храм людмилы чешской в нижнем новгороде
Радио России. Передача «Пастырские беседы»
Беседа с прот. Георгием Климовым. Пример подлинного покаяния. Память Прп. Марии Египетской. Скачать
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Добавлены новые записи в раздел «Беседы на радио «Радонеж». Толкования на Апостол». Перейти
НОВОСТИ. ИНФОРМАЦИЯ
Проповедь протоиерея Георгия Климова в 4-ю Неделю по Пасхе, о расслабленном. 22.05.2016
Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры! Всех вас с воскресным днем, с очередной Неделей по святой Пасхе, Неделей о расслабленном, а также с нашим престольным праздником в честь святителя Николая Чудотворца.
Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. 15.05.2016
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с третьей Неделей по Пасхе, святых жен-мироносиц, как именуется этот воскресный день Святой Церковью.
Новости на сайте Северо-Восточного викариатства. 28.05.2016 — 10.06.2016
Во вторник, 7 июня 2016 г., в Учебном Центре Президентского полка СКМК ФСО России, по сложившейся традиции, клирики Северо – Восточного викариатства г. Москвы в очередной раз совершили Таинства Крещения и Исповеди для всех желающих солдат срочной службы.
Поездка в подмосковные усадьбы и их храмы
9 июня 2016 г., в праздник Вознесения Господня, состоялась поездка участников московского клуба развития социального туризма для людей с инвалидностью «Окно в мир» совместно с клубом «Феникс», действующем в районе «Марьина роща» для молодых людей с ограниченными возможностями, по экскурсионной программе «Подмосковные усадьбы». По приглашению клуба «Феникс» в поездке приняла участие прихожанка храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, член социальной службы прихода Ксения Горбунцова.
Стенограмма сектоведческого семинара проф. А. Л. Дворкина для клириков и миссионеров Северо-Восточного викариатства
Представляем вниманию читателей текст беседы проф. А. Л. Дворкина с клириками и миссионерами Северо-Восточного викариатства г. Москвы. Встреча прошла на базе Российского государственного социального университета 20 апреля 2016 года и была посвящена теме: «Современные секты и способы противодействия им».
В российских храмах собирают средства на помощь женщинам в кризисной ситуации
В воскресенье, 29 мая 2016 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в российских храмах проходит общецерковный сбор средств на помощь женщинам в трудной жизненной ситуации. По окончании Литургии священники зачитывают специальное обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня защиты детей. В этом послании Предстоятель Церкви говорит о проблеме абортов как о «национальном бедствии» России.
Фонд «Триумф сердца» передал храму св. равноап. кн. Ольги в Останкино крест-мощевик
28 мая 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Международный общественный фонд «Всемирный христианский благотворительный фонд «Триумф сердца»» передал строящемуся храму святой равноапостольной великой княгини Ольги в Останкино крест-мощевик с частицами мощей святых.
Новости на сайте Северо-Восточного викариатства. 14.05.2016 — 27.05.2016
Молодежь Северо-Восточного Московского викариатства приняла активное участие в IX Георгиевских играх, проводимых Департаментом физической культуры и спорта города Москвы при поддержке Синодального отдела по делам молодежи.
Настоятелем прихода храма свв. равноапп. Мефодия и Кирилла в Ростокино назначен иерей Андрей Кудрин
В воскресенье, 22 мая 2016 года, перед началом Божественной Литургии в храме-часовне иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», который стоит на месте строящегося храма св. равноапп. Мефодия и Кирилла в Ростокино, благочинный Троицкого округа г. Москвы протоиерей Георгий Климов объявил об указе Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
В Нагорном благочинии Нижнего Новгорода заложен храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской
14 августа в деревне Новопокровка Советского района Нижнего Новгорода был заложен храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. Чин закладки храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Правящему архиерею сослужили благочинный Нагорного округа иерей Алексий Калугин и другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами и благотворителями храма молились секретарь епархии протоиерей Сергий Матвеев, помощник управляющего епархией по административно-хозяйственным вопросам протоиерей Артемий Паршин.
