храм касперовской иконы божией матери кольцово
Храм касперовской иконы божией матери кольцово
Летопись аэропорта Кольцово берет свое начало с июля 1943 года. Но только в 2001 году, по прошествии 58 лет, в поселке уральских авиаторов начался временной отсчёт полноценной православной жизни. Именно в этом году состоялось первое организационное собрание прихода (25.03.2001 г.) и в двух небольших комнатах общежития, переоборудованных под домовой храм, была отслужена первая литургия (27.11.2001 г.).
В первое время богослужения проводились окормляющим священником иереем Андреем Николаевым, который стоял у истоков создания храма в Кольцово, только один раз в месяц и по праздничным дням. Но уже 2003 году на территории микрорайона Кольцово начались регулярные богослужения, после того, как отец Андрей Николаев по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия был назначен настоятелем Прихода во имя иконы Божией Матери «Касперовская» (11.09.2003 г.).
Постепенно приход начал расти и развиваться. Так в январе 2004 года у прихожан появилось отдельное помещение для церковно-приходской школы, где начались регулярные занятия. Здесь по сей день дети занимаются русским и старославянским языками, изучают Закон Божий, рисуют, изготавливают поделки. На Пасху и Рождество силами детей устраиваются праздничные концерты, ставятся тематические постановки. В душах всё большего количества людей сеялось Слово Божье, и очень скоро храм уже не мог вместить всех прихожан. Поэтому по прошению жителей Кольцово и благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского приходское собрание приняло решение о возведении храма на территории микрорайона. Обязательства по финансированию строительства взяли на себя ОАО «Аэропорт Кольцово» и ОАО «Авиакомпания Уральские авиалинии». Активнейшее участие в сборе денежных средств приняли и сами жители микрорайона.
Вскоре был разработан проект деревянного храма, в котором одновременно смогли бы молиться несколько сотен прихожан. Проект был создан архитектором Натальей Акчуриной, проектировавшей храмы монастырского комплекса в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме, Всецарицынский храм в Онкоцентре, Свято-Алексиевский храм в селе Кашино и другие деревянные храмы Екатеринбургской епархии.
20 января 2005 года в жизни прихода произошло знаковое событие — архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил землю и совершил чин основания храма во имя иконы Божьей Матери «Касперовская». Строительство велось довольно споро: в конце июня строители уже завершили укладку бетонных блоков фундамента и цокольного этажа; в октябре на строительной площадке Владыка Викентий освятил восемь колоколов для храмовой звонницы, изготовленных на колокольном заводе Николая Пяткова в Каменске-Уральском; ещё через месяц были освящены храмовые купола и кресты, изготовленные на одном из предприятий Челябинской области. И уже 16 декабря 2006 года Архиепископом Викентием был совершен чин освящения Храма во имя иконы Божией Матери «Касперовская», после которого в нём стало возможным проведение в полном объёме всех богослужений. После окончания строительства в центре авиагородка вырос Храм 20-ти метровой высоты, и общей площадью 375 кв. метров, который представляет из себя деревянную ярусную постройку, состоящую из нескольких крестовых бочек и колокольни, выполненной в шатровом стиле. Скаты крыш храма отделаны небесного цвета черепицей, а венчается вся конструкция тремя узорчатыми куполами с ажурными распятиями.
Сам храм состоит из двух приделов, из которых верхний является центральным молитвенным помещением, рассчитанным на 200 одновременно молящихся прихожан, а нижний, располагающийся в цокольном этаже, — отдельное крестильное помещение с купелью для крещения полным погружением. С самого начала церковь была задумана и спроектирована двухпрестольной.
К сентябрю 2008 года в нижнем приделе храма были полностью завершены все необходимые работы, и 10 сентября Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием был совершен чин освящения нижнего придела Храма во имя «Усекновения главы Святаго пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Вот так в течение довольно непродолжительного времени с Божьей помощью в центре авиагородка вырос красивейший храм, ставший в скором времени для очень многих людей не только украшением, но и центром духовной жизни, где регулярно совершаются богослужения, церковные таинства и обряды.
Храм касперовской иконы божией матери кольцово
раннехристианские времена взрослого человека допускали ко Крещению не сразу. Его готовили для этого иногда год и более.
Готовящийся ко Крещению назывался оглашенным, потому что его «оглашали», то есть, учили истинам веры и позволяли принимать участие в некоторых службах и обрядах Церкви. Сегодня в Церкви нет правила готовить взрослых ко Крещению каким-то строго установленным образом, как нет и правила крестить их вместе в один день (раньше таким днем была Пасха). Каждый священник согласно своей пастырской совести испытывает веру и разумение желающего креститься. Если он считает, что пришедший еще не готов к принятию таинства, что у него нет веры, а креститься он хочет, допустим, из любопытства, то Крещение может и должно быть отложено. Священник может пригласить такого человека на беседу и подготовить его ко вступлению в Церковь, объяснив истины, которые заключаются в Символе веры.
Что надо приготовить ко Крещению? В первую очередь, нужен освященный крестик. Его можно купить в храме. Но у многих уже есть какой-то крестик, часто это семейная реликвия или подарок. Такой крестик надо предварительно показать священнику, и он определит, правильно ли крестик сделан. Православный крест обычно бывает восьмиконечным, то есть имеет три перекладины. Верхняя короткая, на ней помещается сокращенная надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский». Средняя, самая длинная. Нижняя косая, тоже короткая, левый от нас конец этой перекладины выше, чем правый.
Православная Церковь не отвергает и четырехконечных крестов, у которых только одна перекладина – длинная средняя. Крестик может быть с изображением распятия или без него. На православном изображении распятия ступни ног располагаются рядом друг с другом ровно, а на католическом – одна на другой.
Для крестика нужна ленточка или цепочка. Ее нужно предварительно померить, чтобы она легко надевалась через голову.
Нужна также крестильная рубашка, которую священник наденет на тебя после Крещения. Она должна быть длинная, ниже колена, белого цвета (как символ чистоты души новокрещеного, облеченного во Христа), желательно с вышитым на груди или спине Крестом. В дальнейшем эта крестильная рубашка не используется как одежда, а сохраняется на память.
Перед Крещением и дети, и взрослые раздеваются, и во время молитв стоят, закутавшись в длинную простыню (или покрывало), которую хорошо принести с собой заранее.
При крещении взрослых, старше 18-ти лет, крестные родители необязательны. При крещении детей нужно привести с собой крестных. Они обязательно должны быть верующими. По русской традиции крестных бывает двое: женщина и мужчина, но обязателен лишь один. Для мальчика это мужчина, для девочки – женщина.
Крестный отец и крестная мать называются восприемниками, потому что они воспринимают крещаемого от купели в свое духовное попечение. Обязательства, которые принимают на себя перед Богом восприемники, очень серьезны. Поэтому крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике.
В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника. И вообще, в тех случаях, когда физические родители не имеют возможности материально обеспечить своих детей, эту обязанность принимают на себя в первую очередь не бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители.
Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.
При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим восприемником, который и становится его крестным отцом или крестной матерью.
Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье.
После совершения Таинства выдается Свидетельство о Крещении. Необходимо проследить за тем, чтобы оно было правильно заполнено, правильно поставлены ФИО крещаемых и крестных, дата совершения крещения, имя и фамилия священника, название храма.
Храм касперовской иконы божией матери кольцово
рам – место особого пребывания божественной благодати, и как всё, что посвящается Богу, он должен быть прекрасен. Но находится он не на небесах, а на земле. Cодержание храма, организация его деятельности, оплата коммунальных платежей, организация работы воскресной школы – требуют очень больших расходов. Поэтому обращаемся с просьбой ко всем неравнодушным людям о посильной благотворительной помощи храму во имя иконы Божией Матери «Касперовская». Оказать её можно различными способами.
•Пожертвовать продукты нуждающимся и для трапезной храма.
•Оказать помощь малоимущим, нуждающимся в одежде, доставив её в церковную лавку.
•Пожертвовать наличные деньги, положив их в жертвенник храма.
