храм иерусалимское подворье на арбате
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Храм Воскресения Словущего на Арбате в Москве (подворье Иерусалимской Православной Церкви)
Центральное благочиние Московской городской епархии
История
Известно, что на том месте, где сейчас находится храм Воскресения Словущего на Арбате, во второй половине XVI в. стояла деревянная церковь святого апостола Филиппа. Нынешний каменный храм был освящен Патриархом Московским Иоакимом в 1688 г.
Церковь сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года, сильно обветшавший храм предполагалось упразднить, однако в 1817 г. принимается решение об открытии при церкви св. ап. Филиппа представительства Иерусалимской Православной Церкви. Это событие было связано с обращением Патриарха Иерусалимского Поликарпа к императору Александру I с просьбой о даровании Иерусалимскому Патриархату московского подворья, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего в 1808 г. храма Воскресения Господня.
После открытия подворья главный престол церкви был переосвящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), также устроены два придела — в честь св. ап. Филиппа и в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская». Капитальный ремонт, реставрация и восстановление иконостаса были закончены к 1851 г. В 1852 г. храм был торжественно освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским.
В 1918 г. подворье было упразднено; сам храм в советское время не закрывался. Деятельность подворья была возобновлена в 1989 г.
Престолы
Главный престол освящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), приделы — в честь св. ап. Филиппа и иконы Божией Матери «Иерусалимская», приставной престол в честь свт. Николая Чудотворца.
Святыни
Часть Древа Животворящего Креста, десница вмч. Евстафия Плакиды, ковчег с мощами свв. Вселенской Церкви: св. ап. Иакова, сщмч. Харалампия, вмч. Пантелеимона, вмц. Варвары, вмч. Галактиона, мч. Трифона, вмч. Никиты, вмц. Параскевы Пятницы, св. бессребреника Космы, прп. Алипия Столпника, свт. Иоанна Милостивого.
Чтимые иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Ахтырская».
Богослужение
Божественная литургия совершается ежедневно в 9.00, в дни великих праздников накануне совершается всенощное бдение в 18.00.
По будням Литургию предваряет утреня в 8.00.
Храм иерусалимское подворье на арбате
История храма Воскресения Словущего уходит в глубь веков. По преданию, уже со второй половины XVI века на этом месте стояла церковь во имя святого апостола Филиппа. Основана она была, по всей видимости, самим митрополитом Московским и всея Руси Филиппом (Колычевым) в Иконном переулке при его загородном доме и, вероятно, была деревянной, как многие древние русские храмы. Существующий ныне каменный храм был воздвигнут в 1688 году при царе Алексее Михайловиче его боярином Иваном Косьминым и 2 ноября того же года освящён Патриархом Иоакимом.
История жизни храма в XVIII столетии покрыта тайной. И только из глубины XIX века (особенно его второй половины) смогли подняться к нам редкие и драгоценные сведения. В период Отечественной войны 1812 года церковь святого апостола Филиппа разделила судьбу многих московских храмов. Она была ограблена и осквернена французскими войсками. Сильно обветшавшая, с малочисленным приходом, находившаяся в самом центре сожжённой, но непокорённой столицы, она внушала мысль о невозможности своего восстановления. Указ Святейшего Синода от 26 июля 1818 года гласил, что Филипповскую церковь «предполагается упразднить».
Но Богом было уготовано иное. Небольшому храму в тихом арбатском переулке Его дивный Промысел определил стать Иерусалимским подворьем, местом пребывания и служения представителей братства Святого Живоносного Гроба Господня. В 1808 году в Иерусалиме вспыхнул пожар, почти полностью уничтоживший великую святыню — храм Гроба Господня. Патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью в восстановлении храма к другим Православным Церквам. В 1817 году он направил просьбу к Императору Александру I о даровании Иерусалимскому Патриархату подворья в Москве, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Русская Православная Церковь откликнулась на этот призыв; так в Москве было учреждено Иерусалимское подворье. Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Эти великие святыни и доныне хранятся в храме.
