храм михаила архангела в алеховщине
Храм Архангела Михаила (Алеховщина)
Церковь Архангела Михаила была построена в 1730 году. Закрыта в 1939 году. Вновь действует с 1989 года. Знаменита керамическим внутренним убранством.
Содержание
История [ править ]
Деревянный храм построен в 1730 на месте первоначального, постройки до 1582.
С 1937 не действовал, закрыт в 1939.
Внутреннее убранство за годы советской власти полностью разорено.
Во время войны в храме был госпиталь, потом – картофелехранилище.
В 1990 по инициативе свящ. Михаила Николаева начались восстановительные работы, и за два с половиной года храм был приведен в порядок.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 187719, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, с. Алеховщина, ул. Сторожоская, д. 7-а.
Проезд: с автовокзала на наб. Обводного канала или от Ладожского вокзала до г. Лодейное Поле, далее – с автовокзала до с. Алеховщина.
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по воскресным, праздничным дням и в родительские субботы.
Храм Святого Архистратига Михаила в селе Алёховщина
Территория за Лодейным полем имеет глубокую историю, уходящую корнями в прошлое, во 2 век н.э., а именно на ней находится село Алёховщина. А знакомство продолжается благодаря туру Покрово-Тервенический монастырь — Акулова Гора (усадьба Поленова) и вторая остановка в селе Алёховщина, около Храм Святого Архистратига Михаила о нем этот пост.
Примерно в это время на реке Оять стали появляться поселения, и язык жителей нашел отражение в названиях. Река Оять в переводе с вепского — ручей.
Село Алеховщина очень небольшое, но расположено на берегу реки Оять. Погосты появились во времена княгини Ольги (947г.)Погост это место остановки князя и его дружины, образовано от слова «погостить». Позднее на погостах стали строить церкви и изменилась принадлежность, стало церковь и кладбище при нем.
Храм Святого Архистратига Михаила как уже говорилось выше построен в 1730 году на каменном фундаменте, учитывая, что таких памятников по всей России сохранилось очень мало, церковь внесена в реестр памятников истории и культуры федерального значения.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Церковь состоит из нескольких ярусов, нижняя часть состоит из сруба, верхняя — сруб восьмигранник или сруб со скошенными углами, а также трапезной и колокольни.
Здравствуйте, Анна! С радостью прочитала о Вашей экскурсии в с.Алеховщина к этому храму: мои хорошие знакомые там уже давно живут, и реставратор помогает храму заиграть красками. У меня есть пока еще неопубликованный пост на «Любимой Ленобласти» (в этом году будут отмечать 290-летие храма). Вам я отправлю свежий материал от этого реставратора, а заодно историческую справку по этому храму, написанную моим покойным мужем-историком Кудряковым В.В. Спасибо Вам за Ваш труд и успехов!
Юлия Соловьева
Православный приход Михаило-Архангельского храма
Светлана Юматова запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «АПОСТОЛЫ МОНАРХИИ. КОНВОЙ ПАМЯТИ СВЯТОГО ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОБЕДОНОСНОГО ШЕСТВИЯ ЗА ХРИСТОМ»
Православный приход Михаило-Архангельского храма запись закреплена
Православный приход Михаило-Архангельского храма запись закреплена
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ.
9 Мая Воскресенье
ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
Антипасха. Апостола Фомы.
8:30 Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.
Показать полностью.
После литургии будет совершено дробление Артоса и его раздача.
11 мая Вторник
Радоница. Поминовение усопших.
8:30 Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.
После литургии будет совершена панихида на кладбище.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
8:30 Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.
23 мая Воскресенье
Апостола Симона Зилота.
8:30 Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.
Храм Архангела Михаила
Храм Архангела Михаила запись закреплена
Храм Архангела Михаила запись закреплена
26 октября Иверской иконы Божией Матери
(принесение в Москву в 1648 г.) Поздравляем!
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти:
Показать полностью.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: «Не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит».
Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится.
Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; радуйся, Еюже Царство Христово утвердится.
Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание; радуйся, от рабства диаволу в свободу славы чад Божиих приведение.
Радуйся, готовая служительнице Сына Своего и Бога; радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая.
Радуйся, высото добродетелей; радуйся, глубино смиренномудрия.
Радуйся, Еюже невернии познают Творца; радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Храм Архангела Михаила запись закреплена
ДЕТЯМ О ПРАВОСЛАВИИ
Храм Архангела Михаила запись закреплена
С ПРАЗДНИКОМ!
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году.
Показать полностью. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…
Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».
Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Перевод:
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод:
Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.
Алеховщина — исторический очерк
Люди живут в этих местах с незапамятных времен, следы уходят в глубину веков. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок, проводившихся на берегах Ладожского и Онежского озёр. Во время этих раскопок были найдены каменные орудия труда человека, относящиеся ко второму тысячелетию до нашего летоисчисления. Ближайшими же предками русских людей, живущих в этом крае, являются славянские племена, переселившиеся сюда из юго–западных степей.