•Пожертвовать деньги, перечислив банковским переводом на наши банковские реквизиты:
Обратитесь в отделение Сбербанка. При себе необходимо иметь:
•Документ, удостоверяющий личность (например, паспорт);
•Номер счета получателя;
•Номер или адрес отделения Сбербанка, в котором открыт счет получателя.
Или наименование и БИК банка, в котором открыт счет получателя.
Сообщите сотруднику необходимые данные для оформления перевода.
Внесите в кассу Сбербанка сумму перевода и сумму комиссии.
Чтобы перевести деньги с карты Сбербанка через банкомат Сбербанка или информационно-платежный терминал отправителю потребуется номер банковской карты получателя (4276160013730438).
Порядок перевода денег через банкомат состоит из следующих операций:
Вставьте вашу карту в банкомат или информационно-платежный терминал;
Введите PIN-код для идентификации вашей карты;
Выберите «Платежи и переводы»
Далее выберите услугу «Денежные переводы» или «Перевод средств»;
Следуя подсказкам системы в появившемся поле вводим номер сбербанковской карты получателя (4276160013730438).
Далее указываем сумму перевода и валюту перевода. В новом окне проверяем введенные данные и подтверждаем операцию. Получаем и сохраняем чек. Средства будут списаны с вашей карты и отправлены на счет указанного вами № карты;
Нужно помнить, что перевод должен осуществляться либо в валюте отправителя, либо в валюте получателя. Не забудьте и про комиссию при переводе. Ее снимают со счета карты отправителя. В среднем такая комиссия равняется 1-1,5% от суммы платежа. Взимается она в том случае, когда перевод региональный, т.е. из одного города в другой. Если перевод денежных средств вы делаете получателю, который находится в одном с вами регионе, то комиссии за транзакцию не будет. Следует учитывать, что размер комиссии может меняться, поэтому необходимо уточнять его в отделении своего банка или по бесплатной горячей линии Сбербанка.
Безналичный перевод невозможно выполнить со счета кредитной карты, то есть с карты, на которой находятся заемные средства. С такой карты можно лишь снимать наличные деньги в банкомате, оплачивать покупки в магазинах и т.д.
По окончании не забудьте забрать Вашу карту.
При выполнении перевода через банкомат будьте внимательными. Неправильно набранные реквизиты карты приведут к тому, что деньги отправятся на карту постороннего человека и отменить платеж будет достаточно сложно.
Порядок перевода денег через Сбербанк Онлайн на Сбербанковскую карту получателя. Получателем в данном случае является Наастоятель храма во имя иконы Божией Матери «Касперовская» отец Андрей Николаев.
Зайдите в личный кабинет «Сбербанк Онлайн» – введите логин, пароль и затем одноразовый пароль подтверждения.
В разделе «Платежи и переводы» выберите раздел «Перевод клиенту Сбербанка».
В разделе «Перевод клиенту Сбербанка» введите номер карты получателя, сумму, которую необходимо перевести, сообщение получателю. Вводить реквизиты необходимо очень внимательно. Возможность отмены перевода после его выполнения не предусмотрена. По вопросу возврата средств необходимо будет обращаться к получателю.
Внимательно проверьте реквизиты перевода. Обратите внимание, что на экране высвечивается Имя Отчество и первая буква фамилии получателя, что подтверждает правильность введенного номера карты. Что касается комиссии, которая берется за эту операцию, то она составляет от 0% до 1% в зависимости от того, в каких регионах страны открыты карты отправителя и получателя. Если перевод денежных средств вы делаете получателю, который находится в одном с вами регионе, то комиссии за транзакцию не будет.
После этого подтвердите операцию SMS-паролем или паролем с чека.
Храм касперовской иконы божией матери кольцово
В Русской Православной Церкви, а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и на Афоне события отмечаются по юлианскому календарю («старый стиль»), который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от григорианского календаря — современного гражданского календаря («новый стиль»).
Богослужебный церковный год (новолетие) начинается 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом «свободы христианской». Решение считать на Руси летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта было принято Московским собором в 1492 году.
Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминают об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства.
