храм на московском проспекте в ярославле
Крестобогородский храм г. Ярославля
Официальный приходской сайт
Крестобогородский храм г. Ярославля
Контактная информация
Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 году вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви — икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.
В 1760 году прихожане на свои средства соорудили стена в стену с часовней каменную церковь, весь материал на ее строительство пожертвовал владелец Ярославской Малой мануфактуры Дмитрий Максимович Затрапезнов. Главный престол в летнем храме посвятили Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии он был переименован во имя Филиппа, митрополита Московского (возможно, в память о том, что в 1652 году через эту местность будущий Патриарх Никон сопровождал мощи святителя из Соловецкого монастыря в Москву). Освящал новую церковь 3 декабря митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) — в храме бережно хранится антиминс от святителя.
В 1762 году священник деревянной церкви села Сидоркова Ярославского уезда обратился к преосвященному за благословением на строительство деревянного храма взамен сгоревшего в прошлом году. Владыка ответил, что вскоре после подачи прошения явился в духовное ведомство церковный староста означенной церкви, крестьянин Иван Алексеев. Он сказал, что договорился «с священником и приходскими людьми, чтоб имеющуюся в селе Богородском [что у Креста] излишнюю деревянную церковь (вместо коей в том селе Богородском построена вновь каменная церковь, а та деревянная по прошению того села Богородского священника с приходскими людьми совсем упразднена и ничего в ней кроме одних стен нет), взять им в то село Сидорково за надлежащую плату». Митрополит Арсений распорядился разобрать деревянный Крестобогодский храм и перевезти его в указанное село. (Церковь простояла на новом месте недолго — в 1788 году была заменена каменной.) Данный документ дает нам дополнительные сведения — каменный храм в селе Крест был возведен не на месте деревянного, а рядом с ним.
В 1806 году архиепископ Ярославский Антоний, страдавший тучностью, каждый день ходил к кресту молиться; в память о его ежедневной молитве в церкви была поставлена икона Антония Римлянина, дошедшая до наших дней. В благодарность за избавление от болезни владыка благословил и отчасти профинансировал строительство в 1811 году вместо часовни у северного фасада здания теплой церкви Животворящего Креста Господня.
Храм никогда не закрывался. Последние два десятилетия в нем осуществляются реставрационные, строительные, восстановительные работы: по инициативе и при активном участии настоятеля, митрофорного протоиерея Владимира Пчелкина(+ 2009) сделаны новые полы и отопление, к зимнему храму пристроена паперть, внутри он заново расписан московским художником Юрием Ильичем Африным. В 2008 году на приходскую колокольню был поднят 200-пудовый колокол — один из самых больших из современных в Ярославле.
Крестобогородская церковь (Ярославль)
Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах) — православная церковь в Ярославле, находящаяся на Московском проспекте, в микрорайоне Кресты.
Содержание
История [ править ]
В середине XVII века к городу подступало страшное бедствие Средневековья — эпидемия чумы. Чтобы спасти жителей города, ярославское духовенство направилось к южной границе Ярославля, где молитвами пыталось остановить болезнь. Неизлечимая болезнь отступила.
В 1655 году ростовский митрополит Иона Сысоевич поставил «у врат града Ярославля, для его сохранения», трёхметровый крест (Распятие с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником) в память об избавлении города от неизлечимой болезни.
Место это с древних времён носило название Поклонная гора, здесь находилась самая высокая точка при въезде в Ярославль. Как писал этнограф, фольклорист и археолог Николай[уточнить], «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов».
Позже на этом месте была построена деревянная часовня. В 1677 году рядом с часовней крестьянами Спасского монастыря была построена и освящена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Возле неё в конце столетия возникли два села. Потом они объединились в крупную деревню, названную Крестобогородской (или просто Кресты). Позже в обиходе ярославцы так же стали называть церковь.
В 1760 году (по другим данным, в 1738 — возможно, это год начала строительства) на средства богатейшего ярославского купца Дмитрия Затрапезнова была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Главный престол в летнем храме был посвящён Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии переименован во имя Филиппа, митрополита Московского. Часовня, в которой находился крест 1655 года, в 1760 года также стала каменной — она примкнула к северному фасаду летнего храма. В 1817 году к часовне с востока пристроили алтарь, а с запада — трапезную, и она была превращена в третий придел храма, освящённый в честь Животворящего Креста.
