храм итигэлова где находится
Иволгинский дацан
Центр духовной и культурной жизни Бурятии, архитектурный памятник, ключевая достопримечательность республики — все это об Иволгинском дацане. Дацан — буддистский храмовый комплекс, включающий в себя монастырь, университет, а также другие религиозные объекты.
Иволгинский дацан занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Все гости дацана отмечают, что на территории храма чувствуется успокоение, радость и положительные эмоции. Кроме того, стоит побывать в Иволгинском дацане хотя бы потому, что его архитектура уникальна, она имеет большое значение для культуры России.
Расписание хуралов в Иволгинском дацане
Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.
Посмотреть, когда и какие хуралы Иволгинского дацана проводятся в 2021 году, можно в актуальном расписании на официальном сайте. Чтобы записаться на экскурсию, позвоните в Визитно-информационный центр при дацане по телефону +7-(30140)-2-33-77.
Нетленный хамбо лама Этигэлов
В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.
История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.
Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.
Что посмотреть в монастыре
Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.
Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.
Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:
На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.
По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.
Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.
Необычайная история дацана длиной в 70 лет
Удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование в советское время, а именно в 1945 году. Причем его строительство было одобрено властями и осуществлялось в открытую — поразительно, если учесть, что в СССР любые религиозные течения подвергались гонениям. Почему же для бурятских буддистов сделали исключение?
Существует версия, что верующие буддисты поддерживали советскую армию финансово, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги по окончании войны строительство храма было официально разрешено. Первым был возведен Чойра дуган (храм ламы), впоследствии он преобразовался в факультет университета. Это одно из старейших зданий дацана.
Вплоть до 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы и даже открылась оранжерея священного дерева Бодхи. Последним был возведен Гунриг дуган, но его облик отлично вписался в архитектурный ансамбль Иволгинского дацана в Бурятии.
Как доехать к дацану из Улан-Удэ
Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.
В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше часа.
На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).
Видео об Иволгинском дацане
8 фактов об Иволгинском дацане которые вас вдохновят на его посещение
Иволгнский дацан в Бурятии
Знаменитый Иволгинский дацан«Хамбын Сумэ», считается главным дацаном всего бурятского мира. Расположенный в непосредственной близости от Улан – Уде, Иволгинский дацан представляет собой храмовый комплекс, состоящий из множества ярких храмовых молитвенных домиков.
Лама Итигэлов в Иволгинском дацане
Иволгинский дацан– это часть поселения Иволгинск, расположенного в 30 километрах Западнее столицы Бурятии.Добраться до дацана, можно на личном автотранспорте, следуя по навигатору, либо по табличкам, указывающих дорогу, а так же маршрутным транспортам из центра Улан- Уде.
Иволгинский дацан был возведен в долине в 1945 году – неслыханная постройка для России тоговремени, когда все верующие всех конфессий подвергались репрессиям и гонениям.
Главной святыней Иволгинского дацана считается нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова.Тело находится в серединном храме красного цвета – мимо пройти невозможно – ищите самый видный и нарядный храм.
Увидеть Итигэлова можно только несколько раз в году по большим праздникам – лично мне этого пока так и не удалось сделать, но в дальнейшем я обязательно задамся этой целью.
Правила поведения в Иволгинском дацане все такие же как и во всех остальных религиозных места – не шуметь, не мешать, не мусорить, не курить, не сквернословить. Одетым быть не вызывающе, вести себятихо, бережно относиться ко всем реликвиям.Не нужно поворачиваться к статуям Будды спиной – поэтому выходить из храмов вам придется пятясь назад.
Заходить можно в открытые храмы – тут вам подскажут как себя вести и что сделать для того что бы окунуться в культуру и дух этого места. В одном из храмов на мои вопросы отвечал маленький мальчик лет 7 – который прекрасно ориентировался как в местных традициях и ритуалах, так и в языках.
Храмовый комплекс Иволгинского дацана состоит из нескольких дуганов:
Здесь же в небольшом деревянном домике располагается буддийский университет.
При входе – обязательно внимательно рассмотрите карту, которая располагается на воротах – что бы иметь ориентир.
Кстатикоманда travelinlife.ru еще не раз возвращалась в Инволгинский дацан после. И в одно из посещений, нам всё таки удалось увидеть своим глазами тело нетленного ламы.
Для меня Иволгинский дацан был далеко не первым приобщением к бурятской религии, поэтому я могла сравнивать – не такой внушающий почтение как Цугольский, более яркий чем Агинский, гораздо более разнообразный чем Читинский – на его территории не по 1, а сразу 10 храмов.