Это один из древнейших церковных праздников, установленный самими апостолами. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, то есть, Пасха Воскресения. После I Вселенского собора (325 год) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой. Кроме этого на I Вселенском соборе было определено и точное время празднования пасхи. Было установлено, что все христиане должны отмечать Пасху по правилам Церкви Александрийской: в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния, а так же всегда после иудейской Пасхи. То есть, точное определение даты Пасхи для конкретного года зависит как от солнечного, так и лунного календарей. По этой причине эта дата не является фиксированной, перемещаясь в пределах 35 дней («пасхальные пределы») от 22 марта (4 апреля по новому стилю) – до 25 апреля (8 мая по новому стилю), и определяется в православной Церкви по особому исчислению, называемого Пасхалией.
Остальные церковные праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца. Праздники второго цикла фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла.
Следующие после Пасхи по значимости праздники носят название «двунадесятые». Это цикл двенадцати важнейших годовых праздников православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». Внутри них все праздники классифицируются по двум видам. Первый вид классификации определяет принадлежность к одному из двух годовых циклов христианского календаря, согласно которому девять из двенадцати праздников являются «неподвижными» («непереходящими»). К ним относятся:
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православною Церковью, как один из двунадесятых праздников, 8 сентября (21 сентября по новому стилю).
Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян, и только в 326 году, как пишет Священное Предание, был найден в Иерусалиме. Обретение Честнаго Креста имело место в царствование святого равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти там места, связанные с земной жизнью Христа, и святой Крест. Поиски оказались успешными и святыня была найдена около горы Голгофы, где был распят Спаситель. Вот это событие православные христиане и вспоминают в этот день.
Вместе с этим отмечается ещё одно событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня относится к двунадесятым праздникам и отмечается Святой Православною Церковью 14 сентября (27 сентября по новому стилю).
Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.
Пречистая Богоотроковица Мария до трёх лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там её встретил первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась при храме.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество, которое в настоящее время входит в число двунадесятых, и отмечается 21 ноября (4 декабря по новому стилю).
Рождество Христово — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников, является одним из самых значительных дней литургического года и по своей значимости считается вторым праздником после Пасхи.
Когда приблизилось время Деве Марии родить Сына своего Первенца, вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле. Будучи потомком царя Давида, праведный Иосиф вместе с Девой Марией отправились из галилейского города Назарет в Вифлеем, город царя Давида, близ Иерусалима. Этим и объясняется столь несвоевременное для Девы Марии путешествие через всю Палестину, с севера на юг, в родной город предков, где у них не было своего дома и где из-за наплыва народа им не нашлось в день прибытия места в гостинице. По этой причине им пришлось остановиться за городом, в известняковой пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства у Пресвятой Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.
Календарная дата праздника Рождества, 25 декабря (7 января по новому стилю), установленная еще в IV веке в качестве обязательной для всего христианского мира, не имеет исторического подтверждения. Евангелисты не указывают ни точного года, ни дня рождения Иисуса Христа. Но выбранная дата имеет глубокий смысл, как день зимнего солнцеворота, победа солнца над тьмой, победа «Солнца Правды» над тьмой языческого идолопоклонства.
Предложенная в 525 году римским архивариусом Дионисием Малым эра «от Рождества Христова», распространяясь с Запада на Восток постепенно завоевала весь мир. В России новая начальная точка летоисчисления была введена лишь на рубеже 1699/1700 годов. До этого наши предки отсчитывали даты «от сотворения мира». В настоящее время христианская эра принята во всем мире, вольно или невольно признавшем тем самым, что более важной точки отсчета, чем празднуемый нами День Рождения Младенца из Вифлеема, просто не существует!
Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Святой Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния.
Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты, Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения. Богоявление, или Крещение Господне относится к двунадесятым праздникам и празднуется 6 января (19 января по новому стилю).
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме. Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.
Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.
Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и входит в число двунадесятых. В Русской Правславной Церкви он отмечается 2 февраля (15 февраля по новому стилю).
Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26-38). Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.
По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме.
Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению размещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось началом нашего спасения.
Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Русской Правславной Церковью 25 марта (7 апреля по новому стилю).
Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).
Апстолы с самого начала не столько знали, сколько чувствовали, что Иисус из Назарета – Бог. «Христос, сын Бога живого» – так сказал о Нём Пётр задолго до крестных страданий Спасителя. Однако осознать до конца всю Божественную сущность своего Учителя они не могли – как не смог бы ни один человек. Но Спаситель-то точно знал, когда и как завершится Его земной путь и что последует за этим. Поэтому Он начал готовить учеников к Своему Воскресению ещё до Своего распятия…
Праздник Преображения Господня входит в число двунадесятых и отмечается Православной Церковью начиная с IV века. Празднование этого евангельского события приходится на 6 августа (19 августа по новому стилю).
Праздник Успения Пресвятой Богородицы, относится к числу двунадесятых В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.
О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась.
Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.
Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло ее от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния.
По Божиему промыслу Апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Вечером того же дня им явилась Матерь Божия, и от Нее самой услышали они слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Символично, что Успение — это последний «двунадесятый» праздник православного церковного года, заканчивающегося 31 августа (13 сентября по новому стилю). А первым «двунадесятым» праздником Нового церковного года (который наступает 1 сентября — 14 сентября по новому стилю), является Рождество Богоматери (8 сентября — 21 сентября н. ст.).
Успение Пресвятой Богородицы отмечается 15 августа (28 августа по новому стилю).
Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»). Это:
Торжественный вход Господень в Иерусалим — один из двунадесятых праздников. В России он ещё носит назвние Вербного Воскресенья, потому что по традиции в этот день в храме раздаются молящимся освященные ветви вербы.
В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. А мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляем Спасителя, как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших. А в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти человечество от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит знаком победы Христа над смертью и должна напоминать о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных Его страстей, когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для её празднования идти в Иерусалим: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Вход Господень в Иерусалим — это торжественный и светлый день, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», так как вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого Поста.
Вознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. В этот день Церковь вспоминает события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес.
После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови, что свидетельствовало о действительном воскресении Спасителя из мертвых, и тем самым, победы над смертью. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы — когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру. Но это произойдет позже — через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима — Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо. В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:9-11). После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.
Своим Вознесением Господь как бы ставит точку в деле домостроительства нашего Спасения. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Таким образом, Его подвиг искупления оканчивается – человек возврщен на Небо! Но он не оставляет апостолов, а значит и всех нас, одних. Христос говорит, что, если мы сердцем примем Вознесение, Он пошлет Духа Святого, который утешит нас. Это утешение — в празднике Пятидесятницы, который Церковь отмечает через несколько дней после Вознесения.
Праздник Вознесения Господня празднуется в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа. Этот день всегда приходится на четверг.
В пятидесятый день после Пасхи совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день — в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа). Таким образом, праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа.
На пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах. И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру. Люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке. Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.
У православных христиан принято накануне праздника украшать храмы ветвями и цветами — это символ обновления людей благодаря Святому Духу. Священники в этот день облачаются в зелёные одежды, а у прихожан существует обычай на богослужении держать в руках букетик цветов. Тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.
Этим праздником заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».
День Святой Троицы, или Пятидесятница относится к двунадесятым праздникам и отмечается в пятидесятый день после праздника Пасхи. Этот день всегда приходится на воскресенье.
Второй вид классификации двунадесятых праздников подразделяет их по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (то есть, Встречи Господа святыми Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат:
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. Во Влахернской церкви в Константинополе, одной из главных святынь Константинополя, хранились риза Богоматери и часть Её пояса. Эти святыни в V веке перенесли сюда из Палестины. Был воскресный день, шло всенощное бдение. Среди прихожан находился святой Андрей, Христа ради юродивый. В середине ночи, во время молитвы, он и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву, идущую по небу. Она была озарена светом, рядом с ней шли Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, ангелы и святые. Преклонив колена, Божия Матерь встала на колени и начала со слезами молиться за христиан. Потом подошла к Престолу храма и продолжила Свою молитву. А после — сняла с головы покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. В этот момент сияние исходило не только от Богородицы, но и покрывало тоже блистало «паче лучей солнечных». Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей: «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний.
Чудо явления Пресвятой Богородицы стало пониматься с тех пор как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству. Праздник Покрова Богоматери – трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской. Этот день — прекрасный повод вспомнить о том, что Пресвятая Богородица есть любовь, жалость и милосердие, прощение и заступничество. Божия Матерь Пречистая всегда простирает молитвенный покров над православными христианами и умоляет Сына Своего Господа нашего о даровании всем нам вечного спасения.
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается 1 октября (14 октября по новому стилю).
Вместе с обрезанием Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии, как печать Своего служения делу спасения мира.
Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
Первым христианам из обрезанных евреев было трудно понять, как язычники без этого обряда могут тоже стать народом Божиим. Апостолу Петру нужно было особое знамение, чтобы постичь это, но апостол Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необрезание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим. 4:9 и дал., Гал. 5:6; 6:15). Но даже в Ветхом Завете часто говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца ( Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4).
Обрезание Господне относится к великим праздникам. Празднование совершается на восьмой день после Рождества Христова, то есть 1 января (14 января по новому стилю).
Святитель Василий Великий — один из самых замечательных богословов Церкви. Его влияние на судьбы Церкви распространилось далеко за пределы его родины и ощутимо до наших дней. Перу святого Василия Великого принадлежат толкования Священного Писания, трактат о Святом Духе, послания, проповеди и правила монашеской жизни. Он сделал очень много для установления чина литургии и им написаны многочисленные молитвы. Церковь почитает его как борца за чистоту веры, великого святителя и богослова, именуя его «вселенским учителем». Только двум другим святым дана такая же столь великая честь — Иоанну Златоусту и Григорию Богослову.
Святой Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской, происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и приверженностью христианству. Его дед пострадал еще во время гонений Диоклетиана. Тесная связь с Церковью проявилось еще и в том, что епископом был его дядя и двое братьев – Петр Севастийской и Григорий Нисский. В святцах прославлена и его сестра – преподобная Макрина. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а так же в важнейшем центре учености Империи – знаменитой Академии в Афинах, где сдружился с Григорием Богословом. Возвратившись домой, он под влиянием Макрины заинтересовался аскетической жизнью, которой предавался в собственном поместье, занимаясь помимо практики молитвы изучением философии. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по египетским монастырям, а в 360 году участвовал на соборе в Константинополе в составе каппадокийской делегации.
Вернувшись в Кесарию, некоторое время он помогал епископу Евсевию в руководстве кафедрой в сане пресвитера. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После прихода к власти императора Валента, вновь усилилось арианское лжеучение, осуждённое на 1-м Вселенском Соборе в 325 году. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником. Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. До торжества православия на Втором Вселенском Соборе святитель Василий Кесарийский не дожил, умерев 1 января 379 года в возрасте 49 лет.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Так, однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (память 24 ноября), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.
Когда император Валент (361–378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери. Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.
Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники.
За свою короткую жизнь святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам. Литургия Василия Великого совершается десять раз в году — в первые пять воскресений Великого Поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, в сочельник Рождества Христова и Богоявления, и в день памяти святого. Она отличается от чина литургии св. Иоанна Златоуста более продолжительными «тайными молитвами» и некоторыми песнопениями.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Он является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов.
Полное название праздника — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это один из великих праздников. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.
В Евангелии от Луки рассказывается чудесная история зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме, и возвестил ему рождение сына: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1:13-17). Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.
Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).
По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.
Рождество Иоанна Крестителя отмечается 24 июня (7 июля по новому стилю).
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Даже, носящие ими имена, по разному их характеризуют. Пётр — камень — имя данное Спасителем: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18), тем самым, подчёркивая его твердую веру в Иисуса как Сына Бога Живого. Павел же означает «маленький» (с латинского «паулюс»). Так себя назвал сам великий Павел, потому что считал себя за бесполезное существо, «выкидыша» и «изверга», так как было время, когда он гнал Церковь Божию. То есть, этим именем определяется его смирение и добровольное самоуничижение. Они и умерли по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. А Петра распяли по его просьбе вниз головой: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь.
Такое различие между двумя апостолами, но поминаем и празднуем мы их вместе. Это носит глубокий смысл. Во-первых, в Церкви все разные, и различие это является подлинным благословением, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными и непохожими друг на друга — у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера. И во-вторых, каждый христианин должен соединять в себе (или хотя бы к этому стремиться) твёрдость веры Петра и деятельное смирение Павла.
Апостолы Пётр и Павел именуются первоверховными, и не потому, что другие апостолы или Господь их утвердили на эту должность, а за их великие труды — это их крест и заслуженная честь. Каждый из апостолов явил великую веру и великие дела во имя Господа, но эти двое потрудились больше других для утверждения и просвещения Церкви. Они проповедовали и утверждали в вере людей (именно Пётр проповедовал в День Пятидесятницы). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. Тысячи людей привели они ко Христу.
Но святые апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими, рукополагали епископов и пресвитеров, писали к ним вероучительные и нравоучительные послания. Святой Петр оставил ко всем Церквям два таких послания, а святой Павел к отдельным Церквям — четырнадцать, из них тринадцать – к христианам из язычников. С тех пор эти послания неизменно читаются и в храмах и дома, ведь в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе. В них мы находим все необходимое для правильного понимания смысла нашего земного призвания, для нашего утверждения на пути в Царство Небесное.
День памяти первоверховных аппостолов Петра и Павла относится к великим праздникам и отмечается 29 июня (12 июля по новому стилю).
Полное название праздника — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-ой главе Евангелия от Матфея и 6-ой главе Евангелия от Марка.
После смерти Ирода Великого римляне поделили территорию Палестины на четыре части, назначив в каждую из них правителя из своих ставленников. Ирод Антипа получил от императора Августа Галилею в свое управление. Иоанн Креститель постоянно обличал этого правителя в том, что он, оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы), незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу.
Он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. С уществует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Неистовая Иродиада в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте.
Дальнейшие судьбы Ирода, Иродиады и Саломии сложились печально. Суд Божий совершился над ними еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лед сдавил её таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело – в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться, но это ей не удавалось – так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали ее шею. Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. В отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него. Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. Он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию. По приданию там они были поглощены разверзшейся землёй.
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник, относящийся к великим. В этот день положен строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка, которого Святая Церковь чтит выше всех святых после Богоматери. Отмечается этот день 29 августа (11 сентября по новому стилю).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам, ветхозаветным и христианским святым, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
К двунадесятым праздникам в богослужебном аспекте приравнивается престольный (храмовый) праздник. То есть, торжественное празднование (со всенощным бдением и литией, с водосвятным молебном и крестным ходом после литургии) священного события или святого, в честь которого освящен главный или придельный престол храма. Так трижды в году мы чествуем чудотворную икону Божией Матери «Касперовская» во имя которой освящён наш храм: 29 июня (12 июля по новому стилю), 1 октября (14 октября по новому стилю) и в среду светлой седмицы. Нижний придела храма освящён во имя «Усекновения главы Святаго пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна», поэтому и 29 августа (11 сентября по новому стилю) для нашего прихода является престольным праздником. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Праздники имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника.
Попразднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Отдание праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.
У великих недвунадесятых праздников предпразднства, попразднства и отдания нет.
В жизни верующего христианина православные праздники регулируют, соразмеряют церковный год, придавая ему смысл постоянной соотнесенностью с событиями, протекающими в вечности. И его жизнь благодаря этому проходит не «из ниоткуда в никуда», а в постоянном окружении священными событиями, приносящими покой и умиротворение душе. Главным содержанием христианского праздника является не бездействие, а торжество благодарения Бога. Чтобы человек мог с чистой совестью и без обыденной суеты с радостью поблагодарить Творца по поводу одного из событий в истории нашего спасения. Кульминацией праздника становится Божественная Литургия за которой совершается таинство Причастия.
В христианском мире существует древняя традиция поздравлять с праздником не только родственников и знакомых, но и тех, кто не может разделить с нами торжество: тяжело больных, одиноких, немощных.