храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

Информация для паломников

В МОНАСТЫРЕ ДЕЙСТВУЕТ СТРОГИЙ МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ.

Братья и сестры, просим вас с пониманием отнестись к карантинным мерам: посещать монастырь только в защитной маске и соблюдать социальную дистанцию. Берегите свое здоровье и здоровье насельниц, священников и трудников монастыря!

Хотим заранее предупредить паломников, что для посещения монастырь открывается каждое утро в 7:15 (в воскресенье в 6:15 и в пятницу в 6:45) и закрывается примерно в 17:30 ( по окончании вечернего Богослужения) для ВСЕХ.

Расписание Богослужений есть на сайте монастыря. Обновляется оно каждую субботу на следующую неделю.

Свято-Троицкий женский монастырь не располагает гостиницей для паломников. Паломникам необходимо заранее побеспокоиться о месте своего размещения.

Все расчеты на территории монастыря производятся только наличными.

Музей свт Луки работает с 9:00 до 17:00. Для посещения музея необходимо обратиться в Церковную лавку к регистратору за билетами. Группы ограничены на время карантина 5-7 человек. В условиях карантина время и дни работы музея могут измениться.

Приложиться к мощам можно каждый день в любое время с 7:15 (в воскресенье в 6:15 и в пятницу в 6:45) до окончания вечерней службы (17.30) Мощи свт Луки постоянно находятся в нашем монастыре — без перемещений! Очень редко перемещается для молитвенного поклонения в другие субъекты РФ небольшой ковчежец с частицей мощей.

Молебен с акафистом Святителю Луке служится 12.00 ЕЖЕДНЕВНО (вне зависимости от праздничный, воскресных дней и дней Поста) (В дни Великого Поста служится молебен с каноном вместо акафиста)

Утренний Акафист Святителю Луке служат на время карантина только в пятницу в 7.00 (окошечко на раке не открывают)

Источник

Заказ треб

Сестры скорбят о случаях мошенничества!

Злоумышленники в электронной переписке представляются игуменьей монастыря или сестрами и предлагают перевести денежные средства в качестве пожертвования или оплаты за требы на счета, не имеющие отношения к монастырю. Свято-Троицкая обитель не несет ответственности за требы, принимаемым через другие сайты, социальные сети и т.д.

Появляется поддельная продукция, не имеющая отношения к монастырю и не освященная на мощах Святителя Луки. Посылка из Свято-Троицкой обители может прийти на ваш адрес ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОТ ВАС ПИСЬМА на электронный адрес монастыря и благословения почтового отправления настоятельницей!
Братья и сестры! Будьте внимательны, спаси Вас Господи!

Для тех, кто по объективным причинам не может приехать в Крым, есть возможность заказать требы в монастыре дистанционно.

Напишите имена и требы в электронном письме на адрес монастыря: monastirsimferopol@gmail.com и по возможности приложите информацию о пожертвовании на счет монастыря. По получении вашего письма требы сразу передаются к исполнению. Спаси Господи!

Список дистанционно принимаемых треб и рекомендованного пожертвования к ним (обновление от 10/03/21)

Записочка о здравии (об упокоении) на Великий Пост — 1 имя — 25 р

Молебен с акафистом (в Великий пост — с каноном) святителю Луке (1-12 имен)-200 руб.,

Акафист свт. Луке на 40 дней (Молебен с акафистом (в Великий пост — с каноном)- 1 имя — 250 руб

Акафист свт. Луке на 1 год (Молебен с акафистом (в Великий пост — с каноном) — 1 имя — 2500 руб

40 акафистов с молением чтимым в этот день святым

Cугубая ектения на 40 дней о здравии или об упокоении
1 имя — 300 руб

Заказная литургия о здравии или об упокоении (1-12 имен)-200 руб.,

Молебен с акафистом (1-12 имен)-200 руб.,

Благодарственный молебен ко Господу (1-12 имен)-200 руб.,

Панихида (1-12 имен)- 150 руб.,

40 ПАНИХИД 1 имя — 250 руб

Неусыпаемая псалтырь о здравии или об упокоении (1 имя)

на 6 мес. — 1000 руб.,

на 1 год — 2000 руб.

Проскомидия о здравии или об упокоении (1 имя)

на 10 дней — 100 руб.,

на 20 дней — 150 руб.,

на 30 дней — 200 руб.,

на 6 мес. — 1000 руб.,

на 1 год — 2000 руб.

Сорокоуст о здравии или об упокоении (1 имя) — 300 руб.

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ :

Православная религиозная организация «Свято-Троицкий женский монастырь» г. Симферополя Республики Крым Симферопольской и Крымской епархии

банк: РНКБ

ИНН: 9102198451

КПП: 910201001

БИК: 043510607

р/счет: 4070 3810 7413 0000 0005

к/счет: 3010 1810 3351 0000 0607

Настоятельница игумения Евсевия (Пальчик Елена Михайловна)

Назначение платежа: Добровольное пожертвование

Не нужно в графе Назначение платежа — расписывать требы, имена и т.д. Напишите имена и требы в электронном письме на адрес монастыря: monastirsimferopol@gmail.com и по возможности приложите информацию о пожертвовании на счет монастыря. По получении вашего письма требы сразу передаются к исполнению. Спаси Господи!

. ЕСЛИ НЕОБХОДИМО СРОЧНО ЗАКАЗАТЬ молебен святителю Луке: (предстоящая внеплановая операция, больной в реанимации и т. п.), не надо высылать деньги телеграфным переводом, так как в этом случае монастырю не всегда сообщают назначение перевода и обратный адрес. Закажите поминовение в счет последующего перевода, позвонив в монастырь по телефону, либо написав на электронный адрес монастыря. А пожертвование вышлите почтовым переводом или через банк ( в отделении или онлайн платежом).

Пожертвования за поминовения, святыни или пожертвования на монастырь можно переслать:

2. Почтовым переводом на адрес монастыря.
На обратной стороне извещения о переводе в графе «Для письменного сообщения» пишется назначение перевода (имена на поминовение и вид поминовения, что Вам выслать или указать «пожертвование»). На конверте с письмом или извещении о почтовом переводе разборчиво пишите свою фамилию, имя, отчество и свой полный почтовый адрес с индексом, чтобы сестры могли при необходимости прислать ответ.

Источник

Расписание служб

Воскресенье 14 ноября

Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III). Сщмч. Сергия, архиеп. Елецкого и Мелитопольского (1937).
6.30 – 1-я Божественная литургия.
9.00 – 2-я Божественная литургия. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Вечерня. Утреня с Акафистом Пресвятой Троице.

Понедельник 15 ноября

Седмица 22-я по Пятидесятнице. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345).
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654-1655).
7.30 – Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Вечерня. Утреня.

Мчч. Акепсима еп, Иосифа пресвит. и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).
7.30 – Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Вечерня. Утреня.

Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I). Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Свт. Павла, митр. Тобольского (1770).
7.00 – Акафист Пресвятой Богородице.
7.30 – Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Вечерня. Утреня.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол 1917). Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
7.30 – Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Вечерня. Утреня.

Свт. Павла, патр. Константинопольского, исп. (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Прп. Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII).
7.00 – Акафист свт. Луке. Окошечко на раке не открывается.
8.00 – Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Вечерня. Утреня.

Мучеников 33-х, в Мелитине пострадавших (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Иконы Божией Матери «Взыграние», Угрешской (1795).
7.30 – Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Всенощное бдение.

Воскресенье 21 ноября

Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
6.30 – 1-я Божественная литургия.
9.00 – 2-я Божественная литургия. Панихида. Молебен.
12.00 – Молебен с Акафистом свт. Луке.
16.00 – Вечерня. Утреня с полиелеем.

Источник

Храм Святителя Луки Крымского

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписаниехрам луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписаниехрам луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Смотреть картинку храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Картинка про храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание. Фото храм луки крымского в симферополе официальный сайт расписание

Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена

27 сентября — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Событие обретения Честнаго Креста. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Показать полностью.

Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.

Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48–49).

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен.

Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).

Само слово «воздвижение» (ypsosis) среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Крестовоздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата празднования Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).

К VII в. тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение Честнаго Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что он не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сент.) Воскресение предшествует Кресту, то есть — почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (PG. 87g. Col. 3305).

Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Праздник Крестовоздвижения в соборном богослужении Константинополя IX–XII вв. В Царьграде праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного мира, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.

Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался чин Воздвижения Креста. По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия.

В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций XII–XIII вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX–XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.

Песнопения праздника. По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников, далеко не все песнопения Крестовоздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, то есть составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.

Ряд песнопений в последовании праздника В. традиционно включают моления за Императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях многие строки, содержащие прошения об Императоре, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX–X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).

Гимнографическое последование Крестовоздвижения содержит тропарь Спаси, Господи, люди Твоя. кондак Вознесыйся на Крест волею. канон прп. Космы Маюмского, большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании Крестовоздвижения только один, но девятая песнь в нем включает не один, а два ирмоса и два цикла тропарей, причем четыре последние буквы акростиха из восьмой песни и первой группы тропарей из девятой песни канона продублированы во второй группе тропарей девятой песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне, согласно которому прп. Косма Маюмский, придя в Антиохию на праздник Крестовоздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он сам имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей девятой песни. В рукописях сохранились византийские толкования на этот сложно написанный канон, на основе которых написал свое толкование (имеющее большую известность в греческих Церквах) прп. Никодим Святогорец.

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *