храм иконы божией матери старорусская старая русса
Храм иконы Божией Матери «Старорусская»
Храм иконы Божией Матери Старорусская — это храм Русской Православной церкви, относится к Новгородской и Старорусской епархии.
Сейчас он не действует, в помещении храма — детская спортивная школа.
Фото храма после постройки в 1891 год. В настоящее время храм иконы Божией Матери Старорусская не действует
История храма очень тесно связана с иконой Божией Матери Старорусская
История храма тесно связана с иконой Божией Матери Старорусская. Чудотворный образ почитается верующими 4 мая, в день перенесения копии иконы в Старую Руссу, а также 18 сентября в день возвращения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери в Старую Руссу.
Дата и место появления иконы точно не известно. Если верить Виленскому мецеслову за 1609 год, Старорусская икона была перенесена из греческого города Ольвиополя в Старую Руссу.
В 1470 году на Византию напали турки и крымские татары. И чтобы спасти икону от надруганий врагов, жители решили отправить икону в Руссу.
Как говорилось, ее доставили по великому пути, из варяг в греки. Затем икону поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря. Это был самый древний храм из всех, что там находился.
Но существует и другая версия, по которой икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия. Затем из храма Святого Георгия икона была перенесена в Старую Руссу. Чуть позже очень активно тихвинцы поддерживали именно эту историю.
В 1570 году жители города обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним икону Божией Матери Старорусская
По преданию, в 1570 году в городе Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города решили обратиться к рушанам, с просьбой отпустить к ним икону Божией Матери. Они пообещали прислать копию чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери.
На руках тихвинцы доставили икону Божией Матери Старорусскую и с крестным ходом обнесли ее вокруг всего города.
Жители города сильно обрадовались, и поместили икону в главный храм своего монастыря.
Но здесь тоже есть некая история, которая гласит совсем о другом. Существует версия, что люди носили чудотворную икону из одного города в другой, до тех пор, пока мор не прекратился.
И после чего икону оставили в ближайшем храме, который как раз и находился в Тихвине. Очень долго время икона оставалась невозвращенной.
Затем в августе 1805 года рушане стали просить о возвращении иконы из Тихвина. Тогда Митрополит Новгородский Амвросий и епископ Старорусский Евгений не стали возражать против возвращения святыни.
Митрополит Новгородский Амвросий — епископ Русской православной церкви. Именно он был не против, чтобы икону Божией Матери Старорусскую вернули в храм рушанам
Но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим, где хранилась чудотворная икона, не захотел отдавать икону и отказался. Депутатам Старой Руссы он сказал, что не даст икону по причине возможного возмущения тихвинцев.
В 1806 году новое ходатайство рушан не было в их пользу.
В 1808 году в Городскую думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы.
Но, к сожалению, оно так и не состоялось.
В 1830 году было подано прощение императору Николаю первому о возвращении иконы Божией Матери, но оно было отклонено
22 октября 1830 года было снова подано ходатайство императору Николаю первому, но в 1831 году оно было снова отклонено в связи с событиями восстания военных поселенцев. Все эти события тогда и происходили именно в Старой Руссе.
Но люди не теряли надежды, и в 1848 году снова попытались предпринять попытки по возвращению иконы.
После городское общество обратилось к Святейшему Синоду с просьбой о возвращении иконы. Тогда они пообещали оставить в Тихвине копию иконы, украшенную драгоценностями. Но решение Синода оказалось снова не в пользу рушан.
В 1888 году горожане снова посылают прошение через митрополита Новгородского Исидора. При этом они решили обратиться к командующему войсками великому князю Владимиру Александровичу, который 23 года назад отдыхал на старорусском курорте.
Митрополит Новгородский Исидор. Именно ему в 1888 году рушане подали прошение о возращении иконы Божией Матери Старорусской на их землю
И 29 октября 1887 года он тоже отправляет письмо в поддержку этого прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария.