Первым настоятелем Иерусалимского подворья стал архимандрит Арсений. Много сил положил он на благое дело реставрации и ремонта храма. Был отстроен правый придел во имя Иерусалимской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, куплены прилегающая к храму со стороны Пречистенского бульвара земля и стоящий на ней каменный дом. В 1822 году, когда все реставрационные и строительные работы успешно завершились, главный придел храма был переименован в честь Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме — Воскресения Словущего, а левый придел — в честь святого апостола Филиппа. В 1849–1852 годы этот придел был перестроен и 20 сентября 1852 года торжественно освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Сохранилась речь, произнесённая им в тот памятный день. В ней выдающийся иерарх Русской Православной Церкви подчеркнул, что это событие пронизано живой радостью «соединения Святых Божиих Церквей, ежедневно испрашиваемого нами в молитвах».
Живым свидетельством молитвенного соединения двух святых Божиих Церквей — Русской и Иерусалимской — были бесценные дары, посылаемые Патриархами Иерусалимскими своей русской пастве. В 1853 году, в бытность настоятелем архимандрита Филарета, храм принял в дар великую святыню — частицу мощей апостола Иакова, брата Господня, первого иерарха Иерусалимского. После кончины архимандрита Филарета настоятелями Иерусалимского подворья были архимандрит Григорий (1868–1877), а затем архимандрит Никодим (1877–1882), впоследствии ставший Иерусалимским Патриархом. Во второй год его настоятельства Патриарх Иерусалимский Иерофей прислал в дар подворью частицы мощей угодников Божиих: священномученика Харалампия, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары и великомученика Галактиона, мученика Трифона. В 1880 году Патриарх вновь приносит в дар русской пастве бесценные сокровища: частицы мощей святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, великомученика Никиты, великомученицы Параскевы Пятницы, бессребреника и чудотворца Космы и преподобного Алипия столпника. Для этих святых даров архимандрит Никодим специально устроил позолоченный ковчег. В нём они находятся и по сей день, и чудотворная благодать мученических мощей изливается на всякого, с верою к ним приступающего.
В 1917 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась для прихожан. С 1930-х годов в храме служил известный протодиакон Михаил (Холмогоров). В 1960-х — 1990-х годах совершал своё служение многими почитаемый протоиерей Василий Серебренников.
С 1989 года храм Воскресения Словущего вновь стал именоваться храмом Иерусалимского подворья; настоятелем назначили архимандрита Феофилакта (Георгиадиса), ныне архиепископа Иорданского. В 2001 году его сменил архимандрит Феофил (Яннопулос), ныне — Патриарх Иерусалимский и всея Палестины. С 2003 года настоятелем является архимандрит Стефан (Диспиракис).
Духовенство
Архимандрит Стефан (Диспиракис)
Архимандрит Стефан (Диспиракис) родился 4 ноября 1957г.- настоятель храма Воскресения Словущего на Арбате Иерусалимского подворья.
Родился в Греции на о.Крит. В 1971 г. уехал в Иерусалим, там закончил школу. В 1978г. рукоположен в диакона. В 1979г. был рукоположен в иерея, а в 1981г. в архимандрита. С 1979 по 1981гг. служил в храме Гроба Господня. В 1982г. служил иегуменом в монастыре Святого Георгия Победоносца в Лиде. (Там же находятся мощи Святого Георгия Победоносца).
В 1983-1987гг. учился в университете в Афинах на факультете богословия и в это же время служил в Иерусалимском подворье в Афинах. В 1987г. вернулся в Иерусалим и был назначен хранителем библиотечного фонда Патриархии Иерусалима.
С 1989 по 2000гг. возглавлял экономический отдел Патриархии Иерусалима. А с 1999 по 2003гг. занимал должность главного секретаря Патриарха Иерусалима.
День тезоименитства 9 января.
С августа 2003года возглавил Иерусалимское подворье в Москве.
Протоиерей Михаил Леонидович Крутинь
Протоиерей Михаил Леонидович Крутинь родился 26 февраля 1956 года в семье профессиональных церковных певчих.
В 1979 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. В 1981 году окончил ЛДС по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).
Решением преподавательской корпорации принят в число студентов Ленинградской Духовной Академии без сдачи вступительных экзаменов.
15 мая 1981 года ректором Ленинградских Духовных Академии и семинарии архиепископом Выборгским Кириллом (ныне –Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в сан диакона.
10 марта 1985 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) рукоположен в сан священника с возложением набедренника.
В 1991 году возведен в сан протоиерея.С 1997 года – духовник сестричества в честь свт. Петра, митрополита Московского и всея Руси.
2001 г. – в дополнение к послушанию помощника Экзарха Патриарха Св. града Иерусалима и всея Палестины в России (Иерусалимское Подворье в Москве на Арбате) назначен настоятелем храма-часовни во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» на Пречистенке при Главном Управлении МЧС России по г. Москве. В 2005 году награжден крестом с украшениями. День Ангела – 21 ноября.
Имеет награды:
Церковные: орден св. равноап. кн. Владимира III степени. орден св. блгв. кн. Даниила III степени.
Светские: медаль МЧС России «За содружество во имя спасения», медаль МВД России «За верность долгу»,
медаль МЧС России «200 лет профессиональной пожарной охране Москвы», медаль МВД России «200 лет МВД России»,
памятная юбилейная медаль «70 лет Главному Управлению МЧС России по Москве».
Протоиерей Алексей Александрович Дубровский
Протоиерей Алексей Александрович Дубровский родился 27 мая 1964 года в г. Москве.
Образование: средняя школа №122 г. Москва, Московская духовная семинария (1986г.) и Московская Духовная Академия(1990г.). Кандидат богословия. Рукоположен во диакона 31 марта 1991г., проходил диаконовское служение в храме св. муч.Иоанна Воина на Якиманке. 21 сентября 1992г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан священника и с 1 октября 1992 г. является клириком храма Воскресения Словущего Иерусалимского Патриаршего подворья.
Духовник Воскресной школы (с2002г.), преподаватель Перервинской духовной семинарии (с2004г.).
Церковные награды: медаль Преподобного Сергия Радонежского II степени (1986г.), набедренник (1994г.), камилавка (1996г.), палица (2011г.).
День тезоименитства: 2 июня
Протоиерей Владимир Михайлович Гулин
Протоиерей Владимир Михайлович Гулин родился 8 августа 1966 года в г. Алуевск, Луганской области.
В 1994 г. окончил Московскую Духовную Семинарию, 21 мая1994 г. возведен во чтеца, 9 июля 1996 г. во диакона,
служил в храме Живоначальной Троицы в Свиблове. 22 марта 1998г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан священника и с 8 апреля 1998 г. клирик храма Воскресения Словущего Иерусалимского подворья в Москве.
Преподаватель Воскресной школы с 2003 года.
Церковные награды: набедренник, камилавка, наперсный крест (2008г.)
День тезоименитства: 28 июля.
Священник Виктор Васильевич Зогий
Священник Виктор Васильевич Зогий, родился 10 января 1977 года в городе Клинцы Брянской области. Вырос в Смоленской области.
С 1984 года по 1994 год обучался в средней школе №1 поселка Озерный. В старших классах начал ходить в храм и регулярно исполнять послушание чтеца и певца на приходе Рождества Богородицы пос. Озерный.
В августе 1994 года поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую закончил в 1998 году по первому разряду.
В 1998 г. Отделом внешних церковных связей направлен для обучения на богословском факультете Афинского Университета, который закончил в 2003 году.
В июле 2003 года был принят в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата в качестве сотрудника Сектора загранучреждений.
4 сентября 2005 г. сочетался церковным браком с Запольской Анной Геннадьевной.
