храм исиды в египте фото

Храм богини Исиды на острове Филе

Между городом Асуан и первым порогом реки Нил еще совсем недавно располагался небольшой остров Филе, известный своими монументальными сооружениями. До недавнего времени именно там находился храм Исиды, усилиями ЮНЕСКО спасенный от затопления во время возведения Асуанской плотины.

храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

История и судьба храма Исиды

Египтяне верили, что остров Филе был местом вечного сна бога Осириса, и путь туда был запрещен для простых смертных. Только жрецы имели право проводить здесь священные ритуалы.

Согласно мифам Древнего Египта, на этом острове родилась сама богиня Исида. Здесь же при правителях Нектанебе I и Нектанебе II был заложен храм, посвященный ей. Уже первые сооружения, возведенные здесь, были настолько великолепны, что знаменитый античный историк Геродот назвал построенный здесь храм «жемчужиной Египта». Его сердце – святилище Маммиси, или «Дом рождения Гора». По традиции, перед храмом Исиды был построен пилон, на котором можно увидеть изображения фараона, приносящего дары богине.

Храм Исиды достраивался во время царствования династии Птолемеев, а его возведение завершилось только в III веке нашей эры при императоре Каракалле. В сам храм представляет собой сооружение, протянувшееся на 60 метров, с двумя пилонами, залом с колоннами, подземельями, молельнями и большим двором. Это выдающийся архитектурный ансамбль, возвышающийся над другими сооружениями острова.

храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

Император Август начал строить возле храма Исиды колоннаду с капителями в виде пальм. Затем его работу продолжит Тиберий. Он же возвел на севере острова храм в честь Августа, а император Клавдий построил храм нубийского божества Хорендота. Свой след на этом месте оставил и римский император Траян – он построил небольшой изящное сооружение, получившее название «Киоск». Он находился на восточном побережье острова и, скорее всего, выполнял функции парадной пристани. В «Киоске» причудливо переплелись элементы античного и древнеегипетского зодчества.

При императоре Адриане возле храма Исиды построили однопролетную арку. Берега острова укрепили, на них устроили каменные причалы и установили обелиски из гранита. Здесь же располагался лагерь римского гарнизона, к нему с реки вела лестница с террасами.

Остров Филе был поглощен водами Асуанского водохранилища в 70-х годах прошлого столетия. Но древние памятники, которые находились на нем, усилиями ЮНЕСКО были спасены от уничтожения. Храм Исиды и «Киоск» Траяна были распилены на множество блоков и перенесены в более высокое место.

Храмовый комплекс острова в наши дни

Храмовый комплекс Филе состоит из храма Нектанеба I, «Киоска» Траяна, храма богини Хатхор и монументального храма богини Исиды. Это своеобразное сочетание египетской, римской и греческой культур.

храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

Справа от храма Исиды находится потрясающе красивая и изящная постройка – «Киоск» Траяна. Благодаря своей красоте и элегантности он стал настоящим символом острова Филе. «Киоск» находился на берегу реки, и во время древних празднеств именно к нему подплывала лодка со статуей богини Исиды. Само сооружение имеет форму четырехугольника и включает в себя 14 колонн, капители которых соединяют собой всю постройку. В ней всего два барельефа, на которых изображен Траян, подносящий дары Исиде, Гору и Осирису.

храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

Недалеко от «Киоска» находится небольшой храм богини Хатхор, возведенный при Птолемее IV. Известно, что его украшением занимался сам император Август. Барельефы храма очень оригинальны и примечательны: например, жрец, играющий на двойной флейте, или обезьяны, исполняющие танец в то время, как одна из них исполняет музыку на лютне.

Колонны храмового комплекса, прежде чем их размыли беспощадные воды Нила, были покрыты специальными красителями – синим, зеленым, желтым и красным. Сейчас все это великолепие можно только представлять. Но, несмотря на то, что краски построек, находившихся на острове, безвозвратно утратились, Филе был и остается хоть и древним, но безумно очаровательным образцом шарма и изящества. Геродот был абсолютно прав, когда назвал это место «жемчужиной Египта».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Статистика

ИСИДА, «УКРАШЕНИЕ СОКРОВЕННОЕ»

Главным культовым центром богини Исиды был грандиозный храмовый комплекс, располагавшийся в Дельте, в нескольких километрах к югу от Мансуры, называвшийся в древности Пер Хебет — «Дом Празднующей».храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

Назначение храма и его ритуальная роль становятся понятны уже из его названия: это место празднеств, павильон для божественных торжеств, то самое «место» Исиды, где соединяются мир земной и мир небесный, обеспечивая вселенскую гармонию и взаимосвязь живых с божественным пространством и духами предков, получающими во время празднеств жертвоприношения.

Хебет играл в представлениях о взаимосвязи пространств ключевую роль, поскольку был посвящен еще и заупокойному культу Осириса, нижнеегипетскй культовый центр которого, Бусирис, находился совсем неподалеку. С одной стороны, культ Исиды достиг здесь небывалых высот и богиня предстает порой в текстах храма как величайшая сила, сотворившая вселенную; с другой — Исида и Хор являются в Хебет магами и жрецами Осириса, обеспечивающими его возрождение и торжество. Этот контекст объясняет, почему в «Мифологическом папирусе Дельты», созданном в III Переходный период, Исеум имеет еще одно название «Место, где принесены приношения», т.е. все святилище было, в целом, подчинено главному ритуалу, во время которого создавалась глиняная модель тела Осириса Хентиаментиу, возрождение которого обеспечивали «принесенные приношения». В этом храме нет места представлениям о смерти или изображениям усопшего Осириса; наоборот, все здесь подчинено идее жизни, ее бесконечности и всесильности.

Первые упоминания храма известны из текстов времени Аменхотепа III, однако сказать что-либо конкретное крайне сложно из-за того, что храм так и не был раскопан: лишь в конце 40-х годов XX века несколько блоков в юго-восточном углу храма исследовал Пьер Монтэ. Все остальные исследования были поверхностными, а потому мы знаем лишь последнюю эпоху жизни святилища, сооружение которого завершили Нектанеб II и Птолемеи. О более ранней истории Исеума нам известно из разрозненных источников — отдельных рамессидских блоков на территории храма, памятников вельмож, например из текстов на статуе Хорсиеса, везира Нектанеба I, где царь именуется «возлюбленным Осирисом-Хемагом, великим богом, пребывающим в Бехбейт». Последние документы, касающиеся судьбы святилища датированы I в. н.э., когда величайшая святыня Дельты рухнула во время землетрясения.

Птолемей III соорудил главный фасад храма и пронаос «для отца своего, Осириса-Анеджти» вместе со своей сестрой-супругой Береникой II, от лица которой надпись посвящает храм «божественной матери Исиде», в облике которой в храме, судя по сохранившимся надписям, порой выступала сама царица.

Стены святилища были покрыты прекраснейшими рельефами, на которых царь, предстоящий перед богиней, протягивает ей различные дары. Гигантская притолока святилища, украшенная крылатым солнечным диском, наполовину погруженная в землю, указывает сегодня на Святая святых храма, — «горизонт царицы богов, почтенное святилище-джерит госпожи владеющей, небеса-херет божественной соколицы».

Рельефы на стенах святилища разделены, судя по блокам, лежащим на поверхности земли, на четыре регистра: духи Нила, подносящие дары в нижнем регистре, два регистра стоящих фигур, один — сидящих. Плиты задней стены святилища сохранили фрагменты большого гимна Исиде, к сожалению, сильно фрагментированного, в котором богиня выступает в качестве андрогинного творца вселенной, «подобия Атума», «Исиды великой, матери бога, владычицы Хебет, пребывающей в ладьей своей, подобно Атуму, заходящему в горизонте западном».

Стены тайных святилищ Осириса, находившихся на крыше храма Исиды, в наши дни лежат в верхней части руин, что позволяет понять, что они из себя представляли. Помещений было пять. Первое, святилище «царевича» находилось у северо-восточного угла храма, о нем специально упоминает большая посвятительная надпись на фасаде и «Мифологический папирус Дельты», говорящий о «великом царевиче из Анеджет, становящемся божественным соколом» в Бехбейт; возможно именно здесь стояла некогда знаменитая статуя Нектанеба II под защитой гигантского сокола. Это помещение было столь значимой святыней, что его название входило в небти-имя Нектанеба II. Осирис здесь именуется как «Уннефер правогласный» и его имя выписывается в картуше. Царь, Нектанеб II, выступает здесь как «живой образ Хора Защитника-своего-отца», получая знак вечной жизни от самого Хора Неджитефа, своего божественного прототипа.

Второе святилище, или «обитель Осириса Рес-Уджа», располагалось у юго-восточного угла храма. На рельефах здесь присутствуют все важнейшие божества Дельты, повелители Мемфиса, Гелиополя, Саиса, Бусириса и Мендеса: Птах, Нут, Хорахте, Геб, Нейт, Хат-Мехит и Исида, выступающие в качестве защитников и охранителей Осириса-торжествующего. Осирис в ритуалах этого святилища выступает как божественный предок царя, первоцарь, имя которого выписано в знаке серех, гарант процветания человечества и божеств, супругой которого предстает «супруга царская» Исида.

Третье святилище, «Высокий Дом» имеет параллели в Фивах и Абидосе и связано с культом священной коровы, защитницы умерших, выступающей в облике Хатхор или Исиды. Защитниками Осириса здесь выступают Анубис, Себек, Тот, Инхара, Нефтида, Сешат, Хатхор, Исида и Исида-Ахет, т.е. «горизонт», в облике богини с головой коровы. Исида-Ахет, выполняющая здесь функции, обычно возлагающиеся на Хатхор, выступает в качестве заклинательницы, заставляющей ночное солнце возрождаться во тьме Дуата вместе с Осирисом; Хатхор предстает здесь лишь как певица божественных гимнов, вторящая Исиде-«горизонту». Это святилище также именовалось «Место, где принесены приношения», как и сам храм Исиды; именно здесь проходили ритуалы по изготовлению глиняного «подобия» Осириса, проводимые, согласно тексту «Мифологического папируса Дельты», при помощи Хатхор.

Четвертое святилище, «обитель Осириса-Хемага». Рельефы на стенах святилища, изображающие царя перед Осирисом-Хемагом, увенчанным короной атеф, остались незавершенными, какие либо боги, кроме Осириса, на рельефах не присутствуют; впрочем, само святилище очень невелико и по размерам походит на осирические помещения, сооруженные на крыше храма Филе. Эпитет Хемаг, который традиционно ассоциируется с бальзамировщиками и ювелирами, т.е. теми, кто сохраняет внешний облик посредством золота, представляет Осириса как владыку амулетов и оберегов, дающих бессмертие. Скорее всего, здесь или же в «Высоком Доме» хранилось глиняное подобие Осириса, воссоздаваемое ежегодно.

Последнее святилище, «Божественное», было сооружено из красного гранита. Из надписей известно, что царь в нем является «наследником владыки Египта», основателем «воистину божественного места». Скорее всего, здесь находились заупокойные статуи усопших царей Египта, которые, согласно текстам «были установлены в «Божественном» по воле Осириса Уннефера».

Ритуалы «Божественного», святилища, которое стало символом всего храма, были посвящены не просто Осирису-божеству, но Осирису-царю, который возрождается посредством магии Исиды и усилий Хора, «первоцарю», с котором отождествляется каждый живой и все умершие цари Египта. Культ Осириса-Анеджти, выступающего в облике живого правителя, не имеет традиционных для осирического ритуала аллюзий с умиранием и погребальным ритуалом, но сконцентрирован вокруг принципа возрождения бога, его торжества, которое обеспечивалось ритуалами храма Исиды.

Осирис-Анеждти, господин Бусириса, прибывает к своей супруге в Хебет, чтобы обрести посредством своей обновляемой ежегодно глиняной статуи возрождение и трансформироваться в божественного сокола или же в молодое, полное сил божество — Хонсу-Неферхотепа или же Инхару-Шу, почитавшегося неподалеку, в Себенните, которые обладали свойственной всем лунным божествам силой неизменно возрождаться.

В «Месте, где принесены приношения» Исида исполняет все повседневные ритуальные обязанности, в то время как в «Божественном», как, например, и в Коптосе, она выступает в качестве великого гаранта возрождения божества и отождествления с ним царя настоящего и царей прошлого, что обеспечивало им бесконечные циклы существования. За внешним обликом Осириса, которому посвящено в Хебете столь значимое пространство, скрывалась суть ритуалов храма, сосредоточенная в действиях и воле Исиды.

Разрушенная землетрясением святыня почила в веках, однако, память о ней была сильна во все века почитания Исиды, даже тогда, когда египетская богиня перешагнула границы своей страны и стала великой богиней-матерью всего средиземноморья. Блок из задней стены святилища храма, как залог святости истинно египетского облика богини, был перевезен в Рим и установлен в святилище нового храма Исиды и Сераписа в Риме, основанного в 43 г. до н.э.

СВЯТИЛИЩЕ В МЕДИНЕТ МААДИ

Фаюмский оазис, одно из самых поразительных мест Египта в древности. Грандиозные кварцитовые колоссы Аменемхета III, уподобленного богу-творцу в Биахму, огромные дамбы и ирригационные сооружения, пирамиды Лишта, Лахуна и Хавары, наконец, сам «Лабиринт», превосходящий, по словам Геродота, «самые пирамиды», — все это лежит в руинах, либо растащено по десяткам музеев по всему миру.