В самом сердце дацана можно увидеть оранжерею для священного дерева. Растущий только в тропическом климате вечнозеленый фикус, или дерево бодхи, прекрасно чувствует себя в суровом климате бурятских степей, укрытое заботой монахов.
Добраться до храма можно по автомобильной дороге А 340 Улан – Уде – Кяхта, следуя указателям.
В Иволгинском дацане можно посетить целителей и астрологов, а так же сувенирные лавки, которые располагаются как на территории самого дацана, так и извне – в очень большом количестве.
Нетленное тело ламы в Иволгинском дацане (Бурятия)
В Иволгинском дацане (Бурятия, Россия) находится нетленное тело ламы Итигэлова. Это одна из важнейших буддийских святынь не только Сибири, но и во всей России. Он был лидером сибирских буддистов в начале XX века. Прочитав статью, вы познакомитесь с историей буддизма в России, а также с важнейшей святыней буддистов здесь.
1. История буддизма в России
Буддизм не является самой распространённой религией в России. Только 1% населения считают себя буддистами (по данным Левада-центра). Большинство российских буддистов проживает в Сибири. Их можно встретить в Забайкалье, Иркутской области, Республике Бурятия и в Республике Тыва.
Буддизм появился и получил распространение в Сибири в XVII веке. Он проник сюда из Монголии, а туда — с Тибетского нагорья (Китай). В тибетской традиции «дацан» переводится, как «кафедра в университете». Сибирский буддизм долгое время был изолирован от традиций других стран, и здесь слово «дацан» стало обозначать не просто «кафедра в университете», а целый «монастырский комплекс».
Первые дацаны в Тыве и Бурятии (в 1740-е годы) были сделаны их войлока, в виде переносных юрт. Это неудивительно, ведь юрты были традиционным жилищем сибирских народов. Позже дацаны стали делать деревянными, а ещё позже — каменными.
На протяжении столетий складывалась архитектура буддийских храмов, которая представляла собой смесь элементов бурятской культуры, буддийского канона и русских и китайских архитектурных традиций. Загнутые вверх концы остроконечных крыш в сибирских дацанах — это традиция, зародившаяся в Монголии и Китае.
Рост буддизма в Сибири столкнулся с шаманскими традициями, которые были достаточно сильны в районах Забайкалья, Бурятии и Тувы (Тывы). Ламы (буддийские монахи) охотились на шаманов и сжигали их ритуальные предметы, особенно талисманы из волчьих зубов, оленьих рогов или птичьих перьев.
Ламы в Сибири во времена СССР также пережили нелёгкие времена. В XX веке многие буддийские монастыри были разрушены. Ламы, как и православные священники, подвергались гонениям. В 30-е годы многие ламы были расстреляны за «контрреволюционную деятельность» в Агинском дацане, одном из старейших и красивейших монастырей Забайкалья. Сам дацан был закрыт, а его здания снесены. А ценности, включающие предметы искусства и ритуальные принадлежности, попали в музеи Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга) и Улан-Удэ.
2. Иволгинский дацан близ Улан-Удэ в Бурятии
В настоящее время Иволгинский дацан (Республика Бурятия) является духовным центром русского буддизма, а также крупнейшим буддийским монастырём. Его начали строить вскоре после II Мировой войны, когда власти предложили небольшой земельный участок недалеко от села Верхняя Иволга. Тогда одна зажиточная бурятская семья отдала свой дом под храм.
Сегодня это самый почитаемый памятник архитектуры и культуры в Бурятии, включающий 10 храмов, здания университета, музея, гостевого дома, вольера с косулями под открытым небом и оранжереи с деревом Бодхи, которое является священным для буддистов.
В Иволгинском дацане хранится одна из важнейших святынь не только Сибири, но и всей России — нетленное тело ламы Итигэлова. Он был лидером сибирских буддистов в начале XX века. Лама умер в позе лотоса в 1927 году, но его тело хорошо сохранилось и остаётся предметом медико-биологических исследований для российских ученых XXI века. Сейчас тело Итигэлова хранится в особом благословенном дворце на территории Иволгинского дацана.
Будущий лама, Даши-Доржо Итигэлов, родился в 1852 году в Улза-Добо. Это место находится в современной Бурятии, на границе с Монголией. Мальчик рано стал сиротой и ему пришлось работать пастухом. Рассказывают, что однажды он подошёл к группе людей, один из которых держал посох с черепом. Лама, который был там, предсказал, что «мальчик станет великим мастером и обманет смерть».
В возрасте 15 лет Итигэлов отправился в буддийский монастырь, находящийся в 300 км от своего дома, где он изучал религиозные тексты в течение 23 лет. В конце концов он стал настоятелем буддийского монастыря. Также он имел личную аудиенцию у царя Николая II.
Перед началом I Мировой войны Итигэлов стал лидером буддистов Восточной Сибири, получив титул Пандито Хамбо-Ламы XII. В 1927 году он собрал вокруг себя своих учеников и сидел в позе лотоса, готовясь к своей смерти. Он велел им проверять его тело каждые 25 лет. Затем лама Даши-Доржо Итигэлов начал молиться и медитировать. Во время медитации его тело отключилось. Тело, сидящего в позе лотоса ламы, было помещено в деревянный ящик.
После эксгумации праха, по прошествии десятилетий, было обнаружено, что тело ламы осталось нетленным, то есть не было обнаружено никаких признаков разложения. После этого его стали почитать, как святого.
С 2002 года останки знаменитого ламы Даши-Доржо Итигэлова хранятся в склепе Иволгинского Дацанского монастыря, а копия его тела выставлена на обозрение верующих.
Вот такая буддийская святыня, нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, находится в Иволгинском дацане (Бурятия, Россия)! Про место достижения Буддой паринирваны читайте здесь:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Путешествуйте по святыням разных религий на страницах сайта «Мир увлечений»!
ПОКЛОНИТЬСЯ «НЕТЛЕННОМУ ТЕЛУ» ХАМБО ЛАМЫ ИТЕГЭЛОВУ
Эта поездка в Иволгинский дацан назревала уже давно и вот наконец все звёзды сошлись, вечером мы сели в поезд в Улан-Удэ. В поезде мы пили чай с плюшками и беседовали о духовных практиках и удивительной жизни и не менее удивительной жизни после смерти Ламы Итигэлова.
Утром мы были в Улан-Удэ. Дорога в Иволгинский дацан была скрашена интересным и познавательным рассказом экскурсовода о истории быта и жизни Бурятского народа.
Впоследствии Хамбо лама Д.-Д. Итигэлов занимался поисками места захоронения первого Пандито Хамбо ламы Дамба-Доржи Заяева и даже, по некоторым данным, был признан его перерожденцем верующими Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Находясь на посту Хамбо ламы, Д.-Д. Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян. За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.
11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с прахом Даши-Доржо Итигэлова
(1852-1927 гг.).
Итигэлов указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо ламы Дамбы Доржи Заяева. И там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигэлова за перерожденца Хамбо ламы Заяева». удостоверились в сохранности его тела согласно завещанию. В самом деле, в 1955 году группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым вскрыла саркофаг с телом, привела его в порядок и вернула в бумхан.
Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает уважаемый Гэлэк-Балбар лама. Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа ( ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды.
Был также показан фрагмент интервью нынешнего главы буддийской традиционной сангхи (общины) россии Дамбы Аюшеева, который отметил, что верующим буддистам этот феномен «дал еще больше веры, у сомневающихся снял сомнения, а атеистов заставил задуматься». Об этом сообщает «Интерфакс».
ВЕРНУЛСЯ, КАК И ОБЕШАЛ
( «Комсомольская правда» )
О чудесах вокруг бурятского святого впервые рассказывает его внучатая племянница Янжима Васильева
Уже два с половиной года прошло с тех пор, как на кладбище под Улан-Удэ откопали тело бывшего главы буддистов России Хамбо ламы Итигэлова, умершего 78 лет назад («КП» писала об этом 19 октября 2002 года, 2 и 4 декабря 2004 года). Тогда, в сентябре 2002 года, медэксперты, присутствовавшие при эксгумации, были потрясены. У Итигэлова были все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза (глазные яблоки на месте, не вытекли), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Тело благоухало. Неприятного запаха нет и по сей день. Лама не лежал, как мумия, а сидел в кедровом ящике в позе лотоса.
.Это поразило даже монахов, посвященных в тайны медитации.«Перед уходом Итигэлов сказал: Придите ко мне через 30 лет. Посмотрите мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь».Монахи откопали ламу в 1957 году. И, увидев, что тело не разложилось, захоронили вновь. Если бы оно разложилось, то по буддийским законам тело бы обязательно сожгли.
Профессор Ершова, например, прикоснувшись к его рукам, почувствовала их теплоту. А монах, сопровождавший Ершову, при ней снял шапку с головы Итигэлова, вытер с его лба пот (!) и обтер о руку Ершовой со словами: «Вспотел Учитель. » Женщина была потрясена. Есть даже свидетели, которые уверяют, что лама открывал глаза.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину, основателю Советского государства, открыт 5 ноября 1971 году на Площади Советов. Авторами проекта являются скульпторы Г.В.Нерода и Ю.Г.Нерода. Архитектурную часть разрабатывали и осуществляли в натуре архитекторы А.Н.Душкин и П.Г.Зильберман. Проект экспонировался в Париже и Монреале. На выставке в Москве, посвященной претворению образа В.И.Ленина в живописных, графических и скульптурных работах, авторам присуждена Государственная премия. Памятник расположен в восточной части площади Советов перед Домом Правительства Республики Бурятия. Скульптурное изображение головы В.И.Ленина, отлитое из бронзы, установлено на полированном гранитном постаменте. Скульптура опирается на постамент в передней части как бы в одной точке, так как ограничена снизу косым срезом. Высота скульптуры – 7, 7 метра, вес – 42 тонны, высота постамента – 6,3 м. Скульптура отлита на Мытищинском камнерезном заводе.
Одигитриевский собор — православный храм, кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.
Главные ворота Иволгинского дацана
У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в стране в середине XX века. В этот период Правительством СССР были приняты определенные решения по уменьшению давления на религии в стране. Благодаря усилиям вернувшихся из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга.
По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие стали принимать активное участие в строительных работах.
В 1945 году в неприметной бурятской деревушке Иволга появился странный дом: его деревянные стены возвели своими руками освобожденные из сталинских лагерей ламы – последователи священного пути самого Будды. И это событие стало знаковым для всей республики Бурятия, ведь уже в 1951 году на месте первых построек красовались изящные храмы, полные тайн и святынь.
РЕЛИКВИИ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ
Для жителей Бурятии, долгое время поклонявшихся духам и просившим милости у шаманов, буддизм стал второй религией, в аспектах и положениях которой здесь не усомниться никто. Ведь храмы Иволги обладают старинными и весьма интересными реликвиями:
Даже вода на территории Ивогинского Дацана обладает особыми, целебными свойствами. Рекомендуется не упустить случай и испить три глотка из предложенного кувшина.
Но, несомненно, самым таинственным и притягательным артефактом, ради которого сотни европейцев ежегодно преодолевают долгий и сложный путь, является нетленное тело хамбо-ламы Доржо Итигэлова. Всего восемь дней в году Иволгинский дацан в Бурятии предоставляет возможность увидеть это чудо всем желающим, коих всегда оказывается немало. Ходит поверье, что прикосновение к нетленному ламе сулит сказочную удачу во всех делах, на которую и уповают те немногие, кому удалось умилостивить лам.
(«Возвращение Пророка». реж. Сергей Кудряшёв)
ХАМБО-ЛАМА ИТИГЭЛОВ: МИСТИФИКАЦИЯ ИЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕССМЕРТИЯ?
Маги древности и алхимики Средневековья утверждали, что эликсир бессмертия существует, ученые всего мира давно бьются над попытками хотя бы немного замедлить процессы старения организма, а наиболее обеспеченные люди доверяют свои тела крионике, в надежде на то, что когда-нибудь они смогут продолжить свою жизнь. И лишь Хамбо-лама Итигэлов смог воочию показать чудо бессмертия всему населению Земли.
С самого детства Доржо Итигэлов отличался от сверстников упорством и спокойствием. Будучи еще подростком, сиротой, прислуживающим зажиточным боярам, он был уверен в том, что станет 12-ым верховным ламой всей Сибири. Ныне его послания хранятся в дацане Иволги с особым трепетом – каждое из пророчеств сбывается с максимальной точностью.
Нетленное тело ламы, погруженного в глубокую медитацию, вызвало целую бурю споров, негодований и отчаянной надежды людей на бессмертие. Ученые же так и не нашли разгадки феномена, но все факты указывают на особое состояние ламы – ту самую нирвану, при которой сознание путешествует вне бренной телесной оболочки. Возможно, спустя годы и столетия он выйдет из нирваны и явит миру еще одно чудо.
Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, тибетская медицина, астрология монгольских народов и пр. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы.
16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России.
Жуд дуган (2001 г.). Тантрический храм.
Схема дацана. Со временем различных построек становится больше.
Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.