Древние славяне сохранили ещё черты первобытно-родового строя, занимались примитивным земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, применяли самые простейшие орудия труда. Но уже в VII – IХ в.в. у них появился железный сошник, стала применяться конная тяга, возникло пашенное земледелие. Стала распадаться старая патриархальная община, на смену ей пришла территориальная сельская община. По своим религиозным верованиям древние славяне были язычниками, обожествляли силы природы. Сознание их было в плену ложных представлений и понятий о злых и добрых силах природы. Они верили в возможность воздействия человека на природу путём заговоров, заклинаний, умилостительных жертв, ритуала магических действий.
В IХ – ХII в.в. некоторые славянские племена продвигались на северо – восток, туда где жили финно – угорские племена, селившись по берегам рек и озёр, создавали небольшие деревни, поблизости одна от другой, С местными племенами, например, карелами, вепсами, чудью заволжской, славяне устанавливали добрососедские отношения, не истребляли и не вытесняли их, наоборот, защищали их от иностранных захватчиков и поработителей.
По своему техническому и культурному уровню славяне стояли выше местных племен, передавали им всё ценное, передовое из области экономики и культуры, поэтому сыграли по отношению к ним прогрессивную роль. О хозяйстве и быте славян, поселившихся на северо – востоке Новгородской земли в IХ – ХII в.в., дают возможность судить материалы археологических раскопок, проведенных учёными на территории нынешних районов Тихвинского, Лодейнопольского, Волховского и Подпорожского Ленинградской области.
Во время раскопок некоторых курганов были найдены кости домашних животных, орудия земледелия, куски кожи и холста. Эти находки свидетельствуют о том, что люди тех времен занимались не только земледелием и животноводством, но также и некоторыми видами ремесла.
С конца Х века на Руси вводилась христианская религия, заимствованная у Византии, которую усиленно насаждали среди трудящихся господствующие классы, так как то религия обожествляла угнетение и эксплуатацию человека человеком. Несмотря на это христианизация затянулась на несколько веков, так как народ встречал новую религию и её проповедников враждебно.
Введение христианства на Руси было прогрессом в том смысле, что вместе с религией славяне получили некоторые элементы более развитой византийской культуры. Центром племенных восточных славян уже в IХ – ХII в.в. был город Новгород. Владения Новгорода простиралось далеко на север и восток, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Он владел берегами Невы и Финского залива Балтийского моря, не пострадал от татарского нашествия и благодаря этому в течение веков хранил культурное наследство Древней Руси, развивался как ремесленный и торговый центр, был главным сторожевым оплотом на северо – западных рубежах русской земли.
Осваивая Обонежские земли в ХII – ХV в.в., новгородские славяне основали на них монастыри и погосты. Начиная с ХV века Новгородская земля делилась на пять частей, пятины: Бежецкую, Деревскую, Шелонскую, Воцкую и Обонежскую.
Обонежская пятина занимала территорию, тянущуюся сравнительно узкой полосой от озера Ильмень до Белого моря. Западная её граница пролегала по реке Волхов по Ладожскому озеру и по Карелии. Далее от Онежского озера до Белого моря. Восточная граница этой пятины проходила по территории нынешних Архангельской, Вологодской и Калининской областей. В ХII веке Обонежская пятина была разведена на две половины: Заонежскую и Нагорную.
Алёховщина входила в состав Нагорной половины. Все новгородские пятины в свою очередь делились на погосты, являвшиеся административно-хозяйственными и территориальными единицами. В Обонежской пятине таких погостов было около 80-ти, и среди них Гедевической погост, в который и входила деревня Алёховщина. Погосты располагались по берегам рек: Свири, Ояти, Паши, Тихвинки и др., а также вокруг озёр.
На берегах Ояти были погосты: Винницкий, Ярославский, Соцкий, Тервенский, Гедевический, Яровщинский, Доможировский. Каждому погосту было присвоено ещё имя какого – нибудь святого.
Гедевический погост назывался Михайловским в честь Архангела Михаила. Самым древним из этих погостов был Михайловский в Тервеничах.Он упоминается в летописи – Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича, относящегося к 1137 году.
Большинство новгородских земель в период существования Новгородской феодальной республики, до присоединения Новгорода к централизованному Русскому государству в 1478 году, принадлежало Новгородскому вече, а также крупным духовным и светским феодалам. Крестьяне были оброчными.
После окончания присоединения Новгорода к Москве, царь Иван – III-й взял большинство новгородской земли себе и « испоместил по своему государеву указу», передал её своим служилым людям, сделав их помещиками, владельцами пока ещё ненаследованных поместий.
Позднее, в ХVI веке царь Иван Грозный раздавал многие новгородские земли своим опричникам также на правах ненаследственных помещиков. Крестьяне, жившие в поместьях, платили помещикам оброк и выполняли барщинные работы. Все помещики того времени делились на две категории: старые и новые. Старые, получившие земли при Иване III, новые – бывшие опричники.
