храм косьмы и дамиана казинка
Космо-Дамианский храм города Королева
Космо-Дамианский храм города Королева запись закреплена
Космо-Дамианский храм города Королева запись закреплена
Космо-Дамианский храм города Королева запись закреплена
Настоятель Космо-Дамианского храма, протоиерей Виктор, сослужил епископ Сергиево-посадскому и Дмитровскому Фоме и принял участие в совещание Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
30 октября управляющий Сергиево-Посадской епархией епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома совершил Литургию в храме Рождества Христова в Мытищах.
Показать полностью.
На богослужении Преосвященному Фоме сослужили: Секретарь Сергиево-Посадской епархии протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Химкинского церковного округа протоиерей Артемий Гранкин, благочинный Сергиево-Посадского церковного округа протоиерей Игорь Завацкий, настоятель храма Рождества Христова и председатель Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Олег Шленов, председатель Епархиального миссионерского отдела иерей Алексий Рыженков, председатель Епархиального молодежного отдела иерей Дионисий Попов, а также приглашенное духовенство.
По окончании Литургии епископ Фома совершил заупокойную литию о всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий или находившихся в заключении без вины.
После Божественной Литургии на территории Христорождественского храма г. Мытищи управляющий Сергиево-Посадской епархией епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома провел совещание Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
На совещании с докладами выступили члены Епархиального отдела от Мытищинского, Королёвского, Сергиево-Посадского, Дубненско-Талдомского, Пушкинского, Яхромского, Рогачёвского и Солнечногорского благочиний.
Докладчики сообщили о деятельности отдела в церковных округах, отметили ее положительные стороны и рассказали о трудностях, которые возникают в работе.
В совещании также участвовали заместитель главы Мытищинского городского округа Наталья Михайловна Гречаная, ответственная за духовно-нравственное просвещение в образовательных учреждениях на территории Сергиево-Посадской епархии, и и. о. начальника управления образования Мытищинского городского округа Светлана Аркадьевна Костюнина. Наталья Михайловна предложила ввести новый курс внеурочных занятий в школах епархии.
Кроме того, в ходе совещания определили, какую помощь может оказать епархия для улучшения работы отдела.
Храм Космы и Дамиана на Маросейке
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Цикл бесед прот. Федора Бородина «Окрытие веры».
Дорогие братья и сестры!
9 ноября снова стартует цикл бесед протоиерея Фёдора Бородина «Открытие веры».
Показать полностью.
Мы приглашаем на него тех, кто хочет узнать о вероучении Православной Церкви, кто хочет за информационным шумом расслышать о том, чем Церковь живет на глубине, что считает в своей вере самым важным.
Если Вы пока далеки от Православия, но хотите узнать о нем, или уже начали свой путь в Церкви, – приходите. Мы постараемся поделиться самым главным своим сокровищем – своей верой.
Курс ведет настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин и другие священнослужители нашего прихода.
Каждая встреча состоит из двух частей. Первая – лекционная. Во время второй лектор постарается ответить на возможные вопросы.
Встречи будут проходить по вторникам в нашем Большом зале (Малый Златоустинский пер., д. 5). Начало в 18:30.
Записаться в группу нужно заранее у Ирины Белоусовой,
тел. +7 916 659 11 02.
Темы встреч «Открытия веры»:
1.Что человек может знать о Боге? Источники и условия богопознания. Два самых важных вопроса богословия: кто я Ему и Кто Он мне? Притча о блудном сыне.
2.Бог – Творец. Его творение видимое и невидимое, материя и Ангелы. Космос и «хорошо весьма».
3.Творение человека. Микрокосм и образ Божий. Величие и смирение Адама в замысле Бога. Адам – как «замковый камень» мироздания.
4.Грехопадение. Историчность, мифологичность и символизм III-й главы книги Бытия. Грех Адама – почему Церковь считает его вселенской катастрофой? Ее последствия для мира и человека. Что есть зло, и где его источник с точки зрения Библии?
