храм косьмы и дамиана на маросейке духовенство
Храм Космы и Дамиана на Маросейке
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена
Цикл бесед прот. Федора Бородина «Окрытие веры».
Дорогие братья и сестры!
9 ноября снова стартует цикл бесед протоиерея Фёдора Бородина «Открытие веры».
Показать полностью.
Мы приглашаем на него тех, кто хочет узнать о вероучении Православной Церкви, кто хочет за информационным шумом расслышать о том, чем Церковь живет на глубине, что считает в своей вере самым важным.
Если Вы пока далеки от Православия, но хотите узнать о нем, или уже начали свой путь в Церкви, – приходите. Мы постараемся поделиться самым главным своим сокровищем – своей верой.
Курс ведет настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин и другие священнослужители нашего прихода.
Каждая встреча состоит из двух частей. Первая – лекционная. Во время второй лектор постарается ответить на возможные вопросы.
Встречи будут проходить по вторникам в нашем Большом зале (Малый Златоустинский пер., д. 5). Начало в 18:30.
Записаться в группу нужно заранее у Ирины Белоусовой,
тел. +7 916 659 11 02.
Темы встреч «Открытия веры»:
1.Что человек может знать о Боге? Источники и условия богопознания. Два самых важных вопроса богословия: кто я Ему и Кто Он мне? Притча о блудном сыне.
2.Бог – Творец. Его творение видимое и невидимое, материя и Ангелы. Космос и «хорошо весьма».
3.Творение человека. Микрокосм и образ Божий. Величие и смирение Адама в замысле Бога. Адам – как «замковый камень» мироздания.
4.Грехопадение. Историчность, мифологичность и символизм III-й главы книги Бытия. Грех Адама – почему Церковь считает его вселенской катастрофой? Ее последствия для мира и человека. Что есть зло, и где его источник с точки зрения Библии?
5.Божие «домостроительство», как забота о спасении потомков Адама. Ветхий завет и его важнейшие понятия: Избранный народ, Земля обетованная, закон жертвы, Священное Писание, пророчества.
6.Введение в основные понятия Священного Писания.
7.Введение в Священное Писание Ветхого Завета.
8.Учение Церкви о Святой Троице.
9.«И Слово стало плотию». Иисус Христос – Кто Он? Сын Божий и Сын Человеческий, как это возможно, и до какой степени это возможно понять?
10. Учение Христа. Нагорная проповедь. Можно ли выполнить заповеди блаженства?
12.«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Две самые главные заповеди.
15.Церковь – Тело Христово. Где Ее святость и неотмирность? Икона пятидесятницы как формула Церкви.
16.Церковь в истории – собрание грешных людей. Темный двойник Церкви. Зачем она мне сегодня?
17.Таинства Церкви. Что такое таинства и почему он необходимы? Крещение, Миропомазание.
18.Таинства Церкви. Покаяние, елеосвящение, Брак, рукоположение.
19.Евхаристия – сердце и главный нерв жизни Церкви. История и вневременность. Хлеб жизни вечной.
20.Практика. Как жить по христиански сейчас? Что вечно, а что изменяемо в Церкви? Что главное, а что второстепенное? Как не перепутать? Ответы на практические вопросы.
Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)
Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.
Содержание
История [ править ]
Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.
Когда именно и кем была построена старая церковь – точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале 17-го века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1б25 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.
Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 – 1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.
В это же время, т. е. в конце 18 века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это была тяжелый, критический период. Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.
Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.
В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.
В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.
В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения.
До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. А в 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.
В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.
С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва.
В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.
В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.
22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.
Приходские службы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 101000, Москва, м.Китай-город, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3.
Паломнику [ править ]
Крещение в храме совершается полным погружением.
Фото [ править ]
Чтимая икона свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских с частицей мощей
Протоиерей Феодор Бородин: О стране Маросейке, главной мужской беде и площадке молодняка
Протоиерей Федор Бородин уже 12 лет является настоятелем московского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке. В семье отца Федора восемь детей. Младшей нет и двух месяцев. А матушка Людмила тяжело больна. Ей нужно заняться здоровьем, но кто в это время займется детьми? Срочно нужна няня на длительный период, нужна наша помощь. Необходимо собрать 312 тысяч рублей. Помочь можно здесь.
Мне повезло с крестной
— Как получилось, что Вы, человек, росший в советское время, пришли к вере?