4 ноября того же года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве рукоположен в сан диакона, а 25 декабря в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска в сан священника.
11 марта 2006 г. по представлению Председателя Отдела Внешних Церковных связей митрополита Кирилла, указом Святейшего Патриарха Алексия отправлен на служение в русскоязычном приходе св. Стилиана в г. Лимассоле. Награжден набедренником и наперсным крестом.
В 2015 г. возвращен из загранслужения для дальнейшего несения послушания в России. 1 июня 2016 г. Указом Патриарха Кирилла зачислен в клир г. Москвы и назначен штатным священником храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) – Патриаршего подворья на Арбате, Представительства Иерусалимской Православной Церкви при Московском Патриаршем Престоле.
|
Иерусалимское подворье в Москве |
/p>
Сохранение ненарушимого единства Вселенской Церкви проявляется в реальном сотрудничестве и совместном молитвенном общении всех Поместных Церквей, нередко находящихся друг от друга на значительном расстоянии. Такое духовное единение издавна существует между Иерусалимской и Русской Православными Церквами.
Это единение, завещанное Иисусом Христом и установленное апостолами и святыми отцами, предполагает постоянные контакты между Православными Церквами, которые легче всего осуществляются через полномочных представителей, делающих это общение видимым и плодотворным.
Именно такую миссию и призван исполнять представитель Иерусалимской Церкви на Патриаршем подворье в Москве. Его деятельность реализуется и в совместном служении с пастырями Русской Церкви, и в поддержании регулярных контактов между Предстоятелями двух Поместных Церквей, и в возможности своевременно распространять в православном русском народе сведения об истории святых мест и современной жизни Православия на Святой Земле.
Одной из первых откликнулась на этот призыв Русская Церковь. И произошло это в трудные для России годы, когда она еще не оправилась после Наполеоновского нашествия. Восстанавливалась сожженная в 1812 году Москва. Казалось, о каком участии в нуждах другого народа, другой Церкви может идти речь?! Но святыни Палестины всегда были дороги сердцу русского человека. И когда в 1815 году для сбора пожертвований был назначен представителем Иерусалимского Патриарха архимандрит Арсений, его миссия встретила полное понимание и сочувствие как со стороны народа, так и со стороны царствующего дома. В 1817 году Святейший Синод Русской Православной Церкви издал указ об учреждении Иерусалимского подворья в Москве. В следующем году местом пребывания и служения представителя Святого Живоносного Гроба Господня был определен храм во имя святого апостола Филиппа у Арбатских ворот.
Так снова, и уже в который раз, завязались более тесные взаимоотношения между двумя братскими Церквами. Русская оказывала активное материальное содействие восстановлению святынь, Иерусалимская усилила молитвенное предстательство за величайшую православную державу, за весь русский народ.
Храм на этом месте существовал еще во времена первосвятительского служения святителя Филиппа, Московского и всея Руси чудотворца, возле его загородного дома, и, скорее всего, он был основан самим святителем в честь своего небесного покровителя. Но точные исторические свидетельства обнаруживаются лишь с XVII века.
В 1688 году на месте деревянного храма боярин Иван Косьмин построил для поминовения себя и своих родителей каменную церковь с Никольским приделом, которую 2 ноября того же года освятил Патриарх.
Первым настоятелем Иерусалимского подворья в Москве стал архимандрит Арсений, русский по происхождению. Он управлял подворьем с 1818 по 1823 год. После проведении необходимых реставрационных работ он по благословению Иерусалимского Патриарха и с разрешения Святейшего Синода Русской Православной Церкви переименовал главный престол в честь Обновления (освящения) Иерусалимского Воскресенского храма, и с этого времени церковь стала именоваться храмом Воскресения Словущего. Одновременно Никольский придел был посвящен святому апостолу Филиппу.