В советское время Крестобогородская церковь никогда не была закрыта, и в ней продолжались богослужения. В 1989—1994 годах на средства прихода и областного бюджета церковь была отреставрирована, с запада к храму во всю его ширину пристроена паперть.
Современное состояние [ править ]
Территория прихода Крестобогородского храма довольно обширна, в нее входят два окраинных спальных района города Ярославля. Большое количество верующих посещает храмовые богослужения, а также получает духовные наставления у приходских священнослужителей.
В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.
В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.
Здание, в котором ныне располагается церковно-просветительский центр, было построено во второй половине XIX века для церковно-приходской школы. После отнятия его у Церкви советской властью в здании располагалась юношеская библиотека. В середине 90-х годов XX столетия здание было возвращено законному владельцу – местному православному приходу.
Протоиерей Владимир Пчелкин, имевший замысел об открытии церковно-просветительского центра, осознавая недостаток помещений в переданном здании, принял решение о его реконструкции. На протяжении более десяти лет под неусыпным взором настоятеля продолжались строительные работы. Были сооружены пристройки к историческому зданию и мансардный этаж.
Протоиерей Владимир, будучи искренним пастырем и духовным отцом для прихожан, радел об их возрастании во Христе. Он положил многие труды для открытия церковно-просветительского центра. Господь не судил ему увидеть при земной жизни увенчание успехом его стараний. Любимый многими пастырь отошел ко Господу в сентябре 2009 года, за год до освящения центра.
Труды по благоустройству здания продолжил новый настоятель храма иерей Александр Пчелкин, который еще, будучи помощником настоятеля, работал над этим проектом.
Церковно-просветительский центр Крестобогородского храма был открыт 3 октября 2010 года. Освящение здания и молебен перед началом занятий совершил Высокопреосвященнейший Кирилл Архиепископ Ярославский и Ростовский в день празднования 355-летия поставления Животворящего Креста на Поклонной горе города Ярославля и 250-летия освящения каменного Крестобогородского храма.
В рамках центра осуществляется ряд проектов. В их числе церковно-приходская школа для детей, курсы катехизации, ознакомительные беседы перед Таинством Святого Крещения, а также сотрудничество с общественными организациями. Целью деятельности церковно-просветительского центра является вовлечение детей и юношества, прихожан храма и жителей города к полнокровной и благодатной церковной жизни.
Перед Таинством Святого Крещения с родителями младенца, или сознательным взрослым ребенком или взрослым человеком проводятся две обязательные ознакомительные беседы, имеющие целью подготовку к осознанному принятию таинства. В беседах участвуют желающие принять Крещение взрослые и подростки с 14 лет, а также родители и восприемники (крестные) детей. Беседы проводятся по вторникам и четвергам (по выбору слушателей) в 18.30 и непосредственно перед совершением Крещения, которое совершается по пятницам, субботам и воскресеньям. Предварительную беседу проводит катехизатор, а перед совершением Таинства – совершающий его священник.
Курсы были открыты в октябре 2010 года. Их цель – духовное просвещение сотрудников и прихожан храма, получение ими знаний по основным предметам церковной науки. Срок обучения – 2 года.
Читаются лекции по следующим дисциплинам:
Катехизис это наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для его правильного служения Богу и спасения души. Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). Курс катехизиса представляет собой основные положения богословия Православной Церкви.
Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.
История Церкви раскрывает исторический путь Церкви Христовой с первых веков ее существования до наших дней. В курс входит Общая церковная история, история Православных поместных Церквей и Русской Православной Церкви.
Литургическое предание – предмет, включающий в себя изучение православного богослужения и его истории. Цель предмета – осознанное участие в богослужении.
Ветхий завет – изучение книг Ветхого Завета Священного Писания.
Новый завет – изучение книг Нового Завета Священного Писания.
Школа открыта в октябре 2010 года. Цель школы – приобщение к полнокровной церковной жизни детей и юношества.
Закон Божий. В рамках предмета раскрываются православное вероучение, традиции и праздники Православной Церкви. Так же изучается Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
Музыкальные занятия имеют целью приобщение учеников к традиции богослужебного пения. Разучиваются детские песни христианского и светского содержания, проводятся занятия по вокалу.
Святыни [ править ]
История церкви Ризоположения теснейшим образом связана с ее главной святыней – Крестом Господним, водруженным митрополитом Ростовским Ионой в 1655 г. на Поклонной горе близ Ярославля в память об избавлении города от страшного бедствия — моровой язвы 1654 г.
Моровая язва, очевидно бубонная чума, бушевала в центральной России в 1654 году. Многие жители городов и весей погибли от этой болезни. Она надвигалась к границам Ярославля с московской стороны. Благочестивые горожане и жители пригородов стали усердно взывать к Господу о помощи. Они совершали крестные ходы вокруг ярославских пределов. Вседержитель внял молитвам. Моровая язва не вошла в город, хотя многие окрестности от нее сильно пострадали. В благодарность Богу о чудесном избавлении и в напоминание о нем грядущим поколениям по сложившейся традиции был поставлен поклонный крест.
Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета».
Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками. Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»
Митрополит Филипп II (в миру — Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.
До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.
В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).
Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.
По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.
Божия Матерь перед блаженным успением подарила одну из Своих одежд (ризу) благочестивой девице-еврейке и завещала ей перед кончиной передать также девице. С того времени честная Риза Пресвятой Богородицы хранилась в роду этой девицы, передаваясь из поколения в поколение.
Во времена византийского императора Льва I Великого (457—474) и святого Геннадия, Патриарха Константинопольского (+471; память 3 августа), приближенные императора братья Галвин и Кандид обнаружили честную Ризу в доме престарелой еврейки.
Братья, совершая паломничество в Святую Землю, посетили Назарет и остановились на ночлег в небольшом селении рядом с городом. В доме, где они ночевали, паломники обратили внимание на зажженные свечи и исходивший фимиам. Хозяйка объяснила им, что хранит великую святыню, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Вскоре ковчег со святыней был перевезен в Константинополь.
Во Влахерне (предместье Константинополя на берегу моря, у корабельной пристани) был воздвигнут новый храм в честь Божией Матери. 2 июля 458 года святитель Геннадий торжественно перенес честную Ризу во Влахернский храм и положил ее в новом ковчеге на престоле.
18 июня 860 года русский флот Киевского князя Аскольда осадил Константинополь с моря. Святой Патриарх Фотий (+891; память 6 февраля) призвал паству слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Божией Матери. Опасаясь поругания святынь, хранившихся в прибрежном Влахернском храме, все их, в том числе и Ризу Богоматери, перенесли в Константинополь. Честная Риза была с крестным ходом обнесена вокруг города. С упованием на заступничество Божией Матери край Ризы погрузили в воды Босфора, а затем святую Ризу положили в храме Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русских воинов. 25 июня был заключен мирный договор. 2 июля чудотворную Ризу Божией Матери вновь положили во Влахернском храме.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Крестобогородский храм расположен в самом конце Московского проспекта, фактически на въезде в Ярославль со стороны Москвы.
Адрес: Россия, г. Ярославль, Московский проспект 161
Крестобогородская церковь в Ярославле: рассмотрим по полочкам
В городе Ярославле на территории Московского проспекта, рядом с парком Нефтяников, расположилась церковь под названием Крестобогородская, также ее называют церковью Ризоположения в Крестах.
История основания
Есть в г. Ярославле район Кресты. Расположен он на том месте, где в 1655 году митрополит Иона Сысоевич при въезде в город со стороны Ростова. на Поклонной горе, установил трехметровый крест. Сделал он это в честь победы над моровой язвой, шествующей в то время по всей Руси.
Крестобогородский храм (церковь Ризоположения) в Ярославле
С чудотворной иконой Смоленской Божьей Матери был совершен крестный ход. Совместными молитвами духовенства и народа во главе с митрополитом Ионой город был спасен от гнева Божьего, — чума обошла его стороной.
По прошествии немного времени здесь была сооружена часовня, а затем и церковь Положения Ризы Божьей Матери. Рядом со святым местом возникла деревня, которая стала называться, как и церковь, — Богородской или сокращенно Кресты. Спасский монастырь, расположенный неподалеку, снабжал новый храм всей необходимой служебной утварью.
