храм христа спасителя борки
Как под Харьковом, на месте крушения царского поезда, храм воздвигли
В городе Харькове и его окрестностях достаточно много православных культовых сооружений, однако, пожалуй, в истории нашего края нет ни одного другого храма, к которому бы приложил руку кто-то из рода Романовых.
Крушение царского поезда 17 октября 1888 года
В официальной российской печати, не без легкой руки православных церковнослужителей, спасение Александра III и членов его семьи расценивалось и преподносилось публике как чудо.
Спасение царской семьи отметили в архитектурном шедевре
Неподалеку от места крушения царского поезда был устроен Спасо-Святогорским скит. Спустя несколько лет после катастрофы, 21 мая 1891 года, на месте чудесного спасения императорской семьи, произошла закладка храма во имя Христа Спасителя Преславного. Первый камень нового храма был торжественно положен императрицей Марией Федоровной.
Проект храма, разработанный Марфельдом
Внешний вид и внутреннее убранство храмового комплекса поручили разработать академику архитектуры Роберту Робертовичу Марфельду. Согласно плану архитектора, сам храма Христа Спасителя Преславного должен был располагаться в 60 метрах непосредственно от железнодорожного полотна. А «под самым тем местом, где Их Величество и Их Высочества вышли невредимыми из-под обломков разрушенного поезда» расположилась часовня Нерукотворного спаса, собственно, Спасов скит, который стоит на том самом месте по сей день.
Храм был выполнен в русско-византийском стиле XVII столетия и представлял собой достаточно величественный архитектурный шедевр, окруженный с трех сторон крытой галереей. Алтарь храма находился на востоке, был обращен, непосредственно, к железнодорожному полотну. В свою очередь часовня Нерукотворного спаса представляла собой златоглавую четырехгранную башню с крестом. Наружная позолота храмового комплекса была исполнена сусальным золотом, а фасады самого храма и часовни украшали мозаичные изразцы работы мастеров Императорской Академии художеств Александра Александровича Фролова.
Спустя какое-то время после строительства храмовый комплекс был передан в ведомство Министерства путей сообщения. Деньги железнодорожников, а также благотворительные пожертвования прихожан, которые приезжали на место чудесного спасения Августейшего семейства со всей Российской империи, были построены при храме: больница, дом престарелых для работников железной дороги, церковноприходская школа, а также бесплатная народная библиотека.
Утерянное наследие и то, что осталось
До нашего времени сохранилась лишь часовня Нерукотворного спаса, вся остальная часть комплекса, в первую очередь храм Христа Спасителя Преславного, была превращена в руины в годы войны сильным взрывом. В полуразрушенном состоянии сохранившаяся часовня простояла более 50-ти лет. Однако в 2003 году по неоднократным просьбам жителей поселка Первомайский Змиевского района часовня была восстановлена.
Спасов скит сегодня
Торжественное открытие часовни и ее освящение состоялось 30 октября 2013 года. В день торжественного открытия после реконструкции часовни был также установлен памятник Александру III в честь 125-летия со дня спасения царской семьи.
Читайте больше интересных статей на mykharkov.info.
Храм христа спасителя борки
«Не многим известно, что таковых в России было пять».
Таковых в России были, по меньшей мере, десятки.
«По своей мощи, как мне кажется, он вполне мог бы соперничать со старым кафедральным соборным храмом в Москве».
Если имеются в виду размеры, то соперничать со старым собором Рождества Христова в Москве храм в Борках, конечно, не мог.
«Очень величественный и красивый храм в русском стиле».
Стиль этого храма в Борках называется византийский.
«Если имеются в виду размеры «
Нет, имеется ввиду то, что написано в тектсе, т.е. именно мощь, общее впечатление.
«Стиль этого храма в Борках называется византийский»
Это псевдорусский или русский стиль, который вырос из византийского и, соответсвенно, включает его в себя.
Я не писал того, чего не знаю, напротив, написал лишь о том, что известно мне. )
Если Вам известны десятки храмов Спасителя, то я буду рад, если Вы сможете просветить меня и читателей этого сообщества.
Edited at 2015-09-05 01:25 pm (UTC)
Дело в том, что в википедии по первой ссылке написана глупость, и храм в Борках не был построен ни в русско-византийском, ни в псевдорусском стиле.
Он был построен именно в византийском стиле.
Тем более, псевдорусский стиль не вырос из византийского.
Вы просто не знаете, что они возникли и существовали почти параллельно.
Теперь о «храмах Христа Спасителя, которых было не так много».
Тут я, конечно, дал маху.
Их были, конечно, не десятки.
Их были многие сотни в старой России.
Любой храм с посвящением во имя Христа мог называться и назывался храмом Христа Спасителя.
Это и все храмы во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Крещения, именуемого Богоявлением, т.е. Богоявленские; и все во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Рождества, т.е. Рождественские; и все Крестовоздвиженские, и все Вознесенские, и так далее.
Вы хоть знаете, какое точное посвящение носил храм в Борках, и о чём вы, соответственно, пытаетесь рассуждать?
Поэтому я вам и говорю, что не стоит этого делать, если не знаете и не понимаете этих вещей. Впрочем, каждый когда-то начинал с нуля, поэтому желаю дальнейшего развития.
Першотравневое. Церковь Христа Спасителя в Борках.
Спасов Скит
Оказала влияние на проект церкви Богоявления Господня (1892-1899, арх. В.А. Косяков) на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм Христа Спасителя — утраченный кафедральный храм в русско-византийском стиле, воздвигнутый в 1891—1894 годах в селе Борки (Харьковская губерния) на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Проект храма разработал академик архитектуры Роберт Робертович Марфельд, а возведение храма велось на средства местного фабриканта И.Воронина. В церемонии закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи. Храм был рассчитан на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трёх сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым куполом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом. К Борковскому храму восходит архитектурное решение многих других церквей начала XX века, включая Богоявленский храм в Санкт-Петербурге и соборную церковь в Харбине.
Во время Великой Отечественной войны храм загорелся, обрушился золотой купол. Храм и близлежащая часовня были окончательно взорваны в конце войны. В наше время восстановлена лишь часовня Спаса, находившаяся в 60 м от храма.
Царский поезд шел из Севастополя в Москву. Официальной причиной крушения были признаны технические нарушения — превышение численной нормы вагонов и скорости движения состава, приведшие к качке и сходе с пути на изгибе трассы. В результате катастрофы 21 человек погиб, 35 получили ранения. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III и его супруга Мария Федоровна с детьми и свитой, был искорежен, фактически разрушен полностью, но никто из членов Императорской фамилии, по счастью, не пострадал. Большинство пассажиров этого вагона отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами. К слову, в нем находился и будущий российский император Николай II Александрович, старший сын Государя, тогда двадцатилетний цесаревич. Рассказывали, что Александр III, человек богатырского телосложения и незаурядной силы, удерживал на себе крышу сошедшего с колеи и разбившегося вагона, пока пострадавшие выбирались из него. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь Великая княжна Ольга Александровна, впоследствии известная художница, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний Великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков охраной, при помощи самого Государя.
Часовня Спаса была воздвигнута на том месте, где сошел с насыпи вагон-столовая, и состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой. Тут же был разбит парк. Некоторое время Спасов скит находился под эгидой Святогорской Свято-Успенской обители (с 2004 г. — пятой русской Лавры). На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека. Спасов скит как место явленного чуда спасения Императорской семьи привлекал паломников, несколько раз приезжал сюда и Император.
Увы, храмовый комплекс был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. В безбожное время платформа называлась Первомайской. Но Бог сохраняет все, и народная память, к счастью, не всегда бывает затемнена окончательно, а потому в новейшие времена, спустя десятилетия, в 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни на прежнем месте. К лету 2003 г. при активном участии ЮЖД реконструкцию часовни завершили. Крест с Распятием Спасителя поставлен в 2007 г. — на месте алтаря разрушенного храма Христа Спасителя, и изготовлен из дуба, поднятого со дна р. Десна в Черниговской обл. Утверждают, что дуб пролежал в воде более 1000 лет.
Все началось с террористического крушения поезда, когда Александр III спасся сам и спас свою семью. В память на месте происшествия, под Харьковом, был основан Спасов скит Святогорского Успенского монастыря (того, что ныне стал лаврой). Петербургским архитектором Робертом Марфельдом, обладавшим нетривиальным мышлением, в 1889 г. был разарботан проект грандиозного храма Спаса Преображения, или, попросту, Христа Спасителя. Это был один из лучших храмов в русском стиле эпохи эклектики, ничуть не хуже питерского Спаса на Крови и петергофского собора. Строительство завершилось в 1894 г.
В память чудесного спасения в Борках в Петербурге почти синхронно, с 1891 г., строилась церковь Богоявления на Гутуевском острове. Ее автор Василий Косяков не скрывал, что взял за основу проект Марфельда. То есть, в столице появилась «модель» далекого храма-памятника. Работы были окончены в 1899 г. Косяков приспособил идею Марфельда к нуждам приходского храма, введя обширный притвор и отказавшись от галерей в пользу двух приделов. Но на мой взгляд, борковский храм был лучше петербургского.
Интересно, что Гутуевская церковь стала сама образцом для подражания, и ее клонов я насчитал уже 6 штук.
Храм Христа Спасителя был возведен в память спасения при крушении поезда Царской семьи 17 октября 1888 года. В годы ВОВ был разрушен. Также на месте крушения поезда была возведена часовня Нерукотворного Спаса. В годы ВОВ была разрушена, в данное время восстановлена. Оба сооружения являются одним целым, проект которых разработал академик архитектуры Р. Марфельд. Храм был рассчитан на 700 человек, располагался в 60 метрах от железнодорожной насыпи, был построен в русско-византийском стиле XVII в. Часовня была воздвигнута на месте где находился вагон столовая. Она состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи и четырехглавой башни с золотой главой и крестом.
Первый храм был деревянный во имя Нерукотворного образа Спаса, потом каменый храм Христа Спасителя, на насыпи стояла часовня Нерукотворного Спаса.
Преобразован в самостоятельный монастырь в 1906 г. из приписанного к Святогорской Успенской пустыни скита, основанного в 1889 г. на месте чудесного спасения Царской Семьи во время крушения императорского поезда 17 октября 1888 г.
Своим устроением эта обитель обязана энергии и почившего Харьковского архиеп. Амвросия (ск. 1901) и настоятеля Святогорской пустыни архим. Германа (ск. 1890). Основанная на памятном для каждого русского месте, она издали обращала на себя внимание своей изящной архитектурой. Здание монастырской небольшой деревянной церкви, окруженной простой галереей, было выдержано в строгом древнерусском стиле; вся она была срублена в Москве из круглого соснового леса; стены внутри, по образцу старинных русских церквей, выструганы рубанком, законопачены, но не окрашены.
Недалеко от часовни, по направлению на запад, находился каменный храм во имя Христа Спасителя, окруженный с востока, севера и юга сводчатой крытой галереей. Снаружи храм представлялся громадным куполом, окруженным шестью сенями. Выше всех шести входных дверей находились мозаичные иконы. Главный купол был сплошь вызолочен и украшен широким рельефным поясом орнаментов. Наружная архитектура была выдержана в стиле московских церквей XVII в. Внутренняя отделка храма состояла из орнаментальной живописи с позолотой. Иконостас храма был четырехъярусный; все иконы в нем написал проф. В. Г. Маковский. На западной стене был помещен громадных размеров лик Христа Спасителя также работы В. Г. Маковского. Ниже этого образа, по обеим сторонам западных дверей, укрепили две серые мраморные доски с надписями, указывающими на события, в память которых устроен храм. Близ храма находилась надгробная плита. Под ней покоились тела погибших при крушении поезда.