В 1819 году Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Поликарп прислал в дар и благословение Иерусалимскому подворью в Москве ценные реликвии:
Ковчег со святыми мощами и частями древа Животворящего Креста Господня, находящегося в Филипповском приделе Иерусалимского подворья в Москве, современный вид
1) золотой крест, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, внутрь которого собственноручно вложил часть Всечестного Древа Животворящего Креста Господня (впоследствии этот дар был утрачен);
2) икону трех святых с житийными клеймами (утрачена в 1870 году);
3) честную десницу святого великомученика Евстафия Плакиды (которая находится ныне в главном мощевике храма в Филипповском приделе).
Во время настоятельства отца Филарета храм обогатился получением святых мощей апостола Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа. Они были привезены известным русским путешественником и писателем, ставшим затем обер-прокурором Святейшего Синода, А. Н. Муравьевым из его паломничества по Востоку и поднесены митрополиту Филарету, который распорядился передать часть мощей храму Иерусалимского подворья.
Архимандрит Григорий Палама, бывший настоятелем в 1868-1877 годах, устроил в Филипповском и Никольском приделах иконостасы под мрамор. А пришедший ему на смену архимандрит Никодим, впоследствии ставший Патриархом Иерусалимским, возобновил живопись на стенах и сделал в Филипповском приделе балдахин над плащаницей Господней наподобие кувуклии.
В 1878 году Иерусалимская Церковь сделала второй дар храму Иерусалимского подворья в Москве. Блаженнейший Патриарх Иерофей передал «из Великого синодика Священной общины Пресвятого Гроба» частицы святых мощей нескольких угодников Божиих, особенно почитаемых в России: мученика Галактиона, священномученика Харалампия, мученика Трифона, великомученика и целителя Пантелеимона и мученицы Варвары.
В 1879 году иждивением церковного старосты, потомственного почетного гражданина Николая Петровича Кропоткина в главном алтаре храма был устроен иконостас под мрамор, украшенный новонаписанными иконами, и обновлена стенная живопись.
В следующем году Блаженнейший Иерофей вторично пополнил мощевик храма, прислав в дар всечестные мощи святителя Иоанна Милостивого, великомученика Никиты, бессребреника Космы, преподобного Алипия и преподобномученицы Параскевы Пятницы, чтобы, как написано в сопроводительной грамоте, «положить их во святом храме подворья Святого Гроба Господня для его благолепия и славы и для освящения поклоняющихся им благочестивых христиан». С этого времени почти все мощи, находящиеся в храме подворья, содержатся в специально устроенном для них архимандритом Никодимом позолоченном ковчеге, украшенном резным изображением Гроба Господня.
В последующие годы продолжалась работа по благоукрашению храма и храмовых построек. В 1900-1902 годах при настоятеле подворья архимандрите Афанасии была проведена большая работа по реставрации и обновлению стенной росписи, сохранившейся и поныне.
В 1917 году Иерусалимское подворье в Москве было упразднено большевиками, но храм оставался действующим.
Современный вид храма Воскресения словущего Иерусалимского подворья
Иерусалимское подворье вновь начало действовать только 19 ноября 1989 года. Торжественное богослужение в этот важный для жизни двух Церквей день возглавил митрополит Минский и Белорусский Филарет, которому сослужили специально приехавший по этому случаю главный секретарь Иерусалимского Патриархата епископ (ныне митрополит) Тимофей и назначенный настоятелем подворья автор настоящего сообщения.
Церковь Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате – Иерусалимское подворье в Москве
Уже во второй половине XVI века на Иконной улице, названной по находившейся здесь Изографской конторе и слободе иконописцев, стояла деревянная церковь святого апостола Филиппа. Храм был возведен по инициативе митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычёва) во имя его небесного покровителя. Здесь же находилось подворье митрополита. Позднее переулок получил название по церкви – Филипповский. В 1657 году церковь была еще деревянной, а в 1688 г. была перестроена уже в камне стольником царя Алексея Михайловича Иваном Косьминым.
В Отечественную войну 1812 года церковь была разграблена французами и сильно пострадала во время пожара в Москве. Обветшавший храм предполагалось упразднить. Однако после сильнейшего пожара в 1808 году в храме Гроба Господня в Иерусалиме почти полностью уничтожившего великую святыню, патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью в восстановлении храма к другим Православным Церквям. В 1817 году он просил Императора России Александра I открыть подворье Иерусалимского Патриархата в Москве, где могли бы останавливаться монахи для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Подворье было открыто в 1818 году при церкви апостола Филиппа в тихом арбатском переулке. Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Эти святыни и доныне хранятся в храме.
По окончанию ремонтно-строительных работ главный престол был переосвящен в честь праздника Воскресения Словущего, посвященного воспоминанию обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а северный Никольский придел — в честь святого апостола Филиппа. В 1848-1852 годах был возведен южный придел во имя святителя Николая и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. 1881 г. Фото Николая Найденова
Примечательно, что большинство московских Воскресенских храмов освящены именно в память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году при святом равноапостольном Константине Великом, а не Пасхи Христовой. По православным представлениям, Храм Воскресения Господня в Иерусалиме, входящий в комплекс храма Гроба Господня, воздвигнутый на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова невоспроизводим в своей уникальности, в том числе – в названии. Поэтому Воскресенские церкви на Руси строились во имя Воскресения Словущего (от глагола «слыть» – быть известным). Праздник в честь этого события отмечается 26 сентября по новому стилю (13 сентября по старому стилю), накануне праздника Воздвижения Креста Господня 27 сентября.
Патриархи Иерусалимские посылали в дар своей русской пастве святыни: частицы мощей апостола Иакова, брата Господня, первого иерарха Иерусалимского, священномученика Харалампия, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары и великомученика Галактиона, мученика Трифона, святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, великомученика Никиты, великомученицы Параскевы Пятницы, бессребреника и чудотворца Космы и преподобного Алипия столпника. Для этих святых даров устроен позолоченный ковчег, в котором они находятся и сейчас.
В 1918 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась для прихожан. 19 ноября 1989 года храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) вновь стал подворьем Иерусалимского патриархата. В 1959 году Филипповский переулок был переименован в честь писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, который в 1849—1851 годах снимал там квартиру в доме № 9. В 1993 году восстановлено прежнее название – Филипповский переулок.
В 1943-1951 годах в штате храма Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате состоял известный протодиакон Михаил (Холмогоров) – обладатель уникального по красоте баса. Его сравнивали с Шаляпиным, причем многие знатоки отдавали предпочтение голосу отца Михаила. Когда Холмогоров служил в храме великомученика Никиты на Старой Басманной, то со всего города туда съезжались знатоки и любители церковного пения, чтобы послушать его голос. Михаилу Кузьмичу неоднократно предлагали петь в опере, что сулило славу, известность и деньги, но он отказался. Художник Павел Корин писал Холмогорова для своей неоконченной и самой знаменитой картины «Реквием, или Русь уходящая», где протодиакон изображен в центре, перед патриархами, с раскачивающимся кадилом в руке.
П.Д. Корин. «Реквием, или Русь уходящая». 1935 г.
Протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951)
Запись голоса Михаила Холмогорова не сохранилась, но есть замечательное описание впечатления от его голоса на торжественной интронизации Патриарха Алексия (Симанского) 4 февраля 1945 года в Богоявленском (Елоховском) соборе, оставленное молодым тогда иподиаконом К.В. Нечаевым (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим).
«Нашему Патриарху возглашал многолетие престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров. […] собор затих. А затем вдруг наполнила его мягкая сила. Именно сила. Казалось, что-то мягкое, звучное, глубокое, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполняя собой все, звучал в каждой частице пространства, это было более чем орган или оркестр, потому что этот звук был живым и органичным. Он присутствовал во всем и всюду. Казалось, он шел ниоткуда, но был во всем и все наполнял собой. Это был «Михал Кузьмич». Это была его лебединая песнь, последний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы».