храм на кудыкиной горе адрес орехово зуевский
Главная страница
27 сентября вечернее богослужение в честь Престольного праздника святого великомученика Никиты в нашем храме отслужил благочинный церквей Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков.
21 сентября наш храм посетил епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай. Его Преосвященство поздравил настоятеля храма и прихожан с престольным праздником и 135-летием со дня освящения храма.
Вы сами прекрасно видите как преображается наш Храм. Ведутся работы по восстановлению семейной усыпальницы Смирновых. Уже построено, и ведутся отделочные работы в новом здании Воскресной школы, преображается территория Храма, огромнейшей любовью и популярностью пользуется источник Храма,
Оказать помощь в восстановлении ворот, вы можете, переводом любой посильной суммы
на карту Сбербанка 4276 1609 1889 8165 ( Разоренова Н.В.)
Р аздел сайта «Крещение в Храме». Ч то такое крещение. как пройти таинство крещения, ответы на часто задаваемые вопросы, суеверия
Храм на кудыкиной горе адрес орехово зуевский
Уникальные места Подмосковья
Часто можно услышать выражение «на Кудыкину гору», как ни странно, это реально существующее место в Московской области. Оно получило свое название благодаря двум соседним деревням: Кудыкино и Гора. Главная достопримечательность Кудыкиной горы – Храм Рождества Пресвятой Богородицы, который был построен во второй половине 19 века.
Адрес:Московская область Орехово-Зуевский район (между деревнями Кудыкино и Гора)
Гремячий получил свое название из-за сильных водяных потоков, стекающих по склонам горы. Появился источник около 600 лет назад: по преданию он возник благодаря молитве Сергея Радонежского во время его путешествия из Троицы в Киржач. Вода источника минерализована и близка по составу к кисловодскому нарзану. Специалисты советуют пить ее в ограниченном количестве как лечебную. Температура воды круглый год +4 градуса.
Адрес:Московская область, Сергиево-Посадский район (80-й км (от МКАД) Ярославского шоссе, поворот перед постом ДПС на «Нижний Новгород», на А-108, далее до знака «Ботово, гремячий ключ» стоящий с правой стороны после спуска с одного из холмов, далее направо на асфальтовую дорогу. От поворота около 5 км до источника. Последние 3-4 км дорога идет по пересеченной местности)
3.Песчаные дюны в Сычево
Фантастический пейзаж предстает глазам редкого посетителя этого удивительного места: огромное пространство покрыто золотым песком, нечасто встречающиеся карликовые растения – поразительное сходством с пустыней. Летом на песчаных дюнах можно увидеть необычное зрелище: в отсутствии снега сноубордисты покоряют песчаные холмы.
В долине реки Нары на коротком участке выходят на поверхность семь ключей, главный из которых образует водопад Радужный. Потоки воды падают в реку с пятиметровой высоты так, что брызги, попадая в солнечные лучи, образуют радугу. Отсюда водопад и получил свое название. Под водопадом находится небольшой проход. Туристам, которые захотят попасть в него, придется запастись дождевиками, чтобы преодолеть стену воды и не намокнуть. Температура воды +8 градусов.
Адрес:Московская область, Подольский р-он, село Папино
На границе Московской и Калужской областей находится культурно-образовательный туристический центр «Этномир». На территории в 93 гектара в ближайшее время будут располагаться 52 этнодвора, каждый из которых представляет культуру какого-то народа и включает этнические постройки, передающие колорит традиционной жизни. В этнодворе обязательно живет хранитель традиций, он знакомит гостей с культурой своего народа.
Адрес:Калужская область, Боровский район, д. Петрово
Сьяновские пещеры – самая крупная система подземелий в московской области и пятая по величине в России. В таких каменоломнях добывали известняк для строительства столицы. Туннели располагаются на глубине 25 метров, протяженность их 19 километров. Внутри пещер температура достигает 7-10 градусов, влажность около 80%. Эти показатели постоянны в течение всего года.
Адрес:Деревня Старосъяново ( Городской округ Домодедово, в 12 км на юго-восток от МКАДа.)