Протоиерей Феодор Бородин
— Я вырос в далекой от Церкви семье. Мой отец принял святое крещение, когда я уже служил в армии, мама была крещена в детстве, но, до времени никак не соприкасалась с духовной жизнью. Мне повезло с крестной. На сайте «Православие и мир» была статья «Бездетная мама». Героиня этой статьи, Вера Горбачева — моя крестная.
Мой отец был мастером спорта по самбо, он очень любил физический труд и изнывал на своей чиновничьей работе в Метрострое. Отец всегда был готов помочь кому-то при переезде. Делал он это безвозмездно и с огромной радостью, чтобы после посидеть и душевно поговорить. И вот однажды он помогал какой-то очередной интеллигентной семье, которая переезжала на второй этаж нашего дома, мы жили в Большом Гнездниковском переулке. Отец увидел, что в семье есть иконы, и попросил Веру Алексеевну стать крестной своих детей. Мне было 9 лет, сестре — 10.
Вера Алексеевна оказалась въедливой и упрямой крестной. Она принесла нам молитвослов (где только его достала в то время!) и показала молитвы, которые нужно читать утром и вечером. Пришла через месяц: «Федя, читаешь?» я сказал: «Да». Она посмотрела на книгу взглядом учительницы и сказала: «Врешь! Странички-то как новенькие, не загнутые». Пришлось читать.
Она водила нас в храм, к своему духовнику, известному московскому священнику о. Геннадию Нефедову. Два раза в год мы причащались. Это была совсем другая жизнь, никак не связанная с будничной. Очень долго две эти жизни шли параллельно, никак не пересекаясь. Я вступал в пионеры, был комсомольцем. Мы не относились к этому как к чему-то серьезному, для нас это была формальность. Поскольку я не был воспитан в вере с детства, противоречие, существующее и понятное для меня сейчас, тогда противоречием не выглядело. Мне казалось естественным прятать веру внутри себя, как крестик под рубашкой. Крестик я стал носить лет с двенадцати.
Несоветская семья
Но надо сказать, что сама обстановка в моей семье располагала к обретению веры, отец и мать — люди глубоко культурные, начитанные. В детстве нам много читали, приучили к чтению. Чтобы ребенок полюбил книги нужно, чтобы родители читали ему вслух. Я помню, как мать нам, совсем маленьким, читала «Детские годы Багрова-внука», «Одиссею» в переводе Гнедича, это было прекрасно. В детстве очень любил Чехова, Толстого. Читал жизнеописания художников Возрождения, какие мог достать. Любил альбомы по искусству, книги о Древней Греции и Египте.
Я помню, что отец читал Библию, просто как литературное произведение. Он прекрасно знал русскую литературу, писал стихи, пьесы, одну из них даже поставили в театре на Таганке. Дома у нас часто, почти ежедневно бывали художники, музыканты, поэты. Помню, к нам приходила Жанна Бичевская, скульптор Пологов, художник Кочейшвили со своей женой Лией Ахеджаковой некоторое время у нас жил молодой Лимонов, который тогда только что приехал из Харькова.
— Для советского времени многодетные были редкостью, как вы ощущали себя тогда и как оцениваете свое детство сейчас?
— Я благодарен родителям за то, что нас было трое. Став взрослым, я узнал, что маме пришлось выдержать яростную атаку не только всех родственников, но и врачей, чтобы родить меня. Мы с сестрой — погодки, брат младше меня на девять лет, чтобы отстоять его рождение маме пришлось пережить настоящую войну. Тогда даже семья с двумя детьми была редкостью, что уж говорить о троих. Жили мы, мягко говоря, небогато, но мое детство было счастливым.
Родители нами занимались. Отпуска и каникулы родители проводили с нами. Отец ходил с нами в походы. Помню, как он катал нас на санках по Тверскому бульвару. А еще он рассказывал нам сказки, сам он называл их небылицами, многосерийные, многоходовые и если кто-нибудь проходил мимо, то обязательно останавливался послушать. Для своего времени наша семья была очень нестандартной. Отец умер в 1990 году, мне его очень не хватает. К сожалению, когда мне было 12 лет, родители расстались и это для меня — рана, которая болит до сих пор. И каждый раз, когда разводится кто-то из моих знакомых, я смотрю на эту беду глазами ребенка и мне снова больно.
Непростая школа
Со школой мне повезло. Я учился в 31-й спецшколе, сейчас это гимназия № 1520. В классе учились дети и внуки высокопоставленных людей страны, членов политбюро. Я в эту школу попал просто по месту жительства, повезло. А еще мне повезло с учителем истории. К сожалению, он преподавал у нас только один год, но у многих моих одноклассников успел пробудить вкус к интеллектуальному труду. Недавно я был в гостях у друга своего детства, с которым учился в параллельных классах, вашего постоянного автора Андрея Десницкого. И он признался, что в его увлечение античностью началось со школы, именно с этого учителя истории.
Важную роль в моей жизни сыграла и учительница литературы Елена Константиновна Иванова. Это очень дорогой для меня человек, слава Богу, она жива-здорова и иногда приходит к нам в храм. Она умела свой предмет превратить в окошко из советского прямолинейного мира в совершенно другие проблемы и другую глубину.
От иконы — к вере
Мои родители любили искусство и хорошо в нем разбирались. С их помощью я открыл для себя русскую икону. И во многом осознание себя как человека верующего, переход в эту часть жизни у меня произошел именно через познание красоты и величия иконы.
Я учился в художественной школе, хотел быть художником. Но когда я понял, насколько совершенно искусство русской иконы, мне захотелось узнать побольше о вере, которая это искусство рождает. Из своего опыта утверждаю — воспитание в ребенке художественного вкуса приближает его к вере.
После школы я поступал в художественное училище, потом в институт, но не поступил, и работал художником в метродепо, рисовал плакаты, стенгазеты, цифры. Все эти надписи в метро «Остановка восьмого вагона» знакомы мне до боли. А потом пошел в армию. Отец считал, что обязательно надо служить. Я говорил ему тогда: «Пап, а если в Афганистан?» «Грибоедов там служил, и тебе не зазорно» — был его ответ.
Товарищ капитан, верните Евангелие!
— Что дала вам служба в армии? Нужна ли армейская служба сейчас, полезна ли она?
— Я считаю, что надо служить, если ребенок здоров. В армии происходит резкое взросление. Юноше приходится учиться брать на себя ответственность, принимать решения. Самим же родителям с таким сыном будет спокойнее и надежнее входить в старость. Если что-то не так со здоровьем, то только тогда надо спасать от армии. Дедовщина? Когда я служил, дедовщина была — жуткая. Конечно, отдавать ребенка в армию страшно и тогда, и теперь. Молиться надо. Мой старший сейчас служит. Молимся всей семьей.
И в армии, и в последних классах школы мне, как верующему человеку, приходилось держать глухую оборону. В 9–10 классе я уже четко понимал, что я — другой и живу по другим законам, есть вещи, которых я делать не буду. Служил в ВДВ, сержант. Я был единственным верующим в роте, мне приходилось обороняться. «Вычислили» меня в столовой, поняли, что я постом не ем масла, отдаю его кому-то.
Потом у меня нашли Евангелие. Был 1987 год. Тогда моя мама работала в крестильне Елоховского собора, и священники, которым самим было нельзя, просили ее проводить хотя бы краткую катехизацию, хоть 40 минут поговорить о вере. Но что за исповедь без Евангелия? И мама по ночам переписала Книгу несколько раз. Давала читать на время с возвратом. Эти рукописные, как в древности, тексты прочло множество людей. А потом по благословению о. Кирилла Павлова мама стала изготовителем и распространителем духовной литературы.
Переплетенные ксерокопии в простой обложке — святитель Игнатий Брянчанинов, письма Амвросия Оптинского и другие книги. Люди, попадавшие в наш дом через знакомых, втайне и с опаской брали их в руки, затаив дыхание, и уносили, как великое сокровище. Улица Черняховского, дом 15 — для многих нынешних архиереев, архимандритов и протоиереев их богословские библиотеки начались там. Такое рукописное Евангелие мама передала мне в армию.
Ротный находил у меня Евангелие, отнимал, запирал у себя в сейфе, чтобы вернуть книгу, я вскрывал его сейф. «Праведное» воровство! Ротный валил меня на пол, вставал коленом мне на грудь: «Это ты забрал книжечку?» я отвечал: «Она моя, товарищ капитан!» Когда к концу срока появилась какая-то свобода, я уходил в лесок, помолиться.
Кстати, когда я поступал в семинарию, узнал, что у тех, кто не служил в армии, не брали документы. Когда в воздухе стало носиться, что скоро Церкви будут возвращать храмы, набор в семинарию увеличился. На нашей параллели было четыре класса, и был всего один абитуриент, не отслуживший в армии. Во-первых, становиться священником в 22 года — это не только большая ответственность, но и риск. Во-вторых, как ты можешь послужить небесному Отечеству, если не послужил земному?