5.Божие «домостроительство», как забота о спасении потомков Адама. Ветхий завет и его важнейшие понятия: Избранный народ, Земля обетованная, закон жертвы, Священное Писание, пророчества.
6.Введение в основные понятия Священного Писания.
7.Введение в Священное Писание Ветхого Завета.
8.Учение Церкви о Святой Троице.
9.«И Слово стало плотию». Иисус Христос – Кто Он? Сын Божий и Сын Человеческий, как это возможно, и до какой степени это возможно понять?
10. Учение Христа. Нагорная проповедь. Можно ли выполнить заповеди блаженства?
12.«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Две самые главные заповеди.
15.Церковь – Тело Христово. Где Ее святость и неотмирность? Икона пятидесятницы как формула Церкви.
16.Церковь в истории – собрание грешных людей. Темный двойник Церкви. Зачем она мне сегодня?
17.Таинства Церкви. Что такое таинства и почему он необходимы? Крещение, Миропомазание.
18.Таинства Церкви. Покаяние, елеосвящение, Брак, рукоположение.
19.Евхаристия – сердце и главный нерв жизни Церкви. История и вневременность. Хлеб жизни вечной.
20.Практика. Как жить по христиански сейчас? Что вечно, а что изменяемо в Церкви? Что главное, а что второстепенное? Как не перепутать? Ответы на практические вопросы.
Приход храма святых Космы и Дамиана при ОКБ
Приход храма святых Космы и Дамиана при ОКБ запись закреплена
В ближайший четверг 4 ноября день празднования «Казанской» иконы Матери Божьей!
С наступающим Праздником, друзья!
Имя Ваших родных для поминовения о здравии и об упокоении можете оставлять в комментариях (безвозмездно)
(Добровольная помощь храму в оплате аренды принимается на банковский счёт по номеру телефона настоятеля храма священника Георгия 8910 610 80 79 Юрий Олегович Цветков с пометкой «жертва на храм». )
+ о здравии
бол. прот. Сергия
бол. Ольги
бол. Глеба
бол. Надежды
Показать полностью.
бол. Натальи
бол. Натальи
Ольги
Михаила
Евгения
+ о упокоении
нов. Валентины (жен)
Ольги
Константина
Николая
Григория
Василия
Владимира
Екатерины
Валентины
Фотиньи
Фотиньи
О здравии
Виктора
Галины
мл. Кристины
Натальи
Показать полностью.
Татьяны
мл. Ирины
Татьяны с чад.
Любови
бол. Георгия
Елены
Приход храма святых Космы и Дамиана при ОКБ запись закреплена
Георгий Цветков
Георгий Цветков запись закреплена
ДРУЗЬЯ, СЕГОДНЯ (30 ОКТЯБРЯ) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСЬМЫ И ДАМИАНА АРАВИЙСКИХ
С Праздником!
Подай, Господи, здравия и спасения всем страждущим в болезни!
Показать полностью.
Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские ходили по городам и селам, проповедуя Христа и исцеляя больных силой Христовой. За оказанную помощь святые не брали никакой платы.
В Киликии язычники схватили святых врачей и привели к правителю Лисию. За отказ отречься от христианской веры правитель повелел бесчеловечно бить святых, а потом утопить в море, но Ангел Божий вынес их из пучины на берег.
Тогда язычники обезглавили святых. Вместе со святыми врачами были замучены их братья Леонтий, Анфим и Евтропий.
Известны и другие братья врачи с такими же именами:
Святые Косма и Дамиан Асийские бессребреники святые нашего храма, память которых 14 ноября
и 14 июля мученики Римские Косма и Дамиан, которые также были врачами.
Казинка (Грязинский район) Посмотреть на карте
Страна | Россия |
Субъект федерации | Липецкая область |
Муниципальный район | Грязинский |
Высота центра | 115 м |
Координаты | Координаты: 52°32′32″ с. ш. 39°49′03″ в. д. / 52.542222° с. ш. 39.8175° в. д. (G) (O) (Я)52°32′32″ с. ш. 39°49′03″ в. д. / 52.542222° с. ш. 39.8175° в. д. (G) (O) (Я) |
Население | 3002 человека (2009) |
Код ОКАТО | 42 206 824 6 |
Первое упоминание | XVII век |
Часовой пояс | UTC+4 |
Автомобильный код | 48 |
Этнохороним | кази́нцы, кази́нец; (разг.) казинча́не, казинча́нин, казинча́нка |
Внутреннее деление | Выгон, Зубаревка, Кисляки, Манеж, Московка, Плант, Подкаменное, Свирькин Порядок, Сикаловка, Хутор |
Казинка — село, центр Казинского сельского поселения Грязинского района Липецкой области.
Расположена на берегу Матырского водохранилища (бывшая часть реки Матыры) при впадении в него ручья Казинченка (быв. река Казинка), рядом с урочищем Хомут.
Населяться начала крестьянами города Романова (ныне село Ленино) во второй половине XVII века.
Есть несколько версий происхождения названия. Книга «Липецкая топонимия» приводит слово казистый. Краевед Липецкой области уроженец Казинки В. М. Попов считает, что произошло оно от слов казённый, казёнка, так как там жили казённые, государевы крестьяне вдоль Белгородской защитной (засечной) полосы.
В 1862 году по данным Списка населенных мест Казинка была крупнейшим селом Липецкого уезда. В казенном селе было 385 дворов и 3290 жителей (1551 мужского и 1739 женского пола), функционировала мельница
В 1869 году недалеко от Казинки прошла железнодорожная линия Грязи — Елец; образованную на ней станцию назвали Казинка.
В 1880 году, согласно данным Центрального статистического комитета, в селе (входившем в состав Таволжанской волости) был 521 двор, проживало 3961 жителей, работало три лавки.
В 1976 году на полях между Казинкой и Грязинским шоссе были созданы садоводства «Металлург-3» и «Монтажник» (действует автобусный маршрут № 42).
Церковь Косьмы и Дамиана
Косьмодамианская церковь
Первая церковь в Казинке появилась в период с 1719 по 1745 год. Это была деревянная Космодемьянская церковь, имевшая форму четырехугольного бревенчатого сруба с тесовой двускатной крышей. По преданию, деревянная казинская церковь несколько раз горела, но стараниями прихожан восстанавливалась.
Церковь простояла на Манеже (так называется один из районов села) до 1852 года. После ее сноса тут возвели кирпичную часовню (не сохранилась). В двухстах метрах от старой церкви — в центре села в 1864 году был построен новый, кирпичный, храм ( памятник архитектуры (региональный)). Автор проекта здания неизвестен.
В храмовый комплекс входят также церковно-приходская школа (построена в 1898 году), караулка (в ней после революции размещался сельский совет) и дом причта (построены во второй половине XIX века). Весь церковный комплекс был огорожен каменным забором. В 1925 году второй деревянный этаж дома причта сгорел в результате пожара.
При церкви до 1940-х годов находилось кладбище.
Космодемьянская церковь закрыта летом 1935 года, в том же году с нее сняли колокола, так как стране были нужны цветные металлы. Когда снимали один из колоколов, он упал и разбился, а его осколки лежали еще около двух лет.
Бывший в годы войны директор Казинской школы и одновременно начальник военно-учебного пункта Б. Г. Лесюк устроил в церкви своеобразный тир, где обучал будущих солдат меткой стрельбе из винтовок — по настенным росписям. В результате храма были буквально изрешечены.
Позже церковь использовалась и как склад для хранения зерна, соли, удобрений и других веществ. Не по назначению использовались и другие постройки комплекса: до начала 1970-х годов в церковно-приходской школе размещался клуб, а в доме притча — магазин.
В начале 2000-х годов церковь начали восстанавливать. К 2007 году восстановлен основной купол и барабан, а еще раньше — дом причта.
Храм Космы и Дамиана в Дьячье
Космодемьянский погост, один из древнейших на территории Орловского уезда, впервые упоминается в Писцовой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева:
Показать полностью.
«Погост на царя и великаго князя Феодора Ивановича всеа Русии земле, а на погосте церковь Козма и Демьян, древена, клецки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строенье приходных людей; да на церковной же земле дворов: во дворе поп, во дворе пономарь; пашни церковные паханные добр. земли четь да дикого поля и 19 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 60 коп., лесу дуброва».
В последующем церковь Космы и Дамиана упоминается в ведомостях по церквям Орловского уезда 1734 и 1755 гг. Тогда при ней насчитывалось 102 приходских двора.
Новую двухпрестольную холодную церковь вместо более древней деревянной прихожане построили в 1781 г. Храм был двухэтажным, в нижнем каменном этаже находился малый престол во имя Св. Живоначальной Троицы, а на втором, деревянном, главный — свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. При церкви была трехъярусная деревянная колокольня. В приходе имелись две земские школы.
Сохранившийся теплый, однопрестольный кирпичный храм строился 10 лет и был освящен в 1914 г. При нем была колокольня высотой около 25 метров.
Церковь была закрыта в 1930-е годы. Колокольня не сохранилась. Церковь использовалась как зернохранилище. В 1990-е годы колхоз развалился и церковь была заброшена, заросла деревьями.
В 2009 г., по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона начато восстановление храма. На первой Литургии 14.11.2009 (в престольный праздник) на службе присутствовало около 100 человек, 26 причастились.
Храм Космы и Дамиана в Дьячье запись закреплена
Иконой, свидетельствующей о милости Богоматери к Русской земле в одну из тяжелых для нее годин, является Казанская икона Пресвятой Богородицы. Во имя этой иконы в России возводятся величественные храмы — таков, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Показать полностью. Казанский собор есть и в Москве, он был построен на Красной площади князем Дмитрием Пожарским в память освобождения города в ходе Отечественной войны 1612 года и в него была помещена чудотворная Казанская икона, которая находилась в русских войсках при штурме столицы.
А явилась эта икона в 1579 году в городе Казани, почти через 30 лет после покорения столицы казанского ханства. Страшный пожар истребил часть города. Поклонники Магомета говорили, что Бог прогневался на христиан. Но вскоре город начал восставать из руин. Вместе с другими погорельцами строил новый дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне во сне явилась Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. Матрона и ее мать стали раскапывать землю в указанном месте и обрели святую икону.
Образ перенесли в расположенный поблизости Никольский храм (его настоятелем был священник Ермолай, впоследствии священномученик Патриарх Ермоген, почитатель иконы, автор «Сказания» о ней и Службы ей), а затем в казанский Благовещенский собор. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8⁄21 июля.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Евгений Семенович Полищук
Храм Космы и Дамиана в Дьячье запись закреплена
Дорогие наши друзья, братья и сестры!
Показать полностью.
Нашему храму, милостью Божией, неравнодушные православные доброхоты и благодетели из Москвы, пожертвовали новый указатель, который поставили на развилке дорог, вместо старого и обветшалого. Спаси вас Господи, что не забываете наш храм, и этой маленькой лептой спасаете ваши души! Так, мало-помалу, Господь созидает нас ко спасению. А мы, памятуя, что «Бог не в бревнах, а в ребрах» будем очищать свои души от страстей и пороков, и по мере наших сил будем восстанавливать порушенные святыни нашей Орловской земли. С Богом!
Храни и преумножь Господи всех наших благодетелей и неравнодушных братьев и сестер, — друзей святых бессребреников Космы и Дамиана!
Храм Космы и Дамиана в Дьячье запись закреплена
Сегодня день памяти Амвросия Оптинского
Показать полностью.
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротой и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. »
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и позднее – во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Недаром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
Преподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти молитвы, как укрепляют ослабевший дух человека, как разоряются вражьи наветы, если эти молитвы читать с верой и упованием на всемогущую помощь Божию.
Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.
Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.
Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме 1000 монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
Преподобный Амвросий Оптинский
1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость – следствие его хронической болезни – заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот – едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах – я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители – старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор.9:22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.