7.Город-призрак под Фирсановкой
Это место представляет собой средневековый город, который поражает своей натуралистичностью: узкие и кривые улочки, старинные жилые дома, рыночная площадь с городской ратушей, эшафот и тюрьма. На самом деле, это декорации, которые остались от съемок сериала «Записки экспедитора тайной канцелярии» и имитируют Выборг 18 века.
8.Мистический шар под Дубной
Недалеко от города Дубна есть необычный объект: огромный полый шар, изготовленный из стеклопластика, диаметром 18 метров. Шар прочно прикреплен к земле и представляет собой усеченную снизу сферу. Наиболее вероятная версия: шар является радиопрозрачным куполом советской командно-измерительной системы «Куб-У», как раз в 1980 году система была списана.
Адрес:Московская область, Солнечногорский район (Около деревни Середниково, п/о Фирсановка, Усадьба Середниково, территория “КиноГород” Координаты для навигатора 55.925912 37.232805)
Сооружение было построено в 1999 году российским инженером Александром Голодом и является конструктивной разновидностью так называемых энергетических пирамид. Высота составляет 44 метра, вес превышает 55 тонн. Строительство обошлось более чем в 1 миллион долларов. Пирамида сделана из стеклопластиковых панелей: гвозди и металлические элементы не были использованы. В ночное время пирамида подсвечивается.
Адрес: 38 км Новорижского шоссе
10.Парк птиц «Воробьи»
На берегу реки Истья в 70 километрах от Москвы находится первый в России парк птиц. Его площадь составляет 12 гектаров. В коллекции парка 2 000 видов пернатых из разных уголков мира: аисты, павлины, журавли и попугаи, фазаны, пеликаны. По соседству с птицами обитают и животные, также в парке работает небольшой «Экзотариум» с хамелеонами, питонами, акульими сомами и пираньями.
11.Лопатинский фосфоритный рудник
Неподалеку от города Воскресенка находится Лопатинский рудник. Этот район представляет собой уникальное и крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов. В 1932 году здесь начались первые разработки. На руднике можно насладиться видом чистейших озер, соснового бора и разноцветных песков: красноватых, белых и черных барханов.
Адрес:около города Воскресенск, Московская область (90 км от Москвы)
Адрес:Московская область, Серпуховский район, местечко Данки
«Катушка Тесла» – универсальный комплекс для исследования и испытания различных технических объектов на стойкость к воздействию импульсивных электромагнитных полей искусственного и естественного происхождения. В подмосковном городе Истра находится комплексный открытый ультравысоковольтный испытательный стенд, который может позволить получит молнии длиной до 150 метров.
Адрес:Московская область, г. Истра, Испытательный полигон ВНИЦ ВЭИ
Самым известным живописным местом для проведения свадьбы на юге Подмосковья является «Поляна невест». Здесь есть два десятка беседок, шашлычные, а также привлекательные места для фото и видеосъемки. В сезон сюда приезжают около 80 пар молодоженов ежедневно. Достопримечательности «Поляны невест» под Серпуховым: массивная цепь между двумя столбами, которую по традиции должны поднять гости, качели-лодка, «Корабль любви».
Адрес:Московская область, 8,5 км от города Серпухов
История Храма
За околицей деревни
Где детство, юность пронеслись
Стоит величественно церковь
И куполами смотрит ввысь
И красотой не описать
Придите в храм и ощутите
Блистал убранством, красотой
Для многих был он как родной
Молились в нем всегда
За днями дни, года. Столетья
Сюда стремился стар и млад
Неся грехи. Печаль. Сомненья
Страшились люди слова «ад»
Стремились к Богу на молитву
Очистить душу от грехов
Купцы, крестьяне. Трудовые
Гаврилов Яшин и Смирнов
Кто знал тогда, что в людях веру
Начнут крушить, ломать покой
Разрушат храм закроют двери
Разграбят Бога дом земной
Сотни лет ненужным был
Не заросла к нему дорога
Народ опять тропу пробил
Чтоб снова славить Бога
Был и хранилищем и складом
Горел, стонал, но устоял
Об этом помнить людям надо
Не повторить былой кошмар
Как трудно делать все сначала
И по крупицам собирать
Но чтоб нам жизнь не предвещала
Нам строить надо помогать
Он был разграблен, осквернен,
Не тронут крест лишь волей Бога
Сегодня служба идет в нем
На сердце радость и тревога
И верю я, придёт тот час
Когда храм будет переполнен
Потомки не осудят нас
А добрым словом вспомнят
История ХРАМА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
В «Писцовых книгах» Русского государства XVI века в «Отделении 1 Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской» читаем следующие строки:
«В волости Вохна. Погост пуст на Исакове озере, а в нем церковь Рождества Пречистыя Богородицы, без пенья, древена клетцки; пашни церковные худ. земли 2 части в поле, а в дву потому ж сена 3 копны; под тем же погостом озеро Исаково, а в нем рыба, щука и окуни, ловят про себя Вохонские крестьяне».
Итак: церковь «без пенья», то есть службы в ней не проводились. Освящённая в честь Рождества Пречистыя Богородицы. Престольный праздник в церкви был Днём Рождества Богородицы, 8-го сентября по старому стилю, день Куликовской битвы.
Какова судьба деревянной церкви на Исаковом погосте?
Интересно сообщение в книге о церквях и приходах Владимирской епархии. «Устройство в Ореховской церкви престола, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, местное предание объясняет тем, что в Орехово была перенесена Богородице-Рождественская церковь с Исаакиевского озера.
В Ореховской церкви были две иконы, доселе называемые Исаакиевскими».
Но в 1876 году случился пожар, и деревянная церковь сгорела. Церковное имущество и почти все иконы были спасены.
Через два месяца прихожане построили новую временную деревянную церковь. А на следующий год началось строительство нового каменного храма.
В 1886 году храм был отстроен. Главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой смерти. В 1887 году освящены приделы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. В 1895 году храм был обнесён каменной, с коваными решетками оградой. Вход за ограду был с двух сторон: со стороны деревни (или со стороны «плаца») И со стороны школы, построенной в 1891 году.
Красивы сохранившиеся ворота со стороны школы. Рисунок кирпичной кладки ворот в точности повторяет элементы архитектуры храма.
Кованые узорчатые ворота распахивались перед верующими с двух сторон: со стороны школы и со стороны села.
Трехъярусную колокольню высотой в 70 метров венчают маковка и православный крест. Маковка (шар под крестом)диаметром около одного метра покрыта червонным золотом,
Причт городского храма состоял из трех членов: священника, дьякона и псаломщика. Для них были выстроены дома рядом с храмом. Дома эти стоят и по сей день. Усадебной пахотной и сенокосной земли у них (причта) было 10 десятин 112 сажени. Земля была неплодородной, и причт не получал от нее почти никакого дохода.
Когда в 20-х годах Е. Ярославский спровоцировал антирелигиозную борьбу (воинствующий атеизм) церковь разграбили пьяные мужики. Один пытался на верёвке забраться на шар (поскоблил его на пробу) под крест, да сам и свалился на землю, разбился насмерть.
Церковную службу временно восстановили, хотя даже в 1937 году происходило венчание прихожан.
Не удалась и попытка трактором свалить колокольню: Бог не дал. В начале 80-х годов 20-го века храм горел. Местное население, дачники и пришлые люди приложили руки к разграблению храма: растащили плиты пола, выкрали оконные рамы, разобрали часть кирпичной кладки. Сильнее всего пострадала внутренность храма. Все иконы, подсвечники, лампадки унесли по домам. Отдельные иконы можно было увидеть в домах округи. Особенно сильно пострадала роспись храма. осыпалась штукатурка. Целыми звеньями уносили, увозили церковную ограду.
Храм пришел в страшное запустение. Двери с входа в храм сняли. Окон нет. Под ногами зияли провалы, ветер свободно гулял по храму. Выветрил он часть кирпичей. После пожара 80-х долго стояли на храме железные остовы 5-ти куполов. Жуткая картина.
Надгробий Алексея Васильевича Смирнова и его супруги Татьяны Яковлевны нет. Их давно попросту украли, подогнав машину с подъемным краном. Память же об Алексее Васильевиче Смирнове будет жить в делах добрых, им сотворенных.
Когда проводился внутренний ремонт храма, обследовались подвальные помещения, строители удивлялись продуманной системе отопления храма. По их рассказам она представляла такой процесс: «. было предусмотрено оригинальное отопление: весь пол нагревался установленной в подвале «духовой печью». По системе воздуховодов дым выводился в трубу, которую обнимала другая, тоже с кирпичными стенками. Через неё осуществлялась вентиляция помещений. Дым от трубы нагревал её стенки, а они, в свою очередь, нагревали воздух, который по системе воздуховодов поступал через решётки в стенах храма. Нагретый воздух устремлялся наверх и, таким образом, происходила естественная вентиляция. Кроме того, открывались вентиляционные форточки в сводах приделов».
В 1991 году Игорь Семенович Морозов (из д. Новая) отправил письмо Патриарху Алексию, где рассказал, что церковь очень красива, красивая архитектура, вполне восстановима. Просил его содействовать в этом. Прошение писали жители Горы и других деревень.
При храме была создана община. Сначала её возглавлял С. Шелапутин. А с 1991 года старостой церкви стал Н.А.Разоренов. Средств и сил на восстановление не было. Для моления православных в правом крыле основной горской школы (бывшей церковно-приходской) оборудовали для моления свободный класс. Соорудили алтарь, иконостас. Там стали происходить молебны и все обряды православной церкви. Случилось это при директоре Н.Н. Гребенькове.
Понемногу храм стал восстанавливаться. Вместе с настоятелем храма отцом Виктором открывается новая страница истории Горского храма.
Внутреннее убранство храма постепенно восстанавливается. Когда зажигаются паникадила, подаренные храму митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, горят сотни свечей, то внутренность храма становится легкой и торжественной.
Гора. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Богородице-Рождественская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кирпичный храм Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и мученика Никиты строился в 1877-1886 гг. на средства фабриканта А.В. Смирнова и прихожан. Иконы и утварь перенесены из сгоревшего храма, построенного в 1865 г. Церковь закрыта в 1930-е гг., ныне действует и ремонтируется. Рядом сохранилась бывшая церковно-приходская школа, здание и сейчас используется под сельскую школу.
В 1876 г. деревянная церковь сгорела, но почти всю утварь и все иконы удалось спасти. Через два месяца на средства Алексея Васильевича Смирнова была построена временная деревянная церковь (впоследствии перенесена в Дулёво). А.В. Смирнов вместе с братьями Антоновыми, Гавриловым и Яшиным задумали возвести каменный храм. Строительство началось 20 июня 1877 г., из общей стоимости церкви девять десятых (150 тыс. руб.) внёс А.В. Смирнов. В 1886 г. храм был окончательно отстроен, главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой своей смерти. В 1887 г. освящены приделы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. В 1895 г. открыта церковноприходская школа в каменном двухэтажном здании и сделана каменная с воротами и с железными решётками ограда.
Закладной камень по прежнему находится под главным престолом храма. Приход Горской церкви состоял из с. Гора и деревень Новой, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино, Язвищи. В 1896 г. по клировым ведомостям в приходе было 2384 души православных и 711 раскольников разных толков.
В 1876 г. Горский приход состоял из с. Гора, где только приходских душ мужского пола было 103 и деревень: Кудыкино – 140 душ, Новая – 151, Высокая – 180, Сельково (Сальково) – 85, Язвищи – 254, Ликино – 138. Всего в приходе была 1051 душа только мужского пола. Причт церковный по штату состоял из священника и псаломщика. В действительности причт состоял из священника Николая Поспелова, диакона на псаломщицкой вакансии Михаила Архангельского и пономаря Николая Березина.
15 лет, с 1903 до 1918 г. настоятелем Горского храма был священник Александр Костинский (1861-1918). С 1912 г. диаконом был Николай Невский, псаломщиками Фёдор Абрамов и Сергей Лобцов. До начала службы в храме с. Гора отец Александр более 12 лет служил в с. Яковлево и много сделал для подготовки строительства каменного храма Ахтырской Божией Матери.
В с. Гора и деревнях прихода было много купеческих и богатых крестьянских домов, просторных, двухэтажных, иногда с каменными лавками и кладовками. Уничтожение хозяйственных богатых крестьянских семейств после революции происходило поэтапно. Сразу после революции в двухэтажном доме Тихомировых открыли клуб. Хозяев дома выгнали. Отобрали дом и у лесничего.
В 1929 г. проводилась сплошная коллективизация. «Колотушка» в 1929 г. призывала «Обезбожим Орехово-Зуевскую деревню!» В 1930 г. та же газета писала: «. в селе Гора общее собрание крестьян единодушно решило всем селом идти в колхоз. На этом же собрании постановили просить вышестоящие советские органы незамедлительно закрыть церковь и выселить всех попов из пределов общества с конфискацией имущества в пользу колхоза».
Дальше произошло то, что и в с. Яковлево Орехово-Зуевского района. Там тоже агитировали записываться в колхоз, но не сказали, что по положению о колхозах, если большинство жителей села записывается в колхоз, то церковь в селе закрывают, а священника выселяют. 80 жителей записались, но, узнав о том, что они сами таким образом, не ведая, дали согласие на закрытие храма, взяли назад свои заявления, в колхозе осталось менее 40 населения. Газета опубликовала подборку писем об организации колхозов в районе: «У нас на Горе организуется колхоз. И вот, накануне попы да церковные старосты стали агитировать: «Выписывайтесь, пока не поздно. » На собрании подкулачники и науськанная беднота кричали: «Не хотим в колхоз! Отдай назад, что отобрали!» Газета «Колотушка» писала в 1929 г.: «С открытой агитацией против колхозов и займа в д. Новая выступили на собрании кулаки и подкулачники. Кулак Бобров, опираясь на подкулачника Бурова т.п., с помощью женщин чуть было не сорвал хлебозаготовки и лесозаготовки». Помогать образованию колхозов взялись карательные органы. Кузьма и Агап Павловичи Бобровы были раскулачены и сосланы в лагеря Кузнецкстроя. Больше их никто никогда не видел. Практика обязательного закрытия церквей при образовании колхозов была вскоре отменена. В те времена храм уцелел.
Но прошло всего 7 лет, и горский храм в начале 1938 г. был закрыт. Настоятель, священник Емельян Иванович Бобров (1880-1938), жил с семьёй в церковной сторожке, стоявшей вдоль южной ограды церковного двора. Сторожка сломана в советское время. 18 января 1938 г. о. Емельян был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, а 3 февраля уже расстрелян. По свидетельству местных жителей, храм был самым богато украшенным в округе. Старожилы, ещё детьми, видели большие иконы из горской церкви в подсобке горской школы, ими топили печи. В здании храма устроили сначала зернохранилище, потом склад удобрений.
Степень духовного здоровья народа можно определить по благодарной памяти, которую хранят потомки об ушедших в мир иной людях, сделавших доброе дело для этого города, этой деревни, этой школы, этого храма и т.д. А как обстоят дела с благодарностью и памятью у нас? Надгробия Алексея Васильевича и Татьяны Яковлевны были вскрыты мародёрами, потом и уничтожены (в 1980-х гг.), разбита красивая железная с цветными стёклами сень над могилами. У церкви в с. Гора, вместо семейной усыпальницы остались лишь развалины.
На месте надгробных плит Алексея Васильевича и Татьяны Яковлевны Смирновых, помещены надгробные памятники: их сына Ивана Алексеевича Смирнова (1868-1894, он был четвёртым ребенком в семье, родился после первенца Ксении (1863), сына Александра (1864) и дочери Евдокии (1866), памятник жены отца Алексея Васильевича, Василия Сергеевича Смирнова, Прасковьи Данильевны Смирновой, скончавшейся 7 сентября 1881 г., «жития ея было 75 лет 10 месяцев и 10 дней, день ангела её 28 октября», и Ионы Гавриловича Гаврилова.
Почти уничтожено и кладбище, которое располагалось с южной стороны каменного храма, за домами священно- и церковнослужителей, где стоял сгоревший деревянный храм.
По материалам книги протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы Орехово-Зуевского района»
В 1991 г. церковь в деревне Гора вошла в число действующих. Староста общины Николай Разоренов вместе с настоятелем отцом Виктором Осиным и своими сподвижниками открыли новую страницу в истории храма. Именно тогда начались активные ремонтно-восстановительные работы. Когда они пришли в храм, то увидели жалкие останки былой росписи и чудом сохранившуюся Казанскую икону Божией Матери.
Первым делом провели паровое отопление, вставили новые рамы, потом начались штукатурные, столярные и отделочные работы. Все они велись при материальном содействии акционерных обществ «Дулевский фарфор», «Карболит», «Куровской текстиль» Орехово-Зуевской птицефабрики, Яковлевского лесничества. С 25 декабря 2006 г. по сегодняшний день настоятелем храма является священник Александр Воронцов.
На данное время внутренние реставрационные работы планомерно продолжаются. 16 марта 2007 г. в алтаре храма было установлено новое Горнее место, ранее практически не обозначенное, завершена шпатлевка стен алтаря, благоустраивается храмовая территория, заложен фундамент под сторожку.
Источник: сайт Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви
История Богородице-Рождественской церкви, находящейся в селе Гора, достаточно необычна. Началась она в промышленном селе Орехово (ныне Орехово-Зуево). В 1862 году там построили величественный каменный храм. С появлением новой церкви необходимость в деревянном храме исчезла. Тогда жители нескольких близлежащих деревень попросили ореховчан, чтобы те разрешили разобрать тот деревянный «клецкий» храм, который можно было по брёвнам перевезти в деревню Гора. Первоначально на новом месте устроили и освятили трапезную с двумя престолами во имя святителя Николая Чудотворца и святого мученика Никиты, а затем главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Прошло немногим более десяти лет после переноса храма (1876), когда в нём случился пожар. Здание сгорело, но всю церковную утварь удалось тогда спасти. Уже через два месяца после этого, как храм сгорел, в селе была выстроена новая церковь, также из дерева. Она изначально была задумана как временная, предшествующая каменной, возведение которой началось спустя короткое время.
Говоря о здании церкви, отдельно нужно сказать о металлической часовне, выстроенной фабрикантом А. В. Смирновым. Она была возведена у западной стены храма, в её оконных проёмах находились витражи. Внутри часовенка была украшена дорогими коврами, подсвечниками, лампадами. В подвале находилась усыпальница Смирновых. Первоначально причт состоял из священника, дьякона и псаломщика, для которых Смирнов построил жилые дома рядом с храмом (они, кстати, сохранились по сей день), а также наделил пахотной и сенокосной землёй. Новый приход объединил семь соседних деревень, помимо Горы: Новую, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино и Язвищи, общей численностью 1158 мужчин и примерно столько же женщин. Рассказывают, что после прихода к власти большевиков церковь была полностью разграблена. Один из грабителей попытался взобраться на купол, чтобы соскоблить с него позолоту, но сорвался и разбился насмерть. Правда, службы в церкви время от времени проводились вплоть до 1938 года, пока храм окончательно не закрыли, переоборудовав его в склад. Здесь также складировались удобрения. Колокола сняли в годы Великой Отечественной войны. В храме чудом сохранилась старинная Казанская икона Божией Матери, видать загодя спрятанная кем-то из прихожан.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возвращена православной общине в 1991 году. Нынешние служители церкви поведают всем интересующимся историей храма Рождества Пресвятой Богородицы, что во время восстановления здания, строители обнаружили чрезвычайно продуманную систему отопления: пол нагревался от сооружённой в подклете «духовой печи», и по замысловатой системе воздуховодов в помещение поступал тёплый воздух. Со временем храм восстановили силами немногочисленного прихода, помогли так же спонсоры и меценаты промышленных предприятий Орехово-Зуевского района. Рядом, как и много десятилетий назад бьёт святой источник, названный кем-то Иорданом, тут же оборудована купель.