храм кукши в калужской области
Земной путь св. Кукши
Территория, которую сейчас занимают Калужская, Орловская, Тульская, Брянская и Рязанская области, издревле населяли языческие племена вятичей. После Крещения Руси в 988 г. неоднократно предпринимались попытки обратить в христианство эти народы, но вятичи твердо держались своих древних языческих верований. Они исповедовали идолопоклонство во всех его классических проявлениях, с совершением тризн, оргий и с человеческими жертвоприношениями.
Здесь, на земле вятичей среди язычников в конце XII в. родился будущий угодник Божий и исповедник Христов, священномученик Кукша. Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил при рождении. В этом многие историки усматривают свидетельство его знатного происхождения, т.к., в те времена именно у знатных людей сохранялся обычай, вместе с христианским именем носить народное. Предполагается, что Кукша был сыном вождя вятичей князя Ходоты, захваченного в плен князем Владимиром Мономахом, в один из своих походов. Опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен сына от наследственной власти, Владимир отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. Таким образом Кукша стал иноком Киево Печерского монастыря.
В Лавре сын языческого вождя попал в удивительный мир христианской любви и добродетели. Один из насельников монастыря, в одно время с которым Кукша жил в обители, был известный летописец Нестор – автор «Повести временных лет». О духовной атмосфере, царящей там и об отношениях между братией, Нестор писал так: «Дивно-умилительное и сладостно-радостное зрелище представляла из себя братия святой Печерской обители; воистину дивно и глубоко-поучительно наблюдать их жизнь! Господь собрал в обители Матери Своей таких черноризцев, которые сияли великими добродетелями в Русской земле…».
Шли годы. Молодой монах духовно возрастал и спустя время уже имел своих учеников. В Лавре он получил духовное образование и принял священнический сан. В ту пору, одной из основных форм деятельности монастыря было осуществление апостольской миссии в землях язычников. Киево Печерская лавра была тесно связана с Черниговской кафедрой, а Черниговский архипастырь не раз с горечью и сожалением говорил о духовном состоянии вятичей. Горячее сердце Кукши не могло оставаться равнодушным к этим словам, где речь шла о его соотечественниках, гибнущих во тьме язычества. И тогда по благословению игумена Киево-Печерской обители и митрополита Киевского, Кукша снаряжается в путь в родные земли для просвещения верой Христовой своих сородичей язычников.
Летом 1113 г. из Киево-Печерской Лавры в область вятичей отправилась православная миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Есть предположение, что с ними были еще монахи из братии монастыря, но достоверно это не известно. Скорее всего, миссионеры вышли в путь из г. Чepнигова по р. Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи г. Брянска. Затем, добравшись до р. Оки, они отправились по воде ко Мценску.
Прежде чем попасть к месту своих подвигов, им пришлось пройти огромные расстояния, преодолевая на своем пути дебри лесов и топи болот. Такой длинный и сложный путь наверняка был наполнен разного рода опасностями, но благодать и сила Божия сопутствовала им. Вероятно, что еще в пути св. Кукша, призывая имя Божие, творил чудеса. В западных уездах Орловской губернии было записано древнее предание о «великом муже» Куке, перед которым расступались леса и горы, который передвигал реки и озера.
В Печерском патерике, где содержится житие святого, написано, что Кукша: «зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори». Он исцелял недужных и прогонял бесов. По его молитвам низходил с неба дождь и иссушались воды: «Дождь с небесе сведе, езеро иссуши». Чудо с иссушеннием озера носило для вятичей особый религиозный характер и, потому имело на них сильнейшее воздействие. Вера язычников поколебалась.
Благодаря усердию Кукши и его сподвижников в проповеди Евангелия, их горячей молитве, сопровождающейся великими чудесами, язычники мало-помалу отходили от идолопоклонства и обращались в христианство. Многие принимали Святое Крещение.
Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. Он, как гласит летопись «посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть» и сам преставился.
Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел своих возлюбленных братьев. Прибывшие иноки увезли мощи святого мученика и поместили их в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где они находятся и поныне. Существовало поверье, что мощи ученика Кукши — Никона откроются в с. Григорово (ныне Болховский район).
Точное место, где был убит святой Кукша доподлинно не установлено. Одно предание говорит, что это был берег реки Серены, приток реки Жиздра (Мещовский район Калужской области), где некогда простирался дремучий Серенский лес. По другой версии, это случилось в 12 км от г. Мценска по направлению к Болхову, около правого берега Оки. Но совершенно точно, что произошло это на рассвете 27 августа (9 сентября по н.ст.) 1113 г.
Всего несколько месяцев миссионеры трудились над просвещением язычников, но их проповедь была настолько сильна, что зерна, посеянные ими, очень быстро дали свои всходы. Спустя немного времени по смерти Кукши можно найти явные следы христианства в этих краях. Так, возле города Кром в 1147 г. был подписан и утвержден крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками.
Археологические находки показывают, что на рубеже XIII века ямные захоронения характеризуются почти полным отсутствием языческих деталей. Исчезают горшки с ритуальной языческой заупокойной пищей — подношением языческим богам. Археологи находят каменные нательные крестики, относящиеся к этому времени.
Память о Кукше первое время поддерживалась в народе. Он был знаем и почитаем. Один из авторов Патерика Киево-Печерского монастыря, преподобный Симон, епископ Владимиро-Суздальский (1214-1226) писал: «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце…, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим…».
По утверждениям крестьян Орловской губернии в XIX веке, колодец, у которого, по одному из преданий, был убит просветитель, являлся «святым местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота, на месте гибели св. Кукши над «Богомольным», или «страдальческим», как его еще называли, колодцем его почитатели построили часовню, где местные жители, ежегодно, на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен.
Однако с течением времени почитание стало ослабевать. Уже к концу XIX века эти сооружения разрушились. Память об этом великом святом угоднике Божием постепенно стиралась.
В настоящее время, почитание его возобновилось, и хотя это произошло в Орловской области, но святые принадлежат всей полноте Церкви. Слава Богу с каждым годом имя святого Кукши становится все более и более известным.
Священномучениче Кукша, моли Бога о нас!
Тропарь, глас 3
Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.
Молитва
Святы́й страстоте́рпче священному́чениче Ку́кше, соверши́вый по́двиги апо́стольския посреде́ обита́ния соплеме́нник твои́х, на́ших пре́дков, и́хже ты просвеща́л еси́ све́том и́стиннаго богопозна́ния и по да́нней ти благода́ти Ду́ха Свята́го бе́сы прогна́вый, дождь с небесе́ своди́вый, е́зеро изсуши́вый и сотвори́вый и́на мно́га чудеса́, запечатле́в многострада́льный свой по́двиг му́ченическою кончи́ною! Приими́ от нас усе́рдныя и умиле́нныя моли́твы и вознеси́ я́ ко Престо́лу Святы́я Тро́ицы, иде́же ты в ли́це святы́х предстои́ши, я́ко да твои́м хода́тайством Ми́лостивый Госпо́дь утверди́т в ми́ре, си́ле и сла́ве страну́ Росси́йскую, в ча́дех же Святы́я Правосла́вныя Це́ркве да укрепи́т дух ве́ры и благоче́стия, в па́стырех ея́ да усугу́бит ре́вность к назида́нию пасо́мых и да при́зрит ми́лостивным о́ком на лю́ди предстоя́щия и прибега́ющия ко твое́й по́мощи. Ей, святы́й уго́дниче Бо́жий! Ве́мы, я́ко ве́лиих ра́ди страда́ний твои́х мно́го мо́жет моли́тва твоя́ ко благосе́рдию Влады́ки. Сего́ ра́ди, я́ко ча́да твоя́ по ве́ре, припа́дающе к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, дарова́нных по всеблаго́му промышле́нию