Обратившись к собравшимся, глава Нижегородской митрополии сказал: «Возлюбленные о Господе отцы, дорогие братья и сестры! Дорогие наши Людмилы! Сегодня мы совершаем закладку храма в честь святой мученицы Людмилы. Молитва, совершаемая на закладке и освящении престола, являет особую благодатную силу. С древних времен память о Господе, верности ему, почитании является неотъемлемой частью жизни человека. Святая мученица Людмила пренебрегла земным благополучием ради верности Господу нашему Иисусу Христу, претерпев страдания и мученическую кончину. Я очень рад, что сегодня в Нижнем Новгороде совершается благое дело по строительству храма в честь святой княгини Чешской».
По проекту деревянный храм будет выполнен из архангельской сосны и сможет вмещать до 300 человек. Церковь будет иметь один престол.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Храм людмилы чешской в нижнем новгороде
– Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, о строительстве нового храма в Вашем благочинии.
– Кому изначально принадлежала инициатива возведения храма?
– Одна из жительниц деревни Новопокровское по имени Людмила обратилась, при поддержке общественности, с просьбой к владыке Георгию о том, чтобы воздвигнуть храм в честь святой мученицы Людмилы. Митрополит Нижегородский и Арзамасский рассмотрел прошение и пришёл к выводу, что в этом месте храм необходим. И началась активная работа.
Хотелось бы отметить главного благотворителя нашего храма – Людмилу Александровну Завьялову, которая вложила в это дел немало средств, личного внимания, действительно отнеслась к этой стройке с душой.
– Не было возражений со стороны общественности, организаций?
– Нижегородцы, жители Новопокровского участвуют в строительстве храма?
– В меру сил. Основная часть нагрузки, конечно, на благотворителе. Местные жители помогают столько, сколько могут. В основном, всё ведёт сама благотворительница.
– Когда планируется открытие храма?
– Это зависит от того, как будут поступать средства на строительство. Сейчас есть, кому строить, всё упирается в финансирование.
– Нужны ли вообще новые храмы, ведь у нас в городе их достаточное количество?
– Конечно, нужны. Патриарх высказал мысль, что на каждые 10 000 населения в шаговой доступности должен быть храм.
Если взять наш приход (собор в честь Владимирской Оранской иконы Божьей матери), у нас не так давно молельный зал увеличился на 717 квадратных метров. И люди занимают эту площадь. Сегодня встретил мамочку с двумя детьми, она является прихожанкой нашего храма. Благодарила за то, что теперь с детишками ходить на службу удобно, а то до этого достаточно тесно и душно было. Она чаще стала ходить в храм.
– Немногие молодые люди посещают храм. А вы работаете с молодёжью?
Сейчас многим стоит вспомнить свои корни. Мы живём на святой земле, и наши предки проливали кровь, чтобы защитить её от врагов. Наши предки хотели бы, чтобы мы, как благодарные потомки, сохранили веру Отеческую.
Святая мученица Людмила Чешская (†921)
Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.
В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем – Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.
У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.
Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.
У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.
Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.
В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.
Княгина Драгомира, святой Вацлав и святая Людмила
Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.
Святые Вацлав I, герцог Богемии и Людмила
Убийство Людмилы
Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.
Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.
Собор Св. Людмилы в Праге
Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.
Храм св. Георгия в Праге, где покоятся честные мощи св. Людмилы
Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге, где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.
Мощи св. Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Пражском Граде
В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.
Храм Святителя Николая в Котельниках
Храм святого Николая Чудотворца в Котельниках (1822-1824 г.г.)
Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.
Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.
Осложненное горе,
или Чудо святой Людмилы
История прихожанки храма святителя Николая в Котельниках
Каждый год 29 сентября, в день памяти святой Людмилы, княгини Чешской, в храм святителя Николая в Котельниках, где хранятся мощи мученицы, приходят сотни Людмил. Среди них всегда можно встретить нашу героиню. Она знает: святая Людмила, заступница перед Господом Богом, не оставит ее.
Людмила читает акафист мученице Людмиле в храме перед иконой святой. Беззвучно шевелятся губы, а в глазах – лучики света, надежды и благодарности святой мученице за то, что не оставила ее в беде.
Несчастья Людмилы начались, когда она похоронила мужа. Это была поздняя любовь. Они встретились, когда ей было 48. За спиной долгое одиночество, двое взрослых детей и серая тоска. Ему было 50, до Людмилы пытался завести семью, но как-то не складывалось. Никогда не винил своих бывших. Говорил, что, видно, всю жизнь искал свою Люсю. Надежный, молчаливый, но всегда найдет нужное слово, чтобы ободрить. Людмила и Виктор прожили вместе пять лет. Она еще никогда не была так спокойна и уверенна в жизни. Воспитанные в советское дефицитное время, они радовались тому, что у них было, умели обходиться малым. Да к тому же Люся и шила, и вязала, и готовила отлично. У них было простое тихое счастье.
А потом его убили. Подло. Ножом в подворотне. Подонков так и не нашли. Что им было нужно? Он больше 300 рублей и не носил с собой никогда. Всегда все деньги выкладывал в коробочку, которая лежала в шкафу. Небольшие, конечно, деньги, но честные, своим трудом заработанные.
Жизнь для Людмилы закончилась со смертью мужа. Словно выключили в комнате свет – и она осталась в темноте
Жизнь для Людмилы закончилась. Словно выключили в комнате свет. А она осталась сидеть в темноте. Для нее перестало существовать время, она просто сидела в оцепенении. Перестала ходить на работу, перестала одеваться. Перестала мыться, чистить зубы. Перестала разговаривать с людьми.
Психологи называют такое состояние осложненным горем – это стадия глубокой депрессии после потери близкого человека; в таком состоянии люди добровольно готовы отправиться на тот свет. Они винят себя в гибели любимого и не хотят без него жить.
Ни дети, ни подруги не могли вытащить Людмилу на улицу. Она похудела на 20 килограммов. За год после смерти Виктора ее квартира в подмосковном Егорьевске превратилась в логово дикого зверя: темно, все зеркала занавешены черной тканью. И, словно затравленный зверь, на серой от грязи кровати неподвижно смотрит в одну точку женщина, ставшая за год старухой…
Однажды, уже осенью, открыв дверь своим ключом – дали дети Людмилы на всякий случай, – в квартиру зашла подруга Людмилы Валентина:
Ты думаешь, мужу это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!
– Так, дорогая моя, сейчас будем одеваться. Мне сегодня в маршрутке рассказали, что в Москве есть храм, в котором хранится икона твоей святой – Людмилы. Никогда в жизни такую не встречала. Давай поедем к ней, попросим ее помочь? Ну посмотри, уже кожа да кости, скоро сама окочуришься! Глянь, в холодильнике пусто, уже стала на ведьму похожа. Ты думаешь, Вите это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!
Людмила продолжала сидеть на кровати. Она не жалела себя. В голове тускло промелькнула фраза: «Тебе не понять… Жалеет… У тебя муж живой, не понять тебе…»
Сдвинуть с места Людмилу не удалось.
– Ну, как знаешь! – через полтора часа в сердцах крикнула Валя. – Сиди себе, а я съезжу, помолюсь за тебя!
Она вернулась через три дня. Деловито открыла дверь, зашла. Осмотрелась в квартире. За это время здесь ничего не изменилось. Та же пыль, та же унылая черная ткань на зеркалах. Та же Люся в ночнушке. Только сидит не на кровати, а на табуретке, в неудобной позе. Обхватила коленки и сидит. Как не падает с табуретки, непонятно.
– Съездила, – Валентина стала расстегивать свое пальто, – насилу нашла храм этот. Центр вроде, на Таганке, а куда идти – неясно. Храмов-то много рядом. Кто в одну сторону пошлет, кто в другую. Но добралась, а там еще спуск такой к реке, по дороге… Чуть не покатилась вниз, представляешь? Но уж когда добралась – не пожалела: хорошо-то как там.
Казалось, Людмила не слушает болтливую подружку. Но Валя увидела, что впервые за последний год в глазах Люды появился осознанный взгляд. И даже подобие интереса.
– Ну так вот, – продолжала воодушевленная Валентина, – пока дошла, вся душа вон, с моим-то весом, а тут вниз семенить пришлось. Подхожу, захожу за ограду. Цветов – море! Хризантемы, георгины даже остались, представляешь? Это в ноябре-то! Ну, думаю, никак святая Людмила меня сюда привела, видит, как я хочу тебе помочь.
Церковь небольшая, белая, народу мало, тихо. Зашла в лавку, у свечницы спросила: где тут у вас икона святой Людмилы? Она мне показала, да, говорит, у нас еще и частица святых мощей ее, мученицы нашей, хранится. И оказалось, что через два часа будут и акафист ей читать! Я свечку поставила, а сама думаю: через два часа уже шесть вечера будет; пока почитают – еще час… на электричку-то могу и опоздать. Ну ничего, думаю, ради подруги потерплю. Постояла, помолилась. Вышла на улицу, а там дворик внутренний такой и статуя святой Людмилы стоит. А рядом скамеечки. Села. И вроде бы холодно должно быть, а нет – не мерзну. Дождалась акафиста, молилась сердечно. На вот, тебе привезла, – и Валентина протянула Людмиле тоненькую книжку: акафист святой Людмиле. – И ты знаешь, Люсь, так хорошо, так светло на душе было. В храме темно, свечечки горят, мерцают. Тепло, душевно. Собралось человек десять, так хорошо попели. Уж я со слезами молилась Людмилушке – тоже вдовица, оказывается, была, – чтобы помогла тебе. Ну, ты ж не одна такая… Сколько баб мужей хоронят, и ничего, живут дальше. Тебе не легче сегодня? Может, пройдемся на улице, а? Спертый дух у тебя, грязно, посмотри.
Людмила посмотрела на подругу, словно хотела что-то сказать, но вдруг опустила глаза и замолчала. А Валентине вдруг показалось, что вот-вот – и она вытащит Людмилу из оцепенения.
Она вдруг разухабисто начала:
– Ну-ка, мы сейчас тут порядок наведем, полы намоем, тебя вымоем, красавицей будешь!
Говоря, она начала собирать разбросанные вещи, раздвинула занавески, подошла к зеркалу и сдернула с него траурное полотно. Свет брызнул в комнату.
– Нет. А-а-а. Уходи. – Людмила вскочила и стала истерически задвигать занавески, судорожно набрасывать покрывало на зеркало. – Уходи. Видеть тебя не хочу! Зачем? Оставь.
Женщина зарыдала с диким ревом, и казалось, ничто ее не может остановить.
«Нет, – подумала Валентина, – ничего ей не поможет. Видно, уже в могилу собралась. Хотела как лучше. И святая Людмила не помогает чего-то. А сказали: скоропослушница, быстро на просьбы отзывается».
– Ну что ты, сумасшедшая! Ну и сиди себе в берлоге!
Нервы у Валентины сдали. Она набросила пальто и вышла, громко хлопнув дверью.
Людмила выла от боли, от горя, от непонимания. Затем притихла, продолжая изредка всхлипывать. Перед глазами проносились счастливые дни с Виктором, и ничего, ничего не могло вернуть их. Повернула голову: на столе лежала брошенная брошюрка с акафистом. Подошла. Открыла где-то на середине:
«Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница; радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница. Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая; радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая…»
– Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница, – прочитала Людмила. – Сиротам и вдовицам. А я и вдовица, и сирота. Никогошеньки нет у меня больше без Витеньки.
Она продолжала задергивать зеркало, а сама всё чаще посматривала на книжицу. Затем села и заставила себя прочитать первые два разворота.
На следующее утро Валентина проснулась от настойчивого звонка в дверь. Посмотрела на часы: половина седьмого. Еще полчаса можно было бы поспать. Валентина со вздохом взглянула на мужа, лежащего рядом: тот спокойно посапывал. «Ну и нервы у моего! Железные», – подумала Валя и стала надевать халат.
За дверью стояла Людмила, точнее то, что оставалось от пышущей когда-то здоровьем веселой подружки Людки: изможденная женщина, с всклокоченными волосами, в старом плаще поверх всё той же серой ночнушки, в разношенных шлепанцах.
Где этот храм? Помоги мне добраться до него
– Валя, – тяжело дыша, прохрипела Людмила. От долгой неподвижности она совсем разучилась ходить. Сил после подъема на третий этаж совсем не осталось. – Валя, где этот храм? Помоги мне добраться до него.
Валентина лихорадочно соображала: сегодня в магазине, где она работала товароведом, была назначена ревизия. Отменить нельзя. Но и подругу оставить нельзя: вон дела-то какие творятся! Не иначе как святая Людмила услышала мольбы.
– Так, подруга, давай-ка ты сначала умоешься, позавтракаешь, а потом будем решать. Одну я тебя точно в Москву не отпущу.
– Нет, Валь, ты мне только адрес скажи, мне сегодня нужно к ней приехать.
Людмила была настойчива. Она говорила жарко, задыхаясь, не осознавая, что выглядит нелепо в своем старом плаще, надетом на ночную рубашку; говорила о том, что ей нужно поклониться мощам своей святой… И много чего говорила, пока Валя мыла ей голову, одевала в свою теплую одежду, которая, правда, смотрелась не менее нелепо: юбка и кофта дородной Валентины болтались на истощенной Людмиле, но всё равно это было лучше ее первоначального наряда.
Валентина понимала: раз святая Людмила зовет подружку, нужно ехать. Но как ее отпустить? А ревизию не отменишь. В конце концов решилась – дала адрес храма, подробно написала на листочке, как добраться, и, опаздывая все-таки на ревизию, на такси довезла подругу до вокзала.
Людмила вышла из метро на улицу. Ослабленные от долгой темноты глаза уже стали привыкать к уличному свету. Она шла осторожно, пытаясь поймать несуществующую опору. Шла, пошатываясь, и в то же время старалась идти быстрее – торопилась к святой Людмиле. «Алкоголичка», – думали люди, но ей, Людмиле, было совсем всё равно, что думают про нее окружающие. Лишь бы поскорее до храма добраться! Для здорового человека дорога от метро до храма святителя Николая в Котельниках занимает от силы семь-десять минут, и то если человек идет не спеша. Для Людмилы это была дорога жизни: каждый шаг ей давался с трудом, мышцы ослабели и не хотели слушаться. Она останавливалась после каждых двадцати шагов – передохнуть. Спуск к Котельнической набережной ей и вовсе пыткой показался: крутой уклон, держаться не за что. Господи, как же люди сюда ходят? Святая Людмила, помоги! Потихоньку, осторожно добралась до перил, которые начинались у церковной ограды. Отдышалась.
В храме было пустынно. Ей не нужно было подсказывать, где находится икона, – с закрытыми глазами нашла бы. Долго стояла Людмила перед святым образом великой княгини Чешской, долго молилась и изливала свою душу. Как будто не была она истощена, как будто кто-то рядышком поддерживал ее и ободрял.
Подойдя к иконе, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет
Уже потом Людмила рассказывала, что в это сложно поверить, но, когда она подошла к иконе со всем грузом своего горя, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет. А до того дня всё было для Людмилы серым. И поняла она, что ее любимый Виктор просит за него молитв и как она эгоистично, греховно себя вела: думала только о себе.
Из церкви она вышла спустя несколько часов другим человеком. Она снова вернулась в наш живой мир – достойно нести свой крест.
В храм, где она избавилась от своей беды, Людмила старается приезжать хотя бы раз в месяц – поклониться святым мощам великой мученицы Людмилы, княгини Чешской.
Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является.
Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно.