храм илии пророка в п юг пермский край
«Юговские храмы» Люди. История. Судьбы»
История храма во имя Пророка Божия Илии п. Юг, Пермский район
Главной достопримечательностью нынешнего поселка Юг является храм Пророка Божия Илии. Его невозможно не заметить. Далеко видны его величественные купола.
Когда-то неподалеку от алтаря сегодняшнего храма возвышалось иное здание этой же церкви – деревянное. Первое здание Пророко-Ильинской церкви было построено в 1818 году. Церковь была приписана к Христорождественскому собору. Однако к началу XX века она обветшала. Тогда-то и было принято решение о строительстве каменного храма.
В 1937 году, “в год начала большого террора” Пророко-Ильинский храм, также как Христорождественский собор закрыли. На долгие годы замолчали его колокола.
Нечестивые руки богоборцев выносили иконы, сбросили и уничтожили колокола. Верующие юговчане как частички святыни собирали осколки колоколов, пытались спасти иконы, закапывая их в могилы близлежащего кладбища. После разрушения храма среди других уцелели иконы «Воскресение Христово» и «Споручница грешных». О чудотворной иконе «Споручница грешных» стоит рассказать отдельно.
Итак, в 1937 году церковную утварь и иконы Пророко-Ильинского храма небрежно складировали в сарае. Сторожем церковных сокровищ был назначен шестидесятипятилетний конюх Филипп Ильич Акинфиев, человек глубоко верующий, тяжело переживавший поругание святынь. Неслучайно именно ему явилась во сне Божия Матерь с иконы «Споручница грешных» и повелела: «Спаси мою икону». Филипп Ильич отыскал в сарае чудотворную икону, снял холст с основы и спрятал, чтобы вечером унести ее домой. С наступлением темноты сторож пришел за святыней, но она бесследно исчезла. Расстроенный пропажей чуть позже зашел Филипп Ильич в конюшню и обомлел: на самом видном месте он увидел юговскую чудотворную “Споручницу грешных”. С радостью и благоговением конюх взял икону и отнес домой. Семь лет молилась семья Акинфиевых перед чудотворным образом. В 1944 году, когда власти разрешили открыть Пророко-Ильинскую церковь, Филипп Ильич принес икону Божией Матери «Споручница грешных» в родной храм. С тех пор до дня сегодняшнего прихожане имеют возможность созерцать святой образ Божией Матери и молиться перед чудотворной иконой.
Филипп Ильич немало потрудился на благо храма. К примеру, в 77 лет он сам застеклил всю церковь. Умер Филипп Ильич Акинфиев в возрасте 89 лет.
По промыслу Божиему храм в честь Пророка Божия Илии, будучи кладбищенским, а потому находящимся на окраине поселка, не был разрушен.
Благодаря инициативе православных жителей Юга 19 октября 1944 года храм вновь был открыт. Этот день по праву можно считать вторым днем рождения храма.
40-50-е годы – тяжелое время в жизни страны. Годы восстановления хозяйства после страшной войны. В условиях послевоенной разрухи, казалось, можно думать лишь о том, как прокормить, обуть, одеть себя и семью. А люди отдавали все силы на восстановление храма. Каждый верующий считал своей обязанностью хоть малую лепту внести в это нелегкое дело. Благодаря усилиям верующих храм обрел былое благолепие и в 1953 году был вновь освящен архиерейским чином. Чин освящения совершил архиепископ Молотовский и Соликамский Иоанн (Лавриненко).
В разные годы храм Пророка Божия Илии окормляли священнослужители Христорождественского собора, по очереди сослужа в ней. Среди них – священник Алексей Лебедев, служивший в Югу с начала XX века до 1936 года. С 1904 году он не только окормлял паству собора и храма Пророка Божия Илии, но и состоял законоучителем в Юговской двухклассной церковной школе, затем стал заведующим этой же школы.
В 1917 году священника командировали в действующую армию. В ноябре 1936 года он был арестован и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. 17 февраля 1938 года отец Алексей вместе с другими священнослужителями и монашествующими был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Собором 2000 года причислен к лику святых Русской Православной Церкви в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Жизнь свою за Христа и други своя положил и священник Павел Наумов, служивший в Югу с 1912 по 1936 годы. Народ очень любил отца протоиерея. Заслушивались люди песнопениями, которые мастерски исполняли члены большой и дружной семьи батюшки. Отец Павел помогал всем, кому было тяжело, не только словом, но и материально. 3 ноября 1936 года протоиерея Павла арестовали по обвинению в поминовении царя и его семьи во время богослужения, участию в монархической организации (что было не доказано), распространению религиозной литературы из библиотеки церкви, оказанию материальной помощи отбывающим наказание заключенным – бывшим священникам и их семьям. Отец Павел был заключен в лагерь на три года. 18 марта 1937 года его этапировали в Ухтопечлаг, в город Чивью. А в сентябре 1937 года он умер от цинги.
С января 1934 по ноябрь 1936 года священником храма Пророка Илии служил иерей Константин Серебряков. В 1936 году он был переведен на службу в Камасинскую Рождество-Богородицкую церковь. В 1930 году он был осужден коллегией ОГПУ на три года заключения. В вину ему вменялось обличение безбожников. Отец Константин говорил, что за осквернение церквей и разрушение колоколов они будут наказаны. В последний год своего служения был арестован. По постановлению тройки при УНКВД по Свердловской области от 27 сентября 1937 года приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в 24 часа 5 октября 1937 года.
Яркий след в истории храма Пророка Божия Илии оставило служение архимандрита Иоанна (Летова). С 1945 года в сане иеромонаха он окормлял юговскую паству. Его ревностное служение верующие поселка оценили. И платили доброму пастырю уважением и любовью. Судьба отца Иоанна примечательна. Будучи послушником Белогорского монастыря он милостью Божией остался жив в страшный день расправы с братией обители в 1918 году. Настоятель монастыря архимандрит Варлаам отправил юношу в Серафимо-Алексеевский скит и вернуться обратно благословил строго в назначенный час. Возвратившись в монастырь, Яков (таково его мирское имя) застал страшную картину убиенной братии. Скорбя о том, что число братии так умалилось, сразу попросил пострига. В Белогорском монастыре до его закрытия Яков Летов принял монашество с именем Иоанн.
Свой земной путь отец Иоанн окончил в селе Полыгарец Кунгурского района Пермского края (это было последнее место его служения). Среди уважаемых и горячо любимых паствой юговских священников – протоиерей Николай Щелканов. Прихожан храма Пророка Божия Илии он окормлял с 50-х годов до самой своей кончины в 1976 году.
Отец Николай, по воспоминаниям его чад, был тихим, скромным, незаметным человеком. Но молитвенником сильным.
Очень любил отец протоиерей детей. Во время службы благословлял их сидеть на ступеньках перед амвоном. А после богослужения всегда угощал ребятишек.
В 1923 году, прослужив около года диаконом, Григорий Георгиевич сподобился иерейского сана.
19 июля 1935 году о. Григория заточили в тюрьму города Свердловска. С обвинительным заключением он ознакомился только 24 августа: «Участник контрреволюционной группировки из числа духовенства. принимал участие в нелегальном сборище. вел контрреволюционную пропаганду. » Суд состоялся 1 ноября 1935 года. А дальше последовали десять лет лагерей.
Наконец, в августе 1945 года о. Григорий вернулся домой. Завершалась война с Японией, в стране царила послевоенная разруха, повсюду ощущалась нехватка самого необходимого. Больным возвратился о. Григорий, изможденным непомерными трудами и продолжительной разлукой с родными, но несломленным, сохранившим бодрость духа.
14 лет прослужил батюшка в Кольцове, 10 лет в г.Добрянке.
В храме пророка Божия Илии поселка Юг о. Григорий служил десять лет, до выхода за штат по болезни.
Служил о. Григорий самоотверженно, честно, радел о своем даровании. Ревность о. Григория не позволяла ему пропускать даже малых праздников.
Поздней осенью 1985 года в поселок по назначению вторым священником прибыл отец Петр Шошин. О. Григорий встретил его словами: «Вот и приехал мой помощник, заместитель и преемник». Ни назначение, ни встреча эта не были случайными. Еще в 1971 году, Великим постом, увидел о. Григорий в коридоре епархиального управления молоденького, только что окончившего школу, паренька. «Пойдешь ко мне помощником?» — предложил он Петру. Однако по направлению Владыки поехал будущий священник учиться в Ленинградскую духовную семинарию. Не раз после сводил Господь Петра Шошина с протоиереем Григорием Ахидовым. И теперь в 1985 году батюшка готовил себе замену, наставляя священника, поучая своим примером, передавая опыт: «Скоро останешься тут один, я тебе все оставлю после себя. ». Молодой отец Петр подумал тогда: ”Долго ли мне здесь служить?” Отец Григорий не преминул ответить: “Бородка черная не всегда будет, будет и белая”.
Протоиерей Григорий предвидел время своей кончины, знал о сроках отпущенной ему земной жизни. В день смерти батюшки к дому его слетелись все окрестные птицы, которых о. Григорий никогда не забывал кормить и очень любил это делать, постоянно покупая много хлеба. О. Григория не стало 6 июля 1986 года. Осиротела его многочисленная паства, потеряли богомудрого духовника священнослужители епархии. Но все они утешались мыслью о том, что по-прежнему молится за них о. Григорий — теперь уже перед Престолом Божиим, получив полную награду за свои великие труды. Перед смертью завещал родным и близким: «Хороните меня в Югу. На Юг у меня два указа. Здесь меня не потеряют. »
Действительно, не потеряли. Об отце Григории помнят и сегодняшние прихожане храма. На могилке любимого батюшки искренне просят о помощи. И ее по вере своей непременно получают.
Новейшая история храма Пророка Божия Илии, как и прежде связана с Белогорской обителью. После 80-летнего перерыва в 1997 году в Пермской епархии возобновлен ежегодный крестный ход из Перми на Белую гору. Храм Пророка Божия Илии ежегодно радушно принимает многочисленных участников покаянного Свято-Серафимовского крестного хода, который проходит по благословению правящего архиерея с 26 июля по 1 августа. Маршрут крестного хода предусматривает вечером второго дня остановку в поселке Юг. На третий день, после Божественной литургии в храме Пророка Божия Илии, крестный ход направляется на гору Благодать.
Здесь совершается молебен и панихида. После этого верующие с молитвенными песнопениями совершают свой путь далее. А 1 августа кретоходцы возвращаются с Белой горы в Юг на престольный праздник Пророка Божия Илии. После службы 2 августа верующие идут крестным ходом на источник Святого Пророка Божия Илии. Там служится водосвятный молебен, желающие окунаются в купели.
Все 15 лет после возобновления Белогорского крестного хода, с 1997 по 2011 годы, крестоходцев вел на Белую гору протоиерей Петр Шошин, являющийся настоятелем храма Пророка Божия Илии в поселке Юг с 1986 года.
2 августа 2008 года, в престольный праздник Пророка Божия Илии, около храма был совершен молебен с освящением колоколов – вечного символа Православия.
В день иконы Божией Матери «Споручница грешных» 20 марта в храме во имя пророка Божия Илии становится традицией соборное служение духовенства Успенского благочиния.
Будто сама Пречистая Дева благословила этот день – такое яркое весеннее солнце играет на белом снегу. Для нашего храма это один из самых важных праздников в году.
На праздник юговской святыни многие верующие люди добираются издалека. Храм полон. Прихожане притихли в ожидании начала богослужения. Свет десятков свечей озаряет расписанные образами стены церкви. Иконы здесь повсюду: большие и торжественные, средние и маленькие, потемневшие от времени. Среди всех особо выделяется икона Божией Матери «Споручница грешных». Сегодня она в окладе из нежных живых цветов, белых и фиолетово-сиреневых.
Внимательно и строго смотрит на нас с иконы Пречистая Дева. Строго и торжественно совершается богослужение. Многие из священнослужителей и простых верующих прошли в этот день таинство исповеди и причастились Христовых Тайн.
Будто благодать Божия, льётся из окон солнечный свет, согревая душу и тело, и теплом молитвы озаряется все вокруг. «Заступнице мира, грешным Споручнице, Пресвятая Богородице, моли Бога о нас!».
Храм илии пророка в п юг пермский край
Главной достопримечательностью нынешнего поселка Юг является храм Пророка Божия
Илии. Его невозможно не заметить. Далеко видны его величественные купола.
Когда-то неподалеку от алтаря сегодняшнего храма возвышалось иное здание этой же церкви – деревянное. Первое здание Пророко-Ильинской церкви было построено в 1818 году. Церковь была приписана к Христорождественскому собору. Однако к началу XX века она обветшала. Тогда-то и было принято решение о строительстве каменного храма.
Филипп Ильич немало потрудился на благо храма. К примеру, в 77 лет он сам застеклил всю церковь. Умер Филипп Ильич Акинфиев в возрасте 89 лет.
По промыслу Божиему храм в честь Пророка Божия Илии, будучи кладбищенским, а потому находящимся на окраине поселка, не был разрушен.
Благодаря инициативе православных жителей Юга 19 октября 1944 года храм вновь был
открыт. Этот день по праву можно считать вторым днем рождения храма.
40-50-е годы – тяжелое время в жизни страны. Годы восстановления хозяйства после страшной войны. В условиях послевоенной разрухи, казалось, можно думать лишь о том, как прокормить, обуть, одеть себя и семью. А люди отдавали все силы на восстановление храма. Каждый верующий считал своей обязанностью хоть малую лепту внести в это нелегкое дело. Благодаря усилиям верующих храм обрел былое благолепие и в 1953 году был вновь освящен архиерейским чином. Чин освящения совершил архиепископ
Молотовский и Соликамский Иоанн (Лавриненко).
В разные годы храм Пророка Божия Илии окормляли священнослужители Христорождественского собора, по очереди сослужа в ней. Среди них – священник Алексей Лебедев, служивший в Югу с начала XX века до 1936 года. С 1904 году он не только окормлял паству собора и храма Пророка Божия Илии, но и состоял законоучителем в Юговской двухклассной церковной школе, затем стал заведующим этой же школы.
В 1917 году священника командировали в действующую армию. В ноябре 1936 года он был арестован и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. 17 февраля 1938 года отец Алексей вместе с другими священнослужителями и монашествующими был
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Собором 2000 года причислен к лику святых Русской Православной Церкви в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Жизнь свою за Христа и други своя положил и священник Павел Наумов, служивший в Югу с 1912 по 1936 годы. Народ очень любил отца протоиерея. Заслушивались люди
песнопениями, которые мастерски исполняли члены большой и дружной семьи батюшки. Отец Павел помогал всем, кому было тяжело, не только словом, но и материально.
3 ноября 1936 года протоиерея Павла арестовали по обвинению в поминовении царя и его семьи во время богослужения, участию в монархической организации (что было не доказано), распространению религиозной литературы из библиотеки церкви, оказанию материальной помощи отбывающим наказание заключенным – бывшим священникам и их семьям. Отец Павел был заключен в лагерь на три года. 18 марта 1937 года его этапировали в Ухтопечлаг, в город Чивью. А в сентябре 1937 года он умер от цинги.
С января 1934 по ноябрь 1936 года священником храма Пророка Илии служил иерей Константин Серебряков. В 1936 году он был переведен на службу в Камасинскую Рождество-Богородицкую церковь. В 1930 году он был осужден коллегией ОГПУ на три года заключения. В вину ему вменялось обличение безбожников. Отец Константин говорил, что за осквернение церквей и разрушение колоколов они будут наказаны. В
последний год своего служения был арестован. По постановлению тройки при УНКВД по Свердловской области от 27 сентября 1937 года приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в 24 часа 5 октября 1937 года.
Яркий след в истории храма Пророка Божия Илии оставило служение архимандрита Иоанна (Летова). С 1945 года в сане иеромонаха он окормлял юговскую паству. Его ревностное служение верующие поселка оценили. И платили доброму пастырю уважением и любовью. Судьба отца Иоанна примечательна. Будучи послушником Белогорского монастыря он милостью Божией остался жив в страшный день расправы с братией обители в 1918 году. Настоятель монастыря архимандрит Варлаам отправил юношу в Серафимо-Алексеевский скит и вернуться обратно благословил строго в назначенный час. Возвратившись в монастырь, Яков (таково его мирское имя) застал страшную картину убиенной братии. Скорбя о том, что число братии так умалилось, сразу попросил пострига. В Белогорском монастыре до его закрытия Яков Летов принял монашество с именем Иоанн.
Свой земной путь отец Иоанн окончил в селе Полыгарец Кунгурского района Пермского края (это было последнее место его служения). Среди уважаемых и горячо любимых паствой юговских священников – протоиерей Николай Щелканов. Прихожан храма Пророка Божия Илии он окормлял с 50-х годов до самой своей кончины в 1976 году.
Отец Николай, по воспоминаниям его чад, был тихим, скромным, незаметным человеком. Но молитвенником сильным.
19 июля 1935 году о. Григория заточили в тюрьму города Свердловска. С обвинительным заключением он ознакомился только 24 августа: «Участник контрреволюционной группировки из числа духовенства. принимал участие в нелегальном сборище. вел контрреволюционную пропаганду. » Суд состоялся 1 ноября 1935 года. А дальше последовали десять лет лагерей.
Наконец, в августе 1945 года о. Григорий вернулся домой. Завершалась война с Японией, в стране царила послевоенная разруха, повсюду ощущалась нехватка самого необходимого. Больным возвратился о. Григорий, изможденным непомерными трудами и продолжительной разлукой с родными, но несломленным, сохранившим бодрость духа.
14 лет прослужил батюшка в Кольцове, 10 лет в г.Добрянке.
В храме пророка Божия Илии поселка Юг о. Григорий служил десять лет, до выхода за штат по болезни. Служил о. Григорий самоотверженно, честно, радел о своем даровании. Ревность о. Григория не позволяла ему пропускать даже малых праздников.
Поздней осенью 1985 года в поселок по назначению вторым священником прибыл отец
Петр Шошин. О. Григорий встретил его словами: «Вот и приехал мой помощник, заместитель и преемник». Ни назначение, ни встреча эта не были случайными. Еще в 1971 году, Великим постом, увидел о. Григорий в коридоре епархиального управления молоденького, только что окончившего школу, паренька. «Пойдешь ко мне помощником?» — предложил он Петру.
Однако по направлению Владыки поехал будущий священник учиться в Ленинградскую духовную семинарию. Не раз после сводил Господь Петра Шошина с протоиереем Григорием Ахидовым. И теперь в 1985 году батюшка готовил себе замену, наставляя священника, поучая своим примером, передавая опыт: «Скоро останешься тут один, я тебе все оставлю после себя. ».
Молодой отец Петр подумал тогда: ”Долго ли мне здесь служить?”
Отец Григорий не преминул ответить: “Бородка черная не всегда будет, будет и белая”.
Протоиерей Григорий предвидел время своей кончины, знал о сроках отпущенной ему земной жизни.В день смерти батюшки к дому его слетелись все окрестные птицы, которых о. Григорий никогда не забывал кормить и очень любил это делать, постоянно покупая много хлеба. О. Григория не стало 6 июля 1986 года. Осиротела его многочисленная паства, потеряли богомудрого духовника священнослужители епархии. Но все они утешались мыслью о том, что по-прежнему молится за них о. Григорий — теперь уже перед Престолом Божиим, получив полную награду за свои великие труды. Перед смертью завещал родным и близким:
«Хороните меня в Югу. На Юг у меня два указа. Здесь меня не потеряют. »
Действительно, не потеряли. Об отце Григории помнят и сегодняшние прихожане храма. На могилке любимого батюшки искренне просят о помощи. И ее по вере своей непременно получают.
Новейшая история храма Пророка Божия Илии, как и прежде связана с Белогорской обителью. После 80-летнего перерыва в 1997 году в Пермской епархии возобновлен ежегодный крестный ход из Перми на Белую гору. Храм Пророка Божия Илии ежегодно радушно принимает многочисленных участников покаянного Свято-Серафимовского крестного хода, который проходит по благословению правящего архиерея с 26 июля по 1 августа.
Маршрут крестного хода предусматривает вечером второго дня остановку в поселке Юг. На третий день, после Божественной литургии в храме Пророка Божия Илии, крестный ход направляется на гору Благодать.
Здесь совершается молебен и панихида. После этого верующие с молитвенными песнопениями совершают свой путь далее. А 1 августа кретоходцы возвращаются с Белой горы в Юг на престольный праздник Пророка Божия Илии. После службы 2 августа верующие идут крестным ходом на источник Святого Пророка Божия Илии. Там служится водосвятный молебен, желающие окунаются в купели.
Все 15 лет после возобновления Белогорского крестного хода, с 1997 по 2011 годы, крестоходцев вел на Белую гору протоиерей Петр Шошин, являющийся настоятелем храма Пророка Божия Илии в поселке Юг с 1986 года.
2 августа 2008 года, в престольный праздник Пророка Божия Илии, около храма был совершен молебен с освящением колоколов – вечного символа Православия.
В день иконы Божией Матери «Споручница грешных» 20 марта в храме во имя пророка
Божия Илии становится традицией соборное служение духовенства Успенского
благочиния.
Будто сама Пречистая Дева благословила этот день – такое яркое весеннее солнце играет на белом снегу. Для нашего храма это один из самых важных праздников в году.
На праздник юговской святыни многие верующие люди добираются издалека. Храм полон. Прихожане притихли в ожидании начала богослужения. Свет десятков свечей озаряет расписанные образами стены церкви. Иконы здесь повсюду: большие и
торжественные, средние и маленькие, потемневшие от времени. Среди всех особо выделяется икона Божией Матери «Споручница грешных». Сегодня она в окладе из нежных живых цветов, белых и фиолетово-сиреневых.
Внимательно и строго смотрит на нас с иконы Пречистая Дева. Строго и торжественно совершается богослужение. Многие из священнослужителей и простых верующих прошли в этот день таинство исповеди и причастились Христовых Тайн.
Будто благодать Божия, льётся из окон солнечный свет, согревая душу и тело, и теплом молитвы озаряется все вокруг.
«Заступнице мира, грешным Споручнице, Пресвятая Богородице, моли Бога о нас!».
Храм пророка Божия Илии п. Юг
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
Суббота 30 ноября.
Вечернее богослужение 17:00
Воскресение 31 октября. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Апостола и евангелиста Луки.
Литургия 9:00
Показать полностью.
Вечернее богослужение 17:00
Понедельник 1 ноября. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских.
Литургия 9:00
Среда 3 ноября.
Ночное богослужение 21:00
Четверг 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божией Матери.
Вечернее богослужение 17:00
Пятница 5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.
Литургия 9:00
Вечернее богослужение 17:00
Суббота 6 ноября. Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Литургия 9:00
Вечернее богослужение 17:00
Воскресение 7 ноября. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Мчч. Маркиана и Мартирия.
Литургия 9:00
Ночное богослужение 21:00
Понедельник 8 ноября. Вмч. Димитрия Солунского.
Вечернее богослужение 17:00
Вторник 9 ноября. Мч. Нестора Солунского.
Литургия 9:00
Вечернее богослужение 17:00
Среда 10 ноября. Вмц. Параскевы, нареченной Пятница.
Литургия 9:00
Пятница 12 ноября.
Вечернее богослужение 17:00
Суббота 13 ноября. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха.
Литургия 9:00
Вечернее богослужение 17:00
Воскресение 14 ноября Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
Литургия 9:00
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
Любовь Пономарёва
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
Петр Шошин
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
Петр Шошин
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
протоиерей Виктор Гурьев
Пролог в поучениях на каждый день года
Месяц Октябрь. 26-й день
Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо
Показать полностью.
(Из слова о Мусхе десятнике, како сотвори милость со убогою женою и не прикоснулся ей)
Пятая заповедь блаженства: блажены милостивии, яко тии помилованы будут, показывает нам, что желающие блаженства должны быть милостивы. Исполнять сию заповедь можно посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной суть: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, навестить больного, странника принять в дом и упокоить и погребать умерших в убожестве. Духовные же дела милости следующие: несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности; молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие; от сердца прощать обиды и отклонять грешника от греха. О сем последнем деле, милости духовной, в соединении с милостью вещественною, я ныне намерен сказать вам несколько слов. Насколько, братие, велико бедствие человека, когда он стоит на пути погибели, настолько же велика и добродетель того, кто спасет погибающего. Такой человек душу свою спасет от смерти и множество грехов своих покроет.
В городе Тире был сборщик податей по имени Мусх. Он рассказывал следующий случай из своей жизни. «Раз, – говорит он, – поздно вечером, идя по городу, я встретил на пути жену и пригласил ее следовать за собою. Она не отказалась, и, когда пришла со мной в дом, я предложил ей вкусить со мною пищи. От пищи она отказалась, и я заметил, что отчаяние выражалось на лице её. Немного спустя она вдруг вскричала; «Горе мне страннице окаянной, погибшей и душою, и телом!» Слыша это, я удивился и спросил, что за причина вопля её? Тогда она со слезами рассказала мне, что её муж-купец, везший морем товары свои и чужие, потерпел крушение и вот теперь за чужое добро сидит в темнице. «Не имея средств, – продолжала жена, – даже на то, чтобы снести ему кусок хлеба, я предалась отчаянию и решилась грехом снискать ему пропитание». «А сколько, – спросил я, – должен твой муж?» «Пять литр золота», – отвечала она. Тогда я взял золото, дал ей и сказал: «Я имею страх Божий: возьми это, выкупи твоего мужа и молись за меня, многогрешного». Прошел после того год, и затем оклеветали меня перед царем как вора. Вследствие этого имение мое взято было в казну, а сам я посажен в темницу. В темнице целое лето провел я в одном рубище; и, слыша, что царь хочет казнить меня смертью, потерял всякую надежду на избавление. Однажды, находясь в таком безотрадном состоянии, после горьких слез и рыдания, я заснул, и вижу во сне одолженную мною жену, которая говорит мне: «Что с тобою, господин мой, и за что ты страдаешь тут?» Я отвечал, что, оклеветан будучи перед царем, страдаю здесь и здесь же жду себе смерти. «Не хочешь ли, – возразила она, – чтобы я просила царя о твоем освобождении?» Я сказал: «Да знает ли тебя царь?» Она отвечала: «Знает». И тем сон мой кончился. Проснувшись, я никак не мог додуматься, что бы такое он значил. На другую же ночь та же жена опять является мне и говорит уже прямо: «Не бойся; я тебя отпущу». После этой последней ночи, утром, я позван был к царю, который, видя меня в жалком положении, сжалился надо мною и сказал: «Прощаю тебя». Я поднял на него глаза и вот, с удивлением вижу около него стоящею жену ту, а она с улыбающимся лицом смотрела на него. За милостью прощения тут же последовали мне и другие милости: имение мое было возвращено; от царя даны богатые подарки и затем всех сборщиков податей я был сделан начальником. После этого счастливого дня ночью мне опять является та же жена и спрашивает: «Узнаешь ли меня?» Я молчал. «Я – та, – продолжала она, – с которой ты милость сотворил, выкупивши мужа моего из темницы и тем спасши и меня саму от греха. Вот за эту-то твою милость и тебя я от беды избавила».
Что мне теперь сказать вам в заключение этого повествования? Скажу словами апостола Иакова: «Братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20). Аминь.
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Предстоя́ с дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей, оби́тель сию́ и вся́кую страну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих на враги́ побе́ду и одоле́ние правосла́вным христиа́нам, всей держа́ве правосла́вной мир, тишину́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испроси́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоутро́бное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное для ве́чнаго прославле́ния Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
Любовь Пономарёва
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ»
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Суббота 6 ноября 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Показать полностью.
Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и Заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим, – с такими умилительными и глубокосодержательными словами Святая Церковь от лица всех христиан обращается к Пречистой Деве Марии, научая и нас всегда прибегать под Ее Материнский покров.
Дорогие братия и сестры, счастлив человек, который имеет добрую, сердечную мать!
Для него всегда готовы искренняя любовь, ласка, теплые задушевные слова.
Около него всегда – добрый наставник, хранитель и руководитель его чистой, нравственной жизни.
А какие теплые, пламенные и усердные молитвы возносят уста матери к Престолу Всевышнего за своего ребенка!
Даже тогда, когда она расстается со своей жизнью, главная ее забота бывает о детях.
В лице матери каждый имеет дорогое сокровище, драгоценнее которого на свете нет ничего.
И напротив, люди, которые рано лишаются родной матери, вынуждены бедствовать, скорбеть, испытывая тяжкую долю в своей жизни.
Таким несчастным мы сострадаем, называем их сиротами.
Но, дорогие, Церковь ныне во всеуслышание говорит, что нет, не было и не будет у Бога сирот!
Все живущие на земле имеют мать: дорогую, святую, крепко любящую и нежно заботливую, трогательно пекущуюся о нас с колыбели и до самой могилы; эта Мать – Царица наша Небесная.
При жизни Своей Она перенесла всю муку, все волнения, все заботы, весь крест материнства.
Меч страданий не один раз проходил через Ее душу и не один раз причинял раны Ее чистому и непорочному сердцу.
Она видела, как Сын Ее, сотворивший небо и землю, не имел где главы приклонить.
Она видела глумления, оплевания, заушения и гонения на Божественного Своего Сына.
Видела Она, как Он, Праведнейший и Святейший Ее Сын, людскою злобой был осужден на позорную казнь наравне с убийцами и грабителями.
Видела, как Он упал под тяжестью Креста; видела Его на Кресте, когда на Ее глазах терновник на главе Страдальца из темного стал красным от Его крови. В эти ужасные минуты Она столько пережила, испытала и перечувствовала! Какие тяжкие душевные страдания Она перенесла!
После же Ее славного Успения, когда Она со Своим пречистым телом переселилась на небо, все Ее страдания прекратились.
Ныне Матерь Божия восседает одесную Сына Своего; пред Ней, честнейшей Херувим и славнейшей Серафим, преклоняются все Архангелы и Ангелы на небесах и Ее славословят все верные христиане на земле.
Но, переживая величайшую радость и испытывая неизреченное блаженство, которых мы и представить не можем, Она, тем не менее, помнит и не забывает страну плача и рыдания – землю, ибо в душе Ее глубоко и навсегда остались и запечатлелись воспоминания о пережитых и перенесенных Ею материнских муках.
И эти воспоминания родили и закрепили в Ее сердце самую глубокую любовь к страждущим меньшим братиям и сестрам Ее Божественного Сына.
Посему-то Она всегда с нами – где бы мы ни были и как бы ни жили.
Она всегда готова оказать нам Свою помощь, облегчить наши страдания, влить утешение в нашу истерзанную, мятущуюся и горюющую душу и в Своих материнских объятиях успокоить, утешить, поддержать и ободрить нас. Нет отказа в Ее материнском сердце ни для какой мольбы, ни для какой просьбы! Даже более – Она, как нежная мать, торопится к Своим деткам, когда они скорбят, мятутся и погибают.
И Она как Матерь Бога Всевышнего имеет благодатную Божественную силу, чтобы помогать нам.
Итак, дорогие, видите, есть у всех, живущих на земле, любящая, светлая, всемогущая Мать. Она – стена нерушимая, надежда ненадежным, Она – радость всем скорбящим. И когда вы страдаете, мучаетесь, когда вам поистине трудно и тяжело жить, когда вы находитесь на краю гибели, когда вы теряете надежду и впадаете в отчаяние, вспомните, что у нас, несмотря на всю грязь, нечистоту нашей жизни, есть крепко любящая Мать! Верьте, что лишь воззовете вы к Ней, как Она сейчас же придет, да и идет уже к вам с помощью, утешением, облегчением и спасением! Только позовите Ее, только скажите Ей со слезами, с упованием, с верою: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице! Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся! И не сомневайтесь, что Она, услышав ваш скорбный вопль, придет к вам, отрет ваши слезы, облегчит страдания и избавит вас от опасности, гибели, от злой тоски и уныния.
Однажды святой Андрей Христа ради юродивый был восхищен на небеса и видел славу святых, но не смог увидеть там Пресвятую Деву Марию. На вопрос, где же Она, Ангел, сопровождавший святого, отвечал ему, что Божия Матерь сейчас на земле, посещает больных и осушает слезы всех обремененных и угнетенных скорбями. Всех случаев заступления Богоматери невозможно и перечислить. Примером милости Царицы Небесной к нам может служить и нынешнее торжество – в честь иконы Ее «Всех скорбящих Радость».
Это было в XVII веке, в Москве: родная сестра патриарха Иоакима именем Евфимия тяжко занемогла, без всякой надежды на выздоровление. Все понимали, что ее недуг неизлечим, и потому поспешили напутствовать больную Святыми Тайнами к отходу в вечность. И вот, лежа на одре после причащения, Евфимия стала усердно молиться Спасителю и особенно горячо Матери Божией, говоря: «О всемилостивая Владычице моя, Богородице! Услыши меня, немощную, и помилуй скорбную, уже на одре смерти лежащую. Весь мир Тобою хвалится, и все приемлют неоскудные Твои милости; только я одна лишилась сей благодати Твоей и, конечно, приемлю достойное наказание по моим безмерным беззакониям. Но, о Всемилостивая! Не яростию, ниже гневом накажи меня, но призри благоутробно на сию лютую немощь мою и помилуй меня». И вдруг после молитвы своей слышит она голос: «Евфимия! Ты так долго страдаешь; почему же ты не прибегаешь к общей всех Целительнице?» Когда больная с изумлением спросила: «Где же мне найти такую Целительницу?», то голос отвечал ей: «Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Призови священника сей церкви с этим образом, и когда он отслужит пред ним молебное пение с водоосвящением, ты получишь исцеление от своей болезни. Исцелившись же, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление имени Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени».
Узнав, что в храме Преображения на Ордынке действительно есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», Евфимия призвала священника с нею к себе в дом и по совершении перед образом молебна с водоосвящением получила исцеление.
Поэтому, дорогие мои, веруйте от всего сердца, от всей души, что Царица Небесная никогда нас не покинет, никогда нас не забудет, что всегда Она с нами – и в горе, и в радости; когда рождаемся и когда умираем; и здесь, на земле, и там, на небе. И для всех Она одинакова в любви и милости Своей – и для праведников, и для грешников, и теперь, и всегда, до скончания века. Ибо Она – наша Мать, неизменная, любящая и спасающая.
Поэтому будем же мы, дорогие во Христе братия и сестры, всегда на Нее, милосердную, с упованием и дерзновением взирать и, кланяясь Ее пречистому образу «Всех скорбящих Радость», смиренно едиными устами и единым сердцем с любовью воспевать, взывая: Радуйся, Заступнице усердная, радуйся, Обрадованная, радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Аминь.
Храм пророка Божия Илии п. Юг запись закреплена
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
Суббота 6 ноября 2021
протоиерей Григорий Дьяченко
Двадцать четвертый день.
Поучение 1-ое. Препод. Арефа печерский.
Показать полностью.
(Об отношении к богатству).
I. Св. преподобный Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в киево-печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большия деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому-то терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в киево-печерской пещере.
II. В день препод. Арефы печерскаго, некогда страдавшого скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать о неправильных отношениях к богатству многих христиан нашего времени.
Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда.
а) Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего (Псал. 51, 9). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, прижимкам, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближняго, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим. 6, 10), учит апостол. Апостол Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5).
б) А другие из богачей, хотя не проявляют чрезмерной привязанности к богатству, но все-таки находят удовольствие в обладании большим богатством; хотя боятся Бога, хранят Его закон, не касаются чужого, а еще уделяют другим несколько своего, но расстаться вовсе с своим имением не желают. Таков был упоминаемый в евангелии богатый юноша: он не послушался совета Спасителя продать имение свое и раздать его нищим, хотя желал достигнуть высшого нравственного совершенства и получить сокровище на небесах. Нужно, впрочем, заметить, что в словах I. Христа о продаже и раздаче имения заключается не заповедь обязательная для всех, а совет ищущим духовного совершенства. Св. авва Дорофей говорит: вот Господь не сказал: продаждь имение твое в виде повеления, но в виде совета, потому что выражение: «аще хощеши», означает не приказание, а совет.
О богачах такого рода сказано Господом I. Христом, что для них трудно, но не невозможно войти в царство Божие. Трудность эта состоит во том, что при погоне за наживой трудно им соблюсти себя от неправды, как трудно ходящему среди терния не наколоть руки или ноги. Желающие обогащаться впадают в искушение и во многия безразсудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу (1Тим. 6, 9), учит апостол Павел. Трудно им, при желании скопить больше богатства, уберечь себя от пристрастия к богатству, которое легко может погасить в сердцах их любовь к Богу. Спаситель, объясняя притчу Свою о семени, падшем посреди терния, говорит: а семя, упадшее в терние, это те, которые слушают слово Божие, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лук. 8, 14). По сей-то причине премудрый Соломон и просил Бога не давать ему великого богатства, говоря: не давай мне богатства, дабы пресытившись я не отрекся Тебя (Прит. 30, 8, 9).
в) Наконец, есть такие богачи, которым не только возможно, но и весьма удобно спастись. Это те из богатых, которые не имеют никакого пристрастия к богатству. Дает им богатство Бог, они благодарят за него Благодателя, употребляя при сем и с своей стороны благоразумие и труд с молитвою; отнимает его, не ропщут и предаются в волю Божию, зная, что Господь не оставит их (Евр. 13, 3); имея пропитание и одежду, бывают довольны тем (1Тим. 6, 8). Лишась богатства, они обыкновонно так говорят: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и случилось; да будет имя Господне благословенно (Иов. 1, 26). Полученное богатство тщатся употреблять не в свое только удовольствие, не на удовлетворение всевозможных своих прихотей, не на поддержание одной своей спеси, а во славу Божию и благо ближних, на устройство и украшение храмов Господних и обителей иноческих, на созидание богаделен, больниц и приютов для увечных, больных и бесприютных, на открытие столовых для беспомощных вдов, сирот и голодающих, на снабжение школ учебными принадлежностями для просвещения темного люда, на выкуп посаженных в тюрьму за долги и недоимки и тому подобные благотворения При таком благоразумном употреблении дарованного им богатства не ждет ли богатых привет от Господа одинаковый с верным и благим рабом: в малом вы были верны, над многим вас поставлю, войдите в радость Господа своего. Редки такие избранники, но все-таки находятся. К числу таких избранников принадлежат ветхозаветные праотец Авраам, патриарх Иаков, многострадальный Иов и царь Давид. Праотец «Авраам» слыл богатейшим в своем роде, но сподобился еще при жизни принять к себе в шатер Самого Господа с двуми ангелами и удостоился наименования другом Божиим. Патриарх «Иаков», несмотря на то, что владел множеством скота и имел не мало рабов и рабынь, был у Бога возлюбленным. «Иов» оказался в очах Божиих праведнейшим паче других людей, хотя в дому его находилось чрезвычайное изобилие всего. Царю «Давиду» не помешало войти на небо его царское величие и обладание всеми сокровищами земли израильской.
III. Итак, бр. хр., ежели кто находит в богатстве препятствие для себя к упражнению в добрых делах, к нравственному самоусовершенствованию, тот пусть постарается поступать по совету Спасителя, данному богатому юноше; для человека, находящого в богатстве препятствие к нравственному усовершенствованию, лучше здесь терпеть все невзгоды бедности, лишь бы только по смерти наследовать царство небесное, лучше отказаться от временных наслаждений и возможных удовольствий, нежели в вечности быть вверженным в геенну огненную. (См. пропов. прилож. к Рук. для с. паст. 1890 г. авг.).
А если кто не чувствует в себе привязанности к богатству, равнодушно относится к обладанию им, тот пусть пользуется и богатством для удобств жизни; только от избытков своих уделяет бедствующим и нуждающимся ближним, жертвует на устройство храмов Господних, богаделен, больниц, школ и других богоугодных заведений; смотрит на имущество, не как на собственность свою, а как на добро Божие; считает себя не хозяином богатства, ему от Бога даннаго, а только приставником и распорядителем богатства. Для правильно смотрящого на богатство и благоразумно пользующагося им не только не невозможно, а и удобно войти в царствие Божие.
Кто же пристрастился к богатству до безумия, работает ему как идолу, возлагает на него всю свою надежду, для приобретения его не пренебрегает никакими средствами законными и незаконными, честными и безчестными, тот узрит на себе исполнение слов Христовых: скорее верблюд пройдет сквозь игольные уши, нежели богатый войдет в царствие Божие. Аминь (Сост. священ. Григорий Дьяченко с дополн. по указ. источн.).