Значительная часть земли в Обонежской пятине по – прежнему принадлежала старым вотчинникам (наследственным владельцам) – новгородскому архимандриту и монастырям. Им же принадлежали и жившие на этих землях крестьяне.
Правительственные власти неоднократно проводили переписи населения для выявления ещё уцелевших жителей и обложения их налогами. Одна из них была проведена на Новгородской земле в 1496 году, следующая в 1563 – 1566 г.г. Документы этих переписей сохранились лишь частично. Переписаны были все погосты Обонежской пятины.
Сохранившиеся материалы 9 погостов переписи 1496 г. и 19 погостов переписи 1563-1566 г.г. опубликованы отдельной книгой в 1930 году в г. Ленинграде, но материалов по Гедевическому, Тервинскому и большинству других погостов нет. Они безвозвратно утрачены.
Полностью сохранились материалы переписи погостов Обонежской пятины, проводившиеся в 1582 – 1583 г.г., после окончания Ливонской войны. Они хранятся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве ( фонд 1209. Поместный приказ, кн. 8546 )
Эта перепись была проведена по распоряжению Поместного приказа правительственного учреждения Русского государства, который занимался вопросами поместных войск, ведал поместными и вотчинными землями, проводил переписи земель, занимался сыском беглых крестьян. Цель этой переписи, как и предыдущих, выяснение степени разорения, установление более строго, соответствующего реальному положению дел на местах налогообложения. Эта перепись сопровождалась перераспределением поместий и раздачей пустующих земель новым помещикам, а также припиской за ними крестьян.
Практическую работу по переписи провели переписчики Андрей Плещеев и Семен Кузьмин, объединив в течении двух лет все 81 погост. Материалы этой переписи до сего времени не опубликованы, если не считать Временника Московского общества истории и древностей российских 1850 г., в котором содержится описание Нагорной половины Обонежской пятины 1583 г. И. Беляевым. Но далеко не полностью.
Из переписных материалов Тервинского и Гедевического погостов из переписи 1582-1583 г.г. видно какие деревни и другие населенные пункты в то далёкое время существовали в этих погостах. В центрах погостов в то время строились церкви с подсобными помещениями для трапез и торговли. Вблизи церкви были общие кладбища, проводились религиозные празднества.
Погосты, как административно – территориальные единицы сохранились дольше всех на севере Российского государства, до установления волостного деления в уездах. Судя по материалам переписи 1582 – 1583 г.г. территория Гедевического погоста (центр деревня Сторожово, часть села Алёховщина), была довольно обширной. Часть его деревень располагалось по берегам Ояти, другая – в нижнем течении реки Капши и некоторых озёр нынешнего Лодейнопольского района.
В подлинном экземпляре переписных листов Гедевического погоста говорится:
Часть деревень и пустошей Гедевического погода числилась за помещиками: Дружинкой Дмитриевым, Дмитрием Ивановым сыном Красулина, Антоном Благиным « которого убили на Ругодиве», Семеном Путиловым сыном Скобельцина и Тихоном Абрамовым. Все названные помещики получили землю вместе с живущими на ней крестьянами в награду за государственную службу и не были ещё наследственными владельцами. Наследственными были тогда вотчины, принадлежавшие боярам и их детям.
Далее в материалах переписи было сказано:
« В Михайловском ж погостье в Геденичах села, деревни, починки и пустоши владычны: ( т.е. принадлежавшие Новгородскомй архиепископу). Суббочиница, Перино, Медвежья Гора, Гришковичи, деревня за Ручьем, деревня против Кяргино, Ивана Лебедева, деревня Устье за Савинкой, деревня Носткина на кряжу, деревня Новопрописная за болотом, деревня Любеницы…»
Кроме этих деревень за новгородским архиепископом числилось ещё 12 пустошей. В переписных материалах также говорится: « В Михайловском погосте в Гедевичах монастырские вотчины Онтонового монастыря: волостка Пилотовичи, деревня Зуево, деревня Тереховская, деревня Юхновская в Визикиничах, деревня Пойкимо, что был починок в Вязикиничах, деревня Осомовщина в Шахтиницах, деревня Кистино, деревня в Шахтиницах Прокашевская». Антониево – Сийскому монастырю в Гедевическом погосте принадлежало 19 деревень и 18 пустошей, разбросанных на значительных расстояниях друг от друга.
Всего же в составе Гедевического погоста по переписи 1582-1583 г.г. значилось 100 деревень и 89 пустошей. Некоторые деревни, зарегистрированные в переписи были пустыми, в них ещё сохранились избы и хозяйственные постройки, но не было людей. Пустоши же – это бывшие деревни, в которых не было ни людей, ни построек, от них оставалось лишь одно название. Часть пустошей впоследствии возрождалась, другие не были восстановлены и оказались забытыми.