7 мая 1888 года было принято окончательное решение о возращении святыни, которое утвердил сам император Александром третьим. Святыню вернули спустя почти 180 лет.
В 1888 году чудотворную икону Божией Матери вернули, именно после этого началось строительство храма
24 августа того же года около 100 человек отправились за иконой. После возвращения святыни для ее местонахождения был возведен храм на Александровской улице.
Это был самый богатый храм в городе по внутреннему и внешнему убранству. Строительство велось на средства прихожан. В июне 1889 года храм заложили. В этом же году были закончены каменные работы.
В 1891 году храм был расписан и оборудован с помощью настоятеля храма архимандрита отца Мардария. Также не обошлось и без помощи щедрых храмодателей.
Архимандрит Мардарий — с помощью этого человека был построен и оборудован храм в честь иконы Божией Матери Старорусская
31 августа 1892 года храм иконы Божией Матери Старорусская был освящен. Через несколько дней освещали придел в храме в честь Владимира Крестителя, в котором принимал участие отец Иоанн Кронштадтский.
Отец Иоанн Кронштадтский принял участие во время освящения одного из приделов храма в честь иконы Божией Матери Старорусская
Вместе с постройкой храма закончилось и формирование храмового ансамбля Спасо-Преображенского монастыря.
Храм в честь иконы Божией Матери Старорусская был построен в стиле поздней эклектики
Нельзя не сказать о замечательной архитектуре храма. Храм был построен в стиле поздней эклектики. Снаружи он имел вид продолговатого четырехугольника с восточным полукружием — алтарем.
Над главным алтарем и папертью были поставлены небольшие главки с яблоками и крестами.
Крыша покрыта листовым железом, окрашенная медянкой. Кресты ставились железные, сквозные, вызолоченные железом.
Купол храма находился на 4 столбах, которые были соединены стенами арками, которые разделяли всю площадь церкви на 9 четырехугольных отделений.
Храм имел 4 входа. Снаружи стены были украшены пилястрами. В храме было 43 окна с полуциркульным завершением, которые размещались в один или 2 яруса.
Храм вместе с алтарем и папертью тянулся на 39 метров в длину, и на 26 метров в ширину, а в высоту на 23, 5 метра.
На входе располагался резной иконостас в честь иконы Божией Матери Старорусская. Также стояли иконы новейшего письма.
В главном алтаре перед жертвенником находилась икона Старорусская древнего письма. Ее размеры были в высоту 151 сантиметр, а в ширину 120,5 сантиметров.
Главное место в иконостасе было занято чудотворной иконой Старорусской Божией Матери с Предвечным Младенцем на левой руке.
Высота этой иконы составляла 267 сантиметров, а ширина 209. Риза и венец были сделаны из позолоченного серебра.
Икона была убрана с украшениями из золота и дорогими драгоценными камнями. Слева от иконы, у северной стены храма, на амвоне стоял ковчег с частицами святых мощей 50 угодников Божиих.
Ковчег с частицами мощей святых пятидесяти угодников Божиих, которые были подарены и привезены из Софийского Собора
Эту святыню подарил новгородский Софийский Собор. Привезли их еще в 1805 году из Новгорода самим архимандритом Моисеем.
Во втором приделе в храме висела третья икона Божией Матери Старорусская. А перед жертвенником на стене висела икона Тихвинской Божией Матери, которая была украшена жемчугом и драгоценными камнями.
К сожалению, фотографии этого убранства до наших дней не дошли.
В годы войны храм иконы Божией Матери Старорусская пострадал, но незначительно
В годы войны, как и многие храмы, он пострадал незначительно. В нем отсутствовала глава, была повреждена кровля и частично штукатурка.
Очень долгое время он был просто заброшен и поэтому пришел в полное запустение.
В 1960 годах верхняя часть до уровня междуэтажного карниза и верха апсид была разобрана, были изменены проемы и заштукатурен декор.
Стены были надстроены, и было сделано железобетонное покрытие, также поставлены внутренние стены.
Фото 2011 года. Вместо храма здесь действует детская спортивная школа
Помещение храма было отдано под детскую спортивную школу. Послевоенная судьба икон и всех ценностей храма до сих пор неизвестна.
Очень часто люди молятся перед иконой Божией Матери Старорусская и просят защиты и помощи в различных житейских ситуациях.
Иконе написан тропарь и кондак, которые можно читать дома перед иконой.
Тропарь:
Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы
Церковь иконы Божией Матери «Старорусская»
Фото и описание
Храм иконы Божией Матери «Старорусская» находится в городе Старая Русса, входит в состав Спасо-Преображенского монастыря. В середине 1888 года в город из Тихвина была возвращен чудотворная икона Святой Старорусской Божией Матери. Для местонахождения иконы был выстроен храм, находящийся на улице Александровской, которая сейчас носит название улицы Володарского. Новый храм стал одним из самых красивых и богатых во всем городе, если оценивать по наличию икон и внутреннему убранству. Возведение храма осуществлялось на денежные средства, которые были собраны с горожан для того, чтобы перенести знаменитую икону в Старую Руссу.
Летом 1898 года состоялось заложение храма, а к концу года все каменные работы были завершены. Летом следующего года храм был полностью расписан и оборудован, что произошло благодаря настоятелю монастыря Мардарию. 31 августа 1892 года храм иконы Старорусской Божией Матери освятили, а через несколько дней освятили и алтарь во имя Владимира Крестителя; в процессе освящения принимал участие святой отец Иоанн Кронштадтский. Именно с момента построения этого собора ансамбль Спасо-Преображенского монастыря был окончательно завершен.
Здание храма было поставлено неподалеку от обительских построек, по периметру стены и монастырской ограды Был выполнен в стиле достаточно поздней эклетики. С внешней стороны собор был выполнен в виде продолговатого четырехугольника, оснащенного восточным алтарным полукружием. В центральной части возвышался большой восьмигранный барабан, а также купол, который красиво увенчан главкой и крестом. Сверху над главным алтарем и папертью имелись маленькие главки, оснащенные крестами и яблоками. Покрытие крыши было выполнено при помощи листового железа, выкрашенного медянкой. Церковные кресты сквозные, из железа и вызолоченные золотом. Соборный купол располагался на четырех столбах, которые были соединены со стенами небольшими арками, распределяющими имеющуюся площадь на девять отделений четырехугольной формы, из которых три средние и три западные стали местами для молящихся; три восточных отделения были заняты солеей или возвышенной частью. В южном отделении находился Владимирский придел, огражденный стеной.
В храме Старорусской иконы Божией Матери имелось четыре входа, главный из которых находился у улицы Александровской. Наружные стены церкви украшались при помощи пилястр, фронтонов, выполненных в виде кокошникообразных полукружий, небольших поясков с карнизами. В соборе находилось 43 оконных проема, имеющих полуциркульные завершения, размещающиеся в одни или несколько ярусов. В паре с алтарем и папертью он протягивался на 26 метров в ширину и 39 метров в длину, при этом его высота составляла 24 метра.
Если принимать во внимание внутреннее убранство, то стоит отметить, что алтарная часть солеи состояла из трех отделений: в северном находился жертвенник, в большом и среднем – главный алтарь, а в южном имелся придельный алтарь, освященный во имя благоверного Святого князя Владимира. На входе в храм расположен деревянный резной иконостас, находящийся при главном алтаре во имя иконы Старорусской Божией Матери с некоторыми иконами более нового письма. Посреди главного алтаря на плитах, сделанных из камня, находится большой престол, который изящно украшен серебряно-позолоченной массивной одеждой с аккуратными эмалевыми украшениями, находящимися по углам; в ней находилось около 47 кг серебра. Перед жертвенником на главном алтаре имелась икона Старорусской Богоматери, выполненной согласно древнему письму, размеры которой были такими: ширина – 121 см, высота – 150 см. обрамление иконы выполнено в раме, оснащенной золотой гантелью. Заметное место в церковном иконостасе занимала святая икона Старорусской Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, венец и риза которой были сделаны из позолоченного серебра.
На сегодняшний день храм значительно обновлен и действует для прихожан.
Храм иконы божией матери старорусская старая русса
Интересно, многие ли верующие знают икону Божией Матери, которая именуется «Старорусская»? А между тем эта икона считается самой большой выносной иконой в мире (!): 272 см в высоту и 202 см в ширину. 1 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает праздник, посвященный возвращению древней иконы на родину – в город Старая Русса. Немало загадок ореолом таинственности окружает именно этот лик Пресвятой Богородицы. О некоторых загадках «Прихожанин» решил рассказать своим читателям.
Загадка № 1. Происхождение чудотворной иконы
Старая Русса – древний и уютный город, расположившийся в 100 километрах от Великого Новгорода близ озера Ильмень, где река Порусья впадает в реку Полисть. Когда появился этот город, неизвестно, археологи спорят о IX-X веках, но возможно здешнее поселение значительно древнее. Многие исследователи подчеркивают, что, согласно древнему «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», этот город был назван в честь легендарного героя по имени Рус. Если верить этому древнему источнику, два легендарных брата, своей родословной восходящие к сыну Ноя – Афету и являющиеся прямыми потомками князя Скифа, основали по берегам озера Ильмень два поселения и назвали их в свою честь – Словенск Великий (позже ставший Великим Новгородом) и Русу.
К слову сказать, до середины XVI века город так и назывался – Руса. Потом к названию прикрепилось слово Старая, указывающее на древность этого города, и чтобы можно было отличать от других поселений, которые назывались Новая Руса. Позже, уже в XIX-XX века, в слове Руса появилась и вторая буква «с», и город стал именоваться на привычный нам сегодня манер – Старая Русса.
Первая загадка, касающаяся иконы Пресвятой Богородицы «Старорусская», связана с ее появлением в городе. Существуют две версии. Согласно первой, икона, написанная византийскими иконописцами, поначалу находилась в древнегреческом городе Ольвиополь близ Херсонеса. Но, когда в 1470 году на Византию напали турки и крымские татары, жители города, боясь, что икона подвергнется поруганию со стороны иноверцев, решили отправить ее к православным русам, в город с таким же названием. Преодолев почти полторы тысячи километров, икону привезли в Русу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре.
Согласно второй версии, эта икона Божией Матери якобы впервые появилась в селе Выдропужске (Выдропусске), где жители молились ее образу в храме святого великомученика Георгия Победоносца. А уже из этого села икону якобы ненадолго перевезли в Русу, где она и осталась.
Обе эти версии несколько озадачивают. Если верить первой, то не совсем понятно, зачем надо было отправлять святую икону в столь дальний путь, как говорится, «за тридевять земель». В этом случае оставалось весьма мало шансов, что икона когда-нибудь вернется обратно в Ольвиополь. Если же говорить о второй версии, то возможно в этом случае могла произойти банальная путаница, потому что в селе Выдропужске была своя знаменитая чудотворная икона – «Одигитрия» Божией Матери «Выдропусская», внешне очень похожая на икону Богородицы «Старорусская». Так что тайну настоящего происхождения этой иконы мы, вероятно, никогда и не раскроем.
Загадка № 2. Тяжба двух городов
Вторая загадка связана с великой тяжбой, которая возникла между двумя городами – Русой и Тихвином, – на предмет, кому владеть этой чудотворной иконой.
У этой тяжбы есть своя предыстория. В 1570 году в Тихвине и его окрестностях вспыхнуло страшное моровое поветрие. И тогда тихвинцы обратились с нижайшей просьбой к жителям Старой Русы дать им святую икону, чтобы с ее помощью победить страшную эпидемию. В качестве временной замены тихвинцы предлагали копию своей знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери. Рушане (жители Русы) согласились отдать свою святыню на время.
Когда древнюю икону Божией Матери доставили и обнесли вокруг города Тихвина и ближайших сел и деревень, страшный мор действительно прекратился. Тихвинцы обрадовались, что Пресвятая Богородица спасла их город от эпидемии и решили… не возвращать в Старую Русу эту чудотворную икону, а оставить ее себе. И поместили «Старорусскую» икону Богородицы в Успенском соборе Тихвинского монастыря рядом со своей драгоценной реликвией – Тихвинской иконой. Вот и получается, что тихвинцы отплатили рушанам за доброту черной неблагодарностью.
Жители Старой Русы ждали, ждали, когда же их святыня вернется в родной город, и это ожидание растянулось почти на 200 с лишним лет. Когда же, по прошествии столь длительного срока, они, наконец, осознали, что жители Тихвина не намерены отдавать чужую реликвию, они решили обратиться за помощью к властям. И в 1805 году стали активно ходатайствовать, прося высшие государственные и церковные власти вмешаться в этот спор и помочь вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу.
К кому только за поддержкой они ни обращались! К митрополиту Новгородскому Амвросию (Подобедову), к епископу Старорусскому Евгению (Болховитинову), в Святейший Синод и даже к императору Николаю I. Рушане даже обещали, что предоставят жителям города Тихвина взамен точную копию со святой иконы, украшенную золотом и драгоценностями. Но всё было напрасно. И император, и Священный Синод подтверждали, что данная икона Богородицы, несомненно, является собственностью жителей Старой Русы, но тихвинцы держались упрямо: не отдадим ее – и точка!
Восемьдесят с лишним лет длилась эта тяжба двух городов, пока, наконец, очередное прошение жителей Старой Русы не попало на стол к великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну императора Александра II. Когда-то князь отдыхал на старорусском курорте, и ему там чрезвычайно понравилось, а потому он решил поддержать прошение рушан.
В итоге 7 мая 1888 года император Александр III утвердил свое решение с приказом вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу. 24 августа 1888 года сто с лишним жителей Старой Русы отправились в Тихвин за свой святыней. Взамен, как и обещали, рушане привезли точную ее копию с равноценными украшениями.
К слову сказать, чтобы изготовить эту копию и богато украсить ее золотом и драгоценностями, жители Старой Русы в кратчайшие сроки собрали гигантскую по тем временам сумму – 14 500 рублей серебром.
Все 300 километров, что разделяют Старую Русу и Тихвин, рушане 18 дней (с 31 августа по 17 сентября) крестным ходом несли святыню на руках, совершая по пути благодарственные молебны. Подробное описание торжественного перенесения чудотворной иконы из Тихвина в Старую Русу оставил старорусский мещанин Петр Белянинов. Он, в частности, вспоминал, что, когда рушане выносили икону из храма, «поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел».
«Когда местные удалились, с великой радостью, – писал Петр Белянинов, – понесли мы святыню под пение певчих нашей Духовской церкви и любителей. Шли легко, словно летели, а над нами «Богородице прилежно ныне притецем. «, «Пресвятая Богородица спаси нас» и прочие стихиры. И так 18 дней, из них 16 в пути среди несмолкаемого торжества. Крестными ходами повсеместно встречали и провожали святыню».
Наконец 17 сентября (по старому стилю) 1888 года икона Божия Матерь «Старорусская» благополучно вернулась в родной город и была помещена обратно в Спасо-Преображенский монастырь. Вот как Петр Белянинов описывает этот последний торжественный день перехода: «17 сентября, суббота. В пять утра отворили храм, вынесли икону, приготовились к движению, когда подошел крестный ход из всех церквей Старой Руссы. В Дубовицах встречали: епископ, о. Владимир, вице-губернатор Морголи, предводитель старорусского дворянства князь Васильчиков, голова Клейнмихель, гласные Думы и земской Управы, все купечество, ремесленный голова Грачев и старшины цехов со значками. А всего не менее двадцати тысяч человек. До центральной площади шпалерами стояли Вильманстрандцы (имеется в виду солдаты 86 Вильманстрандского полка, квартировавшегося в Старой Руссе – Ред.).
…А четыре года спустя, в 1892 году, в Старой Руссе на территории Спасо-Преображенского монастыря специально для иконы-хранительницы города был выстроен названный в ее честь храм – Церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери.
Загадка № 3. Почему отвернулся Христос?
А вот и третья загадка, самая, пожалуй, мистическая. Эта история произошла в 1787 году, за 100 лет до торжественного момента, когда рушане вернули свою святыню в родной город. Соборный староста Спасо-Преображенского монастыря в Старой Русе Иван Петрович Красильников, видя, что переговоры с тихвинцами ничего не дают, решил пойти другим путем – заказать копию чудотворной иконы.
Целый год нанятые им лучшие иконописцы жили в Тихвине и копировали образ Божией Матери. 4 мая 1788 года (кстати, 4 мая – второй праздник этой иконы, установленный в честь принесения копии святыни в Старую Руссу – Ред.) копию торжественно доставили в Старую Русу. Рушане крестным ходом под колокольный звон донесли ее до Воскресенского собора и поместили у правого клироса на второй колонне от западной стены.
Дальше происходит нечто поразительное и загадочное. Когда 100 лет спустя, в 1888 году, древний оригинал иконы Богоматерь «Старорусская», наконец, вернули жителям Старой Руссы, то оказалось, что чудотворная икона и ее копия совершенно не похожи друг на друга! Древняя икона, попавшая в Русу еще в XV веке, представляла собой «Одигитрию» и напоминала одновременно знаменитую Тихвинскую икону Божией Матери и Грузинскую Богородицу. А потому Младенец Христос на древней «Старорусской» иконе, находясь на левой руке Пресвятой Богородицы, обращал Свой взор к Матери Божией. На копии, написанной по заказу старосты Ивана Петровича Красильникова, Младенец Христос отворачивает Свой лик от Богородицы, в правой руке Он держит свернутый свиток, а левой благословляет.
Жители Старой Русы дивились такому несовпадению, гадали, гадали о причинах такой перемены, но тайна измененного образа знаменитой чудотворной иконы так и осталась неразгаданной.
В советские времена обе чудотворные иконы были разорены. Большевики разграбили святыни и похитили золотые оклады и драгоценности: золота и серебра на 16 фунтов, китайский жемчуг, множество драгоценных камней: топазов, гранат, бирюзы, аквамаринов… Разграбив иконы, советская власть сами образа передала в Старорусский краеведческий музей.
Во время войны, когда немцы оккупировали Старую Руссу, древняя икона Богородицы «Старорусская» таинственным образом исчезла. Как таинственным образом она явилась за пять столетий до этого, так и исчезла. Очень вероятно, что прихожане решили спрятать ее в каком-нибудь потаенном месте: в самой Старой Руссе или в близлежащих деревнях. Там она, возможно, и хранится до своего нового явления.
А вот копия, заказанная старостой Иваном Красильниковым, сохранилась. Немцы, которые на первых порах пытались заигрывать с населением на оккупированной территории, разрешили выставить копию святыни в открывшейся церкви. Позже, в период горячих сражений, когда было принято решение об эвакуации гражданского населения, вывезли из города и икону. Три года она находилась в Михайловском храме в городе Дно в Псковской области, а в 1946 году ее вернули в родной город.
Тем паломниками, которые захотят поклониться этой святыне, надо съездить в Старую Руссу, на улицу Георгиевская, 26, где в церкви Георгия Победоносца в левом нефе находится главная хранительница древнего русского города Старая Русса чудотворная икона Божией Матери «Старорусская».