Бо́жию и по благослове́нию первоиера́рха Ки́евския Це́ркве в на́ше освяще́ние и в зна́мение твоего́ о нас заступле́ния, мо́лим тя в ду́се сокруше́ннем и смире́ннем: не пре́зри моле́ний на́ших, излива́емых пред тобо́ю, и вознеси́ я́ ко Всеще́дрому Бо́гу, я́ко кади́ло благово́нное, да твои́м хода́тайством вы́ну почи́ет благода́ть Его́ на гра́де сем, в не́мже чти́тся пресла́вное и́мя твое́, и лю́ди, живу́щие в нем, да сохраня́тся от гла́да, огня́, смертоно́сныя я́звы и напра́сныя сме́рти, от вся́ких бед и напа́стей. Споспе́шествуй, священному́чениче Ку́кше, святы́ми твои́ми моли́твами честно́му бра́тству свята́го хра́ма сего́, да приумно́жится сие́ и процвета́ет во сла́ву Триеди́наго Бо́га, в похвалу́ твоего́ и́мене, и во бла́го Святы́я Правосла́вныя Це́ркве, да та́ко вси, охраня́еми твои́м предста́тельством, ми́рно и благоче́стно поживу́т, сла́вяще и благодаря́ще Еди́наго И́стиннаго Бо́га во Святе́й Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Дни памяти:
27 августа ст.ст. (9 сентября н.ст.)
28 сентября ст.ст. (11 октября н.ст.) – Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.
Православный Духовно-просветительский центр в честь священномученика Кукши в пос. Лесной Мещовского района Калужской обл.
наш приходской сайт
Икона дня
Православный календарь
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Свежие записи
Облако меток
Архивы
О храме
Калужская земля очень богата святыми местами и угодниками Божиими. Одним из самых древних мест, исторического значения является Серенское городище, расположенное на правом берегу реки Серёны. На левом берегу реки находится с.Никольсоке, где еще нужно восстановить разрушенный храм в Честь иконы Казанской Божией Матери с приделами Святителя Николая и Великомученицы Екатерины.
По реке Серёне и в окрестных местах, окруженных дремучими лесами подвизался и мученически закончил свою жизнь угодник Божий апостол и просветитель вятичей (язычников) XII века Иоанн — Кукша.
Его святые мощи находятся вместе с другом и постником черноризцем Пименом в Киево-Печерской Лавре и в Антониевых пещерах. Он подвизался в Брянской, Орловской, Калужской, Смоленской, Московской областях, в самом центре России. 900-летие апостольсокй деятельности свм.Кукши православный мир праздновал в 2013году.
Благодаря его проповедям, чудесам и трудам Московская земля стала православной, а вятичи — чадами Божиими.
Близ села Никольское в п.Лесной по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента строится Духовно-просветительский центр в честь угодника Божиего Иоанна — Кукши.
Строится храм, музейно-трапезный комплекс, а в перспективе строительство монашеской общины, детского приюта, подсобного хозяйства, музыкальной школы, конно-спортивной секции для больных детей, устройство кратчайшей дороги п.Лесной — Серенское городище (6км).
Но средств для дальнейшего строительства нет, строим из милостыни пенсионеров, случайных небольших пожертвований.
Строительство православного храма — это давняя мечта многих жителей нашего посёлка. Из-за отсутствия здорового духовного просвещения, которое может дать русскому человеку только исповедование православного христианства, люди становятся лёгкой добычей агитаторов различных сект, которые появляются там, где не проповедуется Слово Христово. Вред от распространения сектанства огромен как для душ конкретных людей, так и для нашего общества в целом. Поэтому, здравомыслящая и болеющая за нравственное состояние молодёжи и подростков часть наших жителей объединила усилия для того, чтобы мечта о строительстве православного храма в пос. Лесной стала реальностью.
В 2007году жители пос. Лесной обратились с письмом в Калужскую Епархию с просьбой о строительстве православного храма в честь Преподобного священномученика Кукши, который, как и Апостолы Христа, проповедовал в этих местах, в 12 веке, веру Христову.
По благословению благочинного Мещовского района игумена Георгия была создана инициативная группа, которая обратилась в администрацию р-на с просьбой о выделении земельного участка под строительство православного храма.
Летом 2008 года был торжественно установлен крест на месте строительства будущего храма, губернатором Калужской области Артамоновым А.Д., который находился в Мещовском р-не в деловой поездке.
Установление креста на месте строительства Храма
Игумен Георгий совершил освящение места закладки фундамента будущего храма. В торжестве принял участие глава администрации Мещонского р-на Смоленский Р.В., а также представители министерств и ведомств Калужской области, служащие районной администрации, жители посёлка Лесной.Впервые монахиня Надежда (Ключарёва) приехала с благочинным в это место 14 мая 2009года.
Этим же летом началось строительство фундамента будущего храма в честь Преподобного священномученика Кукши, Апостола и проповедника православия на Руси. По первоначальному замыслу должен быть построен небольшой храм из пеноблоков.
Приезд губернатора Артамонова А.Д., министра сел.ского хозяйства Громова Л.С., главы администрации Смоленского Р.В. на место строительства храма
Но в 2009 году, в день празднования апостолов Петра и Павла, наш посёлок посетил Высокопреосвященнейший Климент Митрополит Калужский и Боровский.
Приезд Владыки в село в день апостолов Петра и Павла
Мудрое благословение Архипастыря прояснило все сомнения: Храм должен быть из кирпича со стенами толщиной 1 метр, не менее на 150 прихожан. Видя промысел Божий над этим дивным местом земли русской, Владыка благословил вместе со строительством храма создание Духовно-просветительского центра в честь священномученика Кукши и директором этого центра благословил монахиню Надежду (Ключарёву). Также для начала строительства Владыка выделил за счёт Епархии 100 тысяч стенового кирпича.
Владыка с первыми прихожанами
В сентябре 2009 года началось возведение храма в соответствии с проектом, который был разработан по благословению Владыки. Так как прежний фундамент не соответствовал изменившимся замыслам, был заложен новый добротный фундамент.
Строительство фундамента под будущий Храм
Но без молитвы никакие дела, а тем более строительство храма, не могут идти так, как должно, поэтому для ежедневной молитвы было решено в первую очередь построить храм часовню.
Она была построена в кратчайшие сроки и освящена в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
За день до освящения Храма-часовни в честь Божией Матери «Нечаяная радость» Господь показал милость свою над этим местом. Невозможно описать никакими словами эту явленную красоту Божию.
Радуга над Храмом-часовней «Нечаянная Радость»
Храм-часовня в честь Божией Матери «Нечаяная радость» готов к освящению. 26.08.2010г.
Первые молящиеся в Храме 09.09.2010г.
Прихожане первой Литургии 09.09.2010г.
Первая праздничная трапеза прихожан. 09.09.2010г.
Вторая Литургия. Служит игумен Оптиной Пустыни о.Александр.
Где убили Кукшу?
Как принимали крещение язычники, жившие на Калужской земле.
Доподлинно известно одно: насильно вятичей никто не крестил. Никаких массовых «десантов» священников на Калужскую землю не случалось.
Хорошо забытое старое
Для того, чтобы обратить вятичей в истинную веру, одних проповедей было явно недостаточно. Нужно было заменить идолопоклоннические символы и обряды на христианские.
Единственный документ, в котором упоминается о святом мученике, это Киево-Печерский патерик – воспоминания обо всех священниках Киево-Печерской лавры. Но информация там довольно скудная. Нет ни слова о том, где и за что был убит Кукша.
А вот о Постнике известно гораздо больше. Выяснив дату его рождения, историки установили, что Кукша погиб в самом начале XII века.
С годами история о проповеднике Кукше обросла самыми невероятными подробностями. Говорят, что в этом году историки собираются во что бы то ни стало найти место убийства святого. Все это напоминает поиски иголки в стогу сена. Может быть, лучше заняться раскопками Серенска и пролить свет на жизнь вятичей, от которых ведут свой род калужане?
Эскиз памятника Кукше, представленный областному руководству
в мае этого года.
Крестики, которые были найдены в Серенске.
Вот такая нательная подвеска, содержащая элементы как христианского креста,
так и языческого амулета обнаружена в Серенске.
наша справка
Племена вятичей занимали практически всю Калужскую область, частично Московскую, частично Рязанскую, частично Смоленскую и нынешнюю Брянскую, Орловскую, Липецкую и Тульскую.
Серенск (Мещовский район Калужской области) – один из самых крупных и наиболее исследованных городов вятичей.
Автор: Елена ВОЛОДИНА.
Фото автора и из архива «КП».
Мужской монастырь во имя священномученика Кукши, д. Фроловка Епархиальные монастыри РПЦ
История
На месте же почитания святого Кукши никогда не было монастыря. Он возникает только в 2000 году. Обитель расположена на месте убиения святого Кукши, в 10 км от г. Мценска Орловской области, между д. Фроловка и с. Карандаково.
Святой Кукша жил на рубеже XI-XII вв. и является просветителем земли вятичей, которые населяли бассейн реки Оки, т. е. территории современных Орловской, Тульской, Брянской, Калужской и отчасти Московской областей. Святой Кукша по преданию был родом из вятичей, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре, откуда вышел на проповедь в земли вятичей, где, после продолжительной проповеди был убит своими соплеменниками.
О святом повествуется в Киево-Печерском патерике: «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце того же Печорского монастыря, священномученике Кукше, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим. В один день с ними скончался и блаженный Пимен Постник, который предсказал за два года свое отшествие к Господу, и о многом другом пророчествовал, и недужных исцелял. И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он: «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит». И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми». Это произошло в 1113 г. После такого свидетельства преп. Пимена, который был весьма уважаем своими современниками, из Киево-Печерской лавры были направлены монахи, которые обрели мощи святого Кукши и доставили их в Лавру, где они находятся и поныне.
Семена Православия, посеянные святым Кукшей дали свои всходы. Благодаря проповеди святого к 15-му веку в землях вятичей Христианство прочно утвердилось и мирно сосуществовало с остатками язычества. В 1415 году состоялось окончательное Крещение Вятичей
Будучи на границе между Русью Московской и Польско-Литовскими владениями, он переживал не лучшие дни, которые не лучшим образом сказывались на народном благочестии. Однако, место убиения почиталось местными жителями, совершались крестные ходы, особенно для молитв о ниспослании дождя, строились деревянные часовни.
В 1914 г. на праздновании дня памяти Кукши члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 г. начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого».
В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 г. был создан скит святого Кукши на месте его убиения во Мценском районе.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшего 4 октября 2012 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области.
Члены Синода, рассмотрев прошение Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония, приняли также решение о назначении иеромонаха Алексия (Заночкина) на должность наместника (игумена) этой обители.
9 сентября 2013 года в монастыре священномученика Кукши состоялась торжественная Божественная литургия, ставшая кульминацией торжеств 900-летия крещения Орловщины и Центральной части России. Утром в монастырь прибыли участники крестного хода, посвященного 900-летию подвига святого Куши, проходившего с 6 по 9 сентября по территории Орла, Орловского, Болховского и Мценского районов.
Перед началом богослужения в Воскресенский храм была доставлена икона священномученика Кукши, привезенная в Орел 6 сентября. Образ, содержащий частицу мощей святого, написан в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре к празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России; передачу святыни благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
19 апреля 2015 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил чин великого освящения Воскресенского храма мужского монастыря святого Кукши и Божественную литургию в новоосвященном храме. Воскресенский храм был заложен в 2006 году. В течение 2006-2015 годов силами братии и благотворителей продолжалось благоустройство храма и окружающей территории.