храм иркутска казанский собор
Храм Казанской иконы Божией Матери (Иркутск)
Мiръ Россия Иркутская область Иркутск Храм Казанской иконы Божией Матери (Иркутск)
Каза́нская це́рковь (также Казанский храм, Богоро́дице-Ирку́тская церковь, «Но́вый» Казанский собор) — православная церковь в городе Иркутске во имя Казанской иконы Божией Матери. Расположена в предместье Рабочее Правобережного административного округа.
Содержание
История [ править ]
Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 в Ремесленной слободе, по улице Знаменской, рядом с Острожным мостом. В 11 часов утра от Иркутского Казанского кафедрального собора пошёл крестный ход. Освящение совершил архиепископ Вениамин.
Для сооружения храма был создан Строительный комитет. Строительству храма содействовал почетный гражданин Иркутска, золотопромышленник и меценат Александр Михайлович Сибиряков. Во время подготовки к строительству первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей матери, воплотив в себе более высокое смысловое содержание православной веры: Казанская Богоматерь — заступница земли Русской.
В то время в Иркутске жили искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы, которые приняли участие в оформлении внутреннего убранства храма. Но из многих талантливых мастеров, строивших и украшавших Богородице-Казанскую церковь, до нас дошло имя лишь цехового резчика Владимира Федоровича Каратаева, которым были выполнены иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви.
В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Отделка и украшение церкви были полностью завершены к Пасхе 1892 года.
9 апреля 1892 преосвященным епископом Макарием совершено освящение церкви. Правый придел во имя святого Николая Чудотворца освящён за ранней литургией кафедральным протоиереем.
После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Но в 1936 ее постигла та же судьба, что и многие храмы России — она была закрыта. С 1936 в церкви сменилось много хозяев, и каждый из них внес свою лепту в ее разрушение. Здесь находился склад базы книготорга, и курсы киномехаников, и завод «Сибирский сувенир».
В конце 1980-х Иркутским областным Советом народных депутатов было вынесено решение о восстановлении памятника. Осенью 1988 восстановительные работы начало творческо-производственное объединение «ЛАД». Проект реставрации был создан ведущим архитектором иркутских реставрационных мастерских Л.И. Гуровой. В октябре 1990 малое предприятие «Возрождение» продолжило восстановление. Реставрация храма проводилась за счет добровольных пожертвований организаций и жителей Иркутска.
Воссозданная в своем первоначальном виде Богородице-Казанская церковь представляет собой неповторимый в своей красоте памятник. Она является свидетельством огромного таланта безымянного архитектора и иркутских умельцев. Церковь отличается величавостью и колоссальностью форм.
Описание [ править ]
Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.
В Казанской церкви в привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Башенки расположены за приделами восьмерикового в плане храма. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах «стилевой» архитектуры конца XIX в. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора. Казанская церковь является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Баррикад, 34/1, Иркутск, Иркутская обл., Россия, 664001
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Казанская церковь в Иркутске: история, архитектура и значение храма иконы Казанской Божьей Матери
Казанская церковь в Иркутске (другие названия: Богородице-Иркутская церковь и Новый Казанский собор) воздвигнута во имя Казанской иконы Божьей Матери. Находится сооружение в Правобережном административном округе Иркутска в предместье Рабочее.
История собора
Храм был построен при помощи многих людей. Свои силы и средства в строительство вложили спонсоры и простой народ.
Основание и его причины
Первые населенные пункты у реки Ушаковка на юге Иркутской области появились в конце XVII—начале XVIII в. Православные люди нуждались в храме.
С 1803 года местом сбора прихожан стала Борисо-Глебская церковь, но желающих помолиться было очень много. Людям приходилось терпеть некоторые неудобства: не всем было слышно пение хора, при горении свечей в здании становилось душно. Назрела необходимость в строительстве нового храма.
Первоначально планировалось воздвигнуть храм в честь святого Николая, однако в результате решили выстроить церковь Казанской Божьей Матери, которая считается заступницей русского народа.
27 июля 1885 года была произведена закладка здания. Также в этот день прошел крестный ход, а освятил место архиепископ Вениамин.
Освящение уже готовой церкви епископом Макарием состоялось 9 апреля 1892 года.
Работа над первым проектом
Средства на новое сооружение выделил Александр Сибиряков (исследователь, предприниматель). Также пожертвования сделали Дмитрий Демидов, Александр Трапезников (оба являлись купцами, золотопромышленниками) и другие меценаты. От них поступило около 20 тысяч рублей. Силами прихожан было собрано еще 1500 рублей на строительство.
Построена церковь зауральскими зодчими в русско-византийском стиле. Над строительством и оформлением храма трудились многие мастера, но до нас дошли имена немногих из них.
Свою лепту в оформление храма внес и народ.
Люди приносили в новый собор много полезного:
Первыми служителями стали священник Федор Холмовский и диакон Александр Благообразов. Иван Яковлев — мещанин — являлся старостой.
Территория нового храма была обнесена красивыми ажурными решетками и воротами. Земля, принадлежащая церкви, сдавалась, а средства от аренды шли в храмовую казну.
Историческая судьба
К 1914 году общее число прихожан насчитывало около 3500 человек.
Среди них были люди из разных слоев населения:
Храм иконы Казанской Божьей Матери действовал вплоть до 1936 года.
После его закрытия здесь размещались:
В советские времена зданием владели разные хозяева, каждый из них старался оформить интерьер на свой лад. Вследствие этого церковь теряла свою самобытность, постепенно разрушалась.
Реставрация здания
В 1980-е гг. народными депутатами Иркутска было принято решение восстановить религиозный памятник. Реставрационные работы начались в 1988 году. Автором проекта выступила Л.И. Гурова — главный архитектор иркутских реставрационных мастерских.
Восстановление проводилось длительное время и на добровольные пожертвования.
Современное положение
На сегодняшний день это один из самых популярных иркутских соборов. Он собирает несколько тысяч прихожан.
Архитектура и убранство сооружения
Церковь окружают низкие постройки. На их фоне она выглядит особенно величественно и удивляет колоссальностью своих форм.
Внешний вид
Сооружение отличают особая объемная композиция и исключительная симметрия, которую несколько нарушает лишь пристройка к колокольне. Церковь выглядит компактно из-за того, что все элементы примыкают к центральному столпу.
Барабан из 12 граней с куполом украшает центральную часть. Барабаны из 8 граней украшают приделы пониже, колокольню и апсиду.
Дополняют очертания небольшие башни с шатрами, расположенные по диагоналям.
Особенности декорирования здания
Благодаря обилию разнообразных элементов декор имеет насыщенный вид. Детали создают ощущение праздничности и торжественности.
В оформлении «Красной церкви» превалирует золотой цвет, благодаря ему убранство выглядит довольно богато. Купол украшают росписи одухотворенных ликов святых.
Декор фасадов
Вид храма достаточно яркий: синий и красный цвета создают эффектный контраст. Вход в церковь украшают фигуры святых.
Фасад имеет сложные формы и изящные элементы, свойственные архитектуре конца XIX века:
Внутреннее оформление
При посещении стоит обратить внимание на приделы церкви. Они украшены искусными иконостасами и клиросами с золоченой резьбой. Мастером является Владимир Федорович Каратаев.
Автором росписей является иркутский живописец Максим Зязин, который работал и над фресками Вознесенского монастыря. «Евангелисты» в куполе Казанской церкви, написанные им, завораживают своей красотой.
Иконостас
В 2011 году установлен 12-метровый иконостас, вес которого составляет 70 тонн. Материал — красно-кофейный гранит — привезен из Индии. В колоннах использован уральский змеевик.
Святыни храма
Царские врата и иконостасы обрамлены золотой изысканной резьбой. Основной иконостас украшает посеребренное изображение Святого Луки. К 1892 году полностью закончились работы по отделке и украшению.
Чудотворная икона Божьей Матери, во имя которой строилась церковь, впервые явилась в 1579 году в Казани. По преданию, девочке Матрене во сне показалась Богородица и повелела вынуть из земли икону. Богородица точно указала на место. Икону нашли и передали церкви. Многие помолившиеся иконе чудесным образом исцелялись. Вскоре ее признали чудотворной.
Как проходят богослужения
Собор открыт с 8 утра до 19 часов вечера. Проводятся утренние и вечерние богослужения. Во время главных христианских праздников проходят торжественные службы. Праздник Пасхи в последние годы отличается запуском фейерверка.
Колокольня храма
Колокольня с открытыми арочными проемами и шатром выстроена в лучших традициях зодчества. При посещении стоит обратить внимание на колокола. Тяжелейший из них весит пять тонн и известен самым громким звоном.
История строительства
Колокола были отлиты в Ярославской области:
Главный колокол сделан в городе Тутаеве на Шуваловском заводе. Отливают колокола там по старинным технологиям.
Внешнее оформление
Внушительную колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в виде беседок под куполами. Реставрационные работы над ними и в целом верхней частью были завершены в 1996 году. Именно тогда купола стали ярко-синими.
Послушайте завораживающий колокольный звон церкви.
Значение собора
Храм во все времена играл очень важную роль в православной жизни Иркутска. Он является главным собором в городе и привлекает не только прихожан, но и туристов.
Казанская церковь выступает в качестве кафедрального собора Иркутской и Ангарской митрополии.
Как добраться до церкви
Собор Казанской Божьей Матери в Иркутске находится по адресу: улица Баррикад, дом 34/1.
Видео о посещении храма Патриархом РПЦ
В ролике рассказывается о посещении храма Патриархом Кириллом.
Церковь во имя Казанской иконы Божьей матери
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Церковь во. » в новостях:
Богородице-Иркутская церковь
История Казанской церкви
От основания до 1917
Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 в Ремесленной слободе, по улице Знаменской, рядом с Острожным мостом. В 11 часов утра от Иркутского Казанского кафедрального собора пошёл крестный ход. Освящение совершил архиепископ Вениамин.
Для сооружения храма был создан Строительный комитет. Строительству храма содействовал почетный гражданин Иркутска, золотопромышленник и меценат Александр Михайлович Сибиряков. Во время подготовки к строительству первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей матери, воплотив в себе более высокое смысловое содержание православной веры: Казанская Богоматерь — заступница земли Русской.
В то время в Иркутске жили искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы, которые приняли участие в оформлении внутреннего убранства храма. Но из многих талантливых мастеров, строивших и украшавших Богородице-Казанскую церковь, до нас дошло имя лишь цехового резчика Владимира Федоровича Каратаева, которым были выполнены иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви.
9 апреля 1892 преосвященным епископом Макарием совершено освящение церкви. Правый придел во имя святого Николая Чудотворца освящён за ранней литургией кафедральным протоиереем.
Казанская церковь после революции
После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Но в 1936 ее постигла та же судьба, что и многие храмы России — она была закрыта. С 1936 в церкви сменилось много хозяев, и каждый из них внес свою лепту в ее разрушение. Здесь находился склад базы книготорга, и курсы киномехаников, и завод «Сибирский сувенир».
Воссозданная в своем первоначальном виде Богородице-Казанская церковь представляет собой неповторимый в своей красоте памятник. Она является свидетельством огромного таланта безымянного архитектора и иркутских умельцев. Церковь отличается величавостью и колоссальностью форм.
Особенности архитектуры
Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.
В Казанской церкви в привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Башенки расположены за приделами восьмерикового в плане храма. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах «стилевой» архитектуры конца XIX в. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора. Казанская церковь является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.
Казанский кафедральный собор
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Казанский кафедральный собор в Иркутске
Гибель Казанского кафедрального собора
Значение Казанского кафедрального собора
Казанский кафедральный собор величественно возвышался на главной площади Иркутска очень короткое время, неполные 40 лет, но, несмотря на это, он прочно вошел в память горожан. Монументальные и торжественный собор был своего рода символом культурного расцвета и богатства Иркутска в конце XIX — начала XX века. Расположенный в центре города, храм не только доминировал над окружающей застройкой, но и объединял в целостный комплекс отдельные приходские храмы, чьи выразительные объемы придавали городу неповторимый живописный силуэт.
Иркутский Казанский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя пять тысяч молящихся, а его высота достигала 60 метров. Для сравнения: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге вмещает 8 тысяч человек, храм Христа Спасителя в Москве был выше иркутского собора всего лишь на 13 метров. Летописец Нит Романов свидетельствовал, что собор «был четвертым провинциальным по величине и красоте внутри и снаружи«.
История Казанского собора. Предпосылки
В середине XIX века старый Богоявленский собор перестал удовлетворять потребностям растущего города. Его нельзя было назвать тесным, но при большом стечении народа многие не слышали пения хора, и ощущался недостаток воздуха при горении свеч. Поэтому не было ничего удивительного в том, что среди населения Иркутска стала постепенно зарождаться мысль о построении в городе нового кафедрального собора.
Почти полвека потребовалось на то, чтобы воплотить в жизнь замысел устройства в Иркутске кафедрального собора. В 1849 иркутский миллионер-золотопромышленник Евфимий Андреевич Кузнецов сделал крупное пожертвование в размере 250 тысяч рублей, которое и легло в основу капитала потраченного на сооружение кафедрального собора.
Первый проект кафедрального собора выполнил архитектор В.А. Кудельский. В соответствии с правилами строительного устава, предписывающего при проектировании храмов использование исторических стилей, архитектор составил проект в русском стиле с позакомарным покрытием с пятью главами и с шатровыми венчаниями. В 1867 проект собора был высочайше утвержден. Однако до начала строительства прошло еще несколько лет, посвященных организации работ и развертыванию производственной базы, наобходимой для успешного выполнения грандиозного замысла.
Наконец 17 апреля 1875, в день рождения правящего императора Александра II, кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином.
Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и архитектором возникли разногласия, пришедшие к отстранению Кудельского от работ. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер-капитан Митрофан Нилович Огонь-Догановский, который составил новый проект Казанского собора. Рассмотрение проекта в Святейшем Синоде затянулось на 6 лет. Фасад собора неоднократно корректировался, так как не удовлетворял столичные власти в художественном отношении. Так, на одном из вариантов проекта Александр III собственной рукой досадливо записал: “Согласен, немного лучше, но вообще безвкусие порядочное, но нечего делать”.
Между тем, несмотря на отсутствие утвержденного проекта, строительные работы уже велись полным ходом. К июню 1879 стены собора были возведены на высоту второго яруса окон, когда страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство собора на шесть лет.
Изменения в проекте
После пожара руководить работами был приглашен инженер-архитектор барон Генрих Владимирович Розен, который приехал в Иркутск в 1879 или 1880, будучи уже известным архитектором. Розен представил свой проект восстановление храма и переделки предыдущего проекта согласно высочайше указанным замечаниям, вследствие чего здание получало более нарядный облик, соответствующий русскому стилю. В процессе строительства возникли сомнения в прочности пилонов и арок, пострадавших во время пожара. Специально назначенная комиссия провела исследования несущих конструкций и установила, что конструкции достаточно надежны, но Розен в целях предосторожности решил переделать проект венчающих частей с уменьшением высоты постройки почти на десять метров.
Изменения, внесенные им в свой первоначальный проект в нижней, уже возведенной части, касались декоративной пластики фасадов. Верхняя же часть получило совершенно иное архитектурное обличье. Изменены были не только формы куполов, но и стилистика сооружения. Окончательный проект Г.В. Розена был выдержан в русско-византийском стиле и отличается более пышным декоративным убранством стен. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованием времени. Проект был одобрен Санкт-Петербургским техническим комитетом с резолюцией, что фасад собора в последней его форме получил “более изящный в художественном отношении вид”.
Возведение Казанского кафедрального собора и его внутреннее устройство продолжались 19 лет и были закончены в 1894. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей 42 ½ копейки.
Освящение главного придела во имя иконы Казанской Божией Матери состоялось 25 января 1894. С конца января до конца августа 1894 архиепископом Тихоном последовательно были освящены остальные престолы: главный — во имя иконы Казанской Божией Матери, правый — Святителя и Чудотворца Николая, левый — св. Евфимия Новгородского и св. Евфимии, на правых хорах — св. Тихона Задонского и св. Митрофана Воронежского, на левых хорах — Святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Вениамина Печерского и пещерный храм-усыпальница во имя Страшного Суда Господня.
Архитектура Казанского собора
Новый Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Объемная композиция собора довольно сложная. Симметричные боковые притворы 1 и апсида 2 превышают по высоте четвериковый ярус храма, их полукруглые закомары 3 фланкируют аттиковое 4 основание центральной главы, тогда как прясла 5 под боковыми главками занижены. Все это создает насыщенную и динамичную композицию из разновысоких объемов, находящихся в сложной иерархии соподчинения друг другу и выделения главенствующего значения центрального купола.
Колокольня Казанского собора
Строительство колокольни было начато одновременно со строительством храма, и по первоначальному замуслу она должна была стоять отдельно и быть выше храма. Однако позже ее решили соединить с собором низкой галереей и выполнить в виде низкой звонницы, что было более свойственно византийской архитектуре. При возобновлении работ после пожара архитектор Г.В. Розен предложил разобрать колокольню, уже выстроенную на шесть саженей в высоту, как несоответствующую симметричной композиции собора, но натолкнулся на сопротивление церковных властей. К этому времени уже был отлит новый колокол весом около 1200 пудов, который не умещался в боковых куполах собора. Можно предположить, что строительство колокольни осуществлялось без участия архитектора, поскольку ее объемная композиция выполнена как чистая трансляция форм боковых главок храма, что едва ли могло быть спроектировано таким профессионалом, ка Розен. Возведение колокольни с механическим копированием отдельных форм храма и отсутствием от общего пропорционального строя, а также строительство галереи привело к нарушению равновесия и цельности композиции всего сооружения.
Интерьер
Интерьер собора был разработан Г.В. Розеном в соответствии со стилистикой фасадов. Обширное внутреннее помещение делилось четырьмя гранеными пилотами, на которые опирался полусферический купол. Общая высота собора в интерьере была 45 метров. Это открытое на всю высоту пространство освещалось двумя рядами окон, но основной свет струился сверху из арачных окон двенадцатигранного барабана. Создавался эффект воздушности и парения купола. Цветные стекла, вставленные в в окна барабана, придавали интерьеру необычное динамичное и эмоциональное великолепие. Солнечный свет, преломляясь в цветных стеклах, постоянно двигался и менялся, создавая иллюзию нерукотворности внутреннего пространства и небесного образа.
Иконостас
Атака воинствующих безбожников
После Октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1920-е в ограде собора горожане устроили спортивную площадку, на которой ежедневно молодежь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная компания за ликвидацию собора.
В этот период Казанский кафедральный собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году собор закрыли. В январе 1932 отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей. Собор отнесли к разряду зданий, не представляющих исторической и художественной ценности, и поэтому решили снести.
Примитивный Дом Советов
27 октября 1936 в Москве был утвержден проект иркутского Дома Советов объемом 55 545 кубических метров и смета строительства в размере 5 миллионов 251 тысячи рублей. Через два года строители приступили к закладке нулевого цикла сооружения. О первом начальнике строительства Дома Советов сохранились скупые сведения. Звали его Дмитрий Белик, и в этой должности он проработал недолго. В том же 1938 его арестовали сотрудники НКВД и 22 июня расстреляли.
Возведение Дома Советов, прерванное войной, возобновилось в начале 1949. К сожалению, первоначальный проект не нашел своего воплощения в натуре. За основу строительства были взяты чертежи архитектора К.И. Гурьева, который, выполняя указания сверху, подготовил довольно примитивный по конструкции проект. В советском градостроительстве тогда шла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, и областная власть, чтобы не раздражать московское начальство, согласилась довольствоваться менее дорогостоящим зданием.
Дальнейшее строительство Дома Советов затянулось на две пятилетки. И только в 1959 в здание въехали аппарат и архив Иркутского обкома КПСС, обком ВЛКСМ и областной исполнительный комитет депутатов трудящихся.
Восстановление Казанского собора
17 мая 2011 в Государственном историческом музее (Москва) в рамках Научно-практической конференции, посвященной 350-летию Иркутска, руководителем общегородского проекта «Наследие иркутских меценатов» Мариной Кондрашовой был презентован проект «Дорога к храму», главным героем которого стал иркутский Казанский кафедральный собор, который и по сей день не вошел в список восстановленных.
Идея о воссоздании в Иркутске кафедрального собора была впервые озвучена в сентябре 2010 и сразу нашла отклик в умах и сердцах горожан, стала своеобразной объединяющей идеей. Как когда-то возрождение храма Христа Спасителя в Москве, это событие может стать главнейшим, дать совершенно новую ступень в истории развития города и всего региона.