храм исиды в помпеях
Фрески Помпей, античная живопись
Продолжаю свой рассказ об Археологическом музее в Неаполе. В прошлый раз мы с вами посмотрели античные скульптуры, Секретный кабинет и мозаики и остановились перед самым интересным разделом: фресками.
Фрески Помпей — совершенно отдельное явление в области искусства. Я говорю «Помпей», подразумевая так же фрески, найденные в Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе, Боскореале — т.е. во всех городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении Везувия в 79 году. Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось – они были сняты со стен (с разной степенью аккуратности) и переправлены в музеи – по большей части в Национальный археологический музей в Неаполе.
Стили помпейских фресок
Античное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.
1 стиль – «инкрустационный» — был распространен в 200-80 гг до н.э. В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.
На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э. Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и — уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.
3 стиль – «орнаментальный», или «канделябрный», или «египетский» — начался в 15 г и закончился в 62. Колонны и прочие детали строений сменились легким орнаментом (как элемент орнамента в это время часто использовались канделябры). Также были распространены длинные гирлянды из листьев и цветов. Иногда в центре стены, украшенной орнаментом, помещалась небольшая картина.
В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.
В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде. Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года — до «окончательного» землетрясения.
4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.
4-м стилем все и закончилось.
Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике.
Фрески в Археологическом музее Неаполя
Храм Исиды в Помпеях
Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида — одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).
Фрески из храма Исиды:
Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.
Прибытие Ио в город Канопус.
Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане — цапля.
Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.
Время создания фресок — около 60 г. 4 помпейский стиль.
Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.
Фрески из Боскореале
«Bosco reale» — в переводе означает «королевские угодья». Находились угодья чуть северней Помпей, туда выезжали охотиться, и построенные здесь виллы использовались предположительно как охотничьи домики.
В 1893 году в городе Боскореале, была обнаружена вилла Fannius Sinistor с прекрасно сохранившимися фресками. Все эти фрески «на корню» были закуплены США и сейчас выставляются в Метрополитен-музее. Найденный на вилле клад купил Ротшильд и впоследствии передал его в Лувр. Чуть позже там же, в Боскореале, откопали еще несколько фресок – их уже отправили в музей Неаполя.
Фрески из Боскореале:
На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) — характерный для древних македонян головной убор.
Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.
Фрески из Помпей
Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль
Жертва Ифигении — фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.
Одиссей и Диомед тащат Ифигению на жертвенник. Жертва предназначалась Артемиде, наславший безветрие на греческие корабли, которые из-за полного штиля никак не могли отправиться в Трою.
Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.
Но наверху Артемида уже готовит замену — в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.
А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.
Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома.
Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.
Похищение Европы
Орнаменты:
Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:
Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение — и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.
Здесь тоже — накал действия и невозмутимость:
Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции
Неужели Поццуоли (тогда — Путеолы) были когда-то столь прекрасны?
Вид на порт Путеолы
Причудливые архитектурные формы
Всадники и колонны:
Сцены жанровые и мифологические:
«Средь шумного бала»
Два зеркальных отражения:
На фоне скал и строений:
Конечно, фотографии не могут передать того впечатления от фресок, когда они находятся у тебя перед глазами. Еще более сильное впечатление они оказывают, когда видишь их не в музее, а на стенах домов, где они изначально находились. В дальнейшем мы посмотрим виллы в Геркулануме, Оплонтисе и Стабиях, где фрески еще кое-где сохранились.
Travelata дарит скидку на все туры в ближайшие даты!
В связи с объявленными выходными днями, Travelata дарит промокод SHORTNOV на скидку 2000 руб. на любой тур от 80.000 руб. с датами заезда с 30 октября по 7 ноября 2021 года.
Промокод уже активен и будет действовать до 29 октября включительно.
Храм Египетской богини Изиды или Исиды (Помпеи)
Адрес: Регио VI, Инсула 7, 28
Описание Храма Египетского богини Изиды или Исиды (Помпеи)
Сохранившийся Помпейский храм на самом деле является вторым строением; Первоначальное здание, построенное во время правления Августа, было повреждено в результате более раннего землетрясения в 62 году нашей эры. Во время извержения Везувия в 79 г. н.э. Изей был единственным храмом, который был полностью перестроен; даже Капитолия не было. Хотя Исеум был втиснут в небольшое и узкое пространство, он получил значительный поток посетителей от театралов Большого театра, бизнесменов Треугольного форума и других людей, живущих вдоль Стабианских ворот.