Первая церковь, выстроенная в 1677 году, была деревянной. Спустя почти сто лет, а точнее, в 1760 году, было начато строительство нового каменного храма. Средства на его возведение были пожертвованы владельцем мануфактурной фабрики, а также колокольного завода, Д. М. Затрапезновым. Главный престол церкви освятили в честь Положения Ризы Божьей Матери, а зимний — св. Николая Чудотворца (впоследствии митрополита Московского Филиппа).
В середине прошлого столетия это место стало частью города. Была проведено расширение Московского проспекта, из-за чего снесли ряд построек. То же самое планировалось проделать и с церковью Ризоположения. Однако верующим невероятными усилиями удалось предотвратить это и сохранить храм.
Внутреннее убранство
Росписи, существующие в храме, были выполнены в 20-годах 18 века, руководителем которых был священник Андрей Смирнов. Резчик Гавриил Столярев выполнял для храма престол, иконостас и жертвенник. Конечно ж, по истечении многих лет все износилось, но здесь довольно часто проводят реставрационные работы и ремонты.
Начиная с 1988 по 1995 год, церковь отреставрировали за деньги, которые выделил областной бюджет. Его нижняя часть обзавелась углублением, где находятся частицы мощей некоторых святых и по это время. Главная святыня церкви – это крест Ионы Сысовича во всю величину, по каждую сторону от него расположили несколько икон, в числе которых есть иконы Богоматери, Марии Магдалины, Иоана Богослова, Логина Сотника.
Во владениях церкви находится огромное количество икон и образов святых. Среди самых почитаемых стоит отметить наличие:
— Животворящего Креста Господнего;
— Иконы Пресвятой Богородицы, оплакивающей Христа;
— Икона, на которой изображен Митрополит Филипп Московский;
— Иконы Положения честной ризы Пресвятой Богородице во Влахерне.
Современное состояние
С конца двадцатого века в течение двух десятилетий на территории храма широко проводились реставрационные работы. Было сделано:
Внутреннее убранство церкви РизоположенияИнтересно! Из-за географического положения в храме часто бывают не только туристы и паломники, но и первые лица страны, как духовные, так и светские.
Святыни
Главная святыня храма — трёхметровый живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого — иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Лонгином Сотником (по мнению искусствоведа Татьяны Казакевич, исполнение боковых икон можно отнести к 1760 году — времени окончания строительства зимнего храма)
Из святынь, обретённых в последние годы, можно назвать выполненную для главного иконостаса икону «Положение ризы Богоматери во Влахерне» с частицей ризы Богоматери.
Храм сегодня
В нынешнее время церковь Ризоположения в Крестах введена к правлению Русской Православной Церкви. На протяжении прошедших 20 лет в ней были проведены работы по строительству, восстановлению кое-каких объектов, а также их реставрации, все было сделано по указу митрофорна протиаирея Владимира Пчелкина. Благодаря его активному участию церковь обзавелась новым полом и отопительной системой, пристройкой паперти в зимнем храме, а также новыми росписями художника Юрия Африна.
Около 8 лет назад в колоколню привезли большой колокол в 20 пудов, который в нынешний момент считается самым огромным среди всех остальных, находящихся в Ярославле.
Адрес: Московский просп., 161
Деятельность прихода
На территории Крестобогородского храма действует церковно-просветительский центр. В его проекты входит:
Цель этой деятельности — приобщение верующих к полноценной церковной жизни.
Престольные праздники и богослужения
15 июля празднуется Ризоположение. Хитон, принадлежавший когда-то Богородице, из поколения в поколение бережно передавался и хранился на Святой Земле. Святая Риза источала из себя множество чудес и не раз спасала тот город, в котором хранилась.
Впервые святыня была обнаружена во времена императора Льва Македонянина. Находилась она в небольшом селении близ Назарета у одной престарелой еврейки. Паломники, остановившиеся у нее на ночлег, удивились тому, что в доме горит столько свечей и фимиама. На неотступные просьбы рассказать, что за святыня находится здесь, женщина нехотя открыла им свою тайну. Хитон был сразу же перевезен в Константинополь во Влахернский храм.
Богослужение в Крестобогородском храме
Храм открыт ежедневно, проводятся регулярно службы. По праздникам служатся две литургии, ранняя и поздняя. Церковь очень посещаема верующими и паломниками. Это один действующий храм в районе, поэтому народу сюда стекается, как правило, много.