Любопытно, что название погоста Гедевичи в Алёховщине уже никто не слышал и не знает. Только 86-летняя старушка Маланья Тихоновна Михайлова на вопрос « Как называлось раньше кладбище у деревни Сторожово?- ответила: « Гедовское». Что касается названия деревни Алёховщина, то оно несомненно произошло от имени первоселенца – Алёхи. Среди крестьян Новгородской земли многие мужчины назывались Алёхами, Олексейками, Олешками.
Вплотную к Алёховщине прилегала деревня Власовщина, названная также по имени первопоселенца Власа. Поэтому же правилу названы многие другие деревни нынешнего Лодейнопольского района, например: Антоновщина, Ефремково, Федотовичи, Мариничи, Яшкино, Силкино, Федорково, Никифорково и другие.
В момент переписи 1582-1583 г.г. часть деревень вообще не имела названий и зарегистрирована переписчиками, как например деревня у часовни, деревня на горе и т. д.
В Лодейнопольском районе и соседних с ним районах сохраняются названия деревень, которые имеют славянские окончания с суффиксами6 « ичи» и « ицы ». Например: Расловичи, Лавиничи, Веченицы, Ребовичи, Явшеницы, Люговичи, Кальшиницы, Чаиницы, Янгиничи, Пилотовичи, Вязикиничи, Маягиничи и другие.
Это, несомненно, Славянские названия, а вовсе не финские и не шведские, как посему – то считают некоторые местные люди. Невольно возникает вопрос: почему в переписи 1582-1983 г.г. значится такое большое количество разорившихся деревень? Чем было вызвано их разорение?
Причинам этого были: во-первых, Ливонская война, длившаяся 25 лет, с 1558 по 1583 г.г.. и во-вторых, опричнина Ивана Грозного.
Во время Ливонской войны на крестьян были установлены новые непосильные налоги – пищальные деньги на содержание войска, половичные – на выкуп военнопленных и другие. В то же время старые налоги и повинности были резко увеличены. Война России с Ливонией велась за возвращение России её прибалтийских земель.
Шла она с переменными успехами сторон, но не принесла России положительных результатов, если не считать того, что было покончено с владычеством Ливонского ордена, главного орудия немецкой агрессии на Востоке, да укрепления связей эстонского и латвийского народа с русским народом.
Однако тогда Россия не смогла ещё вернуть своих исконных прибалтийских земель и выйти к Балтийскому морю. Во вторых, не малые бедствия населению Новгорода и всей Новгородской земли принесла опричнина Ивана Грозного.
Хотя она была направлена против княжско-боярской оппозиции центральной власти царя, но фактически оказалась против народных масс, особенно крестьянства. Опричники, набираемые из мелкопоместного дворянства, устраивали карательные экспедиции и убивали ни в чем неповинных людей.
Именно поэтому большинство деревень, в том числе и Гедевического погоста разорились, обезлюдели. Поля не обрабатывались, заросли кустарниками и лесом, покосы заболотились, оставшиеся в живых люди бежали на юг, скрывались в лесах, скитались, прося подаяние.
После прекращения опричнины, в 90-х г.г. ХVII века на территорию России вторглись польские, а за ними в 1611 году – шведские интервенты. Шведы захватили Новгород и оккупировали весь Новгородский уезд. В 1613 году они захватили Тихвин, бесчинствовали во всем Тихвинском крае. Вместе со шведами участвовали в интервенции немецкие, даже английские и французские наёмники. Поляки даже некоторое время находились в Москве, но затем усилиями народных ополченцев были с позором изгнаны из неё. В 1616-1617 г.г. шайки польских и шведских наёмников, в т.ч. шайка польских изменников, так называемые « черкасы» разбрелись по северному краю России, грабили, уничтожали на своём пути всё живое.
Вся территория Нагорной половины Обонежской пятины от Тихвина до Устюжны и Каргополья была этими бандами начисто опустошена.
После изгнания польских и шведских интервентов из пределов России вновь началось восстановление, в том числе хозяйств Новгородских погостов.
Крестьяне Гедевического и соседних с ним погостов восстанавливали поля и покосы, везли на продажу в Тихвин, на ярмарку в Александро – Свирский монастырь продукты своего производства, покупали там необходимые изделия кустарного ремесла, простейшие сельскохозяйственные орудия.
Но не успели наши несчастные предки несколько поднять своё сельское хозяйство, как пришли новые бедствия и невзгоды. Началась новая война России со Шведами, Северная война, длившая 21 год, с 1700 по 1721 г.г..
Со стороны России эта война была исторически оправданной. Она велась за возвращение России прибалтийских земель, являющихся для неё выходом к морю, прямой дорогой на запад, без которой невозможно было ликвидировать хозяйственную и политическую отсталось страны. В результате этой войны Россия получила Финляндию, Эстонию, Ингерманландию и часть Карелии с Выборгом. России были возвращены её старинные земли на берегах Балтийского моря.
Но во время этой длительной войны крестьяне платили повышенные налоги и выполняли различные натуральные повинности, рекрутские наборы в регулярную армию и проч. Здоровых мужчин власти отправляли на строительство Петербурга, Шлиссенбурга и Кронштада.
Указом Петра I крестьяне Гедевического и Тервенического погостов, входящих во владение Антониево – сийского монастыря, были на время войны приписаны к Олонецким железоделательным заводам.
Но после окончания войны вновь возвращались во владение монастыря. Тяготы жизни в монастырской вотчине были настолько невыносимыми, что крестьяне не хотели этого возвращения, сопротивлялись платить монастырю оброк, самовольно рубили монастырский лес, явочным порядком косили на монастырских лугах сено и убирали его для своего скота. Дело доходило до избиения представителей монастырской администрации, пытавших сломить сопротивление крестьян.
Монастырские власти, не сумели справиться с непокорными крестьянами, обратились за помощью к представителям государственной власти. На место был прислан вооруженный правительственный отряд, который подавил этот крестьянский бунт. Виновники были жестоко наказаны. Их принудили также уплатить монастырю за «причиненные убытки».
Монастырское землевладение возникло и расширилось на Руси с середины ХIV века. Монастыри обосновывались чаще всего в отдаленных районах, но уже на обжитых землях. Крестьяне как могли сопротивлялись этому. Сохранилась миниатюра из жизни Антония Сийского. Список 1648 г., на котором изображена картина «Крестьянин изгоняет монахов с захваченной ими земли». Миниатюра воспроизведена в 3 –ем томе «Всемирной истории » стр. 776. монастырь имел над крестьянами судебную и административную власть, управляя крестьянами через своих приказчиков, которые получали от настоятеля подробные инструкции, вплоть до мелочей, регламентировавшие хозяйственную деятельность и быт каждой крестьянской семьи.
Оброки и другие повинности крестьянам, налагаемые на них монастырем, не знали границ. Доведенные до крайности угнетения и насилия монастырскими властями крестьяне выражали свой протест в открытой форме.
Например, известно, что ещё в конце ХVI в. крестьяне отказались выполнять монастырские распоряжения, платить ему оброк. Это стихийное возмущение крестьян Антониево – Сийскому монастырю носило упорный характер и продолжалось длительное время.
Духовные пастыри старались держать крестьян в темноте и невежестве. На словах призывали их к соблюдению божественных заповедей, а сами являли образец морального разложения, алчности, разврата, проявляли самые низменные чувства. В монастырях царило беспробудное пьянство, постоянные скандалы и кровавые драки. Порой, даже в религиозные праздники, ссоры пьяных старцев принимали грандиозные размеры. Дрались кольями, поленьями, дрались в церквах, и даже в алтарях, во время крестных ходов и т.п. Белое духовенство было не лучше монастырского. Попы пьянствовали и постоянно скандалили между собой, избивали причетников и прихожан. Например, кондушский дьячок жаловался в 1654 г. благочинному, что поп Яков постоянно избивает его в алтаре во время богослужения, а попов сын в алтаре покушался на его жизнь. Миряне, приходившие на богослужение и молебны,также получали трепки от своих пастырей, Так поп Автоном в деревне Рандоге избил поленом мужика, которой подошел приложиться к кресту.
Феодальные права монастырей продолжались до 1764 г. Лишь в том году была проведена так называемая секуляризация монастырских и церковных земель, передача этих земель в собственность государства, а затем в значительной части раздавалась российскими монархами помещикам – крепостникам вместе с живущими на этих землях крестьянами.
Оставшиеся « свободными « крестьяне, в том числе в Гедевическом погосте образовали особую категорию «государственных крестьян». Первоначально этими крестьянами управляла коллегия экономии, находившаяся при правительстве в Москве, отсюда и произошло название « экономические крестьяне».
Позднее, в конце ХVIII начало ХIХ в.в. экономические крестьяне слились с общей массой государственных крестьян.
В деревнях Гедевического погоста, позднее в Суббочинской волости Новоладожского уезда в части деревень, до отмены крепостного права в 1861 году. крестьяне оставались государственными, другая часть деревень, переданная в собственность крепостникам – помещикам, крестьяне были крепостными. В 1708 году российское государство было разделено на 8 больших губерний, затем на 50 провинций.
Провинции делились на дисткриты. Во время царствования Екатерины II Российская империя делилась уже на 50 губерний. В каждой губернии были образованы уезды, среди них – Новгородский уезд, к которому относилась Алёховщина.
В 1797 году, уже во время царствования Павла I, было произведено переименование погостов в волости, Тогда же была образована Суббочинская волость с волостным центром в Алёховщине. Деревни бывшего Гедевического погоста вошли в состав Олонецкой губернии, позднее Петроградской губернии.
Село Алёховщина оказалось на границах трёх губерний: Новгородской, Петроградской и Олонецкой. В нескольких километрах от Алёховщины была деревня Нюбиничи, жители которой могли слушать пение петухов и мычание коров одновременно с трёх губерний.
Алёховщина постепенно превратилась в торговое село. Этому способствовало ряд обстоятельств: во – первых, оно было волостным центром, во вторых, находилось на берегу Ояти, в том месте, где проходила дорога на Лодейное Поле, ставшего городом, а также к Александро – Свирскому монастырю, где ежегодно проводились крупные ярмарки.
Моста через Оять тогда не было, вся переправа велась на лодках. Местные жители имели лодки и занимались переправой через реку пешеходов, а также подвод с лошадьми, разумеется за плату, таким образом имели небольшой доход.
Но основным занятием абсолютного большинства государственных крестьян по – прежнему было земледелие и скотоводство. Земля в этих местах малоплодородная. Урожаи на крестьянских полях получались мизерные. Своего хлеба не хватало и на половину зимы. Поэтому многие крестьяне занимались различными кустарными промыслами или уходили на побочные заработки, главным образом на заготовку и вывозку леса, нанимались к богатым лесопромышленникам. Крестьяне сеяли рожь, ячмень, очень редко и в малых количествах горох, пшеницу. В огородах выращивали капусту, брюкву, свеклу, редьку, лук, в ХVIII в. стали садить картофель. Определенным подспорьем в питании был сбор грибов и ягод, заготовка их в запас на зиму. В местных лесах и на болотах собирали бруснику, клюкву, чернику; на берегах реки и в оврагах – малину, красную и черную смородину, всё, что годилось в пищу.
Но вся беда заключалась в том, что лучшие земли (луга, пашни, пастбища) принадлежали помещикам, доступ крестьянам туда был строжайше запрещен. В распоряжении крестьян были в основном горки, да песочки, самая плохая земля.
Помещики, главным образом однодворцы, в этих местах – бывшем Гедевическом, Тервеническом и других соседних погостах имели уже наследственные владения. Такие помещики, как Илимов, Неёловы, Литвиновы, Сафоновы и прочие получили дарственную землю от царицы Екатерины II, её сына Павла I. Им принадлежали лучшие участки земли по берегам Ояти, Вилеги, Шадьмы и другим местам Суббоченской волости. Они же владели большими участками лесов.
Недалеко от Алёховщины вверх по Ояти обосновался немецкий богач Фок. Ему принадлежали не только большие площади полей, покосов и леса, но также крупная гончарная мастерская, в которой работали наемные гончары. Изделия их Фок продавал не только в ближайших городах: Лодейное Поле, Тихвине, Новой Ладоге, Петрозаводске, но также и в Петербурге.
Крестьяне из Алёховщины и соседних деревень нанимались на работу по заготовке и вывозке леса к богатым лесопромышленникам Столяровым и Громову. Последние нещадно эксплуатировали лесорубов и сплавщиков. Заготовленный лес вывозился на берега Ояти и молевым сплавом транспортировался до Сермаксы, где из него делались плоты и по Неве доставлялись в столицу на дрова, на строительство и т.п. Дело было выгодное, но все доходы шли в карманы богатых владельцев этих промыслов, да собственников леса.
Накануне Великой Октябрьской Социалистической революции в Алёховщине проживало 180 человек, 32 домохозяина. Кроме крестьянских изб в деревне на берегу Ояти было два дома купцов Кузьминых, кабак и церковь, большая изба, в которой располагалось волостное правление. Непосредственно к Алеховщине примыкала дер. Сторожово, в которой и поныне сохраняется интересный архитектурный памятник ХVIII века – церковь Михаила Архангела.
Ниже по Ояти, вблизи деревни Акулова Гора, в середине ХIХ века была усадьба, в которой жил художник В.Д. Поленов. Здесь им было написано несколько великолепных оятских пейзажей. К Алёховщине также примыкали деревни: Власовщина, Новосёлок, Зуево, Вязикиничи, Игокиничи, Стоговые, Гайгово, Городок.
Теперь все эти деревни соединились с Алёховщиной. Накануне первой мировой войны в Алёховщине была открыта Городковская начальная земская школа. До этого при церкви существовала церковно – приходская школа, где небольшое число детей служащие церковного притча обучали письму, чтению, арифметике и закону божьему, воспитывали их в духе покорности царю и богу, предержавным властям.
Абсолютное большинство крестьян было из покон веков неграмотным. В открывшейся земской начальной школе, вскоре преобразованной в высшее начальное училище Министерство народного образования, училось всего 3 – 4 десятка мальчиков и девочек, преимущественно из богатых семей. Первыми учителями в этой школе были Николай Иванович Бобрук, его жена Мария Никитична и Иван Павлович Садовский, а также, разумеется, и местный священник, преподававший закон божий.
О широте кругозора и грамотности жителей Алёховщины тех лет можно судить хотя бы по количеству выписываемых всем селом газет и журналов. Всего в Алёховщине и окружающих её деревнях выписывалось в 1913 году три газеты: « Биржевые ведомости», которую получали старшина волостного правления и священник, да ещё газета «Копейка», получаемая урядником.
О состоянии народного здравоохранения в Алёховщине и во всей Суббоченской волости можно судить по тому факту, что всю волость был один фельдшер – Николай Ефимович Лебедев, проживавший в деревне Яровщина, в двух десятках верст от Алёховщины, была ещё акушерка Мария Федоровна Кучко, да ветеринарный фельдшер Степан Андреевич Кучко.
Алёховщина сообщалась с городом Лодейное Поле грунтовой проселочной дорогой, которая весной и осенью была почти непроезжей. Колёса телег тонули в непролазной грязи.
Единственными орудиями обработки полей были соха и деревянная борона, жали хлеб серпами, молотили цепами. В длинные зимние вечера крестьянки пряли льняную куделю, в ручную ткали полотна. Все нательное бельё и в большинстве своём верхняя одежда были домоткаными. Постельного белья, если не считать матрацев из грубой домотканины, набитых соломой да лоскутных одеял вообще не было. Даже подушка из пера с домотканой наволочкой была далеко не у всех. Спали обычно на полу в повалку, кровати были большой редкостью. Избы в вечернее время освещались маленькими керосиновыми лампами, а у бедноты – сплошь и рядом лучиной.
Много горя и невзгод населению приносили войны, в частности первая Мировая империалистическая война. Всё трудоспособное мужское население было призвано в царскую армию. Вся основная тяжесть крестьянского труда легла на плечи женщин, стариков и подростков.
После февральской и октябрьской революций 1917 года советская власть установилась в Алёховщине не сразу, так как этому активно противодействовали местные богачи, однако тон всей жизни всё более и более стали определять демобилизованные солдаты Н.И.Петров, П.А. Иванов и другие.
Первый съезд Советов в Суббочинской волости был созван в 1918 году. Он работал в помещении бывшего волостного правления в деревне Алёховщина. Съезд избрал Волостной Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и образовал Исполнительный комитет районного Совета. Первым председателем Волостного Совета был избран петроградский рабочий Пётр Антович Иванов, уроженец деревни Кальшиницы Суббочинской волости.
Сразу после этого в деревнях волости стали устанавливаться советские порядки. Земля помещиков была конфискована без всякого выкупа и разделена между крестьянами. Были образованы сельские Советы. Первым председателем Алеховщинского сельского Совета был Иван Борышев из деревни Вязикиничи. Первым военным комиссаром Суббочинской волости был Григорий Шипуло, погибший в боях с Юденичем. В конце 1918 года была создана Суббочинская волостная партийная организация. Организаторами её были учитель Николай Иванович Бобров и председатель исполкома Пётр Антонович Иванов. В декабре 1919 года в Алёховщине была создана первая комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами здесь были: В.А Никитин, В.Т. Федотов, П.Н. Васильев, А.Ф.Никитина, Н.Я. Давыдов, Ф.Я. Яковлев, Н.О. Хвальковский, Н.А.Иванов, Е.Ланцова. В 1924 году в Алёховщине открылась изба – читальня и пионерский клуб.
В 1925 году было создано кредитное товарищества, которое оказывало помощь крестьянам в приобретении сельскохозяйственных орудий, изб и хозяйственных построек. В 1929 году был образован колхоз «Ленинский путь». Большую активность в организации колхоза проявил Иван Яковлевич Совинков. Он же был и первым председателем колхоза. После проведения районирования был создан Оятский район и с 1927 года Алёховщина стала районным центром, и была им 30 лет до 1957 года. Первым секретарём райкома партии был Захар Игнатьевич Игнатьев, уроженец деревни Кургино. Первым председателем Оятского райисполкома был Степан Степанович Талашинов.
Оятский район первоначально входил в состав Лодейнопольского округа Северо – Западной области, а после ликвидации округов, вошёл в состав Ленинградской области.
В 1930 году в Алёховщине впервые за всю историю был построен мост через реку Оять. В районе было более 90 мелких колхозов. В октябре 1936 года в центре района была создана Оятская машинно – тракторная станция. первым директором МТС был Алексей Павлович Самсонов. В 1941 году он погиб на фронте под Гатчиной. При МТС были организованы курсы трактористов, первоначально на них занимались и окончили 25 человек. Есть смысл назвать имена первых оятских трактористов: В.Митрофанов, А.Кузнецов, И.Адамов, В.Филичев, В. Мамонтова, Н. Корнышева, Д.Черников, В. Аксёнов и другие. Многие из них в начале Великой Отечественной войны ушли на фронт. Часть из них длительное время работали в колхозах и совхозах района.
Заседание военного совета 7 Армии (эта картина находится в краеведческом музее г.Лодейное Поле) С 1941 по 1944 г.г. Алёховщина была прифронтовым селом. В ней размещался штаб 7 – ой армии. Фронтовые дороги связывали Алёховщину с Лодейным Полем, железнодорожной станцией Оять и Волховским фронтом.
В райцентре Алёховщина из партийного и советского актива был создан на случай вражеской оккупации истребительный батальон, готовый в любой момент превратиться в партизанский отряд. В первой половине ноября 1941 года он вместе с такими же отрядами соседних районов, вошёл в стрелковый батальон, сформированный в поселке Ефимовский, и принял участие в боях за город Тихвин.
Трудящиеся Оятского района оказывали посильную помощь сражающей Советской армии и блокадному Ленинграду, Все взрослое мужское население ушло на фронт и сражалось с врагом, отстаивая свободу и независимость Родины. Оставшиеся в тылу старики, женщины и дети самоотверженно трудились в колхозах. Они оказывали всемерную помощь в устройстве эвакуированных советских людей из фронтовых городов и сёл Тихвинского, Волховского, Подпорожского и Лодейнопольского районов. Колхозы Оятского района отдавали в воинские части и блокадному Ленинграду не только зерно и другие сельскохозяйственные продукты, но и весь скот из колхозных животноводческих ферм из личных хозяйств колхозников. В деревнях были оставлены коровы лишь из расчёта по одной голове на 2 – 3 семьи. Многие мужчины и даже девушки, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны, погибли или вернулись инвалидами. На окраине села Алёховщина есть братское кладбище и памятник погибшим воинам. Ежегодно в День Победы сюда приходят жители Алёховщины и ближайших деревень – почтить память погибших. 21 июня 1944 года войска Карельского фронта прорвали оборону противника, начав победоносное наступление через реку Свирь. Штаб 7-ой армии переместился из Алёховщины ближе к передовым позициям. Алёховщина перестала быть прифронтовым селом.
После победоносного окончания Великой Отечественной войны наступила мирная жизнь в районном центре Оятского района – Алёховщине в послевоенное время многое изменилось к лучшему. Современная Алёховщина – большое село, насчитывающее около 3 тысяч населения, оно связано асфальтированными дорогами не только с соседними городами, но и с деревнями бывшими «медвежьими углами».
С каждым годом всё больше жителей справляют новоселья, переезжая в благоустроенные дома в центре села. Почти каждая семья имеет телевизоры, телефоны, домашние библиотеки, всю современную бытовую технику. У многих появились легковые автомобили. Комфортабельные автобусы доставляют алеховщинцев в Санкт-Петербург, Тихвин, Лодейное Поле. Есть у жителей села свои: больница, средняя школа, музыкальная школа, детский сад, баня и прачечная, дом быта, магазины и столовые, дом культуры и библиотека. Каждая семья выписывает газеты и журналы.
В 1965 году из бывших мелких колхозов Оятского района создан совхоз, в который вошёл и Алеховщинский колхоз «Ленинский путь», совхоз назван именем села Алёховщина. По началу он был создан на угодьях 93-х мелких колхозов. Несколько позднее из него выделились в самостоятельный совхоз «Тервеничи» – 42 бывших колхоза. В совхозе «Алёховщина» остались 53 бывших колхоза. Оятский район после укрупнения районов вошел в состав Лодейнополского района с центром в г. Лодейное Поле.( Взято из воспоминаний А.В.Вахмистрова и по его исследованиям истории с. Алёховщина и записанных в 1984 году). Жизнь не стоит на месте, и дальнейшую историю нашего села запишут очевидцы, наши современники и даже может быть мы сами.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Оятский район : Страна СССР Статус: район Входил в Ленинградскую область Административный центр: посёлок Алёховщина Дата образования: 1927—1955 Официальный язык: русский Население (1926) 19198 человек Плотность 8,1 чел./км2 Национальный состав: русские — 87,77 %, вепсы — 12,01 % Площадь : 2365 км2 Часовой пояс: MSK (UTC+3, летом UTC+4) Оятский район — административно-территориальная единица в составе Ленинградской области, существовавшая с 1927 по 1955 годы. Здание милиции Оятского района,позднее: детский сад, начальня школа, до наших дней узел связи Образование района: Оятский район был образован 1 августа 1927 года одновременно с образованием Ленинградской области. Первоначально именовался Гонгиничским районом, а его центром являлась деревня Гонгиничи. Однако уже 14 ноября 1927 года постановлением Президиума ВЦИК район был переименован в Оятский, а его центр перенесён в Алёховщину В состав района были включены следующие административные единицы: * из Шапшинской волости Лодейнопольского уезда Ленинградской губернии – 18 сельсоветов; * Красноборская волость Тихвинского уезда Череповецкой губернии (11 сельсоветов) Первоначально Оятский район был включён в состав Лодейнопольского округа. После ликвидации округов (постановление ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года) район был подчинён непосредственно областным органам.