Предполагается, что главными приверженцами этого храма являются женщины, вольноотпущенники и рабы. Посвященные таинственного культа Исиды поклонялись сострадательной богине, обещавшей в конечном итоге спасение и постоянные отношения на протяжении всей жизни и после смерти. Сам храм был реконструирован в честь 6-летнего мальчика по имени Нумериус Попидий Цельсин его отцом-вольноотпущенником Нумерием Попидием Амплиатом и его матерью Корелией Цельсой, чтобы позволить ребенку войти в элитное общество. Однако многие сцены из храма воссозданы в столовых Помпейцев, что указывает на то, что многие люди посещали этот храм по политическим, экономическим или социальным причинам.
Исида в Помпеях
Архитектура
Вход (А), который открывается с южной стороны Виа дель Темпио д’ Исиды носит дарственную надпись, которая гласит, что реконструкция была проведена после землетрясения 62 года. Сам ремонт был профинансирован вольноотпущенником Нумериием Попидием Амплия во имя своего сына Цельциния.
Храм Исиды, который сидит на возвышении подиум в центре двора, имеет вход с портиком (В) с нишами по обе стороны от входа. Стены были первоначально покрыты белой штукатуркой в имитации стиля Опус Куадратум, а вдоль задней стенки был поднятая цоколь (C), предназначенный для поддержки статуи Исиды и Осириса. В нише на задней стороне подиума была статуя Диониса с пантерой, дар Нумерий Попидиуса Амплия.
Главный алтарь храма (D) находится не в самом храме, а слева от входа вместе со вторым алтарем (E) на южной стороне. На восточной стороне комплекса находится небольшой храмоподобное здание (F) с лестницей, ведущей вниз к подземной цистерне, содержащей священные воды Нила. Маленький храм назывался Пургаториум, место, где проводились обряды очистки. Фасад имеет сломанный треугольный фронтон и фриз с двумя процессиями священников, сходящихся к центру. Марс с Венерой и Персея с Андромедой показаны на рельефе на внешней стороне стены.
К западу от храма расположена большая комната (G), известный как Екклесиастерион. Его зал был найден практически неповрежденным с черным мозаичным полом и прекрасными фресками четвертого стиля. На северной стене была центральная сцена освобождения Ио Гермесом в то время как южная стена содержалась сцена прибытия Ио в Канопус в Египет. Обе фрески находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе.
К югу от этого зала находится комната, которую назвали ризницей и используемый для хранения культовых объектов. Комната покрыта фресками изображающие змей, охраняющих плетеную корзинку, украшенную с лунными символами. В юго-восточном углу комплекса ряд комнат (I) открыты от южную сторону портика. Эти комнаты были жилые помещения пастофорион (Pastophorion) священников и включает в себя кухню, триклиний и кубикул.
Визит Моцарта
Известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, как известно, посетил Храм Изиды в Помпеи в 1769 году, всего через несколько лет после того, как он был раскопан. Самому Моцарту было тогда лишь 13 лет. Его визит и воспоминания о месте позже вдохновили его через 20 лет написать Волшебную флейту.
Храмовое искусство и иконография
Изображения Исиды в ее храме выполнены в эллинистической традиции, что означает, что Исида изображается как римская, а не египетская богиня. Вероятно, это было сделано с целью ассимилировать ее с римской культурой. Однако искусство в египетском стиле все же было интегрировано в храм. Все стены в храме были красиво расписаны. Считается, что фрески в храме Исиды были выполнены в первом и втором стилях помпейской живописи, что было художественной тенденцией того времени. Настенные росписи в этом стиле были многоцветными, сложными, репрезентативными и находились под влиянием театра. Однако, когда храм был восстановлен после землетрясения в 62 году н. э., Картины стали выполнены в четвертом стиле, который был иллюзионистским, эклектичным и представлял собой комбинацию всех стилей живописи Помпеи. После реставрации фрескам Ио покровительствовали зажиточные римляне. Помимо монохромной напольной мозаики, стены Экклезиастериона иллюстрировали различные мифологические сцены. Экклезиастерион включает сцены прибытия Ио в Египет и последующего приема Исидой. На этой фреске Исида изображена со змеей на запястье и крокодилом у ног. На северной стене изображены сцены с Ио, Аргосом и Гермесом. Сама эта комната кажется самой формальной из-за ее роли в ритуальных банкетах, а также в встречах посвященных. Сакрариум также находится под сильным египетским влиянием с росписью змей, охраняющих плетеную корзину, украшенную лунными символами. Это может означать празднование весеннего сезона парусного спорта, Navigium Isidis, поскольку Исида возвращает к жизни своего мужа-брата, буксируя лодку, наполненную священными водами.
Раскопки
Храм Исиды сильно пострадал от землетрясения, поразившего Помпеи в первом веке. Когда храм был раскопан в 1764 году Карлом Якобом Вебером, было найдено множество остатков храмовой жизни. Фрагменты статуй и ритуальные материалы были обнаружены разбросанными в разных частях храма. Раскопки в этом районе начались в 1709 году, когда герцог д’Эльбеф обнаружил артефакты в результате раскопок колодца в районе, позже идентифицированном как Геркуланум. Самые ранние раскопки римских городов в Кампании, разрушенных извержением вулкана Везувий в 79 году нашей эры, освещены раскопками между 1750 и 1764 годами и работами Вебера. Он был швейцарским военным инженером, которому в течение периода руководил раскопками Росеке Хоакин де Алькубьер, главный директор королевских раскопок с 1738 года до своей смерти в 1780 году. Эти ранние раскопки столкнулись с множеством сложных задач: трудностями раскопок через тонны вулканического материала в Ресине, чтобы исследовать Геркуланум, проблемы нарушения поселенцев и пахотных земель, подлежащих эвакуации в Помпеи, и связанные с этим опасности для здоровья из-за длительных периодов под землей во влажных условиях. Во время добычи этого материала рабочие Вебера в поисках ценных скульптурных находок беспорядочно копали вокруг объекта и сразу же после этого засыпали его, чтобы предотвратить обрушение. Хотя Вебер, решивший создать точные карты ориентации деревень и отдельных зданий, считал, что вновь обнаруженные области следует оставить открытыми для всеобщего обозрения.
“Древние” Помпеи. Храм Изиды
Многие знают, что в середине 18го века начинаются раскопки Стабий, Помпей и примкнувшего к ним Геркуланума. О «Большом Обмане» этих раскопок и исторической фальсификации самих «древних» античных городов, уничтоженных Везувием мы говорим тут, тут и тут.
Кто-то из особо консервативной публики нервно зарычит «… твою… твоего чёрта в душу – факты в студию!». А вот и есть они у меня!Посмотрим на изображения помпейского храма Исиды. В сети обнаруживаем редчайший рисунок некого Уильяма Хэмилтона, подпись под которым гласит, что перед нами «Вид храма Исиды в Помпеях в дни первых раскопок».
Обращаю внимание, что ничего ещё толком не откопано, кучи вулканического пепла, на площадке суетятся рабочие, а толи прорабы, толи первые туристы рассматривают фронт работ.
Кстати, на рисунке вулканический пепел, заваливший строения, выглядит как некая сыпучая, пластичная масса, и это странно. Потому что имею личный опыт ковыряния этого пепла в Помпеях – это очень твёрдая, спрессованная, практически монолитная порода. Ничего там течь не может, гвоздём не ковыряется…
Ну, не суть – сейчас нам важнее обратить внимание на два центральных объекта композиции: это дома с треугольными крышами, которые стоят практически параллельно друг другу, их фронтоны смотрят на зрителя.
Если быть точным, то у левого здания, которое поменьше, есть небольшой угол к условно проведенной от большого дома перпендикулярной оси, но он явно невелик, поэтому согласимся не вредничать, согласимся считать, что они оба стоят лицом к нам.
Это примерно 1750-й год, потому что даты на самом рисунке нет, но мы честно предполагаем, что это сделано с натуры, и помним, что раскопки начались в 1748 году.
Идём дальше, и смотрим на рисунок с датой – это гравюра 1788 года некого Франческо Пиранези. Здесь показана полностью очищенная территория – и что же мы видим?
Этот сарай слева стоит четко перпендикулярно той самой воображаемой перпендикулярной оси, проведенной от большего здания справа!
Что за фигня?! Как это может быть? Что за барабашки повернули его почти на 90 градусов всего за 40 лет?
Есть очень простой ответ: эти барабашки – масонские архитекторы… :yes:
Потому что неважно кто плохо рисовал, кто был пьян, когда это делал, или был слеп: Хэмилтон или Пиранези, ведь людишек на композиции они изобразили верно, да и с перспективой в обоих случаях всё нормально.
Просто это всё – классический предварительный макет, который потом привязывается к местности и наполняется реальным смыслом.
В точности, как я показывал в одной из своих лекций многочисленные, по большей части невероятные для сегодняшнего туриста макеты Великих Пирамид, которые обсуждались «серыми кардиналами» больше двух веков, и окончательный план строительства которых был утверждён и реализован Наполеоном.
Кстати, особо настырен в раскопках Помпей с 1808 по 1814 год был никто иной, как Мюрат со своей бойкой супружницей Каролиной Бонапарт, младшей сестрицей Наполеона …
Вернемся к храму Исиды, и рассмотрим уже фотографию 1870 года, которая бесстрастно запротоколировала окружающую действительность. Что мы видим?
Во-первых, становится ясно, что в архитектурном плане победил Пиранези, потому что левая сараюшка так и осталась стоять, как он указал 90 лет назад.
Но тут же мы обнаруживаем ужасное кощунство и неуважение к основополагающим документам!
Посмотрите на правый нижний угол гравюры Пиранези. У низенького каменного сундука с треугольной верхней частью зависла троица каких-то алкашей, типа Бывалый-Трус-Балбес, которые, похоже, заливают похмелье водичкой. Сунлук очень похож на колодец.
А вот глядя на фото 1870-го года, мне становится дурно: ну как же так можно?! Куда смотрит полиция?! Не прошло и ста лет, а какие-то гады, настоящие вандалы украли крышку гроба, пардон – крышу святого источника.
Мало того, вместо треугольного вид сундука стал кубическим, а вокруг понатыкали кирпичных палок, наверное, для того, чтобы замаскировать архитектурное преступление… :whistle:
Завершая рассказ о раскопках, посмотрим на гравюру 1879 года, которая в какой-то степени иллюстрирует мой рассказ о всеобщем и буйном помешательстве на «античной древности», которая охватила цивилизованный мир благодаря искусству и прозорливости Вольных Каменщиков.
И Помпеи, и Пирамиды – идеальные операции прикрытия – ведь Везувий в 18 столетии сверкатастрофично извергался аж 6. раз – 1707, 1737, 1760, 1767, 1779 и 1794!
Обратите внимание на невероятную активность этого вулкана в 18 веке, а если хотите разобраться почему так – читайте великолепного Андрея Степаненко или смотрите 13ти-серийный цикл под названием «Армагеддон» на нашем канале Тайнам Нет – реклама :wacko:
Неаполитанский залив горел и взрывался, засыпаемый пеплом Везувия, а вокруг Пирамид скакали дикие, невоспитанные бедуины, для которых растащить Пирамиды по камешку, уволочь те самые огромные блоки, «инопланетно» притёртые друг к другу – для укрепления своих «троглодичьих» нор в пустыне – святое и плёвое дело!
Шутка юмора, понятное дело B-) Но зато так называемым учёным историкам это позволяет лохматить свои седые шевелюры, или тереть лысины, кричать, что как бы «опять, опять все нажитое непосильным трудом» пропало, сгорело, засыпало», а с другой стороны – можно с завидным упорством возрождать объект исторического поклонения, с беспримерной наглостью и простотой менять по ходу макет, делая объект все краше и современней, с умным видом рассуждать о величии предков, загружать работой Шампольонов и Кнорозовых, не говоря уж о простых искусствоведах и мастеров глины и красок …