храм ильи пророка пояс богородицы в москве
Рукой подать
Знаем ли мы святыни в наших родных городах? Задавшись этим вопросом еще в дни пребывания пояса Пресвятой Богородицы в Москве, мы отправили Марину Вологжанину искать ответы в одном монастыре и четырех московских храмах.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Здесь сплошь – храмы. По левую руку вырастает белый – храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, возле которого осенью так подолгу не вянут розы, а в конце переулка, ныряющего в улицу Забелина, желтеют стены моей нынешней цели – Иоанно-Предтеченского монастыря, одной из древнейших московских обителей.
Здесь по указу императрицы Елизаветы Петровны держали когда-то в подземной тюрьме страшную Салтычиху – в полной тьме, только на скудной трапезе зажигая ей свечку. И только через десять лет перевели ее в келью, соединенную с монастырским храмом окном, зеленую занавеску которого отдергивал московский люд, приходивший «смотреть» на узницу.
Потом сюда сослали дочь самой Елизаветы Петровны. Эта сосланная стала святой.
«В царствование Екатерины Великой – как считают, в 1784 году, при игумении Елисавете, – в монастырь по императорскому указу поступила насельница, личность которой до сих пор составляет тайну русской истории. Это была монахиня Досифея, бывшая, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским», – читаем о ней в книге «Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории». Через новоспасских старцев, с которыми затворница находилась в духовном общении, пишет автор, к ней «потянулась ниточка, связывающая русское иночество с афонским монашеским идеалом».
Сегодня этот монастырь, уже однажды – в XIX веке – переживший и закрытие, и возрождение, вновь набирает силу. Москвичи ездят и ходят сюда – и на службы, и просто к святыням. Моя знакомая Анастасия Андреевна – «к обручу».
Обруч – в часовне, цепочкой прикреплен к списку с древнего образа Иоанна Крестителя, лежит в ларце на подушечке – желающие надевают его на голову. Рядом – несколько заламинированных бумажных листов: тропарь и молитва. Тут же и масло. У масла – бумажная табличка: «Братья и сестры, благославляется помазывать только лоб».
Сам древний образ с частицей мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – тот самый, которому уже было 100 лет, когда в середине XVII века его носили по Москве царскими крестными ходами, – находится в соборе, но где именно, отчего-то спросить не решаюсь.
В соборе полутьма и тихо. Проходит и неслышно исчезает монахиня. Осматриваюсь. В правом приделе из темноты зовет-мерцает Казанская. Образа с частицами мощей. Вот – преподобный Серафим. Гробница. На мраморной крышке – сухие и бледные лепестки роз, а приложишься – и чувствуешь: пахнут. Это гробница блаженной схимонахини Марфы, подвизавшейся здесь во времена первого из Романовых. Кланяешься, как любимым родственникам: здравствуйте! И вы здесь, и вы – как же здорово! – ой, и вы! Вот икона великомученицы Анастасии Узорешительницы с частицей мощей, а вот – святителя Николая, а вот – наших, недавних, дивеевских: блаженной Пелагии, Параскевы, Марии. И каждая – в полном соответствии с рекомендациями на табличке – словно помазывает тебе лоб, и что-то проступает в воздухе, он густеет и будто сам становится маслом.
Но образ-то Крестителя Господня не находится, вот в чем дело! Не хватило, стало быть, мне ламинированного тропаря. Иду к свечнице. «Да как же вы не видели? По лесенке вверх – у Казанской!»
Вон он. Проявляется в полусумраке над солеей, светится темной краской. Самый непостижимый для меня из святых – полуангел.
Достаю из рюкзака канон и иду читать под лампу.
Храм Иоанна Воина на Якиманке
Дальше, вниз, по Солянке: московские улицы здесь – как волны. На траверзе слева – колокольня храма Троицы Живоначальной в Серебряниках, за ней (перед мысленным взором) любимый маршрут: взлет Гончарной улицы на Швивую Горку к подворью Афонского Пантелеймонова монастыря. Но сегодня у нас другие цели: древние святыни Москвы.
Его никогда не закрывали.
В 1922-м расстреляли настоятеля, благочинного Замоскворечья отца Христофора, конфисковали всю утварь, а потом вдруг наоборот сюда начали свозить из закрывавшихся московских церквей образа и святыни. И икону праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икону святого Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и оттуда же, с площади, иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца, раньше находившиеся над воротами Кремля, и мощи и икону святой великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.
Расстрелянный настоятель был прославлен в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских, и все это прошлое и настоящее дышит и живет здесь, чувствуется, не может не чувствоваться, как только заходишь в храм.
Я ищу икону великомученицы Варвары с частью пальца. Но к святыням с таким настроем: «покажите мне скорее, мне еще в три места надо», – конечно, не ходят: получается экскурсия. Хоть бы акафист прочла. И во второй раз за день мне немножечко щелкают по носу: доступ перекрыт – храм убирают. Спрошенная бабуся любезно шаркает от подсвечника к скамьям, которыми загорожены от меня иконы великомученицы Варвары, и показывает издали: «Вон – глава, а вон еще одна икона, видите? Слева, в киоте». Мощи – в алтаре, выносят на праздники.
Эх! Зачем-то иду в церковную лавку. На просьбу дать недорогую книжку о храме получаю «Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского (1875–1950)». С обложки небогатой печати глядит бело-оранжево-зеленый храм и старомодные батюшка с матушкой. Листаю, ищу картинки. Первыми попадаются знакомое лицо – митрополит Вениамин (Федченков) и факсимиле оборотной стороны фотографии: «Достопочтенному протоиерею дорогому отцу Александру на молитвенную память и в благодарность за усопшего брата Сергия и живую сестру Надежду».
Таинственная, сокровенная, «малая» история русской Церкви открывается в таких книгах, что любят издавать на приходах про своих дорогих и любимых отцов их преданные чада.
Храм Христа Спасителя
Вперед и вниз – к реке. Снова кривой переулок, парк «Музеон», за оградой – подтаявший снег, скульптуры, вороны, дети. Предвкушаю эффектную вставку про скульптуры, но дудки: тетка на входе требует оплаты. За деньги мы туда не пойдем, обтекаем справа. За Яузой уже вовсю красуется красным кирпичом Арт-стрелка, пахнет свежим кофе, а я держу курс на Патриарший мост и, глядя на идущую рябью речную московскую воду, вспоминаю, когда видела ее два предыдущих раза: оба – в обрамлении толпы. На фотографиях от очереди к поясу Богородицы и почти там же, но на другом берегу – на Болотной.
На мосту дворники, выстроившись цепью, скребут наледь, девушка с разных точек фотографирует храм, мужчина, идущий навстречу от главных ворот, отчего-то только здесь ставит на землю свои обширные сумки, снимает шапку и, задрав голову к куполам, трижды истово крестится.
Внутри – публика все больше нецерковная, только приближающаяся; слева от иконостаса – роение. В основном – тетеньки; поверх брюк намотаны палантины. «К чему очередь?» – интересуется немолодой мужчина, встающий в хвост. «К ризе Пресвятой Богородицы, – шепчут ему, – и еще мощи святых там». Мужчина остается стоять. Какая-то девушка решает освятить, видимо, иконку на мощах и – бах! – ставит сумочку на раку. Секунда ужаса, но женщина в палантине реагирует как профессиональный охранник, то есть мгновенно и без эмоций: беззвучно почти выпрыгивает вперед, трогает девушку за локоть и машет рукой: «уберите-уберите».
Здесь много святынь – в этом огромном храме, куда недавно стояла в очереди вся православная Москва. Частица ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, мощи основателя храма митрополита Московского Филарета, перенесенные сюда в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры, частица мощей преподобной Марии Египетской, чудотворный Владимирский образ Божией Матери и чудотворный Смоленский-Устюженский…
Я прикладываюсь к ризе Богородицы, спускаюсь в нижнюю Преображенскую церковь, где находится древняя Смоленская икона и непривычный образ святителя Николая, привезенный из Бари, и вытекаю на улицу. Следующая точка маршрута – храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Теперь все уже, наверное, знают, что там находится частица пояса Пресвятой Богородицы.
Переход
Москва, конечно, город контрастов. На переходе к Остоженке – простая молодая женщина почему-то с йорком под мышкой. Черные волосы из-под шапки, поверх брюк – нечто вроде черного палантина, но, учитывая наличие собаки, понимаю, что девушка идет не из храма – это просто наряд.
С ней – знакомая. Не слушаю, но само врезается – резко, как звук сирены: «Ну уж нет, я на красный не пойду, одни придурки на красный ходят. Я так ребенка потеряла: коляска поехала – и все», – звучит хрипловатый голосок. До знакомой, как и до меня, доходит не сразу. Она продолжает тарахтеть свое, но вдруг перебивает саму себя: «Как – потеряла?! Совсем?» «А вот так, – отвечает та, затягиваясь, и щелчком отстреливает бычок в лужу, – совсем. Умер». Они резко шагают вперед – загорелся зеленый.
Храм Илии Пророка в Обыденском переулке
Разворачиваюсь: может быть, та пожилая дама – абориген? Качает головой: сама ищет «одно учреждение». Куда подевали всех жителей этой улицы? Выселили в Капотню? Мимо девушки торопятся на ланч.
Наконец ура! – навстречу, чинно беседуя, шагают две монахини. «Матушки! – кидаюсь к ним, как Семен Фарада в фильме “Чародеи”, – не подскажете, где тут храм Илии Пророка?» Матушки никуда не спешат. «Он не виден с Остоженки, – неторопливо поясняет та, что помладше, – вам надо вернуться к началу».
Конечно! Вот он – тянет в серое небо золотой крест своей высокой колокольни.
Сначала храм святого Пророка Божия Илии, выстроенный за один день (вот что, оказывается, означает слово «обыденный») и давший название здешним переулкам, был деревянным: каменный построил только в 1702 году барочный архитектор Иван Запрудный.
Этот храм тоже никогда не закрывали, и здесь – хорошо, как дома.
Между «Милостивой» и Голгофой дремлет, сидя на просторной лавке, бомж в черном пальто – из «ашановской» сумки выглядывает початая коробка «Геркулеса».
На аналое, в венке из белых роз и лилий, – икона Божией Матери. Богородица держит покров. Икона освящена на Афоне. Лилии и розы источают тонкий аромат.
Здесь – кусочек Ее пояса. Здесь – ну наконец-то! – частица мощей великомученицы Варвары, и моей любимой великомученицы Екатерины, перед которой у меня старый должок: она знает, – и пророка Божия Наума, память которого как раз сегодня и которому я, как баран, не понимая, кто это, читала в утренней спешке тропарь, а теперь он, даже и не знакомый, становится знакомым.
Подхожу к ящику подать на сорокоуст за родственника. Слышу, как бабуля отвечает кому-то: «А это наша чудотворная – “Нечаянная Радость”». Подам-ка я еще и за маму – такой у меня вдруг получается неожиданный вывод. В притворе другая бабуся объясняется по мобильному: «У Ильи Обыденного я подала! Что?! У Обыденного!» Хорошо бы бывать здесь почаще.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Две станции до Охотного ряда – и я уже на Тверской. У «Интуриста» на ограду налегает небольшая толпа: ждут кого-то. «А вот мы сейчас спросим, – говорит прохожая и тянет своего парня за руку к фотографу с мощной оптикой, которой курит, прогуливаясь вдоль очереди, – а кого это ждут-то?» «Маккартни», – роняет тот. Я прохожу мимо этой маленькой другой планеты. Моя Москва – очень разная, тут у всех свои очереди, свое ожидание и своя жизнь.
Уже в 2000-х, как-то начав церковную жизнь, я ездила сюда к «Взысканию погибших». Как ни придешь, всегда – ну или почти всегда – стоит у нее какая-нибудь ошарашенная горем женщина и читает акафист. Иногда – сидит на лавке и просто смотрит. Вернее, не просто. Как – не опишешь. В пол, на икону или перед собой. Потрескивают свечи: в подсвечнике у «Взыскания погибших» ни одного пустого местечка.
Потом где-то прочла, что сюда, к иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», ходил молиться, наезжая в Москву из Печор, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Сегодня – третье открытие невнимательного человека: старинный чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей мощей.
Накануне о нем в интернете нашла следующее – кто-то пишет в своем блоге: «Одна из работниц храма пришла как-то помолиться и попросить помощи у Спиридона. Молится она перед иконой – и вдруг открывается ковчег с мощами святого, который находится на иконе. Это произвело такое огромное впечатление, что на это чудо сбежались посмотреть все, кто в тот момент находился в церкви; позвали батюшку и спросили, что с этим делать. Батюшка сказал: пусть тот, кто открыл дверцу, ее и закроет. Каково было удивление, когда та же самая работница помолилась еще раз, и дверца закрылась. Хочешь – верь, хочешь – нет, но это – правда жизни… Не такое бывает». Даже не сомневаюсь.
Я вышла. На улице продолжался день. На здании напротив Центрального телеграфа демонтировали гигантскую рекламу Hyundai. У «Интуриста» поредевшая толпа все еще дожидалась Маккартни.
Пояс Богородицы покинул Россию. Церковь и наблюдатели подводят итоги
Частица пояса Богородицы постоянно хранится в московском храме Илии Пророка
Пояс Пресвятой Богородицы, который привезен в столицу со священной горы Афон монахами Ватопедского монастыря, будет находиться в Москве до воскресенья, и поток паломников, желающих приложиться к нему, не иссякает, наоборот, становясь все многолюднее.
Между тем мало кто услышал увещевание представителей Русской православной церкви о том, что частички великой христианской реликвии хранятся сразу в нескольких столичных и подмосковных храмах, причем, находятся они там постоянно. В частности, в Троице-Сергиевой лавре.
Поклониться поясу можно и в московском храме Илии Пророка «Обыденного», находящемся менее чем в 500 метрах от Храма Христа Спасителя, во 2-м Обыденском переулке, 6 (рядом со станцией метро «Кропоткинская»).
Частица, как и сам Пояс, может исцелять от бесплодия и способствовать здоровому вынашиванию и рождению ребенка, говорит ризничая храма Наталья Фомичева. Она считает, что не стоит сомневаться в том, что хранящаяся в храме Илии пророка частица действительно относится к Поясу Пресвятой Богородицы. «Раньше пояса были не такими как сейчас, ими несколько раз обкручивались вокруг тела, то есть, это был достаточно большой кусок материи», — рассказала Фомичева.
«Никто специально не фиксирует, сколько людей исцеляется, поклонившись святыне, но существует такое поверье. Чудеса же происходят в силу веры каждого человека», — считает она.
Частица Пояса Богородицы была привезена в московский храм еще до революции. Она находилась вместе с другими святынями в попавшем в храм кресте-мощевике. Особо почитается прихожанами храма также чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», передает ИТАР-ТАСС.
Москва в эти дни разделилась на тех, кто пошел поклониться Поясу Пресвятой Богородицы, и на тех, кто обсуждает феномен очереди к храму Христа Спасителя на работе, на кухне или в ЖЖ. И все сходятся в одном: в столице такое происходит впервые. В надежде на благодать люди стоят сутками, чтобы наспех прикоснуться к святыне.
По данным городского Оперативного штаба по обеспечению порядка, во время пребывания в Москве Пояса Пресвятой Богородицы количество паломников, прошедших к святыне в храм Христа Спасителя на 24 ноября, составило 407 350 человек. Люди мерзнут, но продолжают стоять. И, несмотря на то, что стоят они к святыне, как и во всякой длинной очереди в России не обходится без перебранок, обмороков и даже драк. Разумеется, находятся и желающие подобраться к заветному месту без очереди.
Пояс Пресвятой Богородицы
Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы, из священной обители Ватопед |
Согласно преданию, Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии Честный Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в золотой ковчег, который хранился в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийской церкви (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). В честь этого события установлен праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы, который совершается 31 августа (13 сентября по новому стилю).
Спустя много лет после сего, в царствование Льва Мудрого, случилось, что супруга его Зоя была мучима нечистым духом, из-за чего царь и его родственники были весьма опечалены. Тогда начали все воссылать усердные моления ко Господу о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. Об этом видении царица рассказала своему мужу, императору Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег. Святыня оказалась в полной сохранности, нисколько не поврежденной от времени. И как только Патриарх распростер Пояс над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.
После падения Константинополя святыня покинула город. Части святого Пояса доныне хранятся в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон и на Кипре в монастыре Троодитисса, где прославились множеством чудес. Есть небольшие его частицы и в России (в частности, в Москве в храме пророка Илии, что в Обыденском переулке, в Серафимо-Дивеевском монастыре).
В Ватопеде Честной Пояс хранится начиная с XIV века. Свидетельства о чудесах совершаемых его благословением не иссякают по сей день. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так в 1871-72 году султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить Пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани Обители. Как только судно приблизилось к Царь Граду, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.
Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью Честного Пояса, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее Честного Пояса.
Честной Пояс Пресвятой Богородицы является главной и наиболее любимой святыней монастыря Ватопед. История Обители настолько тесно переплетена с историей реликвии, что уже не мыслится отдельно от нее, о чем свидетельствует прозвище “агиазониты” (то есть “святопоясники”) данное на Афоне ватопедским монахам. На престольный праздник Честного Пояса, совершаемый 31 августа по старому стилю, для прославления святыни со всей Святой Горы стекаются киновиальные монахи, скитские аскеты и уединенные подвижники. Число паломников в этот день нередко достигает 500 человек, что по афонским меркам является внушительным количеством.
По традиции святыня ежегодно изходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Это событие обычно сопровождается особой торжественностью, вместе с реликвией следует парадный эскорт вооруженных воинов и ее путь устилают лавровыми ветками и лепестками роз.
Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.
Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный, держава граду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.
Другой кондак, глас 4:
Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.
Храм Ризоположения на Донской
Храмовый образ Положения Ризы Господней в Москве, XVII-XVIIIвв.
Распятие Господне.Воины делят одежды Спасителя.Клеймо храмовой иконы
Персидские послы в Москве. Клеймо храмовой иконы
По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон (по-древнерусски «срачицу») — часть одежды Иисуса Христа.
Как повествует Евангелие от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежди Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24).
Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием.
Патриарх Филарет(Романов) Собрание ростовского музея
Царь Михаил Феодорович Романов
В 1617 году персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, на протяжении многих лет страдавшую иноверных и чужеземных завоевателей. В 1619 году Теймураз I (1589-1663) — царь Кахетинский (1606-1648) и Карталинский (1025-1632), скончавшийся впоследствии в плену у персоd, обратился к русскому царю Михаилу Феодоровичу (1596 — 1645) — первому государю из Дома Романовых, с мольбой о помощи и поддержке и подтвердил высказанное еще во дни царствования Феодора Иоанновича (1557-1598) желание грузинского народа жить под «высокой рукой» государей Московских и всея Руси. Правительство России предприняло энергичные меры по облегчению положения единоверной братской державы и ее народа. Шах Аббас I, стремившийся поддерживать дружественные отношения с российским государством, направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар двум «великим государям» царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету (+1633) часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию.
Исцеление недужных.Клеймо храмовой иконы
Положение ризы Господней в Успенском соборе. Клеймо храмовой иконы
Место встречи персидского посольства
Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая «Сборная книга», по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных «приходских людей» и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г. — см. [16]. — [24]). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. Каменный храм в стиле «московское барокко» был возведен в 1701-1716 гг. на месте деревянного, в 1763 г. пристроен придел ап. Иакова Алефеева. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В.П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами. В 1885-1889 гг. придел был перестроен, сооружены ризница и колокольня.
В 1930-е гг. храм не закрывался, в это время в храме был настоятелем новосвященномученик Александр Хотовицкий, колокола остались на колокольне и звонят. Во времена правления Хрущева оба храма обратили в один приход, а собор в Донском монастыре стал действовать только по праздникам.
В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма» [13].
Ныне здание храма почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями.
Серебряные купола
Золотые купола
Вид на Храм с Донской улицы, открытка 50-х годов ХХвека
ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР
Храм Проро́ка Божия Илии́ в Обыденском переулке — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: Москва, 2-й Обыденский переулок, д. 6. Храм пророка Илии первоначально был деревянным, возведённый в 1592 году за один день — «обыде́нь», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Обыденскими. Нынешний храм построен в 1702 году на месте прежнего деревянного храма. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешнего храма предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. 15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.
В течение более 300 лет в храме всегда совершались богослужения. Даже в период безбожного лихолетья Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного никогда не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. В тот период, когда другие храмы Москвы закрывались, Обыденский храм принимал многие святыни из закрываемых храмов Москвы.
Главные чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима Саровского передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима Саровского в храме был освящен приставной престол. Также в храме хранится частичка Пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.
Полный список святынь храма Илии́ Проро́ка в Обыденском переулке: — Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» — Спас Нерукотворный (с 12 клеймами) — Икона Божьей Матери «Казанская» — Святой пророк Илия (с 20 клеймами) — Усекновение главы Иоанна Предтечи — Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) — Святой мученик Иоанн Воин — Успение Пресвятой Богородицы — Великомученица Варвара — Преподобный Сергий Радонежский — Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет» — Мощевик слева в центральной части — Мощевик справа в центральной части — Святой великомученик Георгий Победоносец — Святой священномученик Антипа Пергамский — Святой великий князь Данииил Московский — Икона Божьей Матери «Владимирская» — Преподобный Серафим, Саровский чудотворец — Великомученица Екатерина — Святитель Афанасий Ковровский, исповедник — Икона Божией Матери «Умиление» — Священномученик Серафим (Чичагов) — Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря — Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне — Икона Божией Матери «Достойно есть» — Икона Божией Матери «Смоленская» — Икона Божией Матери «Скоропослушница» — Икона Божией Матери «Взыскание погибших» — Икона Божией Матери «Тихвинская» — Икона Божией Матери «Елецкая» — Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел — Благовещение Пресвятой Богородицы — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — Икона Всех Святых — Икона Божьей Матери «Казанская» — Мощевик в приделе апостолов Петра и Павла — Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» — Икона Божьей Матери «Троеручица» — Святой пророк Иоанн Предтеча — Святой мученик Иоанн Воин — Святой великомученик и целитель Пантелеимон — Святые мученики Гурий, Самон и Авив — Икона Божией Матери «Всецарица» — Икона Божией Матери «Милостивая» — Распятие. Крест Господень — Успение Пресвятой Богородицы — Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский — Святой благоверный великий князь Александр Невский — Спаситель в белом хитоне — Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития) — Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» — Икона Божией Матери «Утоли моя печали» — Икона Божией Матери «Иверская» — Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра — Покров Пресвятой Богородицы — Святой пророк Илия в пустыни — Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна — Господь Вседержитель на Престоле — Икона Божией Матери «Благодатное Небо» — Икона Божией Матери «Державная» — Святой мученик Трифон — Распятие. Крест Господень — Икона Божией Матери «Помощница в родах» — Икона Божией Матери «Феодоровская» — Святая Троица — Воскресение Господне — Канун — Святой великомученик Георгий Победоносец — Спас Нерукотворный — Успение Богоматери — Священномученик Ермоген, патриарх Московский
АДРЕС И СХЕМА ПРОЕЗДА в храм Илии Пророка Обыденного: Москва, 2-й Обыденский переулок, 6. (Храм пророка Илии расположен недалеко от Храма Христа Спасителя)
Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Илия́ — библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа) (см. «Ильин день») Святой Илия́ в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой». Пророк Илия́ был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия.
Согласно Преданию,
святой пророк Илия́ совершил следующие чудеса: — Навёл голод (3Цар.17:3). — Низвёл огонь на землю (3Цар.18:36-38). — Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания. — Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой. — Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою. — Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо. — По Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы. — По его слову пища в доме вдовы не кончалась. — Его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении. — Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария). — Был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом. — По его молитве заключилось Небо и не давало дождя. — Также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба. — Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним. — Пророчествовал и открывал людям Волю Бога. — Считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения — Почитается как величайший из святых.
Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что святой пророк Илия́ был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророк Илия́ упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк.6:28).
Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Согласно Откровению Иоанна Богослова Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.
История храма
По преданию, первая церковь была построена в 1592 году всего за один день. Считается, что причиной строительства стала засуха, из-за которой в конце XVI века в Московии случился сильный неурожай. Деревянный храм возвели по обету, поэтому и возникло его название «Обыденский».
Каменную церковь построили в 1702-1706 годах по проекту архитектора Ильи Зарудного. Запись об этом сохранилось в старинной «подрядной книге». Известно, что строительством руководил думный дьяк Григорий Деревнин.
Имена братьев Деревниных записаны на мраморных плитах внутри церкви.
В качестве образца архитектор выбрал величественный соборный храм Николо-Перервинской обители. По проекту на Остожье должны построить двухэтажное здание, но средств хватило только на одноэтажный храм. Когда отделка была закончена, внутри устроили богатый семиярусный иконостас.
Современный облик Обыденская церковь приобрела в 1860-е годы. Богатые московские купцы собрали деньги и провели полную реконструкцию трапезной и колокольни.
В эти годы при храме появилась церковно-приходская школа, где детей прихожан учили чтению, письму и азам арифметики. В 1882 году построили отдельное здание для богадельни и занятий с детьми.
Во время активной антирелигиозной кампании 1930-х годов церковное здание хотели разрушить, но его отстояли верующие. Сначала власти Москвы приняли решение о закрытии храма, но потом отменили его. В военные годы Обыденская церковь была одной из немногих в городе, куда люди приходили, чтобы помолиться и послушать проповедь.
Архитектурные особенности
Красивую церковь относят в самым известным соборам и храмам Москвы. Храм возведен в лучших традициях московского барокко. От старого здания начала XVIII века сохранились массивное основание «восьмерик на четверике» и алтарная часть.
Стройная шатровая колокольня поднимается на высоту 36 м. С южной стороны на ярусе звонов нет ажурной решетки. Это след от колокола, который был сброшен с колокольни в 1940 году.