Раньше считалось, что если ты не служил в армии — значит у тебя что-то не в порядке с совестью или с головой. Потом, служба в армии, это, конечно вопрос дисциплины и взросления. Я считаю, что армия обязательно нужна.
Отцовские хитрости
— Что для вас главное в семейной жизни? В чем состоит роль отца? В чем вам помог пример ваших родителей?
— У нас шестеро сыновей и дочка. Старший, двадцатилетний, недавно ушел служить в армию, а младшему — год. Нашему браку скоро 22 года. Пример моих родителей мне помогает, я повторюсь, нами занимались. Это было в те годы редкостью. Тогда взрослые жили своей жизнью, мои друзья каникулы проводили в пионерских лагерях, а воскресные дни — у бабушек, их родители существовали по принципу «телевизор-тапочки-газета», а мной занимались с детства, поэтому у меня есть к этому и вкус, и радость.
Занятия с детьми не являются для меня какой-то тяжелой обязанностью. Я понимаю, что это время, которое нельзя упускать. По примеру своего отца я рассказываю своим детям многосерийные сказки.
— Есть ли что-то, чего вы не знали об отцовстве, и что узнали только на своем опыте?
— Мне кажется, что каждый ребенок требует сердца. Причем не поделенного на количество детей, а — всего. Эта связь никогда не должна порваться, она должна сохраниться. Ты должен периодически воссоединиться с каждым из них. Это может быть раз в год или раз в полгода или раз в месяц. Если ты чувствуешь, что в отношениях что-то начало «трещать», что ребенок растет и отдаляется, нужно найти время с ним побыть.
А еще понял, что все дети очень разные, что нельзя к ним подходить с одной меркой, с одним набором требований. То, что для одного элементарно, для другого очень тяжело. То, что одному открыто с детства, до того другой должен дорасти. Мы, конечно, очень мешаем детям своей гордыней, своими представлениями о том, какие они должны быть.
— Когда детей больше, не возлагаешь таких надежд на кого-то одного, они распределяются равномерно?
— Знаете, у меня потрясающая жена, у нее каждый ребенок как один. Отслежен, осмыслен, ухожен. У нее это очень хорошо получается, несмотря на то, что она выросла фактически без отца и матери. Отец моей жены ушел из семьи, когда ей было три года, мать пыталась строить свою личную жизнь и надолго отдавала дочь бабушке и дяде. Я могу сказать, что в этом смысле моя жена — совершенно явное чудо. Женщина, которая не видела, как живут люди в семье, не имела никаких поведенческих сценариев, благодатью Божьей стала хорошей женой и матерью. Во многих вопросах она гораздо тоньше и глубже понимает детей, чем я. Я восхищаюсь ею. Но какого внутреннего подвига это ей стоило, знает только Господь.
В таинстве венчания испрашивают дары на воспитание детей. Если человек их принимает и трудится, то Бог восполнит все, что люди не додали. Моя жена для меня — пример того, что Богом всеянное в человека благодатно может прорасти, и все получится, даже если казалось, что это невозможно.
Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке
— Какую роль в вашей жизни сыграл храм святителя Николая в Кленниках?
— Мне очень повезло, что первый храм, куда попал, был храмом святителя Николая в Кленниках. Это милость Божья ко мне. Я там служил диаконом полгода, а затем, священником три года служил параллельно в двух храмах на Маросейке.
Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке.
В храме Святителя Николая, тогда и сейчас все было проникнуто духом о. Сергия и о. Алексия Мечевых, там были святыни, вещи из их рук. Я застал дочерей отца Сергия Мечева, внучек отца Алексия. Мы ездили на могилу к отцу Алексею на Немецкое кладбище, потом мощи перенесли в храм.
Ирина Сергеевна Мечева — человек, проживший невероятно сложную жизнь полную лишений и трудов. Она описывала нам свой рабочий день, так я по сравнению с ней живу в постоянном отпуске. Эта женщина успевала все и сохраняла острейший ум до последнего дня. А другая сестра, Елизавета Сергеевна, была внешне очень похожа на отца Сергия, просто копия. Когда мы на нее смотрели, то видели его ожившую фотографию эти большие широко расставленные глаза, и даже выражение лица.
Моим наставником стал отец Александр Куликов, настоящий носитель Маросейской традиции, мудрый, смиренный, любящий, когда надо — строгий. Человек, который жил и дышал богослужением. Удивительный духовник совершенно удивительный.
отец Александр Куликов
Оставить все и служить Богу
— В чем разница между временем когда вы начинали служить и нынешним?
— Тогда был такой порыв — все оставить и служить Богу. Это характерно для всего нашего поколения. Сейчас такого количества вдохновенных молодых людей уже нет. Но есть огромное количество выросших при храме детей.
— Они не уходят? По крайней мере — возвращаются?
— Конечно, кто-то уходит, но почти нет таких, кто порвал бы с Церковью. Есть те, кого жизнь затягивает, засасывает, но они иногда появляются. У нас в храме есть группа так называемых «ветеранов воскресной школы», их около двадцати человек, иногда собирается больше.
— Какие надежды из тех лет не сбылись? Что получилось по-другому, чем виделось тогда?
— Нам тогда казалось, что большевистско-коммунистическая ложь пала, и вскоре Россия снова станет православной. К тому, что может появиться новая ложь мы не были готовы. Конечно мы об этом говорили, но нам верилось, что будет не так. Оказалось, что все намного сложнее, чем представлялось тогда.
У Косьмы и Дамиана
— Расскажите о прихожанах храма Косьмы и Дамиана
— В центре Москвы жителей мало, а храмов очень много. «По месту жительства» у нас прихожан практически нет — 3–4%, не больше. Большинство приезжает из спальных районов. Вышло так, что прихожанами нашего храма стали многие мои одноклассники.
Особенность нашего храма в том, что у нас очень много детей, много многодетных семей, и каждое воскресенье около половины храма — дети. Так сложилось.
— А раньше были одни бабушки?
— Когда появилось много детей, бабушки ушли, теперь их у нас мало. Это результат того, что мы чуть-чуть подкорректировали богослужебную жизнь навстречу ожиданиям мам.
Представьте, мама едет в храм с ребенком. Сначала на автобусе, потом — на метро. В храме — ни стола пеленального, ни места где ребенка покормить, все на маму с ребенком цыкают, и шикают. А ведь комната матери и ребенка есть в любом гипермаркете! Эта мама подвиг совершила, она сама в храм приехала и ребенка привезла, а батюшка возьмет и не будет ее исповедовать, скажет: «Приходи на всенощную».
В советские времена воскресное богослужение было организовано с расчетом на одного не семейного, бездетного человека, обычно — пожилого, и сейчас эта тенденция сохраняется. Представьте, семья, где шесть человек, где папа — всю неделю вкалывает. Если его заставить в субботу придти на всенощную, то он в воскресенье в храме в обморок может упасть. Да и отдохнуть ему нужно в субботу, дома дела накопились. Конечно, если папа готовится причащаться, то мы просим, чтобы он пришел на всенощную в храм рядом с домом. А вот к мамам отношение бывает совершенно бессердечное. То и дело видишь какую-нибудь маму, которую молодой священник отчитывает за опоздание.
Храм в центре Москвы выбирают не по месту жительства, а потому, что сюда Господь призвал. Если человек пришел, то, значит, мы должны им заниматься и Бога благодарить, что именно к нам его привел.
Площадка молодняка
— Находите ли Вы общий язык с новым поколением?
— Мне с ними бывает непросто. В Советском Союзе мы все были похожи, а нынешние — другие. Каждое поколение теперь будет очень сильно отличаться от предыдущего, но если им показать Христа, рассказать о Нем, то многие все-таки уверуют, потому что душа узнает своего Создателя. Мне кажется, что с молодежью важно быть предельно искренним. От любой фальши они сразу навсегда закрывают уши. Еще они не выносят высокомерного тона, не терпят, когда с ними общаются свысока. Современный подросток должен чувствовать, что священник его уважает, в идеале — любит. Это трудно. Своих-то в переходном возрасте иногда еле выносят, а тут — чужие, со словечками, прическами и отрицанием.
А еще надо дать им возможность где-то встречаться при храме. Если вы дадите им площадку, чтобы они после вашего урока могли просто друг с другом попить чаю, тогда они сдружатся, им будет легче остаться при храме, удержаться в вере, когда они поступят в институт. В нашем приходе, как и везде, молодежь знакомится, создаются семьи. Венчаются в нашем храме, всей компанией играем свадьбы.
Но нужно понимать, что мы не можем их полностью исправить. У них у всех, даже у выросших в православных семьях, все поломано. Сейчас нормальных, состоявшихся семей — одна-две на храм. У многих — распавшиеся семьи, второй-третий брак. И все это отражается на детях.
Поэтому надо с ними быть искренними, себя от них не прятать, никого из себя не изображать, а просто любить их. Когда молодежь чувствует, что в храме их искренне любят, что здесь их ждут, то они радуются, начинают общаться, дружить. Проблема-то в чем? Ребенок приходит в воскресную школу, он ходит в нее 10 лет, его пичкают знаниями, а возможности подружиться со сверстниками не дают, «пришел-ушел».
И вот он окончил воскресную школу, начинается подростковый возраст. В храм нашего мальчика водила мама, или бабушка, а папа — нецерковный! И подросток говорит: «Буду как папа». Потом поступает в институт, где все неверующие, и все, храм он забыл. Поэтому, при храме должна быть площадка, где подрастающая молодежь может общаться. Площадка молодняка. Это, конечно, тяжело, в это надо вкладываться, с ними очень трудно, они все время делают что-то не то, но оно того стоит!
Мама, здесь все неправы
Летом мы с прихожанами выезжаем на природу, в лагеря. Собирается человек по сто. Детей берем с месячного возраста, с десяти лет водим их в походы на байдарках. Мы проводили с детьми ролевые игры на выезде три года подряд, есть у нас замечательная прихожанка, которая этим занималась
Для чего нужен лагерь? Дети смотрят на взрослых, подражают им, учатся. Отчасти так удается компенсировать, то, что недополучено в семье. Сейчас много поломанных семей, чаще всего, конечно, отец не на месте.
— А что у нас сейчас происходит с мужчинами? Выравнивается ли перекос, который был с советских времен?
— В нашей стране во время репрессий, во время войны, выбыли из семей миллионы мужчин. Целые поколения воспитывались женщинами. У меня, например, и отец, и мать выросли без отцов. Может быть, во многом поэтому они развелись, потому что в детстве не видели, что такое семья. Даже когда люди воцерковляются они все свои раны, очень долго несут с собой.
Самая распространенная мужская беда — неумение взять на себя ответственность.
У нас в приходе была одна семья, которая, к несчастью, все-таки развалилась. Когда начались нестроения, я очень долго, сидя на лавочке в храме, пытался разговаривать с отцом. Но с какой стороны ни зайди, виновата во всем была жена. Это такое распространенное явление. Начинаешь спрашивать: «Хоть в чем-нибудь твоя вина есть?». Он говорит: «Да, я был слишком мягким!», — это такой стандартный подход к развалу семьи. И вот когда у меня все аргументы уже исчерпались, я этого человека спросил: «Ты когда женился, хотел сделать жену счастливой?» Он смотрит на меня с удивлением и говорит: «Я об этом даже не думал. Как интересно!».
Большинство семей создаются людьми, которые не понимают, что семья — это служение другому человеку. То, что принцип христианской любви — самоотвержение и служение другому человеку, этого совершенно никто не хочет понимать. И когда нужно приложить усилия, что-то в себе преодолеть, то человек просто уходит от этой проблемы. А потом дети этих людей приходят в храм, мы их привозим в лагерь, приходится прилагать колоссальные усилия, чтобы привести их в чувство научить дисциплине.
Еще один случай. Есть у нас мальчик, рос он в семье со сложным папой. В походе этот мальчик умудрился со всеми испортить отношения. Пришел он к маме в палатку и говорит: «Мама, здесь все неправы. Я никогда не женюсь и не приду в храм!». Вот это «Мама, здесь все неправы!» стало у нас поговоркой. А в походе-то было почти 70 человек!
Но я еще раз повторю, что если человек искренне к Богу приходит, то Бог поможет все это сначала увидеть, а потом — преодолеть. Мне тоже в моей семье и в детях, как в зеркале видны мои недостатки. Я многому в своей семье научился.
— Если бы вы не стали священником, кем бы Вы могли стать?
— В детстве я хотел быть художником. В 9 классе попал к архимандриту Герману (Красильникову), был такой прозорливый духовник. Служил в селе Шеметово за Лаврой. Он впервые увидев, назвал нас с сестрой по именам. И сказал, что сестра поступит на филфак МГУ — так и вышло. А мне сказал, что художником быть — не моя дорога, а путь у меня другой — священство. Я был настолько не готов к этому, что даже не стал эти слова обдумывать. Вернулся к ним уже служа в армии. И вот…
Господь привел стать священником, и я не могу ничего даже рядом поставить со служением литургии.
— Вы счастливы?
— Когда служу литургию, абсолютно. Это самые счастливые моменты в моей жизни!