С. В. Булгаков, http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kharkov&page=33
Параллельно с идей строительства Храма и часовни Комитетом, Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский вместе с настоятелем храма Святогорской пустыни архимандритом Германом инициировали строительство на месте катастрофы Спасового Скита, чтобы обеспечить монахами храм для богослужений. Почти сразу после катастрофы архимандрит Герман жаловался Амвросию, что народ толпами приходит к месту катастрофы царского поезда, разглядывает его и высказывает недовольство, что не имеет никакого помещения, хотя бы часовни, для принесения Господу благодарных молитв за спасение царя. Герман говорил, что было бы неплохо построить хотя бы деревянную церковь.
Примерно в то же время был создан и Комитет, который разрешил строить временную часовню, чем весной и занялся архимандрит Герман. Но довольно быстро Амвросию удалось получить собственную землю возле места катастрофы, пожертвованную крестьянами Соколова (5 десятин). Считая, что в Храме богослужения будут проводиться «без полноты, требуемой чиноположением церкви», они решили и себе построить храм. А поскольку для богослужения необходимы монахи, то надо строить для них кельи и монастырь. Так и появилась идея о строительстве Святогорского Спасова Скита, что 27 апреля 1889 г. получили личное разрешение императора.
Проект церкви составил архитектор Н.В. Никитин. Это был храм в стиле XIV-XV ст., с колокольней, галереей вокруг и хорами внутри. Он вмещал в себя 500 чел. Известный московский подрядчик плотницких и столярных дел П. Есть. Жиров заказал лучший сосновый лес, который было трудно найти в Харьковской губернии. Помещение храма было изготовлено в Москве и за счет руководства Курско-Харьковской железной дороге было перевезено к месту назначения. На строительство Амвросию удалось собрать более 30 000 руб. пока из Москвы перевозили лес, на месте строительства был заложен фундамент для будущей церкви. Параллельно со строительством храма архимандрит Герман руководил устройством деревянного корпуса для посетителей скита, корпуса для братских келий и трапезы, летнего приюта для богомольцев и двух колодцев.
Кроме этого проводились активные работы неподалеку от Спасового Скита. Руководство железной дорогой тоже не оставалось в стороне. Г. Богданович за полверсты от Скита устроил железнодорожную платформу для богомольцев, над которой на холме стоял небольшой каменный домик для уважаемых посетителей, а Г. Поляков за собственные средства провел от платформы до Скита шоссе.
Тем временем, продолжались пожертвования вещами в пользу храма. Лично императрица Мария Федоровна передала для храма бархатное покрывало, обшитое белым кружевом; пурпурный бархат с вышитыми золотом образами святых покровителей царской семьи и цветное одеяло.
Уже 20 августа 1889 г., меньше чем за год после катастрофы, состоялось открытие Скита и освящения в нем Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя. А в конце 1889 г. был пристроен теплый храм для братии. Комитет не терял времени. Создавались планы, проекты. Начали заботиться по украшению изнутри храма. 16 февраля 1889 г. губернское дворянское собрание постановило ассигновать 1 500 руб. на заказ киота с образами святых, имена которых носят члены императорской семьи. Уже 7 февраля 1891 г. императором был утвержден проект храма, составленный академиком архитектуры Марфельда, и смету на строительство Храма.
21 мая 1891 г. был заложен фундамент Храма Христа Спасителя. До 1891 г. успели сделать немало. В октябре уже начинали возводить макушки. Штукатурить, красить стены, класть пол и плиты на лестнице планировали с весны 1892 г. В этом же году планировали работать до 1 ноября. На строительство храма и часовни необходимо было 2 400 тыс. кирпичей. Рабочих было принято 140 человек. Закончили строить колодец, необходимый для уменьшения стоимости работ. Со времени основания Комитета на его счет поступило 175 000 р. Но строительство требовало около 280 000 р., также были необходимые средства на устройство в Скиту богоугодных памятников. Потребность в жертвах ещё не прошла.
В сентябре начались земляные работы по сооружению пещерной часовни на месте, где императорская семья вышла из-под обломков поезда. В 1891 г. решили ограничиться устройством его подземной части, а наземную часть планировали начать строить с весны. 17 октября 1891 г. состоялась закладка этой часовни. Сначала на месте катастрофы епископ Сумский Владимир отслужил литургию (Амвросий не смог прибыть из-за болезни), а затем все присутствующие крестным ходом отправились к месту будущей часовни. В заранее заготовленной плитке было сделано отверстие для масла и серебряных монет. Туда же была положена металлическая доска с благодарным надписью от российского народа. На металлической пластине была положена каменная плита, а потом кирпичи. Первые камни возложили губернатор А.И. Петров, другие представители руководства губернией и члены Комитета. Около часа дня закладка была завершена.
Уже в мае 1894 г. были завершены работы, а 14 июля состоялось освящение Храма Христа Спасителя.
К этой дате Министерство путей сообщения за свой счет построило две величественных лестницы и платформу напротив самого храма. На освящении присутствовали император и члены его семьи. Императорские поезда прибыли одновременно с юга и с севера, что создало непревзойденное влияние на публику. Фотографии во время освящения сделал фотограф А. Федецкий и уже 16 сентября 1894 г. получил разрешение от харьковского губернатора на продажу фотографий.
Благотворительные сооружения сразу перешли к ведомству Комитета. Но в июле средств не стало хватать. На счету Комитета осталось лишь около 22 000 р. Этой суммы не хватало на содержание комплекса. В 1895 г. была попытка передать Храм ведомству православного вероисповедания. Но они тоже не имели достаточно денег. 28 июля 1897 г. Комитет постановил просить Министерство путей сообщения взять Храм Христа Спасителя под свое опекунство и основать при нем за счет министерства инвалидный дом в память об умершем уже Александра III. Мария Федоровна поддержала эту инициативу, и когда к Николаю II, по приезду в Спасовый Скит 20 августа 1898 г. обратились с этой просьбой, он не отказал. 2 декабря 1899 г. д.т.г. Победоносцев сообщал, что со стороны Епархиального руководства никаких возражений нет.
21 июня 1900 г. было создано Попечительство для поддержания «благолепия» молитвенных и благотворительных достопримечательностей вблизи станции Борки и изобретение средств на их поддержку и развитие. Комитет окончательно слагал с себя тяжелые финансовые обязательства, ограничившись посильной помощью. Также Опекунство решило заниматься только организацией торжественных мероприятий на месте катастрофы и контролировать использование спонсорских средств. Но все оказалось не так просто. В 1910 г.д.с.г., спр. Опекунства Нил Петрович Савицкий, прося Министерство путей сообщения компенсировать ему личные средства, вложенные в работу отмечал, что Опекунство «проявило свою деятельность в текущих делах и содействовало, имевшимися в его распоряжении средствами, тем прямым задачам управления и хозяйства, которые с передачей храма и часовни перешли к органам Министерства путей сообщения». За время пребывания комплекса на балансе Комитета успели много сделать. Своими силам он устроил наружное освещение, улучшил площадки возле храма, установил ограждение, построил дом для обслуги храма. На месте, где помощь раненым оказывала императрица, выросла беседка, сделанная из камней и металла. Украшали ее вензеля, которые изображали имя Ее Величества.
28 июня того же года состоялась передача Храма в ведомство Министерства путей сообщения. Железнодорожники получили «храм и часовню, со всем принадлежащим этому храму имуществом, землей и капиталом». К имуществу учли храм, часовню и другие постройки; парк на 8 десятинах; образы, святую посуду, церковную утварь, одежду священников; 22 000 руб., которые оставались на счете Комитета; все дела Комитета, чертежи, книги и др. Договорившись с обер-прокурором Пресвятого Синода, Министерство назначило особый причт из священника, диакона, псаломщика и небольшого хора.
С 1903 по 1909 г.г. примерно 15 000 руб. на год выделялось на содержание инвалидного дома, из них 4 000 руб. использовалось на текущий ремонт здания, отопление и освещение помещений. А с 1900 по 1909 год на ремонт Храма и Часовни потратили около 90 000 руб.
В 1905 г. встал вопрос об охране Храма Христа Спасителя. 8 июня Змиевский исправник написал письмо Харьковскому губернатору, прося его командовать до Храма десятских, поскольку два охранника от Министерства путей сообщения не были способны обеспечить надлежащую охрану и содержать Храм в приличном виде в случае неожиданного приезда высокопоставленных гостей. Но губернатор мотивируя тем, что «отозвание еженедельно двух стражников из своих участков для дежурства при храме в течение недели не может не отразиться вредно на исполнении и постоянных обязанностей по району», отказал. Для обеспечения порядка в Храме, церковным старостой был назначен наследный почетный гражданин Д. Школяренко.
Постоянно в комплексе появлялись новые проявления благодарности Господу. В марте 1908 г. началось устройство памятника «в бозе почившему» Александру III. Во время празднования очередной годовщины в 1908 г. памятник был открыт.
27 августа 1909 г. братия Спасового Скита возбудила ходатайство перед императором о передаче Храма Христа Спасителя в ведомство монастыря. Николай II поручил Харьковскому Губернатору Катеринину изучить этот вопрос более детально и отчитаться Государю. Но Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский ответил, что до императора иеромонах Никофонт обратился к императору самовольно, по его распоряжению дело было переведено до Святогорского монастыря и на две недели запрещено принимать участие в богослужении. Достаточно интересным является рапорт настоятеля Спасового Скита игумена Родиона. Он пишет, что «ни епархиальное начальство, ни братия вверенного мне монастыря не уполномочивали бывшего казначея нашей братии просить о чем-либо государя Императора», но не отказывается от того, что прошение иеромонаха Никофонта «выражало всегдашнее и искреннее желание всей братии монастыря Спасова».
Прося передать им храм, монахи утверждали, что богослужение в Храме Христа спасителя проходят недостаточно «благолепно». Министерство на это отвечало, что богослужения проводятся на приличном уровне, хотя молиться, кроме церковного причта особо некому, поскольку количество богомольцев значительно уменьшилась. Но в течение января-октября 1909 г. произошло 118 богослужений. В итоге решили, что такая инициатива будет не лишней и губернатор разрешил монахам Спасового Скита отправлять богослужение в Храме Христа Спасителя.
Но на этом монахи не остановились. В канцелярии Губернатора и далее поступали письма с просьбой передать в ведомство Спасового Скита Храм Христа Спасителя. Управляющий делами инвалидного дома в писании М.М. Катериничу считал, что «дискредитирующие причт слухи, умышленно создаются лицами в этом заинтересованными». Жалуясь Министру путей сообщения С.В. Рухлову, харьковский губернатор говорил, что монахи благодаря этому желают обогатиться, не зная, что постоянно открыт для богомольцев храм будет требовать больше средств на ремонт.
Архиепископ Арсений в письме к губернатору ставил условия, на которых епархия хотела бы получить храм. Его наглости не было предела. Все финансовые расходы (ремонт храма и часовни, отопление, внешняя охрана церкви, жалование причта) Арсений переводил на Министерство путей сообщения, а прибыли из храма (за церковные требы, кошельковый сбор) должен был получать монастырь. Также к братии переходила притчова полевая земля и деревянный дом, в котором когда-то была школа, переходили в ведомство монастыря.
На 14 часов 17 июня 1911 г. было назначено заседание Опеки для решения дальнейшей судьбы Храма. Было решено разрешить монахам находиться возле самого храма для выполнения необходимых треб, передать им в управление монастырь, утвердить руководство, состав и функциональные обязанности опекунства. Тем временем на счет Опекунства поступали средства. На своем заседании 22 сентября 1909 г. Дворянское собрание постановило ассигновать по 100 г. на трехлетие с 1 января 1910 г., с условием избрания одного из членов собрания членом Опекунства. Также они прислали на счет Харьковского губернского казначейства 732 г. 55 к., что уже накопились на счету дворянства.
Накануне приезда императора в Скит (16.03.1912 г.) Опекунство вновь активизировалось. На очередном заседании его ведомства прошло утверждение смет и отчетов по ремонту и содержанию храма. Со временем доходы от храма начали превышать расходы. Для примера хотелось бы привести проекты сметы доходов и расходов на 1913 г.
«Смета доходов по Храму Христа Спасителя на 1913 год. Проект. Ожидается к поступлению:
Смета расходов по Храму Христа Спасителя на 1913 г. Проект. Предполагается израсходовать:
Тем временем, назрела необходимость ремонта Храма. 26 июля 1913 г. Строительная комиссия при осмотре Храма обнаружила в стенах храма трещины на 4-х подпружных арках, опиравшихся на 4 пилоны. Годами они переходили в барабан и алтарную арку. На внешних стенах храма выветривался кирпич. Причиной таких повреждений комиссия называла осадку частей храма и недостаточность упругости грунта, на которых были возведены пилоны. Решили составить смету и немедленно приступить к выполнению ремонтных работ. Опекунство решило «возбудить по этому поводу соответствующее ходатайство, но так как этот храм является художественным произведением и ремонт его должен коснуться стенной живописи и некоторых других работ, то Попечительство считает безусловно необходимым, чтобы проект ремонтных работ предварительно был подвергнут обсуждению в Императорской Академии художеств с привлечением к его рассмотрению и строителя храма академика архитектуры Марфельда».
После прихода к власти большевиков отношение к Храму изменилось. Хотя к политике секуляризации было еще далеко, но некоторые изменения молитвенные и благотворительные памятники вблизи станции Борки понесли. Комиссия в составе протоиерея Гончаревського, комиссара из духовных дел И. Рампа, проф. Ф Шмита. И., губернского инженера П.П. Руданского, местного руководителя железнодорожной участком П.П. Добросельського и архитекторов В.М. Покровского и В.В. Величко осмотрела комплекс, составила акт и «нашла необходимым снять нижеследующие надписи и эмблемы, имеющие отношение к царской фамилии:
1. Снять 8 наружных орлов по карнизу.
2. Сколоть наружную позолоченную надпись над главным входом (керамическую).
3. Внутри убрать 3 металлических доски при висячих иконах с посвятительными надписями вот Варшавской казенной палаты, от Варшавской пожарной команды, от 3-го Московского кадетского корпуса. В виду значительной стоимости досок их упаковать и сдать на хранение в ризницу храма.
4. Снять орла с шатра.
5. Снять 4 короны в фронтонах и уничтожить вензеля под коронами.
6. Вынуть среднюю вставку из медальона под перилами.
7. Снять корону над входом.
8. Снять трёх орлов на шатрах.
9. Убрать цинковых орлов и вензеля на трех шатрах.
10. Снять на царском месте шитую с вензелями пелену из бархата (передать в городской музей).
11. Там же на тумбах снять 2 орлов.
12. Снять две мраморные доски у входа.
13. Снять на клиросе 2 короны на тумбах.
14. Убрать хоругвь с изображением вензеля с задней стороны обида (передать в епархиальный музей).
15. Изъять книгу для записи почетных лиц (передать в университет).
16. Снять дощечку с надписью на иконе, лежащей на аналое.
17. Изъять серебряный венок с надписью, пожертвованный Коммерческим училищем (хранить в ризнице в особом ящике).
18. Изъять из ризницы 8 маленьких серебряных орликов.
19. Снять бюст (передать в городской музей).
20. Бронзовое панно закрыть медной припаянной крышкой.
21. Снять наружную мраморную доску с надписью с наружным стороны.
22. Снять наружную доску с надписью во фронтоне.
23. Закрасить на иконе снаружи алтарной стены надпись «Боже царя храни».
24. Снять с хоругвей 2-х орлов.
25. В алтаре с двух образов снять доски с памятными надписями».
До всех пунктов, кроме № 9, должны были приступить немедленно. Выделить необходимые 5 800 р. взялась Южная железная дорога за счет Комитета инвалидного дома. С 4 июля 1917 г. под руководством подрядчика Трофимова приступили к незамедлительному выполнению работ.
В 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни. Затем в этот процесс включилась Южная железная дорога, и весной её реконструкция была завершена. 27 апреля 2003 г. часовню освятил владыка Онуфрий. Теперь в воскресенье и праздничные дни все электрички, следующие из Харькова в сторону Лозовой, делают короткую остановку у платформы Спасов скит, чтобы верующие могли поклониться святыне.