храм на гутуевском острове расписание богослужений
Храм Богоявления на Гутуевском острове
Храм Богоявления на Гутуевском острове был построен в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи при крушении поезда под Харьковом в 1888 году.
Строительство храма, спроектированного архитектором В. А. Косяковым, велось 10 лет (с 1889 по 1899 гг.). Мозаичные вставки были изготовлены в знаменитой мастерской В. А. Фролова.
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
Владимир Легойда, [5 ноя. 2021 в 14:50]
Моя колонка о Достоевском в новом номере «Русского пионера»
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Мученик Не́стор Солунский (Фессалоникийский)
Память 9 ноября
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления. По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья.
Показать полностью. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император, узнав, что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого, который был тотчас обезглавлен.
МОЛИТВЫ
Тропарь мученика Нестора
глас 4
Мученик Твой, Господи, Нестор/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости:/ того молитвами// спаси души наша.
Ин кондак мученика Нестора Солунского
глас 4
Благочестия непобедимаго воина/ и истине согласника и оружника/ вси по достоянию восхвалим Нестора великаго днесь/ и к нему возопием:/ моли Христа Бога о всех нас.
Кондак мученика Нестора
глас 2
Страдальчествовав добре,/ безсмертную славу наследовал еси ныне,/ яко воин изрядный Владыки был еси,/ молитвами Димитрия мученика:/ с ним убо, Несторе мудре,// моля не престай о всех нас.
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Преподобный Не́стор Летописец, Печерский
ДНИ ПАМЯТИ:
9 ноября
20 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов
Показать полностью.
11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах
23 октября – Собор Волынских святых
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве, 17-ти лет поступил в Киево-Печерскую обитель. Был послушником преподобного Феодосия. Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотою жизни, молитвою и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. Был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника, впоследствии Новгородского святителя (память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор является составителем первоначальной истории нашего Отечества, или летописи, где он излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 года. Кроме того, им написано житие святых князей Бориса и Глеба, «Сказание о первых печерских подвижниках» и проч.
Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 года.
Молитва преподобному Нестору Летописцу Печерскому
О, преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь.
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Благоверный князь Андре́й Смоленский, Переяславский
ДНИ ПАМЯТИ:
9 ноября – Обретение мощей
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
7 августа (переходящая) – Собор Смоленских святых
Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переяславль-Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в храме святителя Николая, около которого и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей». Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году по ходатайству преподобного Даниила Переяславского († 1540, память 7 апреля).
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
Верую † Православие
У Бога всё идёт по плану. Он, как навигатор ведёт нас, минуя пробки по наилучшему маршруту, видя весь путь от начала до конца. Мы же видим только маленький временной отрезок.
Священник Александр Гаврилов
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
Экскурсии, путешествия из Петербурга ВДОРОГЕ
Приглашаем встретить Рождество Христово 2021 вдали от города!
В удивительной двухдневной поездке вас ждет:
Показать полностью.
— вечер возле камина
— ночная Рождественская служба у мощей преп. Александра Свирского
— рождественские песнопения в исполнении мужского хора
— праздничный обед в ресторане «Старая Слобода»
— тишина и благодать древней обители
— прогулки на свежем лесном воздухе
— рождественские чудеса
— русская баня (для желающих)
— чудесные фото и видео в живописном месте
Подробная программа https://vk.com/topic-200460370_48343401
Стоимость и скидки https://vk.com/topic-200460370_48343564
Бронируйте места через сообщения группы https://vk.me/vdoroge_spb
Храм Богоявления на Гутуевском острове запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
Память 8 ноября
Родители, тайные христиане, крестили Димитрия и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.
Показать полностью. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Гутуевский вестник
Сообщество прихожан Храма Богоявления на Гутуевском острове.
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 2.
Каждое воскресенье после литургии читаем одну из глав Библии.Будем рады всех видеть!)
Гутуевский вестник запись закреплена
От Юности Моея † Православие †
Гутуевский вестник запись закреплена
Православные шутят!
Гутуевский вестник запись закреплена
От Юности Моея † Православие †
Жил человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа.
Показать полностью.
Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу в местную деревенскую церковь. Там должна была быть и проповедь о Рождестве Христовом. Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался. «Вся эта история – чепуха! – сказал он. – С чего вдруг Богу понадобилось унижать Себя и являться на Землю в виде человека? Это же смешно!». И вот жена и дети ушли, а он остался дома.
Немного спустя поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Человек поглядел в окно, но увидел лишь все застилающий снежный вихрь. Он уселся в кресло у камина и собрался провести так весь вечер. Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно. Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть. Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть.
На поле возле дома он увидел стаю диких гусей. Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю и не смогли лететь дальше. Они заблудились и оказались возле его фермы без еды и укрытия. Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом. Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно.
Человеку стало жалко этих бедных гусей, и он захотел им помочь. Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом. Там тепло и безопасно, они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель. Он прошел к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.
Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен. Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше. Тогда человек пошел в дом и вернулся с куском хлеба; он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю. Но гуси и на это не поддались.
Он был уже на грани отчаяния. Зашел сзади и попробовал погнать их к сараю, но гуси только еще больше испугались и стали разлетаться в стороны – в разные стороны, но только не к сараю. Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно.
«Почему же гуси не идут за мной? – воскликнул человек. – Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?»
Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком. «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», – сказал он вслух. Потом ему пришла в голову идея. Он вошел в сарай, взял одного из своих гусей и вынес его на руках в поле, подальше от кружившихся диких гусей.
Затем он выпустил своего гуся. Гусь пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай – и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.
Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад: «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!». А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше. «С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!».
И вдруг все стало понятно. Это как раз то, что Бог сделал. Мы были как эти гуси – слепые, заблудившиеся, погибающие. Бог отправил Своего Сына стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.
Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью. Внезапно он понял, зачем пришел Христос. Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном. Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву:
«Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты пришел в виде человека, чтобы вывести меня из бури!»
Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове (Санкт-Петербург)
Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове построена в память чудесного спасения Николая II. Годы строительства — 1889-1999.
Содержание
История [ править ]
Чудесное спасение Императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом вызвало в стране строительство множества храмов, посвященных этому событию. Решили отметить это чудо и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, населявшие Гутуевский остров и устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт.
Мысль о сооружении святого храма на этом острове зародилась не сразу. Первоначально было задумано выстроить на собранные пожертвования каменную часовню. Возвести на острове не часовню, а храм предложил впервые в 1891г. настоятель расположенной неподалёку Александро-Невской церкви Петербургского Морского госпиталя отец Василий Евдокимович Альбицкий. Целесообразнее показалось выстроить большой деревянный храм, поскольку приходская церковь стояла далеко. Гражданский инженер С. И. Андреев уже составил его проект, когда владелец бумагопрядильных и ситценабивных фабрик Иван Агапович Воронин, известный своей благотворительностью, пожертвовал крупную сумму на каменную постройку, оговорив размещение в ней семейной усыпальницы. Значительными суммами строительство нового храма поддержало также министерство Финансов.
Необходимая для постройки церкви земля с местом для сада вокруг неё, была безвозмездно уступлена городом в количестве 1000 квадратных саженей на углу Динабургской (ныне Двинской) улицы и набережной реки Екатерингофки, у Гутуевского моста. Благодаря удачно выбранному месту на наиболее высокой части острова храм был виден и со стороны Финского залива, и с Васильевского острова, и с Обводного канала от Московского проспекта. Почти круговой обзор церкви на большом расстоянии сократился уже в наши дни с появлением многочисленной высотной застройки.
Новый проект храма на 1400 человек с большим куполом создали гражданский инженер (впоследствии директор института гражданских инженеров) Василий Антонович Косяков и инженер Б. К. Правдзик, которые приняли за образец церковь, возводившуюся в Борках. Однако в это время, 29 апреля 1891, Цесаревич Николай Александрович (будущий святой страстотерпец Император Николай II) счастливо спасся при покушении на него японца-фанатика в городе Отсу, и храм посему был заложен в первую годовщину памяти об этом событии.
Закладка храма состоялась по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского). Перед началом чина закладки управляющий министерством Финансов — оно принимало живейшее и активное участие в финансировании и строительстве церкви Богоявления — Ф.Г.Тернер огласил телеграмму, присланную наследником цесаревичем: «С глубоким благоговением к милосердному Промыслу Божию, радуюсь, что в годовщину избавления моего, благостию Господнею, от опасности, совершается закладка храма во имя Богоявления Господня. Сердечно благодарю жертвователя на сооружение храма и всех содействующих исполнению этого дела. Николай».
Постройка (подрядчик Р.С. Грабов) была вчерне закончена к весне 1893г. Но окончательное строительство храма затянулось, все работы обошлись в 300 тысяч рублей. И только через семь лет, 31 января 1899г., В.А.Косяков устроил осмотр готового храма для членов строительной комиссии, инженеров и студентов.
29 апреля (12 мая н. с.) 1899 года митрополит Антоний (Вадковский) освятил главный придел во имя Богоявления. К началу освящения в церкви собрались: настоятель Кронштадтского Андреевского собора протоиерей Иоанн Сергиев (св. прав. Иоанн Кронштадтский), благочинный протоиерей Казанского собора Николай Головин, архимандриты Владимир, Гедеон и Феогност, настоятель Гутуевской церкви о.Евтихий Баланович и второй священник храма о.Павел Лебединский, а также два хора певчих: Александро-Невской Лавры под управлением И.Я. Тернова и хор диаконов Исаакиевского собора во главе с придворным протодиаконом Громовым.
По прибытии в храм митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), духовенство совершило сооружение престола, после чего он был обмыт и помазан на четырёх углах миром. По облачении престола, миром были помазаны все четыре стены храма, и под колокольный благовест вокруг него совершён крестный ход, в котором митрополит Антоний нёс на своей главе частицу мощей. По возвращении в храм владыка митрополит в сослужении духовенства совершил первую Божественную Литургию. Два хора певчих дивно пропели молитву Честному кресту «Да воскреснет Бог», после Литургии было совершено благодарственное молебствие с возглашением многолетия государю императору и всему Царствующему дому.
Праздник закончился трапезой, за которой был произнесён тост за драгоценное здоровье государя императора, покрытый восторженным «Ура!» От имени собравшихся государю была отправлена телеграмма, извещавшая его об освящении церкви Богоявления и выражавшая их верноподданнические чувства. Император Николай откликнулся на неё словами: «С удовольствием узнал о состоявшемся освящении нового храма на Гутуевском острове, искренне благодарю вас и всех присутствующих за выражение чувства. Николай».
Вскоре в мае 1899г. был освящён северный придел храма во имя святителя Николая Чудотворца (9/22 мая и 6/19 декабря), а в 18 июля последовало освящение южного придела в честь преподобного Иоанна Спостника (память совершается 21 июля/3 августа). Событие нашло отражение во многих столичных газетах.
Величественный, высотою около 48 метров, высоко возвышающийся над островом и окружающей местностью, храм Богоявления был выстроен так, чтобы ещё издали быть видным вступающим в петербургский порт со стороны Финского залива иностранным судам (это было одно из условий, поставленных перед архитектором В.А. Косяковым). Громадный купол, имевший рельефный золочёный пояс по цинковой кровле (новинка того времени) и увенчанный большим крестом, красиво высился среди молодой зелени окружающего сада. Цинковые купола и шатры добротно сработал мастер Г.Н. Миттенбергер.
Здание храма, как тогда писали, было построено в «русском стиле», точнее сказать, его кирпичной разновидности. Облицованный красным лекальным кирпичом, с кованными железными решётками на окнах, храм сразу же обращал на себя внимание изяществом отделки и обилием наружных украшений. Фасады церкви не отштукатурены и, таким образом, красный кирпич определял бесконечное разнообразие «узорочья», достигаемое как приданием разной формы кирпичу путём тески, так и использованием лекального кирпича. Кроме того, разнообразные приёмы кладки, углубления и выдвижения кирпича на стенах позволяли выполнять ширинки, бегунки, поребрики в самых многочисленных вариациях чередованиях. Большое оживление в фасады вносили богатые майоликовые изразцовые вставки с полихромными рисунками, вставленные в кокошники в оконных наличниках, в ширинках горизонтальных поясков храма. Всё это было выполнено на заводах Кузнецова.
Великолепие фасадов дополнялось мозаичными иконами, выполненными в мастерской В.А.Фролова. На западном фасаде храма располагались иконы спаса Нерукотворного, Божией Матери и св. Иоанна Крестителя; в углах основания барабана купола — иконы свт. Николая чудотворца, пр.Сергия Радонежского, пр.Иоанна Спостника и св. Анны пророчицы. Последние две иконы были уничтожены, но их возможно определить по сохранившимся фотографиям.
Построена церковь по одной из традиционных для православия плана типа «крест». Это обусловило и построение масс, растущих в высоту к центру. Здание, вытянутое по линии запад-восток, имело высокую паперть с гранитной лестницей во всю ширину, ограниченную гранитными же рундуками. Затем идут притвор с колокольней над ним, ядро храма, боковые приделы и алтарь. За алтарём имеется часовня с входом с востока и из алтаря, с лестницей в юго-восточной части здания, ведущей в усыпальницу.
Согласно условию главного жертвователя И.А.Воронина, под алтарём была сделана усыпальница, в которой были погребены его создатели и благотворители: прот.Василий Альбицкий и Николай Павлович Загубин. По некоторым данным здесь нашёл последнее пристанище и И.А. Воронин. (Захоронения были уничтожены в советское время).
С западного фасада, над главным входом в храм, находилась невысокая шатровая колокольня с 10 колоколами общим весом в 755 пудов, главный колокол весил 525 пудов 31 фунт (немногим более 8,4 т). Колокола, отлитые в Москве на заводе Самгина, побывали на всемирной выставке в Чикаго, где их «малиновый» звон был по достоинству оценен посетителями выставки.
В западной части церкви устроены двухъярусные хоры, верхний ярус был предназначен для певчих. Интересно и разнообразно был украшен интерьер храма. Из полусумрачного притвора, освящённого только через застеклённые боковые двери основного объёма храма, прихожане попадали в залитое светом помещение. Алтарная часть отделялась одноярусным иконостасом, выполненным из фаянса в византийском стиле. Он был сделан на знаменитой фарфоровой фабрике М.С.Кузнецова в новгородской губернии, и отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900г. Невысокий иконостас (3,5м), набранный из отдельных киотов, между которыми помещались кованные Царские врата, северные и южные диаконские двери, позволял с любого места в храме видеть запрестольный образ Тайной Вечери, написанный во всю алтарную стену. Выше, над Тайной Вечерей, помещался образ Крещения Господня. Изображённые на нём берега Иордана и окружающий пейзаж были выполнены художником А.С. Славцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину.
Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись, написанная «альфреско». Сюжетная живопись стен храма была исполнена академиком А.С. Славцевым, орнаментальная роспись — художником К.Н. Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны художником А.М.Поcтниковым. Нижний ярус сплошь состоял из картин на евангельские сюжеты, начиная с Рождества Христова. Эта живопись как бы заменила праздничный чин иконостаса, который имел всего один ряд. Выше, в парусах, помещались изображения евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а над ними — картины на евангельские сюжеты. Далее, в нижней части барабана, помещался аркатурно-колончатый пояс, интерколюмнии которого были заполнены иконами, выполненными маслом на холстах, наклеенных на щиты. На иконах были изображены праотцы, пророки и апостолы.
Над этим поясом, под окнами, находился балкон, опоясывающий барабан и украшенный ажурной кованой решёткой. В главном куполе барабана на высоте 30м помещался образ благословляющего Спасителя. Всего священных изображений в храме было около двухсот. Особо удачными были картины «Христос на Геннисаретском озере» и «Беседа Христа во храме» соответственно на северной и южной стенах боковых приделов, а также отдельные изображения святителей на Восточной стене хоров и картины в крестовом своде над хорами.
Для освящения здания была разработана уникальная система электрического оборудования на 450 лампочек, скрытых от прихожан за притолоками алтарной арки. Днём храм поражал массой света, который лился из огромных окон. Но особенно эффектно алтарные и подкупольные изображения смотрелись за вечерним богослужением, подсвеченные мягким светом редкого тогда электрического освящения. Интерьер храма освящали также три бронзовых паникадила высокохудожественной работы, а на первом этаже и хорах помещались дополнительные бра.
Здание имело калориферное и пароводяное центральное отопление. Это было чудо тогдашней техники, спроектированное гражданским инженером Б.К.Правдзиком и смонтированное К.Б.Зигелем. Котельная располагалась в устроенном рядом с храмом особом здании, сохранившемся до наших дней, а калориферные камеры – в подвалах церкви.
В работе по постройке и благоустройству храма принимали участие многие видные мастера. Цинковые купола и шатры храма, а также кровельные работы были выполнены Г.И.Миттенбергером, художественно слесарные — З.А.Гераном, резные и позолотные – П.С.Абросимовым. Резьба по мрамору – скульптура Г.О.Ботто. все инженерные сети были разработаны Б.К.Правздиком.
Уже значительно позже в 1923-1932 годах, по тем же чертежам В. А. Косякова, в Китайском городе Харбине был построен Софийский собор — абсолютная копия храма Богоявления. В настоящее время храм в Харбине закрыт, но полностью отреставрирован и является одной из главных достопримечательностей города.
Храм Богоявления был закрыт 5 мая 1935 постановлением ВЦИК и отдан под склад. Какое-то время храм ещё продолжал действовать, но в подвалы храма уже завозили гниющий картофель. Запах был соответствующий. На следующий же день после окончательного закрытия храма большевики варварски уничтожили уникальный фаянсовый иконостас и надругались над иконами и другими святынями храма (12 небольших фрагментов иконостаса были обнаружены в подвале отдельно стоящего здания только в 1997 г.). Не сохранились и колокола. Северный и южный приделы, завершающиеся барабанами с шатрами, луковичными главками и коваными крестами, а также шатёр колокольни были разорены.
Ещё до закрытия Богоявленской церкви 14/27 апреля 1931 года по обвинению в контрреволюционном заговоре был расстрелян настоятель храма протоиерей Василий Медведский. Арестованный в Рождественский сочельник, отец Василий на единственном допросе отверг обвинения в свой адрес, отказался давать необходимые чекистам показания. Он претерпел мученическую кончину на Антипасху, в понедельник Фоминой недели.
После войны храм долго пустовал. Уничтожение церковь продолжили, устроив в ней мыловаренный завод. Принесло ли мыло кому-нибудь телесную чистоту? Но потемневшие стены храма до сих пор свидетельствуют о том, как легко люди забывают о чистоте своего сердца.
Впоследствии храм был переоборудован под склад Фрунзенского универмага. Приспосабливая храм для этого, строители сделали три дополнительных перекрытия, пристроили к стенам котельную, по всем получившимся 4-м этажам провели водяное отопление, пожарный водопровод, канализацию. При этих работах были уничтожены кованые решётки балкона барабана, балкона хоров, лепные карнизы, живопись. Часть металлических рам была выломана для устройства запасного выхода на крышу котельной. Оконные металлические рамы, доведённые до аварийного состояния, стояли без стёкол, а проёмы были закрыты фанерными щитами. От складских балок и перекрытий, а также от лифта для перевозки товаров универмага окончательно удалось освободиться только в 2003 году, когда прихожане смогли снова, спустя много лет, увидеть роспись центрального купола — Спаса Вседержителя.
Центральная мощная шлемовидная глава храма была полностью уничтожена в 50-х годах. Когда здание было передано под склад Фрунзенского универмага, глава была сделана заново, но другой формы. Конструкция была деревянной, выполненной наспех с многочисленными конструктивными нарушениями. В подвале много лет стояла вода, так как была нарушена дренажная система и, кроме того, туда постоянно попадали отходы от канализации.
Когда были осушены и очищены подвалы, то от каменного пола были обнаружены всего несколько плит. В таком ужасном состоянии храм находился до 1991 года, когда 4 января была зарегистрирована община церкви Богоявления. 19 апреля 1991 г. церковь была взята под охрану государством как памятник истории и культуры распоряжением мэра Санкт-Петербурга и передавалась епархиальному управлению «для молитвенных целей».
12 ноября 1991 года храм Богоявления был возвращён верующим в аварийном состоянии. Но в Престольный Праздник следующего года уже состоялось первое богослужение — Великое освящение воды.
Современное состояние [ править ]
Первым настоятелем возвращённого храма стал прот. Александр Захаров. Были возобновлены богослужения, на обновлённый золотом главный купол воздвигнут крест, начались реставрационные работы. В конце 1999 года настоятелем храма назначен прот. Павел Феер.
Практически полностью воссоздан внешний облик храма: возведены главки, воздвигнуты кресты, восстановлены изразцы и большинство мозаичных икон, воссозданы металлические оконные переплеты всего здания, часть кованых решеток окон первого этажа; расчищен подвал здания и восстановлена его гидроизоляция. Очищены от копоти наружные стены церкви. Отлиты и подняты на колокольню десять колоколов (самый большой весит 1840 кг). В 2008г. в Рождественский сочельник состоялось их освящение. Постепенно восстанавливается иконостас и настенная живопись.
Ведётся просветительская работа: проводятся катехизаторские беседы для желающих принять крещение, были организованы молодёжная община «Агапа» и Воскресная школа для детей. Для прихожан проводятся лекции, организуются паломнические поездки.
Интересный факт [ править ]
Одна из самых знаменитых фотографий российского музыканта Константина Кинчева и группы «Алиса» была сделана в 1980-е годы на фоне церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
От станции метро «Балтийская» — автобусом 67, 67В.
От Невского просп. — автобусом 22.
От Балтийского вокзала — автобусом 67, к-67.
Из центра — автобусом 49.
Адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 2
Расписание богослужений [ править ]
Богослужения совершаются ежедневно: в 9:00 — Литургия; в 18:00 — всенощное бдение.
В четверг, субботу и воскресенье начало всенощного бдения в 17:00.
В воскресенье Литургия начинается в 10:00.
В среду вечером совершается водосвятный молебен с чтением акафиста перед иконой Божией Матери именуемой «Неупиваемая Чаша».
В четверг вечером — вечерня и чтение акафиста святителю Николаю Чудотворцу.
В воскресенье вечером — вечерня с чтением акафиста великомученику Пантелеимону или перед иконой Божией Матери именуемой «Всецарица» (попеременно).
Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.