Среди того немногого, что еще говорит о былом величии Та-ше, «земли озера», как назывался Фаюм в древности, — небольшое святилище в Мединет Маади, начало сооружению которого положили фараоны XII династии — Аменемхет III и его сын Аменемхет IV. Храм, обнаруженный в 1930-х гг. Ахиллом Вальяно, был посвящен Себеку, владыке Шедет, столицы оазиса, Рененутет, богине-кобре, повелительнице урожая, а также их сыну Хору.

Тончайшие рельефы Среднего царства представляют Рененутет в облике женщины с головой змеи, кормящей и защищающей фараона — своего сына. Храм не был забыт и в последующие времена: фараоны Нового царства и правители эпохи смут воздавали знаки почтения грозной кобре, госпоже зернохранилищ и матери царя.

Во времена Птолемеев городок, получивший название Нармутис, стал новым центром культа Исиды, которая была отождествлена с древней коброй как богиня-мать. В конце I в. до н.э. греко-египетский поэт Исидор воспевал богиню, «великую именем», как Исиду-Термутис (Ἶσις Θερμούτης¹), уподобляя храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фотоее различным ипостасям богини-матери, включая греческую Тюхе (Ἀγαθή Τύχη), богиню доброй судьбы. Его гимны, говорящие о божественной матери, повелительнице судьбы и времени, были высечены в качестве подношения божеству на пилястрах вестибюля в храме Мединет Маади.
__________________________
[1] Θερμουτης (θερ-μουτης) мать-змея;
θήρ (θηρός, θηρίον) зверь, чудовище; (ex: θηρο-μιγής звероподобный);
Μούθ ἡ (егип.) Мать, «Матерь» (эпитет богини Исиды) Plut.

На колоссальных рельефах, высеченных в проеме портала эпохи Птолемеев, Исида из Мединет Маади — это кормящая мать, восседающая на троне и держащая Хорпахереду (Ḥr-pȝ-ẖrd, Гор дитя) на коленях. Имя богини выписано в храме на египетском и греческом языках: в одной из ниш второго двора она предстает вместе с обнаженным младенцем Хором, Ахноесом, причем ее имя запечатлено греческими буквами.

Однако, главная форма отождествления богинь, Рененутет и Исиды в этом храме — змея, грозная кобра, порой с человеческим лицом. Грозная, но всепрощающая мать она храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фотопочиталась здесь не только вместе с Хором, но и обожествленным Аменемхетом III, почитавшимся греками под именем Порраманреса, века после своей кончины. Богиня-змея Мединет Маади предстает перед нами изображенной в фас; такой ее изображают многочисленные терракотовые фигурки греко-римского времени, в обилии найденные в Фаюме, одном из последних пристанищ культа Исиды. Здесь она в своем облике воплотила единство представлений о великой матери, созданный разными народами древнего средиземноморья: она может стоять на кольцах змеиного тела внутри растительных элементов или держать атрибуты Деметры и Гекаты — колосья пшеницы, рог изобилия или факел.храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

Владычица половодья, она дает грудь маленькому крокодилу — Хору-Себеку, демонстрируя тем самым свое слияние с культом Нейт, которая издревле почиталась в Фаюме как мать «обоих Себеков», то есть проявлений Себека в Верхнем и Нижнем Египте. Порой эти изображения совсем поразительны, когда богиня предстает в облике женщины-змеи, выползающей из святилища храма, прижимающей свое дитя-крокодила с нежностью истинной матери. О популярности этой ипостаси Исиды свидетельствует большое число стел этого типа, зачастую происходящих из нелегальных раскопок в Фаюме и хранящееся в различных музеях мира. На рельефах это уже совсем не Нейт, облаченная в архаическое платье и сидящая на коленях со своими созданиями, но именно царица природы, со скипетром уадж (егип. wȝḏ, «папирус») в руках, в пышной накидке и с неизменным убором Исиды на голове. И при этом обязательно — наполовину змея, появляющаяся в воротах храма в момент половодья, рождающая силы стихий и дающая их миру, «богиня доброй судьбы, Исида величайшая, великая именем Термутис». Чуть позже этот образ богини-змеи, повелительницы урожая, пропитания и, одновременно, опасности, скрытой в предвечной мудрости, станет одним из самых распространенных обликов Исиды, супруги новоявленного Сераписа, в Александрии.

«Верь в Исиду. Она более могущественна, чем миллионы солдат», — с этими словами Клеопатры II открывается новая эпоха почитания богини, которая была признана пришедшими в долину Нила храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фотогреками как ипостась их собственной Деметры. Несмотря на это отождествление, именно египетский образ Исиды не только выжил в «плавильной печи» эллинизма, но и приобрел все более величественные черты и вселенское могущество. Культ богини вместе с кораблями греческих купцов отправился в странствие, завоевывая все новых и новых сторонников. Вместе с Исидой в чужеземных городах появлялись бритые головы жрецов, систры, белоснежные одеяния и священный сосуд с водой, зачерпнутой из Нила.

В IV в. до н.э. культ богини процветал в Пирее, подле Афин, откуда позже распространился на острова Эгейского моря, вторя словам Плутарха, провозгласившего богов Египта и их этику всечеловеческим достоянием и призывавшего поддержать и сохранить их культы. С потерей ценностей традиционных обществ, переселением семей, новой волной рабства появилось то одиночество, утолить которое могло лишь поистине милостивое и универсальное божество, которым и стала Исида.

При Птолемеях центрами культа Исиды становятся Родос и Коринф, города Фессалии и Бактрии; ее образ появляется на монетах, чеканившихся от Александрии до Галикарнасса. В каждой стране она принимала особенности культа местной богини-матери, сохраняя, тем не менее, свои египетские корни.

Исида стала, подобно Деметре, владычицей колоса и факела; как Исида Пелагия (Πελαγία, «Морская») — госпожой морей и защитницей мореходов. В начале марта, с открытием мореходного сезона богиня храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фотооказывалась в центре пышных празднеств («Праздник Ладьи Исиды», Navigium Isidis), когда красивый корабль, наполненный дарами Исиде, отпускался в море без команды и с ликованием провожался толпой до тех пор, пока не исчезал на горизонте.

В самой Александрии Исида почиталась в грандиозных святилищах, строительство которых было предпринято при Птолемее II Филадельфе (285-246 до н.э.). Огромная статуя богини, некогда украшавшая главный храм Исиды и ее супруга Сераписа, храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фотобыла найдена на дне моря недалеко от форта Кайт-Бей в 1960-х.

Исида Фаросская (или Фария, греч. Ἶσις Φαρίη, лат. Isis Pharia),² покровительница Александрии, этого греческого города на египетской земле, и ее знаменитого маяка, была и «душой» Мусейона, центра эллинистической культуры и науки, благодаря которому Александрия была истинной интеллектуальной и духовной столицей эллинизма.
____________________________
[2] Не исключено, что эпитет «Фаросская» Исида получила из-за её статуи, установленной рядом с маяком. Огромная статуя представляла собой Исиду держащую наполненный ветром парус (φάρος). А уже от Исиды эпитет «Фаросский» перешёл к маяку, и острову в целом. Композиция «Исида с парусом» была весьма популярна, нередко чеканилась на монетах.

Финикийские торговцы привезли культ Исиды в Карфаген и на побережье Испании; из Греции и Италии с римскими войсками Исида вместе со своим сыном Харпократом за шесть столетий пришла в долину Рейна и в Британию. Вместе с богиней в римскую империю пришли ее таинственные мистерии, последние отголоски мудрости ее родины, к тому времени почти почившей в истории. В бесценных «Метаморфозах» римлянина Апулея, рожденного в северной Африке около 125 г. н.э., мы находим саму суть поздней формы культа богини, ее ритуалы и ее новый облик, порой чуждый Египту, сквозь которой все же еще видно прошлое и священнодействия древних храмов богини.

Люций, мечтающий стать посвященным в таинства Исиды и перенесший ради этого многочисленные злоключения, наконец, получает желаемое и, хотя и не имеет права описать происходившее с ним, говорит, о том, что таинства проходили глубокой ночью и были подобны «желанной смерти и трудному возрождению к жизни». Посвящаемый, он был призван богиней, принял десятидневный пост и, в итоге, получил перерождение и спасение от той, к которой он так долго шел. Тогда на ином языке из уст богини в последний раз прозвучали слова, истоки которых лежали в глуби веков истории страны фараонов:

«Вот я пред тобою, твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, высшая из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, морей дуновенья, мира иного безмолвие скорбное. Единую владычицу чтит меня под многими образами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Зовут меня Венерой и Дианой, Церерой и Гекатой. Богатые же древним знанием египтяне меня почитают так, как должно, называя именем настоящим — царственной Исидой. Вот я пред тобою, твоим бедам сострадая, вот я, благожелательная и милосердная. Оставь плач и жалобы… — по моему промыслу уже занимается для тебя день спасения»…

Источник

Крупнейшие храмы Древнего Египта

храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

После нескольких коротких поездок в Египет, я решил съездить туда на два месяца, с единственной целью глубоко погрузиться в историю Древнего Египта и посетить значимые места Среднего и Нового царств. Собственно, от Древнего царства не осталось практически ничего, кроме величественных пирамид плато Гиза, а также пирамид Саккары и Дашхура. Великий некогда город Мемфис, с огромными храмами, в то время религиозный и административный центр древнеегипетской цивилизации, вокруг которого и строились сохранившиеся погребальные пирамиды фараонов, был несколько раз до основания разрушен. Сейчас на его месте можно найти только маленькую арабскую деревню в несколько дворов.

Величие сохранившихся пирамид Старого царства нисколько не умаляет тот факт, что основной религиозный и культурный расцвет Древнего Египта пришелся на Среднее и Новое царство. Это было время невероятного расцвета древнеегипетской государственности, религиозного и жреческого культов, пик развития искусств и архитектуры. Именно в Новом царстве, во времена правления поздних древних династий фараонов были построены и завершены все древнеегипетские храмы, в том виде, в котором мы их сейчас видим. Из Мемфиса религиозная и культовая столица Древнего Египта была перенесена в Фивы (современный Луксор), на юг, где в скалах стали высекаться подземные заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближенных, а на земле строились величественные, грандиозные храмы и храмовые комплексы — культовые сооружения, которые несли функцию поклонения богам древнеегипетского пантеона, и являлись центрами власти жреческого культа.

храм исиды в египте фото. Смотреть фото храм исиды в египте фото. Смотреть картинку храм исиды в египте фото. Картинка про храм исиды в египте фото. Фото храм исиды в египте фото

Храмы рассматривались как дома для фараонов и, чаще, богов, которым они были посвящены. В них жрецы проводили всевозможные религиозные ритуалы, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса и поддержание божественного порядка вселенной. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян.

Храмы выстраивались последовательно, и то, что было небольшим святилищем во времена Среднего царства, превращалось в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве. Почти все из этих построек хорошо сохранились, за исключением Рамессеума, поминального храма фараона Рамзеса II, который лежит в руинах. Однако по развалинам можно увидеть, что когда-то, и он был грандиозным сооружением. Все остальные крупные архитектурные творения Среднего и Нового царств, в соответствие с общепринятой классификацией, можно разделить на 9 групп отдельно стоящих храмов или храмовых комплексов. Все они находятся на берегах верхнего Нила, и строились и реставрировались из нубийского песчаного камня, крепкой древней карстовой песчаной породы континентального происхождения времен Палеозоя и Мезозоя.

Для их полного осмотра удобнее всего остановиться в Луксоре и Асуане, и оттуда совершать экспедиционные выезды. По времени это может занять от одной недели до нескольких недель, в случае детального подхода. На сайте доступно около тысячи фотографий, которые остались у меня после моего эпического двухмесячного пребывания на берегах Нила, в Луксоре и Асуане. Когда-то в детстве я и представить себе не мог, что когда-то у меня будет возможность просто так пожить пару месяцев на берегах реки Нил для удовлетворения исследовательского интереса и любопытства к этим огромным постройкам.

Луксорский храм

Луксорский храм — самый доступный, но не самый величественный сохранившийся храм Древнего Египта. Однако это с лихвой компенсируется возможностью приходить туда поздно вечером и наблюдать мистические световые и теневые эффекты от цветной подсветки. Он находится на правом берегу Нила, в центре Луксора. Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства. Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн. Раньше он был соединен с Карнакским храмовым комплексом двухкилометровой аллеей сфинксов.

Древние египтяне называли его Ипет-Ресит, что означает “южное святилище”. Слово “Луксор” более позднее и имеет арабские корни. Луксорский храм был церемониальным храмом, где устраивали религиозные праздники и фестивали. Здесь устраивались масштабные процессии, которые передвигались по аллее, связывающей храм в Карнаке с Луксорским храмом.

Приходите сюда вечером, когда здесь совсем не жарко и совершенно немноголюдно. Ближе к полуночи здесь возникает особая атмосфера — несколько заблудших туристов гуляют между высокими колоннами, а в главном святилище (темной комнате) под лампадным светом сидят и мирно ведут беседу арабы-хранители.

Карнакский храм (храм Амона-Ра)

Карнакский храм в древности назывался Ипет-Исут, крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта и главное государственное святилище Нового царства. Расположен он на северной границе современного Луксора, примерно в трех километрах от Луксорского храма. Этот храмовый комплекс посвящен в основном культу бога Амона-Ра. Он строился больше тысячи лет, и в нем также есть части, посвященные богу Монту, богине Мут, богам Хонсу и Птаху. От былого комплекса осталось не все, но даже то, что есть, выглядит внушительно. Особенно поражают огромные колонны храма Амона-Ра.

Амон-Ра — это фиванское, южное название для бога Ра, древнеегипетского бога солнца, верховного божества древних египтян. Его имя Ра означает “Солнце”. Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать еще в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. “Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени “владыки эннеады”. Я был вчера; я знаю завтрашний день…” В Карнакском храме жрецы Амона с приличествующей им пышностью и торжественностью отправляли свои ежедневные службы, а во время фестивалей, совершали процессии в соседний Луксорский храм.

Погребальный храм Рамзеса III (Мединет Абу)

Мединет-Абу — это арабское название для погребального храма Рамзеса III, важного сооружения эпохи Нового царства, на западном берегу Нила в Фивах. Основной храм хорошо сохранился и обладает внушительными размерами. Имеет большую архитектурную и художественную ценность. Этот храм известен рельефами с надписями. Пожалуй, этот храм выглядит самым грандиозным и большим из всех сохранившихся храмов Древнего Египта. Здесь также обычно бывает меньше туристов, по сравнению с остальными местами на западном берегу Нила (ввиду того, что однодневные автобусные туры сюда почему-то не заезжают или заезжают редко), и это придает этому месту особую атмосферу.

У храма ортодоксальный дизайн. Здесь хорошо сохранились пилоны, которые выглядят очень внушительно, а также рельефная роспись на стенах.

Храм Хатшепсут

Хорошо сохранившийся храм женщины-царицы-фараона Хатшепсут, которая воздвигла множество памятников по всему Египту. При жизни отца Хатшепсут стала “супругой Бога” — верховной жрицей фиванского бога Амона. Силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные круги египетского жречества, именно поэтому власть ее была сильна. Правление Хатшепсут ознаменовало небывалое процветание и возвышение Египта.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри — это храм, вырезанный в скале, в удаленном районе Фив, на западном берегу Нила. Он состоит из трех крупных террас, ведущих наверх, к святилищу храма, главной и самой сокровенной части. Многочисленные ярко расписанные пилястры царицы, колоссальные статуи и сфинксы сейчас хранятся в собраниях Египетского музея в Каире. Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут.

По всей видимости, эта организация происходила из какой-то радикальной ваххабитской общины, которая базировалась, вероятно, в городе Кена. Жестокое массовое убийство настроило против группировки всех египтян, и многие ранее поддерживавшие эту радикальную салафитскую организацию отвернулись от нее. К 2000 году основной ее костяк был арестован либо физически уничтожен. Однако радикальный салафи-ислам, поддерживаемый местными имамами, цветет и пахнет к северу от Луксора и к югу от Каира.

Храм Сети в Абидосе

Это, пожалуй, самый мистический и самый атмосферный египетский храм, как в силу своего архитектурного исполнения и назначения, так и в силу труднодоступности для обычного туриста. Считается, что Абидос — одно из важнейших археологических мест Древнего Египта. В Абидосе было построено до десяти храмов, но все они были разрушены. С самых ранних времен Абидос был важным центром культа Осириса и его жены Исиды. Осирис — царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Хорошо сохранился храм, построенный Сети I, над которым и внутри которого витает воздух тайны и древнеегипетских мистерий. Пребывание внутри оставляет самые мистические и благоговейные ощущения, особенно если время ближе к вечеру, и кроме вас здесь никого уже нет. Храм потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, сохранившими свой оригинальный цвет. Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора. В этом храме были найдены и хорошо сохранились рельефные росписи на стенах, в том числе Абидосский список царей, знаменитый список фараонских династий, который внес значительный вклад в изучение и понимание Древнего Египта.

Храм находится близ арабской деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, в сотне километров на север от Дендеры и Кены. Сюда обычно добираются на дневных автобусных турах из Луксора, но попробуйте добраться сюда своим ходом, на общественном транспорте, и вы получите кучу приключений на свою голову, которые вы никогда не забудете. Это земли радикальных суннитских общин, и туристам здесь положено передвигаться только в сопровождении полицейского. Я добирался сюда на электричке из исламского города Кена. Потом, на станции, попробовал взять такси до конечного места, но отвезли меня в местный полицейский участок, где полчаса вели дружескую беседу, а после отправили с каким-то таксистом бесплатно до самого храма.

Храм Хатхор в Дендере

Храм Хатхор в Дендере, являющийся основной частью храмового комплекса в Дендере — один из хорошо сохранившихся поздних храмов Древнего Египта. Был возведен из песчаника, имеет 80 метров в основании. Внутри находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены. На крыше храма были святилища Осириса, в одном из которых были обнаружены уникальный зодиак и солнечный диск.

Хатхор, или Хатор (небо) — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты и веселья. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

Храм находится на западной границе города Кена, в 70 километрах к северу от Луксора. Можно добраться на электричке и такси, но большинство приезжают в составе туристических автобусных туров. Я останавливался в Кене на два дня, в отеле рядом с железнодорожной станцией. Сам город очень радикально-исламский. Туристы в нем практически (или вообще?) отсутствуют. Стоит пройти по улице несколько сот метров от отеля, и на тебя начинают все таращиться как на ходячий столб — чувствуешь себя очень некомфортно. Выдавала одежда, а не лицо. Можно вообразить, что этот город — оплот радикального египетского джихадизма и такфиризма, поставляющий идеологические кадры и имамов в Каир, на север, и смертников, в Луксор, на юг.

Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.

Храм Хора в Эдфу

Храм Хора в Эдфу — один из лучших и величественных храмов Нового царства, который однозначно стоит посетить. Храм поражает грандиозным размером и пропорциями. По размерам это второй храм после Карнака, но при этом сохранился он в гораздо лучшей степени, благодаря более поздним срокам строительства — он строился уже на закате древнеегипетской цивилизации. Забавно наблюдать, как редкие люди теряются как букашки на фоне грандиозного первого пилона храма. Строение имеет 137 метров в длину и 80 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров.

Хор — бог неба, царственности и солнца. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, и человека с головой сокола. Он был также Хором-Ра. Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и женой Хатхор. Рельефы этого храма имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов позднего времени.

Храм раскинулся на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора, в черте вальяжно расслабленного и очень жаркого египетского города Эдфу. В Эдфу останавливаются круизные корабли, и это один из лучших способов увидеть этот храм. Что может быть лучше классического многодневного de-luxe круиза по Нилу с остановками? Сюда также можно добраться в составе тура из Луксора, а особо горячие головы, как я, могут попробовать приехать сюда на поезде, а потом пройти несколько километров пешком, через мост, и дальше в город. Правда, будьте готовы к удивленным взглядам полицейского кордона на мосту. С моста открываются широкие виды на Нил, город, и пустыню вокруг.

Храм Абу-Симбел (храмы Рамзеса II и Нефертари)

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма времен правления Рамзеса II. Храмы были построены в 250 километрах к югу от Асуана в назидание жителям Нубии и для обозначения южной границы древнеегипетского государства, а также как вечный монумент фараону Рамзесу II и его жене, царице Нефертари.

По размеру эти храмы самые маленькие из всех рассмотренных здесь, но качество, детальность, искусность исполнения, а также художественная ценность скульптур и рельефов внутри и снаружи этих храмов очень высока. Это одни из самых красивых храмов Нового царства. Внутри этих храмов работали одни из самых лучших художников династии Рамзеса II, создав бессмертие для себя и своего фараона. Чтобы спасти от затопления после строительства Асуанской плотины, в 1965 году храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн, перенесены на новое место, в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки, и собраны заново.

Добраться сюда можно только из Асуана на туристическом или собственном автотранспорте. Комфортабельный, кондиционированный микроавтобус, рассекая плотную сухую жару в 45 градусов, домчит вас сюда за 4 часа. Место невероятно тихое, пустынное и почти сказочное, напоминающее место из снов — на самом берегу широкого водохранилища Насер, где голубая гладь воды практически сливается с грядой далеких холмов песочного камня и небом над ними.

Луксор и Асуан

Все эти храмы были осмотрены мною, пока я пребывал в Луксоре и Асуане. Сами города невероятно приятны и расслаблены, особенно Асуан. Считается что, луксорские местные жители испорчены двухсотлетней историей непрерывного туризма и паломничества на эти земли. Считается что Луксор — город в мире, с максимальной концентрацией присутствия в нем разного рода мошенников и обманщиков, охотящихся на туристов. Да, это так. Но нетрудно научиться их игнорировать. Явного криминала я не встретил. Если вы посмотрели в глаза и поздоровались с мошенником, вы уже проиграли. Избегать контакта с посторонними нужно еще на стадии контакта глазами, то есть попросту игнорировать даже приветствия от незнакомых людей. И тогда в Луксоре можно жить неделями, в том числе каждый вечер приходить на центральную площадь и наблюдать обычную жизнь и обычных людей, не мошенников.

Самое прекрасное в этих городах не столько сами города, сколько западный берег Нила в этих местах: легендарные Фивы и плато Тебеса в Люксоре, великолепная холмистая нубийская пустыня в Асуане. Ну и, конечно, сам Нил, медленный и широкий, делает пребывание в этих местах таким неторопливым и просто сказочным, запоминающимся на всю жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *