедральном соборе. А представитель всей церкви – Патриарх – служит в главном кафедральном соборе страны.

Новый храм

Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.

На мраморных досках в нижней галерее начертали золотыми буквами имена героев войны. Композитор Петр Ильич Чайковский к освящению храма, приуроченному к коронации нового императора Александра III, написал патриотическую увертюру «1812 год».

После освящения утверждена государственная награда – медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которая вручалась тем, кто его проектировал и строил.

Кафедральный собор, возведение которого обошлось казне в 15 миллионов рублей, играл заметную роль в общественно-религиозной и культурной жизни столицы Российской империи. Новый собор скоро стал символом Москвы. Дирижером хора храма Христа Спасителя в 1918-1922 годы был А. В. Александров – автор музыки гимна Советского Союза
и современного гимна России.

Трагические времена храма

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Обзор нового храма

Проект нового храма разработан архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и Зурабом Церетели.

Архитектура собора

Храм спроектирован в виде равностороннего креста шириной 85 метров, высотой 103 метра и поделен на три части:

Барабан собора поднимается на 28 м, купол с крестом уходит ввысь на 35 м. Высота главного креста – 8,5 м. Стены здания толщиной 3,2 м. Внешняя часть собора оформлена двумя рядами мраморных горельефов. Главное украшение – золотые купола с венчающими их крестами.

Храм Христа Спасителя – комплекс 3 зданий: собора, Преображенской церкви и шатрового храма-часовни в честь иконы Божьей Матери «Державная» – главной святыни современной России. Церковь сооружена в память об Алексеевском женском монастыре. Главные святыни Преображенской церкви – икона «Спас Нерукотворный» художника Сорокина, древняя икона Божьей Матери «Смоленская» и икона Святителя Николая, находящаяся прежде в церкви города Бари.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Кафедральный собор – «верхний храм». «Нижним храмом» именуют Преображенскую церковь, расположенную под «верхним». Под храмом Христа Спасителя – массивное основание, цокольный этаж высотой 17 метров. Здесь построили Трапезные палаты на 1500 мест, где проходят трапезы Поместных и Архиерейских соборов, помещения для технических служб, музей и церковь Преображения, Зал церковных соборов и Зал высшего церковного совета.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Этаж отделан мрамором и красным гранитом. С каждой из четырех сторон собор окружен крыльцами с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. На крыльцах – большие фонари, на верхних ступенях – просторные площадки.

Внешнее убранство

Наружные стены облицованы мрамором и украшены ажурными аркадами полуколонн, завершающимися заостренными арками.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Южный фасад со стороны Москвы-реки осеняет Смоленская икона Божьей Матери, образ которой 3 месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой святыню носили по рядам войск.

На верхних галереях – приделы во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского. С восточной стороны храма – памятник Александру II-освободителю. Чуть поодаль от храма – часовня, в которой молились о возрождении храма.

Северный фасад посвящен заграничному периоду Отечественной войны. Здесь представлены святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона. В центральном медальоне – Иверская икона Божьей Матери. На горельефах – образы апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дает ему двух иноков – Пересвета и Ослябю.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

На восточном фасаде – изображение Рождества и Воскресенья Спасителя. В виде скульптурных изображений – молитвенники за Москву и Россию: святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский.

Здесь же Владимирская икона Божьей Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 8 сентября – в день праздника этой иконы. На левом углу храма – преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков.

В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне собора. На воротах – изображения святых небесных заступников русской земли. В арке средних ворот – на престоле Христос Спаситель, слева – апостол Петр, справа – апостол Павел.

Внутреннее убранство

Интерьер храма воссоздавали 300 художников из Москвы и Санкт-Петербурга, Ярославля и Пскова, Новгорода и Подольска, прошедших жесткий конкурентный отбор. Группа мастеров работала под руководством академика и заслуженного художника страны Н. А. Мухина.

Для росписи стен и сводов смонтировали уникальную систему строительных лесов. Для отделки интерьеров использовали росписи и сусальное золото. Пол в храме – из драгоценных пород мрамора, яшмы и порфира из Италии и Франции, Греции и России.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Храму возвращена галерея воинской славы. По периметру стен – 177 мраморных досок с описанием сражений русской армии в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813-1815 годов. Здесь же – манифест императора и имена героев Отечественной войны, прославленных полководцев и отличившихся в боях солдат. Высокие стены со сводчатыми потолками расписаны ликами святых. В убранстве преобладают красный и золотой цвета.

В центральной части находится алтарь в виде шатра – символа пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. Шатер, свернутый в восьмигранник, – нетрадиционный иконостас: часовня из белого мрамора, украшенного драгоценными камнями. Часовню венчает шатровая глава с крестом.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

На нижнем ярусе иконостаса – иконы Господа Вседержителя и пресвятой Богородицы. Во втором ярусе справа у царских ворот – иконы Господних праздников; слева – Богородичных. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Иисуса Христа, Богородицы и апостолов. В четвертом ярусе – иконы праотцов и пророков ветхозаветной церкви.

В алтаре – трон патриарха Тихона. В этом храме в ноябре 1917 года Тихона избрали патриархом. По обе стороны трона – 6 полотен Василия Петровича Верещагина, чудом сохранившиеся в 1931 году при взрыве храма. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Монументально выглядит композиция Василия Нестеренко «Вход в Иерусалим» и «Крещение Господне».

На своде главного купола – Господь Саваоф в облике старца, на коленях у которого сидит Сын Божий с хартией в руках, на которой написано «логос» (с греческого «слово»), на груди у старца – голубь, образ Святого Духа. В малых куполах – Господь Вседержитель, Иисус Христос в обликах Младенца и Спаса Вседержителя и Святой Дух в виде голубя.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

В парусах (основание главного купола) – эпизоды земной жизни Христа: Преображение, Воскресение, Вознесение; на четвертом парусе – сошествие Святого Духа на апостолов.

Колокола и купола

Храм увенчан 5 главами, средний купол крупнее других. Купола отлиты из нержавеющей стали, покрытой титаном. Тонкий слой золота на поверхность нанесен ионо-плазменным способом. Дополнительно защищает купола от разрушения слой алмазной пыли.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

На четырех колокольнях храма – 14 больших и малых колоколов. Большой Торжественный колокол массой 29,8 тонны звучит 4 раза в году по великим православным праздникам. Праздничный – в дни двунадесятых праздников. Полиелейный колокол весит 9,2 тонны, Будничный – 5.

Православные святыни

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной Церкви, в нем собраны ценнейшие святыни.

В храме выставляют мощи, на время привезенные в Москву. Осенью 2011 года выставляли для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года – святые Дары волхвов, летом 2017 года – мощи Николая Чудотворца, в октябре 2018 года – ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифутского.

Музей церковного искусства в храме

В цокольной части храма – музей церковного искусства с двумя постоянными композициями:

На первой – фрагменты мемориальных плит от разрушенного храма, изображения нереализованных проектов собора, колокол старого храма, оригинальные иконы и старинные фотографии.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

На второй – коллекция икон Крита, Греции и Византии. Здесь же представлена русская иконопись, иконы царских живописцев Оружейной палаты, необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем.

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Видео: храм снаружи и внутри

Источник

Храм Христа Спасителя. История кафедрального собора

Храм Христа Спасителя является кафедральным собором Русской православной церкви. Он расположен в Москве, на улице Волхонке. Его построили как память о победе в войне 1812 года. Это узнаваемое сооружение пережило войны, тяжелые времена, но сохранило свое величие. Выполненный в исконно русском стиле, храм привлекает к себе внимание как верующих, так и людей с другими идеалами. Невозможно просто пройти мимо этого удивительного чуда архитектуры.

Храм Христа Спасителя в царской России

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

История храма Христа Спасителя начинается 25 декабря 1812 года, когда из России были изгнаны последние солдаты 600-тысячной армии Наполеона. Император Александр I приказал построить величественный собор, посвященный Христу Спасителю, чтобы возблагодарить Бога и почтить победоносный русский народ и его веру в Господа и Отечество.

Это интересно: Традиция основания культовых сооружений в честь победы в битве существует на Руси с древнейших времен и включает Собор Василия Блаженного (празднование победы Ивана Грозного над Казанским ханством) и Новодевичий монастырь (празднование победы Василия III над литовцами).

Царь Александр I организовал конкурс на разработку проекта собора, в котором приняли участие самые выдающиеся архитекторы эпохи. В их число входили: Джакомо Кваренги, Константин Тон и Василий Стасов. В конце концов, царь выбрал неоклассический дизайн Карла Витберга. Довольно необычный выбор, надо сказать, поскольку Витберг был художником, а не архитектором, и масоном, а не православным верующим. Первый камень заложили на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но неустойчивая почва и подземные потоки сделали Воробьевы горы неподходящим местом для такого монументального проекта.

После восшествия на престол консервативного и православного царя Николая I в 1825 году замысел Витберга отвергли. Сам он был предан суду за растрату денежных средств и сослан в Сибирь. Константина Тона назначили главным архитектором, так как его русско-византийский проект собора больше соответствовал пожеланиям Николая. Краеугольный камень для нового собора был заложен 10 сентября 1839 года на берегу Москвы-реки.

Через 70 лет с момента основания и после прохождения через руки 4 царей Храм Христа Спасителя, наконец, достроили. Он стал даже выше Кремлевской колокольни Ивана Великого, которая до этого момента была самым высоким зданием в Москве. Храм Христа Спасителя освятили на Вознесение Господне 26 мая 1883 года, что совпало с коронацией Александра III. С этого времени в соборе регулярно проводились богослужения и отмечались такие важные события, как коронации, юбилеи и церковные праздники.

Это интересно: Алексеевский женский монастырь стоял на предполагаемом месте собора и был снесен. Говорят, что настоятельница монастыря проклинала царя Николая, говоря: «Ничто не будет стоять здесь дольше 50 лет: ни церковь, ни государь».

Храм Христа Спасителя во времена СССР

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Вскоре деятельность собора прекратилась окончательно. Антирелигиозная активность усилилась к концу 1920-х годов, сопровождаемая грабежами и разрушениями церквей по всей России. В то же время советские власти разрабатывали свои собственные архитектурные планы, в частности строительство грандиозного 420-метрового Дворца Советов, увенчанного 100-метровой статуей Владимира Ленина. Сооружение предназначалось как памятник победоносному социализму и вождю мирового пролетариата.

Вокруг этого дворца должна была возникнуть новая Москва, без остатка «мракобесного прошлого и его памятников». Для дворца даже выбрали место. Им стал Храм Христа Спасителя. По личному решению Сталина снос собора был назначен на 5 декабря 1931 года. Разрушению предшествовала массированная пропагандистская волна, которая осудила собор как «гротескный и совершенно нехудожественный» и «ядовитый гриб на лице Москвы». Храм Христа Спасителя в итоге взорвали.

Это интересно: Часть мрамора из разрушенного собора использовали для украшения станций метро «Кропоткинская», «Театральная» и «Охотный Ряд».

Дворец Советов так и не был возведен. Вместо этого зияющая яма оставалась на месте бывшего собора до 1958 года. Позже там построили огромный бассейн — самый большой открытый бассейн в СССР.

Храм Христа Спасителя в постсоветской России

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

После обсуждения в конце 1980-х годов вопроса о реконструкции Храма Христа Спасителя Священный Синод Русской Православной Церкви наконец получил разрешение от властей. Ельцин собственноручно подписал указ, ставящий собор на первое место в списке первоочередных реконструкций Москвы. Первый камень в фундамент заложили 5 декабря 1990 года, через 59 лет после сноса собора. Реконструкция началась в 1994 году, и собор был окончательно освящен 19 августа 2000 года.

Это интересно: Печально известное исполнение панк-молебна Pussy Riot было проведено в соборе в феврале 2012 года. Трех женщин осудили за «хулиганство, мотивированное религиозной ненавистью», и отправили в тюрьму.

Сегодня собор имеет форму равнобокого креста, перекрытого квадратом. Четыре меньших купола расположены на каждом углу площади, а в центре — огромный золотой купол. С каждой стороны собор окружен шестью колоннами, увенчанными пятью полукруглыми кокошниками. Крыльцо из темно-красного гранита ведет к входным дверям с каждой стороны, а большие бронзовые двери украшены изображениями святых и охраняются статуями. Собор облицован сверкающим белым мрамором.

Это интересно: Собор является крупнейшим православным храмом в России и вторым по величине в мире. Он может вместить 10 000 верующих.

Архитектура Храма Христа Спасителя

Главная церковь (Верхний Храм)

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

Интерьер храма Христа Спасителя был воссоздан мастерами из Российской академии художеств и соперничает с интерьером Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Поскольку иконописные школы были упразднены при советах, для ремонта собора создали специальную школу исторической религиозной живописи.

Собор украшен картинами библейских сцен, фигур и образов, важных людей из русской религиозной истории и князей Древней Руси, смещенных границами геометрических узоров, которые кажутся почти оптическими иллюзиями. Главный иконостас представляет собой восьмиугольную часовню, выполненную из белого мрамора и увенчанную позолоченной шатровой крышей, на иконах которой изображено Рождество Христово. Это невероятно красивый четырехъярусный иконостас, украшенный слоями кокошников, замысловатой резьбой по металлу и инкрустированный цветным камнем.

Это интересно: Интерьер храма Христа Спасителя украшен позолотой площадью 9000 м2.

Коридоры по периметру собора содержат галереи, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. На сотнях мраморных панелей выгравированы описания сражений той войны и имена убитых и раненых солдат.

Преображенская Церковь (Нижний Храм)

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

В подвале собора находится Преображенская церковь, построенная в честь Алексеевского женского монастыря, который раньше стоял на месте Храма Христа Спасителя. Его убранство больше похоже на убранство древнерусских храмов. Здесь есть сводчатые потолки, украшенные религиозными образами, три алтаря и большой иконостас, доходящий до самого потолка, где хранятся редкие древние иконы.

Это интересно: Самый большой колокол храма Христа Спасителя весит 29,8 тонны и звонит всего четыре раза в год — в дни самых важных православных праздников.

Смотровая площадка

храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть фото храм христа спасителя архитектурный стиль. Смотреть картинку храм христа спасителя архитектурный стиль. Картинка про храм христа спасителя архитектурный стиль. Фото храм христа спасителя архитектурный стиль

В Храме Христа Спасителя есть смотровая площадка на высоте 40 метров над землей, которая простирается вокруг собора между колокольнями и предлагает панорамный вид на город на многие километры вокруг.

Посетители могут полюбоваться различной архитектурой, включающей в себя раскинувшийся городской пейзаж Москвы, а также увидеть Кремль, памятник Петру Великому, Москву-реку и Патриарший мост, небоскребы «Семь сестер», Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Новый и Старый Арбат… список можно продолжать бесконечно. Приезжайте в ясный день, если это возможно, и обязательно используйте бесплатный бинокль, установленный на площадке для лучшего обзора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *